Что уничтожило Мохенджо-Даро? Древний-город - Мохенджо-Даро. Загадка истории






Мохенджо-Даро («холм мертвецов») - город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья. Его обнаружили в 1920 году вместе с городом Хараппу на территории Пакистана. Города явно воздвигнуты по Ведической традиции.

Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений).
Ширина улиц в городе достигала 10 м. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной.
Находка 5000 летней давности доказала что в этих местах существовала высокоразвитая цивилизация. И веками устоявшаяся культура. Судите сами если городу высокой цивилизации 5000 лет, то сама цивилизация не могда возникнуть за один день, и у этой цивилизации есть не меннее продолжительная предистория. Что означает что цивилизация и разум построившие эти города еще древнее. Отсюда следует простой логический вывод. Что к возрасту найденных городов можно смело добавить 2000 лет
Итого возраст самой самой цивилизации был не меньше 7000 лет.
Самое интересное, что город Махенджадара был уничтожен ядерным взрывом. В костях скелетов обнаруженных на месте раскопок Мохенджо-Даро (Махенджадара) уровень радиации превышал в несколько раз. Река которая протекала рядом испарилась в одно мгновенье.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города МохенджоДаро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает «Холм мертвых». Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали…

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Аэрофотосъемка города
Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией» Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе «Махабхарата» говорится о некоем «взрыве», который вызвал «слепящий свет, огонь без дыма», при этом «вода начала кипеть, а рыбы обуглились» Что это – просто метафора» Д Девенпорт считает, что в ее основе есть. какие-то реальные события.

Но вернёмся к самому городу…

Реконструкция города Хараппской культуры, к ней принадлежит и Мохенджо-Даро
Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад. Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой «тортовой» формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него – четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе). Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.
http://vk.cc/3W6EQL

Город Мохенджо-Даро это еще одно из достояний древних цивилизаций и свидетельство их существования. Город расположен в долине реки Инд, а именно в Пакистане, в провинции Синд. Город Мохенджо-Даро является одним из самых древнейших городов в мире и самым первым городом в Южной Азии. (11 фото )

Город был построен 2 тысячи лет до н.э, жил и активно развивался порядка девяти ста лет. Город до сих пор увенчан занавесом тайны, о нем очень мало известно, а так же остается открытым ряд вопросов, кто построил? когда именно? как им удалось построить такой город? и главный вопрос — почему город был оставлен жителями? Пока что Мохенджо-Даро является главным предметов среди археологов и историков. Считается что Мохенджо-Даро был «административным центром древних жителей Индийской цивилизации.

До наших дней дошли лишь не многие останки города, сами понимаете сколько времени прошло, но при помощи новейших технологий ученым удалось установить что в городе проживало порядка 50 000 человек. Это очень большой город для того времени. Город был выполнен из глиняных кирпичей, неправда ли интересно, 2000 год до н.э это и кирпичи, причем не просто какие то лепешки, а обожженные кирпичи. В последствии местные жители растащили их на строительство своих домов и всяких нужд.

Удивительно еще и то, что город уже в то время имел четкую архитектурную сосредоточенность, все переулки и улицы были четко вымерены и имели прямой угол, в городе не было каких либо тупиков и непонятных лабиринтов, какие мы можем видеть в других древних городах. Улицы в городе были четко скоординированы, причем длина составляла 8 метров, то есть на такой дороге свободно могли разъехаться две телеги, соответственно на улице не было толкотни.

К уникальным качествам архитектуры можно отнести и наличие централизованной национализации, и полное водоснабжение. Думали что первое и единственно водоснабжение появилось в великом древнем Риме, как видите древние жители Мохенджо-Даро тоже достигли этой стадии развития. Если говорить более конкретно, то в городе был «общественные бани» оснащенные подачей горячей воды, так же в большинство домов была устроена примитивная (для нашего времени) и не постоянная пода воды, но все же, это говорит о высоком интеллекте цивилизации. Все канализационные воды стекались в специальные сливные ямы, расположенные обычно за городом.

Высота домов достигала 7 метров в высоту, архитектура города имела довольно четкую форму сооружений, город даже подразделялся как бы на два яруса, конечно же основная жизнь протекала внизу, но дома имели второй этаж, а крыша первых этажей служили балконами. Город так же высоко был развит в экономическом плане, Мохенджо-Даро был в отличном географическом положении, рядом с ним находилась река Инда, по сути Мохенджо-Даро являлся торговым центром, сюда со всей Азии съезжались торговцы, для обмена товаров.

Так же было обнаружено большое здание с хорошим вентиляционными ходами, возможно это был амбар для хранения зерна. Можно предположить что религия в городе тоже находилась на особом уровне, была найдена древняя мечеть, к которой ведет длинна улица. К сожалению сейчас большая часть города погружена под многометровым слоем ила, раскопкам так же мешают грунтовые воды которые покрывают город.

Непонятно почему такая умная и хорошо развитая цивилизация бесследно исчезла, все люди буквально испарились, археологи нашли останки лишь порядка 2 000 человек из 50 000. На этот счет имеются различные теории, возможно люди просто покинули город из-за постоянно разливающегося русла реки, это мнение возникло после нахождения большой стены, которой возможно жители пытались защититься от наводнений.

Останки горожан найдены совершенно целыми, то есть они умерли не насильственной смертью, так же в городе не были найдены останки какого либо оружия. Что автоматически отменяет теорию о нападении арийской цивилизации. Любители мистического мира активно утверждают о перемещении людей в другое время, и похищение людей инопланетянами.

Доподлинно неизвестно от чего город был заброшен, возможно это было небывалой силы землетрясение, или уникальный разряд нескольких шаровых молний, по силе взрыва можно приравнять к ядерному. Останки жителей были радиоактивными что позволяет ученым утверждать о взрыве атомной бомбы, но какая в то время бомба, это по крайней мере не логично, значит как нибудь взрыв природного происхождения, разряд электричества как вариант.

Не смотря на все старания археологов и историков как и почему город был оставлен, Мохенджо-Даро упорно хранит все тайны. А нам с вами остается лишь гадать и комментировать статью)


Очень люблю исторические драмы особенно с замахом на более древние периоды человеческого существования.

Фильм «Махенджо-Даро» снять по всем каноном такого жанра, весь историзм и событийность замыкается на одном историческом персонаже, который наделен ну просто всеми положительными качествами. Он и красив, и силен, и храбр, и умен, и хитер в меру, и добр, и отважен, в общем не наделен никакими человеческими качествами, кроме желания любить и получить объект своего вожделения.

Сюжет не содержит ничего сверх кардинального, как это всегда бывает, несправедливо лишенный своего трона и отрешенный от него герой, в полном неведении, что было с его родителями, приезжает торговать в величественный город Махенджо-даро. И… и находит в нем все что искал. И прекрасную девушку Чаани, и историю своего происхождения, и свое предназначение, и конечно же становится спасителем всего городского населения, попутно приложив руку к созданию великой реки Ганг. Все это на фоне древнего города, с песнями, танцами, причудливыми (скорее фантазийными, чем реальными) обрядами, драками, пучеглазыми злодеями и пр.

Фильм скорее не понравился, чем понравился.

Сценарий будто писан на коленке, не знаю на счет исторической точности, но на счет проработки героев, очень плохо. Создается впечатление, что над внешним видом каждого персонажа работали больше, чем над внутренним, что не свойственно для индийского кино. Все герои лишены человечности и оттого кажутся пустыми.

Возможно из-за недоработки сценария все актеры кажутся слабоватыми и натуженными.

Ритик Рошан (главный герой Сарман) старался изо всех сил вытянуть хоть что-то из этого образа, старательно сверкал глазами и пафосно закидывал подбородок, гневно дергал ноздрями. Но создать полноценный образ не получилось. Он в отличной физической форме, как всегда потрясающая работа в сценах с драками, как всегда отлично чувство ритма и танца, но на этом все, нет внутреннего переживания, нет того эмоционального толчка от экрана, который заставит зрителя немного встрепенуться.

Пуджа Хегде (Чаани) ну тут совсем без стараний. Очень плохо, одной внешней красоты недостаточно, недостаточно пристального взгляда на камеру, пусто. Особенно когда происходили рыдания или патетические речи, ужас. Роль не такая большая как кажется и не такая сложная, да Чаани возлюбленная главного героя, да именно ее замужество подтолкнуло на большие поступки Сармана, но где эмоция? Где??? У меня в голове возникала ассоциация белого шума, когда я видела ее. Нет эмоции, нет посыла, нет ни страсти, ни всеобъемлющей любви, нет вдохновения. Единственно, что отлично удалось, уж не знаю как этого добились, эта сцена удушения Чаани, очень реалистично. Может ее и взправду немного придушили, дабы вытянуть хоть что-то (сарказм, злой).

Кабир Беди (Махам) злой злодей, очень злой и очень индийский. Чем то напомнил мне главного индийского злодея Амриша Пури, когда пучил глаза. Кабир поработал на столько, на сколько позволяет это режиссер, опять же недостатки не актера, а скорее сценариста и режиссера, нет внятного мотива и развития его злобы. Почему в нем оказалось столько алчности, где развитие злобы на весь мир, нет генеральной идеи.

Арунодай Синкх (Мунджа) один из немногих, у кого более-менее внятные эмоции и переживания. Симпатичный бородатый наследник лже-властителя, с замашками нисколько на власть, сколько на единоличную любовь. В нем есть и хорошее и плохое, показано немного нравственные колебания героя, что дает образу Мунджи более реалистичные черты. Чего нет у главного героя, вопрос почему? Ведь Ритик куда опытнее.

Мэниш Чаудхари (священник) обратил на себя внимание в «Клянусь тобой любимая», но здесь опять же не дали раскрыться, создалось впечатление, что актеру немного тесновато в этом образе. Из всех доступных выражений лица, актеру скорее всего предоставили маску «удивление», «крайнее удивление», «обескураженность», «стыдливое удивление».

Уж не помню как звали жену злодея и тем более актрису, которая ее играла, но вот единственная кому можно выставить 6,0 за технику и актерское мастерство. Живой и полный образ, видимо из-за незначительности персонажа, нашли время на внутреннюю наполненность.

Некоторые сцены и вовсе вызвали недоумение:

1. Сцена с прогулкой Чаани в простом одеянии. Почему она громит все вокруг? С чего она обливает прохожих, бьет горшки у мастеров, портит имущество чужих людей? К чему??? Она вышла первый раз в простой одежде, никто ее не узнает, и вместо любопытства, беспечности, радости, откровенное хулиганство. Непонятно! Никак не характеризует героиню, никак не выражает чувство свободы, да и еще в разрез идет с ее благопристойным образом.

2. Сцена с разрезанием веревки Махамом перед потопом. Ну уж начал резать, так чего не дорезал, понимаю, хотели показать его борьбу до конца, слабый лучик надежды на спасение, но почему он остался на столбе? Куда сильнее было бы если бы он разрезал вервку и бросился бежать, а поток воды настиг его где-то в городе или на выходе из города. Осталось чувство, что пытались изобразить, ничего не пришло другого на ум, начали делать и в итоге не доделали и забыли.

3. Скорее не сцена, а то что меня покоробило, наряд главного героя на время пребывания его в Махенджо-Даро меняется раз пять! Как?! он простой крестьянин, одежда тогда была дорога, вернее откуда столько? А головной убор Чаани меняется всего три раза! и то один из них свадебный. По-моему, на лицо недоработка или перереработка.

4. Все сцены с единорогом! Ну почему компьютерная графика? Зачем? Рог в чалме Сармана смотрелся куда реалистичнее этого существа. Не то что реалистичности не хватило, не хватило красоты и эстетики в этом животном, ведь единорог символ сакральный, вдохновляющий.

Что точно понравилось: музыка и танцы!

Фильм скорее похож на чью-то дипломную работу с большим бюджетом. Могу его сравнить с незрелой грушей, которую купил достаточно дорого. С одной стороны есть и замах и именитые актеры и только из-за этого пытаешься найти хоть что-то достойное, но увы. Даже большая цена не сделает зеленую грушу спелой.

Индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо-Даро)

Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии неолитическими земледельцами в основном шло с севера, через Иран и Афганистан. VI–IV тысячелетиями до н.э. датируются первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда, а примерно XXIV в. до н.э. – величественные памятники развитой городской культуры, известные по раскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро.

Выстроенные из кирпича городские строения (дома, дворцы, цитадели, зернохранилища), бассейны с хорошо налаженной системой канализации и даже соединенное каналом с рекой сооружение типа верфи – все это не только свидетельствует о высоком уровне градостроительства и, следовательно, всей урбанистической цивилизации, но позволяет предполагать существование развитого ремесла, включая бронзолитейное дело, а также, что важно подчеркнуть особо, торговых связей с соседями, прежде всего с шумерским Двуречьем. Трудно сказать, насколько культура шумеров повлияла на возникновение центров индской цивилизации и следует ли эти центры считать чем-то вроде очагов, возникших при содействии шумерской колонизации (на этот счет существуют различные мнения), но сам факт влияния со стороны более развитого Двуречья несомненен. К этому надлежит добавить, что и населяли индские центры европеоиды, антропологически близкие к населению ближневосточного региона. Речь, конечно, не о том, чтобы видеть в индских городах просто шумерскую колонию, – здесь иная культура, своя письменность (хотя и близкая к шумерской), иной тип строений. И все-таки связи несомненны, причем не только внешнеторговые, фиксируемые, в частности, обнаружением индских печатей при раскопках в Двуречье, но и структурные, сущностные: схожие мифологические сюжеты (герой типа Гильгамеша с зверями), строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (прежде всего бронза и письменность).

Города долины Инда были, в отличие от месопотамских, очень недолговечны. Они быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной до сих пор причине пришли в упадок и исчезли с лица земли. Ориентировочно период их жизни ограничивается пятью-шестью веками, с конца XXIV до XVIII в. до н.э. Некоторые данные говорят о том, что упадок очагов индской городской культуры начался задолго до их исчезновения и что он был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации (строились и селились где попало, даже на прежних центральных улицах-площадях) и, возможно, с изменением русла Инда и затоплением городов.

Что касается внутренней структуры индского городского общества, то данные на этот счет необычайно скудны. Судя по существованию предприятий вроде верфи, крупных строений типа дворца, огромных зернохранилищ, здесь должна была существовать примерно та же, что и в ранних обществах Двуречья, протогосударственная структура с властью-собственностью правящих верхов и важной ролью централизованной редистрибуции. Более того, сам облик богатых городов с развитым ремесленным производством заставляет полагать, что к городам примыкала немалая земледельческая периферия, за счет налогов и повинностей с которой в основном отстраивались города и существовали освобожденные от производства пищи слои населения, включая администраторов, воинов, жрецов, ремесленников. Однако ничего более точного и определенного сказать нельзя: сам факт социальных и экономических различий при полном молчании нерасшифрованной письменности (а это в основном небольшие, в 6–8 знаков, тексты на печатях из иероглифов и пиктографов, количество которых, по ориентировочным подсчетам, достигает 400) не дает оснований говорить ни о рабах, ни о кастах, ни о частных собственниках, хотя кое-кто из специалистов подчас пытается делать это.

Но, как бы то ни было, одно на сегодняшний день установлено достаточно твердо и определенно: хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, положивших практически заново начало древнеиндийскому очагу цивилизации. Пожалуй, здесь нужна одна существенная оговорка: новый очаг складывался в основном в долине Ганга, в районах, отстоящих от центров хараппской культуры на многие сотни, если даже не тысячи километров. Только историческое единство Индии в ее привычных недавних границах, объединяющих обе великие речные долины (да и то не учитывая современность, когда долина Инда в основном вошла в состав Пакистана), побуждает специалистов столь тесно связывать между собой Хараппу и ариев и, более того, искать преемственность между ними.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Лекции по истории Древнего Востока автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 2. Индская (Хараппская цивилизация) К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Западной и Северной Индии, в Синде, Белуджистане и на побережье Аравийского моря – на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с

автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Мохенджо-Даро Среди экспонатов одного из музеев города Дели есть небольшая статуэтка из темного металла. Только что закончив танец, застыла, гордо подбоченясь, нагая девушка. Уверенная в успехе, она словно ждет восхищенных аплодисментов от зрителей. Левой рукой, от

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Русы Индостана в IV–III тыс. до н. э. Хараппа. Мохенджо-Даро Русы-скифы и Скифия вообще тесно связаны с индоарийской проблемой и с Индией. Но изыскания надо начинать с ранних эпох.Цивилизация русов Хараппы, которая занимала огромную территорию (пять Шумеров) в долинах Инда,

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Глава 22 Индская цивилизация Открытие и датировка индской цивилизации Индскую цивилизацию принято называть Хараппской по названию первого города, в котором были начаты систематические раскопки, – Хараппы. Однако территория, занимаемая этой цивилизацией, оказалась

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ГИБЕЛЬ МОХЕНДЖО–ДАРО Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо–Даро в Индии. В 1922 г. индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Иид древние руины. Их назвали Мохенджо–Даро, что в переводе означает

Из книги Индоевропейцы Евразии и славяне автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Середина III тыс. до н. э. Влияние геоксюра в Белуджистане (Кветта) и Афганистане (Мундигак). Цивилизации городов Хараппа и Мохенджо-Даро Начало заселения Кветты (Белуджистан), как мы помним, было положено во второй половине IV тыс. до н. э. Причем мотивы орнаментов керамики

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Маршрут Хараппа – Полинезия? В 1820 г. в долине реки Инд в основании огромного холма, на котором расположился небольшой индийский городок Хараппа, были найдены остатки какого-то древнейшего селения. В 1853 г. здесь начались археологические раскопки, результатом которых

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Черные молнии над Мохенджо-Даро Следы исчезнувшей цивилизацииЕще в двадцатые годы прошлого века археологи вскрыли в этом районе Пакистана древнейшие курганы с останками крупнейших городов бронзового века Хараппы и Мохенджо-Даро. Кстати, согласно некоторым

Из книги Древний Восток автора

Мохенджо-Даро - крупнейший город протоиндийской цивилизации Древний город на холме Мохенджо-Даро был обнаружен в 1921 г. при обследовании буддийской ступы, возвышающейся на его вершине. В 1924–1927 гг. Дж. Маршалл проводил здесь первые систематические археологические

Из книги Тайны трёх океанов автора Кондратов Александр Михайлович

Гибель Мохенджо-Даро Все эти вопросы лишь поставлены - отвечать на них будут исследования археологов-подводников, исследования, которые уже начинаются. В теплых водах, омывающих Цейлон, возле города Тринкомали аквалангисты обнаружили затонувшие памятники «разных

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

Индская цивилизация Культуры Инда или Хараппы. Первые города были основаны около 5 тысяч лет назад в Шумере. Через 500 лет они возникли по берегам рек Нил и Инд.В долине Инда в эпоху мезолита появились общины, которые пользовались геометрическими микролитами и владели

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индская цивилизация Еще с VII тыс. до н. э. в долине великих рек Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство, а в III тыс. до н. э. местные дравиды создают здесь первую индийскую цивилизацию, получившую в науке название Индской или Хараппской (вторая четв. III тыс. –

Мохенджо-Даро считается одним из величайших археологических памятников мира. В 1980 г. он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.

В 1922 г. на одном из островов реки Инд археологи обнаружили развалины древнего города. Были обнаружены следы пожаров и сильных разрушений, но не было найдено ни одной могилы, поэтому город назвали Мохенджо-Даро (Mohenjo Daro), что в переводе с языка синдхи означает «Холм Мертвых». Мы так и не знаем, как назывался этот город на самом деле, как называли себя его жители. Точно известно лишь одно — это один из самых великих городов древности. И один из самых загадочных, он погиб около 3700 лет назад при весьма необычных и до сих пор не разгаданных обстоятельствах. Города редко приходят в упадок внезапно, а в этом городе все указывало на то, что катастрофа наступила мгновенно.

На сегодняшний день вскрыто и расчищено лишь около 10 процентов территории Мохенджо-Даро, это 260 га или более 2,5 кв.км. Его окраины сегодня погребены под илистыми отложениями Инда. Раскопки здесь велись до 1960-х годов. По мере того как археологи спускались все ниже, навстречу стали подниматься засоленные подпочвенные воды. Соленый налет виден повсюду на кирпичах. Соль стала разъедать то, что осталось от города. И тогда по решению ЮНЕСКО раскопки были законсервированы.

Но и вскрытая во время археологических исследований древняя кладка кирпичей Мохенджо-Даро, совершенство которой поражает археологов, надежно хранит тайны своего города. Исследователи не обнаружили ни одного кладбища в окрестностях Мохенджо-Даро. А ведь город просуществовал, как минимум, полтора тысячелетия. В развалинах зданий и сооружений не было обнаружено многочисленных трупов людей и животных.

В одном из домов были найдены скелеты тринадцати мужчин, женщин и одного ребенка. Их останки носили признаки внезапной смерти. Но они не были убиты и ограблены - на некоторых были браслеты, кольца, бусы. По всему городу археологи натыкались на подобные группы скелетов, которые свидетельствовали, что перед своей гибелью люди свободно ходили по улицам и были застигнуты смертью врасплох.

Все это отчасти напоминало картину внезапной гибели людей в Помпеях. Только на единицах из нескольких тысяч скелетов, найденных в Мохенджо-Даро, действительно имелись следы ранений. При раскопках не было обнаружено ни оружия, ни остатков какой-либо воинской амуниции, ни даже обломков оружия или следов разорения. Общее количество скелетов составило несколько тысяч, что очень мало для большого города. По подсчетам специалистов, в период расцвета в Мохенджо–Даро проживало около 50 000 человек.

Почему жители покинули Мохенджо–Даро, куда ушли десятки тысяч человек, живших здесь? – Эти вопросы до сих пор остается без ответа.

Первоначально Мохенджо-Даро располагался на двух островах на реке Инд. И как показывают раскопки и компьютерные реконструкции города, жить там было очень комфортно. Пожалуй, даже более комфортно, чем в некоторых современных городах. Широкие мощеные улицы, многокомнатные 2-х и 3-х этажные дома, канализация, водопровод и другие удобства.

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

Дома в Мохенджо–Даро строили из обоженного кирпича, что в совокупности с остатками огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густой сетью сточных канав свидетельствует о том, что жители долины Инда, в отличие от шумеров Южной Месопотамии, явно имели избыток воды, хотя сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее создал. Забыты названия ее городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными. Известно лишь, что что она пришла в упадок довольно быстро. На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины крушения столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Однако более поздние исследования не подтвердили ни одну из этих гипотез. А гибель Мохенджо-Даро вообще наступила внезапно.

В Мохенджо-Даро археологи обнаружили район, где кирпичи оплавлены и это породило ряд фантастических гипотез гибели Мохенджо-Даро вплоть до современного ядерного оружия, якобы существовавшего в древности. Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы, она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

Причины гибели Мохенджо-Даро

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии

В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-Даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний), которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро.

Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-Даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет, привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями.

Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой. Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже говорил, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот.

Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.

Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.

Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба. Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

Версия вторая. Мохенджо-Даро и землетрясение

Эту версию выдвинул американский исследователь геолог Д. Рейкс, изучавший строение земных слоёв в районе Мохенджо-Даро. Он установил, что в ста сорока километрах к югу от города находился очаг сильнейшего землетрясения, которое изменило облик долины Инда. Вероятно, с него всё и началось. По-видимому, землетрясение вздыбило землю, Инд оказался перегороженным, и его воды повернули вспять. Затем началось наступление грязевых потоков. Поселения вблизи Мохенджо-Даро были погребены под многометровым слоем ила и песка. Горожане пытались защититься, стали возводить дамбы, следы которых найдены при раскопках. Но бороться с водой и грязевыми потоками становилось всё труднее и труднее.
Учённые полагают, что наступление грязевого моря длилось около ста лет. В итоге стихия победила, а город погиб. Некоторые ученые считают, что одним из факторов, провоцирующих землетрясение, могут быть и перепады атмосферного давления. Эта версия стала особенно популярной после сильного землетрясения, которое пережили Индия и Пакистан в октябре 2005 года. Правда, эта версия не объясняет оплавленный кирпич.

Версия третья. Мохенджо-Даро и наводнения

Некоторые историки полагают, что город стал жертвой серии мощных наводнений — разливавшийся Инд часто затапливал Мохенджо-Даро, и жители были вынуждены покинуть город. Как показали снимки из космоса, русла реки Инд и ряда других местных рек многократно меняли свои направления. Причиной тому были подвижки земной коры. Более того, Инд не раз затоплял Мохенджо-Даро. В итоге повреждалась система канализации, в результате чего в условиях жаркого климата начинались ужасные эпидемии, буквально косившие людей. Остававшиеся в живых спешно покидали город. В подтверждение этой версии исследователи ссылаются на археологов, которые установили семь или девять слоев ила между уровнями зрелой культуры Мохенджо–Даро. Таким образом, город был последовательно разрушен и восстановлен по крайней мере семь раз. Каждый раз новые города строились поверх старых.

Версия четвертая. Мохенджо–Даро и оружие древних

Эту версию изложили в своей книге «Атомный взрыв в 2000 до н.э.» («Atomic Destructionin 2000 BC», 1979) Дэвид Дэвенпорт и Этторе Винченти. Английский исследователь культуры и языков Древней Индии Д. Дэвенпорт, знаток санскрита, родился и некоторое время жил в Индии. Он был одержим идеей перевода древнеиндийских текстов с санскрита на английский язык и объективной интерпретации философского значения и исторических фактов, изложенных в этих текстах. Он также прожил 12 лет в Пакистане, изучая руины Мохенджо–Даро.

Д. Дэвенпорт совместно с итальянским исследователем Винченти установили, что примерно 3700 лет назад на вершине холма, вокруг которого был построен Мохенджо-Даро, произошёл мощный взрыв, похожий на атомный (по разным оценкам, дата разрушения варьируется от 1500 до 2000 г. до н. э.). Они разместили в упомянутой книге схему разрушений зданий. Если посмотреть на нее внимательно, можно увидеть четко очерченный эпицентр, внутри которого все строения сметены. По мере движения от центра к периферии разрушения уменьшаются, постепенно сходя на нет. Становится понятным, почему окраинные здания являются наиболее сохранившимися строениями Мохенджо-Даро.

При внимательном осмотре разрушенных зданий Д. Дэвенпорт и Э. Винченти установили, что диаметр эпицентра взрыва составляет около 50 м. На этом месте все кристаллизовано и расплавлено, все строения стерты с лица земли. На расстоянии до 60 м от центра взрыва кирпичи и камни оплавлены с одной стороны, что указывает на направление взрыва.

Как известно, камни плавятся при температуре около 2000°С. В этих местах обнаружен и песок, превратившийся в стекло. (Точно такие же пласты зеленого стекла были обнаружены в пустыне штата Невада (США) после проведения ядерных испытаний).

В направлении от центра к периферии степень разрушения зданий постепенно уменьшается.

Исследователи также установили, что древний город разрушили три мощные ударные волны, распространившиеся на милю от эпицентра взрыва. Среди руин в районе с радиусом свыше 400 метров разбросаны куски глины, керамики и некоторых минералов, которые подверглись быстрому оплавлению. Все люди, кто находился в эпицентре, мгновенно испарились, поэтому археологи не нашли там скелетов.

Исследователи отправили так называемые черные камни, которые были разбросаны по улицам города, в Институт Минералогии Римского Университета и в лабораторию Национального совета исследований (Италия). Выяснилось, что черные камни - это не что иное, как осколки глиняной посуды, спекшиеся при температуре около 1400-1600 градусов, а потом затвердевшие.

Кстати, подобные образования, тектиты, возникающие под воздействием высокой температуры, ученые находят в разных районах Земли. В 1822 году в Москве на русском языке был издан перевод с французской книги Г. Пропиака «Достопамятности в мире, или Описание существующих на Земле редких произведений природы и искусства» (часть 1). В ней можно прочитать небольшой, но весьма любопытный раздел «Остекляненныя крепости в Гейланде, что в Шотландии».

Удивительно, но гипотеза Дэвенпорта уже в 80-е годы прошлого столетия была забыта. Несмотря на то, что она объясняет многие загадки Мохенджо–Даро,продолжения исследований в этом направлении не последовало.

Версия пятая. Мохенджо-Даро и оружие пришельцев

В древних индийских хрониках «Книга Дзаена» написано предание о неземных существах, прилетавших к мирным туземцам на, говоря современным языком, металлическом корабле. В книге говорится, что однажды, эти существа разругались с местными жителями. Они переселились в соседний город и там их выбрали правителями. Именно тогда новый вождь и выпустил на город своих врагов большое светящееся копье, которое разрушило все постройки и сожгло жителей. И даже те, кто вошел в город позже, со временем заболели и умерли. А новый вождь, собрав всех своих воинов, их детей и жен, улетел в неизвестном направлении на таинственном корабле. Некоторые исследователи считают, что Мохенджо–Даро и есть тот сожженный город, но доказательств этому нет.

Немало интересных фактов и в других источниках. «Великие войны в Небе» описаны в древнеиндийских Пуранах и у древнегреческого автора «Войны Титанов» Гесиода. В Библии описана война в Небе воинства Михаила против «Дракона — Юпитера» и «Люцифера — Венеры». Е.П. Блаватская в своей «Тайной доктрине» также пишет, ссылаясь на Пураны, о войне двух рас, которая спровоцировала Всемирный потоп. А вот что писал Э. Церен в книге «Библейские холмы» о знаменитой Вавилонской башне — то есть зиккурате Этеменанки: «Нельзя найти пояснения тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалил весь остов башни, которая от жара спеклась в плотную массу, подобную расплавленному стеклу». В свое время упоминал об этом и Марк Твен, путешествовавший в 1867 году по Ближнему Востоку: «(Было) восемь ярусов (башни), две из которых стоят и по сей день… гигантская, кирпичная кладка, рассеявшаяся посредине от землетрясений, опаленная и наполовину расплавленная молниями разгневанного бога».

На подобные факты обращает внимание и А.А.Горбовский в своей книге «Загадки древнейшей истории». Например, на стенах ирландских крепостей Дундалл и Экосс сохранились следы очень высокой температуры — расплавлены даже гранитные глыбы, а температура плавления гранита превышает 1000 градусов Цельсия! Другие следы возможного применения неведомого оружия были найдены в Малой Азии при раскопках столицы древних хеттов Хаттусас, а также в Центральной Америке.

Так или иначе, во многих легендах народов мира есть рассказы о том, как боги сражались в небесах, используя некие летательные аппараты, оснащенные оружием. Особенно их много в древнеиндийских текстах.