Развивающая среда для 1 мл группы

МБДОУ детский сад «Малышок» Проект Тема: «Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС »

Подготовила : воспитатель Белокур Л.Н

Сл. Родионово-Несветайская



«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка»

(С.Л. Новоселова).

Визитная карточка проекта

Методическая тема проекта : «Организация предметно-развивающей

среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС »

Творческое название проекта : «Создание предметно-развивающей

среды в 1 –ой младшей группе МБДОУ д/с «Малышок»

Девиз проекта : «На развитие личности ребенка влияет не только

наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда,

в которой пребывает ребенок»

Тип проекта: информационно-исследовательский, практико - информационный, ориентированный, познавательно- творческий.

Вид проекта : внутренний, групповой, межпредметный, долгосрочный.

По колличеству участников : коллективный

Участники проекта : администрация, педагоги, родители, дети.

Предмет проека : совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе

Продукт проектной деятельности : оформление предметно-развивающей среды в

1-ой младшей группе ДОУ

Продолжительность проекта: годовой.

Обеспечение проекта : материально-техническое; учебно-методическое оснащение;

информационное обеспечение

Тематическое поле: в 1-ой младшей группе ДОУ

Место проведения: Сл.Родионово-Несветайская, МБДОУ д/с «Малышок»



«Что такое предметно-развивающая среда?»

Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально - бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ . Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности.

Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе.



Этапы реализации проекта

1. Организационно-подготовительный этап:

3.Заключительный этап :

2. Организационно-подготовительный этап:

Изучение методической литературы по данной теме.

Подведение итогов.

Формирование проблемы, цели, задач проекта.

Оформление материалов по проекту.

Создание презентации.



1. Организационно-подготовительный этап

  • Изучить нормативно –правовые основы принципов построения предметно- развивающей среды группы в соответствии с новыми требованиями.
  • Постановка цели проекта, определение задач, составление модели предметно-развивающей среды группы.
  • Изучение особенностей групповой комнаты, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
  • Изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.
  • Заинтересовать родителей в организации предметно- развивающейся среды.


  • Детская деятельность не может быть полноценной на чистом вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия и агрессия.
  • Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДОУ.


Материально-технические ресурсы

(необходимые для выполнения проекта):

  • подбор художественной и методической литературы,
  • подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • подготовка материала для продуктивной деятельности,
  • дидактические, сюжетно-ролевые игры,
  • выставки творческих работ детей совместно с родителями
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты)
  • использование интерактивных технологий (проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
  • Материалы Интернет.


Нормативно-правовая основа

регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды :

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012)
  • «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13(Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564
  • Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N 30384
  • Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений
  • Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
  • Перспективный план работы по организации воспитательно-образовательной деятельности группы


Цель проекта:

Создание предметно-развивающейся среды с учётом требований ФГОС ДО и программы «Детство», с целью создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ



Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.



Планируемый результат

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.

Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени.

Возрастет интерес родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе.



  • Информативность
  • Вариативность
  • Полифункциональность
  • Трансформируемость
  • Интеграция образовательных областей
  • Учет полоролевой специфики


Стратегия и тактика построения развивающей среды в группе

определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.

Основные составляющие при создании ПРС в группе

1. Пространство

3. Предметное окружение



  • Реализуемой в ДОУ образовательной программы;
  • Требования нормативных документов;
  • Материальных и архитектурно-пространственных условий;
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • Общих принципов построения предметно-пространственной среды
  • Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.




  • Информативность
  • Вариативность
  • Полифункциональность
  • Педагогическая целесообразность
  • Трансформируемость
  • Интеграция образовательных областей
  • Учет полоролевой специфики
  • Учет ЗБР (зоны ближайшего развития).


Функциональные требования

  • Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной

и организационной вариативности дошкольного образования

  • Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка свободного развития его

личности в современном обществе и государстве.

  • Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях
  • Функция вариативности дошкольного образования.
  • Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.
  • Критериально-оценочная функция


  • Сообразность педагогической ценности,
  • Соответствие реализации образовательных областей,
  • Гендерная принадлежность,
  • Соответствие развивающей функции,
  • Качественные характеристики игр и игрушек,
  • Учёт основной формы работы с детьми,
  • Продуктивная деятельность,
  • Познавательно – исследовательская направленность,
  • Стимулирование двигательной активности
  • Региональность
  • Оптимальность,
  • Сертифицированность,
  • Интегративность,


  • Технология личностно-ориентированного образования
  • Игровые технологии
  • Развивающее обучение
  • Проектные методы обучения
  • Исследовательские методы
  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Технология моделирования
  • Здоровьесберегаюшиие технологиии


Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС:

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН, ФГОС ДО
  • Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.



2. Внедренческий (Основной) этап

Особенности организации предметно- развивающей среды в группе

Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности.

Развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.

Участие педагогов, детей и родителей в преобразовании предметно – развивающей среды.





















«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Среди нее ребенок будет жить, развиваться, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Е.И. Тихеева



Маленький ребенок по своей природе исследователь. На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего мира. Предметная деятельность становится ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. В процессе познания ближайшего окружения внимание ребенка привлекают самые разнообразные предметы окружающего мира. Задача взрослого помочь ребенку разобраться в интересном мире познания, создать условия для развития ребенка. Одним из таких условий может стать предметно - развивающая среда вокруг ребенка. Вашему вниманию я предлагаю фотогалерею предметно – развивающей среды в 1 младшей группе .



ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

включает в себя оборудование для формирования

навыков детей, для охраны и укрепления здоровья

дошкольников, для их физического развития. В этой зоне

сконцентрировано оборудование для развития навыков

ходьбы, бега, прыжков, ползанья, метания, катания. Также

в этой зоне находятся атрибуты и пособия для организации

подвижных игр. Ребенку с высокой двигательной

активностью знакомиться

с окружающим миром проще и интереснее.









ЦЕНТР СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ

универсальный способ жизнедеятельности ребенка. В сюжетно – ролевых играх ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Игра одно из важных средств познания окружающего мира. Игра является важным условием социального развития детей. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Для своевременного развития игры в группе необходимо создавать условия: оборудовать игровую зону детской мебелью, внести в игровую зону различные ролевые атрибуты, в том числе атрибуты копии и заместители, которые помогут ребенку использовать накопленный опыт в мир игры.















ЦЕНТР СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствуют формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, снижает психологическое напряжение. Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребенка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями раннего детства. Важным условием способствующим сенсорному развитию является специально организованная развивающая среда которая включает в себя: пирамидки, различной цветовой гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактически игры и т. д.



























ЦЕНТР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Дидактические игры в младшем возрасте должны наряду с другими играми обеспечивать бодрое, радостное настроение, содействовать жизни детей в коллективе сверстников – приучать детей играть рядом. Дидактические игры направляют внимание детей на окружающие предметы, учат замечать, видеть, анализировать. В ходе дидактических игр дети учатся слышать слово, правильно соотносить его с действиями и предметами, а также развивать активный словарь детей. Многие дидактические игры в младшем возрасте сопровождаются движениями, что способствует развитию координации. В развивающей среде целесообразно разместить дидактические игры по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, и для развития сенсорных представлений.



















УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

в группе организуется по ряду причин. Во первых ребенку необходимо свое личное пространство, где он может остаться наедине со своими мыслями, отдохнуть и с новыми силами познавать окружающий его мир. В Уголке уединения могут быть размещены фотоальбомы с фотографиями членов семьи ребенка, также в уголке уединения могут быть книги, содержание которых будет определено возрастом детей.





ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНО -ТЕАТРАЛЬНЫЙ;

– необходимо оборудовать в группе с целью создания условий для накопления детьми музыкальных впечатлений, развития музыкального мышления, памяти, речи. Оборудование музыкального уголка способствует проявлению способностей детей в разных видах музыкальной деятельности.

Рядом с музыкальным уголком можно разместить зону театрализованной деятельности в которой можно разместить различные виды театров и внести атрибуты для самостоятельной театрализованной деятельности детей.















ЗОНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в раннем возрасте является одним из центров эмоционального благополучия ребенка в группе, развитие его художественных способностей и интересов. В изобразительной деятельности необходимо разместить различные изобразительные материалы, разнообразные средства изображения, с целью формирования у малышей представления об их выразительных возможностях. Кроме этого в зоне изобразительной деятельности необходимо размещать материалы и оборудование для аппликации и лепки



























3. Заключительный этап

* Мониторинг результативности проекта, степени достижения поставленной цели

*Систематизация материалов работы МБДОУ по теме проекта.

*Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ.

*Методические материалы «Проектирования развивающей среды с учётом новых требований ФГОС ДО с целью создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.





Вывод (Заключение )

Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей



В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности

Информационная

Социально-коммуникативная

Технологическая

Умение планировать этапы своей деятельности.

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение довести начатое дело до конца.

Умение принимать участие в коллективных делах.

Умение уважительно относиться к окружающим людям.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых



Дальнейшее развитие проекта

в перспективе работы группы

  • Участие воспитанников в организации ПРС
  • Участие родителей в организации ПРС группы «Солнышко»

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей.

4.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

5. Пространство группового помещения должно быть полифункционально. Элементы декора должны быть легко сменяемыми

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

7.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

8.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы



Желаю вам творчества

в этом направлении!

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М.А. Васильевой.:

  • Удовлетворять потребность малыша в движении;
  • Формировать положительный эмоциональный настрой;
  • Побуждать детей к активной речи.

В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача - сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Зона двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения – флажки, погремушки.

В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.


Игровой центр «Жилая комната»

Основной вид деятельности наших малышей - игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.


Так как я веду опыт работы по сенсорике, то в «Жилой комнате» имеются наборы посуды основных цветов, я связала сумочки тоже основных цветов, а в уголок ряженья я сшила разноцветные юбочки с ободочками.


Центр «Песок-вода»

Центр «Песок-вода» помогает воспитателю в самодеятельной игре – экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.

Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Центр располагается так, что дети могут к нему подходить со всех сторон.

Дидактический стол

Дидактический стол является частью развивающих игр. Я использую его для проведения игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняю, ведь оборудование дидактического стола очень мобильно.

Мы приобрели в группу разборные стульчики с инструментами для наших мальчишек. Малыши приобретают определенные навыки при действиях с отвертками и молотком.

Музыкально-театральный центр

Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра . Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо. Встреча куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.


Уголок ИЗО

Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти.

Книжный уголок

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.


Уголок «Моя семья»

В раннем возрасте дети тяжело переживают разлуку с родителями, наша общая задача - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. И совместно с родителями для малышей был создан уголок «моя семья» . Родители принесли свои семейные фотографии, и теперь дети в любой момент могут обратить свой взгляд на фотографию и вспомнить маму и папу. Это способствует тому, что малыш не чувствует себя одиноким, брошенным. Рассматривая фотографии, мы беседуем с ребятами, расспрашиваем их, активизируя речь детей.

Центр развивающих игр

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, насетнное панно с геометрическими фигурами.



Место для уединения

Любят дети уголок уединения, в котором можно почитать в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.


Раздевальная комната

Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть стенд "Вот мы какие" , где размещены фото детей, посещающих группу. Дети рассматривают фото, называют имена детей.

Здесь оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы.




Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. Все представленные вашему вниманию уголки и составляют предметно-развивающую среду.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды.
В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции и создана с учетом основных критериев:
содержательно-насыщенная – включает средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
трансформируемая – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональная - обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
доступная – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасная – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Все компоненты РППС связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу.
ОСНАЩЕНИЕ ГРУППОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ:
Групповое помещение условно подразделяется на четыре зоны:
Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр природы»
Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр изо-деятельности»
Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр игры»
Мини-музей «В гостях у сказки»: «Центр книги», «Центр музыки», «Центр театра»

Спокойная зона

«Центр познания» - ведущая образовательная область программы «Познавательное развитие». Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
Центр условно разделен на два блока:
«Сенсорное развитие» - материал обеспечивает возможность накопления представлений о форме, величине, цвете. Сюда входят предметы и игрушки из разного материала, разной формы и величины, мозаики, рамки-вкладыши, сборно-разборные игрушки, пирамидки, матрешки, наборы для забивания и другие. Также были изготовлены авторские игры с прищепками «Ежики», коробки с закручивающимися крышками «Фрукты», игра «Яблоня»для закрепления цвета, «Цветочная поляна», набор шумовых коробочек, клеенчатые полоски различной длины и ширины. Изготовлен ящик для манипулирования со звуковыми эффектами.
«Мир вокруг нас» - материал обеспечивает возможность для проведения деятельности по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологического сознания, знакомству с социальным миром, для развития у ребенка символической функции мышления и расширению представлений о предметах быта, их функционального назначения.
Сюда входят игры для интеллектуального развития, парные картинки, настольно-печатные игры разнообразной тематики, наглядно-дидактические пособия из серии «Мир в картинках». Были изготовлены авторские игры «Посуда и ее назначение», «Что за чем», «Собери картинку».
Собрана коллекция сюжетных и предметных картинок «Одежда», «Обувь», «Игрушки», иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания. Собрана коллекция «Загадочных предметов»
«Центр природы» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие»
В центре собран материал для обогащения знаний детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры. В центре имеются комнатные растения по программе, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования, игротека экологических развивающих игр, муляжи овощей и фруктов, реалистические игрушки-животные, имеется необходимый материал для развития трудовых навыков (лейки для полива, пластмассовые ведерки и др.).
Были изготовлены авторские игры: «Животные и их детеныши», «Кто, где живет», «Времена года», «Что растет на огороде, что на дереве».
Приобретена дидактическая кукла, к которой пошиты наборы одежды по временам года.
Для обогащения представления детей о животном мире и мире рыб сделаны макеты «Скотный двор», «Террариум», «Аквариум»
Были составлены дидактические мультимедийные игры «Скотный двор», «Птичий двор», «Четвертый лишний».
Собраны коллекции камней, ракушек, семян.
Подготовлены картотеки экологический игр, ситуаций для активного поиска.

«Уголок уединения» - ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, саморегуляции собственных действий.
Центр включает в себя огороженный занавеской уголок с пуфиком и отличается определенной изолированностью от остальных центров.
В нем собраны игры для спокойной деятельности: книги, мягкие игрушки, мозаика, парные картинки.

Зона средней интенсивности

«Центр конструирования» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов, их форм.
В центре нами были собраны: конструкторы разного размера, мягкие модули, фигуры для обыгрывания построек, альбом со схемами построек.

«Центр воды и песка» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Он включает в себя: стол с поддонами, предметы – орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки; наборы рыбок, игрушки для переливания. Мною были собраны наборы для экспериментирования с водой и песком, составлены картотеки игр и экспериментов.

«Лаборатория» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Располагается вблизи окна. Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.
В нашей лаборатории собран такой материал как: емкости для измерения, пересыпания, хранения, формочки для изготовления цветных льдинок, трубочки для продувания, просовывания, мыльные пузыри, магниты, игрушки со звуковым эффектом.

«Центр изо-деятельности» - ведущая образовательная область «художественно-эстетическое развитие». В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников.
Для формирования элементарных представлений о видах искусства нами были собраны альбомы: «Картины русских художников», «Глиняные игрушки», «Матрешки», «Деревянные игрушки».
В группе собраны множество разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности: цветные и восковые мелки, кисти, краски, кисти и розетки для клея, емкости для промывания ворса кисти от краски, собраны заготовки для рисования различной формы, рисунки иллюстрации знакомых детям предметов, готовые формы для выкладывания и наклеивания.
Составлены тематические альбомы: «Сказки», «Сказочные животные», «Сказочные предметы».
Изготовлены авторские дидактические игры: «Найди такую же картинку», «Украсим тарелочку», «Выложи узор», «Неваляшки-яркие рубашки».

Зона насыщенного движения

«Центр двигательной активности» - ведущая образовательная область «Физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Для успешной реализации программы в данном направлении нами было собрано необходимое оборудование: для ходьбы и бега, для прыжков, для катания, метания и ловли, ползанья и лазанья. Был собран физкультурный инвентарь: кегли, обручи, скакалки, воротца, игрушки – качалки, кубики, погремушки.
Для профилактики плоскостопия сделаны коврики массажные со следочками, для закаливающих процедур дорожки здоровья.
Для успешного разучивания новых подвижных игр с детьми были изготовлены маски, медали, шапочки. Собраны картотеки различных видов игр: подвижных, малоподвижных, дидактических. Собраны картотеки утренней гимнастики, гимнастики пробуждения. Для ознакомления детей с разными видами спорта подготовлены альбомы для рассматривания: «Виды спорта», составлен альбом «Мама, папа, я – спортивная семья».
«Центр ряженья» - ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.
В центре собраны разные узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, кофточки, ленты, косички. Подобраны аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки – эмблемы на ободках, бижутерия из различных (не опасных для здоровья ребенка) материалов.
«Центр игры» - ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Для накопления детьми опыта игровых действий игровая зона разделена на тематические блоки: «Столовая», «Кухня», «Спальня», «Водители», «Парикмахерская», «Больница». В них собраны игрушки, изображающие предметы труда и быта, предметы заместители.
Нами составлена картотека игр-ситуаций, к которой подобраны ролевые атрибуты, отображающие простые жизненные ситуации и действия. Также альбом для рассматривания «Игровые действия».
Составлена мультимедийная дидактическая игра «Для какой игры игрушка?»
Из ниток связаны муляжи овощей и фруктов, из теста изготовлены муляжи кондитерских изделий.
Мини-музей «В гостях у сказки»
«Центр книги», «Центр музыки», «Центр театра» мы условно объединили в единый комплекс «Мини-музей «В гостях у сказки» - ведущие образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате и на самой стене. Например, дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция фигурок сказочных героев из различных материалов, картины в рамках стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней и верхней полке представлена детская литература, подборки картинок, отдельный стеллаж занимает театральная деятельность (виды различного театра)
Разделы мини-музея:
- «Галерея сказочных героев и волшебных предметов»
- Выставка книг
- Игротека
- Театр сказки
«Галерея сказочных героев» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности.
«Выставка книг» экспонаты данной коллекции собранные родителями, воспитателями. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.
Здесь собраны детские книги: произведения русского фольклора, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики. К ним собраны иллюстрации (ламинированные), игрушки, изображающие сказочных персонажей.
«Игротека» экспонаты данной коллекции собраны родителями, воспитателями группы. Игротека – развивающее пространство, место для проведения развивающих занятий, игр. Основные задачи игротеки - это стимулирование познавательной активности детей, развитие речевых навыков и умений, активация словарного запаса детей, совершенствование грамматического строй формирование мотивации, ориентированной на удовлетворение интересов в творчестве. В этом блоке собраны авторские дидактические игры «Что за чем?», «Из какой сказки герой», «Стоит в поле теремок». Создана мультимедийная дидактическая игра «Путешествие в сказку». Приобретены настольно-печатные игры по тематике.
«Театр сказок» - экспонаты данной коллекции выполнены родителями, воспитателями группы. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Виды театра: бумажный, театр на руке, театр теней, театр на тарелках, театр на ложках, масочный театр, театр на фланелеграфе.
Мною изготовлены декорации, театральные атрибуты для постановки сказок согласно программе. Сделана красочная ширма.

Младший возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками. Обстановка в группе создаётся прежде всего комфортная и безопасная для ребёнка. Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, самостоятельности. Игровая среда в нашей группе организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство распределено на «игровые центры», которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где можно взять бумагу, мелки, карандаши и клеенку для рисования. Группа оборудована мебелью, она установлена так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий.








В группе сознан театральный уголок, в котором есть все необходимые атрибуты для игры (маски, пальчиковые куклы, настольный театр, герои любимых мультфильмов). Имеется уголок ряженья. Уголок ряженья позволяет изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно. Дети очень любят перевоплощаться в сказочных героев и играть в подвижные игры. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.




Создан книжный уголок, где дети могут посмотреть любимую книжку, рассмотреть иллюстрации или открытки, узнать много интересного, самостоятельно «почитать» и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.




Есть уголок природы с различными видами растений, занимательными экологическими играми. Уголок природы содержит календарь природы, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, макет с домашними и дикими животными.







В группе создан музыкальный уголок, в котором есть покупные и самодельные музыкальные инструменты: барабан, бубен, гармошка, дудочки, металлофон, деревянные ложки; маракасы, погремушки, султанчики, колокольчики, звуковые бутылочки. Музыкальный кубики «Угадай мелодию из мультфильма!» и «Угадай моё настроение»; музыкальный домик «Кто в домике живёт»; раздаточный материал: платочки, листочки, цветы, цветные ленты, венки. Создана картотека частушек, песен, прибауток.







В группе выделено большое открытое пространство, где детям предоставлена возможность играть с крупными игрушками, кубиками, конструктором; есть уголок с развивающими играми, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения: это матрешки с вкладышами, пирамидки, цветные стаканчики разного цвета, шнуровки, разные виды мозаик, кубики, стульчики. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Дети вылавливают шарики, ловят рыбок, экспериментируют. Также создан сухой бассейн для развития мелкой моторики рук.







В каждой возрастной группе особое внимание уделяется «Уголку двигательной активности», где дети могут свободно поиграть с кеглями, мячами, обручами и скакалками, походить босиком по ребристым дорожкам или следам, полазить под арками.







Предметно-развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает нам проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Если обстановка в вашей группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, любовь и тепло ваших сердец и с удовольствием будут бежать в группу, думаю, что больше им ничего и не нужно.

Презентация PowerPoint

Предметно-развивающая среда в 1 младшей группе

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает воспитателю обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоциональную положительную атмосферу в группе. Устраивать и проводить игры-занятиям и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенным усложняющимся содержанием.

«Уголок жилая комната»

Презентация воспитателя 1 группы ГБДОУ №12 Кац И. М.

Зона двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно развивающей среды. В зоне «двигательной активности» есть мячи, обручи, мешочки с песком и мячи для метания.

  • В зоне игровой двигательной активности собраны технические игрушки: машины, самосвалы, грузовики в них дети могут катать кукол, мягкие игрушки, детали конструктора, легковые автомобили, каталки, здесь находиться игровой строительный материал разного размера и основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.

Уголок Театрализованной деятельности

  • В уголке есть пальчиковый, кукольный, настольный театр, маски для игр драматизации. Дети с удовольствием играют с этими атрибутами. Большой интерес у детей вызывает уголок ряженья. Дети с интересом и удовольствием наряжаются и играют.

Книжный уголок

  • Развитие активной речи является основной задачей развития детей. Малыши любят когда мы читаем книги и рассматриваем картинки. Поэтому здесь много книг по программе в соответствии с возрастом. Книги постоянно меняются, выставляются иллюстрации к сказкам

  • Для развития мелкой моторики создана зона сенсорно-моторного развития, которое направлена на развитие речи, сенсорного восприятия и мелкой моторики, воображения

Дидактический стол

Вкладыши разной формы.

  • Разного виды пирамидки, дидактические, развивающие игрушки,

Уголок природы.

  • Уголок природы расположен у окна. Созданы условия для наблюдения за комнатными растениями, согласно возрасту детей. В уголке помещены наборы открыток цветы, животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал.

  • Предметно развивающая среда первой младшей группы, учитывает все направление развития ребёнка.
  • Спасибо за внимание