Дом Благородного собрания (Дом союзов). Колонный зал (Дом Союзов) Колонный зал кремля

Некоторое время назад побывала в этом историческом месте, но только сейчас появилась возможность разобрать фото и снабдить фотографии рассказом.

Здание Благородного собрания было построено в конце XVIII века для князя В.М. Долгорукого-Крымского, московского главнокомандующего в 1780-82 гг. В 1784 году его дом был приобретен у наследников князя Московским благородным собранием.
Для Благородного собрания здание было перестроено архитектором М.Ф. Казаковым в 1784-87 гг., который объединил постройки в усадьбе Долгорукова и обустроил колонный зал.
Здание перестраивалось в 1811 году, затем после пожара восстановлено в 1814 году учеником Казакова А.Н. Бакаревым.
В 1903-05 гг. архитектор А. Ф. Мейснер надстроил здание и придал ему современный вид.
В 1917 году здание было передано профсоюзам, ну и получило название «Дом союзов». Здесь проводились концерты, политические процессы, общественные съезды, новогодние ёлки, шахматные соревнования, выпускные школ.
В настоящее время политики в Доме союзов меньше, но общественные и культурные мероприятия там проводятся. Интерьер здания очень красив, сохранился со времён дворянских балов, но в тоже время показался мне некоторой смесью дворянского и советского стиля.
Заглянем внутрь и остановимся на некоторых страницах истории Благородного собрания.

Московское благородное собрание было учреждено в 1783 году сенатором М.Ф. Соймоновым и князем А.Б. Голицыным. Вот что вспоминала Е.П. Янькова в
«Основателем собрания был Соймонов, человек очень почтенный и чиновный, он имел и голубую (Андреевскую) ленту. Жена его была Исленьева. Соймонов и вздумал учредить Собрание для дворянства, и входил о том с докладом к государыне, которая дала апробацию и впоследствии приказала даже приобрести дом в казну и пожаловала его московскому дворянству ».
Первоначально там проводились общественные вечера для дворянства, по воспоминаниям Е.П. Яньковой, «барыни собирались с работами, барышни танцевали, мужчины и старухи играли в карты, танцующих бывало немного », но все дворянство должно было съезжаться в красивых платьях, дорогой одежде. Пока здание на Дмитровке обустраивалось, вечера проходили в доме Татищевой на Моховой. «Сезон» Собрании был с 24 ноября (именины Екатерины II) до 21 апреля (её дня рождения).

В начале ХIХ века приёмы и балы в Московском Благородном собрании приобрели больший блеск. Александр I присвоил Московском у Благородному собранию имя Российского. На праздники в Благородное собрание допускались только дворяне. Участники собрания могли пригласить своих знакомых, но ручаться в их дворянстве и порядочном поведении.
Так А.С. Пушкин в конце 1826-начале 1827 года после возвращения из ссылки посещал праздники в Благородном собрании по приглашению друзей. 8 февраля 1827 года он сам стал членом Благородного собрания и смог пригласить с собой на маскарад брата Льва.

В 7 главе «Евгения Онегина» А.С. Пушкин приводит в Благородное собрание и свою героиню Татьяну.
LI
Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.
LIII
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс... Меж тем,
Между двух теток у колонны,
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь...
LIV
Так мысль ее далече бродит:
Забыт и свет и шумный бал,
А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал.
Друг другу тетушки мигнули
И локтем Таню враз толкнули,
И каждая шепнула ей:
- Взгляни налево поскорей. -
«Налево? где? что там такое?»
- Ну, что бы ни было, гляди...
В той кучке, видишь? впереди,
Там, где еще в мундирах двое...
Вот отошел... вот боком стал... -
«Кто? толстый этот генерал?»
LV
Но здесь с победою поздравим
Татьяну милую мою

А с кем в Благородном собрании встречался сам Пушкин.
(Портрет Пушкина, художник Вивьен, конец 1826 года)

В конце 1826 года на маскараде он впервые встретил Екатерину Ушакову, ставшую преданным другом для поэта.

По вторникам в Благородном собрании бывали приёмы, а во время Великого Поста концерты. На одном из таких концертов 19 марта 1829 года Пушкин возобновляет знакомство с Наталией Гончаровой, а через месяц сватается к ней.

Красные ковровые дорожки возвращают нас с прекрасной лестницы в облик дома культуры советских времён.

Но есть и предметы старинных интерьеров

В 1849 году Российское Благородное собрание было преобразовано, его здание перешло в собственность Московского дворянства, был принят новый устав, по которому разрешалось приглашать в Собрание почётных граждан, купцов 1-й гильдии, художников.

Ветер перемен пришел в парадные залы. В 1856 году Александр II заявил московскими дворянами о необходимости отмены крепостного права.

В Благородном собрании устраивались концерты. Проводили собрания по поводу культурных событий. Ф.М. Достоевский читал речь, посвященную открытию памятника А.С. Пушкину.

Члены императорской фамилии и приглашённые лица в Колонном зале Российского благородного собрания во время торжественного обеда. Фото апрель 1900 г. Взято здесь http://jw.at.ua/news/2008-04-09-286

Лестница на бель-этаж

кз

Великолепный зал и красные кресла, достойные провинциального кинотеатра 1980-х годов.

Несколько старых фотографий Благородного собрания
Украшения по случаю коронации Николая II.

Здание, приобретенное Благородным обществом (дом князя В.М. Долгорукого), раскинулось покоем по Большой Дмитровке от Охотного ряда чуть ли не до Георгиевского переулка.

Долгоруковы строили свой дом для семейного проживания, и по­этому в нем не было больших залов. Для нужд дворянского общества требовалась перестройка здания. Для воплощения проекта перестройки здания был приглашен зна­менитейший архитектор того времени Матвей Федорович Казаков.

М. Ф. Казаков (1738-1813). ГУК «Музейное объединение «Музей истории Москвы».

М. Ф. Казаков не впервые занимался перестройкой старых зданий, и поэтому проект нового дома для Благородного собрания москов­ского дворянства был сделан довольно быстро. Дом был построен в популярном тогда стиле классицизма - художественного направле­ния, распространенного в России в XVIII - начале XIX в., обращавше­гося к древнегреческому искусству как идеальному образу.

Позднее здание Благородного собрания еще не раз перестраива­лось. Ныне оно занимает всю ширину квартала от Охотного ряда до Георгиевского переулка. Однако наибольшую архитектурную цен­ность представляет именно та его часть, которая была создана между 1784 и 1788 гг. под руководством М. Ф. Казакова.

Фасад и план здания Благородного собрания из Первого альбома М. Ф. Казакова. Чертеж к. XVIII в. Памятники русской архитектуры. Обмеры и исследования. М., 1954. Табл. 2.

Невысокое двухэтажное здание было вытя­нуто вдоль Большой Дмитровки. С этой стороны Казаков развернул торжественный фасад с повышенным шестиколонным ионическим портиком в центре и пилястровыми тосканскими портиками по сто­ронам. Строгая симметрия и четкая ритмичность, подчеркнутая ха­рактерными для раннего классицизма вертикальными нишами во­круг окон, организовали протяженный фасад, сделали его стройным и пропорциональным торцевому фасаду, выходящему на Охотный ряд, на котором Казаков поместил лишь торжественный подъезд с арочным входом, обрамленным двумя парами колонн. А на месте прежнего внутреннего двора был устроен Большой зал (носивший также названия Белого и Большого Колонного, а в советское время пе­реименованный в Колонный). Из парадного подъезда в Охотном ряду широкая трехмаршевая (впоследствии переделанная в двухмаршевую) беломраморная лестница вела в парадную анфиладу, залы, гости­ные и кабинеты которой окружали Большой зал. Он был таким огром­ным, что мог вместить более двух тысяч человек. Большой зал по высоте превосходил прежнее здание, и его объем возвышался над всей постройкой.

Слева: Планы 2-го этажа здания Благородного собрания. Сверху - подписной чертеж М. Ф. Казакова; в середине - чертеж из Первого альбома М. Ф. Казакова; внизу - обмерные чертежи перекрытия галереи. Памятники русской архитектуры. Табл. 3. Справа: Один из самых ранних (1802 г.) сохранившихся планов владения - «Геометричный план» Дома Благородного собрания под № 145, 2-го квартала Тверской части. ЦАНТДМ.Ф. 1. Оп. 15. Д. 359. Ед. хр. 3. Л. 1.

Архитектура зала настолько замечательна, что он воспринимается как самостоятельное произведение, став синонимом дома, в котором находится. Окружающие Большой зал величественные коринфские колонны, ставшие главным украшением и придающие ему великоле­пие и парадность, несут мощный антаблемент, за которым скрыва­лись полукруглые окна второго света. Благодаря этому потолок с жи­вописным плафоном как бы парит в воздухе.

Следует особо сказать о прекрасных акустических свойствах Боль­шого зала. Именно они наряду с архитектурными достоинствами обеспечили ему популярность. Большой зал был признан одним из лучших в России в акустическом отношении: и оркестр, и голос соли­ста звучат в нем мягко и одновременно отчетливо.

Лучше всех понимал грандиозность, великолепие Большого зала его создатель, Матвей Казаков. Чтобы снять или хотя бы смягчить ощущение резкого контраста между Большим залом и окружающими его гостиными, зодчий выделил поблизости еще два небольших зала - Екатерининский и Крестовый, сделал их как бы переходными и по торжественности декора, и по величине. Екатерининский (ныне - Опальный) зал примыкает к Большому со стороны Охотного ряда. Современное название зала рождено своеобразной расстановкой ко­лонн - полукругом вдоль двух противоположных коротких стен. Крестовый зал был украшен более скромно - только пилястрами.

Другие парадные залы Собрания тоже получили собственные на­звания: Александровский - в честь императора Александра I, Голицынский - в честь одного из основателей московскою Благородно­го собрания, Казаковский - по имени архитектора, перестроившего здание, Соймоновский - в честь главного попечителя Опекунского совета, руководившего перестройкой дома.

А. Ф. Малиновский, описывая Благородное собрание, дает живописные характеристики помещений Дома Благородного собрания: «Кроме полуциркульной галереи, в которой поставлен памятник Екатерине II, сопредельные две залы занимаются карточными столами, за ними столовая и уборная для дам; есть ком­ната и для чтения газет. Одна сторона - хор над колоннадою в зале - занята бывает оркестром, а на другие там стороны допускаются раз­ного звания люди, не имеющие права быть записанными в Собрании, и смотрят оттуда на танцы и блистательность собрания дворян рос­сийских.

Во время французского нашествия 1812 г. в Москве бушевал сильнейший пожар, уничтоживший 6.5 тысяч домов и церквей (или две трети от общего количества). В этом пожаре пострадало и здание Благородного собрания. Огонь истребил все книги с журнальными повседневными записями, счета, планы и другие подлинные акты Собрания. Все, что было спрятано в кладовой: мебель, столовое белье, фарфоровая посуда, другие предметы обихода - подверглось «наглому расхищению злодеев».

Мы видим удручающую картину доведенного до состоя­ния руин некогда великолепного дворца. Мелкие торговцы были пу­щены вполуразрушенное здание от безысходности. Торговля вупо­мянутых лавках, помещение под которые сдавалось внаем, была единственным источником доходов Благородного собрания в по­слевоенное время.

Как только захватчики - французы были изгнаны из Москвы, стар­шины озаботились восстановлением Дома Благородного собрания.

Список лиц, пожертвовавших денежные средства на восстановление Дома Благородного собрания с указанием суммы пожертвования. Первым в списке значится император Александр I. ЦИАМ. Ф. 381. Оп. 1.Д. 18. Л. 2.

После пожара 1812 г. архитектором А. Н. Бакаревым здание было восстановлено в 1814 г., однако декоративное убранство Колонного зала и его живописный плафон были навсегда утеряны. Вероятно в ходе восстановительных работ по всему периметру Большого зала был сделан балкон.

Колонный зал до постройки балкона. Перспективный и продольный разрез. Реконструкция. Памятники русской архитектуры. С. 11-12.

Так выглядел в первой половине XIX восстановленный после пожара Дом Благородного собрания. Раскрашенная литография середины XIX в.

В начале XX в. Москву охватила строительная горячка. Город стремительно начал расти вверх, менять свой привычный облик. Изменялся и Охотный ряд. Двухэтажное приземистое здание с фронтонами начало восприниматься как тяжеловесное и несовременное, уже не отвечавшее изменившимся вкусам. Казалось, что старинный Дом Благородного собрания, с классическим портиком посередине и входом, увенчанным аттиком с треугольным фронтоном и крупной врезной аркой, с недоумением взирает на происходящее. Московское дворянство решило не отставать от моды и перестроить дом. Автором проекта перестройки стал А. Ф. Мейснер, в 1900-х гг. состоявший архитектором Московского депутатского дворянского собрания. Выполняя желание заказчиков, архитектор должен был поднять дом на один этаж, надстроив его по всему периметру соединенных вместе корпусов и сравняв по высоте с объемом Большого зала. Выполнение этой задачи влекло за собой кардинальное изменение фасадов.

Архитектор повторил казаковскую композицию, применив во внутренней планировке основные принципы а внешний облик здания значительно изменив. Оба фасада (по Охотному ряду и по Большой Дмитровке) были сделаны более строгими и стройными, чем прежде.

Фасад со стороны Большой Дмитровки. ЦАНТДМ.Ф. 1. Оп. 15. Д. 359. Ед. хр. 14. Л. 4.

В результате работ Мейснера дом сильно изменился, но не потерял классической формы, его декор также явствует о полном сохранении классической традиции. Здание имеет портик с четырьмя нарядными коринфскими колоннами, равномерно расставленными по обеим сторонам. В глубине портика, на стене, проходит горельеф из античных сюжетов. Широкий прямоугольный аттик, над которым просматривается купол, заменил прежний треугольный фронтон.

Фасад Дома Благородного собрания после перестройки А. Ф. Мейснером. Вид со стороны Охотного ряда. Открытка к. XIX - нач. XX в.

Основательная перестройка дома, выполненная в 1903-1908 гг., существенно изменила облик здания, который и сохранился до наших дней.

Современный вид Дома Союзов

Во время Великой Отечественной войны Дом Союзов, к счастью, удалось уберечь от разрушительных бомбардировок вражеской авиации. Однако время и интенсивная эксплуатация наложили свой отпечаток на его физическое состояние. Разрушились многие конструкции, особенно деревянные перекрытия над отдельными помещениями. Местами просел фундамент, пришли в негодность многие внутренние коммуникации. Осыпались лепнина и штукатурка.

Крупномасштабные капитальный ремонт и реставрационные работы по Дому Союзов начались в 1967 году. Перед проектировщиками и строителями стояла сложная задача: восстановить замечательный памятник архитектуры русского классицизма, восполнить утраты художественного оформления, заменить устаревшие конструкции так, чтобы не были повреждены ценные качества помещений, в первую очередь Колонного зала.

Восстановительные работы 1967 года были продолжены через 10 лет. Были выполнены работы по реставрации карнизов, люстр, дверей и художественной отделки помещений, по укреплению фундаментов, монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, автоматики, средств связи и синхронного перевода речей.

В настоящее время здание Дома Союзов составляет одно из главных украшений архитектурно-исторического «ожерелья» Центра Москвы, является подлинным национальным достоянием России.

По материалам издания "Дом Союзов. История и современность" Москва 2008г.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1784-1790-х годах М.Ф. Казаков расширил здание и изменил его планировку. Так на месте внутреннего двора появился Колонный зал. Здесь проходили дворянские собрания, приемы высоких гостей, балы и маскарады, слава о которых доходила до Петербурга. Колонный зал был еще и крупнейшей в России ярмаркой невест.

В Благородном собрании была своя библиотека. Ставили здесь и спектакли. На одном из них юный Лермонтов играл астролога.

Но здание Благородного собрания повторило судьбу многих московских домов: в 1812 году оно обгорело, ради извлечения прибыли здание облепили неказистыми лавками, и со временем оно утратило изначальные черты.

Колонный зал Благородного собрания был огромным: он вмещал более 500 пар, имел высоту 14,5 метров и прекрасную акустику. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук на уровне лучших оперных театров мира. При этом во время строительства Казаков не использовал никаких специальных физических приборов. Не удивительно, что дом Благородного собрания превратился в настоящую филармонию, и европейские знаменитости стремились выступать именно в Колонном зале. В Европе тогда говорили, что нет зала лучше.

А 4 марта 1856 года император Александр II произнес в Колонном зале историческую речь о необходимости освобождения крестьян от крепостничества.

Дворянское собрание в наше время было вполне дворянским, потому что старшины зорко смотрели за тем, чтобы не было какой примеси, и члены, привозившие с собою посетителей, должны были не только ручаться, что привезенные точно дворяне, но и отвечать, что они не сделают ничего предосудительного, и это под опасением попасть на черную доску и через то навсегда лишиться права бывать в собрании. Купечество с их женами и дочерьми, и то только почетное, было допускаемо в виде исключения как зрители в какие-нибудь торжественные дни или во время царских приездов, но не смешивалось с дворянством: стой себе за колоннами да смотри издали.

В 1903-1908 годах Дом Союзов надстроили третьим этажом и немного изменили фасад по проекту архитектора А.Ф. Мейснера. Главным украшением Колонного зала стали 28 колонн (9,8 метра в высоту). Отсюда и название.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

После Октябрьской революции здание передали профсоюзам. С 1935 года в Доме Союзов начали проводить детские «Новогодние елки». А на смену дворянской библиотеке пришла рабочая библиотека-читальня имени Горького.

23-27 января 1924 года в Колонном зале Дома Союзов прошло прощание с В.И. Лениным. После этого Колонный зал часто служил местом прощания народа с умершими советскими государственными деятелями. Здесь также проходили показательные судебные разбирательства, съезды Советов и профсоюзов, отчетные партийные конференции Московских городских и областных организаций КПСС, союзов писателей и композиторов, музыкальные концерты и спортивные соревнования.

Сегодня трудно представить, что в этом строгом здании, построенном в стиле зрелого классицизма, проходили самые весёлые в первопрестольной балы. И самые популярные. Каждый вторник, как повелось почти с самого начала, здесь, в самом центре первопрестольной, играли лучшие оркестры и кружились в танцах лучшие московские пары. На традиционные зимние и весенние балы съезжались до трёх тысяч человек! И его Колонный зал всех вмещал!

Благородное собрание (Дом союзов) (Москва)

Местонахождение: Москва (Россия)

Архитекторы: М.Ф. Казаков, А.Н. Бакарев, А. Ф. Мейснер

Создание: 1784—1790-х годах М. Ф. Казаков реконструкция разрозненный усадьб в единный объем, создание двухсветного Колонного зала

Восстановление после пожара 1812 г. А. Н. Бакарев

Реконструкция 1903—1908 г. А. Ф. Мейснер, надстроен 3-ий этаж, переделаны фасады и планировка, прилегающая к Колонному залу

Закзчик: князь В. М. Долгорукий-Крымский


История этого здания началась в середине XVIII века. Оно было построено для московского главнокомандующего Василия Михайловича Долгорукова-Крымского. Затем дом был приобретён Благородным собранием.

Московское Благородное собрание, дворянское сословное учреждение, было открыто в Москве в 1783 году по инициативе попечителя Опекунского совета Михаила Фёдоровича Соймонова и князя Алексея Борисовича Голицына. Благородное собрание стало своего рода альтернативой Английскому клубу. По сути, это был отечественный вариант клуба, но с более либеральными правилами членства.



Членами Благородного собрания могли быть потомственные дворяне, как мужчины, так и женщины. Во главе Благородного собрания стояли 12 выборных старшин. Члены Благородного собрания платили годовые взносы.



В 1784 году Благородное собрание и приобрело дом бывшего московского генерал-губернатора на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда. Для перестройки здания был приглашён архитектор Матвей Фёдорович Казаков.



Главная трудность для зодчего состояла в выработке совершенно нового образа общественного здания. Ведь здесь, в отличие от других зданий, которые Матвей Фёдорович возводил, дом перестраивался из старого здания. Внешне дом мало отличался от больших городских усадеб, которыми в те годы украсилась Москва.



Казаков ориентировал главный фасад здания по Большой Дмитровке, выделив его центр торжественным повышенным шестиколонным ионическим портиком. Углы были подчёркнуты более мелкими портиками с пилястрами. Они придали всей композиции строгую симметрию, пропорциональную и ритмическую согласованность. Со стороны Охотного Ряда здание в своей торцевой части имело только парадный подъезд, оформленный аркой на сдвоенных колоннах.


Но основное внимание Казаков решил уделить интерьеру. Он объединил все усадебные постройки в одно монументальное здание и соорудил в его центре, на территории бывшего внутреннего усадебного двора, величественный Колонный зал. Колонный зал Благородного собрания не зря называют шедевром Казакова.

Вдоль стен прямоугольного в плане зала расставлены стройные белые колонны коринфского ордера. Коринфская колоннада несёт строгий, пластичный и изящно проработанный антаблемент, над которым располагались окна второго света. Благодаря этим окнам гигантский сводчатый потолок с живописным плафоном как бы парил в воздухе.



Крупные пропорции ордера, спокойные формы колонн, чёткие очертания всех частей создают ощущение торжественности. Эту торжественность ещё более подчеркивают полированная поверхность белого искусственного мрамора, настенные зеркала, прекрасные хрустальные люстры. Этому залу простой и благородной архитектуры суждено было стать средоточием жизни граждан «дворянской Республики».



Колонный зал быстро приобрёл славу одного из наиболее торжественных классицистических парадных залов Москвы. Размеры зала - 24,8 метра на 39,5 метра - позволяли танцевать 500 и более парам. Высота потолка (14,5 метра) превосходит современный четырёхэтажный жилой дом. Все эти архитектурные достоинства дополняла замечательная акустика. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук.

Благодаря такой акустике европейские знаменитости, певцы и музыканты, приезжая в Москву, стремились выступать не только в крепостных театрах и гостиных знатных вельмож, но и в невиданном прежде зале.



Члены Благородного собрания «свободно съезжались наслаждаться приятностями общежития» в свой дом на Дмитровке с октября по апрель. Тогда в Москве, в Колонном зале, и проходили умопомрачительные балы, слава о которых дошла до Петербурга. Екатерина II повелела считать дом, купленный на имя старшины Благородного собрания князя Голицына, частной собственностью московского дворянства. Таким образом, был создан прецедент, когда общественная организация была признана юридическим лицом.


А внук Екатерины II, император Александр I, записался в члены Московского Благородного собрания и повелел называть его Российским. В Москву, уже в Российское Благородное собрание, пообщаться и повеселиться съезжались дворяне из имений всей России.


В 1800-х годах к зданию со стороны Георгиевского переулка было пристроено трёхэтажное здание с угловой ротондой.

Дом Благородного собрания был сильно разрушен пожаром 1812 года. Через два года, в 1814 году, здание было восстановлено учеником Матвея Фёдоровича Казакова архитектором Алексеем Никитичем Бакарёвым.


В здании Благородного собрания возобновились традиционные балы, вечера. В нём московские дворяне принимали приезжавших в город российских императоров. По уставу 1849 года, члены Благородного собрания могли приглашать «гостей». Увидеть Колонный зал, поражающий «простотой и величием», могли возведённые во дворянство выходцы из других сословий, почётные граждане, купцы первой гильдии, купцы-иностранцы и представители «свободных профессий».


Многие выдающиеся деятели культуры и искусства, композиторы и исполнители, писатели и художники поднимались по широкой трёхмаршевой лестнице, которая вела в парадную анфиладу, с залами, кабинетами и гостиными, окружавшими Колонный зал.



Но одним весельем жизнь в доме не ограничивалась. В нём происходили выборы предводителей дворянства и других должностных лиц. В здании Благородного собрания проводились заседания московского губернского Дворянского собрания. Из-за этих собраний здание порой называли Домом Дворянского собрания.


Балы и маскарады сменились регулярными концертами классической музыки. Дом стал первой московской филармонией.

Во второй половине XIX века в Колонном зале Благородного собрания с концертами выступали Пётр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Сергей Васильевич Рахманинов, Ференц Лист и другие.


Очень славилась богатая библиотека Благородного собрания.



В 1903 году архитектор Александр Фелицианович Мейснер надстроил третий этаж, заложил окна верхнего света в Колонном зале.


После октябрьского переворота Благородное собрание было ликвидировано, а его здание передано профсоюзам и получило название Дом союзов.

История дома Благородного собрания и его знаменитого Колонного зала в Охотном ряду

В книге "Москва и москвичи" о происхождении названия старинной улицы В. Гиляровский пишет: "Охотный ряд получил свое название еще в те времена, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками". К середине ХIХ века рынок стал поистине "Чревом Москвы" с временными лавками и палатками, длинными прилавками, где можно было купить любые съестные припасы. Большая церковь покровительницы торговли Параскевы Пятницы была выдвинута почти на середину площади. К началу ХХ века улица постепенно стала застраиваться "приличными" домами, из которых до настоящего времени уцелели только два: дом Бронникова и дом Благородного собрания (быв. Дом союзов) со знаменитым Колонным залом Матвея Казакова, доподлинно сохранившимся до наших дней от всего архитектурного оформления дома, построенного Казаковым в конце ХVIII - начале ХIХ века (Охотный ряд, дом № 3).

Судьба Матвея Казакова

Архитектор Матвей Федорович Казаков (1738-1812) родился в Москве. Судьба архитектора сложилась удачно. Он был незнатного рода. Отец его - из крепостных, но дослужился до подканцляриста. Мастерству М. Казаков учился в архитектурной школе Д.В.Ухтомского. В родном городе он создал много выдающихся архитектурных сооружений: здание Сената в Кремле с громадным куполом (впервые в России), поистине сказочный Петровский (путевой) дворец (близ м. "Динамо"), необыкновенной красоты колонный зал Благородного собрания (быв. Дома союзов) и другие. С 1792 года он возглавлял после своего учителя В.Баженова Архитектурную школу при экспедиции Кремлевского строения, руководил составлением генерального и фасадного плана Москвы ХVIII века, выполнив со своими помощниками колоссальную работу по созданию тридцати архитектурных альбомов. Перед вторжением в Москву Наполеона родственники увезли его в Рязань, уже смертельно больного. Известие о пожаре в Москве ускорило его кончину.

Здание Благородного собрания Матвея Казакова

Дом был возведен князем Долгоруким - Крымским в ХVIII веке, а в 1784г. куплен для Дворянского собрания (клуба) и перестроен М.Ф. Казаковым.

Казаков перенес главный фасад здания с Большой Дмитровки на Охотный ряд, закрыв им торец дома. Затем осуществил большую работу по переустройству внутренних помещений дома (1784-1787). На рисунке, сделанным со старинной литографии, изображен дом, бережно восстановленный в 1814 году учеником Казакова А. Бакаревым после пожара Москвы в войне с Наполеоном. Он - двухэтажный, с классическим портиком посередине. Вход увенчан - аттиком с треугольным фронтоном и крупной врезной аркой. Вся конструкция верхней части поддерживается сдвоенными колоннами по обеим сторонам, поставленными на массивные основания.

Колонный зал строился на месте внутреннего двора дома с 1784 по 1790 гг. и стал главным украшением всего сооружения, а новый корпус - пристройка протянулся по Большой Дмитровке до конца квартала в 90-х годах ХVIII века.

Основательная перестройка дома была сделана только в 1903 - 1908 гг. архитектором А.Мейснером, который надстроил третий этаж по всему периметру соединенных вместе корпусов, что повлекло радикальное изменение основного фасада, сохранившегося до наших дней. Дом не потерял классической формы. Он имеет портик с четырьмя нарядными коринфскими колоннами, равномерно расставленными. Треугольный фронтон вверху здания был заменен на широкий прямоугольный аттик, над которым просматривается купол. На стене, в глубине портика, проходит горельеф из античных сюжетов. Вся отделка дома напоминает о полном сохранении классической традиции.

Колонный зал Дворянского собрания

Создание М. Казаковым Колонного зала в Дворянском клубе для Москвы ХVIII века явилось большим событием. Такого роскошного и торжественного зала для возможных повседневных мероприятий столица еще не знала.

Удивительным образом в нем сочетаются классическая ясность и простота с величавостью и роскошью архитектурного оформления. Главным украшением зала является парадная колоннада из 28 коринфских колонн, торжественно расставленных по периметру зала со значительным отступлением от стены. Все колонны - деревянные, но облицованы белым искусственным мрамором. Между ними - 26 больших и 28 малых хрустальных люстр, свет от которых отражается в громадных зеркалах, развешанных по всем стенам зала. За колоннадой зал опоясывают балконы для музыкантов.

Зал был любим дворянством, в балах иногда принимали участие до 3 тыс.человек. Здесь бывали А. Пушкин, М. Лермонтов, Л.Толстой.

Благодаря уникальной акустике здесь во все времена проводились концерты и музыкальные вечера. В зале звучала музыка С. Рахманинова, П.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Дворжака, Ф. Листа (часто в исполнении авторов); пели Ф. Шаляпин, П. Виардо и другие; в литературных вечерах принимали участие Ф.Достоевский, И.Тургенев, А. Островский, И. Гончаров, М. Горький и другие.

После революции (в 1919 году) Дворянский клуб был передан профсоюзам и стал называться Домом союзов.

При советской власти в Колонном зале проходило множество концертов, праздничных и торжественных вечеров. Основная реконструкция и реставрация дома была проведена в 1967 году. Кроме рабочих-строителей дом обновляли мастера-краснодеревщики, паркетчики, позолотчики, мастера художественной лепки, плотники, каменщики, слесари и т.д.

Колонный зал Матвея Казакова в настоящее время функционирует как один из основных концертных залов столицы. Он и поныне слывет одним из лучших творений российской классической школы.