Что изучает фонетика и орфоэпия? Для чего нужно изучать фонетику? Что такое фонетика в русском языке

Фонетика (от греч. phone) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей, а также ударение и интонацию.

Изучать фонетику языка можно с разными целями, в разных аспектах. В зависимости от этого различаются общая и частная, описательная и историческая фонетика.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает способы и характер образования звуков речи, природу гласных и согласных, структуру слога, типы ударения и др. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой .

Описательная (синхроническая) фонетика исследует звуковой строй конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Историческая (диахроническая) фонетика изучает изменения фонетической системы, произошедшие на протяжении более или менее длительного периода времени.

Фонетика как один из уровней языковой системы имеет свою специфику.

Звуковые единицы языка (звуки), в отличие от других его единиц – морфем, слов, словосочетаний, предложений, – не обладают значением. Слово имеет определенное значение, суффикс привносит в слово значение (например, -тель, -ик). Но мы не можем установить значение гласного [о] или согласного [д], они не обладают самостоятельным значением. Однако звуки служат для образования других языковых единиц – лексических, грамматических (слов и морфем, словосочетаний и предложений). Поэтому говорят, что звуковая сторона языка существует не сама по себе и не сама для себя, а в грамматике и лексике данного языка. Звуковые единицы и их сочетания реализуются в словарном составе и грамматическом строе, т.е. играют определенную функциональную роль.

Звук и буква

Письмо – это как бы одежда устной речи. Оно передает устную речь.

Звук произносят и слышат, а букву пишут и читают.

Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка. И.А.Бодуэн де Куртенэ писал: кто смешивает звук и букву, письмо и язык, «тот только с трудом отучится, а может быть и никогда не отучится смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом, человеческое достоинство с чином и званием», т.е. сущность с чем-то внешним .

Звук как объект фонетики

В центре внимания фонетики находится звук.

Звук изучается с трех сторон, в трех аспектах:

1) акустический (физический) аспект рассматривает звуки речи как разновидность звуков вообще;

2) артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;

3) функциональный (лингвистический) аспект рассматривает функции звуков речи;

4) перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.

Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.

Артикуляция звука состоит из трех фаз:

    Экскурсия (приступ) – органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука (Панов: «выход органов речи на работу»).

    Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.

    Рекурсия (отступ) – органы речи выходят из занятого положения (Панов: «уход с работы»).

Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.

Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.

Министерство среднего и профессионального

образования

Реферат

Фонетика

1. Применение фонетики ………………………………………………………………3

2. Понятие фонетики …………………………………………………………………...5

3. Фраза ………………………………………………………………………………….5

4. Фонема ………………………………………………………………………………..6

5. История ……………………………………………………………………………….6

6. Воспроизведениезвуков …………………………………………………………...10

7. Звуки ………………………………………………………………………………...10

8. Согласные ………………………………………………………………………........13

9. Гласные ………………………………………………………………………………17

10. Фонетическая транскрипция ………………………………………………………17

11. Слог ………………………………………………………………………………....17

12. Ударение ……………………………………………………………………………18

13. Чередование звуков …………………………………………………………..……20

14. Говорим правильно…………………………………………………………………20

15. Благозвучность русского языка……………………………………………………21

16. Родник языка ……………………………………………………………………….22

Список литературы …………………………………………………………………….24

1. Применение фонетики

Мы живем в мире звуков. Проснувшись утром, слышим тиканье часов, плеск воды в умывальнике, пыхтенье чайника на плите. Выходим из дома – нас окружают голоса улицы: чириканье воробьев, шум ветра, шуршание шин по асфальту, звон трамваев. Но вот у вас за спиной раздался голос прохожего: «Скажите, пожалуйста, который час?» Вы посмотрели на часы и ответили. Каким же образом из потока звуков вы уловили те, которые передали вам определенную информацию? Чем отличаются они (звуки речи) от других?

В языке все: части слов, слова, словосочетания, предложения – имеет звуковое выражение. Не случайно в школе обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Она входит и в школьный курс языка.

Можно ли при общении обойтись без звуков речи? Вероятно, кто-нибудь ответит на этот вопрос утвердительно и назовет используемые в процессе общения жесты, мимику; возможно, кто-то вспомнит о различных сигналах (например, о световых, которые подает светофор), о языке свиста или даже о восточном «языке цветов».

Кроме языка слов есть и другие средства общения, но все они весьма ограничены в своих возможностях. Попытайтесь, например, с их помощью передать содержание хотя бы одной фразы из повести К. Паустовского «Мещерская сторона»: Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Из этой попытки ничего не получится. А звуковая речь дает возможность выражать все разнообразие наших мыслей и чувств.

Для того чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить: существуют нормы, правила произношения, которые учитывают закономерности звуковой стороны языка. Очевидно, вывод ясен: без звуков речи в общении обойтись нельзя.

Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством общения: он неисчерпаемо богат. Задумались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка? Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических средств, в многообразии синтаксических конструкций, то будете правы. Однако не забудем и о звуковой стороне речи. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха особенно приятны. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.

Мелодичность русского языка отмечали многие писатели. К. Паустовский в «Книге скитаний» рассказывает:

…В Арле, на бульваре Де-Лисс в вечернем пустом кафе нас еще раз убедил в красоте нашего языка кельнер-«гарсон» средних лет – типичный арлезианец с насмешливыми глазами.

Он долго почтительно стоял невдалеке от нашего столика, слушал разговор, потом подошел и спросил, на каком языке мы разговариваем.

А почему вы это спрашиваете? – спросили мы в свою очередь гарсона.

Какой-то, - ответил он, - необыкновенно красивый язык…

Язык нужен везде: и в бытовом общении, и на производстве, и в науке. В современную эпоху научно-технической революции широко внедряется в производство автоматизация, развивается робототехника, решаются вопросы управления техникой с помощью речевых команд.

В книге Л.Р. Зиндера «общая фонетика» производятся интересные размышления по поводу общения человека с машиной. Человек подает машине команду в виде речевых сигналов и даже учит ее воспринимать обычную речь: машина должна распознавать звуки речи, «знать» о возможностях их сочетаемости и взаимозаменяемости. «Научит» этому машину без обращения к фонетике нельзя. Следовательно, к НТР фонетика имеет самое непосредственное отношение.

Фонетика нужна врачам-логопедам: они учат детей правильно выговаривать звуки. Многие дети долго не могут выговаривать [р] и [ш], заменяют их другими звуками. Чтобы научить ребенка произносить трудный для него звук, надо знать, как этот звук производится (как работает при этом произносительный аппарат). Только на основе фонетических знаний можно научить звуковой речи глухонемых детей (они ведь не слышат окружающих и потому сами не заговорят); понимать речь собеседника глухонемых детей учат по движению губ.

Задумаемся над вопросом, как соотносится устная сторона нашей речи с письменной. В школе изучается орфография, которая прежде всего показывает, как с помощью букв отражается звуковой состав значащих частей слов (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Почему, например, в слове гора мы пишем букву о, хотя слышим звук, близкий к [а]? Почему в слове дуб пишем букву б, хотя слышим звук [п]? На эти «почему» ответит любой школьник, если только он учил правила орфографии. И в правописании нужна фонетика!

Фонетическая осведомленность необходима при создании письменности для бесписьменных народов. В нашей стране в 20-30 годы началось создание более чем пятидесяти алфавитов. И первый этап этой работы был связан с фонетикой: надо было услышать в звучащей речи все типичные для данного языка звуки-смыслоразличители, подобрать для них графическое изображение (буквы), составить алфавит, разобрать правила правописания и т.д.

Нужна ли фонетика в кинематографии? Отвечаем снова утвердительно.

Кто такой аэт? Это автор экранного текста. В дублированных, например иностранных, фильмах звучит русская речь; французские, немецкие, польские и другие зарубежные артисты в действительности говорят на своем языке, а для удобства зрителей русские артисты-дублеры произносят текст по-русски. Задача аэта так перевести текст, чтобы он не только был точным по содержанию, по эмоционально-стилитической окраске, но и фонетически сходен с первоисточником. Фразы (иноязычная и русская) должны совпадать по длине, звуки должны быть сходными по артикуляции (то есть по движению произносительных органов, - в первую очередь губ). Например, один из героев немецкого фильма произносит глагол fallen (фален), который в словаре переводится как «разрушиться» и «падать». Какой из этих синонимов по фонетическим признакам больше подойдет для дублера? Рассуждаем: у глагола fallen два слога, у глагола рушиться их три (слово длиннее немецкого на один слог). Кроме того, немецкий глагол начинается губным (губно-зубным) согласным [ф] – на экране будет видно сближение губ (точнее прикасание верхних зубов к нижней губе); начальный звук [р] в русском глаголе не губной, а язычный. Значит, глагол рушиться для экранного текста не подойдет. Второй синоним (падать) более удобен для такого перевода: в нем два глагола и начальный звук тоже губной, да и ударный гласный (в первом слоге) один и тот же – [а].

Вот так примерно рассуждает аэт, а для подобных выводов, согласитесь, нужно основательное значение фонетики.

Теперь ясно, что знания фонетики применяют во многих сферах нашей жизни.

2. Понятие фонетики

Ф о н е т и к а(греч. phonē - звук). это раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударение и интонацию. При изучении фонетики принимается во внимание как акустический аспект (ведь звук речи, как и любой другой звук, имеет свои физические характеристики), так и артикуляционный (сосредоточивающийся на способах образования звуков речи).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки).

Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).

С вопросом «Что такое фонетика?» рано или поздно сталкивается любой образованный Почему? Ну, во-первых, такие науки, как фонетика и фонология поверхностно изучаются в общеобразовательных школах (углубленно - в специализированных), ведь именно в стенах учебных заведений учеников начинают обучать правильному произношению звуков.

Во-вторых, нередко вопрос «А что такое фонетика вообще?» мы задаем преподавателям, едва записавшись на популярные нынче курсы иностранных языков.

Я попытаюсь ответить на этот вопрос очень подробно, но в то же время в простой и понятной манере. Для удобства статья будет разделена на несколько частей.

1. Фонетика и фонология - разделы современной лингвистики

В современной лингвистике звуковую сторону языка принято рассматривать в двух основных аспектах: акустико-артикулярном (с точки зрения фонетики) и функциональном (с точки зрения фонологии). Единицей фонетики является звук, фонологии - фонема.

Фонетический аспект предполагает изучение звуков с артикуляционно-акустической позиции, т.е. отвечает на вопрос, как именно образуются звуки и как взаимодействуют речевые органы в процессе говорения.

Ученые-лингвисты определяют как минимальные единицы речевой цепи, которые являются результатом сложной артикуляционной деятельности человека. Для них также характерны определенные акустические и перцептивные (связанные с восприятием речи) свойства. Фонологический аспект изучает собственно лингвистическую сторону фонемы и определяет, какую функцию выполняет она в процессе коммуникации.

2. Что такое фонетика? Основные разделы науки

Фонетика - это наука, изучающая звуковую сторону языка. Но это не просто учение о звуках, как принято считать. Фонетика рассматривает еще и интонацию, ударение, слоги и паузы. Но главным предметом исследования все-таки являются издаваемые человеком звуки, способы их образования и акустические свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики, вычленяемые из звучащей речи, называются линейными (сегментными). К ним относятся:

  • звук;
  • слог;
  • такт;
  • фонетическое слово;
  • фраза.

Но есть и суперсегментные: ударение, пауза, интонация. Они оформляют уже звучащую речь, помогая сделать ее более выразительной.

3. Фонетика и орфоэпия

Под орфоэпией следует понимать учение о нормах о специальных правилах, которые применяются при произношении не только отдельных звуков, но и их сочетаний. Наука также затрагивает и закономерности в постановке ударения.

Орфоэпической нормой называют произносительный вариант, который единственно возможен в данном слове. Он соответствует как системе произношения, так и основным закономерностям развития определенного языка.

Включают в себя фонетическую систему языка, а именно состав различаемых в современном языке фонем, их качество и изменения, происходящие в определенных фонетических позициях. Орфоэпия также охватывает произношение отдельных грамматических форм.

Следует обратить внимание на то, что эта наука не охватывает, например, такую важную сторону звучащей речи, как дикция. Многие считают, что, скажем, заикание и картавость тоже являются отдельными отраслями языкознания. Проблемы дикции рассматривает медицина. Почему? Потому что теоретически человек может иметь идеальную дикцию, но в тоже время абсолютно не владеть литературным произношением.

Я думаю, что смогла ответить на поставленный в самом начале статьи вопрос, что такое фонетика, а заодно мне удалось объяснить и доказать читателям, что человек не может существовать без знания языка. Без него непременно остановилось бы любое развитие общества, искусства, техники и науки. Способность выражать мысли образно, точно и ясно не дается природой, это приобретенный навык, которому приходится учиться долго, терпеливо и упорно. Изучение языка помогает тем, кто стремится лучше писать и говорить, ведь для того, чтобы выражать мысли, важно уметь вовремя подобрать самые нужные и точные слова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Тема исследовательской работы «Звуки времён года» (фонетика) выбрана мной не случайно.

Актуальность исследования заключается в том, что тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц…Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой. Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Почему – то услышав громкие звуки, мы пугаемся, а тихие - завораживают нас, заинтересовывают? С незапамятных времён на протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в определённый порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает своё место. Если заменишь – меняется смысл: кот –ток, сила – лиса, аист –лист, жил – шил и т.д.

А могут ли быть словами отдельные звуки? Да, и их много: я,у,в,к,а,и,о,с. И маленькие приставочки, суффиксы тоже могут кое-что рассказать о себе, не говоря уж о целом слове.

Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Фонетика – интересная наука.

Цель исследования : какие звуки ассоциируются с временами года.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Найти информацию о фонетике;

Проанализировать информацию о гласных и согласных звуках;

Узнать о звуках речи.

Источниковая база представлена в виде опроса учащихся о том, какие звуки ассоциируются у них с временами года.

Из литературы наибольший интерес представляют книги, в которых о звуках речи излагается в простой и доступной форме. Это книги: «Весёлая грамматика» Волиной В.В., «Звук и смысл» А.П. Журавлёва и др.

1. Фонетика

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка , природа которых материальна.

Различаются общая фонетика и фонетика конкретного языка . Общая фонетика изучает закономерности, действующие в разных языках мира, и является основой для фонетического анализа системы любого конкретного языка . Русский язык, как и любой другой язык народов мира, имеет свои фонетические особенности, которые образуют фонетическую систему русского языка, именно ее изучает русская фонетика .

Кроме того, в силу материальной природы звуков речи разные разделы фонетической науки могут углубленно исследовать все стадии порождения (производства) и восприятия речи: процесс формирования звучания (артикуляция речи), процесс распространения воздушных звуковых колебаний (акустика речи) и процесс слухового восприятия (перцепция речи). Поэтому в общей фонетической науке выделяют артикуляторную фонетику, акустическую фонетику и фонетику перцептивную . Материальная природа звуков речи позволила использовать для их изучения объективные физические методы исследования: специальные физические приборы, регистрирующие колебания воздуха при речепроизводстве, кинофоторентгеносъемку движений органов артикуляции, физическое преобразование речевого сигнала в заданных рамках для построения моделей восприятия речи и т.д. Такие модели исследований легли в основу экспериментальной (или инструментальной) фонетики .

Специальным разделом фонетики является фонетика историческая - она изучает то, как изменялась фонетическая система конкретного языка с течением времени. Диалектная фонетика имеет своей задачей изучение фонетических особенностей отдельных диалектов, (говоров) конкретного языка. Сопоставительная , или контрастивная, фонетика занимается сопоставлением фонетических систем родственных и неродственных языков; часто прикладным ее результатом является создание письменности (алфавита ) для бесписьменных языков. С фонетикой тесно взаимодействуют такие науки, как графика и орфография , занимающиеся способами передачи звучащей речи на письме, а также орфоэпия , изучающая нормативное литературное произношение .
Русская лингвистика имеет давние и плодотворные традиции во всех областях фонетической науки.
Российским филологам и лингвистам принадлежит в ней немало открытий.

Русская экспериментально-фонетическая школа известна своими достижениями во всем мире. Основателем школы был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де Куртене . Русские языковеды внесли большой вклад и в изучение истории развития фонетической системы праславянского и древнерусского языков (А.Х. Востоков , Ф.И. Буслаев ), русской диалектологии и диалектной фонетики (Н.Н. Дурново , А.А. Шахматов , Р.И. Аванесов , П.С. Кузнецов ). Результатом теоретических и практических изысканий лингвистов, в том числе фонетистов, XIX - XX вв. стала реформа орфографии 1917-1918 гг. Современное правописание в целом основано на правилах, закрепленных в документах Орфографической реформы 1917-1918 гг. (подготовлена Ф.Ф. Фортунатовым , А.А. Шахматовым , Д.Н. Ушаковым ). Теоретические основы орфографии как раздела языкознания были заложены Г.О. Винокуром .

Гласные – река, а согласные – берега звучащей реки

К.С. Станиславский

2. Гласные звуки

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk - волк). Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной - " “Как она пла-авает!” " - говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение). Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения . Этот признак - суммарная энергия произнесения - важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов . Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными - взрывными, шумными и аффрикатами . Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов).
кит – пакт – кепка – папа – сито
мал – нам – лавр – мама – норма - рама
Основа гласных звуков - тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи -
гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру , тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем "ау-у-у!"); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласных звуков в русском языке шесть: а,о,у,и,ы,э.

Гласные характеризуются по месту образования (в зависимости от горизонтального движения языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда); по способу образования, что зависит от его вертикального движения (бывают гласные верхнего, среднего и нижнего подъёма). Кроме того, по участию губ гласные делятся на огубленные (когда мы произносим [о] и [у], губы округляются) и неогубленные.

Таблица классификации гласных звуков

3. Согласные звуки

Если гласных звуков в русском языке шесть, то согласных – тридцать шесть!

Согласные никак нельзя пропеть, они не похожи на музыкальные тоны, это скорее шумы. По мнению изобретателей слова «согласный», его предназначение состоит не в «соглашательстве» с гласным, а в том, что согласный можно произнести только с гласным.

Все согласные звуки немножко похожи друг на друга. Чтобы произнести их, нужно рот закрыть (хоть чуточку, а нужно). Из-за этого шум получается. Но шумят согласные по-разному. Ведь согласные бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Согласные различаются также по месту образования шума – в зависимости от того, где и какими органами речи образована преграда, которую должен преодолевать поток выдыхаемого воздуха. По этому признаку согласные характеризуются как губные и язычные. Губных согласных в русском языке десять: м,м", б,б",в,в",ф,ф",п,п". Шесть из них называются губно-губными, а четыре – губно-зубными.

Большинство согласных – язычные. Но и они разнообразны. Есть заднеязычные согласные, их шесть: г,к,х,г",к"х" (при их произношении задняя часть языка движется к задней части нёба). Среднеязычный согласный – только [й]. Произнесите слово я , которое начинается эти звуком: вы почувствуете, как средняя часть языка устремляется к средней части нёба.

Остальные девятнадцать согласных – переднеязычные : при их произношении язык устремляется вперёд – к зубам или переднему нёбу.

Разнообразны согласные звуки и по способу их образования. Выдыхаемый воздух может прорываться сквозь сомкнутые произносительные органы (образуются смычно-взрывные звуки) или «протираться» сквозь образованную ими щель (это свойственно щелевым звукам). Смычных (взрывных) звуков в русском языке двенадцать. Эти звуки очень краткие, их иногда называют мгновенными . В самом деле, - они звучат, как выстрел: б,б",п,п",д,д", т,т",г,г",к,к". Щелевых согласных четырнадцать. Это длительные звуки; они свистят, шипят, жужжат, «фыкают», «хыкают»: в,в",ф,ф",з,з",с,с",х,х",ж,ш,щ,й.

Два звука в русском языке называются слитными, потому что они наполовину смычные, наполовину щелевые:[ц] и [ч]. В самом деле: [ц] состоит из слившихся [т] и [с ], а [ч"]- из [т"]и [ш"].

Звуки [м], [м"],[н],[н"],[л],[л"] называются смычно-проходными ; в этих случаях произносительные органы в общем-то сомкнуты, но оставляют проход для воздуха: или через нос (образуются носовые звуки [м],[м"],[н],[н"] ), или по бокам языка (образуются боковые звуки [л],[л"] ).

Особо образуются звуки [р] и[р"], которые называются дрожащими; действительно, при их образовании язык многократно прикасается к переднему нёбу и отступает от него: дрожит, вибрирует. Пожалуй, этот звук по способу образования самый трудный, не случайно многие дети его не выговаривают.

Можно определить звонкий это или глухой звук, произнося его с закрытыми ушами. При произнесении звонкого согласного в ушах чуть-чуть звенит.

Ещё один признак, различающий согласные звуки: твёрдость и мягкость. Термины эти, конечно, условны: ведь звук нельзя потрогать пальцами, чтобы проверить, твёрдый он или мягкий. При образовании мягких звуков язык дополнительно (по сравнению с образованием твёрдых звуков) приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух, и получается звучание, условно названное мягкостью . Твёрдые звуки как бы выдуваются через широкую трубу, а мягкие – через узкую. Не все согласные могут быть и мягкими и твёрдыми. Например, согласные ж,ш,ц – всегда только твёрдые, а ч,щ –всегда только мягкие.

Между прочим, не во всех языках есть мягкие согласные. Поэтому мягкие звуки придают национальный колорит русской речи.

4. Звукопись

Звукопись – это соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине. Ср. повтор звуков [ш], [п] и [н] в известных стихах А.С. Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).

Звукопись - подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Звукопись проявляется, например, в звукоподражании, когда в словах слышатся звуки, воспроизводящие «голоса» природы.

Есть «звукоподражательные» слова, задача которых в том и состоит, чтобы передать звуки окружающего нас мира: мяу-мяу, ку-ку, бах и т.п. От них образуются глаголы, имена существительные, не услышать которые просто невозможно: мяукать, куковать, мяуканье и т.д.

Но бывает и так, что в художественном тексте звучание поддерживается и другими словами, которые «перекликаются» со звукоподражательными.

В стихотворных строчках слова будто просыпаются от волшебного сна, и мы слышим скрытое в них звучание. Прислушайтесь к пушкинским словам об осени. Вы услышите в них шелест опадающих листьев.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

В двух последних строчках звукопись создаётся свистящими и шипящими глухими звуками: [с-с-с-с-ш-с].

Но звукоподражание – это простейшее проявление звукописи. Звуковая инструментовка может создавать настроение, объединять слова, связанные по мысли и чувству. И вот тут возникает вопрос об оценке звука, о том общем впечатлении, которое он производит на слушателя: грубый это звук или нежный, приятный или неприятный. Например, считается, что [р] – резкий, грубый звук, а [л] – наоборот: нежный, плавный.

Может быть, действительно, отдельные звуки, не обладая значением, способны передавать какие-то оценочные признаки? Вопрос этот сложный и спорный. Интересные наблюдения по этому поводу вы можете найти в книге А.П. Журавлёва «Звук и смысл» . Вот один из экспериментов, проведённых им. Детям показали две куклы-матрёшки: большую и маленькую- и сказали, что это две сестрички, одну из которых зовут А, другую – И. Нужно было догадаться, какую сестричку зовут И.

Большинство детей показало на маленькую матрёшку. Почему вы удивились? Ведь ещё М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал об этом: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…учащение письмен Е, И, Ю – к изображению нежности, ласкательства… или малых вещей…»

Как видите, М.В. Ломоносов замечал какую-то содержательность звуков и даже предлагал использовать их своеобразие для придания художественной речи большей выразительности.

Подобные впечатления, производимые звуками, называются фонетической значимостью . Она не обозначает ни понятия, ни предмета, её характеристика – это набор признаков: хороший, приятный, радостный, сильный, могучий, быстрый, подвижный, тёмный, страшный, маленький, лёгкий.

Писатель стремится вызвать у читателей наиболее полное впечатление, переживание, размышление. В художественном тексте становится «видным», укрупняется каждое слово не только по содержанию, но и по звуковому оформлению.

Часто писатели показывают звуковую сторону речи, характеризуя интонацию персонажей. Ведь действующие лица, как и реальные люди, говорят тихо и громко, медленно и быстро, грустно и весело, высоким и низким голосом. Кстати, в «Словаре эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло (Л., 1979) более четырёх страниц посвящено описанию голоса, который бывает бархатным и визгливым, звонким и бесцветным, рокочущим и воркующим, густым, вялым, журчащим, клокочущим, монотонным, натруженным, охрипшим, певучим – и мало ещё каким!

5. Звуки времён года

Когда мы произносим словосочетание времена года , то перед нами возникают одна за другой картины нашей родной природы, спокойная красота и очарование родного края в их неизменной, но всегда новой смене времён года.

Моросит дождь. Лиловые, багряные, золотые листья хороводом закружились в воздухе. Птицы улетают в тёплые края. Это печальная картина осени.

Перед нами возникает зимний пейзаж во всём великолепии морозного дня и переливающихся на солнце снегов.

Красавица весна приносит с собой тёплые денёчки, и природа оживает. Журчат весенние ручейки, весело щебечут воробьи.

Изумрудная травка, одуванчики, ромашки – это лето.

Еще в Древней Греции возник знаменитый лингвистический спор о том, как рождаются слова, как даются имена вещам. Одни мыслители древности считали, что имена даются «по соглашению», полностью произвольно, по принципу «как хотим, так и назовем». Другие полагали, что имя каким-то образом выражает сущность предмета, т. е. как бы предопределено для этого предмета заранее, по принципу «каждому - по его свойствам».

Древнегреческий философ Платон выбрал «золотую середину». Да, считает он, мы (коллектив носителей языка) вольны в выборе имени предмета, но это не воля случая, не свобода анархии. Свобода выбора ограничена свойствами предмета и свойствами звуков речи. По мнению Платона, в речи есть звуки быстрые, тонкие, громадные, округлые и т. д. И есть предметы быстрые, тонкие, громадные, округлые и т. д. Так вот, «быстрые» предметы получают имена, включающие «быстрые» звуки; «тонким» предметам подойдут имена с «тонким» звучанием; в состав имен для «громадных» предметов должны входить «громадные» звуки и т. п. Например, при произношении звука Р язык быстро вибрирует, поэтому Р - «быстрый» звук, и слова, обозначающие быстрое или резкое движение, включают, как правило, этот звук: река, стремнина, трепет, дробить, крушить, рвать, вертеть и т. д. (Заметьте, что примеры Платона в переводе на русский язык подтверждают рассуждения древнегреческого философа - содержат звук Р.)

А какие звуки подойдут временам года?

Провели эксперимент. В эксперименте участвовали 23 человека.

Задание: напишите звуки, которые ассоциируются с временами года.

Я попросила прокомментировать, почему выбраны именно эти звуки. У меня получились следующие результаты:

Осень

Золотые рощи

День был очень тихий, в больших облаках с просветами солнца. И куда попадал луч – там открывалась чудесная картина с золотыми рощами, и земля в этом свете так вспыхивала бодро по-своему, что если бы на картину, так никто и не поверил бы художнику.

М. Пришвин

[с, н] – серое небо, сырость; стаи галок и ворон

[ш] – шуршат листья

[х] –холодно

[р] – рябина

[д]- деревья с увядшими желтоватыми листьями; дождь моросящий

[м]- морозец утром

[к, ж]- курлыкают журавли, улетающие в тёплые страны

[в] – влажно

[л] – листья золотые, лиловые, багряные, жёлтые

Зима

Приметы зимы

День пасмурный, а мороз не боится и днём держится, и к вечеру ещё нарастает. И вот это-то и есть верный признак зимы: мороз и тучи создают благоприятные условия нового снегопада, а ведь ещё две-три таких пороши, как первая, и конец, всё будет завалено и не растает, и все наши охоты с гончими кончатся.

М. Пришвин

[ррр]- очень холодно зимой

[х]- хрустит снег, холод, снежные хлопья

[д] – деревья

[ш] – шапки снега

[з] – матушка-зима, зимний вечер, злой ветер

[с] –серебряный иней, снежинки пушистые, морозная свежесть; сосульки, сугроб, санки, снегопад, снежная белизна

[н] – ночи длинные

[л"] – лёд

[ж] – жемчуг

[ч"] – чудесная зима

[в] –воздух морозный; воет ветер; волшебница-зима; вьюга

[к] –крепкий мороз

[г]-горы снега

[м",м] –метель, мороз

[б] –блестящий иней, белый снежок; блестит снег разноцветными огоньками

[а] –алмазы сверкают на ветках деревьев

[у] – ветер завывает в трубах

Весна

Картина весны

Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонял нежную головку. Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними в догон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И всё собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах! Рай, радость и ликованье всего! Деревня звучала и пела, как бы на свадьбе. Н. Гоголь

[р] – ручейки

[л,л"]-листва, ландыши

[з,з"]-зелень изумрудная, первая зелень

[к]-клейкие листочки

[ш]-шум воды

[ж]-журчание ручейка, жаворонок, жёлтые цветочки

[п]-подснежник, почки берёзовые, полянка

[ч"]-черёмуха

[с]-солнце яркое; скворцы, сирень

[т,т"]-тихо, тепло

[м]-майские денёчки, молодая весна, март, май

[ф]-фиалка бледно-голубая

[в]-весна

[д]-дорожки, деревья; мелкий, тёплый дождь

[н]-незабудки у ручья

[о]-оттепель, ольха; оживает природа; одуванчики

[у]- пение птиц

[а]-апрель

Лето

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим.

Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля.

Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Л.Н. Толстой.

[ж]-жаркие дни

[б]-бабочки

[с]-красная смородина, соловей, сенокос

[ш]-шиповник, шмели

[к]-кувшинки, камыши, колокольчики, крыжовник, кузнечик

[ч"]- чёрная смородина

[р]-роса, радуга, радость, ромашки

[н]-голубоглазые незабудки

[д]-

[т]-трава; трескотня насекомых

[в"]-ветерок прохладный

[х]-

[ц]-цветы

[п]-широкий пруд, полынь, пчёлы

[м"]-

[ф]-фиолетовые звёздочки гвоздичек

[л"]-белые и жёлтые водяные лилии; лето красное

[з]-зелёный лес, знойный полдень, земляника

[о]-облака

Из результатов мы видим, что согласные звуки назывались чаще, чем гласные. Представляя себе времена года, учащиеся называли различные звуки и «привязывали» их к конкретным словам или явлениям природы.

Осень

Характеризуя осень, учащиеся назвали только твёрдые согласные звуки.

Сонорные согласные: [м],[р],[н],[л].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[ж].

Шумные глухие согласные: [к],[с],[ш],[х].

Зима

Сонорные согласные: [м],[м"],[н],[л"],[р].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[з],[ж],[г],[б].

Шумные глухие согласные: [к],[с],[ш],[х],[ч"].

Весна

Сонорные согласные: [м],[л"],[л],[р],[н].

Шумные звонкие согласные: [в],[д],[з],[з"],[ж].

Шумные глухие согласные: [п],[ф],[к],[т],[т"],[с],[ш],[ч"].

Лето

Сонорные согласные: [м"],[н],[л"],[р].

Шумные звонкие согласные:[в"],[д],[з],[ж],[б].

Шумные глухие согласные: [п],[ф],[к],[с],[ш],[х],[ц],[ч"],[т].

Не были названы звуки:

сонорный согласный [й"] и

шумный глухой согласный [щ].

Заключение

Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык .

К. Паустовский

Я поняла, что звуковая речь даёт возможность выражать всё разнообразие наших мыслей и чувств. Красота и благозвучие русского языка связаны с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха особенно приятны.

Я узнала, что фонетика имеет большое прикладное или практическое значение:

1. При разработке методики обучения чтению.

2. При обучении чужому языку.

3.Знание фонетики необходимо при исправлении дефектов в произношении (логопедия).

4. Только на основе фонетических знаний можно научить звуковой речи глухонемых детей (они не слышат окружающих и потому сами не говорят).

5. Фонетическая осведомлённость необходима при создании письменности для бесписьменных народов.

Мне было очень интересно попробовать себя в роли исследователя. Может быть, у меня не всё получилось, но ведь я только учусь…

Список использованных источников и литературы:

1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

2. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1992.

3. Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-е испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.

4.Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/ В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.-Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.

5. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов, М., «Просвещение»,1985.

6. А.П. Журавлёв «Звук и смысл». Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. Издание -2-е, исправленное и дополненное. Москва «Просвещение», 1991.

Розенталь Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2е испр.и доп. М., «Просвещение», 1976

Литература

План

Фонетика и орфоэпия

Лекция № 3

1. Фонетика: определение, предмет и задачи. Фонетические единицы языка.

2. Фонетические процессы в области гласных и согласных звуков.

3. Ударение и его виды.

4. Орфоэпия. Произносительные стили. Варианты произношения.

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.

3. Русская грамматика: В 2-х т. М., 1980.

4. Современный русский язык. В 3-х ч. Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

5. Современный русский язык. В 3-х ч. Под ред. П.П. Шубы. Минск, 1998.

6. Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. М., 1982.

7. Энциклопедия «Русский язык». М., 1979.

Фонетика (греч. phone - звук, phonetikos - звуковой) - это наука о звуковой стороне речи. Фонетика изучает звуковые средства, звуковую материю языка, с помощью которой образуются значимые единицы языка (морфемы, слова, фразы).

Предмет фонетики - звуковые единицы, звуковая материя языка.

Задачи фонетики - установление звуковой системы русского языка на данном этапе его развития, изучение способов образования звуков (артикуляционные признаки) и их акустических свойств.

Одна из задач - выявление особенностей функционирования звуков в речевом потоке, изучение закономерных изменений звуков речи (описательная фонетика). Историческая фонетика: изучает изменение звуковой системы языка на протяжении веков. Сопоставление звуковых систем родного и чужого языка (например, русского и таджикского) изучает сопоставительная фонетика.

Наша речь - поток, цепь звучаний. Эта цепь распадается на звенья, являющиеся фонетическими единицами. Фонетические единицы речи: звуки речи, фонетические слова, слоги, речевой такт, фразы. Звук речи - это наименьшие единицы человеческой речи, из которых образуются слоги, входящие в состав слова. Звуки речи мы слышим и произносим. Звуки речи образуют слоги. Слог - это один гласный звук или сочетание гласного звука с одним или несколькими согласными, произносимыми одним выдыхательным толчком: мо-ря, кни-ги, не-бо . Комплекс звуков, объединённый одним ударением (на месте, в селе), называется фонетическим словом. Оно может совпадать с лексическим словом: Поздняя осень, грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. Служебные слова, не имеющие ударения, называются проклитиками. Безударное слово, примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой: надо же. Иногда проклитики могут перетягивать на себя ударение: без году неделя, мне это на руку. Отрезок речи, выражающий законченную мысль, объединённый интонацией и отграниченный от других значительными паузами, называется фразой , например: Я иду по тропинке. Фраза и предложение - разные вещи: 1) не всегда совпадают границы фразы и предложения; 2) если и совпадают, то рассматриваются с разных точек зрения: предложение - единица языка, в нём - грамматическая основа, простое или сложное и т.п. Фраза рассматривается с точки зрения фонетики: интонация, паузы, их количество и место постановки. Каждая фраза членится на речевые такты. Речевой такт - часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между РТ более короткие, чем между фразами. Деление на РТ зависит от интонации, пауз (индивидуальное понимание): Как поразили его слова / брата. - Как поразили его / слова брата.


В современном русском языке выделяют сегментные фонетические единицы (сегментный - «делимый на части, на отрезки»), т.е. последовательно располагающиеся в речевой цепи звуки: т-о-м, д-ы-м , и суперсегментные («накладывающий»), т.е. наслаивающиеся на речевую цепь: ударение, интонация, например: Слёзы умиления, они были едки (К. Федин).

Звуки в речевом потоке соприкасаются друг с другом, влияют друг на друга, поэтому они могут изменяться. Такие изменения звуков в потоке речи называется фонетическими процессами . Фонетические процессы могут быть 2 видов: позиционные и комбинаторные. Позиционные: это изменения звуков в зависимости от места положения их в слове (например, в РЯ невозможно произнесение звонкого согласного в конце слова: дуб, комод, год, зуб ). Комбинаторные: это изменение звуков в результате комбинаций с другими звуками, в результате влияния соседних звуков на данный (трав ка [ф] - трав а [в] ).

В области гласных звуков происходит позиционный процесс, который называется редукцией - ослабление гласного в безударной позиции (вода - воды; год - годов - годовой ). Гласные звуки в безударном положении называются редуцированными.