Центры притяжения. "год культуры" начался с закрытия дома культуры От Ростова до Барнаула

Сельский клуб - единственный культурный очаг для жителей деревень и небольших населенных пунктов, куда они могут отправиться в свободное от работы время. Хорошо, если жизнь там кипит, а досуг приятен и интересен. А если - нет и посетителей не густо? В этом году в стране закрыли 150 сельских домов культуры. Много это или мало? И можно ли остановить тревожную тенденцию?

Спорово - деревня знаменитая. Столица юмора, край бескрайних болот и работящих людей. Они здесь особенные. Пашут с утра до ночи, а с ночи до утра - веселятся. За словом в карман не лезут. Остановишься поговорить с местными, а они непременно выдадут что-нибудь этакое: «Отгадай загадку: на С начинается, на Ц кончается, рыбой питается… СпоровЭц называется!» Все споровские традиции, пословицы и легенды бережно собирают в местном центре культуры и досуга. Он здесь тоже особенный.

Больше не до споров

По одной из легенд, Спорово получило свое название благодаря спорщикам-склочникам, которых ссылали в забытое Богом болотное место. Но споровцы легенду облагородили. Им больше нравится рассказывать любопытствующим, что когда-то по Споровскому озеру ходили пароходы. И такая расчудесная пристань была на берегу, что за нее судовладельцы ругались и спорили.

Центр культуры в Спорово построили в 1987 году. Десять лет назад здание капитально отремонтировали. Оно и сегодня выглядит отлично, будто строители только
на днях закончили работу


Теперь на озере пароходов нет и в помине. На волнах качаются разве что гогочущие гуси да два десятка лодок, пришвартованных к берегу. Над огородами стелется дым от костров. Сельскохозяйственный сезон закончен. Нынче главный центр притяжения споровцев - центр культуры и досуга. Шутка ли - при центре работают 14 клубных объединений для детей и взрослых. Есть клубы выходного дня и свой театр юмора. Сразу три коллектива гордятся званием «Народный». В общем, даже городским ДК здесь есть чему поучиться. Что уж говорить о сельских?


На время фестиваля «Спораўскія жарты» изображение двух смешливых окушков становится официальным гербом деревни

Центр культуры в Спорово построили в 1987 году. Десять лет назад здание капитально отремонтировали. Оно и сегодня выглядит отлично, будто строители только на днях закончили работу. Но куда важнее красивой обертки содержание. С ним тоже полный порядок.

С директором центра Ниной Пашкевич заходим в кабинет, где ребята из студии «Вясёлкавая плынь» занимаются рукоделием. На стенах - десятки вышитых картин. В углу – ткацкий станок. Нина Пашкевич показывает «ходник» на полу - ребята ткали. Теперь под руководством Анны Чайчиц осваивают мастерство изготовления поясов:

Удивительно, но вышивкой в основном занимаются мальчишки. Даже те, у кого поведение в школе хромает. У нас они прилежные ученики.

Анна Васильевна в прошлой жизни работала строителем. В 22 года впервые взяла иголку, да так увлеклась, что со временем оставила прежнюю должность и пришла своим мастерством делиться с детьми и взрослыми в центр культуры. Улыбается: «Как раз тот случай, когда не ты выбирал работу, а работа выбрала тебя». Такие примеры здесь сплошь и рядом. Кто-то раньше работал уборщицей, кто-то - поваром. Но свое настоящее призвание нашли здесь, под крышей Споровского центра культуры и досуга.

Под ритмы польки

Руководитель народного фоль­клорно-этнографического ансамбля «Жураўка» Валентина Чайчиц признается: говорить, танцевать и петь она начала примерно в одно время. Свою увлеченность передала не одной сотне односельчан:

Ребята вырастают, заканчивают школу, поступают в вузы или колледжи, обзаводятся семьями, но как только приезжают в Спорово - непременно посещают репетиции и даже участвуют в концертах.


Споровский бренд - местная полька. Она внесена в Список нематериальных культурных ценностей Беларуси. Так ее не танцуют больше нигде. Валентина Ивановна рассказывает, как плясать по-споровски:

Обычная полька - танец «прыгучий». Мы же танцуем, не отрывая ног от земли. К тому же обычно в танцах есть определенная последовательность движений. Но только не у нас. Танцоры выбирают командира, он и говорит парам, какой элемент нужно выполнять. Представляете, даже на местной дискотеке есть фолк-паузы, во время которых молодежь пляшет споровскую польку. Ее скоро вместо вальса на школьных линейках танцевать будут!

Коллективы из центра культуры и досуга - частые гости на всевозможных фестивалях и конкурсах. Причем не только в Беларуси, но и за рубежом. Без наград не возвращаются. Но, пожалуй, самый знаменитый местный коллектив - театр народного юмора «Споровский околот». Что-что, а хорошую шутку споровцы всегда ценили. Впрочем, они сами нередко становились объектом для шуток:

Мы сами про себя ничего не придумываем, люди всякие небылицы про нас сочиняют, - улыбается Нина Пашкевич. - Места здесь глухие, деревня со всех сторон окружена болотами. Это оставило свой отпечаток на образе жизни и характере споровцев. Они всегда жили обособленно, поэтому и становились героями всевозможных баек и кривотолков. Впрочем, местные жители и сами на язык острые.

Шутки и смех

В центре культуры есть даже сельский музей юмора. Здесь собраны местные шутки, байки, рецепты блюд и крепких спиртных напитков. В Спорово магазинную водку не особо признают. Есть здесь свой напиток - «Споровска ершова», или просто «ершовка». Местные делятся шутливым рецептом: в процессе приготовления в самогон нужно бросить ерша, чтобы напиток не сгорел. Если «ершовка» придется не по душе, можно попробовать настойку «Выпры око», а потом - рассол «Освижаюшчый». На закуску здесь предлагают «рыбу-запиханку». Готовить ее просто: нужно взять рыбу, запихать в кастрюлю - блюдо готово!

А еще в музее хранится книга местных рекордов. Например, Михаил и Ольга Лютыч вырастили восьмерых сыновей, а Николай и Ольга Щурко - шесть дочек. Самые сильные люди в истории села – Самсон и Сымон. Они могли скрутить пятак в трубочку, поднять сруб дома или лодку, груженную дровами.

Все успехи и достижения центра культуры в Спорово - заслуга его сотрудников - увлеченных и неравнодушных людей


Актеры театра «Споровский околот» лодку или дом поднимут вряд ли. А вот настроение – запросто. Почти все они – сотрудники центра культуры и досуга. В 1995 году их пригласили на фестиваль юмора в знаменитые Автюки. Споровцам понравилось. Только решили они раз в три года проводить свой фестиваль - «Спораўскія жарты». По такому случаю здесь и деньги свои печатают, и таможню открывают. На время «жартаў» шуточный герб Спорово, на котором изображены два смешливых окунька, становится официальным:

Сначала местные жители к этой инициативе отнеслись настороженно, - вспоминает Нина Пашкевич. - Спрашивали: «То люды прыйдуть, шоб над нами посмэятыса?» Теперь отношение, конечно же, поменялось. Перед праздником деревня преображается, хорошеет. Сюда приезжают тысячи гостей. Шутки и песни звучат до самого утра.

Говорят, когда-то по Споровскому озеру ходили пароходы. Теперь их нет и в помине. На волнах качаются лишь гогочущие гуси да пара десятков лодок, пришвартованных к берегу


Все задумки неравнодушных споровцев вряд ли воплотились бы в жизнь без поддержки Березовского райисполкома. Отдел культуры приобрел для сельского центра костюмы, новое звуковое оборудование, помогает с транспортом. Впрочем, в центре культуры и досуга тоже стараются заработать на каждодневные нужды. Годовой план по платным услугам - 2500 рублей - здесь давно перевыполнили. Как? Оказывается, споровцы не только хорошие юмористы, но и предприниматели. Нина Пашкевич делится
секретами:

Наш театр юмора «Споровский околот» вместе с вокальными коллективами бывал на многих праздниках и фестивалях. Со временем к нам начали обращаться руководители сельхозпредприятий с просьбой выступить на каком-либо мероприятии. На торжественном собрании, посвященном Дню работников сельского хозяйства, на местных «Дажынках» или празднике деревни. Мы никому не отказываем. Могут позвонить вечером – организуйте завтра концерт. Приедем и организуем!

За свои выступления местные таланты берут немного - 300-400 рублей. Спрос так велик, что у сотруд­ников центра культуры расписаны буквально каждые выходные! Когда все успевают? Загадка. Художественный руководитель центра Алла Лютич объясняет:

В сутках 24 часа, времени на все хватает. Подъем - в пять утра, отбой - за полночь. Без поддержки родных и близких мы бы вряд ли справились. Раньше мужья возмущались: «Что у вас за работа такая?» А теперь даже гордятся, на концерты приходят.

Ой, а я как своего в зале увижу, так слова забуду! - смеется Валентина Чайчиц.

Участники «Споровского околота» еще и в церковном хоре поют. Многим сельчанам такие метаморфозы кажутся странными. Мол, как так: утром в церкви, а вечером на сцене с фривольными шуточками:

К счастью, настоятель храма относится с пониманием. Говорит, что уныние - это грех, а мы просто делаем свою работу - дарим людям радость.

ПУНКТ ПОГЛЯДУ

Заданне на дом. Культуры


Васіль ЧЭРНІК, начальнік галоўнага ўпраўлення культуры і аналітычнай работы Міністэрства культуры:

Сёння ў сістэме Міністэрства культуры – гэта даныя на 1 верасня 2017 года – функцыянуюць 2618 устаноў культуры клубнага тыпу. Гэта не толькі дамы культуры, але і цэнтры культуры і адпачынку, дамы рамёстваў, цэнтры народнай творчасці і іншыя. У гэтых установах існуе звыш 20 тысяч клубных фарміраванняў, якія аб’ядноўваюць каля 200 тысяч удзельнікаў, у іх працуюць 1733 калектывы мастацкай самадзейнасці, якія носяць званні народнага, узорнага або заслужанага аматарскага. Як правіла, штогод звыш 500 тысяч мерапрыемстваў праводзіцца сіламі мясцовых дамоў культуры.

Вельмі важна, на што трэба звярнуць увагу: з гэтых 2618 устаноў культуры 2198 знаходзяцца менавіта ў сельскай мясцовасці. Гэта каля 84%.

Вялікая ўвага з боку кіраўніцтва нашай дзяржавы і з боку органа дзяржаўнага кіравання, якім з’яўляецца Мінiстэрства культуры, надаецца правядзенню аптымізацыі сеткі клубных устаноў. Найбольшае скарачэнне іх колькасці адбылося ў 2011 годзе. Было аптымізавана, ці, як звычайна прасцей гавораць, закрыта 929 адзінак. Гэта значная колькасць, прыкладна 35,4%.

Але сёлета гэты працэс удалося практычна спыніць. Па даных на 1 кастрычніка 2017 года, было закрыта 5,5% устаноў – гэта каля 150 дамоў культуры па ўсіх абласцях краіны.

Канешне, для скарачэнняў існуюць сур’ёзныя прычыны і падставы, першая з якіх - маланаселенасць той ці іншай вёскі. Калі там жывуць, напрыклад, 10-15 чалавек, то ўтрымліваць Дом культуры, выдаткоўваць на яго асвятленне, ацяпленне грошы – а гэта бюджэтныя сродкі - нерацыянальна і практычна немэтазгодна.

Наогул, мясцовымі органамі ўлады рашэнне аб закрыцці таго ці іншага Дома культуры прымаецца не проста таму, што так ім захацелася. Стан і дзейнасць кожнай такой установы дэталёва аналізуюцца, высвятляюцца ўсе «за» і «супраць». Зараз рашэнне аб закрыцці патрабуе ўзгаднення і з Міністэрствам культуры.

Але закрыць - гэта адна справа. Важна не пакінуць без увагі гэтыя 10-15 чалавек, часцей за ўсё пенсіённага ўзросту, для якіх вясковы клуб быў тым адзіным месцам, куды яны маглі прыйсці, каб бавіць вольны час. Таму культурнае абслугоўванне такіх населеных пунктаў, дзе няма стацыянарных будынкаў устаноў культуры, ажыццяўляецца перасоўнымі транспартнымі сродкамі, прасцей кажучы, аўтаклубамі і бібліёбусамі.

Разам з тым аптымізацыя – гэта не толькі закрыццё, але і рэарганізацыя, адкрыццё новых устаноў культуры, так званага змешанага тыпу, якія аб’ядноўваюць розныя віды дзейнасці. Напрыклад, у невялікіх вёсках замест асобных клуба, бібліятэкі і сельскага музея ствараецца клуб-бібліятэка або клуб-музей. У краіне зараз працуюць звыш 300 такіх арганізацый культуры.

Наогул, пытанне аптымізацыі вельмі цяжкае і складанае. Маё асабістае меркаванне: добра было б, каб скарачалася як мага менш устаноў культуры. На вёсцы яны – ачаг, адзінае месца, дзе людзі збіраюцца разам у вольны час. Але цалкам пазбегнуць гэтага працэсу і спыніць яго зусім немагчыма. Не ў той меры, як у 2011-м, але ён будзе працягвацца, і прычыны гэтаму аб’ектыўныя: ідзе, на жаль, скарачэнне сельскага насельніцтва. Але, паўтаруся, у кожным асобным выпадку аптымізацыі да кожнай асобнай установы культуры павінен быць вельмі ўважлівы і ўзважаны падыход.

В редакцию «Областной газеты» с письмом обратились жители посёлка Пасынок (Сосьвинский ГО) - у них хотят закрыть Дом культуры и библиотеку. Жители подняли тревогу, написали письма во всевозможные инстанции - и клуб решили сохранить. Деньги выделили, ответы пришли положительные. Всё кончилось хорошо, но история, как 140 человек на севере области буквально силой отстояли островок культуры, заслуживает отдельной темы. Корреспонденты «ОГ» побывали в Пасынке и узнали - почему лишать людей Дома культуры и библиотеки нельзя.

Перед поездкой с удивлением обнаруживаю, что на популярных нынче «Гугл картах» посёлка нет. Обычная бумажная карта области сообщает, что это лишь железнодорожная станция. Посёлок с весьма символичным названием находится примерно в 450 километрах от Екатеринбурга, восточней Серова. На въезде нет знака с названием населённого пункта, сеть на телефоне не ловит, на улице ни души. Благо заблудиться тут невозможно - Пасынок состоит из трёх улиц. Проехав по главной - Первопроходцев - упираешься в большое здание - «Пасынковский Дом культуры и библиотека».

Вопрос без ответа

Когда узнала, что клуб закрывают - заплакала, - признаётся Татьяна Парсегова, пасынковский школьный учитель. На её глазах опять наворачиваются слёзы. - Поймите, клуб для нас - это всё.

Мы сидим в библиотеке. Каждый квадратный метр занимают детские поделки, на стенах висят почётные грамоты. Под полкой с книгами Дарьи Донцовой аккуратная стопка литературного журнала «Урал». В клубе чисто, но холодно.

Детские поделки занимают отдельную комнату. Фото: Владимир Мартьянов

Летом в управлении культуры в Сосьве мы узнали, что нас закрывают, - добавляет заведующая библиотекой Татьяна Якимова. - «Закрываем», - такая фраза прозвучала. Мы решили всем посёлком, что нужно клуб спасать. Начали писать письма. Да, это были крики о помощи, но что нам ещё оставалось делать?! Через месяц начали приходить ответы и от министерства культуры , и от управляющего Северным округом. Итог: клуб сохраняют.

Почему решили закрыть?

Причину конкретную нам не называли. Но понятно, что дорого содержать. Здание большое - население маленькое. Прибыли, конечно, никакой ни от школы, ни от библиотеки нет. Помещение - более 400 квадратных метров. Отапливать его же надо, а нам только на одну зиму необходимо 200 кубов дров.

Пускай будет холодно, но лишь бы работал. Дорого, мы понимаем, но как просто закрыть? Тяжелейшие 90-е мы пережили, а теперь - закрыть?!

Этот вопрос эхом разносится под высокими потолками клуба. Вопрос и правда непростой. Закрыть дело нехитрое, но посмотрев на реальную картину, понимаешь, почему жители до последнего держатся за свой клуб. Для них сам Пасынок - это вот эти самые стены, сцена, коридоры и комнатки.

Да и всё, что осталось в самом Пасынке - школа, состоящая из пары комнат, да ДК. Магазин (частный) через несколько дней закроют. Медпункт не прошёл лицензирование. Производство - леспромхоз - давно не работает.

К нам даже автобус не заходит в посёлок. Приходится идти четыре километра до остановки, - рассказывает местная жительница Любовь Свинина. - Мы сколько лет уже пытаемся решить этот вопрос, но безуспешно. За покупками ездим в Серов или Сосьву, коммунальные платежи там же. Нам говорят, что есть поезд. Но он ходит раз в день и рано утром - очень неудобно.

Несмотря на то, что в Пасынке всего 140 жителей, в библиотеке 58 постоянных читателей. Книжные фонды редко, но пополняются. Также раз в неделю приходят периодические издания. Фото: Владимир Мартьянов

«Мы тут вообще всё сами»

Посёлку Пасынок 65 лет. Строили его как временное поселение. Никто не думал, что люди тут останутся более чем на полвека. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.

При этом сам клуб построен, надо сказать, на совесть. Его отстроили в 1972 году. Огромные потолки, просторный зрительный зал (аж на 120 мест), большая сцена, костюмерная и даже кинобудка, которая до сих пор в рабочем состоянии - ставь плёнки и показывай кино…

За сценой выложен мозаикой портрет Владимира Ленина. Я помню, как рабочие выкладывали его. Мы маленькими бегали на стройку смотреть, - вспоминает Татьяна Парсегова.

Посёлок находится на болоте, поэтому дома часто нуждаются в ремонте. Последний раз клуб капитально ремонтировали в 2002 году. Полностью меняли крышу и пол. С тех пор жители каждый год за свои деньги красят, белят, что-то чинят. Клуб работает практически каждый день, как и библиотека. Хотя во всём здании официально работают два человека - Татьяна Якимова, заведующая библиотекой, и Надежда Санина, зав-клубом. Они же и завхозы, и уборщики, и звукорежиссёры.

Хотите примерить костюм Деда Мороза? - спрашивает Татьяна Якимова. - Он новый, недавно сшили. Все костюмы, кстати, делаем сами, по собственным лекалам. Мы тут вообще всё сами. Пол, например, приходится красить каждый год. Во время дискотек краску стирают.

Ближе к четырём часам на репетицию подтягиваются дети. Идти им недалеко - буквально из соседнего дома. Школа, библиотека и клуб, по сути, работают как единое целое. Со школой, на самом деле, проблем нет. В «началке» учатся 25 детей - все они проводят свободное время в кружках.

Ребята сразу после школы бегут в клуб на занятия, - поясняет Татьяна Парсегова. - Танцы, краеведение, пение. Вы думаете, эти игрушки мы сами сделали? Нет! Это всё наши дети. У нас раньше проводились районные конкурсы, а сейчас чаще мы выезжаем «на гастроли». Принимаем участие во всех окружных мероприятиях. А вот куда деткам идти, если не в клуб? У нас кругом лес. А так у них - дополнительное образование.

Мы тепло прощаемся, напоследок я отдаю три свежих номера «Областной газеты», которые мы привезли с собой. В Пасынке газету нужно ждать две недели.

Вы только не пишите про нас плохо, - почти хором говорят женщины. - Нас тоже можно понять. Нас тут, конечно, всего 140 человек живёт, но про нас, что, можно просто забыть? Мы живые люди! Мы костьми ляжем, но сохраним его. Не будет клуба - всё, смерть наступит.

…Мы едем обратно, и почему-то меня охватывает чувство вины. 140 человек готовы держать оборону за последний островок надежды. А за что воюют? Не за магазин и даже не за больницу. Но каждый по-своему старается выжить. Вот и Пасынок живёт, пока в нём есть Дом культуры и библиотека. А не будет этого - что дальше?

Президент обсудил с губернатором Ставрополья Владимиром Владимировым развитие края. Речь шла о медицине, обустройстве городов и поселков, а также о будущем домов культуры.

"Знаю, что вы готовы поговорить по некоторым аспектам, связанным с реализацией Послания Федеральному Собранию, а потом предлагаю по социально-экономическому положению в крае", - начал разговор глава государства.

В Послании было много задач, связанных с социально-экономическим развитием страны, заметил Владимир Владимиров. "Мы в рамках реализации этого Послания, загодя начиная работу, уже сегодня подготовлены к реализации проекта "Детская медицина", подготовили проект нашего больничного корпуса краевой больницы и входим в программу Минздрава", - доложил он.

"Второе направление - я считаю, что мы очень неплохо в этом отношении поработали, - это вовлечение людей, как вы сказали, в программу обустройства собственной территории, - продолжил докладчик. - Есть "Городская среда", которая вами была инициирована, мы участвуем, нам в 2017 году было выделено 609 миллионов, в этом году - 694 миллиона. У нас больше 200 дворовых территорий, сделали 21 городскую площадку".

"У нас есть еще собственная программа, программа местных инициатив, мы ее финансируем на 200, в этом году 300 миллионов рублей и дальше продолжим", - рассказал руководитель региона. По его словам, к главе поселения приходят с проблемой, например спортплощадка нужна или дом культуры, дорога, парк. И регион выделяет средства на конкурсной основе, исходя из объемов софинансирования. "За прошедший год сделали 119 объектов таких, а в этом году мы хотим подойти к цифре 198 и выделим уже 300 миллионов рублей", - сообщил он.

"Вы нам дали поручение по развитию медицины в части борьбы с онкологическими заболеваниями, мы подготовили проект нашего краевого онкоцентра на 22 тысячи квадратных метров, - также рассказал Владимиров. - Хотелось бы, чтобы наш край стал пилотным регионом по реализации именно онконаправления".

Также губернатор предложил сделать край пилотным регионом и в реализации культурных программ. "Только вы не покушайтесь на действующие, чтобы действующие (дома культуры - прим. "РГ") не закрывать", - сказал президент.

Объем федеральных средств на финансирование сельских домов культуры в Ставропольском крае в прошлом году составил 156 млн рублей

"Ни один, Владимир Владимирович", - заверил собеседник. "Вы в прошлом году приняли решение о финансировании сельских домов культуры. Нам дали 156 миллионов рублей. Построили два новых и 19 домов культуры отремонтировали. Это беспрецедентно", - сказал он.

"В этом году 300 миллионов мы отправляем на дома культуры. Ни один не закрываем, только ремонтируем. Знаете, дом культуры на селе - это все-таки центр притяжения", - пояснил Владимиров.

"Хорошо. Давайте посмотрим", - ответил президент.

В России «Годом культуры». То есть предполагается, что за это время чиновники на местах, «разбудят культуру в регионах», а ответственные за финансирование этого важнейшего, государственного направления, «увеличат бюджеты, высветят накопившиеся проблемы и наметят планы на будущее» .

Итак, «Год культуры» начался. Первым, что сделали чиновники Багратионовского района - закрыли Дом культуры в поселке Пятидорожное. Маразм властей символичен и в духе времени

1. История с местным клубом не нова, и, к сожалению, это не первый закрытый в последнее время объект подобного рода. Главная разница с Домами культуры в других поселках - это реакция жителей. В Пятидорожном идет настоящая война местных вороватых чиновников с людьми, у которых отобрали фактически единственное место куда можно отвести детей или самим организовать какое-то мероприятие.
Подробно о ситуации недавно писала газета «Тридевятый регион», а я в свою очередь выскажу собственное мнение.
Дело было так - директор клуба сидела тихо и воровала деньги, выделенные ей на развитие культуры в отдельно взятом поселке. Деньги выделялись местными депутатами, большинство из которых состоят в известной партии жуликов и воров. Естественно, дама была в отличных отношениях с последними и то что 50% выделенных на клуб денег «терялись» по пути, знали все. Но молчали, потому что так принято. Это традиция воров - прикрывать своих

2. В какой-то момент в клуб пришел новый сотрудник и увидел всю эту схему изнутри. Активная девушка Катя начала задавать ненужные, неудобные вопросы, от которых директорше клуба становилось не по себе. Вопросы в основном касались странных ситуаций, когда наличные деньги, которые должны были идти на конкретные работы, пилились пополам и изымались директором клуба. Что с ними происходило дальше - никто не знает. Даже прокуратура, которая провела проверку, не смогла ничего выяснить (потому что, скорее всего никакой проверки не было).
В итоге, директорша почуяла неладное и решила выжить активную девушку Катю с нового места работы. Ей перестали платить зарплату, в клубе начались проверки пожарной безопасности и прочие бюрократические действия, которые вообще никак не способствуют развитию культуры в поселке.
Естественно, Катя начала обращаться к директору. Но дама, в лучших традициях чиновников-мудаков, сначала ушла на больничный, а следом взяла отпуск. То есть намеренно оставила клуб в кризисной ситуации и всячески избегает появления там.
В общем, тётя активно кормилась из бюджета сельского поселения, а когда ее начали тыкать палкой - решила вовсе ликвидировать свою кормушку. Нет клуба, нет проблем

3. В данный момент здание закрыто. Пожарная сигнализация, к которой были претензии - исправна (щиток на стене)

4. Сам клуб выглядит вполне нормально и хоть сейчас в нем готовы принять детей

5. Работать ДК не может, потому что нужно решить небольшие хозяйственные проблемы, на которые указали проверяющие (сменить плафоны на лампах, заменить окно в подсобке, подкрасить батареи), но решить их невозможно т.к. директор фактически прячется от активной девочки Кати

6. Имеется собственное, хоть и не самое дорогое, но все же оборудование

7. Клуб отапливается, но нанятому кочегару не платят. Человек часами сидит в темном подвале и по большому счету просто греет воздух в закрытом ДК чтобы не разморозить скудные коммуникации. Коммуникации - это немецкая система водопровода, которую откопали и привели в порядок. На деньги, которые выделялись из бюджета, клубу достался вот такой насосик. Этой штукой можно, например, помыть машину, но снабжать водой здание он явно не способен

8. А это клубный туалет. Стоит отметить, что в закрытом клубе располагается избирательный участок №1

В общем, в Пятидорожном «Год культуры» задался сразу. Не удивлюсь, если ДК в скором времени пропустят через голосование в местном Совете и продадут с мотивировкой «Он же висит у нас на балансе, давайте отдадим частнику и сэкономим бюджетные средства!». И опять же, будет логичным, если новым хозяином здания окажется нынешняя директриса ДК, которая устроит в нем коммерческий склад какой-нибудь херни.

ЗЫ: По самым смелым подсчетам (которые проводила Екатерина), на нормальное функционирование Дома культуры необходимо 300 тысяч рублей в год.

Благодарю за внимание. Прогуляться по Пятидорожному и посмотреть, что в нем есть кроме закрытого Дома культуры, можно

Уважаемый Владимир Владимирович! Просим Вас обратить внимание на нашу проблему. Мы, коллектив Зернинского ДК, жители села Зернино и близ лежащих деревень Малыши, Мачино-2, Мисилята, Епишата, Пермского края, Березовского района, обращаемся к вам с просьбой помочь нам сохранить наш сельский дом культуры, так как ни на чью другую помощь мы уже не рассчитываем. На протяжении многих лет он является центром жизни на селе.

В клубе проводятся различные мероприятия, праздники, детские и взрослые дискотеки на которые приходят жители, в летний период на базе клуба работает летний оздоровительный лагерь в который ходят дети разного возраста. Организована совместная работа библиотеки, школы и клуба. Частыми гостями со своими мероприятиями в клубе бывают наши соседи-коллеги из Кляповского СДК. Весь персонал клуба остаётся без работы, найти работу в нашем районе трудно!

Как жить дальше – неизвестно! Мы обращаемся к Вам с призывом о помощи! Мы, коллектив Зернинского ДК, жители села Зернино и близ лежащих деревень, категорически против закрытия нашего клуба. Нас устраивают условия в клубе, коллектив, который там работает.

Мы понимаем обстановку в стране, но мы и наши дети в этом не виноваты. И почему, чтобы сэкономить деньги, мы должны жертвовать своими детьми и собой? Забота чиновников - обеспечить нормальное финансирование, но не закрывать культурный объект, экономить надо на чем угодно, но не на людях. Чиновники говорят, что денег нет, и клуб всё равно закроют.

Просим чиновников не закрывать клуб. С клубом есть жизнь в селе. Школа и клуб – это будущее деревни. Закрыть клуб и «разбазарить» здание, это очень просто, а вот построить вновь, это сложно и трудно.

Закрытие клуба, а в будущем школы приведет к исчезновению села и близ лежащих деревень. Люди поставлены в такие условия, что в родной деревне жить становится невыносимо. Хватит того, что разграбили совхоз, оставив без работы молодёжь, которой пришлось уехать. Никто не подумал и о пенсионерах, которые трудились в военные и послевоенные годы.

И куда мы катимся? Что же нам простым жителям делать? Но мы верим, что предприниматель, который пришёл на наши земли, сможет возродить село. Снова появятся рабочие места, люди станут возвращаться.

Но туда, где не будет клуба, школы и садика никто не поедет. Мы не можем достучаться до сердец наших местных властей, они о нас вспоминают лишь перед выборами, когда нужны проценты для подсчета голосов. Пожалуйста, помогите нам в решении данного вопроса о сохранении нашего клуба. Услышьте нас!

Сохраните наш Зернинский дом культуры! Пусть не экономят на людях! Коллектив Зернинского ДК, жители села Зернина и близ лежащих деревень Малыши, Мачино-2, Мисилята, Епишата, Пермского края, Березовского района.