Дэвид боуи сейчас. Ушел из жизни Дэвид Боуи (15 фото). Дэвид Боуи: биография. Семья

Как Дэвид Боуи цитировал Набокова и Элиота, сколько его песен посвящено небу и полетам, что дала совместная работа с Игги Попом, как стерлись границы между мужским и женским и существует ли творческая старость - «Бумага» публикует тезисы самых любопытных выступлений четырехдневной конференции, посвященной фигуре культового музыканта.
Следуя популярному направлению edutainment (обучение во время игрового процесса), Елизавета Столярова, преподаватель, выпускница кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ, организовала в Петербурге конференцию, посвященную Дэвиду Боуи. С 8 по 11 января на разных площадках проходили встречи, чтения и обсуждения докладов и кинопоказы.

Елизавета Столярова , организатор конференции:

Популяризация науки - следствие того, что наука стала чаще обращаться к современному материалу, к вопросам, которые актуальны в научном и бытовом понимании. Одним из источников вдохновения для меня послужила история Ирины Прохоровой: была организована научная конференция в каком-то небольшом городке, и внезапно к ней проявили большой интерес местные жители, далекие от науки. Отличие моего формата в том, что я сделала акцент на непрофессиональных и не «звездных» докладчиках. Научными консультантами стали организаторы конференции. С докладами выступали в основном филологи и дизайнеры, среди музыковедов мероприятие не вызвало интереса, что очень заметно по тематике докладов. Мы принципиально не стали разделять докладчиков, хотя изначально хотели сделать научную и научно-популярную части отдельно. В итоге получили именно то, что хотели, - атмосферу, которую я условно назвала «интеллектуальный Вудсток» (Brain, art, David Bowie!).

Интеллектуальные игры Боуи с широкой аудиторией

Елизавета Столярова, преподаватель, выпускница кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ, Санкт-Петербург

Ключевой вопрос - вопрос статуса творчества Боуи. Кто он: артист или творец-интеллектуал? По сути, и первое, и второе. Примером может служить песня I’d rather be high, которая построена на множественности смыслов, Боуи цитирует Владимира Набокова и Томаса Стернза Элиота. Можно оттолкнуться от фигуры Боуи и описать все его творчество как игру с публикой, построенную на двойном-тройном восприятии. Важным моментом в его творчестве являются игры с гендером. Возможно, в британской традиции повышенный интерес к трансгендерным играм восходит к Шекспиру (любопытное художественное воплощение этой проблемы - в американском фильме «Красота по-английски»). Для Боуи, безусловно, не менее важен был театр Кабуки, где женские роли тоже исполняли мужчины.

Дэвид Боуи: игра в гендер

Виктория Васина, журналист, выпускница факультета журналистики РГГУ, Москва

В 70–80-е годы музыкальную сцену захватывают полчища феминизированных мужчин, обретая всеобщее признание и популярность. Сам Боуи, задав тон поколению 1970-х и став иконой глэм-рока, довольно быстро охладел к такой манере исполнения и продолжил музыкальные эксперименты в других жанрах. Для исследования особый интерес представляет период Боуи - Зигги Стардаста, красноволосого, полисексуального звездного пришельца в очень откровенных и очень оригинальных нарядах, который начал завоевывать воображение всего мира. Журналистка Мэри Финниган в своей книге напишет: «Невозможно было понять, кто он - мужчина или женщина, а может, вообще, - инопланетянин. Но именно Энджи (жена Дэвида, Анджела Барнетт) была в восторге от путаницы полов, обожала все эти дела с сексуальной двусмысленностью. Пара поменялась ролями: Дэвид становился все более женственным, а Энджи - более резкой». Зигги Стардаст прожил чуть больше года и был похоронен своим создателем равнодушно и публично - в конце тура 1973 года в лондонском Хаммерсмит-Одеоне. Энжи Боуи так описывает историческую роль Зигги Стардаста: «Он был той вспышкой, которая вызвала всемирный взрыв экспериментирования с секс-ролями, соревнования в блеске и пышности и нарциссическом самолюбовании. Он стал зеленым светом на повороте истории; он остановил этот несчастный зачуханный и разбитый хиппи-коммунальный автобус и указал дорогу миллионам маленьких, сверкающих, отдельных и непохожих личных транспортных средств образца „Я-десятилетия“».


Космическая тематика в текстах песен Дэвида Боуи

Анна Глушкевич, ученица Аничкова лицея, Санкт-Петербург

Начиная с сингла Space Oddity, вышедшего в 1969 году, и вплоть до недавнего альбома The Next Day в песнях Дэвида Боуи прослеживается интерес к космической тематике. В докладе представлены результаты анализа встречаемости и контекстов употребления слов, связанных с небом, полетами и космическими телами в песнях Боуи.


На графике: количество песен, связанных с космической тематикой, на разных альбомах Дэвида Боуи

The Idiot - плод сотворчества (Дэвид Боуи и Игги Поп)

Дмитрий Лебедев, кандидат физико-математических наук, Санкт-Петербург

The Idiot - первый сольный альбом Игги Попа. Его возникновение тесно связано с последующей серией альбомов Дэвида Боуи, известных как «Берлинская трилогия». Это произведение обладает сильной энергетикой, несет в себе двойной драйв, и это заслуга двух авторов. Изможденному Белому Герцогу нужна была подпитка, а Игги нужен был учитель. Для Игги Попа это были годы полнейшего беспредела рок-звезды с эпатажным поведением, наркотиками и панк-драйвом. Дэвид Боуи, в то время выпустивший Station to Station, один из самых мистических своих альбомов, крепко подсел на кокаин, и опасался за свое психическое здоровье. Таким образом, оба музыканта находились в состоянии кризиса и решили, что совместно им удастся осуществить перемены в своих жизнях. Так возник творческий союз, подаривший миру альбом The Idiot.


Дэвид Боуи 2000–2010 годов в аспекте рецептивной эстетики. Заметки к теме

Руслан Комадей, поэт и научный сотрудник музея «Литературная жизнь Урала XX века», Екатеринбург

Дэвид Боуи во многом пытается совместить статус культового со статусом актуального музыканта. Он не может полностью избавиться от уже закрепленных за ним массовым сознанием характеристик после 40 лет нахождения в социокультурном поле. Новой тенденцией для Боуи является использование приема минус-присутствия: он позволяет реципиенту самому достраивать необходимые культурные звенья. Это связано с практикой так называемого «молчания», которую избрал Боуи после 2004 года. В январе 2013 года релиз новой песни и клипа Where are we now был неожиданным. В видео Боуи изображен как стареющий человек, полный воспоминаний о насыщенной молодости. Между тем на альбоме, который вышел позже, его голос звучит уверенно, аранжировки современны, видеоклипы актуальны. Боуи разрушает культурный стереотип восприятия зрелого творца как традиционалиста. Он использует свой возраст для создания ложного представления о своем творчестве. Изображая себя визуально как пожилого джентльмена в клипе The stars are out tonight, Дэвид Боуи звучит как современный представитель indie-музыки. Таким образом, он демонстрирует как условность физиологического возраста, так и условность существования «профессиональной творческой старости» и закостенелости.

Дэвид Боуи не умер, он просто улетел на Марс – писали сегодня многие и в это очень хочется верить. Пусть это чья-то злая шутка – промелькнуло в голове, когда мировые СМИ один за другим начали тиражировать трагическую новость о его смерти – человека, который, казалось, не умрет никогда.

Впрочем, даже собственную смерть этот великий музыкант обставил как очередной акт спектакля, в котором играет главную роль. В свой 69-й День рождения, три дня назад, он , пожалуй, наиболее экспериментальную свою пластинку за последние 20 лет, в которой неожиданно для всех начал играть джаз – критики пришли в восторг, фанаты захлопали в ладошки – и никто и думать не мог о том, что Боуи смертельно болен и уже полтора года борется с раком. «Взгляни вверх, я в раю, на мне раны, которых нельзя увидеть», — с этих строк начинается песня из “★” с библейским названием “Lazarus” и теперь, конечно, ясно, что это не красное словцо, а смертельный диагноз. Клип на песню, ставший последним для певца, также вышел три дня назад — в нем он на больничной койке с завязанными глазами – противостоит чему-то, что мы не можем разглядеть. «Взгляни вверх, приятель, я в опасности, мне больше нечего терять», — со зловещим фатализмом бросает кумир миллионов и в дрожи поднимается с кровати. В финале этого мощнейшего видео Боуи пятится в шкаф и закрывает за собой дверь. Спектакль окончен. Герой больше не вернется.

О вкладе Боуи в современную музыку, сравнимом разве что с The Beatles, можно рассуждать часами. Но мы не будем этого делать, а лучше вспомнил основные вехи его удивительной карьеры по фотографиям.

Боуи-школьник (1961).

16-летний Боуи делает первые шаги в музыке (1963).

Первый свой альбом, лаконично названный «David Bowie», музыкант выпустил в 1967-м.

В 1969-м Боуи явил на суд публики второй альбом «Space Oddity». Одноименная песня с него — история астронавта Майора Тома, застрявшего в открытом космосе — стала первым его громким хитом. Более подробно об этой композиции можно прочесть

В 1970-м музыкант женился на американской модели Анджеле Барнетт. На следующий год у них родится сын Данкан, который в будущем станет известным режиссером. Брак продержится 10 лет.

В 1971-м Боуи выпустил хитовый альбом «Hunky Dory», положив начало формированию своего образа музыкального хамелеона и человека, который не стесняется быть непонятым. В начале следующего года в интервью он даже признается, что гей, правда позже пожалеет об этом и заверит, что это скорее была лишь дань моде.

В 1972-м Боуи выпустил концептуальный альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust». На нем музыкант предстал в образе Зигги Стардаста — пришельца, который прибыл на Землю с Марса, чтобы спасти человечество рок-н-роллом. Зигги стал самым известным персонажем, в которого перевоплощался Боуи.

В этом же году Боуи выступил одним из продюсеров альбома бывшего вокалиста The Velvet Underground Лу Рида «Transformer», а в 1977-м спродюсировал первый сольник подзабытого на тот момент экс-фронтмена The Stooges Игги Попа «The Idiot».

В 1973-м Боуи выпустил шестую пластинку «Aladdin Sane» — первый альбом, который Дэвид представил в роли самого себя — без образов и альтер-эго. Обложка альбома — фото, сделанное Брайоном Даффи, стало культовым. Молния, пересекающая лицо, — неизменный бренд, который одним из первых приходит на ум, когда речь заходит о певце. .

Костюм для турне «Aladdin Sane», созданный по эскизам Йоджи Ямамото (1973).

Боуи с британской моделью Твигги позирует для обложки альбом «Pin Up» (1973), состоящего из каверов на его любимые песни 60-х.

В 1973-м после японского тура Боуи проехал через всю Россию в купейном вагоне транссибирского экспресса.

Боуи очень быстро стал не только культовым музыкантом, но и фэшн-иконой (1974).

В 1974-ом Боуи выпустил альбом «Diamond Dogs», вдохновленный антиутопией Оруэлла «1984». В песне «Rebel Rebel» он предстал в образе гламурного пирата.

После выпуска «Diamond Dogs» певец переехал в Нью-Йорк, увлекшись соулом и фанком, властвующими на американской сцене тех лет. Следующая его пластинка «Young Americans» была записана под влиянием этих жанров (1975).

Боуи вместе с Simon & Garfunkel, а также Джоном Ленном и Йоко Оно на церемонии вручения «Грэмми» (1975).

В 1976-м Боуи, к тому моменту уже крепко сидевший на кокаине, выпустил альбом «Station to Station», в основу которого лег образ Изможденного Белого Герцога — праздного и элегантного аристократа, одетого с иголочки, но на самом деле представляющего из себя пустышку.

Помимо музыки Боуи успел сняться во многих фильмах. Одной из самых известных стала роль в фильме «Человек, который упал на землю» (1976).

В конце 1976-го года Боуи, интересующийся немецкой музыкой, переехал в Берлин, снял квартиру пополам с Игги Попом и вместе с Брайоном Ино начал экспериментировать с эмбиентом. Здесь он записал три альбома («Low’, «Heroes»и «Lodger»), получивших название «Берлинская трилогия». Ниже — обложка альбома «Heroes» (1977).

На концерте во время берлинского периода (1978).

Боуи в костюме Пьеро на фотографии Брайна Даффи. В подобном образе он предстал на обложке альбома «Scary Monsters (and Super Creeps)». (1980)

В 1981-м Боуи записал знаменитую песню «Under Pressure» с Queen.

В 1983-м Боуи выпустил альбом «Let’s Dance», вдохновленный диско и новой волной.

В 1985-м музыкант вместе с Миком Джаггером перепел старую соул-композицию из репертура Martha and the Vandellas «Dancing in the Street».

Боуи в роли Короля гоблинов Джарета в фантастическом фильме «Лабиринт» (1986).

В 1987-м Боуи выступил у стены в Западном Берлине. Динамики были направлены так, чтобы концерт смогли услышать и в Восточном Берлине.

В 1992-м Боуи женился на сомалийской топ-модели Иман. В 2000-м у пары родилась дочь Александрия.

Боуи с Анни Леннокс исполняют песню «Under Pressure» на концерте-трибьюте Фредди Меркьюри (1992).

В 1995-м музыкант возобновил сотрудничество с Брайоном Ино, увлекся индастриалом и записал концептуальный альбом «Outside». В туре в поддержку альбома с ним гастролировали Nine Inch Nails.

Боуи в роли Энди Уорхола в фильме «Баския» (1996).

В концерте, посвященном 50-летию Боуи, приняли участие Лу Рид, Sonic Youth, Foo Fighters, Placebo, участники Pixies, The Cure, The Smashing Pumpkins и другие звезды (1997).

В 1998-м культовый музыкант записал вместе с Placebo песню «Without You I’m Nothing». Вокалиста группы Брайана Молко в то время часто называли прижизненной реинкарнацией Боуи.

В 2003-м Боуи выпустил альбом «Reality». Во время одного из концертов в его поддержку — на немецком Hurricane Festival — музыканту стало плохо. После окончания шоу его госпитализировали на вертолете. С тех пор он фактически прекратил концертную деятельность. На фото — с Кейт Мосс (2003).

В 2005-м Боуи появился на сцене вместе с Arcade Fire, что в немалой степени способствовало росту их популярности.

В 2013-м Боуи после 10-летней паузы выпустил новый альбом «The Next Day». Дебютным синглом из него стала «The Stars (Are Out Tonight)». Главную женскую роль в клипе на песню сыграла актриса Тильдой Свинтон (2013).

Боуи в своем последнем прижизненном образе — в клипе на песню «Lazarus», вышедшем за два дня до его смерти — 8 января 2016-го.

Редакция Фактрума скорбит в этот день вместе со всеми. Мы приглашаем читателей вспомнить некоторые интересные факты из жизни и творчества Дэвида Боуи.

1. Именно Боуи была в 1970 году написана песня The Man Who Sold The World, самый знаменитый акустический кавер которой исполнил Курт Кобейн (Nirvana) во время шоу MTV Unplugged в 1993 году. После этого Боуи столкнулся с тем, что люди, заходившие к нему после концерта, где он исполнял свою собственную песню, говорили: «Это круто, что вы исполняете песню «Нирваны».

2. В Америке Дэвиду Боуи широкий успех принес сингл Fame в 1975 году. Его соавтором (и бэк-вокалистом) выступил Джон Леннон.

3. Согласно проведенному в 2000 году изданием New Musical Express опросу среди музыкантов различных направлений, Дэвид Боуи был признан самым влиятельным музыкантом. А по результатам опроса Би-би-си (2002 г.), Боуи оказался на 29-м месте в списке 100 величайших британцев. Он входит в топ-списки величайших исполнителей рок-музыки и вокалистов всех времен.

4. В 2000 году Дэвид Боуи отказался от звания кавалера Ордена Британской Империи, а спустя три года - отклонил предложение возвести его в рыцарство. Свою позицию он объяснил так: «Я никогда не предполагал, что получу что-либо подобное. Я серьёзно не знаю, для чего он нужен. Это не то, ради чего я всю жизнь работал».

5. Первой женой Дэвида Боуи стала модель Анджела Барнетт, с которой он познакомился в 1969 году. У них в 1971 году родился сын, которого назвали Зоуи. В 1980 г. Дэвид и Анджела развелись. Второй раз Боуи женился на модели Иман Абдулмаджид в 1992 году. В 2000 году у них родилась дочь Александрия Захра.


1meee.com
Иман Абдулмаджид Academic.ru

6. В начале семидесятых годов Боуи пристрастился к наркотикам. Под их влиянием он делал порой эпатирующие заявления - например, о том, что Гитлер был первой рок-звездой, а Британия могла бы извлечь пользу от фашистского лидера. К слову, советские таможенники изъяли у Боуи во время его приезда в СССР «нацистскую атрибутику». Позже музыканту пришлось открещиваться от своих слов и заявлять, что он не является фашистом.

7. Дэвид Боуи прославился не только на музыкальной сцене, но и в кино. Самые его известный кинороли - инопланетянин Томас Джером Ньютон в научно-фантастическом фильме «Человек, который упал на Землю», вампир Джон в фильме ужасов «Голод» режиссера Тони Скотта, король гоблинов Джарет в «Лабиринте». Появляется он в роли агента ФБР Филлипа Джеффриса в фильме Дэвида Линча «Твин Пикс: Огонь, иди со мной».

8. Боуи трижды бывал в Москве. Первый раз - весной 1973 года проездом из Японии в Европу, когда он проехал по Советскому Союзу на поезде по Транссибирской магистрали. Второй раз Боуи приехал в Москву в 1976 году вместе с Игги Попом. А третий раз - летом 1996 года с концертом в Государственном Кремлёвском Дворце.

9. «Ханса», маленькая звукозаписывающая студия, в которой Боуи записал «Берлинскую трилогию» - окна студии выходили на Берлинскую Стену - стала туристической достопримечательностью, хотя и продолжает работать как студия: такие группы как Supergrass и Snow Patrol совсем недавно записывали здесь свои альбомы.


10. Идея образа Зигги Стардаста пришла Боуи после того, как он случайно встретился с выдохшейся звездой и кислотником Винсом Тейлором на улице Карнаби-Стрит в Лондоне. Интересно, что обложка альбома была сделана тогда же, на углу улицы Хэддон-Стрит.

11. На написание песни «TVC15» , с альбома «Station To Station» , Боуи вдохновил сон Игги Попа, в котором он видел как его девушку поедает телевизор.

12. Как утверждал сам Боуи, у него был «ужасный случай, связанный с чаем», когда ему было 5 лет. С тех пор он отказывается пить этот напиток.

13. Дэвид Боуи оказал влияние на огромное количество музыкантов. К примеру, фронтмен группы The Killers Брендон Флауэрс сказал о своём кумире следующее:

«Я не мог понять его, пока мне не исполнилось лет 19 или 20, но „Hunky Dory“ изменила мою жизнь. Он расширил границы оставаясь при этом доступным».

14. Леди Гага о Дэвиде Боуи:

«Я воспринимаю Боуи как знаковую фигуру для искусства. Это не только музыка. Это его выступления, его отношение к делу, его взгляд. И это именно то, какой я представляю себе роль артиста».

15. Альбом Боуи 75-го года «Station To Station» был «приправлен» невообразимым количеством кокаина. Как признался Уорен Пис, бэк-вокалист, принимавший участие в записи альбома: «Все ходили под кайфом с цепочками на шее, в которых хранились небольшие дозы».

16. Приблизительно в тоже время Боуи пригласили сняться в фильме «Синяя птица» вместе с Элизабет Тейлор. Но этому было не суждено свершиться. «Фильм откровенное д***мо, так что я отказался от этого предложения» - заявил Боуи в интервью NME в 1975 году.

17. Боуи играет практически на всех инструментах в альбоме «Diamond Dogs» - включая знаменитый гитарный риф «Rebel Rebel».

18. В последнее время Боуи не появлялся на публике, но засветился летом 2009-го на премьере дебютного фильма своего сына «Moon», представленным на кино фестивале «Tribeca Film Festival» в Нью Йорке.

19. Песня «Under Pressure» - совместная работа Боуи и группы Queen - родилась на совместной джем-сессии в студии Боуи в городе Монтрё, Швейцария. Изначально он собирался выступить бэк-вокалистом в другой песни Queen - «Cool Cat».

20. На вершине кокаинового психоза одурманенный наркотиками Боуи, как утверждают, прятал собственную мочу в холодильнике, чтобы её не украл колдун.


21. Правый зрачок Боуи всегда был расширен - это результат драки Боуи с его другом Джорджем Андервудом из-за девушки, состоявшейся ещё в школьные времена.

22. Настоящее имя Дэвида Боуи - Дэвид Роберт Джонс. Он сменил свою фамилию на Боуи, чтобы его не путали с Дэйви Джонсом, знаменитым музыкантом группы The Monkees.

23. Свой творческий псевдоним он взял в честь холодного оружия - боевого ножа Боуи, который в свой черед был назван по имени одного из лидеров «Техасской революции», участника обороны форта Аламо от мексиканцев Джима Боуи (1796–1836). Впервые под именем Дэвид Боуи музыкант выступил почти ровно 50 лет назад - 14 января 1966 года, когда его псевдоним появился на обложке пластинки Can’t Help Thinking About Me.

24. Бэк-вокалистом соул альбома «Young Americans» 1975-го года выступил молодой Лютер Вандросс, ставший позднее одним из самых известных исполнителей 80-х.

25. На выступлении в Осло в 2004-м году Боуи попали в глаз леденцом, брошенным из толпы. Он оставался там, пока один из участников команды не извлёк его. Боуи не прервал выступление.

26. Вопреки распространённому мнению, глаза Боуи не разного цвета. Они создают такое впечатление из-за расширенного зрачка - результата драки.

27. В 2004 году с Дэвидом Боуи случился сердечный приступ, потребовавший хирургического вмешательства. Из-за этого ему пришлось отменить 15 концертов своего наиболее успешного за последние годы тура.

28. Когда Боуи снимался в фильме «Престиж», продюсеры следили, чтобы он путешествовал в синем вертолете. Они слышали, что он откажется путешествовать если его посадят во что-либо другое. Как бы там ни было, когда Боуи увидел усовершенствованный дизайн вертолета, он сказал, что на самом деле ему вообще плевать.


29. Когда Боуи был ещё подростком, у него, как у основателя Ассоцации Предотвращения Насилия Над Длинноволосыми взяла интервью программа BBC. Дэвид пожаловался: «Это не очень приятно, когда люди называют тебя „милашкой“ и всё такое».

30. Боуи играл в Гластонбери дважды. Первый раз в 1971 году, второй раз в 2000-м, и его выступление с тех пор считают одним из самых успешных, которые когда-либо проводил этот фестиваль. Слухи о том, что Боуи должен был выступать там снова в 2010-м, оказались беспочвенными.

31. На этой фотографии 1973-го года Боуи в лондонском ресторане, только что получил шесть дисков от звукозаписывающей компании RCA Records. Удивительно, но в этом году все шесть его альбомов побывали в чартах.


32. Боуи был большим фанатом группы Placebo, он называл их одной из своих самых любимых групп. Также ему нравились Oasis до того, как они распались.

33. Употребление наркотиков Боуи в середине 1970-х, как утверждал он сам, мотивировалось не жаждой наслаждений. «Я не использовал наркотики в гедонистических целях, - объяснил артист в 2000-м году, - Я редко бывал в обществе. Я просто работал. Работал целыми суткам без сна».

34. Пол Уэллер о Боуи:

«Я думаю, он оказал влияние на всех. „Low“ - всегда была моей любимой пластинкой».

35. Кевин Барнер, солист и лидер группы Of Montreal:

«Это единственный в своем роде гений. Совокупность его произведений - это необыкновенный подарок человеческой расе. Мухаммед Али искусства фриков».

36. Эндрю ВанВингарден из группы MGMT:

«Вы можете взять любую песню из любой эры и воплощений Дэвида Боуи, и это не будет звучать устаревшим. Я думаю, в этом он очень хорош».

37. Самые лучшие свои работы Боуи записывал в сотрудничестве с Тони Висконти. Спустя 20 лет Боуи вновь объединился с человеком, который продюсировал его классические пластинки семидесятых, чтобы записать альбомы «Heathen» и «Reality» .

38. Фейковый твиттер-аккаунт Дэвида Боуи был создан в январе 2009-го. Несмотря на то, что в нем содержится всего один твит («Всем привет из снежного Берлина! Работаю над новым материалом!») у этого аккаута больше 40 тысяч подписчиков.

39. «Space Oddity» был большим прорывом для Боуи. Эта легендарная песня была использована компанией BBC при освещении событий, связанных с высодкой на Луну в 1969-м. Боуи тогда была практически неизвестным - песня стала хитом номер 1 в Британии.

40. В 2006 году Боуи объявил, что он «сыт по горло индустрией, и сыт уже достаточно долго». Что не остановило фэнов от спекуляции фактами - несмотря на отсутствие прямых доказательств, многие из них до последнего верили, что Боуи готовит триумфальное возвращение.

41. Фронтмен группы Franz Ferdinand Алекс Капранос был впечатлен встречей со своим кумиром в 2004-м. «Нет личности, которая могла бы хоть сколечко впечатлить меня так же, как Боуи» - сказал он.

42. Последняя роль Боуи была в фильме «Престиж» 2006 года. Взяв на вооружение ужасный европейский акцент, он играл австрийского изобретателя Николу Тесла.

43. Боуи был арестован вместе с Игги Попом за употребление марихуаны. Но их не отправили за решётку.

44. Боуи организовал группу The Hype в 1960-х, где все выходили на сцену в костюме супергероев. Толпа освистывала каждое их выступление, так что им приходилось каждый раз уходить не закончив.

45. Боуи сформировал свою собственню трупу мимов «Feathers» (птицы) в 1969.

46. Боуи озвучил Короля Атлантиса в мультсериале «Спанч Боб».

Последний клип легендарного Дэвида Боуи, представленный накануне смерти музыканта:



Сегодня утром мир облетела печальная новость: на 69-м году жизни скончался один из самых влиятельных музыкантов двадцатого века – Дэвид Боуи . После полуторогодовалого противостояния раку болезнь, всё же, победила. Но миллионы поклонников отказываются верить некрологам: всего пару дней назад, 8 января, на собственный день рождения Дэвид выпустил новый альбом «Blackstar» . Может, это все – хитрый маркетинговый ход гениального Боуи? Ведь он неоднократно «убивал» своих сценических персонажей, чтобы вскоре выйти на сцену в совершенно новом образе. Одно не подлежит сомнению: без этого джентльмена современная поп- и рок-сцена выглядели бы совсем иначе. В память о музыканте предлагаем подборку необычных фактов из жизни этого действительно необычного человека

.

1. Человек-нож и Мик Джаггер


Настоящее имя музыканта – Дэвид Джонс . А Боуи (Bowie) – это название английского охотничьего ножа. Дэвид решил взять псевдоним в 1966 году, чтобы его не путали с известным на тот момент вокалистом Дэйви Джонсом, участником группы The Monkees. При чём тут Мик Джаггер? Просто «джаггер» со староанглийского переводится, как «нож». А юный Дэвид, будучи фанатом The Rolling Stones , позаимствовал идею.

2. Драка с лучшим другом


Кто в подростковом возрасте не ссорится с друзьями? Но не все ссоры оставляют отпечаток на всю жизнь. В 15 лет будущая музыкальная легенда подрался со своим товарищем, Джорджем Андервудом. Конечно же, из-за девушки. Кулак с перстнем Андервуда оказался в левом глазу Дэвида. Травма был столь значительной, что Боуи рисковал ослепнуть. После четырех месяцев операций врачи спасли зрение будущей рок-звезды, но поврежденный глаз потерял восприятие цвета и его зрачок оставался всегда расширенным . Что, в прочем, сделало внешность музыканта ещё более необычной.
Примечательно, что после этой драмы парни помирились и остались друзьями. В будущем художник Андервуд даже сделает иллюстрации для ранних альбомов Боуи. Мальчики есть мальчики.

3. Боуи – «технарь»


Несмотря на рано проявившуюся одарённость в сфере искусств, после школы Дэвид отправился на учёбу в технический колледж Bromley Technical High School , где изучал типографское макетирование и печать. Что вовсе не помешало ему параллельно заниматься музыкой и сколотить собственную группу.

4. Человек на Луне


Боуи стал звездой в 1969 после выхода сингла «Space Oddity» («Странный случай в Космосе»). Тема космических путешествий тогда волновала многих и «инопланетный» образ музыканта выстрелил. Песня «Space Oddity» даже звучала в репортажах BBC о высадке на Луну экипажа Аполлона-11 и полёте Аполлона-13 .


5. Человек, который продал мир

Известная многим песня The Man Who Sold the World в исполнении группы Nirvana на самом деле принадлежит Дэвиду Боуи. В 1970 музыкант в образе Зигги Стардаста выпустил одноименный альбом. Курту Кобейну тогда было 3 года.

6. Звезда, которая боялась летать


Несмотря на стремительный карьерный взлёт и повышенный интерес к космическим просторам, в молодости Боуи боялся летать самолётом. Даже свой первый визит в Россию в 1973 году в ходе Ziggy Stardust Tour музыкант совершил наземным транспортом. А путь был отнюдь не близок: дорога из Йокогамы (Япония) в Москву заняла целых 18 дней.

7. Лунная походка


Для многих это станет открытием, но первым артистом, исполнившим знаменитую «лунную походку» на сцене, был Дэвид Боуи. Необычные движения были частью его перфоманса в турне Diamond Dogs Tour 1974 года. Примечательно, что один из концертов посетил молодой Майкл Джексон , который в поздних интервью рассказал, что его поразило и выступление в целом, и манера музыканта двигаться в частности.

8. «Адольф Гитлер был одной из первых рок-звезд»


Это и подобные высказывания, которые Боуи позволял себе в интервью середины-конца 70-х, стали причиной массы скандалов. Вскоре музыкант начал всячески открещиваться от прежних воззрений, публично брать свои слова обратно и жертвовать деньги фондам борьбы с расизмом. По его признанию, в тот период он был «не в своём уме, совершенно сумасшедший», а виной всему – увлечение Ницше и, конечно же, тяжёлые наркотики. Нужное подчеркнуть.

9. Выдуманный язык


Текст песни Subterraneans из альбома Low (1977) написан на несуществующем языке, выдуманном самим Боуи.

10. 10 групп


За всю карьеру Дэвид Боуи был участником 10 музыкальных групп, а в некоторых попеременно играл на всех инструментах. Вот полный список его команд: The Konrads, The Hooker Brothers, The King Bees, The Manish Boys, The Lower Third, The Buzz, The Riot Squad, The Hype, Tin Machine и Tao Jones Index .

11. Мультиинструменталист


Мало кто знает, что Боуи – не только талантливый поэт и исполнитель, но и музыкант экстра-класса. Он прекрасно играл на множестве инструментов: гитаре, саксофоне, губной гармонике, фортепиано, синтезаторе, меллотроне, стилофоне, ксилофоне, вибрафоне, кото, ударных и перкуссии. И при этом был левшой .


12. Макс Зорин и Джокер


Необычная внешность Боуи и способность с легкостью менять образы обеспечили ему немало предложений сыграть в кино. Особенно злодеев. К примеру, музыканта приглашали на роль Макса Зорин а в бондиане (эпизод «Вид на убийство» , 1985) и рассматривали его на роль Джокера в «Бэтмене» . От первого предложения Дэвид отказался сам, мотивируя, что не желает «тратить пять месяцев, наблюдая, как твой дублёр падает с гор». В итоге роль досталась Кристоферу Уокену . А Джокера сыграл Джек Николсон .

13. Понтий Пилат


Зато мистер Боуи с радостью согласился на неоднозначную роль Понтия Пилата в нашумевшем Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» в 1988 году. Раз уж играть злодеев, так библейских масштабов.

14. Моррисси


Вначале 90-х икона 70-х Боуи дружит с иконой 80-х Моррисси (The Smiths) . Музыканты записывают кавер-версии на песни друг друга, рассыпаются в комплиментах и всячески демонстрируют взаимное восхищение. Но легендарная дружба быстро и некрасиво заканчивается в 1995: Боуи зовёт Моррисси в совместный тур, но в итоге Моз выступает, фактически, на разогреве у Дэвида, пока поклонники ещё не заполняют зал. Требование Боуи заменить музыканта из команды коллеги на собственного становится последней каплей. Под предлогом болезни Моррисси покидает тур и больше никогда не разговаривает с Дэвидом. Спустя несколько лет он лишь вскользь, в свойственной ему колкой манере выскажется насчёт того инцидента: «Боуи был великим артистом в 1973, но не сейчас».

15. Чай


Будучи истинным британцем, Боуи, тем не менее, терпеть не мог чай. После загадочного «инцидента с чаем» в возрасте 5 лет музыкант навсегда невзлюбил этот традиционный напиток.

16. Король, отказавший Королеве


У Боуи есть сын от первого брака. Он унаследовал от отца не только сценическое имя (Данкан Зоуи Хейвуд Джонс так же известен как Зоуи Боуи ), но и талант. Правда, Данкан не певец, он режиссёр. Среди его наиболее известных работ – научно-фантастическая драма «Луна 2112» . Видимо, любовь к космическим путешествиям также передаётся с генами.

19. Иман


В 1992 году скандальная звезда и завидный холостяк Боуи (его первый брак длинною в десять лет завершился в 1980-м) женился во второй раз. Избранницей стала сомалийская модель Иман (Iman) . Чернокожая красавица подарила музыканту дочь, сделала на лодыжке тату с тем самым охотничьим ножом Bowie и была с мужем до конца.

Но король рок-н-ролла не может умереть. Максимум – отправиться назад к холодным звёздам, пока его песни продолжают жить на Земле.
Больше редких снимков Дэвида и других .

18 февраля - 40 дней, как не стало легендарного рокера Дэвида Боуи. В течение полувека его эпатажной карьеры все сходились во мнении: Боуи можно все, ведь он необычный - "вечно молодой", "неутомимый", "фонтанирующий". Таким он и останется, как мальчик-звезда, упавший с неба и вернувшийся обратно. 10 января Дэвид скончался в возрасте 69 лет после мужественной 18-месячной борьбы с раком. HELLO! вспоминает самые интересные моменты из жизни легенды.

За несколько дней до смерти Дэвид Боуи выпустил альбом, который журнал Rolling Stone назвал лучшим из того, что сделал музыкант со времен 70-х годов. Известный британский музыкальный критик Пол Морли сравнил Боуи с поисковой системой Google: Он был порталом, через который вы могли попасть в удивительную, иную Вселенную. Посреди привычной среды, которая во всем ограничивала, его взрывной взгляд на мир и манера доносить его через свою абсолютную индивидуальность давали понять, что все возможно.

Девять альбомов Боуи становились платиновыми, одиннадцать - золотыми, восемь - серебряными. Но все эти цифры и факты меркнут в сравнении с масштабом личности. "Я - простой смертный с задатками супермена", - сказал он как-то о себе. Можно было любить его или не любить, но нельзя было не заметить: Боуи не просто создавал музыку - он ворошил стереотипы, апеллировал к скрытому, задавал неуместные вопросы. Дэвид менял маски, а вместе с ними и личности, отрицая привязанность к одной, данной с рождения, но все равно возвращался к ней - оставляя позади шокирующие эксперименты, сомнительные пробы и наркотические низины, после которых чудом выживал. Возвращался, чтобы однажды уйти тем самым Дэвидом, которым родился, в кругу семьи, в умиротворении. Незадолго до этого он сказал:

С возрастом понимаешь, что все банальности, клише и расхожие мнения верны. Жизнь действительно очень короткая - как об этом и предупреждают с самого начала. И, кажется, в самом деле есть Бог. Потому что если все остальные утверждения верны, то почему я должен не верить и этому?

Поклонники прощаются с кумиром, Лондон, январь 2016 года

Актер от музыки

Все дело в том, что он родился таким. Чрезвычайно активным и артистичным. Еще когда ребенком попал в школьный хор в лондонском пригороде Бромли, где поселилась его семья, педагоги приходили в восторг от музыкальности и экспрессивности мальчика. Он купил пластинки Элвиса Пресли, Литла Ричарда, The Platters и других кумиров и точно понял, куда ему нужно идти. А после того как Дэвид услышал песню Элвиса Tutti Frutti, он сказал: "Я слышал голос Бога".

В этой фразе вся страсть, горячность, максимализм юного Боуи, который, смутно чувствуя собственную гениальность, умел восхищаться другими. Он интересовался современной культурой, жадно искал в ней гения и отдавал должное, когда находил. Энди Уорхол, Жан Кокто, Марсель Дюшан - он преклонялся перед современниками и тонко чувствовал талантливое новаторство не только в музыке, так как был одарен всесторонне. Однако в детстве его занимала только музыка:

Я часто сожалею, что у меня не было обычной подростковой жизни. Я не играл в футбол с ребятами, не кадрил девчонок... Хотите верьте, хотите нет, но мне не хватает этого до сих пор. В этом Дэвид признался гораздо позже. А в далеком 1962-м никто не удивился, когда 15-летний одержимый музыкой мальчик организовал собственную группу. Затем он менял в ней музыкантов, потом он сам менял группы, пока пять лет спустя, в 1967 году, не выпустил собственный альбом David Bowie. Попутно Дэвид изучал драматические искусства под началом известного мима и танцовщика Линдси Кемпа. Именно он научил музыканта работе с образами. Взяв все необходимое из комедии дель арте и пантомимы, Дэвид освоил приемы грима и законы жанров, а остальное прилагалось - бешеная энергия и внутренний непокой. Плюс ко всему - артистичность и редкий природный дар эпатажности. "Я - актер", - говорил он на пике своей славы.

Космическая Одиссея

Наверное, закономерен интерес к теме космоса у тех, кто родился и рос на заре космонавтики. У Дэвида Боуи этот интерес перерос в мироощущение и стал лейтмотивом - звезды и звездная пыль не отпускали его никогда. В 1969 году его песня Space Oddity попала в топ-5 британского хит-парада. В истории астронавта майора Тома, потерявшегося в космосе, конечно же, видели аллюзии на наркотический трип. К этому майору в своем творчестве Боуи возвращался не раз.

Вообще, умение создать персонаж выдавало в нем не только актера, но и драматурга. В 1972-м он назвал себя Зигги Стардастом, пластмассовым рок-певцом с Марса, и требовал больше не упоминать его прежнего имени. Сочинив про Зигги целую историю и посвятив ей альбом, он добился популяризации персонажа, а сам вжился в образ так, что чуть не сошел с ума, как признавался позже. Группа - а все остальные музыканты были объявлены марсианскими пауками - гастролировала в умопомрачительных для того времени костюмах. В 1976-м Боуи придумал Изможденного Белого Герцога - сумасшедшего аристократа, который исполнял песни в белой рубашке, черных брюках и жилете. Он казался почти нормальным, вот только в то время Дэвид серьезно злоупотреблял наркотиками, и тем страшнее был контраст, вложенный в Герцога изначально, - нечто страшное под элегантной маской.

Другой темой Боуи, игра с которой стала непременным атрибутом его публичной жизни, стала сексуальность. В 1970-м вышел третий по счету альбом, на обложке которого Дэвид предстал в женском платье. Для того времени это стало вызовом, а для Боуи - началом игры с андрогинностью и бисексуальностью. В том же году он заявил в интервью о том, что он гей, еще больше шокировав общественность, ведь на тот момент он уже был женат и даже имел полугодовалого сына. Инсинуации на тему сексуальной ориентации продолжались вплоть до 90-х, когда он женился во второй раз. Сам Боуи признавался, что извлек из этого немало выгоды. Люди всегда любили пикантные факты, а Боуи всегда любил манипулировать людьми: "Обожаю тактику шока. По-моему, творчество, которое не шокирует, лишено всякого смысла". Несмотря на всю эпатажность творчества, Боуи относился к нему очень серьезно. Я выпустил несколько шикарных альбомов. Я люблю их. Но я зверею, когда слышу вещи, для которых не выложился на полную катушку.

На полную катушку

История, увы, не нова: рядом с талантливым, потрясающим и прогрессивным явлением очень часто оказывается серьезная зависимость. Дэвид Боуи не был исключением в обширном ряду своих коллег. Я обходился без наркотиков до 1974-го. Не так уж и мало, да? - рассуждал он. - И самое интересное, что все те вещи, которые я делал или когда-либо пытался делать, заинтересовали меня задолго до того, как я увлекся кокаином. Так что наркотики никак не изменили мою жизнь. Хотя они мне помогли проникнуть в темные углы сознания. Однако наряду с этим он вспоминал, как был временами в одном шаге от смерти и приходилось просить о помощи. В конце 70-х он лечился от наркозависимости и преодолел ее. Путь крайностей и порока был намеренно выбранной им стезей и оставался таковой еще долго. Наркотики, беспорядочная жизнь, безответственность - на все это он шел сознательно: Я жаждал попробовать все - от опиума до чего угодно, и, мне кажется, я переделал в жизни все возможное. Я бросался в какие угодно дебри всего лишь ради эксперимента и бравады, просто чтобы посмотреть, что случится, но в конечном счете это все был не я настоящий.

Он настоящий

Не хочется впадать в лирику, рассказывая о силе любви и многовековых ценностей. Но тем не менее качественно новый и в чем-то спасительный этап в жизни Дэвида Боуи начался после вступления во второй брак. Первый у музыканта случился в 1970-м, и можно представить, насколько невероятно было вообще сохранить его даже десять лет - столько продлился союз с Анджелой Барнетт, в результате которого родился сын Зоуи.

Дэвид Боуи с первой женой Анджелой Барнетт

Второй раз Дэвид женился в 1992-м на сомалийской модели Иман. Они познакомились в 1990-м, в правильный момент, как отмечал позже музыкант: Я только начинал находить свою жизнь по-настоящему приятной и очень хотел разделить с кем-то это чувство, а еще хотелось, чтобы это был всего лишь один человек. Между ними моментально возникла ясность и взаимность, как бывает только при судьбоносных встречах. Боуи признавался, что имена для детей выбрал уже в первый вечер. Это было делом одной ночи - все понять, - вспоминал Боуи. - Мы просто решили, что стоит подождать пару лет, чтобы убедиться, что мы не ошибаемся.

Через пару лет они поженились в Швейцарии и уже не расставались. В 2000-м Иман родила дочь Александрию Захру. Иман было 45, а Дэвиду - 53. Неудивительно, что малышка стала любимицей родителей. Музыкант признавался, что без ума от простых родительских радостей типа чтения сказки на ночь, прогулки с дочерью за руку. Нет, он не стал сентиментальным пенсионером, променявшим сцену на камин и тапочки, - он продолжал выступать, записывать новую музыку, сниматься в кино, участвовать в музыкальных проектах; просто он открыл источник счастья и даже вдохновения. Например, Боуи создал радиостанцию для детей, плей-лист для которой составлял сам.

Кликните на фото для просмотра галереи Дэвид Боуи со второй женой Иман

Не так давно Дэвид Боуи заявил, что считает себя в полной мере счастливым человеком. Он сделал все, что хотел, в музыке, обрел семью, принял мир и полюбил его таким, какой он есть. А еще оставил после себя жизнь, прожитую ярко, талантливо и смело. А сам наверняка отправился в космос. Куда еще мог уйти Зигги Стардаст?