Дом Л.Н. Кекушева на Остоженке. Лев возращен на крышу особняка кекушева на остоженке Другие публикации, которые могут быть вам интересны

Особняк Кекушевой - одно из украшений Остоженки. Этот дом был построен в 1900-1903 годах российским архитектором и преподавателем Львом Николаевичем Кекушевым для своей семьи, и записан на жену архитектора - А.И. Кекушеву. Однако через несколько лет после постройки здания супруги развелись, и дом был продан, поэтому в литературе особняк известен также как «дом Смитского».



Большинство особняков, которые строил Кекушев, отличались тем, что создавались не по заказу для какой-нибудь семьи, а полностью являлись воплощением фантазии и творческих идей архитектора. В полное мере это отразилось в особняке Кекушевой на Остоженке.

Именно Кекушев считается первым архитектором, построившим в Москве здание в этом новом для того времени стиле. В своих работах архитектор, в отличие от творивших позже коллег, стремился следовать франко-бельгийскому направлению модерна. Характерной чертой всех работ зодчего была тщательнейшая проработка всех деталей интерьеров и характерная авторская подпись в форме статуи или барельефа льва в замке свода. Разумеется, что особняк на Остоженке, предназначавшийся для семьи архитектора, также был задуман им в стиле московского модерна.

Здание напоминает средневековый европейский замок - своей асимметричной композицией, элегантной разновысотностью объемов, романтической граненой башенкой с высоким шатром. Особая пластика оконных обрамлений, сложный ритм разнообразных по форме оконных проемов, орнаментальные рельефы говорят о явной принадлежности постройки стилю модерн. Кирпичные стены имеют разнообразную декоративную фактуру - русты, облицовка, белая штукатурка.

Первоначальный проект особняка был выполнен в 1900 г. архит. В. Кузнецовым. Его фасад в стиле модерн осуществлен не был, но план лег в основу постройки, строившейся под началом самого владельца — архит. Кекушева. Архитектурный образ дома разработан им для одного из заказанных С. Мамонтовым (1899) особняков, предполагавшихся к возведению в районе Тверского бульвара и Большой Никитской «Северным домостроительным обществом». Из-за банкротства Мамонтова строительство было заморожено, однако один из невоплощенных проектов с некоторыми изменениями осуществлен Кекушевым в его собственном особняке.

Самым выразительным декоративным элементом особняка является лепнина. Она проработана с типичной для Кекушева тщательностью и скрупулезностью. Растительные орнаменты, украшающие фасад необычайно разнообразны и изящны. Прекрасно выделяет особняк среди прочих и сочетание белого и красного цветов в оформлении здания, а шатровая башенка, которая скругляет угол фасада, выглядит особенно декоративно.


На первых двух этажах дома располагались крупные помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Интересно, что все эти помещения с трех сторон окружают парадную светлую лестницу, к которой примыкает крыльцо с главным входом.

Маски или фигуры львов можно найти на многих зданиях, построенных Львом Кекушевым - это был его своеобразный фирменный знак. В своем особняке архитектор установил трёхметровую скульптуру льва на высоком фронтоне главного уличного фасада. Скульптурная фигура была выполнена австрийским архитектором Отто Вагнером по образцу венских львов с плотины в Нюссдорфе. К сожалению, лев, венчавший здание, до нашего времени не сохранился, одной из причин чего часто называют непрочность использованного для его изготовления материала. Внутренняя планировка дома была типичной для стиля модерн. Все помещения группировались вокруг лестницы, являвшейся главной осью здания. До наших дней сохранились некоторые элементы интерьера, который также был разработан и выполнен Львом Кекушевым.

В здании сохранилась первоначальная планировка помещений и элементы отделки - деревянные филенчатые двери с зеркальными стеклами, оформление парадной лестницы и другие детали.

Этот особняк имеет свои тайны, точно так же, как была наполнена ими и жизнь самого архитектора. Например, известно, что уже в 1903 году, практически сразу после завершения строительства, жена Кекушева выставила особняк на продажу, хотя, в этот период Кекушев получил расчет сразу за несколько выполненных заказов и в средствах не нуждался. Кроме того, здание называют в числе других претендентов на дом, в котором Булгаков поселил свою Маргариту.

На заднем плане слева виден Храм Христа Спасителя.

Модерн для России - гораздо больше, чем направление в живописи или архитектуре: это часть среды (а можно непочтительно выражаясь современным языком, сказать "тусовки"), которая оставила свой неповторимый след в русской культуре. Среды, где переплетались великие имена и разные направления искусства и на глазах рождались новые. И где интересно жили интереснейшие люди.
Возможно, самым интересное и яркое имя в архитектуре московского модерна - Лев Кекушев. Имя и работы его хорошо известны, а про него самого мы не знаем почти ничего, кроме стандартных сведений: родился, учился, женился, умер... стоп! Мы не знаем, где и когда умер этот замечательный человек, мы не знаем, где он похоронен, мы ничего не знаем о последних годах его жизни. А ведь это не седая древность, это меньше ста лет назад. Другой парадокс: самый большой и выдающийся проект Кекушева (а возможно и самый значительный проект этого времени в Москве), приписывается другому, а вклад Кекушева сводится к "один из...".
Я не знаю, почему так трагически не везло и в жизни и в посмертной памяти этому человеку. Я просто хочу пройтись с вами по небольшому кусочку Москвы, где он жил, творил и был счастлив. Отправной точкой станет хорошо известный москвичам "дом Маргариты" на Остоженке, 21. Небольшой красивый особняк замечательно соответствует духу и описанию Булгаковского романа, а по жизни его строил для своей семьи преуспевающий архитектор Лев Николаевич Кекушев, сюда он въехал в 1903 году с любимой молодой женой и тремя маленькими детьми. Здесь что-то надломилось в его семье и его судьбе. Есть косвенные данные, что Анна Кекушева, как и Булгаковская Маргарита, полюбила другого. Да только в жизни брошенным оказался Мастер...
Но давайте пока не будем о грустном. Посмотрите, как красив и необычен этот дом-замок, как горд и жизнерадостен лев, когда-то сидевший на крыше (это же надо - льва на крышу посадить) - фирменный знак и alter ego создателя этого чуда, носившего имя Лев.

Наверное здорово просыпаться в доме, который сам создал, смотреть в окно - и видеть дело рук твоих, выходить из дома - и идти вдоль созданных тобой домов. Такая удача выпала Льву Кекушеву: два дома рядом с его личным особняком (Остоженка, 17 и 19) были им спроектированы, а третий (24) - реконструирован и отделан.

А какой декор... И конечно без львов не обошлось.

Примерно в одно время с домами на Остоженке (1901-1902) появился красавец-дом неподалеку (Гоголевский бульвар, 21). Здесь нет львов, зато сова кажется вот-вот сядет тебе на плечо.

Поблизости (Гоголевский бульвар, 4) находится еще один особняк, который отделывал Кекушев. Сейчас он ремонтируется, поэтому рассмотреть его трудновато, зато (на метариале сравнения левой и правой части) можно составить представление о том, как меняются дома в процессе реставрации.

С Гоголевского бульвара направляемся на Пречистенку. Дом 21 был построен в начале XIX века, Кекушев его отелывал, причем из доступных источников мне не удалось понять, занимался ли он только внутренней отделкой или еще и наружным обликом дома. Но вот этот "привет" от Льва Николаевича заставил склониться к второй версии.

А прямо напротив (Пречистенка, 28) стоит такой необычный и... пышный дом, что только диву даешься: как все это великолепие уместилось на фасаде. Он казалось бы перенасыщен декором, но при этом так гармоничен, что вся его роскошь избыточной не кажется. Львы, конечно же, представлены.

Этот дом был построен последним из тех, которые вошли в нашу небольшую прогулку; он завершен в 1906 году. Запомните эту дату, мы к ней еще вернемся. А направимся мы к особняку, который был построен первым (в этом районе) и считается "первым московским произведением, выполненном в стиле модерн". Построен он в Глазовском переулке (дом 8) в 1898-1899 году и строил его молодожен (женился в 1897 году) Кекушев для себя и своего растущего семейства. Согласно легенде, когда особняк был построен, фабрикант Отто Лист предложил за него такую сумму, что Кекушев не устоял (есть правда версия, по которой особняк с самого начала строился для продажи). Но когда видишь его, то веришь в то, что, как и дом Маргариты, строился он для жизни с любимой женщиной.

Мне кажется, что дома, которые строил Кекушев, многое говорят о нем. О его жизнерадостности, жизненной и творческой смелости, увлеченности делом, безудержной фантазии, сочетавшейся с точным расчетом градостроителя. Таким он был в самые счастливые и продуктивные свои годы.
О жизни Кекушева после 1906 года, когда он съехал из дома на Остоженке, по-видимому, в результате семейного разрыва, почти ничего не известно. Скорее всего, он еще не раз пытался восстановить семейную жизнь. Удачных проектов становится все меньше и меньше, а после 1912 года их нет совсем. О дальнейшей его судьбе ничего не известно. Можно только предположить, что причиной полного забвения стало либо психическое заболевание, либо "традиционный русский способ забыться", а возможно и то и другое вместе. Даже дата смерти в разных источниках "плавает" от 1914 до 1919 года. Место захоронения также неизвестно...
А дома стоят и продолжают удивлять нас своей радостной необычностью, вырывая из суеты московских будней. Вот и эта девушка пришла на Остоженку со своим молодым человеком и желтыми цветами - в память о Маргарите. Скорее всего она не знает, что реальные сюжеты, которые разыгрывались в этом доме, возможно не менее драматичны, чем вымысел великого романа. Только мы их не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем.

А я, покидая особняк в Глазовском, мысленно говорю:
- Спасибо, Лев Николаевич! Низкий поклон...

В свое время выдающийся архитектор Лев Кекушев смог избежать военной карьеры, которую ему прочил отец, надворный советник. Сыну удалось убедить родителей в своей востребованности. Он стал первым блестящим зодчим, работающим в стиле модерн. Знаком в виде льва отмечал все свои работы в Кекушев.

Биография блистательного архитектора Льва Николаевича Кекушева изобилует темными пятнами. Одни исследователи его творчества и биографии полагают, что он родился в 1862-м в Саратове. Другие утверждают, что зодчий появился на свет в Вильно, что в Варшавской губернии. От этого факта мы и будем отталкиваться.

Лев Николаевич Кекушев рос и воспитывался в семействе военного. Его отец служил майором в Павловском полке, который был дислоцирован в Царстве Польском. По всей видимости, именно там он встретился впервые со своей будущей женой. Ее звали Констанция. Она была дочерью польского помещика.

В 1861-м глава семьи решил выйти в отставку. Он поступил на гражданскую службу. Его новым местом работы был инженерный корпус. Неоднократно по службе ему приходилось переезжать в другие регионы. В разные периоды он жил в Санкт-Петербурге, Пскове, Новгороде, пока не осел в Вильно. Именно там появился на свет его сын - будущий архитектор. К этому времени отец семейства дослужился до чина надворный советник.

Кроме Льва Кекушева, который являлся 3-м ребенком, было еще 6 детей. Семья жила довольно небогато. Именно поэтому родители ориентировали своих отпрысков на получение достойного образования, так как оно давало возможность рассчитывать на неплохую служебную карьеру в дальнейшем.

Первые опыты

К 1883-му юный Кекушев Лев Николаевич окончил реальное училище в Вильно. А поскольку он уже проявил очевидные художественные способности и ненавидел военную муштру, отправился в Санкт-Петербург. Он был намерен поступить в Институт гражданских инженеров, что и случилось в том же году.

В стенах этого учебного заведения он учился вместе с такими будущими известными архитекторами, как В. Величкин, И. Иванов-Шиц и Н. Марков.

Когда он был учащимся, Кекушеву Льву Николаевичу приходилось выполнять ряд самостоятельных студенческих работ, где он в очередной раз проявил свои неординарные способности к живописи.

В конце обучения он защитил дипломный проект, который назывался «Скотобойня в Петербурге». Незадолго до диплома ему удалось найти работу в Техническо-строительном комитете МВД. В результате в 1888-м он окончил вуз, став профессиональным гражданским инженером. Кроме того, ему вручили Серебряную медаль за его успехи в архитектуре.

После этого Лев Кекушев недолгое время трудился помощником градостроителя. Однако уже в 1890-м он решил выйти в отставку, отправившись в Первопрестольную.

Наставник

В столице Кекушев принял решение посвятить себя в основном частной архитектурной практике. Так, он начал стажироваться у модного архитектора С. Эйбушитца, а также стал его помощником. В этом качестве он принял участие в постройках Охотного ряда и Центральных бань.

По большому счету эти уроки видного зодчего помогли не только выкристаллизовать стиль молодого архитектора, но и сформировать круг потенциальных заказчиков, среди которых были обеспеченные выходцы из купеческих фамилий.

Кроме того, на протяжении стажировки Кекушеву удалось освоить навыки различных прикладных декоративных техник. Имеется в виду ковка, гальванопластика, а также травление по стеклу и металлу.

Собственная архитектурная мастерская

Кекушев закончил свою стажировку в 1893-м. После этого он открыл свою собственную архитектурную фирму. К сожалению, документов о деятельности этой мастерской практически не сохранилось. Зато есть данные об архитекторах, которые выполняли его задания, наблюдали за возведением ряда строительных объектов и разрабатывали декоративное убранство интерьеров и фасадов.

Такими помощниками были, к примеру, братья Шуцманы. Они, в том числе, приняли участие в проектировании особняка Коробкова и доходного дома Франка. Также они следили за ходом строительства Никольских торговых рядов.

Другими помощниками Кекушева стали В. Воейков и Н. Шевяков. Кроме того, через школу архитектора прошли видные русские зодчие А. Кузнецов и И. Фомин.

Помимо работы в бюро, Кекушев трудился преподавателем в Техническом училище в столице. Для нужд заведения ему удалось построить химическую лабораторию.

Кекушев преподавал и в Строгановском художественно-промышленном училище. Он давал учащимся свои уроки по серебрению, железной ковке и композиции. Потом он начал работать в одном из инженерных училищ.

На протяжении пяти лет Кекушев занимал пост участкового архитектора. И самостоятельно смог возвести здание с элементами мавританского стиля для богадельни

Императорский заказ

К середине 90-х к Кекушеву пришла первая слава. Постепенно он начал превращаться из рядового зодчего в именитого архитектора. Именно тогда он получил заказ самого императора Николая II.

В эти годы готовилась официальная коронация нового самодержца. К мероприятию было решено оформить часть Тверской улицы, здания Городской Думы и Воскресенской площади. Для этого был объявлен соответствующий конкурс, где приняли участие лучшие архитекторы. В результате заказ оказался в руках Кекушева. И через некоторое время он успешно закончил данную работу. С тех пор имя зодчего было уже известно во всей империи.

Новое направление

Этот же период жизни мастера ознаменовался и тем, что архитектор Кекушев, биография которого насыщена интересными фактами, постепенно перешел к архитектурному стилю модерн.

Первой подобной работой был доходный дом Хлудовых, который считается одним из ярких образцов данного направления. К сегодняшнему дню это здание перестроено, но зато сохранился фасад.

Такую манеру архитектора поддержал ряд столичных застройщиков и известных меценатов, среди которых были Кузнецовы, Носовы и многие другие.

Савва Мамонтов и доходные дома

К этому времени к Кекушеву пришел серьезный финансовый успех. Он стал популярным специалистом в данной сфере. Савва Мамонтов решил привлечь известного архитектора к своим проектам. К примеру, Кекушев принял участие в строительстве Северной железной дороги, а также проектировал водонапорную башню при одном из столичных вокзалов.

Но, пожалуй, самым грандиозным совместным проектом стало строительство гостиницы «Метрополь».

В это время Кекушева назначили главным архитектором двух организаций. Это были общество страхования, которое планировало возводить фешенебельные особняки под «ключ» в стиле модерн, и Домостроительное общество, которое как раз занималось строительством «Метрополя». Идея принадлежала владельцу гостиницы С. Мамонтову. К сожалению, он в определенный момент решил отдать подряд архитектору В. Вилькоту. Началось строительство, но реализовать проект Мамонтов не смог, поскольку был обвинен в крупных растратах и арестован. Через некоторое время его оправдали, но бизнес был разорен.

Новые собственники гостиницы снова пригласили Кекушева, чтобы он смог заняться переработкой всего проекта Вилькота. считают, что участие Кекушева обеспечило колоссальный успех всего предприятия.

Кроме возведения «Метрополя», Кекушев начал строить и свои собственные доходные дома. Также архитектор возвел свой собственный особняк на Остоженке. Предприниматель Г. Лист был восхищен домом архитектора Кекушева. Он предложил за строение огромную цену. Кекушев не смог отказаться.

Кульминация творчества

Творческий пик Льва Кекушева пришелся на начало двадцатого столетия. На рубеже веков он уже считался основоположником и верным последователем столичного модерна. Именно в этот период московский архитектор Лев Кекушев спроектировал и построил такие здания, как особняки И. Миндовского и Носова, Иверские торговые ряды, а также Железнодорожный вокзал в Царицыно. Также по его эскизам оформили вход со стороны Арбата и ряд помещений ресторана «Прага». Кроме того, Кекушеву приходилось оформить залы особняка И. Морозова, что на Пречистенке.

В общем, все работы в Москве архитектор Кекушев выполнил на высоком уровне. В эти здания вложена его душа. Они достойны внимания. Для всех его объектов характерна практически идеальная проработка интерьеров.

Эпоха смуты

Когда грянула первая русская революция, общественные вкусы начали меняться. Если до событий 1905-го в архитектуре преобладал роскошный ранний модерн, то после этого новым веянием был лаконичный и сдержанный

К сожалению, архитектор Лев Николаевич Кекушев или не захотел, или не смог трудиться в новом направлении, и его популярность и авторитет стали уменьшаться.

В 1907-м он собирался строить ресторан под названием «Эльдорадо». По сути, этот проект должен был стать одним из самых крупнейших замыслов архитектора. Однако возводить здание начал другой специалист. Как результат, строительство было завершено, но с большими и серьезными отклонениями от чертежей Л. Кекушева. Последнее яркое творение архитектора - больница, что в Преображенском. Она была возведена накануне Первой мировой войны, в 1912-м.

Последующие работы архитектор Кекушев выполнял без особой выразительности и индивидуальности.

Гибель

После 1912-го судьба Кекушева обрела поистине трагический оттенок. Казалось, что архитектор и вовсе не стал брать подряды. Он только помещал в различных изданиях снимки своих старых творений.

Также упоминания о нём вообще отсутствовали. Правда, в профессиональных журналах можно было удостовериться, что он, к счастью, жив и порой переезжает в новые апартаменты.

Такое самоустранение, по словам биографов архитектора, было вызвано психическим заболеванием. Другие историки считают, что архитектор Кекушев замкнулся в себе из-за последних личных и карьерных неудач.

Как бы то ни было, когда началась Октябрьская революция и гражданская война, мастер вообще исчез. До сих пор неизвестно, когда его не стало и когда его погребли… Правда, по словам одной из его родственниц, Лев Кекушев скончался в 1917-м в больнице. И похоронили его на одном из столичных погостов… Как память о себе оставил архитектор Кекушев постройки в Москве. Фото его работ вы имеете возможность увидеть в статье.

В лоне семейства

Личная жизнь архитектора богата на события. При этом случались и семейные драмы. В конце 90-х XIX столетия Кекушев познакомился с Анной Болотовой, дочерью отставного штабс-капитана. Она родилась и жила в Кременчуге, что в Полтавской губернии. На момент встречи этой очаровательной девушке исполнилось всего лишь девятнадцать. Успешному столичному архитектору было уже почти 35. Несмотря на разницу, возлюбленные женились. Это произошло в конце апреля 1897-го.

Изначально супруги были искренне счастливы. У них росли дети. В собственности они имели дачу в великолепном Серебряном бору. Также, спустя несколько лет после свадьбы, они переехали в собственный особняк на Остоженке, о чем ранее упоминалось. По сути, это «эксклюзивное жилье» говорило о настоящем взлете профессиональной карьеры архитектора. Согласитесь, роскошными домами, которые были построены по авторским проектам, владели единицы.

По рассказам единственного внука архитектора, Кекушев обладал прекрасным характером. Он был весел и добр к родственникам, к друзьям, коллегам. Обожал розыгрыши. Но настоящей его страстью всегда была архитектура. Как правило, он поднимался в шесть утра, после чего начинал работать в своем кабинете. По воспоминаниям супруги Кекушева, он был очень увлеченным человеком. И когда он проектировал, зачастую превышал необходимые сметы. В такой ситуации он порой сам оплачивал недостающее из своего кошелька с целью увидеть воплощение своих замыслов. К сожалению, именно из-за этой черты характера в дальнейшем он ничего не оставил после себя, кроме долгов.

Как минимум семейное счастье длилось порядка десяти лет. В 1906-м Кекушев решил переехать на съемную квартиру. По неподтвержденным источникам, причиной разрыва стала измена со стороны супруги архитектора. По словам исследователей, она завела роман с одним из коллег по мастерской Кекушева.

Тем не менее супруги неоднократно пытались наладить свои отношения. Во всяком случае был период, когда они снова жили вместе. Но затем они вновь разъехались. Все эти попытки сохранить брак оказывались тщетными.

Архитектор Кекушев: дети

Как говорилось выше, у молодой семьи Кекушевых появились дети. Первенцем известной четы был сын Николай. Он родился в самом конце февраля 1898-го. В 1901-м супруга архитектора подарила ему дочь Татьяну. А на следующий год родилась и младшая дочь Катя.

Сын Николай впоследствии стал известным авиатором. В 1924-м его отметили орденом Красного Знамени. Он вел тогда боевые действия на территории среднеазиатских республик.

В 1930-м он трудился в качестве бортмеханика полярной авиации. На тот момент он входил в состав экипажа П. Головина. Этим летчикам впервые удалось высадиться на Северном полюсе, когда готовилась высадка экспедиции известного полярника И. Папанина.

Когда началась Великая Отечественная и блокада Ленинграда, Николай вывозил на гражданском самолете жителей северной столицы на большую землю. На его счету порядка пятидесяти полетов.

После войны он оказался в тюрьме, после чего этапом отправился в лагерь. Когда его освободили, он решил написать книгу о своих воспоминаниях. Самое удивительное, в этом произведении нет никаких подробностей о жизни и смерти известного отца.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Кекушева на Остоженке

Особняк Кекушева на Остоженке

Этот шедевр стиля модерн на Остоженке напоминает настоящий замок. Пусть и не очень большой. Но со всеми присущими замку атрибутами.

Особняк-замок принадлежал в начале ХХ века одному из главных творцов московского модерна – Льву Николаевичу Кекушеву. Точнее, его жене.

Со времени постройки, а он возводился в 1900–1903 годах, особняк стал считаться выдающимся достижением модерна в Москве.

Особняк Кекушева

Лев Николаевич был выпускником Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. По окончании института с правом на чин 10-го класса по табели о рангах Кекушева зачислили в Техническо-строительный комитет МВД.

Вскоре молодой специалист переехал в Москву и поступил на стажировку к Семёну Семёновичу Эйбушицу (Эйбушитцу). Семён Семёнович, выходец из Австрии, был известным в Москве архитектором и художником. В качестве помощника Эйбушица в эти годы Кекушев участвует в постройке Центральных бань и Охотного Ряда.

За время совместной работы Кекушев овладел различными прикладными декоративными техниками: ковкой, гальванопластикой, травлением по стеклу и металлу.

В 1893 году, закончив стажировку, Кекушев открывает собственное архитектурное бюро. Лев Николаевич отдаёт предпочтение преимущественно частной практике и преподаванию. Преподавал он в Московском Техническом училище и в Строгановском художественно-промышленном училище. В Строгановском училище он обучает студентов серебрению, железной ковке и композиции. Затем его приглашают на работу в Московское инженерное училище путей сообщения.

В те же годы он находился на посту участкового архитектора и уже самостоятельно построил здание для богадельни имени Гера на Верхней Красносельской улице. Это был исключительный случай в его практике, так как в оформлении здания он использовал элементы мавританского стиля.

Первым зданием, построенным Львом Николаевичем Кекушевым в стиле модерн, был доходный дом в Варсонофьевском переулке. В наши дни дом был перестроен. Фасад здания при перестройке сохранили, а внутренние интерьеры были полностью утрачены.

Продемонстрированную зодчим новую манеру поддержали основные московские застройщики и меценаты. К архитектору приходит известность и финансовый успех, он становится одним из самых популярных специалистов в этой сфере.

В 1898 году Лев Николаевич строит для своей семьи дом в Глазовском переулке (дом № 8).

Растительные орнаменты, каменный цоколь и редкие ордерные фрагменты в отделке дома поражали всех, кто видел дом. Это здание так понравилось фабриканту Отто Листу, что он предложил архитектору продать ему дом за небывало большую сумму. Лев Николаевич согласился, и у здания появился новый хозяин.

Дом в Глазовском переулке отчётливо показал, что архитектор придерживается традиции нового стиля – модерна. Стиль модерна зародился в Европе в конце XIX века. Заявив о себе, он отбросил существовавшие до него каноны пространственного построения зданий и их декоративного оформления. Новые идеи в разных странах мира дали свои национальные особенности и направления этого стиля: франко-бельгийский ар-нуво, немецкий югенд-стиль, австрийский сецессион, русский модерн и так далее. Первую в мире постройку в стиле модерн осуществил бельгиец Виктор Орта. Виктор Орта был знаменит тем, что первым перенёс графику художников модерна в пластику камня. Считается, что бельгийский модерн был очень чувственным, каким стал затем и русский модерн. Стиль Кекушева наиболее близок к раннему бельгийскому модерну Виктора Орта. В России этот стиль модерна окрестили франко-бельгийским.

Кекушев не остановился на создании особняков, напротив, он старался проектировать сооружения различного функционального назначения. При этом не отступая от варианта бельгийского модерна, а развивая его.

Так, в 1898 году Кекушев занимался строительством железнодорожной станции Одинцово, строил здание вокзала в Царицыно, в 1899–1900 годах совместно с Сергеем Сергеевичем Шуцманом построил Никольские (Иверские) торговые ряды. Также вместе с Шуцманом Кекушев перестраивал другие особняки.

В 1898 году Льва Николаевича Кекушева назначили на пост главного архитектора Московского домостроительного общества, занимавшегося строительством гостиницы «Метрополь». Новые владельцы наняли Кекушева управлять строительством после ареста Саввы Мамонтова. Считается, что участие Льва Николаевича Кекушева, вероятно, было главным фактором успеха этого проекта. В то же время он был выбран главным архитектором Санкт-Петербургского общества страхования, планировавшего начать в Москве строительство фешенебельных особняков в новом стиле модерн.

В 1900 году он приступил к постройке особняка на Остоженке.

При взгляде на здание кажется, что его облик в целом заимствован из средневековой европейской архитектуры. Но Средневековье причудливо преломляется архитектором. Становится некой игрой. Автор лишь берёт средневековые сюжеты за основу, преобразуя их в соответствии с принципами стиля модерн. В результате изменяются пропорции здания, подчеркивается глубина ниш и оконных проемов, а толща стен превращается в своего рода скульптурную массу.

Особняк увенчан романтической многоярусной гранёной островерхой башенкой с высоким шатром, что придаёт ему ещё большую схожесть со средневековым замком. Башенка втиснута между сильно расчленёнными основными объёмами здания, узкие вертикальные фасады которых обращены в разные стороны.

Проектируя особняк, архитектор искусно сгруппировал объёмы разной высоты, живописно украсив их лепниной. Придав асимметричность композиции, он выгнул контуры проёмов, использовал обилие растительных мотивов в орнаменте.

Особую эффектность здание приобретает благодаря красно-белой обработке его стен. Гладкая поверхность стен сочетается с кирпичной кладкой и декоративными щипцами, украшающими здание.

Ярким приёмом стиля модерн стала внутренняя группировка помещений обоих этажей, в основном парадных, вокруг лестницы. Над этими парадными комнатами располагались жилые мансарды.

Однако через несколько лет после постройки здания супруги развелись, и дом был продан, поэтому в литературе особняк известен также как Дом Смитского.

Авторским знаком Кекушева, своеобразным автографом, были статуя или барельеф льва в своде здания. Так Лев Николаевич обыгрывал своё имя. Был такой автограф и на здании на Остоженке. В своём особняке архитектор установил скульптуру льва на высоком фронтоне главного уличного фасада. Скульптурная фигура была выполнена архитектором Отто Вагнером по образцу львов с плотины и шлюза в Нюссдорфе, в Вене.

Но судьба этого знака неизвестна. Как, впрочем, оказалась неизвестной судьба самого выдающегося архитектора после 1917 года. Все исследователи сходятся во мнении, что Лев Николаевич трагически погиб в пожаре Гражданской войны, как и миллионы других ни в чём не повинных русских людей.

А вот уникальное творение зодчего сохранилось и не потеряло того чистого обаяния, которое так свойственно раннему модерну.

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

«Всеевропейский курорт» на Остоженке В двадцатых годах XIX века в Хилковом переулке было открыто необычное заведение. Создал его известный доктор медицины, профессор Христиан Иванович Лодер. Называлось его детище Заведение искусственных минеральных вод.Незадолго до

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Особняк Матильды Кшесинской Пожалуй, есть что-то, возможно даже совсем особенное, в том, что все дома на этом проспекте, изогнувшемся причудливой дугой, находятся только на нечётной стороне. Второй такой проспект, как Кронверкский, трудно отыскать.На дуге Кронверкского

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке Это самое необычное здание в самом центре Москвы называли испанским домом и испанским замком. Даже некоторые путеводители говорили, что особняк Морозова построен по мотивам «испанской архитектуры XV–XVI веков». Однако это не

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ОСОБНЯК СЕНАТОРА ПОЛОВЦЕВА Дом № 12 по набережной Крюкова канала был возведен по проекту академика архитектуры М. Е. Месмахера в 1887 году Талантливый зодчий учел не только эстетические вкусы заказчика, сенатора А. А. Половцева, но и его любовь к чистокровным скаковым

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

автора

Постройки Льва Кекушева в Москве Лев Кекушев проектировал и строил не только роскошные особняки, доходные дома для состоятельных жильцов, но и объекты различного назначения. И все они были оригинальными, так сказать, штучными

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке, № 21 (1900–1903) Вначале несколько слов о самой улице.Когда-то в этом месте рядом с Москвой-рекой были пойменные заливные луга, на которых после покоса сушилось в стогах сено, вот и название стог – Остожье, а позже – Остоженка (в 1935–1986 годах

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Доходный дом Кекушевой на Остоженке, № 19 (1900–1903) Доходный дом Грязнова на Остоженке, № 17 (1901) Практически параллельно со строительством замка Лев Николаевич при участии архитектора В.С. Кузнецова на собственные средства строит рядом доходный дом № 19. И дом № 17 – по

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке, № 17 (1893–1898) По всеобщему признанию этот особняк является одним из самых ярких творений Шехтеля. Хотя построен он не в стиле модерн, а готики, – ну как пройти мимо него?Франц Шехтель был знаком со многими богатейшими людьми Москвы –

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Н.В. Кузнецовой на проспекте Мира, № 41, стр. 1 (1893) Эта городская магистраль в разные годы называлась по-разному: Троицкое шоссе, Большая Алексеевская улица, Большая Ростокинская улица и, наконец, 1-я Мещанская улица, которую в 1957 году в честь VI Всемирного фестиваля

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, № 28 (1896) Францу Шехтелю в 1896 году было 36 лет. Он полон творческих сил и дерзких замыслов. За ним уже прочно утвердилась репутация модного – а главное! – талантливого архитектора. Он много строил для самых богатых и уважаемых

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Тарасовых в Скатертном переулке, № 4/1 (1905) По поводу этого симпатичного особнячка, что выходит закругленным углом на пересечение Скатертного и Медвежьего переулков, существует разночтение: одни исследователи считают, что его построил в 1905 году архитектор В.П.

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

12. Откроет ли тайну особняк Рябушинских? В 1964 г. в Москве состоялось мое знакомство с многочисленным семейством Пешковых: дочерью писателя Надеждой Алексеевной, которую все близкие называли Тимоша - шутливым прозвищем, данным ей в молодые годы А. М. Горьким, ее

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Особняк на улице Алексея Толстого Для читателя, возможно, представит интерес как бы небольшое отступление от темы, которое мне хотелось бы позволить себе в связи с упомянутыми переговорами. В особняке МИД СССР на улице Алексея Толстого вот уже более полувека проходят

Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке, № 21 (1900–1903)

Вначале несколько слов о самой улице.

Когда-то в этом месте рядом с Москвой-рекой были пойменные заливные луга, на которых после покоса сушилось в стогах сено, вот и название стог – Остожье, а позже – Остоженка (в 1935–1986 годах – Метростроевская улица).

К началу XX века эта землица в центре Москвы стала «золотой», и позволить себе поселиться здесь могли только представители торгово-финансовой элиты. «Северное домостроительное общество», возглавляемое сначала Саввой Мамонтовым, а потом Яковом Рекком, строило на этой улице роскошные особняки в модном стиле модерн, заказывая проекты самым лучшим московским архитекторам, в рейтинге которых Кекушев занимал верхнюю строчку.

Его решение построить себе дом на «Золотой миле» красноречиво говорит о том, что человеком Лев Николаевич был далеко не бедным! Проект этого особняка Кекушев делал для Саввы Мамонтова, но тот по каким-то причинам его отверг. И архитектор построил на небольшом участке нарядный дом, с высоким цокольным этажом, тремя разными по высоте и оформлению уровнями-этажами и островерхой башенкой, который напоминает средневековый замок.

Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке

Вот где он дал разгуляться своей фантазии, используя все основные элементы стиля модерн и сделав здание настолько оригинальным, что поглазеть на него собирались толпы народу. Не надо быть искусствоведом, чтобы разглядеть любимые авторские приемы: разные по форме окна, обрамленные в неповторяющиеся рамы, асимметрию, орнаментальные рельефы и использование декоративной фактуры – рустов, сочетание белой штукатурки с ярким цветом кирпича.

На шпице фронтона горделиво возвышалась трехметровая скульптура льва, выполненная австрийским архитектором Отто Вагнером, – символ сильного и успешного автора. К сожалению, фигура льва не сохранилась.

На первых двух этажах дома располагались большие помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке. Спальни были устроены в мансардах. Кабинет самого Льва Кекушева был в углу здания, с окном в тихий двор. Все комнаты выходили на роскошную лестницу.

Как мы уже знаем, особняк этот архитектор записал на имя супруги, вот он и вошел в историю как «Особняк Кекушевой». Анне Ионовне он и остался, когда в 1906 году Лев Николаевич покинул дом. А через три года особняк был продан. На фотографии так и не получившегося родового гнезда в архиве Кекушева сохранилась собственноручная надпись: «Дом Смитского»…

Сейчас это здание занимает Военный атташат Египта. Говорят, там бережно сохранилась первоначальная планировка помещений и элементы отделки – деревянные филенчатые двери с зеркальными стеклами, оформление парадной лестницы и другие детали. Вот бы проверить!..

Из книги В поисках Земли Санникова [Полярные экспедиции Толля и Колчака] автора Кузнецов Никита Анатольевич

Предыстория Русской полярной экспедиции 1900–1903 гг. В конце XIX – начале XX вв. в исследовании Арктики обозначились два основных направления, тесно переплетенные между собой, – хозяйственное использование Северного морского пути и научное изучение Крайнего Севера.В

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

«Всеевропейский курорт» на Остоженке В двадцатых годах XIX века в Хилковом переулке было открыто необычное заведение. Создал его известный доктор медицины, профессор Христиан Иванович Лодер. Называлось его детище Заведение искусственных минеральных вод.Незадолго до

Из книги Япония. Незавершенное соперничество автора Широкорад Александр Борисович

Глава 6 Столкновения интересов Японии и России в 1900–1903 годах В декабре 1900 г. в первом номере социал-демократической газеты «Искра» была опубликована статья В.И. Ленина «Китайский вопрос». Там говорилось: «Одно за другим, европейские правительства так усердно принялись

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Кекушева на Остоженке Этот шедевр стиля модерн на Остоженке напоминает настоящий замок. Пусть и не очень большой. Но со всеми присущими замку атрибутами.Особняк-замок принадлежал в начале ХХ века одному из главных творцов московского модерна – Льву Николаевичу

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ОСОБНЯК СЕНАТОРА ПОЛОВЦЕВА Дом № 12 по набережной Крюкова канала был возведен по проекту академика архитектуры М. Е. Месмахера в 1887 году Талантливый зодчий учел не только эстетические вкусы заказчика, сенатора А. А. Половцева, но и его любовь к чистокровным скаковым

Из книги Поход Яна Гамильтона автора Черчилль Уинстон Спенсер

Хейлъброн, 22 мая 1900 г.1900 г Прибыв в Кроонстад, лорд Робертс решил задержаться до тех пор, пока его армия не пополнит припасы и не будет отремонтирована железнодорожная линия до Блумфонтейна. Кроме того, ожидая генерального сражения у этого города, он сконцентрировал все

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1900–1903 гг. Еще в первой половине XIX в. капиталистические страны начали сталкиваться с неизвестными дотоле промышленными кризисами. Они были связаны, в первую очередь, с перепроизводством. Кризис 1857 г. явился первым мировым циклическим кризисом. Уже

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Хомейни Мусави Рухолла (Род. в 1898, 1900 или 1903 г. – ум. в 1989 г.) Духовный руководитель Исламской Республики Иран с 1979 по 1989 гг. Аятолла. С именем Хомейни тесно связана активизация исламского фундаментализма в конце XX – начале XXI столетий. Это ему принадлежат слова: «Нашу

автора

Доходный дом Кекушевой на Остоженке, № 19 (1900–1903) Доходный дом Грязнова на Остоженке, № 17 (1901) Практически параллельно со строительством замка Лев Николаевич при участии архитектора В.С. Кузнецова на собственные средства строит рядом доходный дом № 19. И дом № 17 – по

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк В.Д. Носова на Введенской площади (Электрозаводская улица, № 12) (1903) На месте Введенской площади, в низине, вплоть до 1800 года, находился «прачечный пруд» на реке Хапиловке. Указом Павла I пруд засыпали, берега Яузы благоустроили, недалеко построили церковь Введения

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице, № 6/2 (1900–1903) Эта постройка не зря считается одним из шедевров не только самого архитектора, но и московского модерна в целом.Налицо все излюбленные приемы этого стиля. Все четыре фасада здания выглядят абсолютно

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре, № 18 (1901–1903) Этот особняк Франц Шехтель построил (при участии известного архитектора А.А. Галецкого) по заказу сына «водочного короля» П.А. Смирнова – Петра Петровича.Тот приобрел за 299 тысяч рублей у потомственного почетного

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Гостиница «Националь» на улице Моховая, № 15/1 (1900–1903) На этом месте, на углу нынешних Тверской и Моховой, раньше были доходные дома купца Москвина и весьма популярный у москвичей трактир «Балаклава». В конце XIX века «Варваринское акционерное общество домовладельцев»

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Высоцких в Огородной слободе, № б (1900–1901) Этот чудный особняк в переулке Огородная слобода (ранее назывался Чудовский переулок, потом Фокин переулок, затем до возвращения исторического названия – переулок Стопани, в честь революционера и советского партийного