Развитие моторики задания для 4 лет. Список литературных источников. Ласковые игры для пальцев

В этой статье:

Развивающие занятия для детей в дошкольном возрасте с целью полноценной их подготовки к школе в наше время более чем актуальны. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок показывал высокий уровень мышления, был внимательным, имел отличное воображение и, конечно, правильно и связно говорил – словом, был интеллектуально развит.

Огромное влияние на уровень развития интеллектуальных способностей оказывает мелкая моторика, правильно сформированная в возрасте 3-4 лет и совершенствуемая в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Что такое моторика и на что она влияет?

Руки, вернее, те движения, в которых они принимают участие, важны на каждом этапе жизни ребенка. Почему же так важно развивать мелкую моторику пальцев именно в возрасте 3-4 лет? Дело в том, что в этот период (до 9 лет) кора больших полушарий лишь формируется, и правильное развитие малыша поможет улучшить следующие его важные качества:

Мелкая моторика рук влияет на развитие высших психических функций ребенка. Развитие способности точно управлять руками и пальцами поможет детям в дальнейшем правильно и быстро обслуживать себя, рисовать, чертить, писать и совершать еще целый ряд действий, без которых сложно представить жизнь современного человека.

Когда говорят, что мышление ребенка расположено на кончиках его пальцев, совсем не преувеличивают. Многочисленные исследования доказали связь моторики с мышлением, но в случаях с детьми 3-4 лет руки - это еще и их «глаза».
Ведь малыши в этом возрасте мыслят эмоциями, чувствами. Чем более они развиты, тем ярче представления малыша об окружающем мире и тем проще ему будет найти в нем свое место.

Рассмотрим интересные и полезные игры для малышей 3-4 лет, с помощью которых можно будет развивать мелкую моторику рук.

«Веселые ручонки»

Играя в эту игру, малыш сможет улучшить чувствительность пальчиков и стимулировать развитие мелкой моторики.

Правила игры очень простые. Вам нужно будет познакомить кроху с каждым из его пальчиков, придумывая ему имя. Обыграйте знакомство: пусть каждый пальчик поздоровается с другим, касаясь подушечками друг друга, после чего попрощается. Попросите кроху сложить ладошки и потереть подушечками пальцев, после чего можно попробовать покрутить карандаш двумя пальцами и между ладошками.

Также можно предложить крохе поиграть с крышками на бутылках. Пусть откручивает и закручивает их снова, меняя местами, сортируя по цвету. Как вариант развлечения для шаловливых ручонок можно предложить крохи поиграть фасолью или горохом. Пусть складывает их в разные емкости, сортирует, просто перебирает в пальчиках или постарается найти предварительно спрятанные в куче гороха или фасоли мелкие игрушки (те же крышки от бутылок, прищепки и пр.).

Если ручки ребенка все еще не наигрались, можно предложить ему потрогать шершавую поверхность наждачной бумаги, полопать воздушные пузыри упаковочной пленки (любимое занятие даже для взрослых) или покатать мелкие шарики по ровной поверхности - такие простые действия также помогут развитию моторики у малышей 3-4 лет.

Игра со шнурками

Просто отличная игра как для развития моторики, так и для обучения крохи завязыванию шнурков. Только представьте себе, как будет гордиться малыш, когда в детском саду сможет продемонстрировать свои умения воспитателю и другим деткам с любимыми словами детей этого возраста: «Я сам!».

Уметь завязывать шнурки в 3-4 года умеют далеко не все малыши, поэтому те, кто научится этому непростому, но интересному делу, будут чувствовать себя настоящими героями.

Как научить детей 3-4 лет управляться со шнурками? Самый простой и доступный способ - поупражняться на старых ботиночках, причем, чтобы крохе было интереснее, можно надеть их на ноги или лапы его любимой игрушки.

Также в процесс смогут внести разнообразие специальные игрушки-шнуровки в виде машины, поезда, тех же ботинок, бабочек, собак и прочих героев сказок и мультфильмов, элементы которых скреплены с помощью шнурков. Играя с ними, малыш сможет научиться не только завязывать шнурки, но и правильно шнуровать детали.

Пальчиковые художества

Развитие творческого воображения и моторики пальцев у детей 3-4 лет ускорят пальчиковые краски. Малыши очень любят рисовать не кисточками, а руками – так почему бы не дать им такую возможность, когда для этого есть даже специальные краски!

Покажите малышу, какие интересные рисунки можно делать с помощью пальчиков и целых ладошек на обычном ватмане, поиграйте с ним в веселую игру: кто оставит больше отпечатков. Следите за тем, чтобы кроха играл весело и в то же время не баловался, а действительно выполнял задание.

Самые удачные «шедевры» совместного творчества не забудьте подарить родственникам или развесить в красивых рамках в комнате малыша!

«Рваное творчество»

Еще один вариант для маленьких создателей прекрасного - рваные картинки. Это занятие оценит каждый ребенок в возрасте 3-4 лет, ведь рвать цветную бумагу на кусочки – это так весело и необычно! В процессе игры малыши, помимо моторики, смогут ускорить развитие творческого воображения, научатся воспринимать картинку целостно.

Итак, для игры вам понадобится

цветная бумага, а также старые газеты и журналы. Играть очень просто. Сначала вместе с малышом порвите несколько страниц журнала и листов цветной бумаги на мелкие кусочки. Затем нарисуйте на картоне контур какого-либо предмета или сказочного героя и предложите малышу «закрасить» его с помощью кусочков приготовленной бумаги, используя клей-карандаш. Получится очень необычно, стильно и красиво. Готовый шедевр не забудьте также повесить на стену в комнате.

Кстати, еще один вариант использования старых газет и журналов - это «палка-шуршалка». Предложите малышу порвать страницы ненужных изданий на определенной толщины длинные полоски, после чего наклейте их на палку. И вот палка-шуршалка - предмет гордости детей 3-4 лет – готова, можно идти с ней на улицу и удивлять прохожих!

Украшаем елку: новогоднее занятие

Эта игра для детей 3-4 лет станет особенно актуальной в преддверии новогодних праздников. Вместо того чтобы в очередной раз украшать елку, как обычно, стеклянными и пластиковыми игрушками, пофантазируйте и вместе с малышом сделайте для нее украшения своими руками. Например, это могут быть забавные яркие флажки, которые легко сделать,

свернув лист цветной бумаги пополам и закрепив на прочной нити в ветвях дерева.

Отличная идея - это бусы, которые делал каждый из взрослых на уроках труда в своем детстве. Речь идет о колечках из цветной бумаги, которые продеваются друг в друга и склеиваются. Такими бусами можно украшать не только елку, но и всю квартиру. В процессе создания бус малыш не только поработает над моторики рук, но и сможет развить в себе такие важные качества, как усидчивость и терпение.

Кстати, дополнительное задание, когда праздники закончатся, - дружный сбор конфетти с пола. Отличный способ тренировки мелкой моторики рук у детей!

Оригами для малышей

Дети просто обожают играть необычными игрушками, особенно если сделаны они были их руками. Приобщите малыша к японскому творчеству и научите его делать самые простые образцы оригами. Для этого вам понадобятся:



Попробуйте вместе с малышом сложить лодочку, лягушку, трубочку, используя технику оригами, затем украсьте готовые поделки, разрисовав их фломастерами или красками, и обязательно поиграйте с новыми игрушками, придумывая им роли.

Из бумаги можно делать самые разные вещи и поделки, особенно когда за окном плохая погода и ребенку совсем нечем заняться дома.

Подарки на праздники

Известно, что самые дорогие подарки для взрослых - те, что сделали для них дети своими руками. Скоро 8 марта или день рождения у бабушки? Предложите крохе 3-4 лет сделать для виновницы торжества подарок своими руками.

Например, вместе поработайте над созданием изящного и эксклюзивного веера, который очень просто будет сложить из двухсторонней цветной бумаги. Чтобы веер стал особенным, вместе с малышом декорируйте его аппликацией или даже бисером, приклейте скотчем петлю для руки – и подарок готов!

Как вариант, также можно предложить малышу сделать для именинницы красивое украшение из бусин и плотной лески. Подсказывайте крохе, в каком порядке лучше нанизывать бусины, а все остальное пусть он попробует сделать сам.

«Кто где живет?»

Интересная и забавная игра для самых маленьких, стимулирующая развитие мелкой моторики рук. Дети в 3-4 года интересуются животными, искренне волнуются, чтобы у каждого из них был свой домик. Обыграйте эту заинтересованность.

Нарисуйте на бумаге знакомых малышу животных и их домики. Предложите крохе следующий сценарий игры: кошка хочет съесть мышку. Что нужно сделать, чтобы спасти мышку? Заштриховать ее домик так, чтобы кошка ее не заметила. Таким же образом можно спасать зайца от лисы, олененка от волка и так далее. Будет здорово, если малыш проявит старание и терпение и заштрихует домики ровными, распложенными на одном расстоянии друг от друга штрихами.

Со временем в игру можно будет вносить изменения, предлагая крохе заштриховать самые разные рисунки, используя цветные карандаши.

«Создаем облака»

В процессе этой игры можно будет научить детей правильно штриховать на бумаге, контролируя нажим на карандаш. Вам понадобится следующий инвентарь: два изображенных на бумаге самолета или птицы, вокруг которых будет два облака: темное и светлое.

Темное облако - сильный нажим карандаша, светлое - легкий. Расскажите малышу, почему облака бывают темные и светлые, покажите, что за темным облаком самолета или птицы почти не видно, а светлое его практически не скрывает.

Закрепляя навыки контроля нажима карандаша во время штрихования, можно предложить малышу нарисовать волны на озере или море, мелкий дождик и ливень. Когда рисунки будут готовы, так же как и в случае с поделками из бумаги, обыграйте их в импровизированной сценке, давая малышу возможность сыграть свою роль.

«Запутанные дорожки»

Очень простая и в то же время интересная игра. Суть ее заключается в следующем: на листе бумаги взрослый рисует животных и подходящие для них домики, после чего запутывает дорожки к ним и

предлагает малышу распутать «клубок» – привести каждого героя к своему домику.

В игру можно вносить разнообразие, меняя ее героев. Так, например, мальчику 3-4 лет будет интересно по извилистой дорожке довести до своего гаража машину, а девочкам - подобрать подходящее для каждой принцессы платье на бал.

Сначала малыш может проводить по дорожкам карандашом в поисках правильного пути, но лучше, чтобы он делал это пальчиком.

Лепка из пластилина

Речь идет о поделках из пластилина, фантазировать на тему которых можно бесконечно. Выбирайте для малыша самый яркий и мягкий пластилин, с которым ему будет легко и интересно работать. Для самых маленьких деток, которым только исполнилось 3 года, можно делать небольшие заготовки из пластилина - отдельные части поделки, которые он будет слеплять или наклеивать на картон (доску).

Деткам постарше можно предложить лепить фигурки самостоятельно, разбивая процесс на несколько этапов и показывая образец. Пластилиновые поделки могут быть

самыми разными, начиная от простых колобков и бубликов и заканчивая оригинальными вазами, декорированными:

  • гречкой;
  • пшеном;
  • фасолью;
  • ракушками;
  • пуговицами и пр.

Кстати, такие вазы делать совсем несложно. Достаточно будет облепить «каркас» (банку, бутылку или стакан) пластилином, после чего украсить его подходящим декором. Естественно, что лепить можно не только из пластилина, но и из глины или соленого теста. Прелесть поделок из этих материалов заключается в том, что их можно обжечь в духовке, раскрасить, покрыть лаком и сохранить на память.

«Не намочим ножки!»

Очень забавная и необычная игра, позволяющая развивать координацию движений. Необходимо нарисовать кружки, которые будут расположены максимально близко друг к другу, по извилистой кривой. Предложите ребенку «прыгать по кочкам» карандашом или пальчиком, представляя, что он переходит через речку или болото. Нужно будет «перепрыгивать с кочки на кочку» быстро и ловко, не попадая в промежутки, чтобы не «промочить ноги».

На эту тему можно фантазировать, предлагая малышу таким образом перевести на другой берег реки зайца, щенка, котенка, время от времени внося изменения в маршрут, дорисовывая «кочки».

«Лес на бумаге»

Играя в «лес на бумаге» с малышом 3-4 лет, можно будет улучшить его творческое воображение, поработать над развитием точности движений. Для игры понадобятся цветные карандаши, ватман и набор фигурок животных и птиц.

Начинается игра с устройства леса. На ватман клеятся заготовки деревьев, кустов, готового леса (можно просто нарисовать), трава, цветы, грибы. Когда лес будет готов, можно будет предложить малышу по заранее нарисованными тропинкам провести животных к своим домикам. Такой «лес» - огромное поле для фантазии. Обыгрывать его можно как угодно, придумывая разные сценки, диалоги между животными, погони и игры.

Играть в бумажный лес можно несколько дней подряд, а когда занятие надоест малышу, обновить ватман новыми деталями, дорисовав, например, ранее отрепетированные заштрихованные темные облака, из которых вот-вот пойдет дождь, от которого зверям нужно спрятаться под деревьями или в норках, и так далее. Придумывайте разные истории про ваш волшебный лес и обыгрывайте их вместе с малышом.

Эффективная методика развития мелкой моторики

Если самостоятельно развивать мелкую моторику у ребенка нет времени либо не удается найти контакт с ребенком, увлечь его играми и упражнениями, то можно обратиться к специалистам. Многие из них работают по следующей методике, которая состоит из нескольких этапов:

  • установка эмоционального контакта;
  • массаж рук;
  • массаж лица;
  • артикуляционная гимнастика;
  • игры и упражнения.

Подробнее о каждом из этапов.

На первом этапе педагог пытается вызвать позитивный эмоциональный настрой у ребенка, таким образом подготавливая его к работе. Малышу предлагают погладить себя по голове со словами похвалы в свой адрес. Тактильные движения такого рода также активизируют внимание детей.

На втором этапе проводится подготовительный массаж рук, в процессе которого ладошки ребенка растирают, постепенно увеличивая усилия, используя сначала руки, а затем карандаш.

На третьем этапе малышу массажируют легкими движениями части лица: ушки, лоб, носик, щеки.

Артикуляционная гимнастика - это следующий, четвертый этап, на котором можно будет поработать над формированием правильного произношения. Ребенку нужно будет предложить поработать язычком, чтобы «испечь пирог». Сначала малыш должен будет представить, что он насыпает муку язычком, потом ее размешивает, после чего раскатывает готовое тесто (прикусывает язык), готовит пирожки (касается языком щек) и ест (круговые движения губами).

На последнем этапе специалист играет с малышом в игры и занимается упражнениями, позволяющими улучшить мелкую моторику.

Очень важно, чтобы в процессе работы с малышом все действия осуществлялись именно в такой последовательности. Заниматься с крохой 3-4 лет нужно в течение 10-12 минут каждый день перед обедом.

Заключение

Выполняя всевозможные движения пальчиками, малыши 3-4 лет активно развивают мелкую моторику рук, что впоследствии положительным образом сказывается на их речи и успеваемости в школе. Усложнять игры и упражнения для ребенка нужно постепенно, по мере того как его моторные навыки будут совершенствоваться, в противном же случае кроха быстро потеряет интерес к процессу.

Главный секрет эффективности занятий, направленных на

улучшение мелкой моторики у детей, - это индивидуально разработанная программа для каждого малыша, с учетом не только его возраста, но и особенностей характера, состояния здоровья.

Очень важно, чтобы в процессе работы атмосфера была доброжелательная и эмоционально-насыщенная, располагающая малышей к совместному творчеству со взрослыми. Ребенок должен чувствовать желание играть, творить, изобретать, подражая взрослому.

Малыши, с которыми с 3-4 лет занимались развитием мелкой моторики пальцев, к старшему дошкольному возрасту демонстрируют отличные показатели ловкости, внимания, точности движений. Они терпеливы, усидчивы, умеют фантазировать и не боятся проявлять себя в творчестве.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились…По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений связанных с руками:«Мастер на все руки», «Золотые руки», Рукой подать», «Как рукой сняло».

Поэтому одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её « святая святых» — мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов, взаимосвязь мозга и руки- аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной.

Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. А речь-один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка.

Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребёнок либо вообще не разговаривает, либо плохо, либо разговаривает, но с определёнными ошибками (фонетического и лексико-грамматического строя речи). Эти отрицательно влияет на формирование его компонентов речевой функциональной системы и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.

Чтобы у вашего ребёнка не было таких затруднений, мы бы хотели предложить следующий комплекс игр и упражнений, направленный на развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет (вне занятия).

Данная методика состоит из пяти этапов.

1. Подготовительный – направлен на установление эмоционально-политического настроя., повышение самооценки ребенка.

2. Самомассаж кистей и пальцев . Он оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук.

3. Массаж лица. Во-первых, он выполняет релаксационную функцию, снимает напряжение, а во-вторых, развлекательную – создает благоприятную атмосферу.

4. Артикуляционная гимнастика «Испеки пирожок». Данные упражнения играют важную роль в формировании правильного произношения звуков.

5. Упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики .

Вначале мы с детьми устанавливаем эмоционально-положительный настрой (это подготовительный этап), тем самым повышая самооценку ребёнка. Каждый ребёнок гладит себя по голове и говорит, какой он хороший, добрый, умный. Тем самым мы выполняем и тактильное упражнение – прикосновение, активизируем внимание детей. Следующим шагом в нашей методике (2 этап) самомассаж кистей и пальцев рук:

— растирание ладоней, руки становятся тёплыми;

— массаж ладонных поверхностей, надавливание сильно сжатымичетырьмя пальцами одной руки на основании пальцев другой руки,затем положение рук меняется;

— растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий;

— растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Третий этап массажлица. Массируем лоб, щёки, ушки, носик.

Четвёртый этап — артикуляционная гимнастика. Она играет важную роль в формировании правильного произношения звуков. Данные упражнения понятны ребёнку и доступны. Мы выполняем с детьми упражнения в комплексе. Комплекс называется «испеки пирожок».

— Насыпаем муку – работаем язычком;

— Размешиваем – болтушка;

— Раскатываем тесто — кусаем язычок;

— Мнём пирожки — укол язычком в щёку;

— Поставим в печь — греем пирожок;

— Поставили стынуть — дуем на пирожок;

— Съели пирожок – круговые движения губами.

Пятый этап – идут упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики в стихотворной форме. Начинаем с самых простых, заканчиваем самыми сложными.

Все этапы проходят постепенно. Сначала учатся делать самомассаж пальцев и кистей рук, затем делать массаж лица, потом артикуляционную гимнастику « Испеки пирожок», а уже потом упражнения в стихотворной форме.

Данная методика должна осуществляться при следующих условиях:

— комплексное воздействие;

определенная последовательность;

— систематическое, ежедневное проведение с детьми комплекса, с учетом их возрастных особенностей;

— постоянное поддержание интереса к занятиям, с их усложнением.

Нам хотелось бы, чтобы мы не только развивали мелкую пальцевую моторику, но и чтобы эти упражнения выполняли следующие функции:

— развлекательную — создавать благоприятную атмосферу;

— релаксационную – снимать напряжение;

— коммуникативную – объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

— воспитательную — формировать моральные и нравственные качества;

— обучающую — давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;

— развивающую — , память, мышление;

— коррекционную — «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребёнка;

— профилактическую – предупреждать появление психосоматических заболеваний;

— лечебную — способствовать выздоровлению.

Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно по 10-12 минут.

Общая сумма времени комплекса для развития пальцевой моторики составляет 10-12 мин. Упражнения проводятся или перед обедом, или перед ужином. Тем самым 1раз в день этот комплекс обязательно проводится.

Помимо этого комплекса, уделяем внимание и различным играм:

— «Золушка» (дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки);

— « Угадай на ощупь» (различные овощи и фрукты в мешочке);

— «Из чего предмет» (определи материал предмета);

— « Найди такой же»;

— «Чудесный мешочек»;

— « Строим забор» (игры со счётными палочками);

— «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками;

— «Шнуровки»;

«Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями);

— рисование на песке.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно происходить постепенно.

Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку. Объединяя детей в группы, надо дифференцировать не сами приемы, а скорее требования к выполнению задания каждым ребенком.

Необходимым условием работы является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций, картинок из детских книг.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость . Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию.

воспитатель первой квалификационной категории,

Годкова Наталья Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад № 116», г. Рязань, Россия.

Статья размещена в автрской редакции

Средства развития мелкой моторики у детей

дошкольного возраста

По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и её святая-святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

Ощупывание (обхват, отирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаик, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию — осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) — исследуют.

Поглаживание дает возможность определить свойства поверхности. Кончиками пальцев можно распознать не только гладкость-шероховатость, и сорт материала, например, на ощупь определить какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными,слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Например, «Липкие пальчики», «Трудолюбивые пальчики», «Улей», «Капустка», «Домик», «Замок», «Пять пальцев», «Повстречались», «Раз, два, три, четыре, пять», «Лодочка», «Коза и козленок». В средних группах можно использовать «Мытьё рук», «Рисование в воздухе кистями и пальцами рук», «Радужные брызги», «Лепим умелую и уверенную руку».

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. рисовании, аппликации, работе с ножницами, конструировании, мозаике, лепке). Таким образом развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования. Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, карандашами, а старшим детям – мелками потоньше. Также использовать различные материалы, которые стимулируют тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисти рук, заставляя напрягаться и расслабляться.

Для того чтобы тренировать сноровку и подвижность кистей рук, эффективны игры для пальцев с пением. Например, «Что такое большой палец?», «Большой палец встречает большой палец». Хорошо известно, что упражнения для пальцев стимулируют также языковое развитие. Чтобы помочь детям узнать свои руки, можно обвести одну из рук по контуру на бумаги и затем назвать пальцы на рисунке. Ребёнок может также сделать отпечатки своей кисти с помощью краски или в гипсе. Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами.

Очень полезны игры с мячом, который полезен для стимулирования развития кистей рук. Дети могут, например, сесть в круг и бросать мяч друг другу, называя свои имена, части тела или что-нибудь подобное; бросать мяч в стену; играть в мяч парами; кидать мяч друг другу; играть одновременно с двумя или тремя мячами; много раз подбрасывать мяч в воздух и ловить его, не давая ему упасть.

Особое место отводится такой работе, как штриховка. Вначале для штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами и

лекала. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнами и круговыми линиями, полуовалами, петлями.

Дети очень любят играть в «Теневой театр» (при складывании пальцев определённым образом на стене можно получить изображения различных животных). Для этого необходимо простое оборудование: экран или стена, настольная лампа (источник света).

Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста может осуществляться как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогают детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений. Для того, чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы: пальчиковая гимнастика; показ при помощи рук различных изображений «очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок; конструирование из счетных палочек; лепка из соленого теста и теплого воска; обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.).

Восторг вызывает у детей создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелки кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации («радуга»); сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомконого листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации). Нравится детям и выполнение аппликации из природного материала (семян, яичной скорлупы и т.п.); выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных изображений (декоративных узоров, геометрических фигур, букв и т.п.); набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов можно использовать цветные пластиковые ёмкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1 х 1 см.

Кроме того, интересно детям нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску; создание на ткани изображений и узоров из цветных нитей; сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок; завязывание бантов и узлов различной конфигурации; перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.д.).

Во время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. А чтобы деятельность была успешной, необходимо подкреплять интерес к игре.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу — с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь.

В интересах самого ребёнка начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, выполнять их по этапам совместно, не забывать хвалить ребенка.

Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»)

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?».

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: „Кыш!“.

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

»Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир «руками» не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить «игру-шнуровку» - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска сыра» или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать «совсем как мама».

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Развитие общей моторики

Упражнения на повышение уровня активации.

Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.

1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.

3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

4. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

6. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

1. «Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

2. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.

3. И.п. - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.

4. «Снеговик». Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант «растаять», начиная с ног.

5. «Дерево». Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, «дерево тянется к солнышку». Oт сильного порыва ветра «дерево» должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

7. «Кощей бессмертный». Исходное положение - сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

8. «Марионетки». Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.

9. «Кулачки». Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

10. «Яйцо». Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в «яйце» и крепко держит края простыни над головой «цыпленка», начиная при этом раскачивать «яйцо» из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления. Затем «цыпленок» должен «вылупиться из скорлупы», активно работая головой, локтями и пытаясь распрямить все тело. Ведущий при этом в течение 1-2 минут удерживает ребенка в «яйце».

Упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

1. «Бревнышко». Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. «Колобок». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. «Письмо в воздухе». И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, «зеркальном» написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

5. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна
рука сжимается, другая одновременно разжимается). При хорошем усвоении этого упражнения можно добавить сюда движения языка и глаз в различных сочетаниях.

6. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях.

7. И п. - сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак - ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак - ребро - ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения.

8. И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.

9. И.п. - лежа на спине. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх перед собой. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху «ползет» по другой руке), а ноги с другой стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную сторону.

10. И.п. - лежа на спине. Ноги прямые, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или во внутрь), кладется на пол. Возвращается в исходное положение. То же - с другой ногой. Затем работают две ноги одновременно.

11. И.п. - сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная «сарделька»). Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его ловит, при этом двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой.

12. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

13. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

14. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).

15. Ползанье на спине без помощи рук и ног («Червячок»).

16. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ре
бенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ошущение положения своего тела в пространстве.

17. Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног при ползанье на четвереньках.

18. «Паучок». Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

19. «Слоник». Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.

20. «Гусята». Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

21. Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.

22. И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.

23. И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.

24. И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.

25. «Ласточка». И.П. - стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу, туловище наклонено вперед, руки в стороны. То же с закрытыми глазами. Сменить ногу.

26. «Бревнышко» по стене. И.п. - стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.

27. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево. То же приставным шагом - двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам). Затем разноименные рука и нога. То же скрестным шагом с перекрестом рук (двигаются одноименные рука и нога).

28. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»).

Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести «запрещаемые движения» (какое-то движение повторять нельзя), либо «замену движений» (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть).

Упражнения для развития пространственных представлений.

1. «38 попугаев». Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).

2. «Маркеры». Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п.

3. Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: «вверх» - прыжок, «вниз» - присесть, «вправо» - прыжок с разворотом направо, «влево» - прыжок с разворотом налево.

4. «Зеркало». Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.

5. «Телевизор». Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).

6. «Найди клад». В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: «сделай два шага вперед, один направо...» и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.

7. Графические диктанты на листочках в клеточку.

8. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.

9. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)

10. Педагог рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.

Групповые игры.

1. Любые игры по типу «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри».

2. «Ритм по кругу». Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против).

Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды „Стоп“. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко».

3. «Слепой скульптор». Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это - натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и «слепить» из другого ребенка точно такую же (не зеркальную). Затем можно увеличивать число натурщиков (составлять скульптурные группы из двух - трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы «скульптор» с открытыми глазами мог поправить допущенные ошибки.

4. «Зоопарк». Ребенок изображает различных животных или птиц. Остальные члены группы должны отгадать изображае мое животное.

5. Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе.

6. «Ладушки». Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук «смотрят» на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками.
И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.

7. Этюды по «Согласованным действиям»: пилка дров, гребля, перемотка ниток, перетягивание каната, игра в воображаемый мячик и т. д. Детям необходимо постоянно помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения движений. Данные этюды отрабатываются сначала парами, затем всей группой.

8. «Хлопки». Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

9. «Канон». Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый сигнал (по договоренности), первый ребенок поднимает правую руку. На второй сигнал второй ребенок поднимает левую руку, на третий - третий поднимает правую и т. д. Затем аналогично руки опускаются вниз.

10. «Передай мяч». Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу меж ду ногами и т. д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный.

11. «Паровоз». Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.

По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего.

Усложнение упражнения: дети становятся друг за другом на четвереньки, держа того, кто впереди, за щиколотки. Двигается одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога. «Головной» сначала дает команды вслух, затем продолжает движение молча. Выигрывает та команда, чьи движения были более согласованными.

12. Показ стихов. Участник группы показывает в пантомиме известное стихотворение или басню, остальные должны отгадать название произведения.

13. Дети разбиваются на две команды. Первый ребенок с закрытыми глазами ощупывает предложенный ему предмет или слово из нескольких букв (используются буквы от детской магнитной азбуки). Затем с помощью пантомимы показывает следующему члену команды, какой предмет ему предъявили. Следующий ребенок называет данный предмет третьему члену команды, тот опять показывает его с помощью пантомимы