Что отличает модернизм от реализма: сравнение двух направлений. Что отличает модернизм от реализма в литературе? Что отличает модернизм от реализма литература

Русская литература начала 20 века. Основные историко-литературные сведения

Социально - политические особенности эпохи и культуры. Наука, культура, литература рубежа XIX и XX веков.

К концу XIX века обострились кризисные явления в экономике России. Неудача реформы 1861 года, не решившей судьбу крестьянства, обусловила появление в России марксизма, делавшего ставку на развитие промышленности и новый революционный класс - пролетариат.

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке, не только бунтующем, но и способном переделывать эпоху, творить историю, получает развитие не только в философии марксизма, но и в творчестве М. Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, революционера.

Другая группа деятелей культуры, убедившись после трагических событий 1881 года (убийство царя-освободителя Александра II), и особенно после поражения революции 1905 года, в бесчеловечности революционных путей, пришла к идее духовной революции. Философы и художники этого направления считали главным совершенствование внутреннего мира человека.

Именно на это время приходится расцвет русской религиозно-философской мысли. Вступление России в мировую войну привело страну на грань катастрофы. И не только потому, что подрывало ее неокрепшую экономику. Порожденное неудачным для России ходом войны безвластие в начале 1917 года привело к октябрьской революции, после чего страна превратилась в принципиально иное государственное образование.
В конце XIX - начале XX века основным фоном литературного развития были не только социально-политические обстоятельства жизни, но революционные изменения происходили и в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались смежные с литературой искусства. Научные и философские взгляды - всегда важный компонент культурной эпохи, но на некоторых этапах истории культуры они особенно серьезно влияют на художников слова. К таким эпохам относится и серебряный век русской литературы.

Начало нового века стало временем фундаментальных естественно - научных открытий, прежде всего в области физики и математики.

Быстро менялись на рубеже веков и условия бытования искусства. Рост городского населения в России, сдвиги в сфере народного просвещения и, наконец, обновление технических средств, обслуживающих искусство,- все это привело к стремительному росту зрительской и читательской аудитории. В 1885 году в Москве открылся частный оперный театр С. И. Мамонтова; с 1895 года быстро развивался новый вид искусства - кино; в 1890-е годы началась деятельность доступных демократическому зрителю Третьяковской галереи и Московского художественного театра. Эти и многие другие факты культурного быта России свидетельствуют о главном - динамичном разрастании приобщенной к искусству аудитории, усиливающемся резонансе событий культурной жизни. Открываются новые театры, намного чаще, чем прежде, проводятся художественные выставки, организуются новые издательства. Бурный расцвет переживает в это время театральное искусство. Искусство получает невиданные прежде возможности влияния на духовную жизнь страны.



Специфическая примета культуры рубежа XIX- XX веков - активное взаимодействие разных искусств. Нередки случаи творческого универсализма: например, М. Кузмин сочетал поэзию с композиторской деятельностью, поэты-футуристы Д. Бурлюк, В. Маяковский занимались изобразительным искусством. Даже жанровые обозначения порой заимствовались в это время из смежных искусств: А. Скрябин называл свои симфонические произведения «поэмами»; Андрей Белый, напротив, давал своим литературным опусам жанровое определение «симфоний».

Другой заметной особенностью искусства начала века было усиление контактов с мировой культурой, более активное использование опыта не только отечественного, но и зарубежного искусства. К концу XIX века русская культура естественным образом вписалась в контекст мировой: безусловными международными авторитетами стали Ф. Достоевский, Л. Толстой, П. Чайковский. К началу XX века любое заметное явление, скажем, французской культуры немедленно становилось и достоянием русской. И наоборот: например, благодаря усилиям С. Дягилева русский балет стремительно завоевал себе высочайшую европейскую репутацию. Такому широкому взаимообмену русской и европейской культур способствовали активная переводческая деятельность писателей и меценатство российских промышленников.
Стремительно меняющаяся жизнь в начале ХХ века требовала новых форм отображения действительности. Поэтому наряду с царившим в то время реализмом появляется новое литературное направление – модернизм. Реализм и модернизм развивались параллельно и, как правило, в борьбе друг с другом.

В конце XIX - начале XX века русская литература становится многослойной. Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняется не столько борьбой литературных группировок и школ, сколько возникновением в литературе противоположных представлений о задачах искусства и, соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит реализм и модернизм по разным руслам единой литературы.
Реализм.

Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е годы еще жили и творили Л. Толстой и А. Чехов. Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х годов составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький). Помимо лидера объединения в него в разные годы входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели. За исключением И. Бунина среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и - менее заметно - в драматургии. Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она унаследовала традиции великой русской литературы XIX века.

Однако непосредственные предшественники нового поколения реалистов уже в 1880-е годы серьезно обновили облик направления. Творческие поиски позднего Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова внесли в художественную практику много непривычного по меркам классического реализма. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова. Поколение писателей-реалистов начала XX века получило в наследство от Чехова новые принципы письма - с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой; со значительно более широким арсеналом художественной выразительности; с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью. Поколение реалистов начала XX века унаследовало от Чехова постоянное внимание к личности человека, его индивидуальности.

Заметно обновилась в реализме типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти узнаваемые типы «маленького человека» или переживавшего духовную драму интеллигента, но по существу эти типы были совершенно другими. Одной из центральных фигур оставался в их прозе крестьянин. Но даже традиционная «крестьянская» характерология изменилась: все чаще в рассказах и повестях появлялся новый тип «задумавшегося» мужика.

Существенно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы. Ломка привычных устоев, крушение старых традиций, взаимоотношений поколений отцов и детей, поиски нового мировоззренческого стержня жизни привлекают внимание писателей. Отсутствие стабильности в отношениях человека и общества, человека и среды сказались в жанровой перестройке реалистической прозы. Центральное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные формы: рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма: самым крупным эпическим жанром стала повесть. Ни одного романа в точном значении этого термина не написали самые значительные реалисты начала XX века - И. Бунин и М. Горький.

Утратив по сравнению с классиками XIX века эпическую масштабность и цельность видения мира, реалисты начала века компенсировали эти потери обостренностью восприятия жизни и большей экспрессией в выражении авторской позиции. Общая логика развития реализма в начале века заключалась в усилении роли повышенно-экспрессивных форм. Писателю была важна теперь не столько соразмерность пропорций воспроизводимого фрагмента жизни, сколько интенсивность выражения авторских эмоций. Это достигалось заострением сюжетных ситуаций, когда крупным планом описывались предельно драматические, «пограничные» состояния в жизни персонажей.

Модернизм отличался крайней внутренней нестабильностью: различные течения и группировки непрерывно трансформировались, возникали и распадались и объединялись.

Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. На периферии его возникали и другие, не столь эстетически отчетливые и менее значительные явления «новой» литературы.

Глубинные устремления конфликтовавших друг с другом модернистских течений оказались весьма сходными, несмотря на порой разительное стилистическое несходство, разницу вкусов и литературной тактики. Вот почему лучшие поэты эпохи редко замыкались в пределах определенной литературной школы или течения. Поэтому реальная картина литературного процесса в конце XIX - начале XX века в значительно большей мере определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

Реализм – напр-е в мировом ис-ве, широкое распр-е во 2п. 19в., проявляющее себя и в после­дующие эпохи культурного развития. Для реализма хар-но стремление к объект-му изобр-ю жизни, что достигается путем сле­дования принципам социального, исторического и психологичес­кого детерминизма (обусловленности) образов. Реалисты пыта­лись представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным. Реализм стремится познать законы дей­ств-ти для того, чтобы изменить ее к лучшему. Искусство в реал-е - ср-во познания человеком самого себя и окруж-й действ-ти. Для реалистов не суще­ствует запретных тем, поскольку их основные требования к искус­ству - достоверность, точность, правдивость. Важнейшими черта­ми реалистической эстетики являются народность и исто­ризм. Герой в реалистическом произведении - это обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исто­рической эпохи, определенного социального круга. Поскольку ре­алисты стремятся к изображению жизни личности во всей ее це­лостности, величайшим открытием реализма становится психоло­гический анализ. Рус-й реализм с тв-ва Пушкина. К к.50-х гг. формируется специфическая особенность русско­го реализма, когда литература начинает осмысливаться как "учеб­ник жизни " русские реалисты искренне верят в то, что их открытия помогут людям стать лучше. Литература отражает злободневные проблемы. Для неореализма хар-но : выбор малых жанровых форм (рассказ, повесть, неб. пьесы); фрагментарность повествования, калейдоскопичность; процесс перетекания жанров (в краткую форму вкладывалось глубокое содержание – густота письма) Например – Куприн.

Модернизм - философско-художественная система, сложившаяся в культуре в конце XIX - начале XX в., реализовавшаяся в таких направлениях, как сим­волизм, экспрессионизм, акмеизм. Ряд исследователей относят к модернизму и авангардные направления. Философской основой модернизма стали концепции Ф. Ницше, А. Бергсона. 3. Фрейда, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера и др. Модер-м в своем развитии проходит ряд стадий: декадентство, собственно модер­низм, неомодернизм. Верхней хронологич-й границей модер­низма принято считать 60-е гг. XX в., когда на шкале культурно­го развития его сменяет постмодернизм. Основными чертами фи­лософии и эстетики модернизма являются: 1) идеалистическая установка по отношению к реальности - сознание признается первичным; 2) стремление моделировать собственную реальность, а не описывать существующую; 3) основной категорией модер­низма становится понятие текста, который признается высшей реальностью и формируется не посредством отражения объектов действительности, а путем воспроизведения и осмысления "окуль­туренных" объектов, локализованных в текстах-предшественниках; 4) сверхценной для модернизма является идея построения текста как "путешествия" по лабиринтам глубоко индивидуализированного сознания, зачастую отличающегося патологически у характером; 5) технически усложненная манера письма.

Литература к. 19-н. 20 вв. Литература Серебряного века. В лит-ре смена эпох вылилась в формотворчество. С прошлым расставались без сожаления, радовались смене эпох. Появление новых направлений, течений в ис-ве всегда свя-сь с пониманием места и роли чел-ка в мире, вселенной, с изм-м самосознания чел-ка.

Декаданс - особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубе­же 19-20 вв. и нашедший яркое и законченное воплощение в целом ряде фактов культуры этого периода. Устойчивые черты: чувство так называе­мой "рубежной усталости" , вызываемое лично испытываемым по­чти физическим ощущением тяжести опыта предш-х поко­лений; иррационализм и мистицизм в оценке явлений и событий; пессимизм по отношению к настоящему и особенно к будущему; апокалипсические ожидания; восприятие собственной жизни как мучительного и бессм-го прозябания, от кот-го может из­бавить только желанная смерть; подчеркнутый интерес к анормаль­ным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубий­ству), садомазохистскому комплексу и т. п.; аморализм, демонстра­тивное пренебрежение общепринятыми этическими нормами. Не являясь сам по себе течением или направлением в искусстве, дека­данс обусловил как творчество отдельных авторов, так и практику целых художественных направлений. Одним из самых ранних про­явлений декадансных умонастроений стал французский символизм. В русской литературе под знаком декадансных установок развива­лись такие явления, как предсимволизм и старший символизм.

Символизм - первое литера­турно-художественное направление модернизма, возникшее во Фран­ции в 60-е годы XIX в., характерна предельная субъек­тивность по отношению к миру, порожденное кризисом позитивизма и реализма (П. Верлен, А. Рембо, О. Уайльд и др.). Фил-я основа- идеализм, в частно­сти, его установка на дуальность мира: параллельное существова­ние прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реаль­ных вещей. Свои теор-е представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в творчестве Р. Вагнера. На основании этого форм-ся общий миф симво­лизма - искусство есть высшая реальность, - т.к. только посредством искусства чел-к способен приблизиться к высшей истине, прозреть истинную сущность окружающих его явлений пу­тем установления аналогий между реальными вещами и совершен­ными идеями. Средством постижения этой сущности становится символ. Русский символизм прошел в развитии 3 стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Ме­режковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.). Наиболее оригиналь­ным, не имеющим аналогов в европейской традиции, явлением в составе русского символизма представляется младосимволизм, ба­зировавшийся на философских идеях В. Соловьева. Характерными чертами символизма являются: тенденция к жизнестроительству (пе­реживание жизни как художественного текста), неомифологизация, подчеркнутая реминисценционность текстов. Д.С. Мережковский, один из крупнейших теоретиков модернизма, выделял три основные черты поэтики символизма: мистическое содержание, символизация и "изощренный импрессионизм" в области формы.

Акмеизм - русская поэтическая школа модернистской ориентации, возникшая в 10-е гг. XX в., во многом явившаяся реакцией на кризис символизма. В качестве основного принципа изображения мира акмеизм декларировал осознание ценности всех элементов его составляющих, от самых "высоких" до самых "низ­ких": "все явления - братья" (Н. Гумилев). Высшей целью сво­его творчества акмеисты провозглашали возвращение современ­ному человеку утраченного "праздника миросозерцания". Акме­изм проповедовал конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", в реалиях которого можно прозреть ту самую "недости­жимую" истину, к познанию которой тщетно стремились симво­листы. Наиболее яркими представителями акмеизма были Гумилев, Городецкий, Ахматова. Мандельштам.

Футуризм - направление аван­гардного искусства, возникшее в начале XX в., наиболее широко распространенное в Италии и России. Теоретическая платформа направления была в основном оформлена в работах Ф.Т. Маринетти. С точки зрения футуристов, основными характеристиками современного мира были: энергия, риск, дерзость, скорость, что реализовывалось в стремлении представителей этого течения пе­редать динамику мирового процесса, поэтому старые формы ка­зались им непригодными. Футуристы стремились осуществить реформу поэтического языка посредством введения "свободного" синтаксиса, звукоподражания, словотворчества, актуализации ассоциативной природы образа. Излюбленными темами футури­стов были технократические, урбанистические, милитаристичес­кие темы. Практика футуризма связана с попыткой эстетически осмыслить действительность как стремительно несущийся поток, хаотично фиксируемый сознанием "человека толпы". Авангард­ная прагматика футуризма влекла за собой эпатирующий харак­тер его искусства. Русский футуризм был крайне неоднороден и был представлен различными группировками, соперничавшими между собой. К ним относились: "Гилея" (кубофутуристы В.В. Ма­яковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Круче­ных и др.), "Ассоциация эгофутуризма" (И. Северянин, И. Игнатьев и др.), "Центрифуга" (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.), "Мезонин поэзии" (В. Шершневич, Р. Ивнев и др.).

31. Взаимодействие реализма и модернизма в «неореалистической» прозе 1910-х гг. (Е. Замятин «Уездное» / А. Ремизов «Неуемный бубен» / И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»)

Источники:

1. Реализм и неореализм // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов) М., 2000.

2. Эйхенбаум Б. Страшный лад; Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.

Начиная с 40-х годов XIX столетия, русская литература развивалась под преобладающим воздействием одного художественного направления (имеется в виду его полновластие в прозе – господствующем литературном роде своего времени) – реализма, и многие противостояния, даже самые решительные – творческие, идеологические – разыгрывались внутри него. Но с постепенным утверждением в 1890-е гг. нового, модернистского искусства литературное движение становится полем соперничества двух особых систем художественного мышления, адепты которых на первых порах бывали весьма запальчивы и нетерпимы друг к другу.

На рубеже веков модернисты противопоставляли себя «реалистам», писателям сообщества «Знание» (во главе с М. Горьким). Острые словесные баталии между двумя сторонами свидетельствовали, разумеется, о реальных различиях сторон, но не отражали всей сложности их взаимоотношений . Между символистами и «знаньевцеми» намечалось постепенное сближение. Симптоматические контакты возникли в годы Первой русской революции (1905 г.) на почве общей оппозиции существующему политическому режиму.

В дальнейшем, со второй половины 1900-х – начала 1910-х гг., контакты расширялись и видоизменялись, все сильнее затрагивая глубинные, собственно творческие слои – миросозерцательные и художнические, стимулируя интерес к обмену опытом. Симптоматично высказывание Брюсова в речензии на «Жемчуга» Гумилева в 1910 г.: «В наши дни “идеалистические” искусство вынуждено очищать позиции, занятые слишком поспешно. Будущее явно принадлежит какому-то еще не найденному синтезу между “реализмом” и “идеализмом”». В те же годы мысль об объединяющем слове, которое должно примирить все школы, родилась и у адептов реализма. Но они подходили к ней с другой стороны. Если Брюсов сетовал на избыток «идеализма» в творчестве единомышленников, то иная литературно-критическая среда – как раз на недостаток его в предшествующей реалистической литературе.

Именно в это время, (конец 1900-х – нач. 1910-х гг.) получает широкое хождение термин «новейший реализм» (или «неореализм» или «новый реализм»). Но в это понятие вкладывались неодинаковые смыслы:

1). С одной сторон, в «новом реализме» усматривали процессы, протекавшие внутри реалистического движения: отмежевание от натурализма конца XIX века, возвращение к традиции классического реализма и обновление ее за счет отдельных «технических» завоеваний модернистов.

2). С другой стороны толкование понятия «неореализм» в модернистском кругу шло встречным путем и, однако, заключало в себе особые смыслы. М. Волошин, например, в статье «Анри де Ренье» (1910 г.) пишет, что материнское лоно «неореализма» - все же символизм, и переход от символизма к новому реализму – это, по сути, коллизия внутри модернистского движения

От Белого и Сологуба до Бунина и Куприна – таков диапазон имен, приобщенных к «новому реализму», если иметь в виду общую картину суждений и мнений того времени.

Зарождение «неореализма» в России происходило на фоне процесса преобразования реализма в мировой литературе вообще, протекавшем на грани столетий под воздействием общеисторический причин (необходимость осмыслить принципиально новое состояние мира) и причин внутрилитературных (резко обострившееся к тому времени ощущение исчерпанности прежних художественных форм и поиски нового языка).

Те же причины действовали и в русской литературе. Кроме того, историческая реальность нашей страны также оказала значительное воздействие на ход литературного процесса. Прежде всего, речь идет о политической реакции, последовавшей за Первой русской революцией. При этом и для модернистов, и для реалистов общемиросозерцательные уроки произошедшего оказались важнее, чем его прямая общественно-политическая суть. Отсюда такая особенность «неореализма»: повествование, прямо или завуалировано обращенное к событиям политической истории привлекает «неореалистов» меньше, чем стихия быта . «Тоска по быту» - так характерно названа статья Мариэтты Шагинян. Шагинян пишет о полемичной пристрастности «неореалистов» к плотной, материальной жизни в противовес символистским «мирам иным». При этом Келдыш (статью которого, я, кстати, все это время пересказывала) выделяет два типа бытописательства:

1). «История через быт» - «бытовое» противопоставляется «историческому». Творчество «бытовиков», хотя и сохраняет постоянное присутствие истории, но удаляется от исторической арены как прямого «объекта». Из житейского обыденного материала извлекается широкая проблематика. Приверженцев такого бытописательства Келдыш относит к «социологическому реализму».

2). «Бытие через быт» - особый синтез бытийного и социально-конкретного мировидения с возвышением первого над вторым.

Примечательно, что бытовая тема часто связана с образом обширного русского захолустья. В русской общественной и духовной жизни того времени наблюдался возрастающий интерес ко всему «уездному». Именно оттуда ждали ответы на мучительные вопросы о будущем России. Образ уездной глухомани, захлестнутой обывательской стихией, мы видим и в повестях Ремизова «Неуемный бубен» (1909 г.) и Замятина «Уездное» (1913 г.). Действие в обоих произведениях происходит в глуши: конкретное место не называется: у Замятина – просто «уездное», «наши места», у Ремизова – «наш город». Внимание рассказчика сосредоточено исключительно на быте. Подробно, во всех мелочах описывается повседневная жизнь героев: их занятия, бытовые привычки, вещи, окружающие их, почему-либо важные или совсем не важные для них.

Особого внимания заслуживает вопрос об эволюции литературного героя в произведениях «неореалистов». Если в реализме конца 90-х представление о должном типе человека связывалось с волевым импульсом, непосредственно действенным началом, с помыслами о героической индивидуальности, то реалисты новой волны привержены к строю обычного, повседневного существования, в котором нет ничего героического. Их герой – не просто «не герой», а и вовсе человек «не мыслящий». Это определение можно отнести к персонажам всех трех произведений: к господину из Сан-Франциско, к Анфиму Барыбе («Уездное») и к Ивану Семеновичу Стратилатову («Неуемный бубен»). Они не просто «не мыслящие», они прямо-таки сравниваются с неодушевленными предметами. Так, «Уездное» заканчивается словами, относящимися к главному герою: «Будто и не человек шел, а старая воскресшая курганная баба, нелепая русская каменная баба». «Неуемный бубен» - тоже понятно – название повести – это прозвище, которое дали Стратилатову сослуживцы, а автор, называя так повесть, закрепляет эту характеристику героя. Что касается бунинского «господина», то он, мало того, что безымянен, так еще и умирает и не аллегорически , а по настоящему превращается в так сказать неживой предмет.

Для всех трех рассматриваемых произведений характерно стремление думать не только в категориях сего дня, но и в гораздо более широких. Глухомань, изображенная Замятиным и Ремизовым далеко не исключительна, читателю она сразу напоминает хорошо ему известную глухую провинцию из произведений Островского, Гоголя, Лескова, с ее «домовитым, богомольным, степенным народом», которому «с полной утробой сладко спится после обеда», у которого «»калитки на засовах железных», а «над головой вода мутная да сонная». И герои, как Замятина, так и Ремизова – образы обобщенные. Они связаны с предшествующей литературной традицией (ремизовский Стратилатов напоминает гоголевского Башмачкина – переписывание сюжета о «маленьком человеке»), а кроме того показаны как типы, как воплощение русского народа в целом (в образе Барыбы воплощена слепая стихийность, животное, «немыслящее» народное начало). Что касается Бунина, у него показана мертвенность и косность западного, «цивилизованного» мира, а не русской глуши, что не отменяет однако глубины обобщения, а просто направляет обобщение в несколько другую сторону.

Еще один важный вопрос, касающийся «неореализма» - вопрос типа повествования. В обновленном реалистическом движении (это я так называю «неореализм» для разнообразия) лирическое повествование, характерное для символизма, уступает место предметно-изобразительному, а то и щедро описательному. Интересно однако, что нарастающая описательность не вытеснила субъективность, а преобразовала ее. Самые отчужденные от личностного начала элементы теперь тесно сплетаются с ним, сохраняя при этом объективную самоценность. В свою очередь лирический голос автора все чаще теряет обособленность, растворяетя в «картине», входит в структуру внешнего «объекта». Явлены таким образом две встречные тенденции: с одной стороны, «приручение» лирической стихии; с другой – раздвижение эмпирических границ предметного образа, приобретающего в ряду случаев широко символизированный смысл. В этом смысле характерен пример Бунина, у которого из множества мелкого и дробного, мозаичной россыпи фактов то и дело возникает – путем мозаичного подбора «бесстрастных» подробностей – широко обобщенный, напряженно-эмоциональный образ почти символического смысла. В образной символике «Господина из Сан-Франциско» есть и чисто условная: появляющийся в конце рассказа образ Дьявола – символическое запечатление «сатанинской» сущности современного писателю мира. Однако и тут, вопреки, казалось бы, жанровой природе повествования, основная смысловая нагруженность приходится на описательную стихию. Чисто бытовые – по внешности – ситуации произведения равноправно входят в его общий притчево-иносказательный строй. Так у Бунина обобщенно-экспрессивное начало органично соединяется с элементами традиционно описательного стиля.

И наконец, последняя важная особенность «неореализма» - повышенный интерес к сказовой форме . (Напомню, что сказ – это форма повествования, которая в своей лексике, синтаксисе и подборе интонаций обнаруживает установку на устную речь рассказчика – определение Б. Эйхенбаума). Повествование автора становится изустной речью, поведанной «чужим» языком. Этот путь был подсказан и Гоголем, и Лесковым, а в тогдашней литературной современности – прежде всего Ремизовым. И «Неуемный бубен», и «Уездное» - яркие примеры сказа. Повествователь приноравливается к языку обитателей того самого захолустья, где разворачивается действие. (примеры я приводить не буду – не наизусть же вы их будете заучивать). Интересно, что сказовая манера выдерживается непоследовательно. Повествователь время от времени переходит-таки на речь «интеллигентную». Так обнаруживается условность «самоотчуждения» повествователя, иллюзорность этой видимости. Эта условность проявляется и в том, например, что «сказителя» нередко занимают такие вопросы, которые вряд ли заинтересовали бы простолюдина. Так проявляется сопряжение личностного и объективорованного начала, о чем уже шла речь выше.

Это все, что я имею сказать по данному вопросу.

Хотя, пожалуй, стоит упомянуть еще пару фактов:

«Неореалисты» 1910-х гг. распределились по двум так сказать платформам, это: «Книгоиздательство писателей в Москве» (образовано в 1912 г., Бунин к нему принадлежал, идеологом же был Вересаев) и петербургский журнал «Заветы» (в том же году появился, вокруг него, помимо прочих, группировались Ремизов и Замятин).

В статье будет рассмотрено такое неоднозначное культурное явление, как модернизм. Основное внимание уделено различным стилям модернизма, в частности, его проявлению в русской культуре и особенно - литературе, а также тем характерным чертам, которые объединяют все эти многочисленные стили.

Что такое модернизм?

Давайте разберемся. Прежде чем дать ответ на вопрос, что сближает разные течения модернизма, стоит дать определение этому явлению. Модернизм - это весьма общее обозначение, применяемое для культуры рубежа 19-20 веков. Впрочем, на хронологические рамки этого явления существуют разные точки зрения, некоторые исследователи считают, что модернизм - явление исключительно 20 века. Этот термин происходит от итальянского слова modernismo, что переводится как «современное течение», или, если смотреть глубже - от латинского modernus - «современный».

Характерные черты модернизма

Период модернизма не только в искусстве (хотя в этой области он проявлялся, пожалуй, ярче всего), но и в философии, и науке, определяется резким разрывом с предыдущими концепциями и опытом, характеризуется желанием опровергнуть устаревшие начала и установить актуальные, появлением новых выразительных художественных форм, которые отличались общностью и схематичностью. Иногда поиск форм выражения субъективного взгляда на реальность был самоцелью в ущерб идейной ценности и эстетики произведения. Все эти особенности модернизма вызывали его негативное восприятие в буржуазном обществе. Ценности его эти течения ставили под сомнение. Буржуазные настроения находили свои отражения в первую очередь в реализме, а модернизм и реализм - прямо противоположные течения. Отрицание традиций культуры, начиная с античности, заканчивая реализмом, принято обозначать как авангардизм (от французского «передовой отряд»), но это понятие относится уже к 20 веку. Впрочем, соотношение понятий модернизма и авангардизма до сих пор нечетко, они воспринимаются то как взаимозаменяемые, то как полностью противоположные.

Культура модернизма

Модернизм, в сущности, был выражением всех внутренних несостыковок и противоречий, существующих в буржуазном обществе. Это произошло как под влиянием развития науки и техники, так и под влиянием мировых социально-политических катастроф. Конфликты и разлад в обществе, безусловно, оказали влияние на изменение психологии людей начала 20 века, так же, как и появление технических новинок и коммуникативных средств.

Культурное и социальное расслоение повлекло за собой возникновение двух субкультур - элитарной и массовой, разделение на которые присутствует в обществе и до сих пор. В этот же период возникло понятие китча, тесно связанное с массовой культурой.

Не касаясь пока что искусства и литературы, можно сказать о модернизме в философии, где он соприкасается главным образом с так называемой философией жизни, а также экзистенциализмом.

В культуре модернизма нашел свое отражение так называемый закат Европы, но суть этого течения не только в изображении культурного и духовного кризиса, но и в непрестанном поиске путей выхода из него. И если говорить о том, что сближает разные течения модернизма, то это в первую очередь то, что все они дают многочисленные разнообразные варианты выхода.

Модернизм в искусстве

Для обозначения модернизма в искусстве обычно используют термин «модерн». Оно начинает изменяться качественно: если раньше авторы изображали в основном скопированную реальность, то с конца девятнадцатого века на полотнах они передают собственный взгляд на эту реальность, свои эмоции и чувства по отношению к ней, стремясь тем самым изобразить настоящую реальность, скрывающуюся за внешней оболочкой.

С конца 19 века возникает огромное количество разнообразных стилей, для общего обозначения которых используется термин «модернизм». Такое резкое появление новых стилевых течений может быть связано с тем, что жизнь в этот период начинает меняться крайне быстро, все постоянно изменяется, и вместе с развитием науки, общественных взаимоотношений, политики возникают, исчезают и видоизменяются различные стили в искусстве и архитектуре. Возникают идеи "искусства для искусства", "искусства для себя", и одновременно с этим искусство становится средством для препарирования окружающей реальности и преодоления ее противоречий.

Среди наиболее значительных и заметных можно назвать импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм и абстрактное искусство. Для всех этих жанров характерен разрыв с изображением объективной реальности, крайне субъективный взгляд, элитарность и отказ от художественного наследия предыдущих эпох - классицизма и реализма. Последнее не всегда означает только полный разрыв с ранним художественным опытом, но также и стремление выразить эстетические идеалы в более качественном виде.

Новые стили возникали в разные временные отрезки и в разных странах, зачастую у художников, работающих в модернистских стилях. Что сближает разные течения модернизма, если они были настолько отличны друг от друга? В сущности, часто их не объединяло ничего, кроме следования антиреалистическим тенденциям и стремления выразить свое видение мира.

В качестве нижней планки времени появления модернизма часто называют год возникновения так называемого Салона отверженных - 1863 год. Там выставлялись работы художников, которые не одобрили члены жюри парижского салона - а он был основным средоточием европейского искусства того времени. Появление этого салона связано с именами известных импрессионистов, следовательно, этот стиль условно считается первых проявлением модернизма в живописи. Исчезать же модернизм стал ближе к середине двадцатого века, когда начал появляться постмодернизм.

Модернизм в литературе

Как направление в литературе модернизм складывается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в 20-е годы XX века. Так же, как и в искусстве, модернизм представляет собой интернациональное течение, представленное различными школами - экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др.

Основателями модернистского течения в литературе, разработавшими новые приемы работы со словом, считают трех писателей - Д. Джойса, Ф. Кафку и М. Пруста. Сильное влияние на литературу модернизма оказали философ Ф. Ницше, концепции З. Фрейда и К. Юнга.

Литература модернизма состоит из многочисленных разнообразных группировок, объединенных между собой стремлением не описать окружающую реальность, но самовыразиться, что в конечном счете помогло направить фокус общественного внимание на индивидуальность каждого человека и оказало значительное влияние на изменение психологии общества.

Русский модернизм

Интересным явлением предстает модернизм в России. Здесь он был представлен в первую очередь в литературе и имеет ряд особенностей. В частности, как и все модернистские течения, имел интерес к древним мифологическим образам, но в русском варианте модернизма это отразилось особенно ярко, в нем появился четкий ориентир на мифологию и фольклор. Русский модернизм был присущ той части интеллигенции, которая была наиболее европеизирована. Точно так же, как и западный, модернизм в России был в определенной степени пронизан настроениями декаданса, что в особенности касается одного из наиболее крупных течений - символизма. И модернизм во всем мире был представлен приверженцами грядущей духовной революции.

Модернизм в русской литературе

Пожалуй, ярче всего представлен русский модернизм в литературе 20 века. Среди основных течений стоит вспомнить акмеизм, футуризм и символизм. Все эти течения носят в себе характерные особенности модернизма - поиск новых способов изображения реальности и отрицание традиционного искусства.

Символизм

Как направление в литературе символизм появился в конце 19 века во Франции. Поэзия становится индивидуальной, она закрепляет мгновенные впечатления, стремится стать максимально чувственной и выразительной.

По мнению символистов, внешняя и внутренняя действительность не может быть познана рациональным путем, поэтому художник-творец при помощи использования символики способен познать тайные смыслы мира. Символизм в России возник достаточно внезапно, и в качестве его начальной точки обычно отмечают «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» - статью поэта Д. Мережковского. Он, З. Гиппиус, В. Брюсов и другие были одним из представителей старших символистов, в творчестве которых в основном поднимались темы уникальности пути творца, несовершенства мира. Следующее поколение символистов - младосимволисты - использует темы преобразования мира при помощи красоты, соединения жизни и искусства, среди представителей были Блок, Андрей Белый, В. Иванов, это поколение поэтов можно назвать утопистами. Благодаря представителям символизма слово в поэзии получило множество дополнительных смысловых оттенков, язык стал более образным и гибким.

Акмеизм

Это явление возникло как противовес символизму, основываясь на идеях о четкости и ясности взгляда на действительность и соответствующем ее изображении. Слово, по их мнению, не должно быть многозначным, ему следует носить изначальный смысл, стиль должен быть лаконичным, сдержанным и выразительным, структура произведения - строгая и отточенная. Начало существования акмеизма связывают с возникновением «Цеха поэтов», руководителями которого были поэты Гумилев и Городецкий. В этом течении возникает перекличка с литературными традициями Золотого века русской поэзии. Среди других представителей модернизма можно назвать А. Ахматову, О. Мандельштама, М. Кузмина.

Футуризм

Представители этого наиболее авангардного из течений стремились создать искусство, которое коренным образом изменило бы окружающую действительность. Они отличались не только использованием экспериментальных форм творчества, смелого поэтического строя и языка, но зачастую и тем, что совершали эпатажные поступки и вели необычный образ жизни. Футуризм разделялся на несколько подгрупп: эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифугу» и включал в себя таких знаменитых поэтов, как В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк и многих других. Временем появления этого модернистского (и даже больше, авангардистского) течения считают 1910 год, когда был напечатан первый сборник футуристической поэзии «Садок судей».

Модернизм в русской живописи

Модернизм значительно проявил себя не только в русский литературе, но и в живописи. Среди представителей модернизма в этом виде искусства стоит вспомнить в первую очередь М. Врубеля, И. Билибина, А. Бенуа, В. Васнецова - список можно продолжать бесконечно, особенно если вспомнить других художников, которые так или иначе обращались к модерну в разные временные периоды. Их творчество одновременно обнаруживало в себе сходство с теми поисками, которые примерно в это же время происходили в Европе, но и заметно отличалось от них. Для них свойственна определенная условная декоративность, четкие и скульптурные лица и фигуры персонажей на первом плане, орнаментальность и масштабных плоскостей цветов. Все эти характерные черты придавали живописным полотнам большую выразительность и трагичность. Основными темами, к которым обращались художники, были темы смерти, скорби, сна, легенды, эротики. Кроме того, в живописи появилась определенная ценность символики цветов и линий.

Общее в модернистских направлениях

Итак, в финале можно сказать, что разные течения модернизма сближает то, что все они противопоставляют себя реализму и ценностям, которые реализм отражал. Модернистские произведения вне зависимости от направления в искусстве были своеобразными экспериментами, действительно новым, неожиданным и необычным явлением в культуре конца девятнадцатого века, постоянно находящимся в поиске. Модернизм и его стилевые течения стремились стать стилем в отличие от других стилей, возникавших естественным и органичным образом в мировой культуре, в сущности, независимо от желания творцов. Возможно, причиной столь недолгого существования этого течения было то, что в нем ставился слишком сильный акцент на индивидуализм.