Для чего ольмеки использовали лунный календарь. Ольмеки — несколько теорий происхождения цивилизации. Культура древней цивилизации

Ученые предполагают, цивилизация ольмеков – первая цивилизация, которая появилась на территории Мексики. Её даже называют «материнской» цивилизацией Мексики. Подобно другим древним цивилизациям, эта также появилась уже со своей иероглифической письменностью и довольно развитой, а еще ольмеки хорошо владели искусством и архитектурой и у них был свой точный календарь.
Исследователи говорят, что цивилизация ольмеков появилась приблизительно в средине 2-го тысячелетия до нашей эры, просуществовала около тысячи лет, и после словно растворилось. Цивилизация просто исчезла безо всяких следов .
Свое название ольмеки – люди каучука , они получили от современных ученых. Как говорят исследователи, они не знают до сих пор откуда пришли ольмеки, на каком языке они говорили и по какой причине они исчезли. Одна индейская легенда говорит, что они пришли в эти края издалека и сопровождали их мудрецы. После мудрецы оставили их и ушли, а простое население осталось жить на территории Мексики. Поселения ольмеков в основном были расположены в прибрежных зонах Мексиканского залива. Но влияние культуры ольмеков прослеживается по всей Центральной Мексике.
Эта загадочная древняя цивилизация оставила после себя большие комплексы для церемоний с земляными пирамидами. Причем все они разветвленные системой ирригационных каналов и даже городскими кварталами. А изделия из нефрита, которые создали ольмеки, считают шедеврами древнего американского искусства. А их монументальная скульптура просто поражает. В нее включены алтари из многотонного базальта и гранита. Они создавали скульптуры в человеческий рост. Но до сих пор самой большой загадкой культуры ольмеков считают огромные каменные головы. Первая из них обнаружена в 1862 году в Ла-Венте и на сегодняшний день их насчитывают уже 17 шт.. Все головы вырезаны из цельных базальтовых глыб. Их высота достигает от 1,5 метра до 3,4 метра. Но чаще всего высота таких гигантских голов достигает двух метров, и весят они от 10 до 35 тонн.
Все каменные головы изображают одного и того же человека и сделаны в одном стиле. На всех головах шапки, но все они разные. У большинства гигантских голов в ушах есть серьги. Человек изображенный на всех головах имеет характерно выраженные черты негроидной расы (пухлые губы, большие глаза, широкие и приплюснутые носы с большими ноздрями). А это ну никак не подходит к жителям древней Америки. Некоторые считают, что ольмеки выходцы из Африки.
Загадочно еще и то, что до сих пор не найдено ни одного целого скелета ольмека. Они не сохранились. Наука объясняет это тем, что тут очень влажный климат. Цивилизация ольмеков оставила нам множество загадок. Это и сосуд в виде слона, который сидит. Хотя эти животные вымерли в Америке с окончанием последнего ледникового периода. Это случилось около 12 тыс. лет тому назад. А это противоречит науке. Слоны не могли жить при ольмеках, либо же они видели их в Африке, что также противоречит все научным исследованиям. Большинство ученых считают, что ольмеки имеют корни гораздо глубже, чем мы себе представляем.
Культура ольмеков хранит в себе еще одну интересную загадку – игрушки в виде собачек на колесах. А ведь Америка не знала, что такое колесо до самой эпохи Колумба.
Но вернемся к загадочным гигантским головам. Исследователи выяснили, что базальт для их изготовления брали из каменоломен, которые расположены в горах Тукстла. А это 90 километров (если считать по прямой) от места нахождения каменных голов. И каким образом доставлялись глыбы базальта через такое расстояние никому не понятно. Есть предположение, что камень переплавляли с помощью плотов по рекам Мексиканского залива, а уже потом по суше. Но это тоже маловероятно.


Другие исследователи утверждают, что эти головы достались ольмекам от предыдущей цивилизации великанов, которую истребили пришельцы, согласно индейской легенде.
Есть версия, которая гласит, что великаны правили ольмеками в их городах. А гигантские каменные головы это их портреты. И именно эти гиганты представляли негроидную расу.

Географический регион на Американском континенте, в пределах которого вдоколумбовы времена процветала своеобразная цивилизация, обозначают термином «Мезоамерика » («срединная Америка»). Именно здесь зародились, достигли расцвета и пришли в упадок культуры ольмеков, майя, ацтеков, инков. Время расцвета этих цивилизаций I-II тысячелетия н.э., уровень их развития — бронзовый век (хотя использование металлов начинается в самый последний период их существования), что приближает их к цивилизациям Шумера и Древнею Египта.

Придя в Мезоамерику, европейцы застали четыре основных культурных центра: на территории Мексики сформировались и развивались культуры ольмеков и ацтеков, Гватемала и Юкатан были заселены народом майя, в Колумбии существовала культура племен чибча-муисков, а в Перу — культура племени инков. Как полагают ученые, древнейшей культурой, давшей начало всем остальным, была ольмекская. Поэтому для всех народов доколумбовой Америки характерен ряд общих черт: иероглифическое письмо, иллюстрированные книги, календарь, человеческие жертвоприношения, обрядовая игра в мяч, вера в жизнь после смерти, ступенчатые пирамиды. При этом народы Мезоамерики не знали колеса, не имели тяглового скота (в Америке просто не было животных, подобных лошади или быку, которых можно было бы одомашнить).

Культура ольмеков

Наиболее раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория проживания которых включала значительную часть Мексики, всю Гватемалу и весь Белиз. Цивилизация ольмеков достигла своего расцвета после 1200 г. до н.э. Для своего времени ольмеки были наиболее развитым народом в культурном отношении, поэтому сумели распространить свое культурное влияние на огромный регион Мезоамерики, став материнской культурой для последующих культур других племен и народов. К культурным достижениям ольмеков следует отнести прекрасно развитую архитектуру. Город Лa-Вента был построен по четкому плану и ориентирован по сторонам света. В центре города была воздвигнута Большая пирамида высотой 33 м, которая служила сторожевой башней, так как с нее прекрасно просматривались все окрестности. К архитектурным достижениям ольмеков можно отнести и водопровод, выполненный из поставленных вертикально базальтовых плит, плотно примыкавших друг к другу.

Ольмеки были прекрасными мастерами обработки камня. Они достигли совершенства в резьбе по нефриту. Используя многочисленные инструменты — резцы, сверла, шлифовальные приспособления, а также соответствующую технику обработки камня, мастера создавали прекрасные изделия из базальта, кварца, диорита. Наиболее известными памятниками материальной культуры ольмеков являются гигантские каменные головы из черного базальта, найденные в Сан-Лоренсо, Лa-Венте и Трес-Сапотес. Головы поражают своими размерами: их высота от 1,5 до 3 м, а весят он и от 5 до 40 т. Из-за черт лица их называют головами «негроидного» или «африканского» типа. Эти головы находились на расстоянии до 100 км от каменоломен, где добывался базальт.

До сих пор остается загадкой, что изображали гигантские головы. Можно только предположить, что так попытались увековечить головы поверженных врагов в соответствии с древней американской традицией. Кроме того, существует гипотеза, что головы созданы в честь юношей, которые приносились в жертву богам. Лучший юноша определялся для жертвы жрецами из числа играющих в мяч и становился олицетворением бога маиса. У ольмеков игра в мяч носила религиозно-церемониальный характер, а игре предшествовал сложный ритуал. Ольмеки верили, что акт самопожертвования обеспечит бессмертие и все блага в вечной жизни. По мнению ученых, самые красивые девушки поселения, как и лучшие юноши, играющие в мяч, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть.

В эпоху ольмекской цивилизации зародилось представление о четырех сторонах вселенной, символом которой был Андреевский крест, вписанный в прямоугольник. Известно предание о четырех эпохах и предсказание, согласно которому в пятую эпоху вместе с обретением маиса цивилизация погибнет от старого бога огня и землетрясения. Символом пятой эпохи считался бог, преподносящий людям маис, на плечах и коленях которого лежат головы четырех других богов — покровителей предшествующих четырех эпох.

Периоде VIII до IV в. до н.э. считается временем расцвета ольмекской культуры. В городах стояли каменные монументы с календарными датами. Богатые ритуальные центры с четкой ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Последние дают некоторое представление об одежде тех времен, украшениях и других элементах культуры.

К сожалению, ольмеки не создали долговечных памятников своей культуры и поэтому наши представления о ней носят отрывочный и фрагментарный характер. Остаются открытыми вопросы об ее истоках и процессах развития.

Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки Дмитриева Наталия Юрьевна

Ольмеки

Ольмекская цивилизация имеет несомненные подтверждения своему существованию в виде археологических находок. Однако тайны ее происхождения и гибели до сих пор не разгаданы учеными. Само наименование «ольмеки» условно взято из исторических хроник ацтеков, где с таким названием упоминается одно из племен этой цивилизации. Слово «ольмек» в переводе с языка майя означает «житель страны каучука».

Ольмеки обитали на территории сегодняшней южной и центральной Мексики. Наиболее древние следы цивилизации относятся к 1400 г. до н. э. В городе Сан-Лоренцо были обнаружены остатки крупного (вероятно, главного) поселения ольмеков. Но имелись и другие поселения, наиболее крупные из которых - в местах Ла Вента и Трес-Сапотес.

Многие исследователи считают ольмеков прародителями других мезо-американских цивилизаций, что подтверждается и легендами индейцев. Точно известно только то, что ольмеки - одна из наиболее ранних культур Центральной Америки.

По обнаруженным артефактам можно судить, что у ольмеков были развиты строительство, искусство и торговля. До нас дошли их пирамиды, дворы (предназначенные, вероятно, для каких-то церемоний), гробницы, храмы, курганы, водопроводная система и огромные памятники в виде каменных голов. Первую такую голову обнаружили в 1862 г. рядом с поселением Трес-Сапотес, после чего начался исследовательский «бум» по поводу открытой в лесах Мексики индейской культуры (хотя сразу после находки считалось, что это «голова африканца», или, как ее называют по сей день, «голова эфиопа»). Эта знаменитая голова была полностью откопана только в 1939–1940 гг. Оказалось, что высота каменной головы составляет 1,8 м, а окружность - 5,4 м, и этот огромный монумент высечен из цельного куска базальта. До сих пор остается открытым вопрос, как был доставлен такой большой кусок скальной породы на место, в котором сейчас находится статуя, если ближайшее месторождение базальта расположено в десятках километров от этого места (ольмеки, согласно сведениям археологов, не знали колеса и не имели тяглового скота). В последующем были найдены еще 16 таких голов, высотой до 3 м и весом до 20 тонн каждая. Большинство ученых склоняется к мнению, что эти головы изображали вождей ольмекских племен. Но некоторые современные исследователи полагают, что гигантские головы могли быть выполнены не ольмеками, а представителями более ранних цивилизаций: например, легендарными атлантами, сами же ольмеки были только потомками этих цивилизаций и «хранителями» огромных изваяний.

В первой половине XX в мексиканскими археологами был обнаружен город Син Кабесас, что в переводе означает «Безголовые». Такое название дали найденному городу сами ученые из-за многочисленных обезглавленных статуй, расположенных в этом древнем поселении. Впрочем, некоторые каменные исполины сохранились до наших дней совершенно целыми. Кроме голов и статуй, ольмекская скульптура представлена в каменных алтарях и резных стелах, а также в небольших нефритовых и глиняных (реже - гранитных) фигурках, изображающих людей и животных.

Различные экспедиции, которые снаряжались на поиски и исследование артефактов в первой половине XX в, приводили к множеству новых открытий, однако некоторые свидетельства существования ольмекской культуры сначала ошибочно были приписаны культуре майя из-за схожести ликов.

Археологам приходилось добираться до остатков древних поселений и каменных скульптур по непроходимым джунглям, тропическим рекам и болотам, подниматься в горы: следы древней цивилизации оказались к тому времени уже достаточно сильно отрезаны от современных поселений и дорог. Это усложняло исследования, но постепенно на основе новых сведений ученым открывалась все более ясная картина существования ольмекской цивилизации. Стилизованные маски и человеческие фигуры, вытесанные на стелах и каменных ящиках, по мнению исследователей, являются изображениями богов, которых почитали ольмеки. А в найденной в Ла-Венте роскошной гробнице погребен, предположительно, правитель ольмеков, живший за 9-10 столетий до появления в этих местах ацтеков. В саркофагах и гробницах археологи находили украшения и статуэтки, необычные инструменты.

Пирамиды ольмеков, вероятно, служили храмовыми комплексами. Они были устроены не по «обычной» пирамидальной форме, а с круглым основанием, от которого «отходило» несколько округлых «лепестков». Такую форму ученые объясняют сходством с вулканическими холмами, сохранившимися после извержений: ольмеки полагали, что в вулканах живут боги огня, и храмовые комплексы в честь тех же богов сооружали по подобию потухших вулканов. Сами пирамиды были устроены из глины и облицованы известковым раствором.

Облик ольмеков можно предположительно восстановить по многочисленным найденным изваяниям: глаза монголоидного типа, приплюснутый нос, пухлые уплощенные губы. Скульптуры имеют целенаправленно деформированные головы. Более точные сведения могли быть получены по обнаруженным в усыпальницах останкам ольмеков, однако ни одного целого скелета не сохранилось.

Согласно легендам ацтеков, ольмеки прибыли в места своего обитания на лодках, с северного берега. В месте, где сейчас расположен город Панутла, они оставили лодки и пошли по указанию богов до местности Тамоанчан (в переводе с языка майя - «страна дождя и тумана»), где и основали свою цивилизацию. В других индейских легендах нет объяснений появлению ольмекской цивилизации: говорится только, что ольмеки обитали в тех местах с древних времен.

По мнению норвежского исследователя Тура Хейердала, ольмекская цивилизация могла быть привнесена в Центральную Америку из Средиземноморья и Древнего Египта. На это указывают не только индейские легенды, но и сходство ольмекских сооружений, письменности, искусства мумификации с аналогичными свидетельствами культур Старого Света. Такое предположение объясняло бы тот факт, что при археологических исследованиях не было найдено признаков эволюции ольмекской цивилизации: она будто возникла в уже процветающем виде и так же внезапно оборвала свое существование. Однако это тоже всего лишь предположение. Многие ученые по-прежнему уверены, что цивилизации в разных частях Земли могли развиваться по аналогичной схеме, находясь в абсолютной изоляции друг от друга.

Возникновение ольмекской культуры относят примерно ко второму тысячелетию до н. э. Согласно более поздним археологическим исследованиям, она могла быть развита из раннеземледельческих культур Центральной Америки, которые постепенно эволюционировали из кочевых культур в результате изменения природных условий. Древнейшие кочевые племена Южной и Центральной Америки, по мнению ученых, пришли из Азии в то время, когда между этими континентами еще существовала сухопутная связь. По мнению палеоантропологов, на территорию Центральной Америки во время последнего ледникового периода могли попасть и представители негроидной расы. Это некоторым образом объясняет черты лица, отраженные в гигантских ольмекских головах. Другие исследователи полагают, что на мезо-американскую территорию могли попасть водным путем древние австралийцы и европейцы. Возможно, ольмекская цивилизация появилась и вовсе в результате смешения выходцев из различных континентов.

В 1200-900 гг. до н. э. основное поселение ольмеков (в Сан-Лоренцо) было заброшено: вероятно, в результате внутреннего мятежа. «Столица» ольмекского царства переместилась в Ла-Венту, расположенную на 55 миль восточнее, среди болот у реки Тонала. Ольмекское поселение в Ла-Венте существовало в 1000-600 гг. до н. э. или в 800–400 гг. до н. э. (согласно различным данным исследований).

Ольмеки покинули восточные части своих земель около 400 г. до н. э. Среди возможных причин - изменение климата, извержения вулканов и захват части ольмеков представителями других цивилизаций. К последним столетиям до нашей эры археологи относят даты, высеченные ольмеками на каменных стелах и статуэтках. Это наиболее древние письменные даты, найденные на территории Центральной Америки, древнее, чем письменность цивилизации майя. Когда были обнаружены ольмекские артефакты с датами, исследователи после долгих споров пришли к выводу, что майя заимствовали свою письменность и свой календарь у ольмеков.

Интересно, что многие каменные статуи и гигантские головы, принадлежащие ольмекской культуре, были намеренно повреждены еще в древности: возможно, самими ольмеками. Кроме того, некоторые изваяния в то же древнее время были явно передвинуты из своих первоначальных мест или так же целенаправленно засыпаны землей, после чего «могилу» облицовывали плиткой или разноцветной глиной.

Некоторые исследования говорят о том, что расцвет ольмекской цивилизации приходится на I век до н. э. - I век н. э. Именно этим периодом датированы все образцы ольмекской письменности, а также наиболее совершенные предметы искусства. Таким образом, ольмеки и майя какое-то время сосуществовали рядом друг с другом.

Исследователь Майкл Ко полагает, что предки майя жили некогда на территории ольмеков: когда наступил упадок культуры Сан-Лоренцо и Ла-Венты, основная масса ольмеков переселилась на восток и превратилась постепенно в майянскую цивилизацию. По мнению других исследователей, майя и ольмеки развивались одновременно и, несмотря на имеющиеся родственные связи между этими двумя цивилизациями, майя не могут являться потомками ольмеков. Последнее предположение подкрепляется данными наиболее поздних археологических исследований. Но в таком случае - куда и по какой причине исчезли ольмеки? На этот вопрос еще предстоит ответить ученым.

Цивилизации Мезоамерики

Про цивилизацию майя слышали абсолютно все. Многие слышали про тольтеков. И про их взбунтовавшихся наемников ацтеков. А вот про ольмеков почти никто не вспоминает, когда речь идет о древнеиндейских цивилизациях… А зря - именно этот народ дал культуру и майя, и ацтекам, и тольтекам. Ольмеки - народ воинов, жрецов, и, возможно, богов для последующих цивилизаций. Их можно сравнить с древними египтянами для цивилизаций Средиземноморья - так сильно влияние ольмеков на развитие мезоамериканских народов.

Искусство ольмеков

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В анналах мировой истории довольно часто встречаются народы, вся родословная которых исчерпывается двумя-тремя фразами, походя брошенными каким-нибудь древним летописцем или завоевателем. Это народы-призраки. Что мы знаем о них? Разве только диковинное имя да несколько фактов полулегендарного характера. Словно туманные видения, бродят они по пожелтевшим страницам старинных рукописей и фолиантов, отнимая покой и сон у многих поколений исследователей, дразня их своей непроницаемой тайной. В Новом Свете сомнительная честь быть первым среди таких загадочных народов древности принадлежит, безусловно, ольмекам. История их изучения служит одновременно наглядной иллюстрацией успехов современной археологии, во много раз расширившей возможности исторического поиска и удаленных во времени реконструкций.

СТРАНА ТАМОАНЧАН

Сначала была легенда, и только легенда. «Давным-давно,— говорили ацтекские мудрецы испанскому монаху Саагуну,— во времена, которые уже никто и не помнит, пришел могучий народ и основал свое царство, называвшееся Тамоанчан». Легенда гласит, что в этом царстве жили великие правители и жрецы, искусные мастера и хранители знаний. Именно они заложили основы той блестящей цивилизации, влияние которой испытали все другие народы древней Мексики — тольтеки, ацтеки, майя, сапотеки. Но где же искать то загадочное царство? Слово «Тамоанчан» буквально означает на языке майя «Страна дождя и тумана». Этим именем древние обитатели Мексики называли обычно влажные тропические равнины на южном побережье Мексиканского залива (Веракрус и Табаско). Прежде чем обосноваться в Тамоанчане, жители его долго странствовали по берегу моря («край вод») и даже плавали на своих утлых ладьях по морским просторам, доходя на севере до Пануко.

В других старинных индейских преданиях мы находим упоминание о том, что в этой области издавна обитали ольмеки. «Ольмек» по-ацтекски означает «житель страны каучука» и происходит от слова «Ольман»— «Страна каучука», «Место, где добывают каучук». Средневековые летописцы оказались абсолютно правы: мексиканские штаты Веракрус и Табаско до сих пор славятся своим превосходным натуральным каучуком. Таким образом, если верить древним легендам индейцев, то ольмеки — первый цивилизованный народ Центральной Америки — издавна обосновались на побережье Мексиканского залива.

РОЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

Причудливые статуэтки людей-ягуаров и ягуаров-людей, карлики, уродцы со странными, удлиненными головами, топоры с затейливым резным узором, разнообразные украшения (кольца, бусы, амулеты-привески) — все эти древние предметы несут на себе явный отпечаток глубокого внутреннего родства. Рассеянные по многим музеям мира и частным коллекциям, они долго считались неопределимыми, поскольку их не удавалось связать ни с одной из известных тогда науке культур доколумбовой Америки. Но не могли же создатели всех этих шедевров исчезнуть абсолютно бесследно, не оставив никаких ощутимых доказательств своего былого расцвета?

Вещицы эти искусно вырезаны из твердого, отполированного до блеска зеленого нефрита. Этот драгоценный минерал до прихода европейцев ценился аборигенами Нового Света дороже золота. Правитель ацтеков Монтесума, отдавая Кортесу в качестве выкупа золото и драгоценности из своих кладовых, заявил: «К этому я добавлю также несколько кусочков нефрита, и каждый из них равен по стоимости двум ношам золота».

Если верно то, что индейцы ценили нефрит выше всего на свете, то не менее верно и другое: большинство изделий из этого драгоценного минерала происходит как раз с южного побережья Мексиканского залива (Веракрус и Табаско); причем на многих из них древний мастер изобразил какое-то странное божество или чудовище, сочетавшее в себе черты человека и ягуара. Именно здесь еще в XIX веке мексиканский путешественник Мельгар нашел удивительную голову «африканца», высеченную из одной огромной глыбы черного базальта. С той же территорией связана не менее сенсационная находка — «статуэтка из Тустлы». В 1902 году один крестьянин-индеец случайно обнаружил на своем кукурузном поле изящную нефритовую фигурку, изображавшую жреца в маске в виде утиного клюва. Поверхность предмета была испещрена какими-то непонятными символами и знаками. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это не что иное, как дата календаря майя, соответствующая 162 г. н. э. Форма знаков и весь стиль изображения в общих чертах напоминали майяские письмена и скульптуры, хотя и отличались большей архаичностью. Но ведь ближайший город древних майя был удален не менее чем на 150 миль к востоку от места находки! Больше того, статуэтка из Тустлы оказалась почти на 130 лет старше любого известного тогда датированного памятника майя! Получалась странная картина: некий загадочный народ, населявший в отдаленные времена Веракрус и Табаско, изобрел майяскую письменность и календарь намного раньше самих майя. Но что это за народ? Каков облик его культуры? Откуда и когда пришел он в болотистые джунгли южной Мексики? Именно этими вопросами и занялся известный американский археолог Джордж Вайян. Сопоставив все известные ему факты, он решил действовать по методу исключения. Вайян хорошо знал культуру многих древних народов, населявших когда-то Мексику: ацтеков, тольтеков, тотонаков, сапотеков, майя. Но ни один из них не имел ничего общего с загадочными создателями стиля изящных нефритовых изделий. И тогда ученый вспомнил слова древней легенды об ольмеках — «жителях страны каучука»: область распространения нефритовых статуэток человека-ягуара целиком совпадала с предполагаемым местом обитания ольмеков — южное побережье Мексиканского залива. Так, в 1932 году благодаря остроумной гипотезе еще один народ-призрак приобрел вполне материальные черты. Это был не только триумф ученого, но и триумф древней ацтекской легенды.

Статуэтка из Тустлы. Нефрит.

ЭКСПЕДИЦИИ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ПУТЬ

«Воскрешение» ольмеков из небытия Вайян осуществил на основе всего лишь нескольких разрозненных вещей, опираясь главным образом на логику своих научных предположений. Но для более глубокого изучения вновь открытой цивилизации одних этих находок, несмотря на их уникальный характер и художественное мастерство, было явно недостаточно. Требовались систематические раскопки в самом сердце предполагаемой страны ольмеков. Первыми отправились в джунгли Веракруса и Табаско археологи США — совместная экспедиция Смитсоновского института и Национального географического общества во главе с Мэтью Стирлингом. За несколько лет, с 1938 по 1942 год, экспедиция побывала по меньшей мере в трех крупных центрах ольмекской культуры: Трес-Сапотесе, Ла-Венте и Серро-де-Лас-Месасе.

Впервые были раскопаны и тщательно исследованы десятки каменных изваяний и скульптур, ступенчатые пирамиды, гробницы и дома исчезнувшего народа. Интересные находки ждали ученых буквально на каждом шагу. Но, пожалуй, самой драгоценной из них был скромный обломок каменной плиты из Трес-Сапотеса, получивший впоследствии широкую известность под названием стелы «Ц». На лицевой стороне монумента вырезана в низком рельефе маска популярного ольмекского божества — некое сочетание ягуара и человека. Другую сторону, обращенную к земле, украшают непонятные знаки и колонка черточек и точек. Специалисты без особого труда установили, что перед ними дата майяского календаря, соответствующая 31 году до н. э.

Приоритет ольмеков в изобретении письменности получил, таким образом, новое серьезное подтверждение. В двух ольмекских центрах — Ла-Венте и Трес-Сапотесе — удалось обнаружить шесть гигантских каменных голов. Вопреки широко распространенным среди индейцев слухам эти каменные колоссы никогда не имели туловищ. Древние мастера заботливо поставили их на специальные низкие платформы, у подножия которых располагались подземные тайники с дарами богомольцев.

Все гигантские головы высечены из глыб твердого черного базальта. Высота их колеблется от 1,5 до 3 метров. Вес — от 5 до 40 тонн. Широкие и выразительные лица изваяний настолько реалистичны, что вряд ли приходится сомневаться — перед нами портреты реальных людей, а не языческие боги. Одни из них смотрят на мир весело и открыто, пряча лукавую улыбку в уголках каменных губ. Другие грозно хмурят насупленные брови, словно пытаются одним своим видом отпугнуть неведомую опасность. Кого же изображают эти каменные истуканы? Мэтью Стирлинг считает, что это портреты наиболее выдающихся ольмекских вождей и правителей, увековеченных в камне их благодарными подданными.

Не менее удивительно и другое. Как могли люди, жившие еще, по сути дела, в каменном веке и не имевшие ни повозок, ни тягловых животных, доставлять в свои города через гиблые джунгли и болота огромные глыбы базальта, ближайшие залежи которого находятся в 50 и даже 100 километрах?

Открытия североамериканских археологов взбудоражили весь научный мир. И для более пристального рассмотрения ольмекской проблемы решено было созвать специальную конференцию

Гигантская каменная голова из Ла-Венте

«ЛЕД И ПЛАМЕНЬ»

Она состоялась в 1942 году в городе Тустла-Гутьеррес — столице мексиканского штата Чиапас и привлекла множество специалистов со всех концов Нового Света. Гигантская базальтовая голова из Сан-Лоренсо. Буквально с первых же минут зал заседаний конференции стал ареной ожесточенных споров и дискуссий. Борьба шла в основном между двумя непримиримо настроенными лагерями. По иронии судьбы их разделяли на этот раз не только научные взгляды, но и национальная принадлежность: мексиканский темперамент столкнулся здесь с англосаксонским скептицизмом.

На первых порах тон задавали североамериканцы. Мэтью Стирлинг и Филипп Дракер в сдержанных тонах изложили собравшимся итоги своих раскопок в Трес-Сапотесе и Ла-Венте и выдвинули схему развития ольмекской культуры, приравняв ее хронологически Древнему царству майя (300—900 гг. н. э.). Надо сказать, что в то время большинство археологов, особенно в США, целиком находилось во власти одной заманчивой теории. Они были убеждены в том, что все выдающиеся достижения доколумбовой индейской цивилизации в Центральной Америке являются заслугой только одного народа — майя. И, одержимые этой идеей, ученые-майянисты не скупились на пышные эпитеты, называя своих любимцев «греками Нового Света», неповторимым, избранным народом, отмеченным печатью особой гениальности.

И вдруг, как внезапно налетевший ураган, в зале чинного академического собрания прозвучали страстные голоса двух мексиканских ученых. Их имена — Альфонсо Касо и Мигель Коваррубиас — были хорошо известны сеем присутствующим в зале.

Один из них прославил себя открытием сапотекской цивилизации Монте Альбана. Другой считался непревзойденным знатоком древнемексиканского искусства. Определив характерные черты и высокий уровень нового художественного стиля, они со всей своей убежденностью заявили о том, что именно ольмеков следует считать древнейшим цивилизованным народом Мексики. «Там, в джунглях и болотах Южного Веракруса,— говорил Мигель Коваррубиас,— повсюду лежат археологические сокровища: погребальные холмы и пирамиды, мастерски вырезанные из базальта гигантские изваяния богов и героев, великолепные статуэтки из драгоценного нефрита... Многие из этих древних шедевров относятся к началу христианской эры. Появившись внезапно, неизвестно откуда, во вполне зрелом виде, они, бесспорно, принадлежат культуре, которая была, по всей вероятности, основополагающей, - материнской культурой для всех более поздних цивилизаций». Ему вторил и А. Касо: «Культура ольмеков... оказала существенное влияние на развитие всех последующих культур».

Свои взгляды мексиканцы подкрепили весьма убедительными фактами. «Разве не на территории ольмеков найдены древнейшие предметы с календарными датами? — говорили они.— А самый ранний храм майя в Вашактуне — Пирамида Е-VII-суб.? Ведь он украшен типично ольмекскими скульптурными масками в виде бога-ягуара!» «Но, помилуйте,— возражали их противники.— Вся культура ольмеков — это лишь искаженное отражение влияний великой цивилизации майя. Ольмеки просто заимствовали у майя систему календаря и записали свои даты неверно, значительно их удревнив. А может быть, ольмеки пользовались календарем 400-дневного цикла или вели отсчет времени от другой даты, чем майя?» Однако попытки представить культуру ольмеков в виде ухудшенного слепка с великолепной майяской цивилизации были крайне неубедительны.

Гигантская базальтовая голова из Сан-Лоренсо

ФИЗИКИ ПОМОГАЮТ АРХЕОЛОГАМ

Конференция закончилась. Участники ее разъехались. Но нерешенных проблем по ольмекам после этого отнюдь не убавилось. Многих волновал один кардинальный вопрос, от решения которого зависело почти все,— точный возраст зрелого ольмекского искусства. Но, как правило, попытки, предпринимаемые в этом направлении, неизменно терпели неудачу. И когда уже казалось, что нет никакого выхода, неожиданно пришла помощь: в начале 50-х годов археологи взяли на вооружение новый и весьма перспективный метод абсолютной датировки древностей — радиоуглеродный анализ органических остатков.

В 1955 году Филипп Дракер во главе большой экспедиции Смитсоновского института (США) вновь приступает к раскопкам в Ла-Венте, чтобы получить полное представление о природе этого древнего города. Ла-Вента расположена на большом песчаном острове (12 км в длину и 4 км в поперечнике), возвышающемся среди необозримых мангровых болот штата Табаско, неподалеку от побережья Мексиканского залива. Город имеет четкую планировку.

Все его важнейшие здания стояли когда-то на плоских вершинах пирамид и были ориентированы строго по странам света. В самом центре Ла-Венты возвышается огромная тридцатитрехметровая пирамида, сложенная из глины. На север от нее раскинулась широкая ровная площадь, окаймленная со всех сторон вертикально стоящими базальтовыми колоннами. А дальше, на сколько видит глаз, разбросаны отдельными группами заросшие травой и кустарником холмы — остатки некогда величественных зданий погибшей в незапамятные времена ольмекской столицы.

16 "человечков" из Ла-Венты

Находки и на этот раз порадовали исследователей. В ходе раскопок главной площади Ла-Венты, почти на шестиметровой глубине, археологи обнаружили прекрасно сохранившуюся мозаику в виде стилизованной головы ягуара. Общие размеры мозаики— около пяти квадратных метров. Состоит она из 486 тщательно отесанных и отполированных брусков зеленого серпентина, прикрепленных с помощью битума к поверхности низкой каменной платформы. Пустые глазницы и пасть зверя были заполнены оранжевым песком, а верхушку угловатой головы украшали ромбы. Здесь же лежали богатейшие дары в честь этого божества — груда драгоценных вещей и украшений из нефрита и серпентина. Когда мозаика была закончена, ольмеки тщательно спрятали ее, навалив сверху почти шестиметровый слой желтой глины. По подсчетам специалистов, ее было не менее 500 тонн.

На восточной стороне той же площади, под глиняной платформой, перекрытой сверху несколькими слоями вымостки ярко-красного цвета, рабочие неожиданно наткнулись на группу странных нефритовых статуэток. Маленькие каменные человечки с грушевидными, искусственно деформированными головами, столь характерными для ольмекского идеала красоты, совершают, по-видимому, какую-то важную религиозную церемонию. Пятнадцать из них стоят против одинокого персонажа, прижавшегося спиной к ограде из шести вертикально поставленных топоров, и пристально смотрят на него. Кто он? Верховный жрец, совершающий торжественный обряд, или же жертва, чья жизнь через мгновение будет отдана всемогущему языческому богу?

Мы можем только гадать на этот счет. Интересно другое. Много лет спустя, после того как эти маленькие человечки были погребены под землей, кто-то пробил над ними через все наросшие напластования узкий колодец, осмотрел фигурки и затем снова тщательно замаскировал отверстие глиной и землей. Благодаря этому непонятному ритуалу мы знаем теперь наверняка, что ольмекские жрецы располагали очень точными записями, чертежами и планами всех культовых сооружений и святынь своего города.

Но самое главное открытие еще ждало исследователей. Образцы древесных угольков из Ла-Венты, отправленные в лаборатории США для радиоуглеродного анализа, дали совершенно неожиданную серию дат. По мнению физиков, получалось, что расцвет Ла-Венты приходится на 800—400 годы до н. э.!

Мексиканцы торжествовали. Их аргументы в пользу ольмекской культуры-родоначальницы были теперь подкреплены, и притом самым солидным образом! С другой стороны, Филипп Дракер и многие его коллеги из США признали свое поражение. Капитуляция была полной. Им пришлось отказаться от своей прежней хронологической схемы ольмекских древностей и всецело принять даты, полученные физиками. Ольмекская цивилизация получила, таким образом, новое «свидетельство о рождении», главный параграф которого гласил: 800—400 годы до н. э.

Скульптурные изображения на боковой стороне алтаря из Ла-Венте

СЕНСАЦИЯ В САН-ЛОРЕНСО

В январе 1966 года Йельский университет (США) направил в джунгли Южного Веракруса известного американского археолога Майкла Ко. Целью его экспедиции было максимально полное исследование нового ольмекского центра Сан-Лоренсо, расположенного в бассейне реки Коацакоалькос. К этому времени чаша весов в великом споре между майя и ольмеками о приоритете той или иной цивилизации уже явно склонялась в пользу последних. Однако требовались более убедительные доказательства связи ранних форм ольмекской керамики с величественными каменными монументами. Именно этим и хотел прежде всего заняться Майкл Ко. Три года вел он интенсивные работы в зоне древнего города. И когда пришла пора подвести предварительные итоги, стало ясно: мир стоит у порога новой научной сенсации. Судя по весьма архаичной на вид керамике и внушительной серии радиоуглеродных дат, большинство типично ольмекских скульптур Сан-Лоренсо появилось на свет между 1200—900 годами до н. э., то есть намного раньше, чем даже в Ла-Венте. Да, здесь было над чем поломать голову. У любого специалиста это сообщение тут же вызвало бы массу недоуменных вопросов. Каким образом удалось М. Ко установить взаимосвязь между архаической керамикой и каменными скульптурами ольмеков? Что представляет собой Сан-Лоренсо? Как соотносится он с другими ольмекскими центрами, и прежде всего с Трес-Сапотесом и Ла-Вентой? Кроме того, как объяснить сам странный факт неожиданного появления вполне зрелой цивилизации в 1200 году до н. э., когда в остальных областях Мексики жили лишь примитивные раннеземледельческие племена? Выяснилось, что все постройки Сан-Лоренсо, общим числом более двухсот, стоят на крутом и обрывистом плато, вздымающемся почти на 50 метров над окружающей плоской саванной. Длина этого своеобразного «острова» составляет примерно 1,2 км. В разные стороны от плато отходят узкие «языки» в виде непрерывных цепей холмов и возвышенностей.

Когда начались раскопки, то Майкл Ко, к своему большому удивлению, обнаружил, что по крайней мере верхние семь метров плато в Сан-Лоренсо — искусственное сооружение, насыпанное руками человека! Сколько же труда нужно было затратить для того, чтобы передвинуть такую гигантскую гору земли! Анализ находок позволил исследователю выделить два главных этапа в жизни города: более ранний — Сан-Лоренсо (200—900 годы до н. э.) и этап Палангана, совпадающий в целом по времени с Ла-Вентой (800—400 годы до н. э.). Благодаря одной остроумной догадке Майклу Ко удалось установить совершенно поразительный факт: в один прекрасный день древние обитатели Сан-Лоренсо разбили и попортили большую часть своих каменных кумиров, а затем «похоронили» их в специальных местах, положив правильными рядами, ориентированными строго по сторонам света. Сверху это необычное «кладбище» было засыпано многометровым слоем мусора и земли, в котором встречаются черепки глиняных сосудов только этапа Сан-Лоренсо. Следовательно, и захоронение разбитых статуй производилось именно в это время. Во всяком случае, так думал сам Майкл Ко и сотрудники его экспедиции.

Отсюда вытекал и другой неизбежный вывод — ольмекская цивилизации во вполне сложившемся и зрелом виде существовала уже в конце 2 тысячелетия до н. э. Майкл Ко подкрепляет свою гипотезу двумя доводами: серией радиоуглеродных дат для керамики этапа Сан-Лоренсо (1200—900 годы до н. э.) и тем, что в засыпке, скрывающей каменные изваяния ольмеков, встречаются черепки только ранних типов.

Но тот же самый факт можно истолковать и по-иному. Не исключено, что землю и мусор для «захоронения» своих статуй жители Сан-Лоренсо взяли с территории заброшенного поселения более ранней эпохи, расположенного либо в самом городе, либо в его окрестностях. Известно, что так называемый «культурный слой» — мягкая черная земля, образующаяся на месте постоянного обитания человека,—копать гораздо легче, чем чистый грунт. Это особенно важно, если учесть, что у ольмеков были только деревянные и каменные орудия.

Вместе с землей были принесены на «кладбище» статуй и содержащиеся в ней древние предметы: керамика, глиняные фигурки и т. д. Что касается радиоуглеродных дат, то излишняя доверчивость к ним не раз уже в прошлом подводила археологов.

Прежде всего необходимо отчетливо уяснить один несомненный факт: подавляющее большинство каменных скульптур из Сан-Лоренсо ничем не отличается от монументов Ла-Венты и, следовательно, относится по времени к 800—400 годам до н. э. Но эта последняя дата тоже получена по методу С-14 и не может считаться абсолютно точной. С другой стороны, в нашем распоряжении есть одна вполне надежная хронологическая веха — стела «Ц» из Трес-Сапотеса с календарной датой, равной 31 году до н. э. На лицевой ее стороне изображена типично ольмекская маска бога-ягуара.

Больше того, три крупных ольмекских центра (Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес и Ла-Вента) имеют среди других внушительных скульптур и гигантские каменные головы. Стилистическое сходство последних настолько велико, что они, бесспорно, были изготовлены приблизительно в одно и то же время. Весь комплекс археологических находок из Трес-Сапотеса (включая и стелу «Ц») относится к концу I тысячелетия до н. э.— первым векам н. э. Это позволяет считать, что по крайней мере часть каменных монументов Сан-Лоренсо и Ла-Венты и уж, во всяком случае, гигантские головы из базальта имеют тот же возраст.

Стела "Ц" из Трес-Сапотеса с изображение6м боа-ягуара, 31 г. до н. э.

Если мы бросим взгляд на другие области древней Мексики, то при ближайшем знакомстве с ними станет очевидным, что в конце I тысячелетия до н. э. они мало в чем уступали ольмекам по своему развитию. Как показали раскопки на территории майя, первые образчики письменности и календаря тоже появляются здесь в I в. до н. э. Видимо, майя, ольмеки, нахуа (Теотихуакан) и сапотеки пришли к порогу цивилизации более или менее одновременно— в конце I тысячелетия до н. э. При таких условиях места для культуры-родоначальницы уже не остается.

Затянувшийся на десятилетия спор противников и сторонников приоритета ольмекской цивилизации не решен до конца и в наши дни. Но ждать осталось уже недолго. Многочисленные отряды археологов во всеоружии современной техники штурмуют сейчас болотистые джунгли Веракруса и Табаско.

— ольмеках.

Архитектура ольмеков.

Постройки ольмеков не отличались сложными формами, как у более поздних племен, однако были массивны и своеобразны. Можно выделить несколько особенностей архитектуры первого американского племени. В основе древних храмов находился либо квадрат, либо прямоугольник. Сами по себе эти сооружения представляли пирамиду. Предполагается, что строения такой формы сооружать проще, чем, к примеру, кубической, получаются они выше и устойчивее. В отличие от египетских пирамид, мезоамериканские (а архитектурный стиль ольмеков переняли все без исключения племена Центральной Америки) возводились с лестницами, ведущими от подножия к расположенному на вершине храму (обычно с двумя помещениями). Если сооружение было большое, наверх поднимались уже не две, а четыре лестницы - по всем сторонам пирамиды. Второй тип построек - так называемые дворцы, которые скорее являлись жилыми домами знати. Эти здания также находились на небольших возвышениях, внутри же делились на несколько узких и вытянутых помещений. Главное тотемное животное ольмеков - ягуар (по легенде, это племя произошло от союза божественного ягуара и смертной женщины), что подтверждается многочисленными находками археологов, как скульптурными, так и архитектурными.

Удивительные археологические находки.

Один из центров культуры ольмеков - город Сан-Андрес, находившийся примерно в 5 км к северо-востоку от Ла Венты (сейчас это часть города Вильяэрмоса). При раскопках обнаружили удивительную находку, отодвинувшую дату появления первой письменности в Мезоамерике как минимум на 300 лет, - это размером с кулак цилиндр из керамики, с изображенными по бокам иероглифами. Он использовался в качестве орудия для письма. Каменные головы ольмеков, к сожалению, не так известны, как статуи острова Пасхи, тем не менее они также поразительны, в первую очередь своей монументальностью (их вес около 30 т, в окружности - 7 м, высота - 2,5 м) и реалистичностью. Можно выделить еще несколько наиболее примечательных и крупных ольмекских городов: это Сан-Лоренсо, Лас-Лимас, Лагунаде-Лос-Серрос и Льяно де Хикаро (в нем нашли руины мастерской по обработке базальта). Среди прочих находок стоит выделить сенсационные детские игрушки. Дело в том, что многие из них изображают различных зверей на колесах, а ведь долгое время считалось, что население доколумбовой Америки не было знакомо с колесами!

Сан-Лоренсо - один из первых городов Америки.

Самый известный и первый главный город ольмеков - Сан-Лоренсо (Сан Лоренцо), существовавший на протяжении 500 лет. Историки пришли к выводу, что здесь проживало 5 тыс. жителей. К сожалению, увидеть один из первых мезоамериканских городов довольно сложно. От некогда крупнейшего поселения Америки почти ничего не осталось из-за ужасных погодных условий, прожорливого времени и бездействия властей, а туристам куда интереснее майя и ацтеки. Тем не менее, на территории Сан-Лоренсо (сейчас это городок Теночтитлан) находится самая древняя пирамида Америки, чьи ступени украшены резным изображением богаягуара. Также здесь обнаружили дренажные системы, каменные головы и площадку для культовой игры в мяч. Последнее сооружение представляло собой две идущие параллельно наклонные стены из камня. Непосредственно игра происходила внизу, а зрители сидели на стенах.

Ла-Вента - музей под открытым небом.

Наиболее хорошо сохранившийся и богатый город ольмеков - это Ла Вента. Сан-Лоренсо постепенно приходит в упадок и к 900 г. до н. э. центр культуры ольмеков перемещается южнее. Связано это с завоевательными набегами (отношения между племенами ольмеков были отнюдь не мирными) и изменением русла реки, что играло в те времена одну из определяющих ролей. По реке доставляли товар, из нее отводили воду для обеспечения жизнедеятельности людей и в ней, помимо всего прочего, ловили рыбу, что наряду с земледелием было основным занятием ольмеков. В Ла Венте также наблюдается большое скопление знаменитых ольмекских скульптур из камня - огромных голов внешне негроидного происхождения, что наталкивает на определенные мысли о происхождении этого древнего народа. Обилие таких находок поразительно, потому что вблизи не было ни одной каменоломни.

Ко времени расцвета Ла Венты (начиная с IX в. до н. э.) в городе начинают создаваться сложные мозаики, сооружаются новые монументальные скульптуры - стелы и богатые захоронения, созданные при помощи поставленных вплотную друг к другу базальтовых колонн. В этих камерах найдены саркофаги, множество фигурок и украшений. Большинство находок перевезли в музей города Вильяэрмоса (столица мексиканского штата Табаско), в парк Ла Вента - на территорию, которую занимал древний город.

Заключение.

Долгое время считалось, что ольмеки - первая цивилизация Мезоамерики - внезапно покинули свои города и исчезли в неизвестном направлении, «как сквозь землю пропали, что балтийская водь». На самом деле, в отличие от той же води, в прямом смысле слова уходившей под землю, ольмеки просто оставили столетиями обжитую местность и стали передвигаться на север, вглубь континента. Причинами этого могли стать засухи, извержения вулканов или другие природные катаклизмы, приведшие к тому, что занимаемая ольмеками территория стала непригодной для жизни. Поводом к этому, в свою очередь, могло быть изменение направления русел рек или их полное исчезновение, ведь вода в те времена играла определяющую роль в жизни населения, особенно на такой сложной, в климатическом отношении, территории, как Центральная Америка (впрочем, для майя отсутствие воды не являлось препятствием, но об этом будет рассказано позже). Ольмекам не составило большого труда найти новые пригодные для существования территории, поскольку во время своих торговых походов они уже неоднократно бывали в поселениях соседних племен. Перемещение ольмеков на север привело к постепенному ассимилированию этой самобытной цивилизации с другими индейскими племенами. Необходимо заметить, что история майя длится практически параллельно с существованием ольмеков (первый из известных городов племени - Куэйо (Белиз) - датируется 2000 г. до н. э.), однако расцвет майя начинается именно с момента «исчезновения» ольмеков. Из этого можно сделать вы вод, что последние, ассимилируясь с другими индейцами, как бы в обмен на право проживать на чужой территории обучали своих бывших соседей и торговых партнеров общественному, политическому строю и обогащали своими навыками их культуру. Принципы построения общества, письменность, астрономия, математика - это только небольшая часть знаний, появлению которых майя и впоследствии другие индейские племена Америки обязаны ольмекам.