Биография матери майи плисецкой. Майя плисецкая

Майя Плисецкая - выдающаяся русская балерина, актриса и обладательница десятка престижных наград. Она филигранно вошла в мир высокого искусства, унаследовав свой талант от родителей.

О Майе Плисецкой говорят многое. Это актриса, театральный деятель, профессор Московского университета, жена композитора Родиона Щедрина. Она выступала перед Сталиным, боявшись даже взглянуть в его сторону. Плисецкая пережила несколько эпох, но всегда оставалась Женщиной и Балериной.

Майя Плисецкая родилась в интеллигентной семье, ее родителями были Рахили Мессерер и Михаила Плисецкого. По материнской линии у Майи в роду несколько звезд балета, пользовавшихся покровительством власти. Тетка Елизавета также была актрисой, именно она привила юной Майе любовь к театру. Рахиль, мать Майи, любила играть роли в немом кино. Отец будущей балерины далек от искусства, он занимал высокую должность при правительстве.

В 1932 году отца семейства перевели на Шпицберген, Михаила Плисецкого сначала назначили директором «Арктикугля», далее ему поручили должность консула СССР. Именно на сцене Шпицбергена маленькая Майя впервые почувствовала на себе взгляд публики. Девочка сыграла роль в опере «Русалка». После возращения в столицу Плисецкую определили в Московскую хореографическую школу. Все складывалось очень хорошо, из застенчивой скромницы росла будущая звезда сцены.

Но роковые события 1937 года перечеркнули все мечты и надежды.

1 мая отца Майи расстреляли по причине подозрений в измене Родине. При Хрущеве доброе имя Михаила Плисецкого вновь звонко зазвучало в прессе и на телевидении, его реабилитировали посмертно. Но человека было уже не вернуть.

Расстрелом отца все не ограничилось, подозрения пали на всю семью. Мать Майи, Рахиль, арестовали прямо на сцене. Ее забрали в воронок прямо в процессе выступления на сцене Большого Театра родной сестры Рахиль. Рахиль, вместе с грудничком Азарием, сослали в Казахстан. Вернуться в Москву удалось только в 1941 году. Двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, это спасло девочку от мрачного прозябания в детском доме.

Именно благодаря тете Майя сумела с достоинством пережить эту мрачную страницу в своей биографии. Она нашла в себе силы вновь вернуться в балет, начать учиться новому и просто жить дальше. Педагоги восхищались чувству ритма Майи, ценили ее природный артистизм, тонкое чувство ритма, гибкость тела и элегантность движений. Как раз за день до начала войны случился первый серьезный дебют Майи. Она тогда еще не знала, что может претендовать на роль Примы балета.

Первые выступления

После начала войны Майя уехала в Свердловск, условия эвакуации совершенно не давали возможности профессионально тренироваться в балете. Но именно в Свердловске юная Майя смогла исполнить партию умирающего лебедя, постановщиком была ее тетя. Зрителей восхитила пластика и изящество девушки. После концерта она поделилась, что любила часами наблюдать за грациозными птицами, перенимая у них пластику движений.

В 1942 году Плисецкие вернулись в Москву, еще через год Майя с отличием закончила хореографическое училище. Плисецкую приняли на работу в кордебалет Большого театра. Публике понравились ее сольные номера, особенно - «Умирающий лебедь».

Работа в Большом театре

Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне.

Сначала Плисецкая танцевала Машу в «Щелкунчике», далее «Мирту в «Жизели», Китри в «Дон-Кихоте». Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере». Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову.

Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям.

Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме. Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец.

Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли. Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством. Юрий Григорович уволил приму вместе с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.

Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной. Вместо Лондона и Парижа Плисецкая ездила с гастролями по провинциальным сибирским городкам.

Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра. После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось.

Мировая звезда

Выехать за пределы Советского Союза и показать миру свой талант Плисецкой удалось только после хрущевской оттепели. Она активно ездила по миру и прославляла советскую школу балета.

Стиль ее танца превратился в канон балетного искусства. Великой балерине аплодировали в лучших европейских театрах, она получила мировое признание.

Фильмы и книги

Майя Плисецкая была всесторонне развитым творческим человеком, поэтому она не ограничивалась исключительно балетом. Она снималась в фильмах, среди них были и драматические роли. Также Плисецкая поставила экранизацию балетных постановок, отдельные сольные номера.

Великая балерина написала о своей жизни серию мемуаров, снялась в документальных фильмах о своей жизни. Балерина старалась, чтобы о ее жизни узнали только правду, она не скрывала своих недостатков и неудачных станиц биографии.

На фотографиях танцовщица выглядит очень ярко, необычно, даже немного дерзко. У Майи был средний рост, но она выглядела гораздо выше благодаря своей стройной осанке и прирожденной грациозности. Гордую посадку головы не сломили жизненные трудности и неурядицы. Плисецкая выходила на сцену в 70 лет, ей удавалось сохранять грациозность юной девушки. Майя в очередной раз доказала, что возраст не является помехой таланту. Плисецкая получила десятки наград и титулов, в их числе есть и зарубежные.

Знаменитая балерина красиво говорила, ей принадлежат несколько фраз, ставших крылатыми. В мемуарах она писала о Пьере Кардене, по ее мнению, он самый лучший в мире дизайнер. На вопрос о том, как сохранить хорошую фигуру, Плисецкая ответила просто и немного грубовато: «Меньше нужно жрать. Никаких зверских диет не требуется».

Личная жизнь

В личной жизни Майи Плисецкой все складывалось незаурядно, как и у многих творческих личностей. С первым мужем, балетмейстером Марисом Лиепой, совместная жизнь не сложилась. Семья распалась уже через три месяца. Вторым мужем легендарной балерины стал Родион Щедрин. Пара познакомилась на творческом вечере у Лили Брик, возлюбленной Маяковского.

Фото: Майя Плисецкая с мужем

Чувства вспыхнули не сразу, потребовалось три года, чтобы пара начала встречаться. Майя и Родион поженились в 1958 году, прожили вместе более 50 лет. Родион был младше Майи на семь лет, но разница в возрасте не стала препятствием для отношений.

Щедрин в свои 26 лет уже успел прославиться и стать знаменитым благодаря написанию музыки к фильму «Высота». За полученный гонорар Родион купил шикарную по тем временам машину, на которой эффектно подвез домой Майю после творческого вечера. Щедрин понравился Плисецкой, она позже отозвалась о нем, как о галантном кавалере и настоящем джентльмене. Родион влюбился в Плисецкую с первого взгляда, молодого человека покорила грациозность, утонченность и воспитание балерины.

Вторая встреча Родиона и Майи состоялась через три года, кода Щедрин увидел Плисецкую в одном из репетиционных классов. Эта встреча стала началом их серьезных отношений. Семейный союз двух знаменитостей стал и творческим, Родион писал музыку для балетов жены. Его музыка стала вкладом в творческую карьеру Плисецкой.

Отношения в семье не всегда были гладкими и идеальными. Многочисленные поклонники Плисецкой не давали прохода известной балерине, дружеские отношения могли в любой момент перерасти в личные.

Детей у пары не было, Майя считала, что малыши будут мешать строить карьеру. Родиону не понравилось такое решение жены, но он поддержал супругу, так как привык во всем с ней соглашаться. Почти сразу после свадьбы Майя узнала, что беременна, но тут же поспешила избавиться от ребенка. Это вызвало негодование у мужа, но свое отношение к детям Майя так и не изменила.

2015 года весь мир узнал о смерти Майи Плисецкой. Где похоронена звезда русского балета? Где находится могила Плисецкой - в России или Германии, где она провела последние дни? На этот вопрос ответить невозможно. Места, где похоронена Майя Плисецкая, не существует.

Дочь врагов народа

Будущая балерина появилась на свет в 1925 году в Москве. Отец Плисецкой был известным хозяйственным деятелем. Мать - актрисой немого кино. Когда девочке исполнилось семь лет, она впервые оказалась в Германии. Здесь отец руководил крупным предприятием. В 1936 году Плисецкие вернулись в Россию.

Вскоре по стране прокатилась волна репрессий. Не обошла она стороной и родителей будущей звезды. В 1937 году арестовали отца. Спустя несколько месяцев, тихой мартовской ночью, люди в черных кожаных пальто приехали за матерью. Девочку взяла на воспитание тетя, актриса Большого театра. спасла Майю от участи дочери изменников Родины, от детского дома, где воспитывались отпрыски жертв сталинизма.

Не забери Мессерер к себе дочку врагов народа, не было бы в яркого имени Майи Плисецкой. Где похоронена представительница знаменитой театральной династии? Знаменитости уровня Плисецкой находят последнее пристанище на Новодевичьем кладбище. Здесь покоятся политики, артисты, художники писателя. Но на вопрос о том, где похоронена Майя Плисецкая, сторож кладбища не даст ответа. Нет здесь ее могилы? Так где похоронена Майя Михайлова Плисецкая, коренная москвичка, артистка, имя которой неразрывно связано с историей русского балета?

Впервые у балетного станка

Майю приняли в хореографическую школу благодаря тете. Однажды девочка попала на спектакль «Красная шапочка». Она влюбилась в балет, дома беспрестанно повторяла танцевальные движения. Однако девочке исполнилось только семь лет. По правилам, в балетную школу принимали с восьми. Суламифь удалось убедить членов комиссии зачислить племянницу.

Война

Суламифь не только заменила девочке мать. Она стала ее первым хореографом. В 1941 году семью эвакуировали в Свердловск. Военные годы были не лучшим временем для занятий балетом. Однако именно в Свердловске юная танцовщица впервые вышла на сцену в образе умирающего лебедя. Суламифь обратила внимание на необыкновенную пластичность рук племянницы. И на этом сделала акцент в создании номера. В 1943 выпускницу хореографического училища приняли в Большой театр. Вскоре она получила статус примы-балерины.

Карьера

Плисецкая обладала редкой пластичностью и музыкальностью. Она создала свой, неповторимый стиль исполнения. В 1960 году из Большого театра ушла другая великая балерина - Уланова. Отныне Плисецкой совершенно заслуженно принадлежали все ведущие роли в спектаклях. Много лет шла борьба Плисецкой с хореографом Григоровичем, в которой победил последний, несмотря на то, что женственная и изящная балерина обладала стальным мужским характером.

«Кармен-сюита», «Гибель розы», «Безумная Шайо» - эти и другие спектакли поставлены специально для Плисецкой. Балерина много лет работала с французским хореографом Морисом Бежаром, который поставил для нее «Айседору». В начале 70-х принимала участие в постановке балета Щедрина «Анна Каренина». Однако Плисецкая себя никогда не считала хореографом. «Я импровизатор» - говорила она.

В 1990 году Григорович уволил Плисецкую. Пришлось покинуть Большой театр также и Екатерине Максимовой. Плисецкая, конечно, не оставила сцену. Балет для нее был не ремеслом, а жизнью. Она участвовала в концертах и давала мастер-классы. Плисецкая - феноменальная фигура в истории мирового балета. К 70-летнему юбилею она подготовила номер «Аве Майя». Как-то один из коллег артистки сказал ей: «Столько лет сложно не только протанцевать, но и прожить».

С середины 90-х проводится конкурс «Майя», в котором участвуют артисты со всего мира. Плисецкая занимала должность председателя.

Родион Щедрин

Плисецкая написала несколько книг-воспоминаний. Артистка рассказала о своих романах со звездами балета. В 1956 году она вышла замуж за Однако этот брак вскоре распался. В 1958 году Плисецкая встретила человека, с которым прожила долгую и счастливую жизнь. Этим человеком был Родион Щедрин - композитор с мировым именем.

У Плисецкой не было детей. Но ей посчастливилось встретить в своей жизни настоящую любовь. Быть может, именно поэтому нет ни в России, ни в Германии места, где похоронена Майя Плисецкая.

Фото знаменитой пары расположено выше. Пожалуй, это был самый крепкий союз в российском артистическом мире.

Щедрин был моложе своей жены на семь лет. Он родился в семье композитора и педагога, музыкой занимался с ранних лет. Окончил Московское хоровое училище, затем учился в МГК им. Чайковского. Вопрос о том, где похоронена Майя Плисецкая, некорректен. Прах супругов должен быть соединен и развеян над Россией. Так сказано в завещании, составленном Майей Плисецкой.

Смерть

Артистка не дожила несколько месяцев до своего 90-летия, тем не менее ее смерть стала неожиданностью для коллег и поклонников. В конце апреля Плисецкая присутствовала на праздничном банкете, посвященном премьере оперы «Левша». Как утверждают коллеги Плисецкой, в этот день она была энергична и весела.

После того как решила некоторые дела в Москве, уехала в Мюнхен. В Германии артистка балета побывала на футбольном матче. Плисецкая очень любила этот вид спорта. Вернувшись домой, неожиданно почувствовала себя плохо. Плисецкую отвезли в больницу. В мюнхенской клинике артистке собирались делать операцию, но не успели. Прощание с великой балериной состоялось в Германии, в узком кругу. Спустя два дня после смерти Плисецкой в Мариинском театре состоялся спектакль в ее честь.

Майя Плисецкая была не только гениальной балериной, сумевшей танцем покорить весь мир, но и самой обычной женщиной со своими привычками, увлечениями, маленькими слабостями. Ко дню рождения артистки АиФ.ru собрал малоизвестные факты о Майе Михайловне, которые открывают ее с необычной стороны.

1. Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.

Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями. 1962 год Фото: РИА Новости / Майя Плисецкая

2. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?». Плисецкая предпочла отмолчаться ― не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.

На приеме в московском Доме актера в честь артистов английской драматической труппы. Слева направо: народный артист СССР Сергей Образцов, народная артистка РСФСР Фаина Раневская, артист Пол Скофилд, заслуженная артистка РСФСР Майя Плисецкая Фото: РИА Новости / Борис Рябинин

3. Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая готовится к спектаклю. 1969 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

4. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди . Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ― общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ― Святой Архангел Михаил.

Народные артисты СССР Николай Фадеечев и Майя Плисецкая выступают во время гастролей балета Государственного академического Большого театра СССР в США. 1962 год Фото: РИА Новости / И. Кошани

5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет. Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине. Майя Михайловна считала, что со штампом в паспорте у нее будет больше шансов выехать на гастроли за границу и за ней наконец-то перестанут следить власти. К тому же сама министр культуры Фурцева не раз намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин у себя дома. 1971 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

6. Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая перед началом спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

7. Большинство дел Плисецкая выполняла левой рукой. Но при этом она была не стопроцентной левшой ― писала Майя Михайловна все же правой.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая дает автограф в антракте спектакля. 1965 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

8. «По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», ― рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол. Эту вещь ей подарила художница Надя Леже . Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.

Писатель Луи Арагон, балерина Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале. Фото: РИА Новости / Лев Носов

9. Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.

Майя Плисецкая родилась в большой еврейской семье. Мать балерины, в Рахиль Мессерер, происходила из литовских евреев, ее отец был зубным врачом, который начал свою практику в Вильно, а затем перебрался в Москву. Сама Рахиль, а также все ее братья и сестры, носили звучные библейские имена: Пнина, Азарий, Маттаний, Асаф, Элишева, Суламифь, Эмануил, Аминадав, Эрелла. Многие из так или иначе связали свою жизнь с балетом. Рано умерший Азарий, прославившийся под псевдонимом «Азарин», был драматическим актером, художественным руководителем Театра им. Ермоловой. Суламифь, сделавшая балетную карьеру, заменила Майе Плисецкой мать после ареста родителей. Посвятил свою жизнь балету и Асаф Мессерер, станцевавший в Большом театре практически все ведущие сольные партии. Мать великой балерины Рахиль Мессерер была выдающейся актрисой немного кино. Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности – темных волос и черт лица – ей часто доставались роли узбекских женщин.

Отец Майи, Михаил Эммануилович с искусством связан не был. Он занимал административные должности. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно

пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращению в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. В 1934 году Плисецкие приехали в Москву семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.

Арест родителей

В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли. Почти сразу арестовали и маму. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины .

Из книги балерины «Я, Майя Плисецкая»:

Летом нас свозили в пионерский лагерь, всей кучей. А там - утренняя зарядка, линейка, подъем флага, надсадные горны, бравые вожатые, рапорты, вечерние костры. Словом - мы пионеры. Это как гитлерюгенд. Дисциплину соблюдать, верность Родине множить. Мать, чтобы было на что жить, начала распродавать вещи. Одну за одной. Она была на седьмом месяце беременности, когда отца забрали.

Пока я маршировала под зазывную музыку Дунаевского в летнем пионерском лагере, мать родила в июле моего младшего брата. Молоко у нее пропало. В деньгах постоянно была большая нужда.

В начале марта 1938 года, точную цифру дня не могу вспомнить, Мита танцевала «Спящую». Сейчас я мучительно напрягаюсь, чтобы вспомнить, как получилось, что вечером в театре я внезапно оказалась совсем одна. Без мамы. С большим букетом крымских мимоз. Просто выпадение памяти. Есть у меня в характере и поныне дурацкая способность погрузиться целиком в свои мысли, отрешиться от мира, ничего не замечать кругом. Я не люблю этой своей черты. Так было и в тот мартовский вечер. Спектакль заканчивается, поклоны, аплодисменты. А где мама? Ведь мы были вместе.

Я иду с цветами к Мите домой. С поздравлениями. Она живет рядышком с театром, сзади, в Щепкинском проезде, в доме Большого театра. Там, где потом в большой коммунальной квартире долгие годы буду жить и я. Взяв цветы, Мита внимательно, пристально всматривается в меня серьезными темными глазами. И внезапно предлагает остаться ночевать. При этом она плетет какую-то чепуху, что маму срочно вызвали к отцу и она тут же, прямо из театра, не досмотрев спектакля, вечерним поездом куда-то умчалась. Я ей, естественно, верю. Я и сейчас легковерна. А в 12 лет поверишь в любую несуразицу.

Так я поселилась у Миты. Я не понимала, что мать в тюрьме. Что ее тоже арестовали. Тоже в самый неожиданный, неподходящий час. А разве люди уже придумали подходящий час для арестов?

Именно у тетушки Суламифь нашла приют 12-летняя Майя. Добрая родственница удочерила осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом.

Большой театр

Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плисецкой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала ГАБТа состоялся выпускной концерт хореографического училища. Но после был большой перерыв. Чтобы продолжить обучение, 16-летняя девушка решилась самостоятельно вернуться в Москву, где даже в войну продолжались занятия в хореографическом училище. Она снова была зачислена, на этот раз – сразу в выпускной класс. В 1943 году обучение было закончено и Майю сразу же приняли в штат Большого театра. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениане», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты.

Путь к вершине карьеры Плисецкой можно сравнить с подъемом по лестнице. К примеру, в балете «Спящая красавица» она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом Авророй. В «Дон Кихоте» балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, открыла роль Китри. В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. С тех пор в Большом театре она стала прима-балериной.

Кино

В 1952 Майя Плисецкая впервые появилась в кино. Ее можно увидеть в картине «Большой концерт» Веры Строевой. Ну а затем последовали в кинофильмы-балеты: «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-Горбунке» и «Анна Каренина». Приму Большого пригласили в фильм-оперу «Хованщина». Балерина участвовала и в экранизации балетов «Айседора», «Болеро», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1974 году ее пригласили вместе с солистом Большого театра Богатыревым для теленомера «Ноктюрн» на музыку Фридриха Шопена из балета «В ночи» хореографа Джерома Роббинса.

В 1968 году балерина сыграла Бетси в экранизации романа «Анна Каренина» Зархи. Также Плисецкая снялась в роли Дезире в ленте «Чайковский» Таланкина. Затем Вайткус позвал танцовщицу на роль музы Чюрлениса в картину «Зодиак». В 1976 году актриса сыграла звезду балета и телефильме «Фантазия» по повести Тургенева «Вешние воды».

Документальное кино

Авторов документального кино стала интересовать судьба артистки, становление ее карьеры, разные грани личной и творческой жизни. Самые яркие документальные фильмы о Майе Михайловне: «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» и «Майя Плисецкая». Кроме того, ее творчеству посвящены и ленты «Майя» режиссера Сакагуши для японского телевидения, «Майя Плисецкая» (режиссер Делюш), «Maya Plisetskaya Assoluta» (режиссеры Елизабета Капнист и Кристиан Дюма-Львовски).

Танцевальная карьера Майи Михайловны оказалась удивительно долгой – она оставила сцену лишь в возрасте 65 лет.

Личная жизнь

Со своим супругом Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начала встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились.

«Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», – рассказывала Плисецкая о муже. Они никогда вместе не скучали. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены. Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности.

80-90-е годы

Стиль танца балерины стал общепринятым каноном. Неожиданный поворот в судьбе примы случился в 1983 году. Ей предложили быть худруком балета Римской оперы. На этом посту Майя была полтора года, периодически приезжала в Рим. Она поставила «Раймонду» для открытой сцены в Термах Каракаллы, представила свою «Айседору» и организовала «Федру».

В январе 1990 года Плисецкая станцевала свой последний спектакль в Большом театре. Им стала «Дама с собачкой». Балерина ушла из театра из-за разногласий с художественным руководителем.

Награды

Майя Плисецкая удостоилась бессчетного количества разнообразных наград. Балерина Герой Социалистического труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Командор ордена Искусств и литературы (Франция), Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса, имеет Орден Ленина, Орден Почётного легиона (Франция), Ленинскую премию, Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой», Орден Восходящего солнца III степени (Япония), Орден Изабеллы Католички. Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка СССР и РСФСР, лауреат различных премий.

По материалам порталов spletnik.ru, Jewish.ru, podrobnosti.ua, Википедия, группы ВКонтакте https://vk.com/world_jews и других Интернет-источников.

Плисецкая Майя Михайловна (1925-2015) – советская артистка балета, педагог-репетитор и балетмейстер, признана величайшей балериной ХХ века. На протяжении 42 лет (1948-1990) являлась примой-балериной Большого театра Советского Союза. Майе Михайловне присвоены звания Народной артистки СССР, Героя Социалистического труда, почётного доктора университета Сорбонны, почётного гражданина Испании, почётного профессора МГУ имени Ломоносова. Плисецкая была полным кавалером орденов «За заслуги перед Отечеством».

Большая семья талантов

Майя Плисецкая появилась на свет в Москве 20 ноября 1925 года. Девочка родилась в еврейской семье с многочисленными знаменитыми и талантливыми родственниками.

Её мама, Рахиль Михайловна (девичья фамилия Мессерер), была на тот момент настоящей звездой немого кинематографа. Она имела характерную внешность – черты лица немного походили на восточные, волосы были тёмными. Из-за такого типажа ей часто приходилось играть в кино восточных, особенно узбекских девушек.

Рахиль очень нравилась и режиссёрам, и зрителям, но, выйдя замуж и родив первую дочь, с кинокарьерой она рассталась. Несмотря на законченный институт кинематографии и десяток успешных ролей в немом кино, Рахиль больше никогда не возвращалась к этому виду искусства. Ей приходилось работать в жизни на разных должностях – телефонистки, массовика-затейника, регистраторши в поликлинике.

Папа Майи, Михаил Эммануилович, занимался дипломатической и хозяйственной деятельностью. Долгое время он трудился при исполнительном комитете, потом занимал должности в комиссариатах внешней торговли и иностранных дел. Он также имел косвенное отношение к кино, участвовал в производстве картин, где и произошло его первое знакомство с будущей женой Рахиль.

Тётя и дядя Майи по материнской линии, Асаф и Суламифь Мессерер, были великими танцовщиками. В 30-е – 40-е годы они значились ведущими солистами в Большом театре, а потом замечательно преподавали искусство танца. Сын Асафа Михайловича, Борис Мессерер, в будущем стал театральным художником. Вот такой большой и творческой была семья Плисецких-Мессерер, целая династия театралов, артистов и танцоров.

В 1931 году в семье Плисецких родился второй ребёнок – сын Александр (в будущем он тоже будет балетмейстером). А на следующий год отца назначили заведующим советскими угольными рудниками на острове Шпицберген. Кроме этой, он ещё занимал должность генерального консула СССР в Норвегии. Вся семья переехала с отцом на остров в Северном Ледовитом океане.

Детство

На Шпицбергене Майя пошла в школу, научилась хорошо кататься на лыжах и впервые за всю свою долгую творческую жизнь вышла на сцену. Она занималась в самодеятельности, и в местном клубе драматический кружок ставил пьесу Даргомыжского «Русалка». С этого момента девочка не могла успокоиться, она постоянно стала грезить о сцене. Ей хотелось не просто выступать, она мечтала о большой публике. Любую свободную минуту Майя посвящала пению, танцам и импровизации. Заметив такое творческое наследие в дочери, родители решили по возвращении в столицу отдать девочку на занятия в хореографическую школу.

Приехав в Москву в 1934 году, Майя начала учёбу в Московском хореографическом училище. Её преподавателем стала Евгения Долинская, раньше она солировала в Большом театре.

В 1937 году был арестован папа Майи по подозрению в измене Родине. Тёплой весенней ночью его увезли чекисты. Больше Майя никогда не видела отца. Мама Рахиль как раз была беременной в это время. Второй младший брат Майи Азарий появился на свет через два месяца после ареста отца. Через год Михаила Плисецкого расстреляли, назвав его шпионом, но дочь до конца своей жизни твёрдо знала о том, каким патриотичным был её отец. Во времена хрущёвской оттепели Михаил будет реабилитирован за «отсутствием состава преступления».

Через некоторое время арестовали маму. Её увезли прямо из Большого театра, куда она пришла на выступление сестры Суламифь в «Спящей красавице». Маму назвали женой врага народа и назначили ей 8 лет тюрьмы. С маленьким, недавно родившимся Азарием, Рахиль отправили в Акмолинский лагерь в Казахстане, где сидели женщины, чьи мужья значились изменниками Родины.

Чтобы детей не отдали в детские дома, их разобрали родственники. Майю взяла тётушка Суламифь, а брат Александр поехал к дяде Асафу. Вот так и получилось, что самый страшный жизненный удар Майя перенесла, будучи ещё совсем ребёнком.

Родственники приложили все усилия, чтобы хоть как-то помочь Рахиль, и вскоре она была переведена в Чимкент на вольное поселение. В 1941 году ей изменили приговор и разрешили вернуться в Москву.

Творческий путь

Буквально за день до начала страшной войны в филиале Большого театра был выпускной концерт студентов хореографического училища, в котором училась Майя. До окончания учёбы было ещё два года, но на этот концерт отбирали, кроме выпускников, самых лучших старшеклассников. Выступление на этом вечере стало для Плисецкой значимым событием, это был первый её успех.

На следующий день началась война. Майя с мамой и братьями уехала в эвакуацию в город Свердловск. По недостоверной информации, училище и Большой театр тоже должны были быть эвакуированы сюда. Но ни те, ни другие не приехали в Свердловск, и Майя на целый год потеряла возможность заниматься балетом профессионально. Девушку постепенно охватывала паника, она жизни своей уже не могла представить без балета.

До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и училище, в котором занималась Плисецкая, были в Москве и никуда оттуда не уезжали. Майя сбежала из Свердловска и отправилась в столицу. Как только приехала, приступила к занятиям немедленно. Её приняли сразу в выпускной класс.

В 1943 году на выпускном экзамене Плисецкая получила «отлично» и тут же её зачислили в труппу Большого театра (к этому времени в филиале Большого театра она уже исполняла несколько сольных партий).

То, что эта личность весьма индивидуальная, было понятно с её первых шагов на сцене Большого театра. Она была невероятно динамичной, страстной и выразительной. Майе не пришлось долго ждать успеха. Первое зрительское признание пришло к ней после балета «Шопениана», где она танцевала мазурку. Любой её прыжок и приземление на сцену взрывали зал бурей аплодисментов.

К вершине своего успеха Майя шла так, как поднимаются по лестнице вверх, с каждым шагом всё выше и выше. Балет «Спящая красавица» начался для неё с роли феи Сирени, потом была фея Виолант, и, в конце концов, кроме неё никто не мог так исполнять Аврору.

Точно так же получилось и с балетом «Дон Кихот». Майя исполнила в нём почти все имеющиеся женские партии, прежде чем подошла к главной героине Китри.

Ей стали подвластными любые балетные партии, будь это мятущаяся острохарактерная героиня либо тонкая и лирическая.

Год премьеры Балет Роль
1945 «Золушка» Фея Осень
1960 «Конёк-горбунок» Царь девица
1960 «Каменный цветок» Хозяйка медной горы
1964 «Жар-птица» Жар-птица
1965 «Легенда о любви» Мехменэ Бану
1967 «Кармен-сюита» Кармен
1972 «Анна Каренина» Анна Каренина
1980 «Чайка» Нина Заречная
1985 «Дама с собачкой» Анна Сергеевна
  • 1951 – заслуженная артистка РСФСР;
  • 1956 – Народная артистка РСФСР;
  • 1959 – Народная артистка СССР.

В 1967 году у Александра Зархи Майя снялась в кинокартине «Анна Каренина», где блестяще исполнила роль Бетси Тверской.

Решающим в жизни Майи Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она не знает, сколько раз играла его. Если бы представилась возможность посчитать, эта цифра наверняка вошла бы в книгу рекордов Гиннеса. Она танцевала его 30 лет, больше 800 раз.

Наград в своей стране и за рубежом Майя получала столько, что, как и с «Лебединым озером», их трудно сосчитать.

Она написала мемуары «Я, Майя Плисецкая». Там, со слов самой балерины, можно узнать всю её жизнь, с радостями и успехами, горестями, разочарованиям и победами.

Личная жизнь

В 1956 году Майя вышла замуж за латвийского артиста балета Мариса Лиепу. У них было одно общее дело – балет, благодаря ему они познакомились, страстно влюбились в друг друга и быстро поженились. Однако уже через три месяца поняли, что совершили ошибку и развелись.

В 1958 году в гостях у общей знакомой, возлюбленной Маяковского Лили Брик, произошло судьбоносное событие – встреча Майи с композитором Родионом Щедриным. С этого дня в её жизни были только две величайших любви, которые она ни разу не предала – балет и Родион. Они подарили всему миру потрясающе красивую историю любви.

А началось всё с того, что после знакомства он просто попросил билеты на балет с участием Майи. Она оставила их для своего нового знакомого. После балета на утро Родион позвонил Майе, высказал свои восхищения её талантом и попросил возможности присутствовать на репетиции, чтобы посмотреть святая святых – где рождается такая красота. Она репетировала в эластичном обтягивающем купальнике. Мужчину это сильно впечатлило, и он пригласил после репетиции Майю на прогулку по Москве. Она согласилась…

Ей было 33 года, ему 26. Начался удивительной красоты бурный и стремительно развивающийся роман. Ни разница в возрасте, ни злобные сплетни и завистники, ни испытания временем и долгие расставания не смогли одолеть эту любовь. Их чувства друг к другу оказались непобедимыми.

На том, чтобы официально зарегистрировать брак, настояла Майя. Тогда было такое время, что без штампа в паспортах их не селили вместе в гостиницы. Первое после знакомства лето они провели в Карелии, а потом поехали на машине в Сочи. Так как они не были мужем и женой, им не давали гостиничные номера, и приходилось ночевать прямо в машине. Это лето было в их жизни самым первым всплеском безудержного счастья.

Она обожала слушать музыку Родиона, всегда считала его очень талантливым и великим композитором. А он дарил ей свои балеты:

  • «Конёк-Горбунок. Майе Плисецкой»;
  • «Анна Каренина. Майе Плисецкой неизменно»;
  • «Чайка. Майе Плисецкой всегда»;
  • «Дама с собачкой. Майе Плисецкой вечно».

У пары не было детей. Когда нужно было сделать выбор, Майя отдала предпочтение балету. Родион не был в восторге от такого решения, но он понимал, что значит балет для его любимой женщины, и уступил.

Они прожили вместе 57 лет. Когда у Майи Плисецкой спрашивали, как им удалось так долго прожить вместе в любви, она отвечала:

«57 лет – долго? Разве это долго. Это так мало. Я очень хотела прожить с ним хотя бы ещё столько же».

После распада Советского Союза Майя и Родион в основном проживали в немецком городе Мюнхене. Также у них была квартира в Москве, где они останавливались, приезжая на Родину с концертами и гастролями. А отдыхать пара любила на даче в литовском городе Тракай.

Когда-то давным-давно женщина, которая в Киевском районе города Москвы зарегистрировала брак Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, пожелала им состариться на одной подушке. Пожелание это сбылось.

Но 2 мая 2015 года перестало битья сердце Майи Михайловны. Ей так хотелось и потом быть вместе со своим Родионом. Она завещала после его смерти прах обоих развеять над Россией.