Бесчеловечность 15.3 аргументы. Подготовка к огэ по русскому языку. Почему окружающие такие жестокие

Я считаю , что когда человек однажды сделал что-то жестокое по отношению к кому-то , то можно не сомневаться , что второй раз он поступит также . К сожалению , в нашей жизни мы часто видим несправедливость и жестокость ко всему окружающему , а не честное и добропорядочное отношение к другим .

Жестокость

Жестокость — это болезнь сердца и души, которая вызывает черствение человеческого Я . Человек становится беспощадным к другим. Однажды я видел , как один парень мучил на улице маленького беспризорного котенка — мне было больно.. .
Меня возмутило такое отношение к беззащитному животному , поэтому я спросил у него , зачем он это делает. « Потому что эти плохие создания, они мешают мне » — ответил он. Я не захотел продолжать разговор с этим человеком, который уже познал первые этапы человеческой деградации.

Почему окружающие такие жестокие ?

Неоднократно я вижу , как матери бьют и ругают своих детей за то , что они плачут. Опомнитесь ! Разве это выход ?! Почему нельзя жить цивилизованно ? Перед тем , как сделать что-то жестокое , надо поставить себя на место жертвы . Приятно будет тебе , если тебя будут бить из-за того , что ты просто существуешь ? Или из-за того , что тебя обидели и ты плачешь? Человеческая жестокость не знает границ . Иногда — это просто необдуманные решения .

Я сразу же вспоминаю рассказ Тургенева « Муму» . Дворник по приказу барыни утопил своего любимого пса Муму . А ведь можно было найти выход. Ведь после своего поступка он не возвратился к барыне , а начал свою жизнь в деревне. Но если бы не произошел этот необдуманный поступок , его верный друг Муму был рядом с ним. А он просто сделал один неверный шаг, о котором можно потом жалеть всю свою жизнь. Поэтому , надо всегда хорошо думать перед тем , как что-то сделать .

Нельзя решать судьбу тех , кто рядом с тобой . Мы не вправе распоряжаться чужой жизнью . Главная проблема сегодня — жестокость , которая охватывает все больше людей, очерняет их душу . Я не могу спокойно реагировать на это , ведь мое сердце обливается кровью , когда я думаю , сколько в этом мире зла , которое порождает за собой такое же зло и жестокость .

Вариант 1

Часть 1

Часть 2

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть.

(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…

(10)Выла Рыжуха час-полтора.

(11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход.

(16)Женька подвалил к Рыжухе и сказал:

(17)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку!

(19)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.

(20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

(22)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего…

(24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.

(26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(27)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку.

(28)— Моя, — ответила Светка.

(29)— Алле хоп! — воскликнул Женька, c хватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала. (30)— Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка!

(32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(35)Женька Светке рукой машет и орёт:

(36)— До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

(39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…

(43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли…

(44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

(46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.

47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(49)— Рыжуха! — ахнул я.(50)— Мы с ней в одном классе учились!

(51)— Что ты говоришь?! (52)Это же наша восходящая звезда!

(53)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.

(54)— Светлана Сергеева.

(55)Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.

(56)После спектакля Наташа предложила:

(57)— Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

(59)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.

(60)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

(61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла».

(64)— Надо же! — удивлялась Наташа.(65) — С Сергеевой в одном классе учился!

(66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.

( По Е. Габовой)

Елена Васильевна Габова (Столповская) - современная писательница. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята не хотели брать Рыжуху с собой в поход?»

1) ( 37) Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…

2) (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет.

3) (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили.

4) 4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора .

1 ) Светка оказалась золотой.

2)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере.

3) В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…

4) Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

Ответ: ___________________________

4. Из предложений 34-38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется последующей согласной.

Ответ: ___________________________

5. Из предложений 7-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах действительных причастий настоящего времени, образованных от глаголов 1 спряжения, пишется буква Ю» .

Ответ: ___________________________

6. Замените разговорное слово « допотопную » в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

7. Замените словосочетание «брезгливо отодвигала» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление .

Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

Ответ: ___________________________

9. Среди предложений 55- 60 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру , обозначающую запятую при вводном слове.

Весь спектакль я просидел, (1) не шелохнувшись, (2)не понимая, (3) чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.После спектакля Наташа предложила:

Может, (4) пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

Нет,(5) давай в другой раз,(6) — скромно ответил я.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_____________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Вечером возьмёт Светка лодку,(1) выгребет на середину озера и начинает выть.

Вернее,(2) она пела,(3) но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру,(4) и клевать у нас переставало…

Ответ: _ _____________________________________

13. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________

14. Среди предложений 60 - 69 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______ ________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В.Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Часть 1

1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

.

Вариант 3

Часть 1

1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

Вариант 4

Часть 1

1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Распугиваешь

А.С.Пушкин «Пущину»

Дружба А.С. Пушкина и Ивана Пущина.

Когда поэт находился в ссылке в Михайловском, его лицейский друг Пущин, не боясь наказания за нарушение запрета, посещает Пушкина. Александр Сергеевич был благодарен другу за эту последнюю встречу, что нашло отражение в его стихотворении «Пущину»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Ярким примером для подражания является отношение Вильгельма Кюхельбеккера к своему лицейскому другу А.С.Пушкину. Кюхля, как его называли товарищи, как никто другой осознавал гениальность юного поэта и не скрывал искреннего восхищения им. И А.С.Пушкин очень высоко ценил своего товарища.
«Снежная королева» Андерсена. Герда преодолела множество препятствий, чтобы спасти Кая.

В рассказе В. Железникова «Чучело» Ленка оказывается преданной своим другом. И подобные случаи в жизни людей не редкость. Но не все люди способны это пережить, хотя те, кто всё же справляется с ситуацией, навсегда запомнят горечь и обиду. «Ветер прошлого» «будет хлестать» их «по лицу». Ленка оказалась сильным человеком, способным подняться после такой обиды и унижения, способным остаться милосердным и преданным другом.

Вспомним другого литературного героя — Печорина, обрести настоящего друга которому тоже помешали эгоизм и равнодушие. Этот человек был увлечён только собой, собственными интересами и экспериментами, поэтому люди для него были всего лишь средствами для достижения своих целей.

В настоящем друге нуждался и герой сказки А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц жил на своей маленькой планете и заботился о единственном близком существе — прекрасной Розе. Но Роза была очень капризна, её слова часто обижали малыша, а это делало его несчастным. Но однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился в путешествие по Вселенной в поисках настоящих друзей.

Вспомним также одного из друзей А.С.Пушкина — В.А.Жуковского , который всегда приходил на помощь поэту, даже в самые трудные моменты. Например, во время Михайловской ссылки Василий Андреевич хлопотал перед двором об освобождении А.С.Пушкина, а в 30-х годах он пытался добиться примирения своего друга с царем, считая, что это принесет поэту пользу. А.С.Пушкин видел это, ценил и любил своего старшего друга, признавал его своим единственным советником.

А вот ещё одна печальная история о потерянной дружбе. В одном из произведений А.Алексина рассказывается о двух подругах — Люсе и Оле, дружеские отношения которых были обречены, потому что одна из них — Люся — всегда проявляла заботу о подруге, а другая нет. Даже когда у Оленьки появилась возможность сделать приятное для Люси, она не посчитала нужным ею воспользоваться, чем очень обидела подругу. Оля поступила эгоистично, она не подумала об интересах и желаниях Люси, поэтому их дружбе пришёл конец.

Взаимоотношения главных героев романа « » - классический пример настоящей дружбы. Д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе.

  1. (49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства Аси. Он понимал, что герой не женится на ней, и не настаивал. Заботливый брат лишь попытался выйти из положения так, чтобы девушке не было больно.
  2. (47 слов) В рассказе Куприна «Чудесный доктор» герой спасает от голодной смерти целую семью. Врач Пирогов случайно встречает Мерцалова и узнает о том, что его жена и дети медленно гибнут в сыром подвале. Тогда доктор дал им лекарства и деньги. В этом поступке видно высшее проявление человечности – милосердие.
  3. (50 слов) В поэме Твардовского «Василий Теркин» (глава «Два солдата») герой утешает двух стариков и помогает им по хозяйству. Хоть ему живется тяжелее, ведь Василий воюет на фронте, он не жалуется и не хватается, а помогает пожилым людям словом и делом. На войне он все равно остается почтительным и воспитанным человеком.
  4. (48 слов) В повести Шолохова «Судьба человека» герой не уподобляется жестокому врагу, а остается тем же добрым и отзывчивым Андреем Соколовым. После испытаний плена и потери семьи он усыновляет сироту и начинает новую жизнь. В этой готовности возродить мирное небо над головой и в душе я вижу проявление человечности.
  5. (44 слова) В романе Пушкина «Капитанская дочка» Пугачев сохраняет жизнь своему противнику из соображений человечности. Он видит, что Петр достоин этой милости, ведь он добр, смел и предан отечеству. Атаман судит по справедливости, отдавая должное даже врагу. В этом умении и заключается особенность порядочного человека.
  6. (42 слова) В рассказе Горького «Челкаш» вор оказывает более человечным, чем крестьянин. Гаврила готов был убить подельника ради денег, а вот Челкаш до этой низости не опустился, хоть и промышлял воровством. Он бросает добычу и уходит, так как главное в человеке – это достоинство.
  7. (42 слова) В пьесе Грибоедова «Горе от ума» Чацкий выражает свою человечность, когда вступается за права крепостных крестьян. Он понимает, что владеть людьми – это безнравственно и жестоко. В своем монологе он обличает крепостничество. Именно из-за таких совестливых дворян положение простонародья впоследствии значительно улучшится.
  8. (43 слова) В повести Булгакова «Собачье сердце» профессор принимает судьбоносное решение для человечества: он прекращает свой эксперимент, признавая, что мы не вправе так радикально вмешиваться в дела природы. Он раскаялся в своей ошибке и исправил ее. Его человечность – это усмирение гордыни ради общего блага.
  9. (53 слова) В произведении Платонова «Юшка» главный герой откладывал все деньги, чтобы помочь сироте получить образование. Его окружение не знало этого, но исправно издевалось над бессловесной жертвой. После его смерти люди узнали, почему Юшка так плохо выглядел, куда девал заработанные гроши. Но уже поздно. Зато память о его человечности жива в сердце облагодетельствованной девушки.
  10. (57 слов) В повести Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин относился ко всем проезжающим по-человечески, хоть они и вымещали на нем всю свою злобу. Однажды он приютил больного офицера и лечил его, как мог. Но тот ответил черной неблагодарностью и увез его дочь, обманув старика. Тем самым он лишил своих сыновей деда. Так что человечность нужно ценить, а не предавать.
  11. Примеры из жизни, кино, СМИ

    1. (48 слов) Недавно я прочитал в газете целую статью о том, как молодые люди спасают девушек, попавших в беду. Они бросаются на помощь к незнакомому человеку, не ожидая награды. Это и есть человечность в действии. Преступников сажают за решетку, а женщины остаются в живых, и все благодаря бескорыстным заступникам.
    2. (57 слов) Я могу вспомнить примеры человечности из личной жизни. Моему приятелю учительница помогла встать на ноги. Его мать пила, а отца не было вовсе. Мальчик и сам мог пойти по кривой дорожке, но его классная руководительница нашла его бабушку и добилась того, чтобы ученик жил у нее. Прошли годы, а он все еще помнит и навещает ее.
    3. (39 слов) В моей семье человечность взята за правило. Мои родители подкармливают птиц зимой, жертвуют деньги на операции больным детям, помогают старенькой соседке с тяжелыми сумками и оплатой коммунальных услуг. Когда я вырасту, я тоже буду продолжать эти славные традиции.
    4. (52 слова) Моя бабушка учила меня человечности с детства. Когда к ней обращались за помощью, она всегда делала все, что в ее силах. Например, она устроила на работу человека без определенного места жительства, тем самым вернув его к жизни. Ему дали служебное жилье, и вскоре он уже навещал бабушку с подарками и гостинцами.
    5. (57 слов) В журнале я прочитал, как девушка с популярным аккаунтом в социальной сети разместила там объявление незнакомки, где та искала работу. Женщине было за 50, она уже отчаялась найти место, как вдруг поступило прекрасное предложение. Благодаря этому примеру, многие люди воодушевились и стали делать добрые дела. Это и есть истинная человечность, когда личность меняет общество к лучшему.
    6. (56 слов) Мой старший товарищ учится в институте, там он записался в кружок волонтеров. Он ездил в детский дом и организовывал там утренник в честь нового года. В результате покинутые дети получили подарки и представление, а мой друг – непередаваемые эмоции. Я считаю, что в любом вузе именно так нужно учить людей человечности, давая им шанс проявить себя.
    7. (44 слова) В фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера» герой, несмотря на политику нацисткой Германии, принимает на работу евреев, тем самым спасая их от мученической смерти. Его действиями руководит человечность, ведь он считает, что все люди равны, все достойны жизни, и никто не может это оспаривать.
    8. (47 слов) В фильме «Отверженные» Тома Хупера преступник и злодей на деле оказывается человечным и милосердным мужчиной, который берет на себя опеку над незнакомой девочкой-сироткой. Он умудряется растить ребенка и бегать от полиции одновременно. Ради нее он идет на смертельный риск. Такая бескорыстная любовь под силу только человеку.
    9. (43 слова) В фильме Генри Хэтэуэея «Звонить Нортсайд 777» невиновный герой садится в тюрьму. Его мать тщетно пытается найти настоящих преступников. И ей совершенно бескорыстно решил помочь журналист, ввязавшись в расследование. Он в этом случае продемонстрировал свою человечность, ведь не прошел мимо чужой беды.
    10. (44 слова) Мой любимый актер Константин Хабенский тратит на благотворительность большую часть своих гонораров. Этими поступками он вдохновляет зрителей поступать по совести и помогать друг другу в беде не только словом, но и делом. Я безмерно уважаю его за это и считаю, что им движет человечность.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

http://repetitor-russ.ru

1. Даём определение слова

Определение - логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Определение – это

установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных; в левую часть определения входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые слова;

уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика.

Дать определение слова - это значит подвести данное понятие под другое, более широкое.

Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.

Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.

Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.

Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.

Жестокость - это свойство человека, основной чертой которого является причинение страданий людям или животным.

Жестокость – это нанесение физического и психологического вреда сильным человеком (или группой людей) менее сильному.

Жестокость – это своего рода вирус, уничтожающий в человеке человеческое.

2. Комментируем определение

Значение слова «комментировать» по Ожегову: Комментировать –давать комментарии, пояснения к чему-нибудь.

Вопросы – подсказки к комментарию

Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?

Чем существенным я могу дополнить это определение?

Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

Жестокость проявляется в злых насмешках, едких замечаниях, обидных и унижающих словах, в угнетении, притеснении, побоях, насилии, издевательствах, убийствах. Жестокость проявляется не только в нанесении каких-то физических страданий, но и в причинении страданий душевных, моральных, в глумлении над человеческим достоинством, в безразличии к человеку или живому существу в критической ситуации.

3. Приводим аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис.

В сочинении- рассуждении 15.3 нужно привести 2 варианта аргументов:

1.Один – из ТЕКСТА, а второй – из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.

2.Два аргумента из текста.

Аргумент из жизненного опыта

Жизненный опыт бывает:

опытом многих поколений (традиционно-историческим) - это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции;

опытом людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ;

опытом близких, родных, знакомых людей;

собственным жизненным опытом.

4. Пишем вывод.

Не пускайте Рыжую на озеро

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как - ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть.

(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…

(10)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

(11)- Дура рыжая, - кривила губы Маринка Быкова. (12)- И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.

(17)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход.

(18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал:

(19)- Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку!

(21)- Я с вами поеду, - высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, - а буду отдельно.

(22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

(24)- В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное…

(26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней - пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.

(28)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(29)- Это твоя сумка? - спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали.

(30)- Моя, - ответила Светка.

(31)- Алле хоп! - воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:
(32)- Эй, Рыжая! (33)Вон где твоя сумочка!

(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит - и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (36)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(37)Женька Светке рукой машет и орёт:

(38)- До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(43) И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил…

(44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…

(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться…

(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

(54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.

(55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(57)- Рыжуха! - ахнул я.(58)- Ты понимаешь, это Рыжуха! – кричу я Наташе шёпотом. (59)- Мы с ней в одном классе учились!

(60)- Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. - (61)Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда!

(63)- Как её звать? - ещё на что-то надеясь, спросил я.

(64)- Светлана Сергеева.

(65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.

(66)После спектакля Наташа предложила:

(67)- Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

(69)- Нет, давай в другой раз, - скромно ответил я.

(70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

(71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла».

(73)- Надо же! - удивлялась Наташа.(74) - С Сергеевой в одном классе учился!

(76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.