Что значит похоронить за плинтусом. Стихотворения и песни памяти раневской. Министерство образования и науки РБ

Автор и исполнитель Марк Мерман живет Питсбурге (штат Пенсильвания, США). Выпускник филологического факультета Белорусского государственного университета. Пришел в авторскую песню в середине 1980-х. Сегодня в его творческом активе более ста песен, лучшие из которых изданы на кассетах. Отдельной книгой («Возвратная частица», «Ковчег», 1994) опубликованы его избранные стихи. Песни Марка Мермана выделяются выразительным сюжетом и драматургией, не случайно их включают в свой репертуар такие известные певицы, как Тамара Гвардцители и Лайма

Лента стертая давнего дня
Затрещит, былым осеня.
В шляпе белой актриса твердила в картине:
«Муля, не нервируй меня,
Муля, не нервируй меня
И не нервируй партийных!
Муля, не нервируй меня,
Муля, не нервируй меня
И не нервируй партийных!»

Кинохроника. Главный парад.
И танкисты, что позже сгорят,
Лобному месту улыбались из люков.
Разлучит война всех подряд,
Разлучит война всех подряд,
Разлука ты, разлука...
Разлучит война всех подряд,
Разлучит война всех подряд,
Разлука ты, разлука...

Два бойца не боятся огня,
Гимнастерка в кино – что броня.
Фронтовых экранов простынки тленны.
Пуля, не нервируй меня,
Пуля, не нервируй меня,
Не доводи до плена...
Пуля, не нервируй меня,
Пуля, не нервируй меня,
Не доводи до плена...

Жизнь, – как фильм, – до кадра, до дня,
Век последний пятак разменял.
Так актриса и не сказала на идиш:
«Время, не нервируй меня,
Время, не нервируй меня,
Время, я твой подкидыш...
Время, не нервируй меня,
Время, не нервируй меня,
Время, я твой подкидыш...»

Песня «Посвящение Фаине Раневской» (исполнитель Лолита Милявская)

В 2017 году Лолита Милявская стала одной из гостей на фестивале «Новая волна» в Сочи Первый конкурсный день был посвящен кинематографу. Лолита исполнила на сцене песню композитора Алексея Романоф, посвященную великой актрисе Фаине Раневской.

Посиди-сиди со мною седина.
Седина серебром твою покрыла голову, а дальше тишина.
Как Раневская играла, я бы также не смогла.

Ты же будешь писать мне письма? Ты будешь писать мне письма?






Не надо, я сама, я сама. За тебя за всех со всеми, но одна.
А за окном луна – моя верная подруга, одиночества слуга.

Ты же будешь писать мне письма? Скажи, ты будешь писать мне?
Да, я докурю, да, я допью, за тобой сопротивление бессмысленно.
Зачем я отпустила руку твою? Зачем, скажи!
Там где окончен спектакль, реальная начинается жизнь.
Чтобы не чувствовать ничего я притворюсь статуей гипсовой.
Люди, прошу лишь одного – похороните меня за плинтусом.
(Чтобы не чувствовать ничего) Да, я докурю, да, я допью.
Но, мама, прошу лишь одного - похороните меня за плинтусом.

Остановились часы, полночь не бьют, нет больше друзей, которые лгут.
Трагикомедия, выход на бис, занавес медленно падает вниз.
Я не играла, я прожила всю эту пьесу так как смогла.

Зачем? Зачем я отпустила руку твою? Зачем, скажи!
Там где окончен спектакль, реальная начинается жизнь.
Чтобы не чувствовать ничего я притворюсь статуей гипсовой.
Люди, прошу лишь одного – похороните меня за плинтусом.
(Чтобы не чувствовать ничего) Да, я докурю, да, я допью.
Но, мама, прошу лишь одного – похороните меня за плинтусом.

Стихотворение памяти Раневской

Голова седая на подушке.
Держит тонкокожая рука
Красный томик «Александр Пушкин».
С ней он и сейчас наверняка.
С ней он никогда не расставался,
Самый лучший - верный кавалер,
В ней он оживал, когда читался.
Вот вам гениальности пример.
Приходил задумчивый и странный,
Шляпу сняв с курчавой головы.
Вас всегда здесь ждали, Александр,
Жили потому, что были вы.
О, многострадальная Фаина,
Дорогой захлопнутый рояль.
Грустных нот в нем ровно половина,
Столько же несыгранных. А жаль!

Я люблю этот фильм, правда. Он не простой, в какой-то мере грубый, некоторые сцены в нём неприятны, но всё же… Эта кино-история снята на основе одноимённой повести Павла Санаева в 2009 году. Режиссёр: Сергей Снежкин. Роли исполнили: Светлана Крючкова, Алексей петренко, Мария Шукшина, Александр Дробитько. Фильм не является полностью экранизацией книги.

В этой кинокартине речь идёт о семье известного советского актёра. А точнее о его жене и внуке. Бабушка очень сильно любит Сашу (имя мальчика), настолько сильно, что эта любовь перерастает в манию.

Парень болезненный, поэтому бабушка водит его по врачам, пичкает его таблетками, вся её жизнь посвящена “выхаживанию” малыша. С мамой общаться мальчику запрещено, так как она решила устраивать свою личную жизнь а бабушке это крайне не понравилось. Она при 8-ми летнем ребёнке оскорбляет её, называет шлюхой и т. п. Несмотря ни на что, малыш маму очень любит, скучает за ней и даже хранит вещи, связанные с ней в специальной коробочке…

Вообще, в все герои с очень своеобразными характерами. Самая яркая и впечатлившая меня это бабушка Нина Антоновна. Её история меня очень тронула и довела до слёз. В начале фильма она показана зрителям как грубая женщина, отдающая всё своё внимание внуку, следящая за семейным бюджетом, прячущая деньги в книги, банки с крупой… Она громко ругается, “строит” мужа, не общается с дочерью, обзывает Сашу, помешана на его здоровье. Кажется, что она всегда была такой, но… К средине фильма, она рассказывает, как же она стала грубой, неухоженной и несчастной женщиной.

Оказывается, в молодости она была подающей надежды актрисой. Ей пророчили блестящую карьеру. Но однажды, она влюбилась в московского актёра, за которого вышла замуж. С началом войны ей пришлось с ребёнком эвакуироваться, а муж остался с театром. Жизнь помотала юную девушку: годовалый ребёнок умер, ей негде было жить, а врач сказал, что она никогда не сумеет родить ребёнка. От такого у неё сдали нервы. Муж отправил её лечиться в психиатрическую лечебницу… По случайности, она всё-таки забеременела дочерью. Растила её, выхаживала, за мужем актёром ухаживала, а та не оправдала надежд матери. В итоге, родила ребёнка, которым и стала заниматься Нина Антоновна… История этой женщины меня очень впечатлила. Вот как бывает, думаешь, что жизнь будет блестящей и яркой, а она истрепает тебя, побросает со стороны в сторону и от шикарных перспектив не останется ничего…

В этой кинокартине много ярких моментов, достойных отдельных постов. Это и эпизод попытки побега Саши, подарка бабушки внуку (она подарила дедов магнитофон, за что и “получила” от мужа), встреча мамы с сыном (между прочим, по согласию бабушки!). Эти моменты очень динамичные и впечатляющие.

“Похороните меня за плинтусом” очень сильный фильм, повествующий о судьбе, о тиранической любви, о родительских отношениях. Благодаря ему, зритель может заглянуть за занавес внешне “хорошей”, благополучной семейной жизни советской элиты, увидеть, как бывает…

Режиссёр: Сергей Снежкин

Главные роли: Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина

Жанр: драма

Продолжительность: 117 мин.

Оценка:8 из 10 баллов!

Посмотрите! Не пожалеете!

Книга "Похороните меня за плинтусом" (краткое содержание нескольких рассказов повести смотрите ниже) произвела эффект разорвавшейся бомбы в мире читателей. Она настолько неоднозначна и необычна, что трудно передать эмоции, возникшие при прочтении. Однако авторский язык настолько цепляет, что прочитавший пару строк уже не оставит книгу до последней страницы. Да и потом будет долго держать ее в руках, пытаясь понять, что же это было, откуда такой вулкан эмоций и переживаний.

Об авторе

Павел Санаев ("Похороните меня за плинтусом" - самая известная его повесть) - русский писатель, публицист и переводчик, актер. Родился в 1969 году. Он - приемный сын известного режиссера

Занимался переводами, в том числе и синхронными пиратских фильмов. Был соавтором сценариев многих популярных сейчас лент, среди которых "На игре", "Последний уик-энд", "Нулевой километр".

Повесть

Повесть "Похороните меня за плинтусом" Павел Санаев, по его признанию, посвятил своей бабушке, у которой жил с четырех до одиннадцати лет.

Он называл любовь и опеку бабушки "тиранической", "неистовой" "разгромной".

Именно в память о бабушке и ее тирании, тяжелом характере и безумной атмосфере, царившей в доме, где прошло детство мальчика, написана повесть "Похороните меня за плинтусом" (краткое содержание книги ждет вас ниже).

По сюжету прогрессивный режиссер Сергей Снежкин снял одноименный фильм. Кинокартина вызвала много откликов разного характера. Сам же Павел Санаев объяснял в беседах с журналистами многие аспекты книги, которые в кино показаны были совсем по-другому.

Писатель был разочарован кинолентой, от соавторства сценария отказался, аргументировав это тем, что однажды уже четко все сказал, второй раз сделать это с вдохновением и искрой ему просто не под силу.

"Похороните меня за плинтусом". Краткое содержание повести. Завязка

Повесть начинается коротким вступлением, где повествователь представляется мальчиком-второклассником который живет у бабушки, потому что мать "променяла его на карлика-кровопийцу". Себя же он называет «тяжкой крестягой» на бабушкиной шее, чем сразу настраивает читателя на специфический лад. Это явно не слова мальчика, сразу становится ясным отношение бабушки к нему. Но не все так однозначно. Мы представляем краткий пересказ нескольких глав повести.

Купание

В нем мы узнаем, как проходит купание мальчика. Бабушка баррикадирует дверь ванной валиками из одеял, вносит обогреватель (рефлектор), греет воду до 37.7 градуса. Она убеждена, что мальчик может заболеть от малейшего сквозняка.

"Похороните меня за плинтусом" (краткое содержание - перед вами, но оно не передаст всех чувств, описанных в книге, советуем прочитать полную версию) - произведение, наполненное переживаниями бабушки, ее чрезмерной, болезненной заботой о мальчике.

При этом она постоянно проклинает внука, обзывая его "гниющим", желает "сгнить в тюрьме". Общение ее постоянно прерывается проклятиями. Касаются они не только мальчика, попадает и деду, и знакомым, и случайным встречным.

Утро

Книга "Похороните меня за плинтусом" (краткое содержание повести представлено в статье) состоит из коротких рассказов.

Саша просыпается от своего же крика. Поднимается и идет на кухню. Он видит, что бабушка не в духе.

Из бабушкиных рук выпадает и разбивается фарфоровый чайник, она обессилено падает на кровать, говоря, что сейчас умрет. Дедушка (именуемый бабушкой "вонючим стариком") и мальчик пытаются утешить ее, за что получают новую порцию проклятий и криков.

Дедушка выступает безмолвным свидетелем бабушкиных вспышек. Он старается не злить ее и не упрекать, чтобы не вызвать волну взрывного гнева.

Повесть "Похороните меня за плинтусом" (краткое содержание стоит читать лишь при отсутствии времени, обязательно советуем ознакомиться с полной версией произведения) наполнена ремарками и пояснениями автора. Одна из них ниже.

После этого раздела следует небольшая поправка, в которой автор говорит о том, что ругательства бабушки не являются его вымыслом и преувеличением. Он в некоторой степени еще и уменьшает их, избегая непечатных "комбинаций".

Цемент

Рядом с домом мальчика стояла стройка МАДИ. Он очень любил ходить туда с другом. Там он чувствовал себя свободно и отдыхал от бабушки. Но она запрещала ему ходить туда. Попасть на территорию МАДИ мальчик мог только тайком, когда его выпускали погулять во дворе. Убежденная, что мальчик страшно больной, бабушка шесть раз в день выносила ему гомеопатический препарат. Однажды она не нашла его во дворе. Мальчишки, услышав разъяренный крик, примчались к ней. Тем не менее, это не спасло Сашу. Она увидела, что мальчик вспотел, а это было страшной "провиной", после которой следовал выговор с причитаниями и переодевание.

Как-то Саша с другом убегал от старших ребят и провалился в яму с цементом. Бешеному возмущению бабушки не было предела, она проклинала и желала внуку "утонуть в следующий раз в цементе полностью".

Из-за безумной сердобольности бабушки и ее обзываний вахтерши во дворе Сашу называли "савельевским идиотом".

Павел Санаев ("Похороните меня за плинтусом", краткое содержание которого мы рассматриваем - его самое известное произведение) показывает много смешных и грустных ситуаций, произошедших с мальчиком. Судьба будто сама пытается показать бабушке, что она действует неправильно.

Белый потолок

Саша вспоминает, что в школу ходил он очень редко, 7-10 дней в месяц. Бабушка брала задания на дом и классные упражнения у отличницы Светочки, постоянно нахваливая и ставя девочку в пример Саше. С внуком она занималась до утраты его и своих сил, выцарапывая ошибки в тетради бритвой.

Как-то мальчик ошибся и написал дважды один слог в слове. Это довело бабушку до истерики, в которой она то кричала, что не знает мальчика, у нее нет внука, то повторяла бессмысленное "белый потолок".

Лосося

Рассказ начинается описанием квартиры. Она была двухкомнатной. Одна комната принадлежала дедушке, где он спал на раскладном, но никогда не раскладывающемся диване. Там же стоял огромный сервант, прозванный саркофагом.

На кухне стояло два холодильника, в одном были продукты питания, а в другом - консервы и икра для врачей, по которым бабушка постоянно возила мальчика.

В этой главе из разговора дедушки с другом Лешей читатель узнает о психиатрическом заболевании бабушки.

Парк культуры

Саша давно мечтал покататься на аттракционах в парке. Однажды, после визита к гомеопату, ему удалось затащить туда бабушку. Но она не разрешила прокатиться мальчику ни на одном из аттракционов, а только купила мороженое, которое пообещала дать дома. По дороге домой лакомство растаяло. От него осталась одна лишь лужа, в которой благополучно утонули документы, деньги и анализы.

Железноводск

Дедушка Сеня достал путевки в Железноводск. Бабушка и Саша отправились туда на поезде.

Мальчику безумно понравился туалет в поезде, особенно блестящая педаль смыва. Когда бабушка вышла из купе, Саша бросился в туалет, открывая дверь локтями, потому что там "инфекция". А вот обратно выбраться без приключений ему не удалось, и он на глазах бабушки рухнул прямо на пол в засилье "микробов, дизентерии и стафилококка".

Завершение повести

В этом рассказе от имени мальчика читатель узнает истоки столь необычного, сюрреалистического названия повести.

Автор его - Саша Савельев. Запуганный бабушкиными причитаниями и пожеланиями смерти, мальчик был уверен, что вскоре умрет. Смерть виделась ему чем-то ужасающе неотвратимым, жутким. Он страшно боялся ее. И однажды решил, что самим лучшим местом для его захоронения будет не кладбище, а "за плинтусом" в маминой квартире. Чтобы он лежал там и смотрел, как ходит мама, видел ее каждый день.

Конфликт между мамой и бабушкой маленького Саши в повести нарастает к концу. Однажды мама приходит и забирает Сашу. Вместе с мужем они дают понять бабушке, что не отдадут ей своего сына. Саша остается с мамой, а бабушка умирает...

Так завершил "Похороните меня за плинтусом" Санаев П. (краткое содержание нескольких рассказов см. выше). Повесть очень неоднозначна и вызывает гамму чувств. Стиль и язык повествования будто погружают нас в мир детства. Но детства не счастливого, а ужасающего, сюрреалистического, сплошь перекопанного лопатами бабушкиного цинизма и безумной, испепеляющей любви, которую таковой назвать трудно. Повесть, несомненно, стоит почитать целиком, но это не книга, которой принято наслаждаться за чашкой чая.

А можно я к себе его возьму? Похороню за плинтусом.

Твоя мамочка, чума бубонная, если придет, то только на твою могилку, а день рожденья у тебя будет, когда я скажу.

Чтоб тебе эти бритвы в горло всадили!

Иди, я тебя сейчас бритвой на куски порежу. Иди, не будь трусом.

50 рублей.
- Ты же 60 давал.
- 60 - это когда он твой был. А теперь 50.

А как мне не плакать? Разве я думала, когда замуж выходила, что жизнь так обернется?!

Я буду хорошо учиться, все уроки буду делать, не буду под кровать залезать, только разреши мне день рожденья, пожалуйста.

Когда человек врет, он боится, от страха у него сосуды сужаются, и кровь начинает гнить, пока в венах черви не заведутся, которые человека поедают, а ты и так весь гнилой внутри.

Ты помни: кроме бабушки на этом свете ты никому не нужен, только бабушка за тебя всю жизнь кровью харкает.

Мое дело деньги приносить, твое - прятать.

Ты размяк, как говно на солнцепеке, а он шасть в кухню, триста рублей, как корова языком слизала.

Успокоить меня хочешь, потерпи чуть-чуть, недолго осталось.

А что надеешься, кумир миллионов, что хер твой после моей смерти вставать начнет - не надейся. Современная медицина бессильна перед импотенцией.

У него один раз в год день рождения, а остальные дни в году где его мать шатается?
- Вы же сами меня не допускаете.
- И не допустим.

Я тебя достану даже на Новодевичьем кладбище, ты понял?

Я вот сейчас тебя отменю навсегда! Будь ты проклят, маразматик вонючий, проклят небом, землей, богом, людьми, птицами, рыбами.

Предатель, у тебя и машина черного цвета, цвета подлости. На таких машинах в 37-м людей увозили.

Ольгина дубленка такая же дешевка, как ее хозяйка.

Успокойся, а то я тебя успокою, навсегда!

Ты мне больше не дед, сволочь!

Ну, и че тут у нас? Младший лейтенант Кругликов.
- Ну и что? А я народный артист Савельев. В чем дело?

В школе полно бациллоносителей и уродов, которые ходят туда, чтобы заражать друг друга.

Я тебе рассказывала, как мне мама ногу сломала?

У меня золотистый стафилоккок, пристеночный гайморит, синусит, фронтит, тонзилит, хронический панкреатит с рождения, почечная недостаточность и что-то с печенью, не помню, что.
- Много.
- Это потому что своими болезнями я расплачиваюсь за грехи матери-потаскухи.
- Видите, ребенок, а все понимает. Бросила она его. Променяла на алкаша-мазилу, повесила мне ребенка на шею тяжелой крестягой, и вот я его уже тащу 6 лет.

Ну, а мама у тебя тоже актриса?
- Говно она актриса, из погорелого театра. А почему бабушка говорит, что вы состояние на чужом горе сделали?

Чтоб эта чертова машина развалилась под тобой, как развалилась жизнь моя!

Я не хочу в снегу лежать. Похороните меня за плинтусом.

У внука муковисцидоз обнаружили, а он с помрежками лясы точит.

Давай возьмем штурмом этот дом маразма.

Слушай, а кто был твой первый муж?
- Мужчина, актер.
- А по национальности?
- Я звонить пойду.
- Иди-иди.
- Он был хорошим слабым человеком.
- Угу. А я сильный, плохой и похож на еврея.

Саша, Сашенька, ты где? Откликнись, урод!

Ну, приедешь ты, и что?
- Ты не едешь?
- Мы приедем. Они же дверь не откроют.
- Пусть попробуют.
- Да вроде как 6 лет пробуют. И у них получается.
- Критиковать без позитивной программы безнравственно.

У него, у гада, план коварный есть: переехать в Москву и все у нас отобрать.

Какое у тебя имущество, кроме карты медицинской?

Да я бы скорей смолу пить стала, чем у нее кашу приняла, но предложить же можно.

Магнитофон, японский. Вещь надежная. Она не предаст, как мать твоя.

Что будешь? Творог или винегрет.
- Винегрет.
- Лучше творог. Винегрет отец придет будет есть.

Ничего. Это его бабушки жопа, а не какой-нибудь профурсетки, которая променяла ребенка на пьяную сволочь.

Мам, мам!
- Что?
- Вы сегодня с Толей будете бабушкино имущество делить?
- Чего?
- У бабушки деньги спрятаны в четвертом, десятом и шестнадцатом томе Горького. А еще в старом чайнике и в мешочках с рисом.

  • Дома бабушка сказала, что привезти из Железноводска московский сувенир может только кретин вроде моего дедушки.
  • Развить самостоятельность возможно только при полной материальной независимости
  • Везде, где требовалось усилие, умирало желание.
  • - Как нету?! - крикнул я, настежь открывая холодилькую дверцу. - А лососЯ?! Вот икры сколько!
  • ..я все время думал, что день рождения - это такой праздник, а возраст не имеет к нему никакого отношения. Оказалось, наоборот, к дню рождения не имеет никакого отношения праздник.
  • За грехи родителей расплачиваются дети.
  • Всю жизнь по принципу: дерьма, но много!
  • Я писал, с тоской глядя на столбец предложений, и вспоминал, как пару дней назад написал, что «хороша дорога примая». Бабушка выскребла ошибочную «и», я вписал в пустое место букву «е», но оказалось, что «премая дорога» тоже не годится. Желая, чтоб дорога мне была одна – в могилу, бабушка принялась скрести на том же месте, проскребла лист насквозь и заставила меня переписывать всю тетрадь заново. Хорошо еще, я недавно ее начал.
  • - а зачем нам гомеопат? - спросил я. - чтоб не сдохнуть! Не задавай идиотских вопросов.
  • Попасть в цепную карусель мне не удалось тоже. По мнению бабушки, я мог выскользнуть из-под ремней и улететь к какой-то матери. К какой, я не понял, но не к своей - это точно.
  • Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом! - Это было любимое бабушкино проклятие. - Чтоб на твою голову одни несчастья сыпались! Чтоб ты, кроме возмездия, ничего не видел!
  • "Увидите здесь мальчика, высохшего такого, в красной шапочке и в сером пальто... убейте его."
  • Нельзя стать кем-то, никем не пытаясь стать.
  • «Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».
  • У меня есть справка от врача, что я психически больна. Я могу убить, и мне за это ничего не будет.
  • – Сейчас тутульки смерим,– сказала бабушка, поставив наконец градусник, как ей хотелось.– Ты, когда был маленький, говорил «тутульки». А еще ты говорил «дидивот», вместо «идиот». Сидишь в манежике, бывало, зассанный весь. Ручками машешь и кричишь: «Я дидивот! Я дидивот!» Я подойду, сменю тебе простынки. Поправлю ласково: «Не дидивот, Сашенька, а идиот». А ты опять: «Дидивот! Дидивот!» Такая лапочка
  • Бабушка подняла крышку, нашла в чайнике вместо целебного отвара заплесневелую массу и стала кричать, что в такую же массу дедушка превратил ее некогда блестящий мозг.
  • - Где ты, скотина? Будь она в деревне, очевидцы могли бы подумать, что у нее убежала коза, но в городе...
  • Сломанное можно было починить, потерянное - найти, о выброшенном в мусоропровод можно было только помнить или забыть.
  • Колготки я ненавидел. Бабушка не разрешала снимать их даже на ночь, и я все время чувствовал, как они меня стягивают. Если по какой.то случайности оказывался в постели без них, ноги словно погружались в приятную прохладу, я болтал ими под одеялом и представлял, что плаваю.
  • Я был очень завистлив и страшно завидовал тем, кто умеет то, чего не умею я. Так как я не умел ничего, поводов для зависти было много.