Австрийский художник хундертвассер картины. Австрия - IV. Фриденсрайх Хундертвассер. Любимое животное Фриденсрайха - улитка с домиком на спине. Его дизайн - это захватывающий аттракцион, спроектированные им здания вызывают эстетический шок, его жизнь - не

Имя австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера слышали практически все. И дело не только в том, что он — один из самых известных и влиятельных деятелей искусств XX века, но и в том, что одна из постоянно обновляющихся и лучших коллекций знаменитого венского ювелирного дома Freywille посвящена как раз его творениям.

Потому всякий человек, не чуждый прекрасному, оказавшись в Вене, в обязательном порядке отправляется посмотреть на знаменитый Дом Хундертвассера-Кравины, что был построен в столице Австрии в 1986 году и расположен по адресу Untere Weissgerberstrasse, 13, 1030 Wien.

Однако большинство туристов влечет сюда не только страсть к необычной архитектуре, но и любопытство, ведь про авангардный Дом известно следующее: он разноцветный, по форме напоминает холмы, фасад украшен мозаикой и орнаментами из цветных глазурованных плиток, крыша покрыта почвой, и на ней высажены цветы и кустарники. В Доме нет прямых углов, зато много террас, на которых, опять-таки, имеются многочисленные зеленые насаждения. Одинаковых квартир внутри строения тоже нет — каждая абсолютно индивидуальна.

Первое, что замечаешь, подъехав на трамвае к знаменитому Дому, — красную телефонную будку — совершенно нехарактерный для Вены объект. Ее появление близ дома объясняется следующим — когда Хундертвассер разрабатывал свой проект, он подумал, что на улице рядом с его удивительным Домом должен находится какой-нибудь яркий предмет — для придания большей гармонии общему виду. Венские телефонные будки 80-х годов были бледно-желтыми, вот архитектор и привез ярко-красную будку из Великобритании — в качестве дополнительной декорации пространства.

Сам же Дом настолько внушительный, что производит впечатление целого квартала. Тут есть и арки, и внутренний двор, и лестница, на которой красуется каменная статуя льва и цветные кегли. Смотреть на Дом разрешается со стороны фасада, также можно заглянуть во двор и забраться на лестницу с каменным львом.

Фасад, конечно, самое любопытное. Он украшен хаотичными мозаичными узорами, террасами и окнами различной формы — всего при проектировании Дома Хундертвассер придумал 13 типов окон. У многих при взгляде на творение Хундертвассера могут возникнуть невольные ассоциации с парком Гуэля в Барселоне, и это вполне закономерно, ведь Хундертвассер к творчеству Гауди относился с любовью — ходят слухи, что идею узоров из битой мозаики Фриденсрайх позаимствовал как раз у своего испанского коллеги.

«Я не люблю прямые линии и упорядочность, — говорил архитектор в многочисленных интервью. — Это хорошо для планирования, для экономики, но плохо для природы. Как люди могут чувствовать себя счастливыми, если они создают то, отчего природа отказалась, и живут в домах, которые представляют собой прямое нарушение всех законов природы?»

Дом в Вене Хундертвассер считал вершиной своего творчества, и, действительно, когда смотришь на строение со стороны, кажется, что это — не творение рук человеческих, просто потому что люди так не строят. Подобное могло вырасти само по себе, как некое мифическое дерево, или же удивительное жилище могли сотворить сказочные феи, решившие от души позабавиться. Никаких прямых линий и полная ассиметрия. Не только окна разноразмерные, но и лестницы неровные. Буйство красок. Ну и, главное, растения везде, где только возможно: на террасах, балконах и крышах, которые напоминают своими очертаниями холмы.

Между прочим, Дом в Вене — архитектурное воплощение не только фантазий Хундертвассера, но и его жизненной философии. Фриденсрайх считал, что люди не должны жить в квартирах, построенных по единому проекту, им от этого плохо, при этом, по мнению архитектора, идеальный дом должен был стать аналогом безопасной норы, покрытой травой — отсюда большое количество зелени. Кстати, свой собственный идеальный дом Хундертвассер построил в Новой Зеландии, куда переселился на старости лет. Крыша и стены его жилища переходили в самый настоящий холм, на котором паслись овцы.

«В домах должно быть как можно больше зелени, — любил повторять Хундертвассер. — Таким образом мы можем хотя бы немного компенсировать тот урон, который индустриализация наносит природе». Если же говорить о радостном безумстве цветов на фасаде, то вот вам еще один занятный факт об авторе удивительного Дома — Хундертвассер всю жизнь носил носки разного цвета, а когда окружающие спрашивали его, зачем он это делает, архитектор просто отвечал: «А почему вы носите одинаковые носки?»

Осмотрев дом снаружи, отправляйтесь в кафе 100 Wasser , что открыли квартиранты Дома Хундертвассера. Там подают супы, глинтвейн и сладости, торгуют сувенирами и нетривиальными книгами из серии «Такой-то день в истории человечества». А еще здесь крутят фильм об авторе проекта дома, так что, если вы владеете английским, то сможете бесплатно прослушать целую лекцию о жизни и творческом пути Хундертвассера. Если же говорить про интерьер кафе, то он — яркое выражение идей архитектора: половики здесь на индийский манер, все разноразмерное и цветное, на стенах — картины, а туалет выложен цветной битой плиткой.

Как известно, Дом Хундертвассера — жилой, в необычных апартаментах проживает около 200 человек. Спрашиваем у владельца кафе: «Каким образом можно прописаться в этом архитектурном чуде?» и узнаем, что собственником квартиры в знаменитом Доме стать нельзя, все местные жители — квартиросъемщики. «Стоимость аренды жилья, на самом деле, здесь очень низкая — всего 5 евро за квадратный метр. Но попасть в число счастливчиков непросто — нужно подать заявку, обосновать, почему именно ты достоин жить здесь, а уже потом, если в доме освободится квартира, заявки начинают рассматривать», — рассказывает жилец Дома.

Отбирают квартирантов придирчиво. Приоритет художникам, дизайнерам, архитекторам, экологам и тем, кто разделяет философию Хундертвассера. А еще все жители Дома должны ухаживать за ним. При этом квартиранты могут немного модернизировать апартаменты на свой вкус, конечно, после предварительного согласования. Ведь Хундертвассер считал, что каждый человек имеет право творчески переосмысливать под себя то место, где он поселился.

Еще один важный факт. После окончания строительства Дома Фриденсрайх Хундертвассер отказался от причитающегося ему гонорару, заявив, что счастлив, поскольку в его родном городе появилось что-то красивое, а не какое-нибудь уродство. И уже через несколько лет власти города, вдохновленные идеями архитектора, устроили напротив необычного Дома «Деревню» имени архитектора.

По своей сути, «Деревня Хундертвассера» — это крытый павильон с магазинчиками, торгующими, как сувениркой «по мотивам Хундертвассера», так и продуктами питания. В центре павильона устроен бар с характерной «холмистой» барной стойкой, по которой течет самый настоящий ручей, а на второй этаж «Деревни» ведет каменная лестница с разноразмерными ступенями, похожая на спираль домика улитки. Это опять-таки, неспроста, Хундертвассер считал улиток настоящим чудом природы.

На фото: бар в «Деревне Хундертвассера»

Раньше на месте «Деревни» располагались автомастерские, и, хотя сегодня многие считают «Деревню Хундертвассера» местом чересчур сувенирным, все-таки она смотрится в разы органичнее, чем гаражи, стоявшие здесь до 1991 года. Кстати, если на оригинальные украшения или платки Freywille из коллекции Хундертвассер денег вам жалко, то в «Деревне» при желании можно отыскать сравнительно недорогую им альтернативу. Так же из местных товаров внимания заслуживает посуда, декорированная рисунками под фирменную битую плитку — любителем дерзких акцентов в домашнем интерьере рекомендуем присмотреться.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser , настоящее имя - Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Вена, Австрия - 19 февраля 2000, Новая Зеландия) - австрийский архитектор и живописец, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.

Фриденсрайх Хундертвассер - художник, архитектор, мыслитель, мистагог, чудак... Его творчество было неразрывно связано с Веной, это был венец с головы до ног, несмотря на декларативное сопротивление классическому имперскому стилю. Его настоящее имя - Фридрих Штовассер, и он родился 15 декабря 1928 года в столице Австрии. Витиеватый псевдоним, словно бы сопротивляющийся прямой линии, художник взял себе гораздо позже. Любопытно, что будущий бунтарь против монохромности, прямых углов и параллелей занимался в школе Монтессори, известной тем, что детям преподают знания окольными путями, по гибкой системе, чаще всего в форме игры. Возможно, именно школа повлияла на приверженность архитектора ярким цветам, пробудила фантазию, привила любовь к природе. Это было единственное учебное заведение, которое он окончил: в Венской академии изящных искусств, где ощущалось сильное влияние Эгона Шиле, Фриденсрайх проучился всего два дня, предпочтя кабинетным штудиям свободную поездку по Европе. Так началось его путешествие в поисках идеального дома.

Это путешествие оказалось длиною в жизнь, а она была столь же пестрой, насыщенной, ломающей традиции и устои, как и его яркие, брызжущие цветом и энергией картины, раскрашенные самолеты, придуманные почтовые марки, эмблемы, плакаты, монеты, гербы, знамена и, конечно же, сказочные дома, возникшие в реальности вопреки всем архитектурным канонам. Можно сказать, это был первый дизайнер-рекламист, универсал в современном понимании.

Символом творчества Хунлертвассера стала улитка, медленно передвигающаяся по виноградному листу и несущая на себе дом, закрученный в спираль. Олицетворяющая единство обитателя и обители, улитка сделалась главным сюжетом, к которому, варьируя его всякий раз иначе, он возвращался снова и снова. Кругообразная линия бесконечности, спираль превратилась в любимую тему, форму и содержание, став реальным воплощением мировой гармонии. Он рисовал эти бурные водовороты особой страстью и тщательностью, чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую его рукой. Взамен линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии.

Он пытался отучить общество от линейности мышления. В 1959 году устроил в Гамбурге любопытный «спектакль». Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления. Фриденсрайх начал вести кистью, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и ночей он и два его помощника непрерывно расцвечивали стену черно-красной вьющейся линией, которая ни разу не прерывалась. Эту линию, к тому времени достигшую высоты 2,5 м, а заодно и представление прервали городские власти. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства и покинул Гамбург.

Графика Хундертвассера сплошь состоит из таких вот кривых; любую его картину можно «разобрать», как конструктор, на ряд длинных закрученных линий. Многоцветная и геометричная, эта живопись лишь на первый взгляд может показаться слишком расплывчатой и абстрактной. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждая картина таит в себе особую концепцию. При этом надо добавить, художник создал огромное количество работ. Только при его жизни было издано 1 008 каталогов!

И все же Хундертвассер более известен в качестве курьезного архитектора - здания и постройки, возведенные им, узнаваемы мгновенно. Первый манифест, воплотивший его архитектурное кредо, был направлен против рационализма в зодчестве и озвучен в храме бенедиктинского монастыря. Свою дальнейшую концепцию он изложил в эссе и статьях и воплотил во множестве проектов. Идеальный дом по Хундертвассеру - внутри холма, идеальная крыша - та, которую покрывают цветы и трава, идеальные окна - это глаза, выражающие настроение. Уже на исходе жизни, обустроившись в Новой Зеландии, он создал себе такой дом, идеально вписанный в ландшафт, где крышей служил естественный холм.

Дома, им спроектированные, словно бы покрыты глазурью... Он очень любил голубой цвет, цвет распахнутых небес. Постепенно Хундертвассеру стали доверять австрийские градоначальники. Фриденсрайх возглавил несколько проектов по реабилитации жилых массивов: унылые кварталы он превращал в россыпь сказочных сюжетов. Как и Антонио Гауди, у которого с нашим героем немало общего, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку, превращая ее в мозаику. Он украшал дома золотыми или голубыми куполами-маковками, нарушающими монотонность прямой крыши, оборудовал в стенах ниши для деревьев, словом, делал все возможное, чтобы «развеселить» пространство. Один из самых известных проектов - Kunsthaus, выставочный зал в Вене.

Всей силой своего парадоксального творчества Хундертвассер воспел окно. Он говорил, что дома состоят вовсе не из стен, как может показаться, а из окон. «Апартеид оконных рас должен прекратиться, - с жаром, достойным политической трибуны, писал художник. - Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря. Окна, идущие в ряд, «строем», плечом к плечу, - грустны; окна должны танцевать.

У человека в многоквартирном доме должна быть возможность высунуться из своего окна и... например, поскрести стену. И ему должно быть разрешено длинной кистью - насколько он сможет дотянуться - расписать стену снаружи, чтобы издалека, с улицы, было видно: здесь живет человек, отличающийся от своих соседей, отличающийся от заключенных в квартиры порабощенных и стандартизированных людей».


За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер (реальное имя Фридерик Стовассер) был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что "Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон". Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике - строя дома из окон.

Фриденсрайх Хундертвассер – архитектор-сказочник, художник-фантаст, космополит в творчестве и жизни, философ, в двойном псевдониме которого, переплелись яркость, романтичность, самобытность его натуры – «Friedensreich» – «Царство мира», «Hundertwasser» - «Сто вод»…

Фридерик Стовассер, проучившийся всего три месяца в Венской Академии изящных искусств, создатель собственного оригинального, виртуозного, радужного стиля, выведший теорию «диктатуры окон», когда каждое окно индивидуально и имеет право на собственную жизнь, полную радости и праздника, и воплотивший свои волшебные фантазии в жизнь, в жизнь поистине живых, свободных, поющих домов, полных детского, сказочного воображения и пышущих духом странствий и радости…

Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина боится его сумасшедшего абстракционизма, способного превратить элегантную Вену в сказочный город гномов с разноцветными пряничными зданиями. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники.
В общем, это скандальнй зодчий Фриденсрайх Хундертвассер!


В 1928 году в Вене в еврейс­кой семье родился мальчик Фридрих Стовассер. В детстве учился в школе Монтессори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе.
Никто и не подозревал, что этот малыш через 20 лет станет редчайшим институтом идей абстракционизма, порой переходящих в бе­зумство. А все началось, когда юноша, путешествуя по Италии, решил сменить собственное имя Фридерик Стовассер на более эстетичное и несколько шокирующее - Фриденсрайх Хундертвассер. Части нового имени значили "царство мира" и "сто вод". В этом псевдониме переплелись яркость, романтичность и самобытность его натуры, оказавшие непосредственное влияние на все его творения.


Всего три месяца Хундертвассер успел проучиться в венской Академии изящных искусств, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, а потом укатил в долгое путешествие. Италия, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция... В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня счел занятия скучными и бросил их.
Позже основал универсальную академию всех творческих областей под названием “Пинторариум”.


Вскоре он создал собственный оригинальный графический стиль, похожий на безумные воронки "Звездной ночи" Ван Гога. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содер­жанием.





Для него она была символом бесконечности мысли и совер­шенства. Он рисовал эти бурные водовороты с особой страстью, чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую рукой художника.


Его творческого рвения и энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об образе города.


Хундертвассер считал, что жизнь в одинаковых домах-коробках ограничивает людей в праве на гармонию и собственный вкус: людям навязывают безликие и бездушные стены, не имеющие индивидуальности. А на самом деле, каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него. Именно с такими мыслями Хундертвассер возглавил несколько проектов по "реабилитации" бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема и замки. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность.

Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект - выставочный зал в Вене. Идея с "деревьями-квартиросъёмщиками" не случайна: Хундертвассера занимала экология.







Творчество этого человека вряд ли может вызывать однозначную реакцию. Кто-то совсем не приемлет стиля, в котором выполнены его архитектурные работы, называет самого автора самоучкой, выскочкой и создателем «пряничных домиков». Другие же им восхищаются, вдохновляются его теориями и по-настоящему гордятся тем, что живут в строениях, возведённых по проекту Фриденсрайха Хундертвассера (1928 - 2000).






Так или иначе, видение мира этого человека и сегодня вызывает значительный интерес, сформулированные теории и манифесты звучат актуально, а Хундертвассерхаус в Вене входит в обязательный туристический маршрут каждого уважающего себя «охотника за достопримечательностями».

Это напоминает известную сказку "Ганс и Гретель": стены там были сделаны из печенья, крыша покрыта пряником, а окна - прозрачные леденцы. Это сказочное жилье - одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго. Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, наверное сложно передвигаться по неровным полам. Все зависит от того, кто перевешивает в душе жильца - эстет или обыватель.


Дом Хундертвассера, Вена, 1983-1986
Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон.















Хундертвассера очень интересовала экология, и он считал, что дать деревьям и траве место в доме и сверху - хоть какая-то компенсация за вред, нанесенный природе. Из интересных фактов стоит еще раз напомнить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: "почему, вы носите разные носки?" Он каждый раз отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера всецветна и геометрична. Сперва может показаться, что это абстракционизм, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена целая концепция. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление на два дня. Пока зрители скопились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить задуманное и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение.

Фриденсрайх Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов в Австрии, Германии, Японии, оставил свой след в Новой Зеландии, США, Израиле, Швейцарии. Вот некоторые его работы:





















Хундертвассер много работал также над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».

Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает где жить, с кем жить и самое важное как жить. Мы создаем собственный "дом", наполняем его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как не повторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, помогают отбросить в сторону шоры и взглянуть на этот мир иначе…

Я просто влюбилась в эти домики, вот бы жить в одном из них, смотришь на свое окошко, а оно не такое как все, не такое серое, оно необычное, яркое! Если б все такие домики были, наша земля была бы похожа на сказочные городки. И мы бы все, наверное, больше б улыбались, ведь как можно не улыбаться, когда ты видишь такие потрясающие, яркие здания

CIn the Meadows Bad Soden 1990-1993


1983-1986 Дом Хундертвассера - жилой дом в Вене. Здание выделяется «холмистой» этажностью, крыша укрыта землей и травой. Внутри многих комнат посажены деревья. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы, и 250 деревьев и кустов.

Motorway Restaurant, Bad Fischau


“Дождевая башня”1991-1994


Отель1993-1997


Церковь св.Барбары 1987/1988)

Семейный центр 2004-2005

Фонтан 1993/94


Крытый рынок Швейцария), 1998-2001


1998-2001Крытый рынок


Германия Башня Хундертвассера 1999-2010

1997-2001(Мусоросжигательный завод “MOP”,Япония)


Мусоросжигательный завод в Вене 1988-1992

А это домик для Рональда Макдональда.

Слон в Хамме (Германия)

"Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема"
Лесная спираль в Дармштадте, Германия:


Зелёная цитадель в Магдебурге, последний проект Хундертвассера:


Вокзал в Uelzen:


Дом «Хундертвассер» в Вене, Австрия:

Эти вещи должны приносить радость тем, кто ими владеет и должны восхищать их и вызывать уважение, также из-за того, что вещи открывают новые смыслы, например, как странствование по незнакомой стороне или как волшебные деревья, которые постоянно прирастают новыми ветками, листьями и цветами, которые никогда раньше не видел.»


Художник с таким уникальным именем родился в простой семье со смешанными корнями: отец – австриец, а мать – еврейка. Но его личная история и талант были совсем непростыми. Не зря же говорят, что дети от смешанных браков отличаются или невероятной красотой, или ярким талантом. Этому ребенку суждено было стать гениальным бунтарем от искусства.

Потрясения в его жизни начались еще в младенческом возрасте, когда неожиданно скончался отец. Матери с месячным малышом на руках пришлось вынужденной выживать самостоятельно.

Родился будущий художник в 1928 году и носил он тогда более привычное имя и фамилию – Фридрих Штовассер. Когда начались гонения на евреев, мать настояла на католическом крещении мальчика. Неординарный талант у него был с детства, который получил развитие в школе по системе Монтессори, куда ребенок начал ходить в 1936 году. Возможно, благодаря матери мир и получил такого неординарного мастера, как Хундертвассер.

После окончания Второй Мировой Войны молодой человек посветил свою жизнь искусству. В 1948 году он некоторое время занимался в Академии изящных искусств в . Вкратце сформулировать принцип искусства мастера можно его же декларативной фразой: «В прямой линии Бога нет!». Он считал, что мир вокруг не должен убивать все человеческое в людях прямыми, жесткими линиями и мертвенными безжизненными цветами. Возможно, так проявилось в художнике его детство, пришедшееся на жуткие довоенные и военные годы.

Тусклое, серое однообразие он ненавидел столь же яростно, как и другой бунтовщик от искусства – Антонио Гауди. Оба мастера высоко ценили текучие природные линии и особенно сочные и яркие краски, часто использовали в своих работах мотив спирали и бесконечности, битую цветную плитку и объемные бетонные конструкции.

Еще в 21 год художник поменял свое слишком ординарное имя на более звучное и оригинальное, отталкиваясь от его звучания и значения. Получившийся псевдоним можно условно перевести как «богатый миром в сто источников вод». Это тоже отражает его жизненную позицию – мастер считал, что человечество просто обязано компенсировать тот урон, который оно причиняет живой природе индустриализацией. Отсюда его причудливо расписанные яркие и жизнеутверждающие фасады домов, здания с растущими из них деревьями, а также знаменитый дом-холм в Новой Зеландии. Он буквально сливается с окружающей природой, а на покрывающем его дерне пасутся столь распространенные в этой стране овцы.

За годы своей жизни Хундертвассер прославился как художник, график, неординарный декоратор. Он иллюстрировал Библию, раскрашивал дома в невероятные цвета, много лет преподавал в венской Академии искусств. Его талант признали, мастер был награжден несколькими премиями, в том числе и за защиту природы.

Скончался художник в Новой Зеландии в возрасте 71 года, оставив после себя почитателей, последователей и уникальное по своим качествам и свойствам наследие – не только материальное, но и духовное.

Необычная архитектура создается для необычных людей. Австрийский зодчий и живописец, взявший себе сложный и чудный псевдоним Фриденсрайх Хундертвассер, кардинально изменил представление о красоте в архитектуре. Его постройки совмещают в себе сказочность, яркость, фантастичность, являясь полностью самобытными. Одни восхищаются и вдохновляются творениями мастера, другие его ругают, называя самоучкой, выскочкой и создателем «пряничных домиков», но никого его творчество не оставляет равнодушным. Как и сам художник никогда не был равнодушным, в любое дело вкладывая всего себя без остатка. У Хундертвассера получались поистине «поющие» дома. Свободные, они олицетворяли то, что должно быть в нашей жизни всегда — радость, сказку, волшебные фантазии.

Мальчик из бедной семьи, родившийся в Вене 15 декабря 1928 года, получил обычное имя — Фридрих Стовассер. Его мать, Эльза Стовассер, была еврейкой, отец — австрийцем. Отец внезапно умер, когда малышу не было и одного месяца, и мать осталась с сыном одна.

Уже в возрасте шести лет мальчик активно пробовал себя в живописи. В течение 1936 года он посещал школу, работавшую по системе Монтессори, которая основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и развивает его творческие способности. Возможно, именно эта школа и пробудила фантазию маленького Фридриха, показала яркую и многоликую палитру природы, которую он полюбил, пронеся свое чувство до конца дней. Тогда же в школьной характеристике мальчика появились такие слова: «необычное ощущение цвета и формы». Система Монтессори исходит из того, что ребенок свободен и стремится к автономии, которую надо всячески поощрять и уважать, а не подавлять. Эта свобода останется с Хундертвассером всю жизнь. Мама талантливого ребенка много лет пыталась отвернуть сына от профессии художника. «Будешь всю жизнь голодать, если станешь художником!» — повторяла она снова и снова.

Опасения матери сбудутся, впоследствии Хундертвассер переживет и голод и другие мытарства. Когда денег не было, он ходил по знакомым, прося ночлега. Бродил по улицам с баночкой из-под фотопленки в надежде, что ее наполнят сахаром или маслом. Месяцами жил на одной чечевичной похлебке. Но это был его свободный выбор на пути к одному ему известной цели. Преодолевать ему в жизни придется многое.

Стовассерам пришлось пережить нацистские времена, когда в течение одного 1943 года были депортированы и убиты 69 их родственников по материнской линии, тетю и бабушку мальчика сожгли в печи. Эта трагедия оставила в душе подростка глубокий след. Желая спасти сына от преследований фашистов, Эльза настояла на крещении Фридриха в католическую веру. Она добилась желаемого — наполовину арийского ребенка ей разрешили воспитывать до совершеннолетия.

В 1948 году Хундертвассер окончил школу и три месяца посещал Венскую академию изящных искусств, где испытал сильное влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле. Тогда же он взял псевдоним, переведя на немецкий язык первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово «сто» (сто по-немецки — hundert). Придуманное им для себя имя — переделка имени Фридрих (в переводе с современного немецкого языка Фриденсрайх дословно означает «богатый миром»).

После недолгой учебы в Вене будущий художник-архитектор отправляется в путешествие. Он посещает Северную Италию, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилию, заезжает в Париж, где тщетно пытается продолжить образование, занявшись искусствоведением И художественным творчеством. Для этого он поступает в Школу изящных искусств, однако в первый же день юноше становится настолько скучно, что он покидает занятия и больше к ним не возвращается. В 1951 году Фриденсрайх едет в Африку — , а потом в Азию — в Японию. В африканских странах — народное творчество. В он изучает традиции и основы национальной живописи. Именно в тех поездках у художника зародился интерес к орнаментальности и декоративности в изображениях и появилась связь искусства с природой в его работах.

ХУНДЕРТВАССЕР РАЗРАБОТАЛ 366 ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ДИЗАЙНА ОБЛОЖЕК КНИГ ПО ЗАКАЗУ «КНИЖНЫЙ КЛУБ БЕРТЕЛЬСМАН», ДИЗАЙН ЧЕТЫРЕХ ТЕЛЕФОННЫХ КАРТОЧЕК ДЛЯ АВСТРИЙСКОЙ ПОЧТОВОЙ СЛУЖБЫ, СОЗДАЛ ТРИ ПОЧТОВЫЕ МАРКИ ДЛЯ ЛЮКСЕМБУРГА И ТРИ — ДЛЯ ООН.

В путешествиях молодой Хундертвассер сформиро- вал точку зрения, которая стала главным принципом в его как архитектурных, так и живописных творениях и не изменилась до конца жизни мастера. Первое, что всегда проповедовал архитектор, — дом не должен являться искусственной, враждебной средой, состоящей из многократно повторяющихся и одинаково печальных ячеек. Дом — это веселое и полностью безопасное личное пространство, оно должно быть обустроено, как говорил мастер, «по размеру и по вкусу его владельца». Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур, превращая унылые однообразные коробки в сказочные терема. Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из нее мозаику и расцвечивал скучные и тоскливые фасады и интерьеры. Он также венчал здания золотыми или голубыми куполами-маковками, нарушающими монотонность прямой крыши, и говорил, что если человек живет в таком доме, то чувствует себя королем. В стенах, на крыше, даже в комнатах он оборудовал ниши для деревьев. Архитектор считал, что выделить деревьям и траве место в доме и на нем — значит возместить хоть как-то тот урон, который индустриальное общество наносит природе. В Новой Зеландии он построил здание, где крыша переходит по бокам в холм. Холм покрыт зеленой травкой, которую иногда приходят пощипать овечки.

В 1954 году состоялась первая выставка Хундертвассера в Париже в Студии Поля Фачетти. На гонорар от первого контракта с галереей он купил старый автомобиль, дом без отопления во французской глуши и увековечил свой успех плакатом «Купил машину и дом, занимаясь ремеслом художника».

Символом гармонии, жизни и свободы для Хундертвассера была спираль, любимая тема в его творчестве. Он рисовал ее со страстью и упоением, являясь чуть- чуть сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику, чрезвычайно яркие по краскам, с неиз-менным присутствием спирали. Эта кривая никогда не возвращается в начальную точку. Как вечный переход между жизнью и смертью, добром и злом, созиданием и разрушением, она бесконечна. «Бесконечная линия» Хундертвассера вошла в число художественных эмблем . Однажды в 1959 году, будучи доцентом гам-бургской Высшей школы искусства, он решил устроить целый перформанс с рисованием спирали. Хундертвас- сер и два его друга, Базой Брох и Гаральд Шульд, выбрали точку внизу стены и начали вести свою линию — сначала черной, потом красной красками. Работа продолжалась два дня и две ночи, пока спираль не достигла высоты 2,5 метра. Когда власти отключили электричество, рабо- та велась при свечах. Хундертвассер был оскорблен, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое за- вершение. Возмущенное руководство школы прервало это представление. В знак протеста художник отказался от должности и покинул Гамбург.

Талантливый мастер занимался скульптурой и живописью, в разных странах с успехом проходили его персональные выставки. В 1975 году в парижском Музее современного искусства он устраивает передвижную выставку под названием «Австрия представляет Хундертвассера континентам». Она продолжалась до 1983 года и прошла в 27 странах и 43 музеях. Масштабных меро- приятий, охватывающих десятки стран, в жизни худож-ника отныне будет множество.

«МЫ ДОЛЖНЫ ВЕРНУТЬ ПРИРОДЕ ТЕРРИТОРИИ, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК НЕЗАКОННО ИСПОЛЬЗУЕТ И НАД КОТОРЫМИ СОВЕРШАЕТ НАСИЛИЕ. ВСЕ, ЧТО ЛЕЖИТ ПОД НЕБОМ, — ПРИНАДЛЕЖИТ ПРИРОДЕ. ВСЕ, ЧТО ЗАТРОНУТО ЛУЧАМИ СОЛНЦА ВСЮДУ, ГДЕ ПАДАЕТ ДОЖДЬ, — ЭТО СВЯЩЕННАЯ ПРИРОДА».

Известность Хундертвассера как художника росла, однако всемирную славу он получил благодаря своим архитектурным шедеврам. Архитектурой он занялся до- вольно поздно, уже перейдя 50-летний рубеж. И сразу же создал одно из главных произведений в своей жизни. В 1983 году по заказу властей Вены он начал работать над концепцией нового жилого здания. В 1986 году на от-крытие этого дома, который носит имя своего создателя, собралось 70 000 человек. До сих пор это один из самых посещаемых туристами объектов в Австрии. В нем Хундертвассер воплотил все свои идеалы искусства и кра- соты: использование целой палитры красок, отсутствие прямых линий, большое количество зелени и многоплановость. Пестрый фасад дополняют разные по величине и форме окна, мозаика и орнаменты из цветных глазуро- ванных плиток. Хундертвассер считал это произведение одной из вершин своего творчества и даже посвятил ему хвалебное стихотворение.

Архитектор часто сам полностью контролировал работы. Например, весь 1985 год он трудится на строительной площадке Дома Хундертвассера вместе с Петером Пеликаном, который становится его ближайшим соратником в сфере зодчества. После завершения строитель-ства архитектор не принял гонорара за проект, заявив, что счастлив, так как на этом месте не появилось что-нибудь уродливое.

Дом Хундертвассера отличается «холмистой» этажностью, крыша покрыта почвой с кустарниками и травой. Внутри некоторых комнат-ниш высажены деревья. С учетом экологических принципов, приверженцем которых архитектор был всю жизнь, он использовал в своем творении только натуральное дерево и кирпич, а внутри, согласно оригинальному замыслу по отделке интерьеров, сделал мозаичную аппликацию из мелкой керамической плитки, которая изображает мудрых сов, диких уток, величественных лебедей, порхающих бабочек и раскидистые деревья.

Во всех произведениях Хундертвассера-зодчего царят асимметрия, природная гармоничность. А их отличительная особенность — окна, каждое из которых живет собственной жизнью, все вместе же они играют первостепенную роль в общем художественном замысле. Как считал мастер, правильный дом должен состоять именно из окон, но никак не из стен. Окна, по его мнению, имеют «право на самоопределение». А все пространство вокруг них человек может раскрасить по собственному усмотрению. В проектах Хундертвассера никогда не было двух одинаковых окон. Они являются мостом между внутренним и внешним пространством, эквивалентом глаз. Как выражение глаз характеризует внешний облик человека, так же и окна дают представление обо всем сооружении. Как по выражению глаз можно судить о характере человека, точно так же «выражение» окон говорит о «настроении» дома.

Долгие годы архитектор шокировал общественность неординарными поступками. Эксцентричный художник носки всегда носил разные, но обязательно яркие и с абстрактными рисунками, считая, что жизнь и без того скучна, чтобы усугублять ее монотонными мелочами.

В желании хулиганить и провоцировать публику Хундертвассер был близок Сальвадору Дали. В 1967 году художник составил манифест «Право на третью кожу», в котором рассуждал, что человек окружен тремя защитными слоями — это кожа, одежда и стены дома. И одежда, и сами здания за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. И только кожа сохранила все свои изначальные свойства — как эстетические, так и защитные. Для большей убедительности Хундертвассер прочитал манифест в обнаженном виде в Мюнхене, прямо перед изумленной толпой. Две его ассистентки также были полностью раздеты, из-за чего некоторые возмущенные зрители вынуждены были покинуть зал.

ХУНДЕРТВАССЕР СЧИТАЛ: «НАШИ ДОМА БОЛЕЮТ С ТЕХ ПОР, КАК ОНИ БЫЛИ СОЗДАНЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЯМИ И СТАНДАРТИЗОВАННЫМИ АРХИТЕКТОРАМИ. ОНИ НЕ ЗАБОЛЕЛИ, А БЫЛИ ЗАДУМАНЫ И ПРИВНЕСЕНЫ В ЖИЗНЬ УЖЕ БОЛЬНЫМИ».

Позже эксцентричный художник продолжал эпатировать публику. Много шума наделало телешоу под названием «Как нам обустроить город», на которое он пришел совершенно голым, зато его голова была прикрыта клетчатой кепкой. Фриденсрайх заявил с экрана, что он готов приступить к обустройству Вены, но при этом не избежать возвращения к матушке-природе. Ведь именно у нее следует взять все лучшее, не используя в архитектуре прямые линии, а при возведении зданий применять только натуральные материалы.

Постройки Хундертвассера перекликаются с работами Антонио Гауди, которому он поклонялся. Идеалом для австрийца стали криволинейные поверхности. Симметричность и правильность линий архитектор всегда приравнивал к концлагерям, уносившим жизни людей, в том числе и его родных. Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку. Поэтому все возводимые Хундертвассером стены так замысловато изогнуты.

Хундертвассеру постоянно требовались новые впечатления. Нуждаясь в творческой подпитке, он часто путешествовал, переплывая один океан за другим, преодолевая огромные расстояния на воздушном шаре. Он называл это «путешествием по мечтам», благодаря которому получал сильные эмоции, позволяющие ему создавать яркую нестандартную архитектуру. Хундертвассер любил творить в дороге, используя портативный набор акварельных красок. Он часто применял яичную темперу, в которую добавлял металлическую пыль, кусочки ткани, стекла, бумаги. Как в живописи, так и в архитектуре он использовал все цвета спектра, не отдавая предпочтение ни одному из них.

В числе самых известных работ мастера есть культовое сооружение — церковь Святой Варвары (1987-1988) в Бернбахе. Священник Фридрих Цек пригласил для ее перестройки Хундертвассера. Во время работы над ее преображением художник создает цветной офорт «Бернбахское благоговение» и передает его в качестве дара в фонд реконструкции храма.

Хундертвассер считал, что в церкви человек должен обязательно чувствовать себя защищенным и находить там мост к природе и Богу. Обновленное здание стало цветным, ярким и радостным благодаря покрытию фасадов разноцветной керамикой. Волновому декору фасадов вторят дорожки вокруг церкви, которые также выложены разноцветными плитками неровно, волнами. На прилегающей территории Хундертвассер разместил 12 так называемых экуменических арок с символами основных мировых религий. Местные жители поначалу были не очень довольны необычным авангардистским обликом храма. Но вскоре благодаря церкви Святой Варвары маленький Бернбах получил широкую известность. Тысячи туристов стали приезжать сюда, принося немалый доход в бюджет и способствуя развитию города.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО ХУНДЕРТВАССЕР ВСЕГДА НОСИЛ РАЗНЫЕ НОСКИ. И КОГДА ЛЮДИ СПРАШИВАЛИ: «ПОЧЕМУ ВЫ НОСИТЕ РАЗНЫЕ НОСКИ?» — ОН КАЖДЫЙ РАЗ ОТВЕЧАЛ: «А ПОЧЕМУ, СОБСТВЕННО, ВЫ НОСИТЕ ОДИНАКОВЫЕ?!».

Хундертвассер придумал собственную художественную философию, подробно изложенную в книге «Манифест замшелости против рационализма в архитектуре» и сборнике эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни». Эта философия представляет собой своеобразный гимн декоративности и орнаментализму. В самом деле, художника можно упрекнуть в чем угодно, но только не в академической строгости. Если даже очень внимательно рассматривать его работы, то найти место, фрагмент или мотив, где он повторяется, просто невозможно. Среди архитектурных творений Хундертвассера есть детские сады, бассейны, вокзал и даже общественный туалет. Каждую постройку творческий гений мастера смог сделать сказочной, яркой, жизнерадостной. Все же особое внимание зодчий уделял проектированию домов, создавая не только пространство для жизни, но и ее стиль. Теплоту общения и искренние эмоции будущих жильцов он видел обязательными составляющими своей архитектурной концепции.

Жилой комплекс «Зеленая цитадель», возведенный по проекту Хундертвассера в 2004-2005 годах неподалеку от главной площади Магдебурга, должен был способствовать появлению рабочих мест в городе. Магдебург, как и вся территория бывшей ГДР, оказался в кризисной экономической ситуации, с трудом конкурируя с развитой западной частью страны. Хундертвассер решил создать здесь «оазис человечности», привнеся в постройку изгибающиеся линии стен, большие площади озеленения, в том числе и на крышах, золотые шары на башенках. Все эти не подлежащие изменению творческие принципы архитектора должны были позволить его произведению контрастировать со строгостью и унылостью традиционных улиц города. В «Зеленой цитадели» невозможно найти двух одинаковых по цвету или форме колонн, дверей, даже дверных ручек. Все формы построек комплекса максимально приближены к природным.

С энтузиазмом берущийся за разработку любого архитектурного объекта — от больших комплексов до миниатюрных зданий, — Хундертвассер не создавал промышленных сооружений. Не создавал принципиально. Из этого правила есть одно исключение — мусоросжигательный завод в центре Вены. Далеко не сразу взялся мастер за этот проект. Сжигание мусора противоречило его философии — он считал, что все отходы человеческой деятельности нужно перерабатывать. Только после того, как власти города пообещали, что дым будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло от сгорания пойдет на отопление, архитектор решился заняться этой работой. В результате Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых незагрязненных европейских столиц. Завод, созданный Хундертвассером, ничуть не похож на унылое промышленное здание. Художник спроектировал настоящий дворец с пестрыми красочными стенами, мозаичной лазурной трубой, зеркальными куполами-фильтрами и обилием зелени на фасаде и крышах.

Архитектор разными способами боролся за сохранение экологического баланса. Одна из акций прошла в День Хундертвассера, объявленный мэром Вашингтона Мэрион Берри-младшим 18 ноября 1980 года. В этот день на площади Правосудия в Вашингтоне была высажена первая дюжина из запланированной сотни деревьев для восстановления природных ресурсов. Художник представил публике антиядерные плакаты, агитировавшие против ядерного вооружения. Хундертвассер много выступал, высказываясь об экологии, против ядерной энергии и за более человечную архитектуру в гармонии с природой — в Сенате в Вашингтоне, в Берлине на втором Европейском экологическом симпозиуме. Он читал лекции об окружающей среде в Кёльне, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Граце, Вене, Восточном Берлине, Гамбурге. В 1984 году принимал активное участие в кампании за сохранение хайнбургского прибрежного леса. Проживал неделю в лагере защитников леса.

Любивший много путешествовать, Хундертвассер легко мог себе представить измотанное состояние и хмурое настроение людей, вынужденных постоянно совершать переезды. Приезжая в новое место, человек сначала видит вокзал. Вокзал — визитная карточка любого города. И от того, каким будет первое впечатление, может зависеть очень многое. Позитивный настрой, кураж, вера в себя и улыбка в душе или ленно-мрачное осознание обыденности жизни — с каким настроением выйдет путешественник из поезда? Можно ли на это настроение как-то повлиять? У художника на это был однозначный ответ.

По проекту Фриденсрайха Хундертвассера был сооружен один из самых необычных вокзалов в . Расцвеченный яркими красками Вокзал природы в Ильцене (1999-2001) сразу же стал главной достопримечательностью города. Изюминка постройки состоит в том, что ни одно из зданий вокзала не имеет углов, элементы плавно переходят друг в друга. Детали архитектурного и художественного оформления не повторяются, что отражает своеобразное кредо мастера.

Хундертвассер считал, что нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является высшей силой, от которой зависит человек. При создании поселка, включающего отель и оздоровительный центр, на термальных источниках Бад-Блумау в Австрии (1993-1997) за основу концепции мастером были взяты принципы органической архитектуры. Архитектура явилась здесь способом достижения гармонии с окружающим миром, гармонии между человеком и природой. Яркие, разноцветные корпуса поселка словно вырастают из-под земли и так же неожиданно в земле скрываются. Крыши-склоны покрыты зеленой травой, и кажется, архитектура лишь подчеркивает сложный рельеф местности, но никак его не нарушает.

ХУНДЕРТВАССЕР ГОВОРИЛ: «Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ ЗВАЛИ ВОЛШЕБНИКОМ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ЧЕМ-ТО В ЭТОМ РОДЕ».

В общей сложности с 1980 по 2000 год Хундертвассером-зодчим было создано около 36 значимых проектов, некоторые из них реализованы уже после его смерти. Его архитектурные творения разбросаны по всему миру — Австрии, Японии, Новой Зеландии, Германии, Израилю, США. Круг интересов архитектора был чрезвычайно широк, а понятие прекрасного невероятно, но обширно и наделено неожиданным смыслом. Он находил и видел красоту там, где другие ощущают ее полное отсутствие, и брался за такие дела, от которых любой мэтр просто бы отмахнулся. Хундертвассер не только писал картины и преподавал в школах и академиях искусств, но и работал над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок, оформлял плакаты, фасады домов, автомобильные номера, даже игровые жетоны казино.

В Токио установлена его инсталляция «Памятник часам XXI века», на восточном вокзале Лиссабона обращает на себя внимание его грандиозное панно «Погружение Атлантиды».

Он был трудоголиком и педантом. Все свои работы нумеровал, а потом издавал каталоги шедевров. Всего напечатано 1008 каталогов. В 1993 году Хундертвассер увлекся проектом «Библия Хундертвассера», презентацию которого устроил в 1995 году. Параллельно разрабатывал внешний дизайн для «Боинга 757» германских линий «Кондор», правда, проект был впоследствии отклонен.

Фриденсрайх Хундертвассер был противоречив и непостоянен. Потому его личную жизнь никак нельзя назвать счастливой. Он был женат два раза — и оба раза недолго. Впервые он женился в 1958 году на негритянке, усиливая интерес к себе тем, что постоянно брал ее на свои академические лекции. Этот брак продлился до 1960 года. В 1962 он взял в жены японку Юко Икеваду, с которой был счастлив до 1966 года. Позже 70-летний художник, известный на весь мир, стал появляться на публике только в сопровождении юных девушек. Подруги часто менялись, что вызывало зависть и любопытство деловых партнеров и коллег.

ХУНДЕРТВАССЕР ГОВОРИЛ: «АРХИТЕКТОРЫ НИКУДА НЕ ГОДЯТСЯ. ОНИ ЗАОРГАНИЗОВАНЫ НОРМАМИ И ПЛАНАМИ, А ПРОДУКТ ДЛЯ ЖИЗНИ МОЖЕТ СОЗДАТЬ ТОЛЬКО ХУДОЖНИК».

Объездив почти весь земной шар, последние годы жизни архитектор провел в Новой Зеландии. Яркой и необычной жизнь Хундертвассера оставалась до самого конца. Даже смерть застала его не в домашней тишине, а в Тихом океане, на борту пассажирского лайнера «Королева Елизавета II». Архитектор умер 19 февраля 2000 года. В соответствии с его последней волей, он похоронен в гармонии с природой в своем новозеландском поместье, в саду Счастливых мертвецов под тюльпанным деревом.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА ХУНДЕРТВАССЕРА

Фабрика «Розенталь» 1980-1982 Зельб, Германия
Рупертинум 1980-1987 Зальцбург, Австрия
Экологический дом, парк Максимилиана 1981-1982 Хамм, Германия
Зернохранилище 1982-1983 Кремс-на-Дунае, Австрия
1983-1986 Вена, Австрия
1987-1988 Бернбах, Австрия
Деревенский музей 1987-1988 Ройтен, Австрия
Текстильная фабрика «Рюфф» и художественное оформ-ление номеров домов 1988 Цвишенвассер, Австрия
Детский сад «Хеддернхайм» 1988-1995 Франкфурт-на-Майне, Германия
Котельная «Шпиттелау» 1988-1997 Вена, Австрия
Придорожный ресторан 1989-1990 Бад-Фишау, Австрия
Кунстхаус (галерея) 1989-1991 Вена, Австрия
Торгово-выставочный центр (деревня Хундертвассера) 1990-1991 Вена, Австрия
Дом на лугах 1990-1993 Бад-Зоден (Таунус), Германия
Жилой комплекс «Жить под Башней Дождя» 1991-1994 Плохинген-на-Неккаре, Германия
Монумент XX! века 1992 Токио, Япония
Винарня «Дон Кихот» 1992-1999 долина Нэпа, Калифорния, США
Комплекс целебного источника 1992-1994 Цветль, Австрия
Павильон на понтоне DDSC «Голубой Дунай» 1992-1994 Вена, Австрия
Спиральный источник 1 1993-1994 Линц, Австрия
Онкологическая больница 1993-1994 Грац, Австрия
Поселок термальных источников 1993-1997 Бад-Блумау, Австрия
Спиральный источник II 1994-1996 Тель-Авив,
Детская площадка 1996-1997 Осака, Япония
Гимназия им. Мартина Лютера 1997-1999 Виттенберг, Германия
Фабрика «Майсима» 1997-2000 Осака, Япония
Комплекс «Лесная спираль» 1998-2000 Дармштадт, Германия
Кафе 1998-2000 Гамбург, Германия
Крытый рынок 1998-2001 Альтернхайн, Швейцария
Общественный туалет 1999 Кавакава,
1999-2001 Ильцен, Германия
Очистной завод 2000 Осака, Япония
Детский сад 2001 Вюльфрат, Германия
2004-2005 Магдебург, Германия
Семейный центр «Дом Роналда Макдоналда» 2004-2005 Эссен/Гругапарк, Германия
2007-2010 Абенсберг, Германия