Доходный дом перцовых. Дом перцовых на пречистенской набережной. Подвал чудного дома. Описание

Прогуливаясь по чётной стороне Лиговского проспекта от метро в сторону Московского вокзала, обязательно стоит заглянуть во внутренний двор дома под номером 44. Это доходный дом инженера Александра Николаевича Пе́рцова времен постройки начала XX века, выстроенный в стиле модерн.

Дом состоит из двух симметричных шестиэтажных корпусов,выходящих фасадом здания на Лиговский проспект. В глубине участка размещены несколько флигелей, образующих внутренние дворы. Фасады доходного дома оформлены растительными орнаментами. Главный фасад пышно декорирован лепкой, украшающей четыре ризалита на уровне шестого этажа. На двух крайних ризалитах изображены фигуры мальчиков в листьях каштанов, на двух других представлены женские головы среди листьев каштанов.

Два угла здания, обращенные друг к другу и к проезду во внутренние дворы, на уровне мансардного этажа украшены лепкой из растительного орнамента с головами сатиров. Два эркера, оконные простенки и порталы дверей покрыты композициями из растительных элементов. Все скульптурные работы выполнены в 1913 году по моделям скульптора А. Е. Громова. Балконы оформлены разнообразными коваными решетками с использованием растительных мотивов. Декоративно-скульптурное решение здания является характерным примером стиля модерн.

История постройки нынешнего дома начинается с 1905 года, когда на конкурсной основе общество гражданских инженеров по поручению самого Перцова был выбран лучший проект застройки этого участка.

К постройке самого здания приступили лишь в 1910-м году. Разработку проекта Перцов поручил своему знакомому С. П. Галензовскому. В основе застройки участка лежали крестообразный и продолжающий его Т-образный дворы. Фасады здания облицованы штукатуркой, расшитой под руст (рельефная облицовка стен камнями с грубо отесанной лицевой поверхностью), которую украшают растительные узоры. Строительство дома велось в 1911-1912 годах. При его создании домовладелец и архитекторы ориентировались на квартиросъёмщиков, принадлежавших к среднему классу. Торговые помещения в комплексе домовладелец распределял таким образом, чтобы в них был представлен широкий ассортимент товаров, а при смене арендаторов старался сохранить профиль магазина. Дом был сооружен на американский манер, на 400 квартир разных размеров, с 18 лифтами, телефонами, ванными общего пользования. Первоначально в нём размещались первоклассная гостиница на 200 номеров и роскошный ресторан «Селект», благодаря чему дом приобрёл широкую известность. Но гостиница высоких доходов не принесла - постояльцам мешал спать шум ломовых извозчиков, ранним утром развозивших грузы с Николаевского вокзала. Ресторан при гостинице был слишком дорог для небогатых жителей Лиговки. Также в доме располагался кондитерский магазин Миньон. В 1915 году здесь разместились учреждения МПС: контроль Николаевской железной дороги, Местный контроль на эксплуатируемых казной железных дорогах и Контора представителя начальника работ по постройке восточной части Амурской железной дороги.

в 1993 году в Перцовском доме разместился Драматический театр «Комедианты», основанный в 1989 и работающий под руководством режиссёра Михаила Александровича Левшина. Первые спектакли на новой сцене состоялись 17, 18 и 19 декабря на празднике «Новоселье в старом доме».

и начните отслеживать дешевые билеты заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

На углу Пречистинской набережной, Курсового переулка и Соймоновского проезда в Москве стоит сказочный Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой, - подлинной достопримечательности русского модерна, благодаря сегодняшним владельцам, сохранившего облик дома в первозданном виде (спасибо, что не испортили "сказку" убогими кондиционерами!).

Занимательна история строительства жилого дома Перцовой.

(Сегодня приняты несколько названий Дома-сказки в Москве: «Дом Перцовой», «Дом З.А.Перцевой», «Дом Перцова», «Жилой дом Н.П.Перцова», - принимаются двойное написание фамилии владельца. А вот, почему «владельцем жилого дома» чистился то Петр Николаевич Перцов, то Зинаида Алексеевна Перцева, сейчас разберемся вместе).

Как и всё великое или значимое в искусстве дом русского модерна со сказочными мотивами из языческой древности появился в Москве «случайно».

Как-то раз талантливый и успешный инженер путей сообщения Петр Николаевич Перцов, который к своим 48-ми годам успел построить в России каждую 63 милю железных дорог в России заехал в гости к своему приятелю, коллекционеру И.Е. Цветкову, которому не так давно модный на то время художник-архитектор Виктор Васнецов выстроил особняк на Пречистенской набережной, 29 (это в двух шагах от Дома Перцовой).

Петр Николаевич был приятно удивлен чудным видом на Кремль из окон цветковского особняка. Иван Евменьевич (Цветков) пообещал посодействовать в покупке участка на набережной Москва-реки у своего друга, землевладельца Ушакова, при условии, что Перцов построит свой дом в русском стиле. Сказано – сделано!

Участок был куплен П.Н.Перцевым за 70 тысяч рублей (при средней тогдашней зарплате в 30 рублей, - сумма громадная!), а оформлен он был на жену Петра Николаевича, - Зинаиду Алексеевну Перцеву, отсюда и пошло «официальное» название сказочного терема на набережной: «Жилой дом З.А.Перцовой».

Инженер Перцев к созданию своего жилого дома подошел с технической точностью и прямотой. Он создал комиссию из «мэтров» русского искусства и архитектуры, куда вошли: Виктор Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель, Иванов-Шиц, Ноаковский, и учредил конкурс на лучший архитектурный проект жилого дома с первой премией в 800 рублей, второй премией в 500 рублей, но при этом оставив за собой право делать окончательный выбор.

Именитое жюри присудило первую премию Апполинарию Михайловичу Васнецову, брату Виктора Васнецова, который, к слову сказать, стал единственным художников, открыто выступившим в печати против сноса Храма ХС в 1931 году.

Вторая премия Перцева досталась Сергею Васильевичу Малютина, который и был выбран Петром Николаевичем в качестве автора проекта его жилого дома. Сергей Малютин к тому времени уже был знаменит своими талантливыми иллюстрациями к произведениям Пушкина, успешной работой в художественных мастерских княгини Тенишевой и созданием росписи первой русской матрешки в 1899 (?) году.

Строительство дома было завершено за два года в 1907 году в стиле русского модерна, где формы изобразительного и прикладного искусств органически вплетаются в архитектурный объем, делая строение живым, и разворачивая его привычную пространственную среду в глубинную плоскость живописи.

Петр Николаевич прожил в своем доме лишь 15 лет. В 1923 году он вынужден был эмигрировать.

В его доме нашли приют актеры МХАТа, устроив в подвале театр-кабаре «Летучая Мышь». В свое время там жили Троцкий и художник Фальк.

Адрес жилого дома-сказки Перцовой: г. Москва, 1-ый Курсовой переулок, 1 (см. карту), хотя на самом доме висит адресный указатель «Пречистенская набережная, 35» (см. фото).

Как добраться до дома З.А.Перцевой? Доезжаете до метро «Кропоткинская» по красной линии (это в центре города, поэтому от московских жд вокзалом ехать всего минут 15, все радом), выходите из метро в город в сторону «Остоженки, Пречистенки и Соймоновского проезда», потом пешком 400 метро, - все очень просто!

Остается загадкой, почему, на памятной доске «сказочного дома» Сергея Малютина датой основания стоит 1886 год. Вполне возможно, что основное строительство 1905-1907гг велось на фундаменте старой постройки?

Жилой Дом Перцовой на карте Москвы:

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

И Макс специально показал мне эту архитектурную сказку - дом Перцовой, построенный в 1905-1907 годах.

Хорошо жили инженеры-железнодорожники в начале прошлого века, если умудрялись строить себе жильё в центре Москвы. Пётр Николаевич Перцов (1857-1937) был инженером путей сообщения, закончил Институт путей сообщения в Санкт-Петербурге и занимался строительством железных дорог в Российской империи.

История приобретения участка и строительство дома в Москве носит некий оттенок детектива. Был у Петра Николаевича хороший знакомый Иван Евменьевич Цветков (1845 - 1917). С 1881 года увлекся Цветков коллекционированием живописи, а благо денег у него хватало, то вскоре коллекция перестала умещаться в его особняке. Тогда меценат купил в 1898 году участок земли на Пречистенской набережной и построил по эскизам Виктора Михайловича Васнецова (1848- 1926) двухэтажное здание, куда переехал весной 1901 года.

В этот дом заглянул Перцов и месторасположение дома ему очень понравилось. Тогда Цветков посоветовал не терять инженеру зря времени и объяснил, что земельные участки от его дома и до храма Христа Спасителю принадлежали когда-то одному владельцу - Н.В.Ушакову, но тот начал распродажу земли. Остался самый лакомый и потому самый дорогой участок земли с трёхэтажным строением, окнами выходящий прямо на храм. Участок рядом выкупила одна из наиболее известных типографий и издательств Российской империи "Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон". Находящийся там особняк был перестроен в 1901 году Фёдором Осиповичем Шехтелем и жил теперь в том особняке директор-распорядитель товарищества Александр Александрович Левенсон, который хотел купить и последний оставшийся участок. Но ему хотелось сбить цену, т.к. Товариществом был приобретён участок земли в 1899 году в Трёхпрудному переулке под производство и много денежных средств было затрачено туда. Денег за совет Цветков не взял, ограничившись обещанием Перцова построить дом в русском стиле.

Перцов послушался совета и, предложив хорошую цену владельцу участка, приобрёл его. Правда дом был оформлен не на Петра Николаевича, а на его супругу Зинаиду Алексеевну. Это распространенная практика промышленников и купцов того времени, об этом я уже писал До революции предприниматели тоже оформляли имущество на жен . В случае банкротства коммерческих проектов мужа его жена и семья имели возможность существовать дальше безо всякого ущерба.

Дом чуть не стал яблоком раздора между Петром Николаевичем и Зинаидой Алексеевной. В 1908 году акционерное общество инженера Перцова, в котором он был единственным акционером, получило разрешение на строительство железной дороги, соединяющей Армавир с Туапсе. Но денежных средств на строительство у Перцова не было. Грозил коммерческий крах. В результате было создано 30 апреля 1909 года Акционерное Общество Армавир-Туапсинской железной дороги (АТЖД). Основным акционером и директором Правления Общества стал известный русский промышленник и финансист, в 1908-1910 годах директор-распорядитель Русско-Китайского банка, Алексей Иванович Путилов (1866-1940). Им был внесён взнос в размере двух миллионов золотых рублей под залог всего капитала Петра Николаевича, включая и только что построенный дом.

Зинаида Алексеевна была против залога принадлежащего ей имущества, но Пётр Николаевич привлёк на свою сторону сыновей и сделка состоялась. Вывести из залога дом Перцов смог лишь в 1910 году. Зато его мечта создать "народную железную дорогу" осуществилась, поскольку около половины всех акций выпуска 1909 года было сосредоточено в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей. Правда "народной" Армавир-Туапсинская железная дорога была недолго - в сентябре 1918 года была национализирована.

А Цветков в мае 1909 года передал свою коллекцию (300 картин и 1200 рисунков) и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве. Мавр сделал своё дело и ушёл.

К тому времени Перцов уже построил свою сказку. К делу железнодорожник отнёсся ответственно, предварительно устроив конкурс на лучший проект. Правда совета профессионалов не послушал и выбрал в качестве рабочего проекта эскиз, сделанный русским художником и архитектором Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937).

Об этом Перцов писал потом в своих воспоминаниях: "У С.В. сохранился крайне интересный красочный эскиз его первого проекта, который, как не отвечающий заданному плану, он не выставил на конкурс, и вот, увидав его у него, я решил, что лучшего нечего и желать. С.В. взял в нем за основу существующую постройку – трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, нанес на него четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседка Царицы» и пристроил к нему по набережной четырехэтажный особняк и по переулку – особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным – в сказочно-былинном стиле".

Из написанного понятно почему на табличке на доме указан в качестве первоначальной даты строительства 1866 год. Видимо трёхэтажное строение было построено предыдущим владельцем Ушаковым именно тогда.

Малютин любил сказки, им были иллюстрированы ряд сказок Александра Сергеевича Пушкина, в том числе "Сказка о золотом петушке". Любовь к красоте на русские мотивы привело его к тому, что сам Малютин попал в легенду. Легенда - почитай та же сказка, где трудно отличить правду от вымысла. Помните: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок".

Легенда, путаясь в мелочах и датах, гласит, что первую матрёшку расписал Малютин. Была это девочка с чёрным петухом, куда вкладывались еще семь фигурок, чередуясь девочка-мальчик, при этом последняя фигурка изображала младенца. Чем не нормальная крестьянская семья того времени? В XIX веке средняя крестьянская семья состояла обычно из 8–10 детей, причём семья из 5 детей считалась малодетной. Вот были на Руси времена!

Возвратимся чуть назад во времени. Жил-был на свете купец первой гильдии Иван Фёдорович Мамонтов (1802-1869), который в 1849 году перебрался в Москву. Из шести его детей самым известным был промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов (1841- 1918), но для нашего повествования важен его старший брат Анатолий Иванович Мамонтов (1839-1905), который открыл в 1873 году в Москве магазин "Детское воспитание". Постепенно делами в магазине стала управлять его жена Мария Александровна Мамонтова (в девичестве Лялина), открывшая при магазине столярную художественную мастерскую, изделия которой продавались здесь же.

В 1898 году в магазине появилась японская кукла. Большинство сходится к тому, что куклу привезла из поездки в Японию Мария Александровна, ведь магазин продавал игрушки и неплохо было бы изучить покупательский спрос. Вот только никто не смог припомнить какая-же была эта игрушка.

Одни говорили, что это была кокэси - японская деревянная кукла, покрытая росписью. Такая кукла состоит из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы, выточенных на токарном станке. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног.

Вторые с пеной у рта доказывали, что ничего подобного, это была Дарума - японская традиционная кукла-неваляшка тоже без рук и ног.

Третьи рассказывали целый эпос. Мол это был деревянный бог учёности и мудрости Фукурума, который в отличие от первых двух версий был внутри полым и еще включал в себя еще несколько деревянных фигурок внутри. Мол создал сие чудо на острове Хонсю некий русский монах.

Эту фигурку увидели Малютин и русский токарь-умелец Василий Петрович Звёздочкин (1876 - 1956) и создали матрёшку. Звёздочкин её выточил, а Малютин расписал. Кто дал имя Матрёшка - история умалчивает. Затем Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке 1900 года, которая проходила в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года, и получила бронзовую медаль. И хотя магазин был закрыт в 1904 году, но матрёшка начала своё триумфальное шествие по планете.

Не всегда приметы-поговорки сбываются. Общеизвестно выражение: "У семи нянек дитя без глаза". У дома Перцовой "нянек" было числом поменее - только три. Своеобразный триумвират. Сергей Васильевич Малютин отвечал за художественный облик, рисунки для размещения на майолике, оформление интерьеров квартиры Перцовых, включая составление проектов мебели. Архитектор Николай Константинович Жуков (1874-1946) отвечал за планировку и инженерные решения. Архитектор Борис Николаевич Шнауберт (1852-1917) руководил постройкой. Ну и конечно же неутомимый Петр Николаевич Перцов, старавшийся вникать во все вопросы. Через 11 месяцев первые жильцы смогли въехать в свои квартиры.

Майолика была заказана по совету Малютина у малоизвестных, но как выяснилось талантливых молодых художников Строгановского училища, объединившихся в артели "Мурава". Сколько лет прошло, а майолика до сих пор радует своими красками и изумительным видом.

Квартира Перцовых занимала три этажа с видом на Москва-реку и была отдельным подъездом. На фасаде под крышей мы видим панно, изображающее солнечное славянское божество Ярилу, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса.

Со стороны Соймовского проезда много красивых картин из майолики. Можно увидеть райскую вещую птицу Гамаюн, и просто волшебных птиц. И снова бог Ярила, так он выглядит от часовни Предтеча храма Христа Спасителя .

Противоположный от набережной угол дома Перцовой выступает как сказочный ледокол, весь расцвеченный узорами и рисунками.

Во время войны здание, находившееся на задах, было уничтожено и поэтому можно увидеть такой неожиданный ракурс. Но лучше подойти поближе и рассмотреть самостоятельное произведение искусства - балкон, сделанный в виде небольшого домика. Покоится домик на плите, которую удерживают как-бы драконы, но местный люд зовёт их уже долгое время "крокодилами в слюнявчиках".

Малютин поселился в подвале дома-сказки, созданного им сначала на бумаге, а затем и воочию. Вот только сказка иногда бывает страшной. Подвальные помещения привлекли художника возможностью создавать там полотна большого размера, что в обычных комнатах сделать было бы невозможным. "Главным делом своей жизни" Малютин считал создание панно на тему Куликовской битвы. Полотно планировалось грандиозных размеров, работа над ним была начата в 1898 году по заказу Исторического музея и была продолжена в течение долгих лет, несмотря на разрыв договора с музеем всё в том же 1898 году. Когда Малютин переехал в дом Перцова, то начатая картина с ним. Для неё ему и нужно было большое помещение. В апреле 1908 года в Москве началось очередное наводнение, которые были не редким гостем в белокаменной на протяжении веков вплоть до середины прошлого века. Беды наводнение принесло немало,о чём я упоминал в материале Болотная площадь. Название имеет значение! .

Набережная Москвы реки была полностью затоплена. Не сохранилось фотографий затопленной местности вокруг дома Перцовой, но есть фотография той поры противоположного берега Москвы-реки. Сравнил её с современной из моего архива. Понятно, что места съемки несколько отличаются.

В 1903-1917 годах Сергей Васильевич Малютин преподавал рисунок в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). 11 апреля 1908 году ушел на работу, не подозревая, что прощается навсегда со многими своими картинами, в которых были заключены его чаяния и многочасовые труды. Подвал дома Перцовой был затоплен.

Жена Малютина Елена Константиновна попыталась спасти имущество семьи и картины мужа. Что-то было вынесено из подвала, но многое утонуло в ледяной воде. Когда Малютина спрашивали о потерях - он замыкался и молчал. По человечески его можно было понять - его любимая жена простудилась от холодных ванн, преподнесённых стихией, и к концу лета 1908 году умерла, оставив мужа вдовцом с четырьмя детьми. Под водой погибли картины из сказочного цикла: "Царевна", "Леший", "Баба-Яга" и его любимое детище - "Куликово поле", которому художник посвятил 10 лет жизни. Остался только автопортрет на фоне эскиза к картине.

Было что-то мистическое, мешающее создать картину "Куликово поле". Первым заказ на создание панно "Куликово поле" для Исторического музея получил Валентин Александрович Серов весной 1895 года. Планировалось поместить панно в музее в 1898 году, была даже изготовлена для этого рама. Были созданы эскизы, но 14 апреля 1898 года Серов вдруг отказывается от написания картины. Её поручают создать Малютину 12 мая 1898 года, эскиз картины представленный им 21 октября 1898 года был признан неудовлетворительным, но художник продолжил работу.

18 апреля 1901 года совет музея одобрил предварительный эскиз "Куликовского поля", представленный Сергеем Алексеевичем Коровиным, Серов и Малютин были вынуждены вернуть авансы. Только вот картину Сергей Коровин так и не создал. Когда он умер 13 октября 1908 года, то было предложено завершить картину по его эскизам брату Константину Алексеевичу Коровину, но тот наотрез отказался. В течение двух лет предлагалось создание картины многим художникам, но уже никто не хотел связываться с этим неблагодарным делом. Рама для картины так и осталась пустой. Лишь в середине пятидесятых годов прошлого столетия в ней появился нейтральный пейзаж под названием "Рассвет над Москвой-рекой".

В другом подвале под квартирой Перцова размещался с 1908 по 1909 год театр-кабаре "Летучая мышь", выросший из "капустника" МХТ. Когда 29 февраля 1908 года два друга-товарища актёр и режиссёр Никита Фёдорович Балиев (настоящее имя Мкртич Асвадурович Балян, 1876-1936) и меценат, нефтепромышленник-миллионер Николай Лазаревич Тарасов (1882-1910) спускались в подвал дома Перцова, то им навстречу вылетела летучая мышь. Друзья посчитали это хорошим предзнаменованием и арендовали подвал. Деньги за аренду платил Тарасов, Балиев стал директором театра-кабаре, а летучая мышь стала эмблемой и названием.

Даже в гимне театра она засветилась:

  • "Кружась летучей мышью

  • Среди ночных огней,

  • Узор мы пестрый вышьем

  • На фоне тусклых дней."
В "Летучей мыши" действовало железное правило: "Не обижаться". Василий Иванович Качалов выступал в роли циркового борца, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова - парижской шансонетки, Владимир Иванович Немирович-Данченко становился дирижёром любительского оркестра, Константин Сергеевич Станиславский - фокусником. Из-за апрельского наводнения официальное открытие театра состоялось лишь 18 октября 1908 года. Веселые актёры создали пародию на свою же премьеру спектакля "Синяя птица".

Вот, что поведал об театре Иван Алексеевич Бунин в рассказе "Чистый понедельник" из цикла "Тёмные аллеи": "На "капустнике" она много курила и все прихлебывала шампанское, пристально смотрела на актеров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское, на большого Станиславского с белыми волосами и черными бровями и плотного Москвина в пенсне на корытообразном лице, - оба с нарочитой серьезностью и старательностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан." Некоторые считают, что героиня рассказа жила в доме Перцовой, ссылаясь на строки: "В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже". Вот только не было в доме Перцовой пятого этажа.

После того, как "Летучая мышь" покинула дом Перцова, хозяин присоединил опустевший подвал к своей квартире, которая стала четырёхэтажной. В подвале устроили танцевальный зал.

Об этом мало кто помнит, но у "Летучей мыши" в доме Перцова был предшественник.
Борис Константинович Пронин (1875 - 1946) был человеком деятельным и энергичным, фонтанировал идеями, его даже называли "безумным, вхолостую работающим мотором". В рамках одной из них он арендовал зимой 1907-1908 годов в доме Перцова несколько больших мансард с огромными окнами в самом верху здания и создал в них артистическую ночлежку для молодежи МХТ. Среди прочих артистов жила уроженка Саратовской губернии, актриса МХТ Надежда Сергеевна Бутова (1878 - 1921). Вместе с драматургом и режиссёром Петром Михайловичем Ярцевым (1870-1930) Пронин создал в сезон 1907-1908 годов здесь же студию под названием "Интимный театр" (Студия Ярцева), в организации которого принимали также участие музыканты и молодые артисты МХТ, выдвигалась программа поиска новых форм в искусстве. Но официальное открытие театра, намеченное на январь 1908 года, не состоялось. Как писал в письме актёру и режиссёру Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду (Karl Kasimir Theodor Meyerhold, 1874-1940) живописец Николай Павлович Ульянов (1875-1949) от 25 февраля 1908 года: " Бор. Пронин кончился. На его место зато поселяется и господствует на весь дом Перцова устраиваемое cabaret "Летучая мышь". Вскоре после открытия "Летучей мыши" Борис Пронин уезжает из дома Перцова в Санкт-Петербург.

В воспоминаниях "Начало странствий" младшей дочери Петра Николаевича Перцова Зинаиды Петровны, эмигрировавшей в 1917 году, добравшейся до острова Мартиника в своих странствиях и прожившей более века рассказывается о некоторых жильцах дома: "Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне: Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом!"

После революции в квартиру Позднякова въехал Лев Давидович Троцкий, сменивший потом её на квартиру хозяина дома в 1923 году.

Петр Николаевич Перцов был человеком коммуникабельным и активно занимался общественной деятельностью. В 1906 году он вступил в партию "Союз 17 октября", был даже какой-то период времени членом её ЦК и баллотировался от партии в Первую Государственную Думу. Затем он стал одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя.

2 января 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление "О ликвидации церковного имущества", ставшее спусковым крючком для изъятия церковного имущества без разбора. Верущие стали волноваться и пытаться оказывать сопротивление. Начались многочисленные процессы.

"Второй судебный процесс над духовенством Москвы и Московской губернии, так называемый «процесс второй группы церковников», проходил с 27 ноября по 31 декабря 1922 г. Трибунал рассмотрел дела 105 обвиняемых. Среди обвиняемых были священники, профессора, учителя, студенты, рабочие, крестьяне и т. д. Наиболее активным участникам сопротивления изъятию ценностей был вынесен смертный приговор. Однако в связи с амнистией, объявленной к годовщине революции, расстрел был заменён тюремным заключением."

Во время этого процесса был осуждён и Перцов, которому дали пять лет тюремного заключения. Но в 1923 году трое осуждённых были освобождены, в их числе Пётр Николаевич. Но в свою квартиру он уже не вернулся. Зато Троцкий проводил в бывшей квартире Перцова дипломатические рауты.

Но до этого времени какое-то период времени дом был жилой. В нём жили и творили в тридцатые годы прошлого века художники: Александр Васильевич Куприн (1880-1960), Василий Васильевич Рождественский (1884-1963), первым из художников получившим студию в доме Перцовой, Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961), Роберт Рафаилович Фальк (1886 - 1958), Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956).

Куприн и Рождественский когда-то принадлежали к объединению "Бубновый валет", о котором я упоминал в материале По залам музея Радищева. Русский авангард . Фальк получил помещение в доме Перцова, освободившееся после переезда Соколова-Скаля в 1937 году, как раз благодаря своим собратьям по "Бубновому валету". Ибо домоуправление решило устроить там общежитие для уборщиц Военной академии имени Фрунзе. Не повезло уборщицам, как впрочем еще одному претенденту на освободившуюся жилплощадь в центре Москвы - "сталинскому соколу" Андрею Борисовичу Юмашеву (1902-1988), совершившему 12-14 июля 1937 года в качестве второго пилота на самолёте АНТ-25 (командир экипажа - М. М. Громов, штурман - С. А. Данилин) беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США).

Дом Перцовой расселили уже после войны и художникам, а порой и их вдовам было тяжело покидать насиженное гнездо. Новым хозяином стало Министерства иностранных дел и теперь обычным смертным остаётся лишь любоваться на прекрасный дом снаружи.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

  • Адрес:

    Москва, Соймовский проезд, 1

Галерея располагалась в двухэтажном особняке на набережной Москвы-реки, Перцов был восхищен не только картинами, но и прекрасным видом на Кремль.

В своих воспоминаниях он записал: «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле». Пётр Николаевич согласился и вскоре приобрел участок по соседству с Цветковым на набережной, оформив купчую на свою супругу Зинаиду Алексеевну.

История строительства

Начать постройку дома запланировали на весну 1906 года. П.Н. Перцов, учитывая близость Кремля и Храма Христа Спасителя, а также памятуя о своем обещании, организовал конкурс на проект доходного дома в русском стиле. В конкурсе участвовали художники А.М. Васнецов и С.В. Малютин, а также архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель. Первую премию присудили А.М. Васнецову, но заказчику больше понравился проект Малютина в «сказочно-былинном» стиле. С.В. Малютин в 1900-1903 годах руководил мастерскими в Талашкино, которые стремились возродить древнерусские ремесла. Многие элементы дома на Пречистенской набережной, которые использовал Сергей Васильевич - это цитаты декора избы «Теремок», построенной в Талашкино в псевдорусском стиле.

Перевести эскиз в архитектурный проект художнику помогали архитектор Н. К. Жуков и инженер Б. Н. Шнауберт. В новом доме расположились квартира-особняк, мастерские художников и квартиры сдаваемые внаем. Оформлением фасадов занимался также С.В. Малютин, он сделал эскизы наружных панно со сказочными сюжетами в технике «майолика». Выполнить заказ поручили артели молодых художников Строгановского училища и вскоре на фасаде дома яркими красками заиграли древнерусские языческие символы и сказочные персонажи.

Вся постройка была закончена в одиннадцатимесячный срок, хозяин дома П.Н. Перцов лично контролировал строительные работы, он записал «в мае въехали в дом первые жильцы: Во всем доме не было допущено деревянных перекрытий: Проводка электричества устроена вся скрытая, равным образом замаскированы все водопроводные и канализационные трубы. Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи - солидность устройства и удовлетворение требований эстетики» .

Квартира-особняк Перцовых с отдельным подъездом занимала четыре этажа и выходила окнами на набережную. Отделка квартиры хозяев была выполнена в неорусском стиле с резными стенами, арками, наличниками, интерьер украшали полотна Рериха, Малявина и витражи по рисункам Врубеля.

В 1908 -1910 годах в подвале дома размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова - парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии».

Дом в послереволюционное время

Сам Петр Николаевич Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников», получил 5 лет тюрьмы.

Когда через год он вышел на свободу, узнал, что из дома его выселили. Дом был национализирован. Одну из квартир в нем занял Лев Троцкий.

Младшая дочь П.Н. Перцова, Зинаида писала в мемуарах: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»

В 1930-е на верхних этажах дома Перцова облюбовали себе мастерские художники Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский, Роберт Фальк за что дом прозвали «московским Монпарнасом».

До середины 1970-х годов дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.

1937-1938 гг. : Список жителей дома - Лиговская ул., 44,
- пострадавших в результате массовых репрессий по 58-ой статье УК РСФСР:
(продолжение)
"13. Крастынь Ян Францевич, 1891 г. р., уроженец хут. Званытай Курляндской губ., латыш, беспартийный, столяр 2-го автопарка Ленсовета, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 608 . Арестован 3 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 29 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 4 января 1938 г.

14. Ледник Иван Федорович, 1903 г. р., уроженец с. Подсвилье Дисненского у. Виленской губ., белорус, член ВКП(б) в 1920-1937 гг., начальник Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 303 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

15. Ленч Иван Иосифович, 1897 г. р., уроженец Коростенского у. Волынской губ., поляк, беспартийный, бригадир истопников почтового отделения ст. Ленинград-Московский, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 410 . Арестован 29 января 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 25 марта 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 2 апреля 1938 г.

16. Маркевич Емельян Викентьевич, 1894 г. р., уроженец д. Островки Новогрудского у. Минской губ., поляк, беспартийный, паровозный машинист депо ст. Сортировочная Московской линии Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 520 . Арестован 10 апреля 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 апреля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 22 мая 1938 г.

17. Махов Алексей Федорович, 1903 г. р., уроженец д. Еремейцево Любимского р-на Ярославской обл., русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., вагонный мастер Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 424 . Арестован 14 января 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 21 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 1 марта 1938 г.

18. Охотин Анатолий Дмитриевич, 1897 г. р., уроженец д. Закурино Пестяковского р-на Ивановской обл., русский, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., зам. начальника Политотдела Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 631 . Арестован 7 августа 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 22 сентября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 23 сентября 1938 г.

19. Павлов Владимир Каленикович, 1895 г. р., уроженец г. Жлобин БССР, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., начальник паровозного отделения ст. Волховстрой I Кировской ж. д., где проживал временно, постоянно проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 533 . Арестован 15 сентября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

20. Панов Георгий Иванович, 1898 г. р., уроженец г. Днепропетровск, русский, член ВКП(б) в 1926-1936 гг., нач. Всесоюзной академии ж.-д. транспорта им. Сталина, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 308 . Особым совещанием при НКВД СССР 3 декабря 1936 г. осужден по ст. 58-10 на 5 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Ухтпечлаге. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 января 1938 г.

21. Рытов Алексей Николаевич, 1895 г. р., уроженец г. Москва, русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., инспектор Райтрансторгпита-2 Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 314 . Арестован 14 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 8 июня 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 июня 1938 г.

22. Смирнов (Витчик) Федор Андреевич, 1894 г. р., уроженец д. Марьино Марьинской вол. Новгородского у. и губернии, латыш, беспартийный, начальник пожарной охраны строительства Дворца пушнины Ленгорвнуторга, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, комн. 359 . Арестован 10 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 3 сентября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 сентября 1937 г.

23. Соболь Александр Николаевич, 1884 г. р., уроженец с. Строинцы Ямпольского р-на Винницкой обл., русский, беспартийный, заместитель начальника службы движения Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 503 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

24. Старцев Федор Илларионович, 1896 г. р., уроженец с. Черняевка Богородицкого у. Тульской губ., русский, из крестьян, член ВКП(б) в 1917-1937 гг., начальник цеха ширпотреба самолетного завода № 23, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 716 . Арестован 1 ноября 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 26 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 27 февраля 1938 г. (Его жена Елена Иосифовна Горелова выслана в Пинежский район, где осуждена на 8 лет ИТЛ.). "
(Ссылка.