Дождь в дубовом лесу. Описание картины шишкина дождь в дубовом лесу. Плетение из бисера

«Дождь в дубовом лесу» художник написал в период своего творческого расцвета в 1891 году. Он как всегда в своем жанре: все детали и нюансы прорисованы с высокой четкостью и точностью. Все картины, и эта не исключение, наполнены жизнью и передают природу такой, какая она есть. Вот, например дубовый лес, омываемый летним дождем. От дождя на лесной дороге появились лужи, а от земли идет испарение, образуя некую дымку. Из-за нее, да и из-за дождя, даль кажется размытой и неясной, так и должно быть в теплый летний день.

Для кого-то этот дождь спасение, он дарит свежесть и ощущение чистоты. Кто-то скажет такая погода это только грязь и сырость. Ну что ж каждому свое. Так и люди, изображенные на пейзаже. На первом плане представлена пара, укрывающаяся от дождя под зонтом. Женщина приподнимает подол плаща, чтобы не запачкать его. Они идут не торопливо, наслаждаясь дубовым лесом и свежестью дождя. Впереди них идет человек, который втянул голову в плечи и идет прямо по лужам быстрой походкой. Ему неприятна такая погода, он поскорей хочет оказаться в уютном теплом доме и снять с себя мокрую одежду. На одной лесной дороге оказались такие разные люди.

Дубы стоят неподвижно, они упиваются живительной влагой и подставляют дождю свои красивые резные листья. Они тянутся вверх к небу, как будто там, в вышине еще больше свежести и простора. Скольких людей они повидали за свою жизнь на этой лесной дорожке, идущей вдаль. Так же как и дубы, трава и цветы радуются дождю и пытаются насытиться им. Только благодаря дождю трава зеленеет и радует глаз, а цветы распускают свои ароматные бутоны. И.И. Шишкин всегда использует прием для оживления своих картин. Предметы на переднем плане он рисует наиболее четко, а те, что находятся подальше более размыто. Таким образом, создается ощущение, будто ты сам находишься среди дубов и смотришь в глубину леса.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Картина «Дождь в дубовом лесу» написана И. И. Шишкиным в 1891 году. Это было время его творческого расцвета. Полотна данного периода жизни художника отличаются многогранностью образов и разнообразием мотивов. «Дождь в дубовом лесу» - одно из самых совершенных произведений художника, поражающее тщательной продуманностью сюжета и блестящей техникой исполнения.

В картине «Дождь в дубовом лесу» Шишкин предстает мастером станковой живописи. В полной мере художник смог показать, с какой виртуозностью он владеет кистью и умеет передать все оттенки цвета, игру света и тени.

Перед нами – дубовая роща во время теплого летнего дождя. Сырой воздух леса свеж и прохладен. Художник верен себе – он по-прежнему точен и объективен в изображении каждого нюанса, каждой детали. С огромным мастерством художник передает глубину пространства. Оно погружено в дождливую мглу, и если на переднем плане деревья видны отчетливо, то на заднем проступают лишь размытые их контуры. Утонченная зеленовато-серебристая гамма полотна выписана в самых тонких оттенках.

Сквозь полупрозрачную пелену сквозь облака в рощу проникает луч солнца. Стремительно проходя сквозь сырые ветви и листву, он окрашивает золотом стволы дубов и разбивается на миллион лучиков в лужах. Несколько прохожих, поддавшись очарованию ненастья, неспешно бредут по лужам. Да и не сам ли автор шагает впереди, подняв воротник легкого пальто и заложив руки в карманы?

Надо отметить, что полотно «Дождь в дубовом лесу» выпадает из череды картин художника, написанных в последние годы жизни, - эпических и даже несколько суровых по складу. Это – картина, в которой Шишкин будто забыл о тяготах и невзгодах, и с помощью таланта и вдохновения просто показал дивную прелесть окружающего мира.

Помимо описания картины И. И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Иван Иванович Шишкин не просто выдающийся художник, но, прежде всего, великий мастер пейзажной живописи. Больше всего художник любил создавать лесные пейзажи, изображая буковый, сосновый, дубовый леса. Шишкин любил и восхищался природой, красотой и могуществом деревьев, долин, рек. Рощи, лесные дали становились излюбленными образами Ивана Ивановича Шишкина. Даже создавая несколько пейзажей соснового бора, художник стремился передавать в каждом из них своё особое состояние.

Пейзаж «Дождь в дубовом лесу» написан в 1891 году, на исходе века девятнадцатого. Этот красивый пейзаж, великолепный образец станковой живописи является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Сюжетика пейзажа «Дождь в дубовом лесу» наполнена лирическими мотивами. Полотно очень поэтично, тонко, созерцательно. На картине изображены трое путников. Двое из них бредут по дубовому влажному лесу неспешно, едва укрываясь от дождя под зонтом. Другой, одинокий путник, не пытаясь укрыться от дождя, торопливым шагом удаляется вглубь полотна, всё дальше и дальше в густой влажный туман и лесную чащу.

«Дождь в дубовом лесу» — пейзаж, который призван передать всю красоту влажного лесного воздуха, запах травы, дубовых листьев, призрачное сияние света после дождя, состояние тумана, наполняющего всё вокруг тишиной и покоем.

Дубовый лес очень красив, усеян солнечными бликами, которые отражаются в наполненном влагой лесном воздухе. Пейзаж искрится, струится теплом, всё вокруг парит, дышит, живёт.

Глубина леса наполнена плотным молочным туманом. Очертания деревьев вдали словно растворены в этом туманном дурмане. Образ тумана придаёт полотну загадочности и лёгкой таинственности. На фоне белесоватой стены тумана отчётливее смотрятся изображения деревьев. Обильная листва дубов сверкает, сквозной свет придаёт пейзажу состояние тихой безмятежности и неги. Солнце кое-где скользит по мощным стволам деревьев, расцвечивая их и несколько рассеивая и смягчая слишком густой туман.

Передний план картины исполнен детализации, подробной прорисовки различных травинок, камней, мха. При этом художником используется разнообразная палитра, всё это делает более выразительными и заметными рефлексы и полутона. Воздух ощущается как отдельное явление, живое, трепещущее, зыбкое, готовое растаять, исчезнуть вместе с этой растёкшейся по лесу туманной дымкой.

В целом, пейзаж очень мягкий, хрупкий, композиционно многоплановый. Светотень подчёркивает меняющееся на глазах атмосферное состояние природы, подчёркивает зыбкое равновесие между картинными планами и красочными слоями пейзажа.

Пейзаж Шишкина пульсирует и живёт в нашем сознании не только как образ, но и как запах, как пение лесных птиц, как лесной воздух, как знакомый с детства шорох дождя в лесу.

Иван Шишкин. Дождь в дубовом лесу .
1891. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Когда мы говорим Шишкин - перед нашими глазами встают образы, полные эпической силы: царственные леса России, пронизанные солнцем и овеянные поэзией, глухие лесные урочища с исковерканными буреломом могучими стволами, позлащенные заходящим солнцем верхушки исполинских сосен, дубы-великаны, строевой лес, корабельные рощи...

Когда мы говорим Шишкин - мы видим и зеленеющие под высоким солнцем тихие лесные опушки, и затерявшиеся в густых зарослях прозрачные ручейки, отражающие прибрежные березы, и голубой простор неба над простором! желтеющей ржи... Мы дышим свободнее и глубже, словно на нас и в самом деле повеяло смоляным ароматом сосны, свежей лесной сыростью, прелью прошлогодней листвы...

Кто только не упрекал Шишкина за однообразие сюжетов, за якобы присущую его произведениям «фотографичность» изображений, за «равнодушное копирование натуры»!

Сейчас кажется удивительным, что подобная, репутация равнодушного и хладнокровного копировальщика природы могла сложиться у вдохновенного художника, который одним из первых в русском искусстве сумел открыть своим современникам красоту и поэзию родного пейзажа во всей его величественной простоте.

«В художественной деятельности, в изучении натуры никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды», — писал Шишкин.

Во второй половине 1880-х гг. живопись Шишкина несколько (но не кардинально) меняется: «тон почуял» (И.Н. Крамской), то есть стал уделять больше внимания общему атмосферному состоянию, объединяющей предметы световоздушной среде, но, в противоположность тенденциям эпохи, сохранял ясность и цельность видения предметной формы: Сосны, освещенные солнцем (1886), Дубы (1887), Мордвиновские дубы (1891), Осень (1892) и др.

В.В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».

Дождь в дубовом лесу (1891) — это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным.

Вот отрывок из воспоминаний современницы, которая представляет нам художника восторженного, мятущегося, вдохновенного:
«- Помню, однажды меня застигла в лесу гроза. Сначала я пыталась укрываться под елями, но тщетно. Скоро холодные струйки потекли по моей спине. Гроза промчалась, а дождь лил с прежней силой. Пришлось идти домой под дождем. Свернула по тропинке к даче Шишкина, чтобы сократить путь. Вдали, над лесом, сквозь густую сетку дождя светит яркое солнце.
Я остановилась. И тут на дороге, возле дачи, увидела Ивана Ивановича. Он стоял в луже, босиком, простоволосый, вымокшие блуза и брюки облепили его тело.
— Иван Иванович! Вы тоже попали под дождь?
— Нет, я вышел под дождь! Гроза застала меня дома... Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель... И темный лес вдали! Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии...
Таким — влюбленным в каждый цветок, в каждый кустик, в каждое деревцо, в наш русский лес и полевые равнины — я всегда вспоминаю Ивана Ивановича Шишкина.
Работал он ежедневно, тщательно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2-3 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота дороги в деревню Жельцы, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве.»

Эта зарисовка, сделанная пером очевидца, показывает нам истинного Ивана Шишкина.

Неповторимая минута: в сыром воздухе леса, сквозь сизую прозрачную клубящуюся пелену пробивается солнечный луч, он будто стремительно расталкивает ветви, листья, разбивается тысячей бликов в лужах, внезапно красит бронзой стволы деревьев. Как заколдованный, зрил художник невыразимую прелесть окружающего его мира. Он забыл о себе, о своих невзгодах. Он мечтал...

Может быть, в этот миг и родился сюжет картины «Дождь в дубовом лесу». Да и не сам ли автор бредет, заложив руки в карманы и подняв воротник, шлепая по лужам... Шишкин в этом холсте показал себя как виртуоз станковой живописи. Тончайшие нюансы цвета, тона, света пронизывают всю картину.

Поистине это полотно могло бы украсить лучшие музеи планеты.

Но не этот холст послужил завершающим, этапным творением Ивана Шишкина.

Скорее „Дождь" был лишь данью великолепному владению палитрой, колоритом, и в этом смысле полотно несколько выпадает из суровых, эпических по складу картин мастера. „Дождь в дубовом лесу" — улыбка живописца, его комплимент жанру, но даже в этом полотне во всей дивной красе предстает перед нами храм живой природы.