Электронный аукцион не подано ни одного предложения. Что делать, если закупка не состоялась. Размещение извещения о проведении аукциона

Практически любого участника электронного аукциона волнует вопрос: «А сколько у меня конкурентов? Сколько заявок уже подано на аукцион?» Такая информация нигде отдельно не публикуется. Когда участник подает заявку – она получает номер. Но если вашей заявке присвоен №10, это не обязательно означает, что у вас 9 соперников! Не забывайте, что заявки можно отзывать и подавать заново. И нумерация будет продолжаться…

Во время торгов в аукционном зале можно увидеть, сколько участников сделали хотя бы по одному предложению. Заказчик, кроме этого, знает, сколько всего участников он допустил к аукциону.

После завершения торгов оператор ЭТП формирует протокол проведения аукциона и публикует его. Теперь все могут узнать, сколько участников было на торгах.

Участие в электронном аукционе

Торги начались. В назначенный день и время все, кто допущен к аукциону, могут войти в «аукционный зал» и попробовать побороться за контракт. Закон первоначально отводит участникам 10 минут. Будьте внимательны! Если за это время никто не сделает ни одного предложения, аукцион будет завершен. Процедуру признают несостоявшейся. Поэтому делайте ваши ставки!

На вопросы участников отвечает Юрий Майский, эксперт Школы электронных торгов.

Вопрос: как понаблюдать за аукционом? На сбербанк-АСТ можно войти только через заявку. Или как-то еще можно?

Комментирует Юрий Майский, лектор Школы электронных торгов, ведущий и :

«Понаблюдать за аукционом может любой. В открытой части ЭТП можно следить за подаваемыми ценовыми предложениями. Например, на ЭТП «Сбербанк-АСТ» можно пройти по ссылки в меню «Аукционы=->Аукционный зал» и получить список аукционов, где сейчас идут торги. Щелчком по синей пиктограмме «i» можно войти в конкретный аукцион и посмотреть, какие подаются предложения, как падает цена ».

Вопрос: на каком сайте можно посмотреть результаты аукционов полугодичной давности?

Ответ: на сайте www.zakupki.gov.ru можно посмотреть результат всех размещенных ЭА, в том числе, для каждого аукциона протокол торгов, протокол подведения итогов и информацию о заключенном по итогам торгов контракте из реестра контрактов.

Вопрос: шаг торгов определяется регламентом торгов или он находится в пределах -%?

Ответ: шаг аукциона определен законом — это диапазон значений от 0.5 до 5% от НМЦ. Только на сумму, попадающую в эту вилку значений, участник может подать предложение, улучшающее текущую цену аукциона.

Вопрос : первый шаг не может быть равным НМЦ? Первый шаг в любом случае будет меньше НМЦ на шаг аукциона?

Ответ : первое ценовое предложение — всегда снижение. Первое снижение всегда будет в шаге аукциона. Это значит, что цена уменьшается на величину от 0,5% до 5% от НМЦ. Подать предложение, равное НМЦ, нельзя.

Вопрос : вне шага можно подавать предложения, когда уже кто-то подал на 0,5%?

Ответ: да, вне шага аукциона можно делать ценовые предложения только после того, как кто-то хотя бы одно предложение подал «в шаге».

Вопрос : уменьшение цены идёт от цены лидера или от НМЦ в последующих шагах?

Ответ: цена в аукционе уменьшается следующим образом: процент снижения рассчитывается от НМЦ, а вычитается из цены лидера.

Вопрос : какой смысл делать предложение не в шаге аукциона, если оно не учитывается никак?

Ответ: тактика участия в торгах может быть разной. Предложение «вне шага аукциона» может быть использовано для разных целей. Например, для борьбы за 2 место при относительно высокой цене предложения.

Вопрос : для чего торговаться за второе место?

Ответ: если участник, оказавшийся первым в протоколе проведения аукциона, будет признан несоответствующим по второй части заявки или нарушит сроки при заключении контракта, то контракт будет предложен второму участнику.

Вопрос: если участник снижает цену от лидера не в шаге аукциона на минимальную цифру, становится ли он лидером, и кто будет победителем?

Ответ: вне шага аукциона улучшить предложение лидера нельзя. Если вы подаете предложение вне шага, то улучшается только ваше текущее предложение, а цена аукциона и текущий лидер не изменяются.

Вопрос : во второй части аукциона можно подать предложение = предложению лидера?

Ответ: да, можно. Если вы сделаете это раньше других участников — вы будете вторым в протоколе проведения аукциона.

Повышайте квалификацию на курсе « » для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд всегда являлась сферой социальных отношений с повышенным риском коррупции. И хотя полностью одолеть коррупцию в закупках пока не удалось, это вовсе не означает бессмысленность мер по снижению ее уровня.

Это рассмотрение актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок прямо направлено на исключение коррупционной составляющей в закупочной деятельности организации. Наказание за коррупционные правонарушения: штрафы, принудительные работы, лишение права занимать определенные должности, лишение свободы (УК РФ). О сновные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Российской и международной практикой выработаны четыре основных подхода, подтвердивших свою действенность:

— регламентационные методы;

— технические методы;

— психологические методы;

— контрольные и репрессивные меры.

Регламентационные методы

1. Информационная прозрачность на всех этапах закупочной деятельности

Можно выделить несколько уровней информационной прозрачности:

  • Доступность правовых актов, устанавливающих общие правила закупок.
  • Открытый доступ ко вспомогательным документам (локальным актам, методикам, инструкциям) в сфере осуществления закупочной деятельности.
  • Обеспечение открытого доступа к информации, которая создается в процессе осуществления закупки, в достаточном объеме для осуществления независимого мониторинга и общественного контроля.
  • Открытый характер сведений о результатах исполнения договоров и выплатах, осуществленных по ним.
  • Прозрачные процедуры обжалования результатов закупочной деятельности.

Наиболее перспективной мерой обеспечения прозрачности закупок является публикация информации в сети «Интернет».

2. Эффективные регуляторы условий участия в закупках

Условия участия в закупках включают в себя:

  • требования к закупаемым товарам, работам, услугам,
  • критерии оценки заявок и принятия решений о заключении контрактов.

Если раньше (до 1 января 2006 г.) должностные лица, ответственные за закупки, устанавливали произвольные требования к поставщикам, исполнителям, подрядчикам. То есть, можно было ограничить участие предпринимателей в торгах и обеспечить контракт «своей» компании. Сегодня существует четкий перечень требований к участникам закупок по предоставлению документов. Устанавливать произвольные или дополнительные требования Закон запрещает.

Такой механизм, как , обеспечивает анонимность участия предпринимателей. Участники закупок не знают друг друга и не могут договориться о результате торгов и согласовать стоимость контракта, что положительно влияет на снижение начальных цен и благоприятствует развитию конкуренции в целом.

До 1 января 2006 г. существовала возможность менять любые условия заключенных контрактов, в том числе стоимость и объемы работ, что само по себе являлось предпосылкой для коррупции. Сейчас такая практика ушла в прошлое. Теперь установлен ограниченный перечень случаев внесения изменений в действующий контракт. Закон не допускает произвольного изменения стоимости контракта, сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки и многих других положений, что существенно ограничивает возможности для реализации коррупционных схем.

Раньше обжаловать результаты торгов можно было только в судебном порядке, но эта процедура занимала много времени, поэтому к завершению разбирательства контракт обычно уже был выполнен другим участником. Таким образом, восстановить справедливость было практически невозможно. Сегодня существует короткая процедура обжалования действий заказчиков в ФАС России. Ее механизм позволяет быстро восстанавливать нарушенные права участников закупок.

До весны 2011 г. заказчики произвольно устанавливали начальную (максимальную) цену контракта. Это приводило к закупкам дорогостоящего оборудования, цены которого значительно превышали рыночные. Сейчас заказчики обязаны обосновывать установленные цены и изучать рынок, проводить мониторинг заключенных контрактов на аналогичные товары, работы, услуги.

И это далеко не все механизмы противодействия коррупции, заложенные в Закон о закупках.

Локальные методы

Закон о закупках не ограничивает внутреннюю деятельность заказчиков. Бороться с коррупционными проявлениями можно и на местном уровне. Для этого необходимо:

  • создать эффективную систему правил, подробно регламентирующих действия сотрудников в той или иной ситуации. Эта мера позволит минимизировать фактор субъективности;
  • прописывать четкие механизмы контроля за точным соблюдением этих правил;
  • вводить систему индивидуальных должностных инструкций для сотрудников, в которых будут четко прописаны все шаги при осуществлении закупок.

Технические методы

К мерам местного воздействия можно отнести оборудование переговорных комнат и рабочих мест специалистов по закупкам системами контроля и видеонаблюдения. Недостаток подобных мер — высокая стоимость. Кроме того, целесообразно ввести контроль служебной переписки.

Психологические методы

Мы постоянно слышим с экранов телевизоров, читаем в печатных и электронных СМИ высказывания сотрудников правоохранительных и различных контрольных органов о неотвратимости наказания за совершенные деяния. Это тоже один из механизмов государственного воздействия.

Воздействие на местном уровне

Самый простой, распространенный, а также наименее затратный метод — проверка анкетных данных, биографии кандидата на должность сотрудника отдела закупок и отзывов с предыдущих мест работы. Особое внимание уделяется репутации потенциального сотрудника. При поступлении на муниципальную службу соискатели предоставляют справку из правоохранительных органов об отсутствии судимости, что дает возможность изначально не допускать к коррупционно опасным видам деятельности кандидатов с судимостями или уволенных с предыдущих мест работы за финансовые и коррупционные правонарушения. В некоторых организациях проводятся специальные тестирования кандидатов на должность сотрудников отделов закупок.

Воздействие на местном уровне должно быть направлено на невыгодность коррупционных действий для сотрудников, ответственных за проведение закупок. К таким мерам, в частности, можно отнести:

  • применение к провинившимся сотрудникам дисциплинарных взысканий и разъяснение им всей полноты ответственности по действующему административному и уголовному законодательству;
  • проведение специальных тренингов по разъяснению составов, ответственности и наказания за правонарушения в области госзакупок;
  • огласку коррупционных инцидентов в учреждении.

Контрольные и «репрессивные» меры

В Законе о закупках много внимания уделено контрольным мероприятиям. Это любые контрольные мероприятия надзорных органов власти — ФАС России, Счетной палаты, прокуратуры, Следственного комитета, МВД и др. контроль со стороны различных общественных объединений.

Сегодня контрольными мероприятиями охвачен весь цикл закупки — от планирования, обоснования цены до исполнения контракта. Другое дело, что коррупция процветает не только среди чиновников, но и в контрольно-надзорных органах власти, и это мешает наводить порядок и препятствовать коррупционным схемам.

Необходимо отметить, что применение каждого метода противодействия коррупции на практике ограничено его спецификой и требует дополнительных организационных и финансовых ресурсов. Достичь ощутимых показателей снижения коррупции позволяет лишь комплексный подход — сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса закупок.

Если нужно разобраться во всех требованиях антикоррупционного законодательства...

Чтобы исключить действия коррупционной направленности при проведении конкурентных процедур, повысить эффективность использования бюджетных средств, а также для исключения фактов нарушения законодательства в сфере закупок пройдите онлайн-курс « ». Курс соответствует всем требованиям законодательства и контролирующих ведомств.

В курсе всего 6 уроков. По окончанию обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации на 40 часов.

На курсе вы узнаете:

  • О предотвращении и урегулировании конфликта интересов,
  • Об антикоррупционных механизмах в планировании и осуществлении закупок,
  • О правах и обязанностях государственных и муниципальных служащих, работников контрактной службы, членов закупочных комиссий,
  • Об ограничениях и запретах на сотрудников организации,
  • Об ответственности за нарушения.

Преподаватель курса

Эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, заместитель начальника юридического отдела Акционерного общества «Тульский патронный завод».

Когда первые части заявок рассмотрены и Участники закупки допущены к участию в торгах, статус аукциона меняется на «Вы допущены, дождитесь начала торгов». В день начала электронного аукциона его статус изменится на «Проведение аукциона», а в столбце операции появится рссылка «Торги».

Согласно части 13 статьи 51 44-ФЗ, участников закупки, подавших заявки, должно быть более одного. В противном случае аукцион считается несостоявшимся.

В списке аукционов строка, содержащая информацию об аукционе в статусе «Проведение аукциона», будет дополнительно выделена алым цветом.

Подача ценовых предложений осуществляется с момента начала аукциона, указанного в извещении о проведении аукциона, и доступна участнику закупки, допущенному к аукциону по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в аукционе.

Любой участник электронного аукциона также может подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения следующих требований:

  1. нельзя подавать предложение о цене контракта, равное предложению или большее чем предложение о цене контракта, которые поданы таким участником электронного аукциона ранее, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
  2. нельзя подавать предложение о цене контракта ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";
  3. нельзя подавать предложение о цене контракта ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, если такое предложение о цене контракта подано этим же участником электронного аукциона.

Следует учитывать, что время приема предложений составляет десять минут от начала аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, электронный аукцион автоматически завершится.

По завершении электронного аукциона начинается 10-минутный период доподачи предложений. В течение этого периода любой участник электронного аукциона может подать предложение о цене контракта. Оно должно быть не ниже, чем последнее предложение о минимальной цене контракта, независимо от "шага аукциона" и с учетом указанных выше требований 1 и 3. Победителем считается участник закупки, ранее других подавший наименьшее (наибольшее в случае проведения торгов на повышение) ценовое предложение.

Чтобы подать предложение о цене контракта, нажмите на ссылку «Торги» в течение первых 10 минут после начала аукциона. Откроется форма для подачи предложений о цене контракта.


В данной форме отображаются все поданные ценовые предложения, поступившие с начала проведения аукциона с указанием времени подачи предложения. Для предложения новой цены контракта с учетом шага аукциона введите сумму вашего предложения в соответствующее поле и нажмите на кнопку «Подать предложение» .

Откроется запрос на подтверждение намерения подать ценовое предложение.


Нажмите на кнопку «Да» . После этого осуществляется проверка введенного предложения. В случае успешного ввода ценовое предложение необходимо подписать. Откроется диалоговое окно со списком сертификатов ЭП. Выберите необходимый сертификат и нажмите на кнопку «ОК» . Появится сообщение о принятии ценового предложения.

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Котракт в данной ситуации заключается с тем участником электронного тендера, чья заявка на участие в аукционе подан ранее. Если данный участник электронного аукциона не предложит заказчику более низку цену, чем начальная (максимальная) цена контракта , то заказчик в контракт должен включить начальную (максимальную) цену контракта.

Согласно ч. 20 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в случае, если в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта в соответствии с ч. 7 ст. 68 Закона №44-ФЗ, такой аукцион признается несостоявшимся. В течение тридцати минут после окончания указанного времени оператор электронной площадки размещает на ней протокол о признании такого тендера несостоявшимся, в котором указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта.

Порядок заключения контракта в данном случае описан в ч. 3 ст.71 Закона №44-ФЗ.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 71 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в таком аукционе его участников и документов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 71 Закона №44-ФЗ, рассматривает вторые части этих заявок и указанные документы на предмет соответствия требованиям Закона №44-ФЗ и документации о таком тендере и направляет оператору электронной площадки протокол подведения итогов такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии.

В соответствии с пп. «а» п. 4 ч. 3 ст. 71 Закона № 44-ФЗ контракт заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ в порядке, установленном ст. 70 Закона №44-ФЗ, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о таком аукционе.

То есть, если, например, подано две заявки на участие в электронном аукционе, все данные заявки признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о таком аукционе, то заказчик должен направить в срок, указанные в ст. 70 Закона №44-ФЗ, проект контракта посредством ЭП участнику электронного аукциона , чья заявка подана ранее.

Обращаем внимание, так как в данном случае контракт заключается на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, то согласно данного пункта контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт . Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.


Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка - это разные вещи. Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком. Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса.

Аукцион признан несостоявшимся — причины и последствия

2.

Аукцион признан несостоявшимся из-за того, что заявку на участие подал единственный участник

4. В ходе аукциона не подано ни одного ценового предложения

Такая ситуация может возникнуть, если в результате рассмотрения вторых частей заявок соответствующей требованиям Федерального закона №44 признана соответствующей только одна из них, или все участники и вовсе отклонены.

Итак, в заключение еще раз хочется отметить несколько моментов, на которые нужно обратить внимание сторонам, если аукцион не состоялся:

Основания и последствия признания электронного аукциона несостоявшимся по 44-ФЗ, действия Заказчика

то заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком без согласования с уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок органом. Разъяснения по данному вопросу даны в Письме Минэкономразвития России № 658-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/1587/15 от 20.01.2015. Данные в таблице без учета изменений с 01.

Последствия признания торгов несостоявшимися (нюансы)

Следует различать понятия:
  1. отмены торгов по решению организатора - до их проведения;
  2. признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
  3. признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.
Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем: Специальные основания для признания торгов несостоявшимися В законодательстве можно встретить следующие основания: Последствия несостоявшихся торгов могут быть предусмотрены как законом, так и подзаконным актом или правилами, для них установленными.

Объявлен электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений нежилого здания

Объявлен электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений нежилого здания. В ходе рассмотрения поступивших первых частей заявок только одна заявка из 6-ти поступивших признана комиссией соответствующей аукционной документации. Таким образом, аукцион признан несостоявшимся, контракт заключается с участником, как с единственным поставщиком, по начальной (максимальной) цене контракта (далее — НМЦК).

Есть ли основания для снижения НМЦК на этапе подписания контракта по соглашению сторон, если аукционной документацией снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества выполненных работ и иных условий контракта допускается?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Признание аукциона несостоявшимся

В случае если Заказчиком принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку, его участником, то такой электронный аукцион признается несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 8 ст. 67 Закона о контрактной системе.

При этом в указанном протоколе должна присутствовать информация в соответствии с п.

3 ч. 2 ст. 71 Закона о контрактной системе.

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

Если вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, то ситуация, регламентирована ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе.

вступил в силу Федеральный закон № 498-ФЗ, который внес изменения в п. 25 ч. 1 ст.