Будапешт памятник ботинки на набережной история. Туфли на набережной дуная, будапешт, венгрия. Мемориал и память

Мемориал «Обувь на берегу Дуная» расположен на дунайской набережной примерно посередине между зданием Парламента и Цепным мостом. Памятник придумали и выполнили два человека – кинорежиссер Джан Тогай (Can Togay) и скульптор Гюла Пауэр (Gyula Pauer). Мемориал представляет собой стоящие вдоль берега 60 пар обуви, отлитых из чугуна. Обувь разная – взрослая и детская, почти новая и стоптанная до дыр. Сразу сложно догадаться, о чем этот памятник. Некоторые туристы, даже пытаются примерить необычные старомодные башмаки, но обнаружив вмонтированную в цемент мемориальную доску: «Памяти жертв, расстрелянных на Дунае боевиками «Скрещенных стрел»», с ужасом отходят в сторону. Почему пар именно 60? По одним данным именно столько лет прошло с 1945 года до момента открытия памятника, который был открыт 16 апреля 2005 года, в Международный день памяти жертв Холокоста. По другим данным именно такими группами, по 60 человек, во время Второй мировой войны фашисты расстреливали евреев на берегу Дуная. В 1944 году в Будапеште проживало около 270 – 280 тысяч евреев. В октябре 1944 года, после того как правитель Венгрии Миклош Хорти, объявил о перемирии с СССР, в Будапеште произошёл поддержанный Германией государственный переворот. Сын Хорти был похищен отрядом СС и взят в заложники. Под нажимом Гитлера через несколько дней Миклош Хорти, являвшийся противником геноцида евреев и цыган, передал власть лидеру нацистской прогерманской партии «Скрещённые стрелы» Ференцу Салаши. После прихода Салаши к власти начались массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган и их депортации в Германию. Гетто продолжалось 50 дней. Людей выводили на берег реки, связывали несколько человек вместе, и для экономии пуль, стреляли первого, который падая в реку, тащил за собой живых людей. 10 тысяч евреев нашли здесь свою смерть. Циничность, с которой фашисты расправлялись с людьми, потрясает воображение. Приговоренных смертников заставляли разуваться, чтобы потом эту обувь отдать кому-нибудь другому. Ведь по мере того, как приближались советские войска, тысячи заключённых выводились из концлагерей и гнались вглубь страны к германской границе (марш смерти). Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних эпизодов Холокоста. Несмотря на то, что со времени трагических событий прошёл не один десяток лет, до сих пор между чугунными ботиками горят зажженные лампады и лежат живые цветы. Ни что не забыто, ни кто не забыт…

Я повидала много памятников жертвам Холокоста, возведенных в разных странах. Туфли на Набережной Дуная - один из самых душераздирающих. Эти туфли, они так много обозначают и символизируют, что парой слов тут не обойдешься.

Где находится мемориал

Этот памятник я обнаружила на Набережной Корзо, неподалеку от здания Венгерского Парламента. Шла я к нему специально, намеренно, была настроена на то, какое впечатление на меня произведет увиденное, но в любом случае, к такому невозможно подготовиться.


Что представляет собой мемориал "Туфли на Набережной"

К каждому визиту к мемориалам жертвам Холокоста я готовлюсь заранее. Мне нужен настрой, так как каждый раз - это невероятно тяжело. И перед тем, как рассказать, какие впечатления на меня произвел памятник, я скажу пару слов об истории его создания.

Весь ужас еврейской трагедии в Будапеште во время Второй Мировой войны был в том, что евреев преследовали и уничтожали не немецкие нацисты, а местные, которые являлись членами партии "Скрещенные стрелы", исповедующей нацизм, как национальную идею. А еще хуже то, что евреи здесь гибли уже на исходе войны, в самом ее конце.


Евреи, мужчины, женщины, дети, сгонялись на набережную, их заставляли разуваться, загоняли на паромы и отправляли вниз по течению. Там их загоняли в воду и расстреливали. Растерзанные тела воды Дуная уносили прочь, избавляя нацистов от необходимости захоранивать трупы.

Ту обувь, которая оставалась на берегу, нацисты продавали по сходной цене всем желающим. И такие находились.


Боже, это ужасно. Я до сих пор не могу вспоминать это место без содрогания. Туфли, конечно, не настоящие, они железные, но полностью копируют модели 40-х годов, некоторые из них стоптанные, другие в отличном состоянии, мужские ботинки, женские туфельки и ботильоны, и, самое страшное и ужасное - детская обувь.

Видеть эту обувь, и знать, что ждало их хозяев после того, как те ее сняли, для меня было практически непереносимо, очень тяжело и трудно. Но не прийти сюда я не могла. Для меня это что-то очень личное.


Каждая пара туфель - это чья-то боль и целая трагедия. У этих людей, оставивших обувь на набережной, не было никаких шансов выжить, каждая туфля, каждый детский ботиночек - это напоминание об ужасах войны, о трагедии целой нации.

Здесь не плакать невозможно, когда я пришла к мемориалу, здесь было много людей, не знаю, по поводу, или здесь всегда так. Около туфель было невероятное количество зажженных свечей, все люди приносили цветы.

Я сидела возле этих туфель, меня душили слезы, я с трудом сдерживала рыдания. Это место - место памяти, людской боли, трагедий множества жизней. Те, кто создал этот мемориал - они сделали большое дело, эти туфли - напоминание о том, что никогда больше не долно повториться, о геноциде целой нации.


Вообще посещение этого места дается всем тяжело, я видела слезы в глазах мужчин, их руки и голоса дрожали, равнодушных лиц здесь не было. Этот мемориал нельзя назвать трогательным, он разрывает душу на части и заставляет страдать. По-настоящему. Но это страдание, оно как-будто очищает, позволяет каждому, кто пришел сюда, чья душа наполнилась состраданием и болью, стать лучше и чище. И главное - не забыть того, что происходило в Будапеште в конце Второй Мировой войны, помнить о том, что пострадало невероятное количество мирных людей, беззащитных, не имеющих возможности стоять за себя и защищаться, беспомощных.


Если вы будете в Будапеште, сходите к мемориалу "Туфли на Набережной Дуная". Будет трудно, но все мы должны чтить память тех людей, кто безвинно пострадал и погиб в той страшной войне, особенно детей.

January 27th, 2017 , 09:00 pm

Сегодня было очень холодно. Вроде и мороз небольшой, всего -4С, но очень высокая влажность, да ещё ветер - и после трёхчасовой прогулки очень хочется зайти куда-нибудь в тепло, напиться горячего чаю и больше на улицу даже носа не высовывать.

Покажите нам ещё «Обувь на набережной» - просят гости.

Рядом со зданием Парламента мы спускаемся на берег Дуная и подходим к памятнику.

На самом краю высокого берега стоят шестьдесят пар чугунной обуви. Все они - копии довоенных моделей.
Мужские и женские ботинки, элегантные женские туфельки на каблуках и стоптанные мужские туфли, шлёпанцы, сандалии.
И пара маленьких детских ботиночек.

Немного поодаль прямо на тротуаре три железных плиты с надписями на венгерском, английском и иврите:

«В память о жертвах,

расстрелянных на Дунае

ополченцами «Партии скрещённых стрел»

в 1944—45 годах

Это напоминание о страшных событиях военных лет: венгерская нацистская «Партия скрещенных стрел» (Nyilaskeresztes párt) проводила на берегу Дуная массовые казни евреев. В ночное время людей под дулами автоматов выводили из квартир, заталкивали в грузовики, привозили на набережную и расстреливали прямо на берегу. Перед казнью всем приказывали разуться. Палачи не брезговали торговать этой обувью - в тяжёлые военные годы даже поношенная обувь стоила немалых денег, и её запросто можно было продать на черном рынке. Людей выстраивали лицом к воде. И затем стреляли им в спину.

Идея мемориала на набережной Дуная принадлежала венгерскому режиссёру, сценаристу, актеру и продюсеру турецкого происхождения Кену Тогаю (Can Togay) и была воплощена венгерским скульптором, художником, дизайнером, лауреатом премии Кошута Дьюлой Пауэром (Pauer Gyula).

«Среди детских страхов, вызывавших во мне ужас, была история о расстреле невинных людей на дунайской набережной. Меня и сейчас при об упоминании о ней прошибает холодный пот. Я рад тому, что вместе со своим другом Дьюлой Пауэром смог воплотить в жизнь нашу идею о памятнике жертвам Холокоста. Этот памятник - свидетельство того, что наш родной город нашёл в себе силы воскресить страшные страницы своего прошлого и отдать дань памяти невинно убиенным»

В столице Венгрии множество старинных и современных скульптур. Говорят, что их более двухсот. Величественные короли и графы в позеленевшей от времени бронзе, революционеры, знаменитые композиторы, смешные дети, животные и птицы в необычных позах. Но один памятник в Будапеште выбивается из общего строя, пронизывает, как острой иглой. Кричит об ужасах фашизма в стране, воевавшей на стороне нацистской Германии — обувь на набережной Дуная.

Было ли так задумано или получилось случайно, но памятник находится в таком месте, что многие туристы неожиданно «упираются» в него, обходя справа знаменитое здание венгерского Парламента. Просто газоны с цветами, просто серая брусчатка и серый бетон набережной. И вдруг перед глазами – нестройный ряд туфель, ботинок, детских сандалий.

Кажется, что кто-то оставил обувь на берегу Дуная на минутку и сейчас вернется. Полная иллюзия стоптанной изношенной кожи. Только вблизи становится понятно, что туфли из металла.

Называется композиция – «Туфли на набережной Дуная» (Cipők a Duna-parton). Ее автор – Дьюла Пауэр. Открыли мемориал в День памяти жертвам Холокоста в 2005 году. На скромных табличках возле экспозиции на каменной скамье на иврите, английском и венгерском соответствующие надписи.

До Великой Отечественной войны в Венгрии насчитывалось около 800 000 евреев, Будапешт иногда называли «юдапешт». По некоторым данным, только четверть венгерских евреев пережили Холокост. Правительство Венгрии четко следовало гитлеровской политике. Людей переселяли в гетто, отправляли в лагеря смерти в Польше.

На берегу Дуная проводили массовые расстрелы. Так было проще – не требовалось вывозить трупы. Людей связывали между собой и ставили у воды. После первого выстрела падающий утягивал за собой в волны всех, стоявших рядом в цепи. Перед казнью людей разували, чтобы продать обувь.

Не случайно количество обуви в ряду – за один раз обычно расстреливали 50-60 человек.

Памятник в стихах

Впечатления от памятника созвучны строкам поэтов двух разных поколений.

В 2015 пишет Гера Шторм:

На берегу евреям снять ботинки!

— Обутым неприлично умирать?

Спросил ребенок мать, а та слезинки

Старалась незаметно вытирать.

— Ты не волнуйся мам, я не голодный.

Вчера, кусочек хлeбушка я съел.

Мы там замерзнем мам, Дунай холодный?

Я плавать научиться не успел…

Мам, ты скажи, а умирать не больно?

Я просто упаду и утону?

Или умру от пули и спокойно

И плавно я потом на дно пойду?

Ты за руку возьми меня покрепче,

Чтоб мы не потерялись под водой.

Вдвоём с тобой спастись нам будет легче.

Мы спрячемся за сильною волной.

На берегу Дуная всем снять обувь!

— Все говорят, кончается война.

Ты видишь мама, в небе белый голубь?

Смотри, а там идет наша волна…

В 1944 написал Сергей Михалков:

«Детский ботинок»

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц — на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик —

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Как добраться

Памятник найти просто: находится он в самом центре Будапешта, справа от здания Парламента, которое видно издалека. Ехать на втором трамвае до Kossuth Lajos tér M или на до станции с таким же названием (площадь Лайоша Кошута). Памятник доступен для посещения в любое время.

Другие символичные памятники столицы Венгрии

Ботинки на набережной – не единственный памятник жертвам Холокоста в Будапеште. У здания синагоги – история трагедии в виде дерева, символизирующее скорбь. Плакучая ива из металла склоняет ветви с 7000 листочками, на каждый из которых нанесли имя погибшего от фашизма.

Согласитесь, не много на Земле мест, при посещении которых учащённо бьётся пульс, и начинают проступать слезы. Мемориал «Туфли на набережной Дуная», несомненно, относится к таким священным местам для всего человечества.

Прогуливаясь по набережной в центре Будапешта, вы совершенно случайно можете наткнуться на обувь, будто оставленную кем-то на краю тротуара у самой реки. Это памятник жертвам холокоста, который был воздвигнут в назидание последующим поколениям, чтобы каждый помнил и делал всё возможное, чтобы такого больше не повторилось.

История. Как это было

В 1939 году Венгрия вступила в союз с Гитлеровской Германией, получив за это часть территорий соседних государств. В 1940 году принимала активное участие в войне против Югославии, а в июне 1941 года, в составе стран-агрессоров, возглавляемой гитлеровской Германией, вероломно напала на СССР. Потому солдаты и офицеры советской армии награждались медалью «За взятие Будапешта», а не за освобождение, как это было с Варшавой или Прагой.

А вы знали что: Будапешт считается одним из самых мира.

На фото: Дети на улице Будапешта, 1939 г.

Предвидя свой неминуемый конец, гитлеровцы и их пособники из венгерской национал-социалистической партии «Скрещённые стрелы», стали скрывать следы своих преступлений и в Будапеште в 1944 году начались массовые расстрелы еврейского населения.

На момент начала Второй мировой войны евреев в Будапеште проживало около 40 тысяч, а по всей Венгрии их насчитывалось около 800 тысяч человек.

В годы войны еврейское население Венгрии, как, впрочем, и других европейских стран, подвергалось преследованиям, их загоняли в гетто, отправляли в концентрационные лагеря, и, самое ужасное, массово расстреливали.

На фото: Арестованные еврейские женщины идут по улице Будапешта. Скоро они погибнут от рук нацистов. 1944 г.

Евреев привозили на набережную Дуная в крытых грузовиках, и перед расстрелом заставляли снимать обувь, так как во время войны обувь была одним из ходовых товаров. Затем нацисты продавали эту обувь на чёрных рынках, или использовали башмаки, женские туфли и ботинки для своих нужд.

На фото: Советские солдаты в Будапеште, 1945 г.

Не утруждая себя захоронением, нацисты расстреливали людей у воды. Бесчеловечным было и то, что, экономя боеприпасы, людей связывали в цепь по 50-60 человек, стреляли в одного, и уже он, падая, увлекал за собой в воды Дуная ещё живых людей.

Преступления нацистов и их пособников вскрыли после того, как 18 января 1945 года войска советской армии взяли штурмом венгерскую столицу, и освободили будапештское гетто.

Автор идеи и скульптор памятника

Идея возвести памятник в честь жертв холокоста принадлежит известному венгерскому режиссёру Кену Тогаю. Он провёл большую исследовательскую работу, встречался со свидетелями, проанализировал многие страницы архивных материалов.

К сожалению, ему так и не удалось установить точное количество погибших во время массовых расстрелов в Будапеште и все их имена и фамилии, но исследователи сходятся на цифре 10 тыс. человек. Всего же после войны из 800 тыс. человек еврейской диаспоры в Венгрии, в живых осталось не более 200 тысяч.

На фото: венгерский скульптор Дьюла Пауэр (1941 - 2012)

Со своим предложением Кен обратился к талантливому скульптору Дьюлу Пауэру. Они вместе со специалистами провели исследования, и копии обувных пар мемориала полностью аутентичны образцам обуви 1940-х годов.

А о самых интересных музеях Будапешта, которые topcafe советует вам посетить, читайте статью.

Мемориал и память

Весь мир 16 апреля вспоминает жертв холокоста, поэтому к этой дате и приурочили открытие мемориала в Будапеште. В 2005 году на открытие памятника собралось множество жителей венгерской столицы, а также гости с других европейских государств.

Сам мемориал получился одним из самых печальных и трогательных в мире, представляет собой 60 пар обуви, сиротливо стоящих на берегу величественного Дуная. Среди обуви детские башмачки, мужские и женские туфли, стоптанные стариковские ботинки.

За экспозицией была установлена большая железная скамья, на которой размещены таблички, на которых на иврите, английском и венгерском языках выбиты слова, что памятник установлен в честь невинно погибших во время массовых расстрелов в Будапеште в период 1944–1945 годов.

Многие мировые и отечественные СМИ признают, что мемориал в Будапеште один из самых пронзительных и печальных памятников, установленных в честь жертв холокоста и Второй мировой войны.

Хореографы и режиссеры, вдохновленные посещением будапештской набережной, на которой стоит обувь, создают шедевры мирового кино и балетного искусства, которые выступают живой памятью о расстрелянных на берегах Дуная.

Трогательный, трагический и печальный мемориал, не оставляющий равнодушным к тем далёким событиям ни одного, кто посещает это зловещее место, давно стал символом противостояния нацизму. Печалит одно, что анализируя мировые события современности, складывается впечатление, что история ничему не учит, а только снова и снова наказывает человечество за невыученные уроки…