Дживан гаспарян биография семья. Биография дживан гаспарян. Давайте разберемся, что такое дудук

Дживан Гаспарян (арм. Ջիվան Գասպարյան; 1928, деревня Солаг, Армения) - знаменитый армянский музыкант и композитор. Живёт и работает в столице Армении, Ереване. Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Всемирно известный знаток армянской национальной музыки, мастер игры на дудуке. Даёт концерты по всему миру.

"Гаспарян превращает все свои концерты в захватывающие, грустные, страстные, ностальгические и благоговейные драмы" - Джон Парелес, New York Times.

Дживан Гаспарян - музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука.
Детство Дживана Гаспаряна было тяжелым: он рос в детдоме -мать мальчика скончалась, отца забрали на фронт. Дудук взял в руки в 6 лет и начал интуитивно постигать азы. Его первые шаги в музыке были совершенно самостоятельными - восемь месяцев он учился играть на своем первом дудуке, подаренном ему известным в ту пору в Армении дудукистом Маргаром Маргаряном, просто прислушиваясь к игре старых мастеров, не имея никакого музыкального образования и базы.
И лишь 1947 год можно назвать началом его музыкальной карьеры - именно тогда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. "В 1947 году я выступал в Москве, и на том концерте присутствовал Сталин. Он мне подарил часы "Победа". Этот день стал для меня судьбоносным. Весь город говорил об этом» - рассказывает сам Маэстро. « Еще одним из самых знаменательных дней в моей жизни, можно назвать день, когда я держал экзамен и поступил в ансамбль Татула Алтуняна. Это было в 1949 году. "Когда Алтунян вошел и увидел меня - маленького, худого парня с дудуком в руках, сказал: " И этот ребенок станет солистом ансамбля песни и пляски?!" Я был очень смущен. И как я должен был после этого сыграть? Первое произведение исполнял дрожа, потом – уже чуть успокоившись - второе, третье. Татул Алтунян слушал с возрастающим интересом и когда я закончил, сказал: "Немедленно пишите приказ, пусть работает". Был четверг. В пятницу и в субботу я репетировал с ансамблем, а воскресенье был концерт. Это стало легендой – ведь всего за два дня я без нот выучил всю программу. Я не умел тогда читать ноты, я тогда ничего не знал».
В 1956г. Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке.
В 1959г. он впервые стал обладателем золотой медали Четвертого Международного фестиваля под эгидой ЮНЕСКО. Второй медали он удостоился в 1962г., а после третьей, полученной им в 1973, правительство Армении удостоило его звания “Народный артист Армении”. В 1980г. он получил награду в четвертый раз.
В 1988г. английский музыкант Брайан Ино (Brian Eno), во время приезда в Москву случайно услышал его игру и пригласил Дживана Гаспаряна в Лондон. С этого момента начинается новый - международный - этап его музыкальной карьеры, который не только принес Дживану Гаспаряну мировую известность, но и познакомил мир с армянской народной музыкой. Он выпустил свой первый альбом “I will not be sad in this world”, в который вошли древние народные армянские песни и баллады и посвятил его жертвам землетрясения в Армении.
В период переворота в Армении он был вынужден был покинуть страну. “Я потерял все свои сбережения. В кармане было лишь 100 долларов, оставшиеся после гастролей. Друзья купили билеты на авиарейс в Америку для моей семьи, и долгих четыре года я жил вдали от родины…” - вспоминает Маэстро. Только не радовала Дживана Гаспаряна благополучная Америка и как только появилась возможность, он вернулся домой, чтобы черпать вдохновение и силы у родной земли.
Вернувшись в Ереван, Дживан Гаспарян занял должность профессора Ереванской консерватории.
В это же время он записал свой диск на фирме Real World и совместно с Майклом Бруком - альбом "Black Rock", начал свое длительное сотрудничество с Питером Гэбриэлом, написал саундтрек к фильму “Последнее искушение Христа”. Дживан Гаспарян начинает гастролировать по всему миру - он выступает совместно с Кронос-квартетом, Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами, гастролирует по Европе, Азии. Выступает в Нью-Йорке и дает концерт в Лос-Анджелесе совместно с местным филармоническим оркестром. В 1999 он работает над музыкой к фильму “Сейдж”, а в 2000г. - начинает сотрудничество с Хансом Циммером при работе над саундтреком к фильму “Гладиатор”. Баллада “Сиреци, ярес таран”, на основе которой “сделан” этот саундтрек, принесла Дживану Гаспаряну в 2001 г. премию “Золотой глобус”.
Дядя Дживан автор саундтреков к семнадцати фильмам, среди которых такие картины как “Русский Дом”, “Онегин”, “Ворон”, “Сейдж”, “Календарь” , “Доктор Живаго”, ”Фрески”, он работал с Борисом Гребенщиковым над созданием альбома “Сестра Хаос” .
В 2002 г., на состоявшемся в немецком городе Эссен фестивале WOMEX, Дживан Гаспарян становится лауреатом престижной премии “Womex Lifetime Achievement Award”.
"В 2006 г. Маэстро записывает саундтреки к фильмам «Снег и Пепел» и «Сириана» (США).
Творческий путь Почетного гражданина Армении, лауреата ордена Месропа Маштоца, Дживана Гаспаряна, где работа музыканта в ресторане сменялась сольным выступлением в Большом театре, а кафедра профессора – работой аккомпаниатора, проследить не так просто. Количество его гастролей подсчитать уже под силу, наверное, только его агенту или биографу, и тем паче не стоит считать его законченным. Музыку, исполняемую Гаспаряном, уже нельзя назвать просто “народной музыкой Армении”, его вклад в популяризацию армянской народной музыки вряд ли имеет аналоги и, может быть, поэтому к его многочисленным титулам часто добавляют – “хранитель музыкального наследия своего народа”.

родился 12 октября в 1928 году (Весы) в деревушке Солаг, которая находится в Армении. Его любят и уважают многие знаменитые музыканты и люди искусства, многие любители музыки (его музыкой невозможно не проникнуться), он является, пожалуй, самым уважаемым человеком в Армении, этот человек с помощью искусства объединяет народы, сердца. Человек глубочайшей души, иначе его музыка не была бы такой душевной.

Дудук и дядя Дживан — это синонимы. Пожалуй, никто так не донёс дудук в массы как Дживан Гаспарян. Дядя Дживан играет также на флейте и зерну и поёт.
— это армянский музыкальный духовой инструмент, которому более 1500 лет.


Его звук и музыку, которую может играть дудукист невозможно передать словами, потому что она исходит из сердца и души. Как говорит дядя Дживан: «Дудук девяносто девять раз плачет и один раз смеётся».

Если вы не слышали дудук (что маловероятно), к вашему вниманию композиция «In Foreign Lands»

Дудук делается из абрикосового дерева с 9-ю отверстиями для пальцев (одно отверстие для большого пальца) и сконструирован из двух тростниковых пластин, этот инструмент является однооктавовым. Сам звук, с помощью дудука, рождается вследствие подачи воздуха музыкантом (дудукистом), образуя вибрацию пластин, а ноты благодаря закрыванию пальцами отверстий.
Очень часто вы можете слышать когда одновременно играют два дудука, один из них создаёт некий фон, а другой играет основную партию. Тот что создаёт «фон», называется «дам-дудук», единственное отличие заключается в том, что играющий на дам-дудуке музыкант, должен подавать воздух в дудук непрерывно, для этого музыкант накапливает воздух в щеках, вдыхая носом и выдыхая в дудук, таким образом у него в щеках всегда есть запас воздуха, что способствует непрерывному потоку воздуха в сам инструмент.
Пример звучания дудука в паре с дам-дудуком.

Но вернёмся к великому музыканту и богатой души человеку дяде Дживану.
Впервые познакомился с дудуком Дживан в 6 лет, тогда он наблюдал как играют на этом инструменте несколько музыкантов, он подошел к одному из них и попросил его дать поиграть на дудуке, тот протянул ему в руки дудук и этот момент стал знаменательным для маленького Дживана. Он настолько увлёкся дудуком, что играл на нём и днём и ночью. Как вспоминает дядя Дживан: почти через пол года он вернулся к музыканту, который дал ему дудук, чтобы тот оценил его игру на этом инструменте, так маленький Дживан обзавёлся ещё одним дудуком. Довелось Дживану играть и перед Сталиным, это было в 1948 году в «Большом театре», Сталин настолько проникся игрой Дживана, что он через своих людей подарил Дживану часы «Победа». Часы Дживан не сохранил, а продал по уговорам ребят и они купили на эти деньги пиво.
Одно из запоминающихся выступлений Дживана было в Японии (Токио). Дживан отыграл два концерта, на следующий день должен был отыграть третий, но пошёл сильный ливень и музыкант даже не готовился к третьему концерту подумав, что из-за такой погоды он не состоится, но к нему зашел директор концерт. зала и сказал что все билеты куплены и нужно идти выступать. Каково же было удивление Дживана когда он увидел полную людьми открытую площадку, которая вмещает около 3 000 человек, люди 2 часа слушали под ливнем его музыку.

Легче перечислить тех, с кем дядя Дживан не работал и не выступал вместе, чем перечислять всех с кем он совместно и плодотворно работал, но нескольких музыкантов, режиссёров я перечислю:

Martin Scorsese и Peter Gabrie l — работа над фильмом «Последнее искушение Христа». Сотрудничество Питера Гэбриэла с Дживаном Гаспаряном после выхода фильма открыло новый жанр в музыке, скрещение современных стилей с этнической музыкой. Именно эта работа сделала Дживана популярным во всём мире и в Голливуде в частности.

Hans Florian Zimmer — работа над фильмом «Гладиатор» и «Код да Винчи». Циммер — это композитор, который славится написанием музыки для фильмов (основная тема в фильме «Человек дождя», «Король Лев», «Пёрл-Харбор», «Код да Винчи», «Гладиатор» и многие другие), однажды пригласивший к себе Дживана Гаспаряна для записи саундтрека к фильму «Гладиатор». Циммер включил музыку и сказал Дживану, что вот эту мызку он должен сыграть. К большому удивлению присутстсвующих Дживан ответил, что можно приступать к записи прям сейчас. Он достал дудук и начал импровизировать 45 минут под фильм «Гладиатор». Дживан поразил Циммера и всех присутствующих в студии. Позже Циммер признаётся, что считает Дживана Гаспаряна одним из самых поразительных музыкантов в мире. Ещё позже Ханс Циммер приглашает Дживана на запись саундтрека к фильму «Код да Винчи».

«Ashes and Snow» (проект выдающегося фотографа и кинематографиста Грегори Кольбера) — в этом проекте звучит музыка и песня «Mater Mea» Дживана, которую он спел сам. Дело в том, что Дживан не только виртуозно играет на дудуке, но ещё и хорошо поёт низким голосом. Также он является исполнителем в нескольких композициях Майкла Брука (Michael Brook), которые вошли также вошли в проект «Ashes and Snow» («Пепел и снег») качестве музыкального сопровождения. Кстати, Дживан с Майклом Бруком выпустили совместный альбом под названием «Black Rock» в 1998 году и «Penumbra» в 2008.
Также принимал участие в записи саундтрека Джона Дебни (John Debney) к фильму Мела Гибсона (Mel Gibson) «Страсти Христовы».
А также с другими музыкантами, режиссёрами, композиторами. Если вы услышите в каком-то фильме звучание дудука, то можете быть на 99% быть уверенным, что это дудук дяди Дживана. Он и сегодня получает очень большое количество приглашений, но на все не хватает времени.

Кстати, дядя Дживан обладает большущей коллекцией этого инструмента, но играет и не расстаётся вот уже 40 лет с одним и тем же.
Дживан Гаспарян подготовил чуть более 70 дудукистов, в том числе и своего внука Дживана, который пошёл по стопам деда.

Если вы когда-либо встретите Дживана Гаспаряна, то обратитесь к нему в такой форме: «Дядя Дживан». Он просит, чтобы к нему так обращались, а не по имени и отчеству, не откажите этому талантливейшему музыканту и добрейшему человеку.

Официальный русскоязычный сайт: JivanGasparyan.ru

ЮНЕСКО (1959, 1962, 1973, 1980)
Получил звание народного ариста Армении (1973г.)
«Золотой глобус» за музыку к фильму «Гладиатор» (2001г. исполнитель и со-автор)
WOMEX (2002г.) /Одна из самых ценных наград для Дживана Гаспаряна/
и многие другие награды, титулы

* I Will Not Be Sad in This World (1990)
* Moon Shines at Night (All Saints, 1993)
* Armenian Romances (1994)
* Romantic Songs (1994)
* The Art of Armenian Duduk (1995)
* Ask me no questions (Traditional Crossroads 4268, 1996)
* Apricots from Eden (Traditional Crossroads 4276, 1996)
* Doudouk (Hollywood Music Centre, 1996)
* Ceremonies — Djivan Gasparyan & Armen Chakmakian (1998)
* The Crow - саундтрек
* Black Rock (Realworld 46230, 1998) - совместно с Майклом Бруком
* Nazeli Djivan Gasparyan Quartet (Libra Music, 1998)
* The Siege, саундтрэк (1998)
* Salute (Musicrama, 1998)
* Heavenly Duduk (Network, 1998)
* From The Soil (1998)
* Sound of Duduk (Parseghian records, 1998)
* Armenia: Heavenly Duduk (Network, 1999)
* Armenian Fantasies (Network 34801, 2000)
* Gladiator - саундтрек
* Fuad (2001) - совместно с Эрканом Огуром (народные турецкие и армянские песни), Kalan Ses
* Nazani (2001)
* The Art of Armenian Duduk (2001)
* Serenity (2001)
* Duduk (2002)
* In My World, I Have No Pain 2CD (2002)
* Armenian Duduk (2003)
* Isaac: Sacred choral works… (2003)
* Not Be Sad (2003)
* Музыка к фильму Фрески (2003)
* Spirit Simfony 2CD (2004)
* Magical Music From Mount Ararat (2004)
* Магия армянского дудука (2004)
* Apricots from Eden (Traditional Crossroads, 2005)
* Ask me no questions (Traditional Crossroads, 2005)
* Endless Vision - совместно с Hossein Alizadeh (World Village, 2005)
* I Will Not Be Sad in This World (Ryko/Rhino, 2006)
* Moon Shines at Night (Ryko/Rhino, 2006)
* Hin U Nor Husher (2006)
* Nazeli (Jet Plak Kaset, 2007)
* ARMENIE:The Soul of Armenia (Network Medien, 2007)
* Penumbra (2008) - совместно с Майклом Бруком

Когда Дживан Гаспарян начинает играть, по залу льется чарующая и захватывающая музыка, не оставляющая в зале равнодушными никого: она берет за сердце, трогает самые чувствительные струны человеческой души. Его талантом восхищаются жители всех стран, где гастролировал и давал концерты маэстро. Музыка Гаспаряна покоряет людей разных рас, культуры и вероисповедования. Даже ЮНЕСКО в 2005 году объявило музыку армянского дудука объектом всемирного нематериального наследия.

Давайте разберемся, что такое дудук?

На армянском языке дудук называют «душой абрикоса»: именно из этого дерева мастера делают инструмент. Когда он появился? Историки еще спорят, но сходятся во мнении, что это произошло в первые века новой эры, а возможно – еще раньше. Внешне инструмент напоминает обычную флейту или дудку с семью или восемью игровыми отверстиями. Нечто похожее на дудук встречается и среди народных духовых музыкальных инструментов других стран, но больше всего – на Кавказе.

Кстати, изделия Аркадия Каграманяна представлены в магазине . Будут вопросы – звоните, специалисты проконсультируют вас и помогут с выбором.

Богатая биография Дживана Гаспаряна

Кто только не играл на этом удивительном инструменте! Но всемирно признанным мастером стал именно Д. Гаспарян, слушать которого – истинное наслаждение. Он родился в маленькой деревушке неподалёку от Еревана в 1928 году. Удивительно, у мальчика не было музыкального образования, но был несомненный талант, дар с небес. В шесть лет он впервые взял в руки инструмент и начал осваивать его, подражая игре старых музыкантов, давно покинувших этот мир.

После войны в СССР регулярно проводились фестивали мастеров игры на народных инструментах. В столицу приезжали коллективы самодеятельности со всех уголков страны, от Чукотки до Молдавии. Юному таланту из повезло: в 1848 году он сыграл на сцене Большого театра. На концерте присутствовал сам Сталин: родом с Кавказа, он был поражен игрой юноши.

Кто знает, возможно Отец народов вспомнил свое детство, был растроган чарующей музыкой. После концерта Иосиф Виссарионович подозвал молодое дарование и вручил ему часы из чистого золота. Забавно, но такой знаковый подарок не сохранился: времена тогда были голодные, поэтому нетрудно догадаться, что подарок вождя был обменен на продукты…

Дальше были конкурсы и фестивали, на которых песни Дживана Гаспаряна неизменно побеждали и брали «золото». В 1973 году постановлением правительства Армянской ССР музыкант был удостоен звания «народного артиста Армении»: пришло признание и всенародная любовь к талантливому исполнителю.

Всемирная слава, покорившая Голливуд

Настала перестройка, подули ветры перемен. Крестный отец «эмбиент» стиля британец Брайан Ино приехал в Москву и мгновенно попал под очарование народного инструмента. Музыка Гаспаряна зазвучала в Лондоне, где музыкант записывает в известной студии свой диск, в который вошли старинные армянские мелодии.

Он посвятил свою работу невинным жертвам природной катастрофы – землетрясения. Лучшую эпитафию трудно было придумать! Щемящая музыка полна светлой грусти по тысячам земляков, погребенных под завалами Спитака и Ленинакана 7 декабря 1988 года. Политические события на Родине вынуждают Гаспаряна переехать в США. Здесь он пишет саундтрек к блокбастеру «Последнее искушение Христа» режиссёра Мартина Скорсезе.

Четыре долгих года он проводит в Америке, но при первой же возможности возвращается в родную Армению. Дживан занимается активной педагогической деятельностью в Ереванской консерватории, дает концерты. За годы профессорской работы он подготовил свыше семи десятков мастеров игры на этом удивительном инструменте: можно сказать, заново создал школу исполнителей, бережно и по крупицам сохраняя музыкальное наследие своего народа.

Развивается сотрудничество с такими известными артистами, как Дэвид Брук, Питер Гэбриел, Лайонел Ричи, Борис Гребенщиков. Была написана потрясающая музыка к фильму Гладиатор, сам Дживан Гаспарян считает это одним из лучших своих достижений. Мелодии к фильму были написаны в соавторстве с Хансом Циммером, саундтрек получил приз «Золотой Глобус» в 2001 году. Всего в активе артиста саундтреки к более чем полутора десяткам кинофильмов: «Игра Престолов», «Мюнхен», «Код да Винчи», «Хроники Нарнии», «Халк» и другим.

Слушая дудук мастера, миллионы кинозрителей и посетителей его концертов узнали об армянском народном фольклоре. Для кого-то экзотика, но ведь звучит здорово! Маэстро даже давал частный концерт в Букингемском дворце, при этом поразив королевскую семью возвышенной и грустной музыкой.

Очень красивые композиции были созданы Ванессой Мэй и Дживаном Гаспаряном: синтез скрипки и армянского инструмента звучит совершенно фантастично! Советую посмотреть этот дуэт в онлайне:

Артист спокойно относится к славе, к известности и к восторженным почитателям его творчества. Видимо, это как раз то, что называют вековой кавказской мудростью.

Прощание в Москве

Возраст берет свое… Поразительно, но Король дудука на сцене более 70 лет! В 2015 году он дал прощальный концерт в Москве, куда приехал не один, а со своим внуком.

Кстати, внук тоже играет на этом удивительном инструменте, а знаменитый дед посвящает каждую свободную минуту, чтобы обучить его приемам и тонкостям, привить ему основную мысль творчества «играть нужно душой» – только тогда можно выразить вселенскую грусть, эмоции.

Слушать волшебный дудук Дживана Гаспаряна – это означает сопереживать, любить, грустить.

Конечно же, с любимым инструментом великий артист не расстанется: мы еще сможем насладится его творчеством. Оставлено богатое наследие: диски, фильмы, записи концертов. Здоровья вам и долгих лет, маэстро!

И армянского народа, знаменитого композитора и виртуозного музыканта, имя которого Дживан Гаспарян. Но лишь единицы, кто скорее причислит себя к фанатам и поклонникам музыканта, может рассказать своим друзьям о некоторых биографических фактах и пути становления Дживана Гаспаряна. Мы попытаемся разобраться кто он, каким был его путь и каковы его заслуги, чем он знаменит на весь мир и благодаря чему его популярность не угасает.

Однажды, услышав виртуозное исполнение одного из музыкантов, Гаспарян был настолько очарован этой игрой, что, преодолев смущение, попросил поиграть на инструменте музыканта. Тот, увидев неподдельный интерес маленького мальчика, разрешил. Именно с этого момента и до сегодняшнего дня, по словам самого Гаспаряна, он не расставался с музыкой. По началу, было трудно, ведь никто не учил Гаспаряна тонкостям игры на дудуке, все делалось по какому-то внутреннему чутью и наитию. Вскоре, научившись вполне достойно играть, Гаспарян показал свои умения тому музыканту и был вознагражден за свой труд первым, собственным дудуком. Много лет спустя, Гаспарян сокрушался, что так и не смог показать тому музыканту каких высот он достиг и чему научился.

В настоящее время, дудук слышал каждый, да и видели его многие. Благодаря Гаспаряну, дудук больше не считается народным инструментом. Но есть ведь люди, которые не знают, что представляет из себя «этот дудук». Дудук - это духовой музыкальный инструмент в виде трубки с девятью отверстиями. Особенностью армянского дудука является изготовление инструмента из абрикосового дерева. Абрикосовое дерево является лучшим материалом для дудука из-за способности резонировать, и тем самым, издавать мягкие, вместе с тем, глубокие и проникновенные звуки. Считалось, что у каждого дудукиста(музыканта, играющего на дудуке) должен быть лично изготовленный им инструмент. В последнее время, это конечно, легко решаемая задача - можно сделать инструмент на заказ, либо приобрести его в специализированных магазинах.

Постигая азы игры на дудуке, Дживан уже тогда знал, что свяжет свою жизнь с музыкой. Так и произошло. В 18 лет никому не известный, провинциальный мальчик играл с Ансамблем Национальной песни и танца, затем с Филармоническим Оркестром города Еревана. Постепенно, многие узнавали Дживана и восхищались его игрой. Исполнял Дживан фольклорные мелодии, армянские песни. Немного позже стал сочинять сам, но в то время этот талант Гаспаряна был не замечен.

В первый раз Гаспарян был замечен и награжден часами, после своей сольной игры в Москве в 1948 году. Выступление было перед Политбюро и перед Иосифом Сталиным. Гаспарян до сих пор вспоминает этот момент с волнением: «Я играл, и глаза боялся на Сталина поднять. Изредка посматривал исподлобья, как Сталин слушал меня, курил. После того, как закончил, я не нашел ничего лучше, как просто взять и убежать. Волнение, конечно, сделало свое дело. Стоя за кулисами, я уже готовился к худшему, ведь так дерзко себя повел. И тут, на этой мысли, ко мне подходят двое в костюмах и зовут пройти с ними. Я, правда подумал, что это конец и меня ведут на расстрел. А оказывается, меня отвели в какую-то комнату и вручили красную коробочку, в которой были часы «Победа». Сам Иосиф Виссарионович подарил мне часы. На следующий день, я продал их, о чем до сих пор жалею». Эта история, как ничто лучше иллюстрирует талант Гаспаряна. Ведь всем известно, что угодить Сталину было практически невозможно. Невозможно это было для всех, но не для Гаспаряна. Своей искренней, душевной игрой, идущей от сердца, Дживан смог произвести впечатление на такого властного и жесткого человека, как Сталин.

В 1957 году Гаспарян, вместе с ансамблем «Березка» впервые отправился на зарубежные гастроли в Америку. Ни для кого не секрет, что в Америке, как и других странах мира, проживают эмигранты из Армении, для которых услышать звучание дудука на чужбине равносильно маленькому путешествию в свою родную страну и на свои земли. Поэтому выступление Гаспаряна ждали давно и его, как родного, встретили на чужбине. После этих гастролей в Америке, Гаспарян зарекомендовал себя, как профессионал своего дела. Также с этим визитом Гаспаряна связан очень скандальный для местных газет случай, после которого очень многие газеты применяли к Гаспаряну такой синоним, как «дудукист-убийца». Закончив свое выступление в одном из калифорнийских залов, и уже направляясь за кулисы, Гаспарян встретился с весьма пожилым армянином, который попросил сыграть для него. Рассказав историю о том, как в 1915 году всю его семью вырезали турки в ходе , старик попросил Дживана исполнить старинную армянскую мелодию, которую Гаспарян исполнил на концерте. Как показалось Дживану, старик заслушаясь, заснул, а Дживан, проникся историей и, не решаясь нарушать сон слушателя, играл и играл мелодию. Позже выяснилось, что старик тихо скончался под звуки дудука. Выслушав претензии жены усопшего о том, что Гаспарян убил ее мужа, Вильям Сароян, американский писатель армянского происхождения, встал на сторону музыканта и решительно возразил супруге, сказав, что «Для настоящего армянина умереть под такое волшебное исполнение дудука - Божий подарок и Божье прощение. Поэтому Дживан не убил, а лишь «сыграл» молитву для вашего супруга». На следующее утро и вышли те самые газеты, с таким неприятным для любого человека прозвищем.

Тем не менее, самым запоминающимся, по мнению самого Гаспаряна, стал вовсе не этот случай. Находясь на гастролях в Токио, перед самым выходом на сцену, пошел просто ужасающий ливень. Это было словно испытанием для музыканта и для тех, кто пришел его послушать. От стихии, на открытом стадионе, мог защититься, построенным козырьком, только лишь присутствующий на сцене, зрители же были обречены быть вымокшими до нитки. Выйдя на сцену, Дживан был просто ошеломлен тем, что все зрители стояли в дождевиках и ждали его выступления. Учитывая менталитет зрителей, это было настоящим чудом.

Настоящий расцвет музыкальной карьеры Гаспаряна случился после приглашения написать музыку для неоднозначного фильма Скорсезе «Последнее искушение Христа» в 1988 году. Критиками фильм был принят весьма прохладно и, раскритиковав все, что можно было, не тронутым и даже восхваленным, осталась музыка Гаспаряна. С этих пор, Гаспарян был принят не только, как виртуозный исполнитель, но и как тонко подмечающий все нюансы композитор.

Связав себя обязательствами и контрактами, Дживан был ответственен не столько перед компаниями, сколько перед людьми, в него верящими. Постоянные выступления, гастроли, запись альбомов - все это было сконцентрировано в Америке, и Дживан принял решение перевезти в Лос-Анджелес всю свою семью. Но, тем не менее, отвечая на вопрос: «Где ваш дом?», Гаспарян, не задумываясь, отвечает: «В Армении».

В 2000 году Гаспарян принимает приглашение написать музыку для нового фильма «Гладиатор». В соавторстве с композитором Хансом Циммером, Гаспарян создает трек, который позже получил премию «Золотой Глобус» за лучший саундтрек к фильму.

Многие считают, что Гаспарян прославился лишь «Гладиатором», при этом показывая свою неосведомленность. Саундтреки Дживана звучат в таких знаменитых фильмах, как «Страсти Христовы» и «Код да Винчи»

В настоящее время, у Гаспаряна множество учеников по всем миру, которые просто боготворят своего учителя. Дживан сокрушается, что передать свое мастерство некому - он отец двух дочерей, а игра на дудуке - исконно мужское занятие. Но Гаспарян не теряет надежды и обучает мастерству исполнению своего внука.

Дживан Гаспарян до сих пор дает концерты, активно гастролирует и полон планов на дальнейшую творческую жизнь. Только вот уходить из музыки Гаспарян не собирается. «Как можно устать от любимого дела? Отдыхать нужно тогда, когда ты устал. Я совершенно не устал ни от дудука, ни от ритма своей жизни».

Армянский музыкант Дживан Гаспарян, благодаря которому весь мир слышал традиционную музыку дудука, выступит в Москве 1 и 2 октября. Для почти 88-летнего дудукиста концерт в российской столице, возможно, станет прощальным. Вместе с Гаспаряном на сцену московского Дома музыки выйдут лучшие исполнители Армении, в том числе внук мастера, Дживан Гаспарян-младший. На концерте прозвучат как старые мелодии, к примеру саундтрек к фильму «Гладиатор», так и новые, которых почти никто не слышал. «Лента.ру» поговорила с Гаспаряном в Ереване и узнала, как живет и о чем думает прославленный артист.

«Лента.ру»: Вы ведь начали учиться играть на дудуке в раннем детстве и совершенно самостоятельно, никто над вами не стоял. Мне лично это сложно представить, потому что я пробовала сама играть на блокфлейте, но инструмент в моих руках свистел и квакал, и я быстро забросила. Вам ведь около шести было?

Дживан Гаспарян: Да, мне было около шести или восьми. Если есть желание, знаете ли, не возникает никаких трудностей. Я действительно очень любил дудук, когда был мальчишкой. И много играл, очень много. В детстве я слышал, как другие музыканты исполняют музыку на дудуке - инструмент сразу меня привлек.

Вас кто-нибудь учил?

Никто. Но консерваторию я окончил - просто чтобы получить высшее образование. Я поступил в нее тогда, когда уже был популярным артистом. Я всегда очень много общался с композиторами, другими музыкантами, профессорами искусств, но самой игре на дудуке они меня не учили, я все постигал самостоятельно. А потом еще сам 30 лет преподавал, но сейчас не хочу.

Почему больше не хотите преподавать?

Странно, но различаю каждую ноту в мелодии, все тона и полутона, а вот речь слышу плохо. Наверное, потому что летаю много, не знаю. Почему не хочу преподавать? Это тяжелая работа. Ученики часто не ценят не только твой труд, но и само искусство. Они хотят работать ради денег, стремятся больше зарабатывать. Время такое, может быть. А я что? Получил свои 60 рублей за 12-часовой концерт и все.

Видео: Varvara Inochkina / YouTube

В молодости я не знал всех секретов и тонкостей, но сильно хотел узнать, как держать инструмент, как дуть, извлекать полутона и прочее. В общем, то, чего многие не знают и не хотят знать. Они берут дудук и идут, к примеру, играть в ресторанах или на свадьбах - больше им ничего не нужно, а мне всегда было нужно. Я хотел, чтобы дудук любили все. Сейчас много возможностей, чтобы показать себя, - интернет, телевидение. Кто угодно может записать дома свою игру и выложить в сеть, где все увидят. Так, конечно, гораздо легче быть заметным. У меня не было такого шанса, нужно было прикладывать больше усилий. Сейчас многие играют на дудуке, но устраивают с ним какие-то цирковые номера, а инструменту это не подходит.

У вас обычно грустные мелодии - это подходит инструменту или вам?

Я могу сыграть на дудуке все, что угодно, несмотря на то, что у него всего одна октава и плюс две ноты. Возможности маленькие, но я искал больше. Самое главное, конечно, тембр, он идет от сердца. Это не цирковой инструмент. Писатель Уильям Сароян даже говорил после моих выступлений, что это не игра, а молитва.

Можно разное играть: быстрое, медленное, танцевальное, лиричное. Армянские мелодии бывают и такими, и другими. Но дудук сам по себе действительно печальный. Когда мы играли в Москве в 1950-х годах, у меня спрашивали: что это за инструмент такой - 99 раз плачет, один раз смеется? Да и... история Армении такая. Моя история такая. Я родился в плохое время: началась война, отец ушел на фронт и не вернулся, мать скончалась, оставив троих детей.

Играть можно по-всякому, но мне кажется, самое главное - понимать дудук, его язык и вообще знать, что это такое. В Армении его раньше называли циранапох, то есть «абрикосовая труба». Я пробовал играть на дудуке из разных деревьев, но не звучит. То есть звучит, конечно, но не так, как нужно. Да и из абрикосовых деревьев тоже не все подходят. Никто в этом толком не разбирается, на самом деле, но я смотрю, слушаю и различаю - то дерево или не то. Иногда нет сочности, мягкости в звуке. Если дерево со мной не разговаривает, значит не мое.

Вы сами делаете дудуки?

Да, я вообще не играю на дудуках, которые сделал кто-то другой, даже в руки не беру. Мне привозят заготовки, деревянные трубки, а я их вытачиваю, обрабатываю, довожу до ума. Я знаю, как сделать, чтобы звук выходил красивый. У меня дома дудуков штук сто или больше и каждый звучит на свой лад. Они для меня как дети, я знаю все их особенности. Я много инструментов испортил, но и изобрел новый - бас-дудук, на одну октаву ниже, чем обычный. Их капризы надо понимать, с ними надо разговаривать. Как-то раз, когда мне было лет 25-30, в России обо мне показывали передачу по телевизору. Диктор тогда сказал: я не знаю, то ли Дживан играет на дудуке, то ли дудук играет на Дживане.

Это для музыканта главное?

Главное для музыканта - уметь импровизировать. Если не умеешь, то не станешь стопроцентным мастером. Читать ноты - это хорошо, конечно, но если вдруг одна сыграна не так, то вся мелодия будет испорчена. Как-то у меня в Европе были специальные концерты, где я и несколько других музыкантов из разных стран исключительно импровизировали. Пианист, к примеру, играет на рояле фразу, а ты должен продолжить. С нами был один итальянец с национальным инструментом: во время концерта его занесло куда-то не туда, и он все перековеркал. После него должен был заступить певец-еврей, тенор, большой мастер. Я слышу, что музыка, которая играет, ему не подходит. Как быть? Я на время отнял у него микрофон, заиграл на дудуке и привел его именно к той мелодии и к той тональности, которая ему была нужна. Ты не представляешь, дочь, как меня после концерта хвалили и благодарили за это. Это и есть важность импровизации.

Я могу одну мелодию сыграть сотней разных способов. Есть люди, которые, к примеру, знают шесть нот и всегда исполняют музыку только по ним, а я так не хочу. Если послушать мои записи одних и тех же композиций, окажется, что они все звучат по-разному. Мне говорят: это тебе, мол, Бог дает такое умение. Может быть. Его не продашь и не купишь - приходит что-то в голову и просто нужно выразить.

А ваши ученики умеют?

Учеников у меня, конечно, много было, не только армян, но и русских, американцев, итальянцев, немцев и так далее. Больше всего я не люблю, когда к инструменту относятся несерьезно. Не хочу, чтобы испортили. Играть надо так, чтобы любой человек любой национальности все понял. Я могу это делать.

Мой внук Дживан хорошо играет. Когда я о нем говорю, обычно называю учеником, а не внуком. Он много наград получал, даже специальный приз ЮНЕСКО. У него высшее музыкальное образование, играет очень красиво - не только армянские мелодии, но и другие. Я всегда думаю, что, когда внук будет исполнять музыку лучше меня, я перестану выступать. У него хорошо получается.

В этом году вам исполнится 88 лет. Вы довольны тем, как все сложилось?

Я очень рад. Жизнь пролетела как сон, как пять минут. Вы еще вспомните мои слова в будущем. Как-то раз я репетировал дома с учеником и сказал ему: пойди открой и закрой дверь. Он мне: «Дядя Дживан, а зачем?» А я снова: пойди и сделай. Он возвращается и смотрит на меня вопросительно. Тогда я говорю: вот так прошла моя жизнь.

Я всегда жил честно, никого не обманывал, никаких грехов на душу не брал. Детей тоже так воспитывал. За деньгами никогда не гнался: сколько заработали, на столько и жили. Никогда не завидовал чужим миллионам и миллиардам. Да мне не нужно. Я не голодаю, крыша над головой есть - что еще надо? Жить красиво - не значит иметь много денег. Приходишь домой, смотришь: все нормально, дети в порядке - тогда спишь спокойно, а утром снова идешь трудиться. Сколько получишь, столько тебе Бог дал. Я до сих пор так живу. Когда умер отец, у нас порой даже 30 копеек на хлеб не было, но как-то жили.

Не люблю себя нахваливать, но я никогда ни от кого не ждал помощи. Со мной хотели играть многие большие артисты - Лайонел Ричи, Стинг, Питер Гэбриэл, Людовико Эйнауди, Брайан Ино и так далее. Они сами меня находили, приглашали с ними работать, мы начинали дружить. Когда отмечали в Ереване мое 80-летие, многие ребята сами приехали в Армению и выступили совершенно бесплатно на юбилейном концерте: были и российские, и зарубежные звезды.

Где я только не играл: в Ла Скала, Карнеги-холл, Большом театре. У меня был сольный концерт в Большом, представляете? В истории театра такого никогда не было. А всего я 20 тысяч выступлений провел за эти годы!

Есть такие, которые вам запомнились больше других?

Как-то у меня были намечены два концерта в Токио (я уже не в первый раз приезжал в Японию). Один в закрытом зале, а второй - в открытом саду на тысячу мест. Хороший такой сад, японцы умеют это делать. Я отыграл в первый день, а во второй начался дождь, да такой, какого я в жизни не видел! Мне казалось, что концерт отменят - кто придет в такую погоду? Мы пили чай за сценой, расслаблялись. Когда до начала оставалось 10-15 минут, заходит менеджер и говорит: «Господин, вы будете переодеваться? Скоро выходить». Я удивился: «А кто-то есть?» Он замахал руками: «Все билеты проданы!» Я вышел на сцену и увидел народ: все стоят в белых плащах и под белыми зонтиками. Антракт решили не делать. Час и двадцать минут люди слушали дудук под дождем. Этого я никогда не забуду.

А в первый раз мы ездили в Японию, тоже в Токио, с коллегой Брайаном Ино. На концерте он должен был выступить в первом отделении, а я во втором. Я выхожу, играю один номер, а народ никак не отзывается, не хлопает. Думаю: это они такие или я плохо тружусь? 45 минут, 12 номеров. Когда закончил, я встал и ушел. Только через 2-3 минуты слушатели начали аплодировать. Я вышел обратно, и они 10 минут не давали мне уйти со сцены. Они привыкли так слушать камерную музыку. Это хлопанье им мешает.

У вас ведь двойное гражданство - армянское и американское. Часто бываете в Штатах?

Летом обычно в Армении, зимой - в США. У меня дочь там живет. Мы со всей семьей поехали в Америку в 1956 году, когда на родине было плохо. Через два года я вернулся. Что тут скажешь? Люблю я Армению. Люблю.