Дочери Ростроповича и Вишневской: “Мама считала, что здесь находится ее личное пространство”. Я воспитывала сыновей одна, поскольку разошлась с их отцом - ольга ростропович Дети ростроповича и вишневской

На авеню Жоржа Манделя. В январе 1989-го именно здесь великий музыкант дал первое после изгнания из Советского Союза интервью советскому журналисту - корреспонденту "Известий". Ростропович тогда открыл бутылку "Дом Периньон" и предложил выпить "За Россию!". "Я хотел бы вернуться в свою страну, - говорил мне Мстислав Леопольдович, - но это вопрос сложный, особенно после того, как мне и моей жене нанесли такие раны. Мы ни в чем не виноваты, чтобы возвращаться с опущенной головой. Если я нужен, то готов помочь нашему народу". И тогда "Известия" первыми написали: "Вернуть советское гражданство Вишневской и Ростроповичу значит восстановить справедливость". Почти два десятилетия спустя в той же квартире того же корреспондента "Известий" Юрия Коваленко принимает дочь Мстислава Леопольдовича Елена.

вопрос: В этой парижской квартире твои родители прожили долгие годы. Здесь у них в гостях перебывал весь мир - короли, президенты, включая Ельцина, музыкальные светила и просто друзья...

ответ: У нас было много разных квартир и домов, которые мы постепенно стали продавать, потому что ни папа, ни мама туда не ездили. Здесь они бывали, пожалуй, чаще всего. Но многих вещей здесь уже нет. Еще до смерти папы родители решили расстаться со своей коллекцией.

в: Теперь ты руководишь Фондом Вишневской - Ростроповича?

о: Я возглавляю фонд, который находится в Вашингтоне. Есть другие фонды - в России, в Литве, в Германии. И я хочу их объединить. Они очень разные: один занимается вакцинацией детей в России, другой помогает молодым музыкантам в разных странах.

в: Будет ли увековечена память Ростроповича в России?

о: Я хочу поговорить об этом с Юрием Михайловичем Лужковым. Папа долго жил в Газетном переулке в Москве. Мне кажется, что было бы хорошо его переименовать и присвоить ему имя Ростроповича.

в: Насколько я понимаю, отец никогда не вел дневников...

о: У него не было времени. Но остались его феноменальные записные книжки, куда он заносил даты всех своих концертов, репетиций, встреч, поездок. Он шутил, что если их потеряет, то покончит самоубийством... К сожалению, когда я его видела, ему часто было не до рассказов. Он доверял мне, и его дела сваливались на меня. Мне так жалко, что я не делала записей. Он был гениальным рассказчиком...

в: Есть ли еще неизвестный Ростропович? В молодые годы он писал музыку. Сам Шостакович поощрял его продолжать сочинительство. Сохранились ли эти произведения?

о: Все его сочинения я постараюсь разыскать в архивах. В начале октября в немецком городе Кронберге пройдет фестиваль виолончелистов памяти Ростроповича. И там, в частности, сыграют написанную папой "Юмореску".

в: Ростропович сравнивал свою любовь к музыке с верой священника в Бога...

о: Он вел разговор с Богом в "Сарабанде" Баха, когда ее последние ноты возносились вверх, улетали в небеса. Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что он играл для Бога. Когда я его слушала, то забывала о том, на каком свете нахожусь.

в: У Мстислава Леопольдовича было невероятное количество друзей. Но кто - помимо семьи - составлял ближайший круг?

о: Конечно, существовало музыкальное братство, но были и друзья, совершенно не связанные с музыкой. Когда мы его 70-летие в Париже, возникли неожиданные трудности. Он передал список приглашенных в Елисейский дворец, где проходил праздничный ужин. Среди гостей были и королева Испании, и принц Чарльз, и консьерж его парижского дома, и другие простые смертные. Он любил их всех. Протокольная служба Елисейского дворца была в смятении, как посадить их вместе.

в: Ничто человеческое ему было не чуждо. Он любил водочку, застолья...

о: Да, он любил посидеть в компании. Один раз - первый и последний - мы поехали на каникулы всей семьей в Грецию. После завтрака папа выходил на пляж, где стоял руки в боки. Потом мама умоляла его плюхнуться в воду. Он плавать не умел и плюхался минут на пять. Потом шел работать. За обедом наша семья - человек двенадцать - встречалась в ресторане. И он тут же начинал приглашать за наш стол людей совершенно незнакомых. Ему нужно было общение.

в: Твардовский заметил, что "в Ростроповиче жизни и красок на десятерых"...

о: Я бы добавила, что Ростропович прожил десять жизней. Один человек не смог бы сделать столько за свою жизнь, сколько сделал отец. Он успел все что хотел. Разве что книгу не написал, все откладывал. Но, может, и не надо было?

в: Ну а что же было двигателем его жизни?

о: Любовь к музыке и к людям. Папа все время кому-то помогал. Я сохранила его записку, которую он написал, уже будучи безнадежно больным, - просил кому-то позвонить по поводу квартиры для одного кларнетиста.

в: Он был человеком верующим?

о: Очень. Он молился каждое утро. У меня остался его молитвенник - весь истрепанный. Он соблюдал все посты, даже когда уже был болен. Я его умоляла этого не делать, но он не слушался.

в: Ну а был ли Мстислав человеком мстительным?

о: Ну что ты! Он никогда никому не мстил. Хотя порой обижался, сидел распустив губы. Он не любил конфликты и всегда хотел помириться, чтобы все было нормально. Поэтому имя Мстислав совершенно не соответствует его личности.

в: С Галиной Павловной они прожили 52 года...

о: По нынешним временам это что-то немыслимое. Может, они подошли друг другу, потому что такие разные? У мамы очень сильный характер, но она давала папе возможность все решать самому. Он как бы имел власть, но решения, в сущности, оказывались мамиными. Кроме того, они были и вместе, и не вместе. У каждого были свои поездки. Это важно, чтобы люди не привыкали друг к другу, как к старым тапочкам.

в: "Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь", - говорил Ростропович.

о: Действительно, в их любви никогда не было рутины. Они с удовольствием ждали каждой новой встречи, посылали друг другу замечательные факсы, которые сохранились.

в: Я знаю, что Мстислав Леопольдович вел себя мужественно до последнего дня...

о: Вначале он боролся с болезнью, а потом понял, что ничего сделать не может. Однако едва ли он осознавал, что наступает конец. Такого мужества я вообще не видела. Он никогда не жаловался. Мы с ним никогда не говорили о смерти - вопрос так не стоял. Папа не давал нам никаких прощальных напутствий.

в: То есть он верил, что жизнь победит?

о: Абсолютно. Но Господь решил иначе. Бог написал свою партитуру его жизни. Папа сделал на земле все что можно было.

Он подарил нам свое 80-летие, которое мы справили вместе. Он попрощался с друзьями. И ушел, не мучаясь, во сне, после операции. Он не страдал и не знал, что смерть его забирает. Да и если посмотреть на даты его жизни: 27.03.1927 - 27.04.2007, то получаются одни семерки. В Московской консерватории он лежал в день святого Мстислава, а хоронили его в день святой Галины. Все это не может быть случайностью.

в: Наверное, трудно быть дочерью двух таких выдающихся людей?

о: Ох как тяжело, но я ничего другого в жизни не знала. То, что папа и мама - гении, для меня огромнейшая честь.

в: Оставалось ли у Ростроповича время быть отцом?

о: Чтобы быть хорошим отцом, не надо вытирать ребенку нос или следить, как сделаны уроки. Я все время чувствовала его невероятную любовь. Когда он был нужен, он всегда был рядом. Конечно, он не такой человек, который знает, как себя вести с детьми. И даже со своими внуками он смог общаться, только когда они немного подросли.

в: Какие черты характера ты унаследовала от отца и от матери?

о: Как и отец, я люблю общаться с людьми, помогать им. Унаследовала я от него и дисциплину в работе. Если мне что-то надо сделать, то я лягу и умру, но сделаю. На меня можно положиться. От папы у меня и определенная дипломатичность. От мамы - умение разбираться в людях. Я хотела бы уметь, как она, сказать человеку прямо в глаза, что я о нем думаю, но не получается.

в: У тебя трое сыновей - Иван, Сергей и Александр и дочь Настасья. Есть ли у них способности к музыке?

о: Мой отец считал, что Саша - единственный в моей семье, у кого настоящий талант. То же говорит наш друг дирижер Сейджи Одзава. Но я крайне осторожно обращаюсь с его талантом и не хочу, чтобы его очень мучили. Я думаю, Саша будет не солистом, а дирижером.

в: Как чувствует себя Галина Павловна?

о: Она ходит каждый день в свою Школу оперного пения. Там только что давали "Кармен". К сожалению, у них всего 350 мест, и попасть на спектакль невозможно. Но голоса в ее школе - и я говорю это на полном серьезе - лучше, чем в Большом.

в: Почему она согласилась сняться в фильме Сокурова "Александра"?

о: Сокуров ее долго уговаривал и убедил, что она должна это сделать. Сначала она боялась, что мы ее увидим совершенной старухой - в сандалиях, в нейлоновых носочках. Но мама осталась очень довольна. Она могла быть потрясающей драматической актрисой - достаточно посмотреть ее в фильме-опере "Катерина Измайлова".

Ростропович покорил Галину Павловну солеными огурцами

На минувшей неделе не стало Галины ВИШНЕВСКОЙ. Оперная дива ушла во сне на 87-м году жизни, находясь в собственном доме в подмосковной Жуковке. Прощались с Галиной Павловной в Центре оперного пения, носящего ее имя, а отпевали в храме Христа Спасителя. Для профессора Петербургской консерватории Ирины ТАЙМАНОВОЙ уход Вишневской стал личной трагедией. Ведь с примой мировой оперной сцены и ее мужем, виолончелистом Мстиславом РОСТРОПОВИЧЕМ, женщину связывали долгие годы дружбы. Тайманова поделилась с «Экспресс газетой» весьма интимными воспоминаниями о выдающейся семье.

Наша дружба началась в 1966-м, когда я, будучи пианисткой и женой композитора Владислава Успенского, приехала на фестиваль Шостаковича в Горький. В концерте также принимали участие виолончелист Мстислав Ростропович и скрипач Михаил Вайман. После приветственного банкета поехали в гостиницу. В машине была я, Ростропович и мой муж. Мстислав в полусонном состоянии прилег на мое хрупкое девичье плечо, а на другое мне положили бронированный футляр от его виолончели. Таким образом я поддерживала двумя плечами мэтра и его инструмент, а муж сидел рядом с водителем. Чуть-чуть поспав, от света фонарей Ростропович проснулся, посмотрел на меня внимательно и хлопнул моего мужа по плечу: «Стагик, а она очень хогошенькая!» На что Успенский ответил с достоинством: «Я настолько вас уважаю, что не стану с вами спорить».
На концерте я вышла первая и стала играть прелюдию Шостаковича, Мстислав и Владислав стояли за кулисами и слушали. «Стагик, а она и по черным, и по белым бацает! Да еще как бацает!» - прокомментировал мою игру Ростропович. Он не раз потом просил меня садиться за рояль, хотя и сам был блистательным пианистом.

С Ростроповичем мы встречались потом часто. Он мог мне позвонить из какой-нибудь страны и сказать: «Игочка, через тги дня мы пойдем в цигк, я очень люблю цигк!» Или он мог пригласить нас с мужем погостить в Дилижане в Доме творчества композиторов, где в то время отдыхал, например, знаменитый английский композитор Бенджамин Бриттон. Ради нас в горах резали барашка, а в озере вылавливали серебристую форель.
С Мстиславом у нас не было никаких сексуальных отношений! Галину Павловну я свято чту и перед ней я чиста. Просто музыканту необходимо состояние влюбленности!
Как-то в 90-е я приехала в их дом в Париже. Мстислав Леопольдович меня встретил в халате и повел показывать коллекционные экземпляры виолончели. Посмотрел на меня и сказал, в шутку, конечно же: «35 лет назад ты мне отказала, а сейчас тоже откажешь?» А я ответила: «Если я отказала тогда, то теперь я уж откажу тем более».

Я любовалась их семьей и их отношениями. Но было время, когда уВишневской возник трепетный роман с тенором Большого театра Зурабом Анджапаридзе. Ростроповича это очень огорчало, и он как-то сказал моему мужу: «Стагик, давай махаться женами! У моей очень плохой характер! Моя - ужасная стерва!» Однажды он приехал к нам в гости и протянул газету «Вечерняя Москва», где сам объявил о разводе с Вишневской. Но потом их отношения наладились.
Ростропович любил придумывать праздники, всех удивлять. Баловал жену сумасшедшими подарками. Однажды преподнес ей целое поместье в пригороде Лондона и дал ему имя «Галя». А знаете, с чего началась их любовь? Оба работали в Большом театре, но ничего не знали друг о друге, пока не встретились на гастролях в Праге.

Слава завтракал в кафе, сидя за столиком под винтовой лестницей. И вдруг видит: спускаются красивые ноги. Дальше появились роскошные бедра в умопомрачительном платье, потом - тончайшая талия, а затем и вся Вишневская с ее прекрасным лицом. И Ростропович влюбился в это совершенство с первой секунды! Он узнал, что Галя любит соленые огурцы, и тем же вечером оперная дива обнаружила в своей квартире в хрустальной вазе это лакомство - ухажер преподнес его как цветы. Слава смешил возлюбленную целых три дня так, что она уже не могла больше смеяться. А когда вернулись в Москву, то уже были мужем и женой - оставалось только зарегистрироваться в загсе, что они и сделали через четыре дня. Хотя до этой поездки Ростропович жил с певицей Зарой Долухановой, к которой, как казалось, пылал невообразимой страстью.

Мстислав Ростропович, в браке с которым на свет появились дети Галины Вишневской - дочери Ольга и Елена, был третьим мужем звезды российской и мировой оперной сцены. В первый раз она вышла замуж в семнадцать лет за морского офицера Георгия Вишневского, но их семья распалась через два месяца после свадьбы, а фамилия первого мужа осталась с Галиной Павловной до конца жизни.

Вторым мужем певицы стал Марк Рубин - директор Ленинградского театра оперы и балета. Он был на двадцать два года старше Вишневской и относился к ней очень бережно и нежно. Их семье пришлось пережить несколько трагических моментов - смерть двухмесячного ребенка в 1945 году, а потом тяжелую болезнь Галины Павловны.

На фото — семья Галины Вишневской

Этот брак разрушила новая любовь Галины Павловны - на фестивале молодежи в Праге она познакомилась с талантливым виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, и между ними вспыхнул головокружительный роман. В 1955 году они поженились, а потом с разницей в два года появились на свет дети Галины Вишневской.

Старшая дочь Ольга вспоминает, что до вынужденного отъезда из СССР их семья жила на улице Огарева в доме, в котором жили многие известные музыканты. Их дом был очень гостеприимным, и в гости к Вишневской и Ростроповичу любили приходить многие известные люди.

С раннего детства дети Галины Вишневской приучались к правилам поведения за столом и хорошим манерам, а теперь Ольга и Елена передают эти навыки своим детям - внукам Галинам Павловны. После того, как их семья уехала из СССР, Ольга и Елена оказались в швейцарском монастыре-пансионе, в котором жили и учились только девочки. Им запрещалось выходить за пределы монастыря, и привыкать к новому образу жизни детям Галины Вишневской было очень нелегко. Позже Ольга и Елена Ростропович поступили в Джульярдскую академию в Нью-Йорке, где родители, сами жившие в Париже, снимали своим дочерям квартиру. За девушками всегда присматривал кто-то из знакомых, которых у Ростроповича и Вишневской всегда было очень много по всему свету.

на фото — Галина Вишневская с дочерьми

Дрались мы с сестрой чудовищно. Ссорились, выясняли, кто больше похож на маму. Вопрос о сходстве с папой никогда не становился предметом обсуждения. Папа был смешной, мама же считалась совершенством...

Первое, что помню в жизни, - музыка. Она сопровождала меня с момента рождения и звучала отовсюду: из комнат родителей, от соседей сверху, снизу, сбоку... А как иначе? Мы ведь жили в знаменитом так называемом «Доме композиторов» в Газетном переулке.

Фото: ИТАР-ТАСС

Я засыпала под звуки виолончели, рояля и оперные арии.

Слушать музыку я любила, но совершенно не желала ею заниматься. Тем не менее в пять лет бабушка, папина мама, посадила меня за рояль. Софья Николаевна была замечательной пианисткой и рассчитывала, что внучка пойдет по ее стопам. А я страдала - час, отпущенный на занятия, превращался в пытку. Играла и гипнотизировала часы, которые отсчитывали время моего мучения. Если бабушка отходила, я тут же переводила стрелки вперед. На пять минут, на десять... Однажды осмелела и сразу «съела» полчаса. Конечно, она это заметила и наказала меня: за каждые пять «сэкономленных» минут пришлось отыграть десять лишних.

Я мечтала стать балериной, но родители отказались даже обсуждать эту тему.

В нашей семье поклонялись только музыке. И в шесть лет я пошла в ЦМШ - Центральную музыкальную школу. А в пятнадцать - выбрала виолончель, хотя папа был против: он считал, что это не женский инструмент. Но я влюбилась в виолончель, она так прекрасно звучала в папиных руках, что не было сомнений: когда-нибудь и у меня получится не хуже. Я ведь с детства считалась папиной дочкой. Внешне на него очень походила - манерами, повадками, жестами. Даже очки носила как он! В семье меня дразнили: «Слава номер два!» И папе, когда он что-то в очередной раз забывал, говорили: «Вылитая Оля!» А вот в последние годы многие уверяют, что я - копия мамы. Удивительно слышать это. Мамины черты, видимо, проявились с возрастом...

Жили мы с младшей сестрой Леной просто и понятно: родители за нас решали, что можно делать, а чего - нельзя.

Главное стоять друг за друга горой перед внешним миром, ведь семья - основа основ, наша крепость.

Я всегда вступалась за худенькую и щупленькую Ленку, которую обижали мальчишки. Однажды поколотила знаменитого на весь «Дом композиторов» хулигана. Мама мальчика пришла к моей: мол, да как ваша дочь посмела! Галина Павловна ответила в свойственной ей манере, словно ножом отрезала: «Значит, было за что! И вообще: не мешайте мне работать».

Однако воспитывали нас сурово. Особенно строг был папа. Я никогда бы не посмела встать перед ним в расслабленной позе, скривив лицо или закатив глаза, мол, «ах, опять нотации». Если я слышала: «Оля, иди сюда!»

Даже помыслить не могла ответить: «Сейчас!» или вовсе не отозваться. Надо было сию минуту бросать все и нестись стрелой.

Во время еды нам не позволялось подавать реплики, пока нас не спросят. За одним столом со взрослыми мы должны учиться, слушать и впитывать. А если захотела встать, жди, пока в разговоре наступит пауза, и попроси разрешения: «Извините, можно выйти?»

Нельзя было протянуть руку к еде первой или взять последний кусок.

Однажды на Новый год нас оставили без подарков за то, что разбили вазу и попытались замести следы. За вранье Дед Мороз, в которого мы свято верили, не пришел...

Поскольку мы другого обращения не знали, искренне считали, что так и надо.