Цепной и параллельный способ связи предложений. План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему: Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении

Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной . Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи - параллельно-цепная .

Цепная связь предложений в тексте

Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени - она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

Характерные признаки цепной связи

  1. Употребление местоимений.
  2. Употребление синонимов и повторов.
  3. Использование вводных слов.
  4. Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

  • второго предложения с первым - личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня - я);
  • третьего предложения со вторым - лексический повтор (я - я; смотрителя - смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя - Дуня), глаголы мысли (вспомнил - подумал), сочинительный союз в начале 3-го предложения (но);
  • четвёртого предложения с третьим - местоимения (смотритель, Дуня - того или другого); однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал - мысль, в уме).

Вывод: связь между предложениями - цепная .

Параллельная связь предложений в тексте

Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:

В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).

Характерные признаки параллельной связи

  1. Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
  2. Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.

(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

  • второе предложение противопоставлено первому, использованы слова одной тематической группы (проснулась - спал), связь - смешанная;
  • третье предложение построено так же, как второе, использованы глаголы прошедшего времени (спал - ожидала), связь - параллельная;
  • четвёртое предложение построено так же, как третье, использованы слова одной тематической группы (пастуха - рожок, стадо), связь - смешанная; Вывод: между предложениями в тексте есть параллельная и смешанная связь - параллельно-цепная.

Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.

Последовательная и параллельная связь предложений в тексте

  • Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов.
  • (Л. Щерба)
Последовательная (цепная) связь
  • В предложении обычно выделяются две части: первая – это то, что нам известно из предшествующего текста или из самой обстановки речи, и вторая – это то, ради чего строится предложение.
  • Первая часть называется данным, вторая – новым. Например: Моей любимой наукой в гимназии была география . Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. (К. Паустовский.) В первом предложении данное Моей любимой наукой в гимназии была …, новое – география. Во втором предложении данное – Она, всё остальное – новое.
Проведите диалог с текстом; укажите данное и новое в каждом предложении.
  • Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит пред человеком задачу, которую важно уметь решать.
  • (Д. Лихачёв)
Рассмотрите схему строения текста. Постарайтесь объяснить, почему такой способ связи предложений в тексте называется цепным. Как развивается мысль в текстах с цепной связью предложений?
  • В текстах с цепной связью предложений мысль развивается как бы по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и так далее.
Какие лексические средства связи в этих предложениях?
  • Поэзия есть огонь , загорающийся в душе человека. Огонь этот жжёт, греет и освещает.
  • На всю жизнь запомнились мне пушкинские сказки, его чистый русский язык. С Пушкина началась моя привязанность к книге, пробудилась неусыпная страсть к чтению.
  • Меня всегда пленял дар Андроникова-артиста. Талант его необычен и являл себя с особенным блеском, когда выступал Андроников не в большом зале, перед сотнями, и не на экране телевидения, перед миллионами, а в комнате, перед двумя-тремя – много десятью людьми.
  • За свою жизнь И. К. Айвазовский написал около шести тысяч морских пейзажей . Его картины есть почти во всех музеях мира.
  • У каждого времени своя жестокость . А доброта одна на все времена.
  • Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин . Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин.
Объясните, почему для соединения предложений в них использован лексический повтор, а не местоимение
  • Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть. От скатерти пахло ржаным хлебом.
  • Человеческая память несёт в себе огромную энергию. Память обычно сохраняет то, чего уже нет, что прошло, что было.
Лексические средства связи предложений в тексте
  • 1. Лексический повтор
  • 2. Однокоренные слова
  • 3.Синонимы лексические
  • 4.Синонимы текстовые
  • 5.Описательный оборот
  • 6. Антонимы
Назовите морфологические средства связи предложений в тексте
  • Точность и краткость – вот первые достоинства прозы . Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.
  • Всякие великий писатель оставляет за собой школу. И Пушкин оставил школу и последователей
Морфологические средства связи предложений в тексте
  • 1. Местоимения
  • а) Личные: он, ему, о ней
  • б)указательные: такой, тот, этот
  • 2. Сочинительные союзы: и, а, но
Параллельная связь
  • В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении.
  • ТИШИНА
  • Тёплый, солнечный день.
  • Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы. Удивительная тишина.
  • (1)Взгляните в глаза стрекозе, сидящей на веточке. (2)Если сможете осторожно приблизиться к ней, то удивитесь. (3)Глаза не просто большие. (4) Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. (5)Сверкают на солнце, отражают весь мир: зеленый лес, желтую дорогу и бесконечное небо.
  • (6)Потом она взлетит. (7)И вы услышите шелест ее сильных крыльев. (8)Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах.
  • (9)Стрекозы - хищники, они охотятся с мая до осени.
Определите вид связи предложений в тексте
  • Весна в лесу.
  • Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
  • Итак, ребята, чему мы сегодня научились, что нового узнали?
  • -что такое цепная связь? Какие ср-ва связи используют при цепной связи?
  • -что такое параллельная связь?
  • Для чего это нам пригодится?
Домашнее задание
  • Составить или подобрать 2 текста:
  • 1. с цепной связью предложений
  • 2. с параллельной связью предложений.
  • Записать эти тексты

Предложения в тексте могут связываться тремя разными способами: присоединительным, последовательным (он же цепной) и параллельным. Последний чаще всего используется в текстах описательного и повествовательного вида, ее еще также называют централизованной, поскольку они имеют один и тот же субъект отношений, что позволяет сравнивать тексты с параллельной связью предложений со сложноподчиненными предложениями, в которых подчиняющиеся части относятся к главной по такому же принципу.

Параллельный способ связи предложений: характерные черты

Наиболее характерная структура текста с параллельной связью выглядит так. Первой идет мысль-зачин, которая представляет собой основной тезис текста. За этой мыслью следует несколько предложений, которые ее раскрывают – они объединены в серию и называется такое явление синтаксическим параллелизмом. Данные предложения параллельны по своей структуре и сказуемые в них выражены в единой форме.

Заканчивается такой текст концовкой, в которой отсутствует параллелизм обычно меняется временной план. Разобрав текст с такой связью несложно выделить характерные для всех предложений черты и найти однотипные части.

Предложения, которые соединены параллельной связью, относительно самостоятельны – например, от контекста они зависят меньше, чем при цепной. Содержание их также вполне самостоятельное.

Текст с параллельной связью предложений предполагает интересный ритмический рисунок. А еще параллелизм – прекрасная основа для многих стилистических фигур. Так. параллелизм предполагает не только сопоставление, но и противопоставление.

Лучше понять все сказанное поможет рассмотрение примера параллельной связи предложений.

“Он долго сидел на берегу озера. Звезды смотрелись в воду, любуясь собой. Влажный воздух оседал на траве и опавших листьях, покрывал все капельной дымкой. Огни далекого города едва мерцали, представляясь россыпью светлячков. Веяло теплом и нежностью”.

Рассмотрев данный тест, можно заметить, что во всех предложениях соблюдена одна и та же структура – Они начинаются с подлежащего, за которым следует сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени.

Параллельная синтаксическая связь между предложениями в тексте нередко усиливается анафорой, то есть повторением первого слова в каждой синтаксической единице (или даже целого выражения).

Например: “Что есть человек, если не животное? Что есть счастье, если не жизнь на поводу у своих инстинктов? Что есть социум, если не то, что ограничивает свободную волю? Что есть мир, если не место, которым следует наслаждаться?”.

Таким образом, определить параллельный способ синтаксической связи не слишком сложно: если текст описательный или повествовательный, нужно посмотреть на структуру предложений, если она имеет характерные общие черты, то найти субъект, к которому могут относиться все три предложения. Совпадение всех трех признаков говорит о том, что параллельная связь между предложениями налицо.

Что мы узнали?

Параллельная связь предложений в тексте предполагает соблюдение нескольких правил. Первое – они все относятся к одному субъекту (обычно это мысль-тезис, которая раскрывается в предложениях с параллельной связью). Второе – они идентичны или очень сходи по структуре. И третье – текст обычно относится в повествовательному или описательному типу. В некоторых случаях эти признаки усиливаются анафорой. При этом и по содержанию, и контекстуально предложения в тексте с параллельной связью обычно достаточно самостоятельные.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

При выполнении задания вы можете столкнуться со следующими трудностями.

Возможные трудности

Добрые советы

Что делать, если кажется, что на место недостающего предложения подходят сразу несколько вариантов ответа?

Если в задании пропущено первое предложение, то воспользуйтесь следующими подсказками.

Первое предложение обычно задает тему текста. Еще точнее, тема текста задается во второй части первого предложения, ближе к его финалу. Посмотрите на варианты ответа с этой точки зрения. Найдите такой финал предложения, содержание которого раскрывается дальнейшим текстом.

Что делать, если трудно найти место, которое должно занимать в тексте пропущенное предложение?

Если в задании пропущено не первое предложение, то воспользуйтесь следующей подсказкой.

Ищите между предложениями текста смысловую несостыкованность. Для этого проследите внимательно, как развивается в тексте авторская мысль. Определите тему текста, выясните, все ли аргументы соответствуют тезису темы? Скорее всего, пропущенное предложение должно стоять на месте найденного смыслового несоответствия.

Способы связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны по смыслу. Связь эта проявляется на лексическом и грамматическом уровнях языка, см.: раздел Средства связи предложений в тексте.

Выделяются два основных способа связи предложений в тексте: последовательная (цепная) связь и параллельная связь.

Способ связи

Сущность способа

Последовательная (цепная) связь

Наконец, на страницах поэмы появляется Плюшкин, человек, не только лишённый каких-либо положительных качеств, но почти потерявший человеческий облик.

Он кажется человеком, попавшим в катастрофу, одичавшим на каком-то необитаемом острове.

Катастрофа превратила в руины его некогда процветающее имение, его дом похож на свалку, его одежда - «сплошная прореха».

В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Плюшкина. Во втором предложении эта информация становится основой для нового сообщения (Плюшкин похож на человека, попавшего в катастрофу). Основой для сообщения в третьем предложении становится информация второго предложения.

Поясним сущность цепной связи схемой.

Параллельная связь

Более глубокое нравственное падение человека демонстрирует образ Собакевича.

Собакевич неприветлив, жаден и груб.

Он кулак, т. е. умеет выжать свою выгоду из всего, не смущаясь сомнительностью сделки.

Он, кажется, мошенник: из-за выгоды готов пойти даже на шантаж.

В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Собакевича. Эта информация становится предметом для характеристики в остальных предложениях.

Поясним сущность параллельной связи схемой.

В речевой практике оба основных способа часто совмещаются.

Устная и письменная речь. Текст. Смысловая целостность текста

Язык существует в двух разновидностях речи: устной и письменной. С помощью устной речи люди непосредственно общаются друг с другом. Устная речь - это живое, непринуждённое и неподготовленное общение в режиме реального времени, и композиция этого общения всецело зависит от конкретной ситуации. Общение с помощью письменной речи, напротив, всегда подготавливается заранее и строится с учётом возможной временно́й дистанции между общающимися. Поэтому автор письменного сообщения заинтересован в том, чтобы оно было целостным и с точки зрения темы, и с точки зрения смысла, и с точки зрения композиции, т. е. было бы в собственном смысле слова текстом.

Текст (лат. textum - ткань, сплетение, соединение) - это последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически, созданная с целью охарактеризовать (раскрыть) некоторую тему. Употребляя слово текст, мы в основном имеем в виду нечто написанное. При этом не следует забывать, что есть такие жанры, которые, как правило, существуют в устной форме, но готовятся как письменные тексты (например, доклад или лекция).

Смысловая целостность текста связана с несколькими понятиями:

2) тема текста;

3) основная мысль текста;

4) раскрытие темы текста;

Тема текста - это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста.

Основная мысль текста - это общая характеристика, данная в тексте теме.

Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания.

Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста.

Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

Текст - это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется - централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

  1. Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
  2. Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
  3. Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.

Вот пример абзаца , построенного по этой схеме:

Наш кот Василий - вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

  1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
  2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает ).

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Сочетание разных способов связи

Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день - с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое - с помощью цепной.

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

  • Лексические,
  • Морфологические,
  • Синтаксические.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно .

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима . Через неделю выпал снег и начались сильные морозы .

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они д аже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция - оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее: