Что выделяет матрену среди односельчан. Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор. Литературное направление и жанр

Тема: «Не стоит земля без праведника». Образ Матрёны в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

Цели: 1. Сформировать представление о людях – праведниках и их подвижнической жизни, дать характеристику главной героине рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» Матрёне как праведнице, расширить понятие о притче, как о литературном жанре;

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, совершенствовать навыки связной речи; умение работать с толковым словарём;

3. Воспитывать интерес к русской литературе, стремление к духовному самосовершенствованию, прививать традиционные ценности: терпение, трудолюбие, милосердие, бескорыстие.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация к уроку, свеча в стакане, заполненном пшеном, дорогой подсвечник.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Определение темы и целей урока.

Слайд 1

Что у меня в руках? (свеча)

Можно ли сказать, что огонёк этой свечи обладает силой или слабостью?

С чем можно сравнить ещё этот огонёк, исходя из его силы и одновременно хрупкости? (с душой человека)

К сегодняшнему уроку вы читали произведение А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Как выдумаете, о чем именно мы будем с вами говорить, опираясь на сюжет этого рассказа? (о душевных качествах главной героини)

Слайд 2

А определять ход наших рассуждений будет эпиграф, который вы видите на доске:

Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души.

А.И. Солженицын

    Анализ образа главной героини.

Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»? (1963)

От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (Игнатьич)

Можем ли мы сказать, что образ рассказчика автобиографичен?

Как описывает среднюю полосу России автор?

Слайд 3

Как зовут главную героиню рассказа? (Матрёна Васильевна Григорьева)

Почему Игнатьич остановился именно у Матрёны Васильевны? Чем привлек его дом Матрёны?

Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Слайд 5

Что мы можем сказать об образовании героини? Какова речь Матрёны?

Как Матрёна Васильевна воспринимает мир за пределами привычного быта?

Слайд 6

Вспомните дом Матрёны? Что мы можем сказать о её избе? Что ещё было в её доме?

Слайд 7

Как проходил обычный день у Матрёны Васильевны?

Слайд 8

Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?

Слайд 9

Что пришлось испытать Матрене в прошлом?

Слайд 10

Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней, запятнала ли душу ненавистью, злобой, завистью к другим?

(Доброжелательность и деликатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)

- Верила ли Матрёна в Бога? В каких эпизодах она ведёт себя как дремучая язычница, а в каких – как истинная христианка? Что, на ваш взгляд, по-настоящему преобладало в её душе: веры или суеверий

Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа)

Как относится Матрена к работе?

(Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней)

Как она помогает окружающим?

(Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)

Как используют ее труд окружающие люди?

(Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием Матрены.)

А что такое бескорыстие?

Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть – выгода, материальная польза.

Как относятся к Матрене окружающие ее люди ?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это.)

Слайд 11

Давайте обобщим, какими же качествами обладает Матрёна?

Милосердие

Бескорыстие

Трудолюбие

Терпение

Доброта

Любит людей

Верит в бога

Умеет прощать

Каким человеком предстает перед нами главная любовь Матрёны – Фаддей?

Что поражает в его внешности?

Говоря о нем, рассказчик более 6 раз употребляет эпитет Чёрный, как вы думаете, почему?

В рассказе несколько раз употребляется слово ДОБРО? Какое значение вкладывает в него рассказчик?

Каким добром живет Матрёна? А каким Фаддей?

Что изменило обычный образ жизни Матрены?Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы?

(Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых детей, потерю мужа.)

Почему погибает Матрена? (Решила помочь мужикам)

Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

(Не похоронный обряд, а политика)

Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

(Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало – близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена.

Все остальные изображают горе, для них главное – заполучить наиболее выгодную часть наследства.)

Как отзывались окружающие о Матрене?

Как ведёт себя Фаддей во время похорон?

Слайд 12

    Работа с учебником.

Что рассказчик сам говорит о Матрёне после её смерти? Обратимся к финалу рассказа.

Слайд 13 (11)

-Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

    Работа со словарём

В чем смысл слова «праведник»? Обратимся к словарю Ожегова.

Какое из этих определений подходит Матрёне?

Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”? А что означает это слово? (Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна.

    Беседа метапредметного характера.

Перед тем, как обобщить все, о чём мы сегодня поговорили, я хотела бы показать вам один анимационный фильм, снятый на песню – ПРИТЧУ Светланы Копыловой «Окно». Вспомните, что такое притча?

Посмотрите и подумайте, какая связь между содержанием этой песни и рассказом Солженицына.

Видео

    Итог урока

Что же важного каждый узнал сегодня на уроке литературы?

Итак, вернёмся к нашей свече – символу хрупкости и силы души. Нужны ли праведники в наше время, в нашем мире? Есть ли они?

Моя свеча стоит в простом стакане, а не в дорогом подсвечнике? Как вы думаете, почему?

    Домашнее задание.

Напишите небольшое сочинение «Нужны ли праведники в наше время?»

Данные об авторе

Парушкина Татьяна Ивановна

Место работы, должность:

МАОУ "СОШ" с.Грузино Чудовский район Новгорродская область

Новгородская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Данную презетацию и конспект урока можно использовать на уроках литературы в 9 и 11 классах

Урок-размышление на тему : «Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)

Задачи урока :

  1. провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли.
  2. вырабатывать навыки анализа текста
  3. закрепить навыки самостоятельной работы и работы в группах
  4. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как гражданственная ответственность, доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

Оборудование урока : презентация

Ход урока

1.Организационный момент

  • Вступительное слово учителя

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. А опубликован в 1964 .Этот рассказ - произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о том, как после лагерей ему захотелось затеряться в самой глубине России. После реабилитации Солженицын работал некоторое время учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево Курлуковского района у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Но рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.

Вопрос: «Как жить на земле?» рано или поздно встает перед каждым человеком. Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в рассказе «Матренин двор».

  • Беседа по содержанию рассказа

Учитель: Главная героиня рассказа - крестьянка Матрена. В переводе с латинского языка это обозначает «мать». Героиня несет в себе спасительное начало.

- Чем Матрена Васильевна привлекательна для рассказчика?

- Как он объясняет ее «странности»?

- Что и почему ей прощает?

Учитель: Жизнь героини можно условно разделить на две части: прошлое и настоящее.

Подготовить рассказ о ее жизни было вашим домашним заданием.

  • Проверка домашнего задания.

-Что окружает Матрену в настоящей жизни?

Задание: подобрать к ключевым словам определения из текста

-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)

-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?

-Что пришлось испытать Матрене в прошлом?

-Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней?

Подтвердите свой ответ примерами из текста.(Доброжелательность иделикатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)

Учитель: Удивительное дело - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.

Писатель не дает конкретное описание внешности Матрены, но одна деталь постоянно подчеркивается автором - это улыбка.

- Какая? (Лучезарная, просветляет ее лицо, добрая, извиняющая)

-Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа)

-Как относится Матрена к работе?

(Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней)

-Как она помогает окружающим?

(Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)

-Как используют ее труд окружающие люди?

(Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием Матрены.)

-А что такое бескорыстие?

Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть - выгода, материальная польза.

-Как относятся к Матрене окружающие ее люди ?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.)

(Да, хотя и была безгрешна.)

Что изменило обычный образ жизни Матрены? Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Подтвердите текстом.

(Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых детей, потерю мужа.)

-Почему погибает Матрена? (Решила помочь мужикам)

Учитель: Вот не стало Матрены. «Убит родной человек», - не скрывает своего горя герой-рассказчик. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей - какие душевные силы для этого нужны.

-Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

(Не похоронный обряд, а политика)

-Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

(Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало - близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена.

Все остальные изображают горе, для них главное - заполучить наиболее выгодную часть наследства.)

-Как отзывались окружающие о Матрене?

Учитель: И оказалась, что уходит Матрена из жизни никем не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

Найдите описание внешности Фаддея. Какой говорящий эпитет характеризует этого героя?

(«черный» встречается шесть раз)

Учитель: Это ненасытный старик, потерявший обыкновенную человеческую жалость, для которого главное - нажива. Жестокий по отношению ко второй жене, злопамятный по отношению к Матрене. Его поведение во время похорон?

(Фаддей в деревне был такой не один, а Матрена - такая - была совершенно одна.)

-Чем она отличается от всех остальных? Что в ней не понятно людям?

  • Выразительное чтение финала рассказа.

-Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

-В чем смысл слова «праведник»?

Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)

Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.(С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Праведник

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

-Какое из этих определений раскрывает характер Матрены?

-А кого из действующих лиц мы можем отнести к грешникам ?

  • Самостоятельная работа в парах

Что сопровождает жизнь праведника и грешника?

Учащиеся составляют таблицу

праведники

грешники

  • Коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненной работы в парах

Учитель: Каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, удачным или неудачным, сохранив в себе мужество и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.

Исходное название рассказа - «Не стоит село без праведника». А.Т.Твардовский ради публикации предложил нейтральное название «Матренин двор». Если учесть, что СЕЛО - ь символ нравственной жизни, национальных корней человека, село - это вся Россия, то -какой смысл вкладывал Солженицын в название рассказа ?

  • Вывод по уроку.

-Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

(Да. Особенно в нашей современной жизни, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров)

  • Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

В нашей жизни, прекрасной и странной

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной

Призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

Поразмыслить, покуда живой,

Что там кроется в сумерках сердца

В самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Но пора научиться, пора

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи

Что по-своему тоже права,

Не выжуливать жалкие крохи,

А творить, засучив рукава.

Учитель: Добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Так жила Матрена, которая не преследовала никаких личных целей, не ждала вознаграждения, благодарности, а совершала добро по внутренней потребности, потому, что не могла иначе.

  • Оценивание работы учащихся.
  • Домашнее задание:

Написать сочинение - рассуждение (на выбор)

«О чем заставил меня задуматься рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»?

« О чем бы я спросил(а) героиню?

Проанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие чер­ты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор?

В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие.

Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, боль­ная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Но, несмотря на все тяготы и невзгоды, она не ут­ратила душевной чуткости, стремления жить по совести. А.И. Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов «просвет­ленная», «с доброй улыбкой». Складывается впечатление, что Матрена - святой человек, живущий исключительно по за­конам нравственности.

Важным средством создания образа Матрены является так­же речевая характеристика. Автор насыщает реплики герои­ни диалектными словами (например, «летось»), просторечия­ми («теперича», «сколища»). В целом эти лексические сред­ства придают речи Матрены образность, поэтичность, выра­зительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрена - настоящая труженица. Вся ее жизнь наполне­на хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Автор­ская характеристика Матрены включает глаголы со значени­ем движения («шла», «возвращалась», «копала»).

Писатель в этом рассказе обозначает противостояние лич­ности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои пра­ва, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мысли автора, этому государству безразлична судьба простого человека. Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…» Так писатель еще раз подчеркивает упорство, настойчивость героини в достиже­нии своей «праведной» цели. Особенности речи Матрены так­же передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмо­циональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспом­ним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на нее своей чис­той крестьянской душой. Это - честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без кото­рой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село». Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки уда­ется создать писателю с помощью различных художествен­ных средств.

Здесь искали:

  • характер матрены
  • черты характера матрены
  • черты характера матрены матренин двор

В рассказе «Матрёнин двор» А.И.Солженицына показан русский деревенский быт второй половины двадцатого столетия. В центре повествования Матрёна, совмещающая в себе два образа, свойственных для русской литературы. Образ некрасовской русской женщины и образ праведника, без которого, как говорится в известной русской пословице, не стоит село.

Главная героиня рассказа – настоящее воплощение образа сильной, самоотверженной женщины, на тяжёлую долю которой выпадает немало бед: несчастная любовь, смерть детей, потеря мужа, болезнь, настигающая её каждый месяц. Образ Матрены близок к изображению русских женщин Некрасовым. Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, её несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. Так и в произведении Солженицына Матрёна - женщина невероятной силы, но живущая в несправедливости.

Но не только образ силы воплощён в Матрёне, она ещё и тот самый праведник, без которого не стоит село. Но почему же односельчане не осознают праведничества Матрёны?

Система образов рассказа «Матрёнин двор» построена на антитезе –естественность, духовное богатство Матрёны, её равнодушие к материальным благам противопоставлены мелочным интересам и бедной душевной организации её односельчан. Матрёна не имела хозяйства, не числилась в колхозе, пенсию не получала, однако не озлобляется Матрёна на мир, а продолжала трудиться и помогать, всем кто нуждается в ее помощи. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда» - так говорит о Матрёне автор. Она помогала соседке выкапывать картошку, хотя была больна, работала в колхозе, хотя там даже не числилась.

Речевая характеристика Матрены создаёт образ искренней, добродушной, простой женщины. Просторечия, сбивчивая речь, большое количество повторов при разговоре – все это характеризует Матрену, как человека, все делающего от сердца, не проводя в голове расчётов, как бы показать себя в лучшем свете. Бескорыстие, скромность, доброта – те праведные черты характера, которые отличали ее от всех остальных, но которые никак не хотели замечать ее родственники и соседи. Почему же так?

Я думаю, ответ кроется в том, что поведение Матрены было им попросту непонятно. Вокруг неё мелочные, лицемерные, духовно бедные люди, занятые своими заботами и думающие только о себе. Как могли понять светлую душу Матрены ее сестры, которые прямо на похоронах, искусственно плача, делили имущество Матрены? Как Фадей и его родня из-за своей жадности, чуть не погубившие в ту роковую ночь тысячи людских жизней, могли понять бескорыстие и терпеливость Матрены? Как та, другая Матрёна, обрядно рыдающая над могилой, могла понять искренность истиной Матрёны? Как государство, старающееся «замять» дело и «свалить все на пьянку», могло понять справедливость Матрены? Как подруга Маша, в самый день похорон не забывшая об обещанном ей вязанке, могла понять равнодушие Матрены к материальным благам? Все ее окружение духовно очень бедно и не способно понять богатств матрениной души.

Таким образом, односельчане Матрены не понимали, что Матрёна – тот самый праведник, без которого не стоит село, в силу своей бездуховности. Поступки Матрены они воспринимали, как должное, как что-то само собой разумеющееся. Хочется выразить надежду, что после утраты Матрены, они осознали ее добродетель, и поняли, что их село, как и любое другое, действительно не может стоять без праведника, без своей Матрены.

расскажите о судьбе Матрены. Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену.
Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот у неё и сегодня. Из всего хозяйства - колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена.
Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было "не положено". А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: "Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе... "
Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васильевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Но она находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по-прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жалея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз- к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая-все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже благодарности.
Но односельчане не ведают о ее утаенной святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Даже после смерти Матрены, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. "Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач еще с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей".
Ушла Матрена из жизни, так никем и не понятная, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, громко говорили, "совсем уже не о Матрене". По обычаю пропели "Вечную память", но "голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства".
"Умерла Матрена, а вместе с нею ее Бог, которому она никогда не молилась, но который жил у нее в душе и, наверное, помогал ей в жизни".
Горький вывод делает автор рассказа: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".
Смерть героини - это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.
Источник:

Ответ от Виктория Лайт [новичек]
Первоначально рассказ Солженицына «Матрёнин двор» назывался «Не живет село без праведника». Первое название раскрывает сущность главной героини. Несмотря на условия, в которых она жила, всегда оставалась верной своим принципам, жила по «божьим законам». «Жить не по лжи» значит для Матрены быть неравнодушной к чужой беде.
Главным качеством Матрены, которое помогало ей выживать, сохранять человеческое достоинство, не таить обиду, являлась любовь к труду.
Но простодушие и терпение, отличавшие Матрёну, не пользовались авторитетом у окружающих: односельчане относились к ней насмешливо, неуважительно. Пользуясь ее добротой и неотказностью,