Батальоны просят огня (повесть). Батальоны просят огня (фильм) Юрий бондарев батальоны просят огня

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Юрий Бондарев (род. 15 марта 1924) Родился 15 марта 1924 в городе Орске Оренбургской области в семье Бондарева Василия Васильевича (1896-1988), народного следователя, и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900-1978). В 1931 они переехали в Москву. Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942), младший лейтенант. Окончил Чкаловское артиллерийское училище и Литературный институт им. А. М. Горького (1951).

3 слайд

Описание слайда:

Произведения: Дебютировал в печати в 1949. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; телесериал «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975). Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» (1972; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых). Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970; Ленинская премия).

4 слайд

Описание слайда:

Батальоны просят огня: “Батальоны просят огня” - второе по счету произведение Ю. Бондарева о войне, но первая его повесть, в которой настолько ярко проявился талант писателя, соединяющего в своих работах анализ человеческой души и осмысление философских проблем. Это так же самое первое и самое смелое произведение тех лет, в котором не было патриотических криков: “Ура, мы победили! Да здравствует наша великая социалистическая Родина!” - а была только голая правда о войне. Впервые здесь был поставлен вопрос о средствах, которыми эта победа была достигнута.

5 слайд

Описание слайда:

Батальоны просят огня: В основе сюжета лежит один из решающих этапов Великой Отечественной войны - форсирование советскими войсками Днепра. Два батальона брошены в гибельный прорыв на занятый немцами берег Днепра с целью отвлечь на себя силы противника и тем самым облегчить дивизии бросок на стратегически важный город Днепров. Солдатам отдан приказ: держаться до последнего.

6 слайд

Описание слайда:

Борис Ермаков: Ермаков - один из командиров батальона, отправленного на смерть. Много часов солдаты этого батальона вынуждены выдерживать натиск намного превосходящих сил врага, ожидая поддержки артиллерии. Но командование изменило планы, и батальон не получает помощи. Ермаков находится среди солдат, так же как они, участвует в бою.

7 слайд

Описание слайда:

Борис Ермаков: Перед глазами у него не просто батальон, а конкретные люди, конкретные судьбы и чувства. И он переживает их гибель как потерю родных людей. Последними усилиями Ермаков пытается вывести оставшихся солдат из окружения, но почти все гибнут во время этого прорыва. “Я последний из батальона и остался один... Так разве это не смерть? И зачем я еще я живу, когда все погибли?” - думает он. Борис Ермаков винит себя в смерти батальона, и даже после возвращения у него не перестает болеть сердце. Все же он видит в гибели людей и ошибку начальства.

8 слайд

Описание слайда:

Жорка: Адъютант Жорка Витьковский. Жорка живет “нехитро и бездумно, как птица”, и меньше всего думает о себе. Он не проникает в суть событий, всегда спокоен и весел, и так же не задумываясь убивает людей, расстреливает взятого в плен русского солдата, перешедшего на сторону немцев.

9 слайд

Описание слайда:

Шурочка: Женский образ в повести - санитарка Шура. На войне она проходит свое испытание доброты, любви, верности, и, может быть, для нее оно заканчивается лучше, чем для многих других героев.

В главных
ролях Оператор

Элизбар Караваев
Роман Веселер

Композитор Кинокомпания Длительность Страна Год IMDb Выход фильма ««Батальоны просят огня»»

«Батальоны просят огня» - телевизионный сериал по одноимённой повести Юрия Бондарева . Фильм снят к 40-летию победы в Великой Отечественной войне .

Фильм полностью, лишь с незначительными отличиями, отображает содержание повести, в отличие от предыдущей версии - второй серии киноэпопеи «Освобождение» («Прорыв») 1969 года , которая была снята по той же повести и частично повторяет сюжет.

Известен тот факт, что большинство сцен сражения снимались вблизи села Малополовецкое , Фастовский район , Украина , где на берегах реки Собот строили целые съёмочные платформы.

Основа сюжета фильма - важный этап Великой Отечественной войны , форсирование советскими войсками Днепра в ходе летне-осенней кампании 1943 года .

Два батальона 85-го стрелкового полка под командованием майоров Бульбанюка и Максимова должны форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Новомихайловка , южнее города Днепрова (вымышленное название) для последующего развития наступления дивизии (так была поставлена боевая задача). Батальонам был отдан приказ: укрепившись на плацдарме , завязав бой, подать сигнал дивизии «просим огня», после чего вся дивизионная артиллерия должна была дать удар по противнику. Для поддержки батальонов в момент переправы и завязывания боя были выделены два орудия из артполка и два расчёта артиллеристов с ними, под командованием лейтенанта Ерошина и капитана Ермакова, который до ранения командовал батареей стрелкового полка полковника Гуляева. Таков был план. Однако перед наступлением дивизия осталась без боеприпасов: по вине руководства тыла эшелоны не разгрузили за короткую летнюю ночь, и немцы разбомбили их. Командование меняет план наступления, приказывая данной дивизии сняться с занимаемых позиций и переместиться севернее Днепрова, где, соединившись с другой дивизией, которая понесла большие потери в недавних боях, атаковать город с севера. А вступившим в бой батальонам приказано не отступать, теперь их действия должны нести отвлекающий характер. Командир дивизии полковник Иверзев, боясь ослушаться приказа высшего командования, в срочном порядке отзывает все полки, в том числе и артиллерию, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель. Такова суровая правда войны: лень и халатность одних оплачивается кровью других. Для поддержки батальонов на правом берегу остается лишь два орудия той самой батареи, которой ранее командовал Ермаков, а после его ранения командиром стал старший лейтенант Кондратьев. Приказ этой батерее поддержать батальоны приходит поздно, когда оба батальона оказываются в окружении. За это время они уже несколько раз подавали сигнал с просьбой огня, но огня не было. С первых же минут боя прерывается связь с батальонами. Поэтому у Кондратьева даже нет точных сведений о местоположении батальонов, для того, чтобы открыть огонь. Вся батарея терпеливо ждёт приказа командира полка Гуляева, как только будут получены координаты от связистов. Тем временем батальоны окружены, немцы стягивают в район Новомихайловки всё больше и больше сил. Орудия, приданные батальонам, разбиты, лейтенант Ерошин гибнет, а капитан Ермаков с остатками артиллеристов приходит на КП батальона Бульбанюка, готовый командовать любым из подразделений пехоты. Командир батальона Бульбанюк тяжело ранен, начальник штаба Орлов и капитан Ермаков вдвоём берут на себя командование батальоном. Когда становится очевидно, что поддержки огнём не будет и помощи ждать неоткуда, оба командира и раненый Бульбанюк понимают, что батальон обречён. Тогда Ермаков приказывает ординарцу полковника Гуляева Жорке пройти по всем траншеям и сказать солдатам, что час назад началось долгожданное наступление дивизии. Ермаков пошёл на эту ложь, чтобы сохранить в солдатах последнюю надежду, с надеждой легче умирать. Орлов с группой бойцов отходит на фланг обороны, чтобы попытаться отразить атаку немецких танков на позицию батальона, но танки всё же прорываются, Орлов и все, кто с ним был, погибают. И тогда Ермаков принимает решение с остатками людей (человек 20 от всего батальона!) прорываться из окружения назад к Днепру. К этому моменту Бульбанюк, понимая, что его батальон погибнет, а его ранение смертельно, застрелился. Тем временем командир батареи Кондратьев, устав ждать приказа, просит полковника Гуляева разрешить открыть огонь по старым координатам батальонов. Гуляев поначалу не разрешает, прекрасно отдавая себе отчёт, что в случае, если координаты изменились, огонь батареи может накрыть своих. Но в то же время и он и Конратьев понимают, что дальнейшее промедление может стоить жизни последним оставшимся в живых бойцам батальонов. Кондратьев готов взять на себя ответсвенность за ошибку и открыть огонь без приказа. В последний момент Гуляев всё-таки отдаёт этот приказ. Батарея стреляет по старым координатам и таким образом помогает батальону Максимова. От батальона Бульбанюка в результате остаётся всего четверо солдат и капитан Ермаков, который всё-таки вывел этих последних выживших из окружения. Сразу после возвращения в полк Ермаков является к полковнику Гуляеву, который уже не надеялся увидеть его живым, и требует доставить его к командиру дивизии Иверзеву. Приехав к комдиву, Ермаков в лицо ему говорит всё, что думает о нём, бросившем два батальона на смерть, называет его «сухарём», которого больше не может «считать человеком и офицером». За оскорбление старшего по званию Ермакова арестовали. Но под трибунал он не попал. После успешного взятия Днепрова полковник Иверзев, который в этом бою лично водил людей в атаку и на себе испытал, что такое командовать батальоном, простил Ермакова и даже внёс его в список представленных к наградам, как и погибших Бульбанюка и Орлова (посмертно). В конце фильма Ермаков возвращается из-под ареста и на переправе встречает свою любимую женщину - медсестру Шуру из батареи Кондратьева. (Сама батарея, открыв огонь в тот день для поддержки батальонов, обнаружила себя перед противником и была разгромлена немецкими танками, сам Кондратьев ранен и отправлен в госпиталь). Финальная сцена: Ермаков и Шура, молча обнявшись, идут по мосту через Днепр.

В ролях

  • Александр Збруев - командир батареи капитан Ермаков
  • Олег Ефремов - командир полка полковник Гуляев
  • Александр Галибин - командир батареи старший лейтенант Кондратьев
  • Вадим Спиридонов - командир дивизии полковник Иверзев
  • Игорь Скляр - ординарец Гуляева старшина Витьковский
  • Николай Караченцов - старший лейтенант Орлов
  • Елена Попова - медсестра Шура
  • Владимир Кашпур - командир батальона майор Бульбанюк
  • Вячеслав Баранов - лейтенант Ерошин
  • Борислав Брондуков - старшина Цыгичко
  • Александр Феклистов - сержант Елютин
  • Александр Абрамов - рядовой Скляр
  • Вадим Андреев - рядовой Деревянко
  • Владимир Скляров - рядовой Бобков
  • Евгений Пашин - рядовой Лузанчиков
  • Александр Панкратов-Чёрный - майор-интендант
  • Юрий Дубровин - начальник железнодорожной станции майор Перов
  • Геннадий Фролов - полковник Алексеев
  • Виктор Чеботарёв - майор Денисов
  • Михаил Мокеев - лейтенант Катков
  • Геннадий Корольков - подполковник Семынин
  • Лариса Бобенко - хозяйка хаты
  • Людмила Стоянова - Лидия Андреевна Иверзева, жена полковника Иверзева
  • Лесь Сердюк - пулеметчик
  • Владимир Талашко - Стрельцов

Съёмочная группа

  • Режиссёры: Владимир Чеботарев , Александр Боголюбов
  • Авторы сценария: Юрий Бондарев , Александр Боголюбов
  • Операторы: Элизбар Караваев, Роман Веселер
  • Художники-постановщики: Николай Саушин, Анатолий Бурдо
  • Композитор: Андрей Петров
  • Текст песен: Михаил Матусовский
  • Исполнение песен: Николай Караченцов
  • Звукорежиссёр: Марк Бронштейн
  • Монтаж: Евгения Андреева
  • Военный консультант: Кириллов Анатолий Иванович, генерал-лейтенант т/в

Отличия от повести

  • В повести Бондарева лейтенант Ерошин имеет фамилию Прошин
  • В фильме командир орудия батареи Кондратьева Елютин - художник, который постоянно что-то рисует, тайно влюблен в медсестру Шуру, и перед смертью ей в этом признается. В книге Елютин - часовой мастер, который все время ремонтирует часы, и он является только наводчиком при орудии. А командир орудия - сержант Кравчук, которого в фильме нет, и именно он любит Шуру и признается ей в этом в аналогичной ситуации.
  • В фильме добавлен эпизод: раненого Елютина (Кравчука) переправляют на плоту через Днепр, перед отплытием рядовой Лузанчиков отдает солдатам на плоту папку с рисунками Елютина, во время переправы в плот ударяет немецкий снаряд - прямое попадание и ни Елютина, ни даже его рисунков, больше нет. Тем и ужасна война. В повести о дальнейшей судьбе Кравчука ничего не известно, а Елютин погибает возле орудия.
  • В первоначальном варианте повести, Ермаков был отдан под суд военного трибунала с вытекающими последствиями, но позже, Бондарев изменил окончание повести на более счастливый вариант. Именно окончательный вариант повести и лёг в основу фильма.

Ссылки

  • «Батальоны просят огня» бесплатный онлайн просмотр в «Золотой коллекции Мосфильма» на сайте «mosfilm.ru»

Сочинение по произведению на тему: Повесть Бондарева «Батальоны просят огня»

Юрия Бондарева часто называют писателем военного поколения, писателем-фронтовиком: в августе далекого 1942 года он, восемнадцатилетний мальчишка, ушел добровольцем на фронт. От Волги и до границы Чехии, через Украину и Польшу пролегла его длинная военная дорога офицера-артиллериста, дорога тяжелых боев и радостных побед, дорога обретений и потерь, дорога длиною в жизнь. И поэтому тема войны стала главной в его творчестве.

Юрий Бондарев известен как автор замечательных повестей и романов о Великой Отечественной войне; достаточно вспомнить такие его произведения, как “Батальоны просят огня”, “Последние залпы”, “Горячий снег”. Эта тема стала одной из главных и в более поздних его произведениях - романах “Берег”, “Выбор”. Можно сказать, что война прошла через сердце писателя и навсегда осталась в нем.

Многие современные авторы писали, пишут и еще будут писать о Великой Отечественной войне. Эта тема неисчерпаема, ведь каждый пишет о своей, только им увиденной войне. Память о войне живет в сердцах людей, в том числе в сердцах писателей: прозаиков, поэтов, драматургов... Вспомним произведения Константина Симонова, Александра Твардовского, Бориса Васильева, Василя Быкова, Виталия Закруткина, Анатолия Ананьева, Александра Бека и многих, многих других. У каждого из них свое представление о войне, своя правда войны.

Но произведения Юрия Бондарева не спутаешь ни с одним другим произведением. Бондарев сумел сказать о войне и о подвиге народа свое слово, не похожее на уже сказанное до него. Его повести и романы - это произведения не только и не столько о подвиге народа, сколько произведения о подвиге Человека, Солдата, грудью защитившего страну. Война показана им через восприятие простого участника сражений: рядового, сержанта, лейтенанта... Это взгляд с передовой, из окопа, и это делает описанные события особенно достоверными.

Среди многих ярких, прекрасных произведений Юрия Бондарева большое впечатление производит повесть “Батальоны просят огня”. Это одно из самых первых произведений писателя, посвященных теме войны, в нем война показана предельно правдиво, в нем запечатлена вся горькая правда войны: мы видим войну такой, какой видит ее обостренное зрение писателя, и видим не с отдаленного от поля боя наблюдательного пункта, а непосредственно с передовой, с огневой позиции, из траншеи. Читатель вместе с героями участвует в бою, вытирает с закоп ценного пороховой гарью лица пот, осматривает свою пробитую пулями шинель, вспоминает вечером сумасшедшую атаку, горящие немецкие танки, погибших товарищей...

Название повести очень простое - это обычная фраза одного из героев произведения. Но в выборе ее названия заключен глубокий смысл: за этим будничным высказыванием скрывается авторская позиция - показывать не парадную сторону войны, а ее внутреннюю сущность: каждодневный, обыденный подвиг русских солдат.

Сюжет повести внешне предельно прост: двум батальонам дивизии, которой командует полковник Иверзев. предстоит прорвать оборону южнее города Днепрова, занять деревни Ново-Михайловка и Белохатка и, удерживая их, создать у немцев впечатление, что главный удар дивизии будет нанесен в этом направлении, тогда как в действительности основные ее силы были нацелены севернее Днепрова. Поддерживать батальоны майора Бульбанюка и капитана Максимова огнем должен артполк дивизии, но в ходе боев обстановка сложилась так, что всю артиллерию полка пришлось перебросить на северный плацдарм, где постоянные контратаки немцев грозили сорвать всю задуманную операцию, и батальоны на южном плацдарме остались без огневой поддержки. Они дрались до последнего патрона, дрались геройски, но были окружены и почти полностью погибли в неравном бою.

Казалось бы, в этом сюжете нет ничего особенно занимательного: это один из обычных эпизодов великой войны, каких было тысячи и тысячи за долгих четыре года... Но именно в этом выборе заключается главная особенность творчества писателя: он в обычном умеет увидеть великое, в повседневном - героическое. Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показывает ее именно такой, какой она и была на самом деле. Он реалист в изображении войны, и реализм писателя чем-то напоминает реализм Льва Толстого в его изображении Бородинской битвы.

Так же, как и герои Толстого, главные герои повести Юрия Бондарева - это “маленькие великие люди”. Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают свое дело - защищают Родину. Они просто каждодневно выполняют свою работу - трудную, грязную, кровавую работу солдата. И при этом не замечают, что это и есть настоящий подвиг, потому что герой не только тот, кто бесстрашно бросается в атаку и кра сиво погибает, но и тот, кто ежедневно, ежечасно приближает победу. Эту истину, гениально простую и вечную, убедительно доказал Лев Толстой на страницах романа “Война и мир”.

Героев повести Бондарева, как мне кажется, очень многое роднит с героями Толстого. Прежде всего это “скрытая теплота патриотизма”. И капитан Борис Ермаков, главный герой повести, и все остальные герои романа никогда не задумываются над вопросом, что такое патриотизм. Для них Родина - это понятие как бы само собой разумеющееся, они впитали чувство любви к Родине вместе с молоком матери. И когда это стало необходимо, они пошли ее защищать, не задумываясь.

Верность долгу, присяге также объединяет этих таких разных внешне, но так похожих внутренне людей. Когда батальон Бульбанюка попал в окружение и был буквально раздавлен гусеницами немецких танков, никто из бойцов не помышлял о личном спасении или сдаче в плен. Все понимали: от них, от их мужества и стойкости теперь зависит судьба всей операции. И бойцы батальона до конца выполнили свой долг, заплатив самым дорогим, что есть у человека,- жизнью.

Но при этой внутренней схожести в любви к Родине герои Бондарева совершенно разные люди. У каждого из них есть свое прошлое, каждый обладает только ему присущими чертами характера, индивидуальными особенностями, даже речь героев во многом отлична. Мы видим неторопливого, рассудительного, по-крестьянски основательного Бульбанюка. лихого и бесшабашного Жорку Витьковского, романтичного и наивного лейтенанта Ерошина, волевого и решительного капитана Ермакова, обаятельную Шурочку, трусливого Цигичко. Эти герои становятся нам близкими и понятными.

Герои Бондарева проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание - испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека. Все герои проходят через это испытание с честью. Но отношение к гибели батальонов разное у капитана Ермакова и полковника Иверзева. Именно между ними возникает главный конфликт повести. Можно сказать, что в произведении показаны две правды - правда Ермакова и правда Иверзева.

Борис Ермаков обвиняет комдива в гибели батальонов, и его обвинения звучат справедливо: действительно, батальоны, оставленные без поддержки полковой артиллерии, были обречены на гибель. Ермаков считает Иверзева тупым солдафоном, готовым бессмысленно посылать людей на верную смерть ради выполнения приказа, готовым жертвовать сотнями жизней ради своей карьеры.

Да, полковник Иверзев производит вначале на нас не самое благоприятное впечатление. Он кажется излишне жестким по отношению к подчиненным, даже жестоким, черствым душевно. Но мы знаем, что заставило его принять такое решение - перебросить всю артиллерию на северный плацдарм, и поэтому у нас складывается более сложное отношение к этому герою. Мы понимаем, что при всей субъективной честности Ермаков объективно оказывается прав не во всем. Мы видим, как мучается внутренне Иверзев. понимая суровую необходимость своих приказов, но в то же время осознавая, что этими приказами он обрекает батальоны Бульбанюка и Максимова на гибель. Иверзев знает, что он не может не выполнить приказ командующего армией - взять Днепров во что бы то ни стало. И поэтому, когда атакующий батальон залег под кинжальным огнем немецкого пулемета, он сам поднимает его в атаку, думая в эту минуту не о смертельной опасности, а о необходимости взять этот рубеж обороны.

Важное место в повести занимает тема любви. Любовь и война - два понятия, казалось бы, несовместимые. Но жизнь оказывается сложнее простых понятий. Пока человек живет, он может и должен любить. Любовь в повести является символом жизни, и поэтому она сильнее смерти. Любовь Шурочки и Бориса Ермакова освещает романтическим светом суровую военную действительность. Сложные взаимоотношения лейтенанта Кондратьева, Шурочки и Ермакова позволяют нам лучше понять этих героев.

Закончить рассказ о повести хотелось бы тем, что люди всегда будут с благодарностью вспоминать солдат, в далекие уже годы войны защитивших нашу Родину; им они обязаны своей жизнью и своим будущим. И об этих солдатах написал Юрий Бондарев в повести “Батальоны просят огня”, которая является любимой книгой многих читателей.

Юрий Бондарев

Батальоны просят огня

Глава первая

Бомбежка длилась минут сорок. В черном до зенита небе, неуклюже выстраиваясь, с тугим гулом уходили немецкие самолеты. Они шли низко над лесами на запад, в сторону мутно-красного шара солнца, которое пульсировало в клубящейся мгле.

Все горело, рвалось, трещало на путях, и там, где еще недавно стояла за пакгаузом старая закопченная водокачка, теперь среди рельсов дымилась гора обугленных кирпичей; клочья горячего пепла опадали в нагретом воздухе.

Полковник Гуляев, морщась от звона в ушах, осторожно потер обожженную шею, потом вылез на край канавы и сипло крикнул:

– Жорка! А ну где ты там? Быстро ко мне!

Жорка Витьковский, шофер и адъютант Гуляева, гибкой независимой походкой вышел из пристанционного садика, грызя яблоко. Его мальчишеское наглое лицо было спокойно, немецкий автомат небрежно перекинут через плечо, из широких голенищ в разные стороны торчали запасные пенальные магазины.

Он опустился возле Гуляева на корточки, с аппетитным треском разгрызая яблоко, весело улыбнулся пухлыми губами.

– Вот бродяги! – сказал он, взглянув в мутное небо, и добавил невинно: – Съешьте антоновку, товарищ полковник, не обедали ведь…

Это легкомысленное спокойствие мальчишки, вид пылающих вагонов, боль в обожженной шее и это яблоко в руке Жорки внезапно вызвали в Гуляеве злое раздражение.

– Воспользовался уже? Трофеев набрал? – Полковник оттолкнул руку адъютанта и хмуро встал, отряхивая пепел с погон. – А ну разыщи коменданта станции! Где он, черт бы его!..

Жорка вздохнул и, придерживая автомат, не спеша двинулся вдоль станционного забора.

– Бегом! – крикнул полковник.

То, что горело сейчас на этой приднепровской станции, лопалось, взрывалось и малиновыми молниями вылетало из вагонов, и то, что было покрыто на платформах тлеющими чехлами, – все это значилось словно бы собственностью Гуляева, все это прибыло в армию и должно было поступить в дивизию, в его полк, и поддерживать в готовящемся прорыве. Все гибло, пропадало в огне, обугливалось, стреляло без цели после более чем получасовой бомбежки.

«Бестолочь, глупцы! – гневно думал Гуляев о коменданте станции и начальнике тыла дивизии, грузно шагая по битому стеклу к вокзалу. – Под суд сукиных сынов мало! Обоих!» На станции уже стали появляться люди: навстречу бежали солдаты с потными лицами, танкисты в запорошенных пылью шлемах, в грязных комбинезонах. Все подавленно озирали дымный горизонт, и щуплый низенький танкист-лейтенант, ненужно хватаясь за кобуру, метался меж ними по платформе, орал срывающимся голосом:

– Тащи бревна! К танкам! К танкам!..

И, наткнувшись растерянным взглядом на Гуляева, только покривился тонким ртом.

Впереди, метрах в пятидесяти от перрона, под прикрытием каменных стен чудом уцелевшего вокзала, стояла группа офицеров, доносились приглушенные голоса. В середине этой толпы на голову выделялся высоким ростом командир дивизии Иверзев, молодой, румяный полковник, в распахнутом стального цвета плаще, с новыми полевыми погонами. Одна щека его была краснее другой, синие глаза источали холодное презрение и злость.

– Вы погубили все! Па-адлец! Вы понимаете, что вы наделали? В-вы!.. Пон-нимаете?..

Он коротко, неловко поднял руку, и стоявший возле человек, как бы в ожидании удара, невольно вскинул кверху голову – полковник Гуляев увидел белое, дрожавшее дряблыми складками лицо пожилого майора, начальника тыла дивизии, его опухшие от бессонной ночи веки, седые взлохмаченные волосы. Бросились в глаза неопрятный, мешковатый китель, висевший на округлых плечах, нечистый подворотничок, грязь, прилипшая к помятому майорскому погону; запасник, по-видимому работавший до войны хозяйственником, «папаша и дачник»…

Втянув голову в плечи, начальник тыла дивизии тупо смотрел Иверзеву в грудь.

– Почему не разгрузили эшелон? Вы понимаете, что вы наделали? Чем дивизия будет стрелять по немцам? Почему не разгрузили?..

– Товарищ полковник… Я не успел…

– Ма-алчите! Немцы успели!

Иверзев шагнул к майору, и тот снова вскинул мягкий подбородок, уголки губ его мелко задергались, в бессилии он плакал; офицеры, стоявшие рядом, отводили глаза.

В ближних вагонах рвались снаряды; один, видимо бронебойный, жестко фырча, врезался в каменную боковую стену вокзала. Посыпалась штукатурка, кусками полетела к ногам офицеров. Но никто не двинулся с места, лишь глядели на Иверзева: плотный румянец залил его другую щеку.

Гуляев, оправляя китель, подошел с готовностью; но этот несдержанный гнев командира дивизии, это усталое, измученное лицо начальника тыла сейчас уже неприятно было видеть ему. Он недовольно нахмурился, косясь на пылающие вагоны, проговорил глухим голосом:

– Пока мы не потеряли все, товарищ полковник, необходимо расцепить и рассредоточить вагоны. Где же вы были, любезный? – невольно поддаваясь презрительному тону Иверзева, обратился Гуляев к начальнику тыла дивизии, оглядывая его с тем болезненно-сострадательным выражением, с каким глядят на мучимое животное.

Майор, безучастно опустив голову, молчал; седые слипшиеся волосы его топорщились на висках неопрятными косичками.

– Действуйте! Дей-ствуй-те! В-вы, растяпа тыла! – крикнул Иверзев с бешенством. – Марш! Товарищи офицеры, всем за работу! Полковник Гуляев, разгрузка боеприпасов под вашу ответственность!

– Слушаюсь, – ответил Гуляев.

Иверзев понимал, что это глуховатое «слушаюсь» еще ничего не решает, и, едва сдерживая себя, перевел внимание на коменданта станции – сухощавого, узкоплечего подполковника, замкнуто курившего у ограды вокзала, – и добавил тише:

– А вы, товарищ подполковник, ответите перед командующим армией за все сразу!..

Подполковник не ответил, и, не ожидая ответа, Иверзев повернулся – офицеры расступились перед ним – и крупными шагами пошел к «виллису» в сопровождении молоденького, тоже как бы рассерженного адъютанта, щеголевато затянутого в новые ремни.

«Уедет в дивизию», – подумал Гуляев без осуждения, но с некоторой неприязнью, потому что по опыту своей долгой службы в армии хорошо знал, что в любых обстоятельствах высшее начальство вольно возлагать ответственность на подчиненных офицеров. Он знал это и по самому себе и поэтому не осуждал Иверзева. Неприязнь же объяснялась главным образом тем, что Иверзев назначил ответственным именно его, безотказного работягу фронта, как он иногда называл себя, а не кого другого.

– Товарищи офицеры, прошу ко мне!

Гуляев лишь сейчас близко увидел коменданта станции; меловая бледность его лица, вздрагивающие худые пальцы, державшие сигарету, позволяли догадаться, что этот человек сейчас пережил. «Отдадут под суд. И за дело», – подумал Гуляев и сухо кивнул подполковнику, встретив его ищущий взгляд.

– Ну, будем действовать, комендант!

Когда несколько минут спустя комендант станции и Гуляев отдали распоряжение офицерам и к горящим составам, зашипев паром, подкатил маневровый паровозик с перепуганно высунувшимся машинистом, а тяжелые танки стали, глухо ревя, сползать с тлеющих платформ, к полковнику, кашляя, задыхаясь, моргая слезящимися глазами, подбежал начальник тыла дивизии, затряс седой головой.

– Боеприпасы одним паровозом мы не спасем! Погубим паровоз, людей, товарищ полковник!..

– Эх, братец вы мой, – досадливо сказал Гуляев. – Разве вам в армии служить? Где ж вы фуражку-то потеряли?

Майор скорбно улыбнулся.

– Я постараюсь… Я все, что смогу… – заговорил майор умоляюще. – Комендант сообщил: прибыл эшелон. Из Зайцева. Стоит за семафором. Я сейчас за паровозом. Разрешите?

– Мигом! – скомандовал Гуляев. – Одна нога здесь… И, ради Бога, не козыряйте. Как корягу, руку подносите, черт бы вас драл! И без фуражки!..

Майор сконфуженно попятился, рысцой побежал к перрону, неуклюже колыхая плечами, подпрыгивая, наталкиваясь на танкистов; они раздраженно матерились. Его мешковатый китель, взлохмаченная голова мелькнули в последний раз в конце перрона, в сизо-оранжевом дыму близ крайних вагонов, где с треском, с визгом осколков лопались снаряды.

– Жорка! А ну за майором! Помоги! А то носит его… видишь? За смертью гоняется! – сказал Гуляев.

Жорка усмехнулся, ответил небрежно:

– Есть, – и последовал за майором своей цепкой, скользящей походкой.

Полковник Гуляев ходил около вокзала, глядел на пылающие вагоны со вздыбленными крышами, сознавая, что все здесь охваченное огнем могло спасти только чудо. Он думал о том, что этот пожар, уничтожающий боеприпасы и снаряжение не только для истощенной в боях дивизии, но и для армии, оголял его полк, батальоны которого подтянулись к Днепру в течение прошлой ночи. И как бы умны ни были сейчас распоряжения Гуляева, как бы ни кричал он, ни взвинчивал людей, все это теперь не спасало положения, не решало дела.

Юрий Васильевич Бондарев

«Батальоны просят огня»

Повесть Ю.Бондарева переносит нас во времена Великой Отечественной Войны в переломный ее момент 1943 года. Был дан приказ батальонам капитана Максимова и майора Бульбанюка создать видимость наступления советских войск к югу от города Днепров. Пока в этом направлении шло сражение, командование стягивало главные силы севернее города для главного удара по фашистским укреплениям.

Батальоны должен был поддерживать дивизионный артполк, но в последний момент его перебросили к северу. Рядовым и офицерам пришлось сражаться с захватчиками без артиллеристской поддержки огнем. Обыкновенные люди, они проявляли находчивость и мужество.

И на войне есть место любви. Кондратьев и Ермаков влюблены в Шурочку. Но кого она предпочтет, когда вокруг льется кровь? Ей льстит внимание офицеров, которые в сложных условиях проявляют мужество и самоотверженность.

Переправа через Днепр – практически невыполнимое задание. Под постоянным обстрелом фашистов, крепко укрепившихся на другом берегу, солдаты и головы поднять не могут. Переправить надо не только людей, но и лошадей, фураж, боеприпасы и два артиллерийских орудия. Падая на мокрый речной песок при каждой вспышке сигнальных ракет, солдаты строили плоты, готовились к наступлению. Незаметно переправиться не удалось. Потери были большими, но батальоны смогли высадиться на другом берегу Днестра.

После переправы надо занять два поселка, укрепиться и удерживать позиции, пока основные войска готовятся к главному удару. Поредевшие батальоны ведут тяжелые бои до последнего человека. Обещанная помощь из дивизии так и не пришла. Этого не было в планах командования.

Остались в живых всего несколько человек из двух батальонов и двух артиллерийских расчетов. Ермаков обвиняет Иверзева, командующего дивизией, в гибели людей. А в это время основные войска успешно переправились через реку и начали наступление севернее города Днепров.

Сочинения

Повесть Бондарева "Батальоны просят огня" Проблемы повести Великая отечественная война в повести Бондарева «Батальоны просят огня» Тема войны в повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня»