Асаф мессерер биография. Исторические гастроли асафа и суламифи мессерер. Король просит исполнить на бис

Семья Мессерер по истине уникальное явление в начале XX-го века. Пятеро из десяти детей были выдающимися артистами балета, драмы и кино. В их числе знаменитый артист, хореограф и педагог, Асаф Мессерер .

Артист родился в Вильнусе в 1903 году в многодетной семье Мессереров. Затем они перебрались в Москву. В возрасте 15-ти лет Асаф оказался на галёрке балета Большого театра «Коппелия», который произвёл на него неизгладимое впечатление. Юноша больше не представлял своё будущее без балета и театра. Правда путь артиста начался для него с неудачи -16 лет считается достаточно зрелым возрастом для танцоров, особенно балета, поэтому юноше было отказано.

Но он не сдался и начал посещать частные уроки в танцевальной мастерской Михаила Мордкина. Необходимость оплачивать занятия вынудила артиста с самого начала карьеры зарабатывать деньги - Асаф поступил в труппу Нового театра. Он принимал участие в «Виндзоровских красавицах», «Коппелии». С самого начала артист поразил всех своей техникой и исполнением, при том, что он занимался всего полгода.


В 1921-м году Асаф Мессерер поступил в труппу Большого театра. Сперва он танцевал в кордебалете. Усиленно занимаясь, оттачиваю свою технику и артистизм, он пробился в основной драматический состав Большого на долгих 33 года. В эти годы он исполнил весь спектр классических, балетных партий.

В 1933-м году Асаф, вместе со своей сестрой, Суламифь одними из первых отправились на гастроли в Париж и Прибалтику. Также их приглашали в США, но из-за жёсткого графика в Большом они отказались.

Будучи молодым артистом, Асаф Мессерер стал невероятным постановщиком и балетмейстером. Он ставил спектакли в Брюсселе, Варшаве, Будапеште и других европейских городах. При этом Асаф стал очень . 37 лет своей жизни он посвятил преподаванию в Московском хореографическом училище. Отдавая себя своим ученикам, он стремился раскрыть талант каждого в отдельности, подчеркнуть индивидуальность. В своей монографии «Уроки » он представил новую уникальную систему обучения балета.


Всю свою жизнь Асаф Мессерер отдал искусству танца. Влюбленный в танец, артист сделал головокружительную карьера солиста Большого театра и на протяжении 70-ти лет оставался в балете. Он внёс неоценимый вклад в искусство, как

Мессере́р Асаф Михайлович (1903, Вильнюс — 1992, Москва), артист, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1976). Мессерер принадлежал к большой артистической семье: старший брат Азарий был актёром МХАТа; сестра Рахиль — киноактриса, мать балерины М.М. Плисецкой; другая сестра Суламифь — балерина и педагог; сын Борис — один из известнейших театральных художников России. В 1919—21 Мессерер учился в Московском хореографическом училище, по окончании которого до 1954 был ведущим солистом Большого театра. Среди партий: Зигфрид и Принц («Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского), Бернар («Раймонда» А.К. Глазунова), Раб, Пират («Корсар» А. Адана), Франц («Коппелия» Л. Делиба), Божок, Китайский фокусник, Японский матрос («Красный мак» Р.М. Глиэра), Базиль («Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса), Филипп («Пламя Парижа» Б.В. Асафьева; Государственная премия СССР, 1947). Мессерер был классическим танцовщиком-виртуозом необычного стиля. Постоянно увеличивая сложность движений и па, он заострял их внешний рисунок и вносил в них энергию, спортивную силу и азарт. При этом многие партии старых балетов Мессерер трактовал иронически; эту окраску он привнёс и в одну из своих последних ролей — Принца в балете С.С. Прокофьева «Золушка» (1945). В качестве балетмейстера выступал с середины 20-х гг.: «Фея кукол» (1925, с Е.И. Долинской), «Тщетная предосторожность» (1930, с И.А. Моисеевым), «Спящая красавица» (1936, с А.И. Чекрыгиным; 1952, с М.М. Габовичем), «Лебединое озеро» (1937) и др.; ставил танцы в оперных спектаклях Большого театра, создал ряд концертных номеров, которые сам же исполнял («Футболист», на музыку А.Н. Цфасмана, и др.). С 1946 Мессерер вёл класс для ведущих танцовщиков и балерин Большого театра, получив международную известность; создал свои лучшие балеты: «Урок танца» (1960, на музыку А.К. Лядова, Глазунова, Д.Д. Шостаковича) и «Класс-концерт» (1962, на музыку Шостаковича, Глазунова). Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

  • - : 1) сын Берехии, левит из рода Гирсона, современник Давида. А. и его потомки были певцами и музыкантами при ковчеге завета, а затем - при храме. Пением и музыкой они восхваляли Господа...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Холл Асаф, американский астроном, член Национальной академии наук в Вашингтоне. В 1857‒62 ассистент обсерватории Гарвардского университета, в 1862‒91 астроном-наблюдатель на Морской обсерватории в Вашингтоне...
  • - Род. 1903, ум. 1992. Артист балета, балетмейстер. Работал в ГАБТ. В 1923-60 гг. преподавал в Московском хореографическом училище. Дважды лауреат Государственной премии СССР. Народный артист СССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Борис Асафович, театральный художник, народный художник Российской Федерации, действительный член PAX . Сын А. М. Мессе-рера, муж Б. А. Ахмадулиной...

    Русская энциклопедия

  • - музыкант левитского рода, в царствование Давида управлявший богослужебным пением в скинии Завета, между тем как четыре его сына управляли четырьмя певческими классами. А. приписываются псалмы: 50, 73-83...
  • - американский астроном, директор морской обсерватории в Вашингтоне...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Аруна, индийский политический и общественный деятель. А. А. с юных лет активно участвовала в национально-освободительном движении. В 1928 вступила в партию Индийский национальный конгресс...

    Большая Советская энциклопедия

  • - индийский политический и общественный деятель. А. А. с юных лет активно участвовала в национально-освободительном движении. В 1928 вступила в партию Индийский национальный конгресс...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Асаф Михайлович, советский артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Литовской ССР. Член КПСС с 1944...

    Большая Советская энциклопедия

  • - советский артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Литовской ССР. Член КПСС с 1944...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Асаф Михайлович, артист балета, балетмейстер, педагог. В 1921 - 54 в Большом театре. Партии: Филипп, концертный номер "Футболист" на музыку А.Н. Цфасмана и др. Поставил "Спящую красавицу" П.И. Чайковского...

    Современная энциклопедия

  • - американский астроном. Родился 15 октября 1829 в Гошене. Непродолжительное время учился в Норфолкской академии, колледже в Макгровилле, при обсерватории Мичиганского университета...

    Энциклопедия Кольера

  • - российский артист балета, педагог, народный артист СССР. С 1921 в Большом театре. В 1923-60 преподаватель Московского хореографического училища. Государственная премия СССР...
  • - Мессере́р Борис Асафович, театральный художник, народный художник Российской Федерации, действительный член РАХ. Сын А. М. Мессерера, муж Б. А. Ахмадулиной...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ас"...

    Русский орфографический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 имя...

    Словарь синонимов

"Мессерер Асаф Михайлович" в книгах

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер

Из книги Склероз, рассеянный по жизни автора Ширвиндт Александр Анатольевич

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер Это была удивительная пара: она – живой гений, он – муж, брат, нянька, поклонник, цербер и академик. И все это под одной крышей.Нельзя совмещать дружбу со службой. Сколько замечательных театральных работ за плечами Мессерера. И сколько

Борис Мессерер. Промельк Беллы. Фрагменты книги (часть I)

Из книги Промельк Беллы.Фрагменты книги (часть I) автора Мессерер Борис

Борис Мессерер. Промельк Беллы. Фрагменты книги (часть I) Предисловие Идея записывать, фиксировать свои наблюдения и впечатления укрепилась в моем сознании после того, как совпали наши с Беллой жизненные пути.Еще и до этого события я встречался со многими интересными

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА И БОРИС МЕССЕРЕР

Из книги 50 знаменитых звездных пар автора Щербак Мария

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА И БОРИС МЕССЕРЕР Известная поэтесса и талантливый художник соединили свои судьбы, будучи уже не молодыми. До этого в жизни Ахмадулиной было множество романов и два законных брака. Но все они оканчивались разочарованиями, терзаниями, периодами ее

Борис Мессерер. Промельк Беллы. Фрагменты книги

Из книги Промельк Беллы.Фрагменты книги автора Мессерер Борис

Борис Мессерер. Промельк Беллы. Фрагменты книги Предисловие Идея записывать, фиксировать свои наблюдения и впечатления укрепилась в моем сознании после того, как совпали наши с Беллой жизненные пути.Еще и до этого события я встречался со многими интересными людьми,

Борис Мессерер

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

Борис Мессерер

Храбрая Мита Суламифь Мессерер

Из книги Этюды о моде и стиле автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

Храбрая Мита Суламифь Мессерер В Большом театре в Москве, где балерина проработала около полувека, ее звали Митой. Она была младшей сестрой знаменитого танцовщика и педагога Асафа Мессерера и родной теткой прославленной Майи Плисецкой.Суламифь Михайловна Мессерер

АННА МЕССЕРЕР Зачинатель русского нонконформизма

Из книги Анатолий Зверев в воспоминаниях современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

АННА МЕССЕРЕР Зачинатель русского нонконформизма Анатолия Зверева я знала не один десяток лет. В молодости он иногда жил на даче моего отца, где много и вдохновенно работал. Нередко он заглядывал в нашу московскую квартиру и каждый раз оставлял нам на память о себе

Борис Мессерер Струйка дыма

Из книги автора

Борис Мессерер Струйка дыма Надежда Яковлевна Мандельштам донесла до нас сокровища поэзии Осипа Мандельштама, сохранив в памяти его стихи, справедливо не доверяя бумаге, которую наверняка изъяли бы ор ганы госбезопасности при обысках и в ходе преследования великого

автора Аксенов Василий

Продолжение письма Борис Мессерер – Василию Аксенову Вася, дорогой, вот, кажется, настал момент и для меня сесть и написать тебе несколько слов. Я думаю, что ты понимаешь, как трудно нам что-то сформулировать о нашей жизни, столь знакомой тебе, без какого-либо повода

Борис Мессерер – Василию Аксенову

Из книги «Ловите голубиную почту…». Письма (1940–1990 гг.) автора Аксенов Василий

Борис Мессерер – Василию Аксенову 19 июля 1982 г. Вася, дорогой, поздравляю тебя с прекрасным днем твоего пятидесятилетия! Можешь не сомневаться, что в этот день мы совпадем в алкогольном экстазе и подлинной радости по случаю твоего рождения всего пятьдесят лет тому

Продолжение письма Борис Мессерер – Василию Аксенову

Из книги «Ловите голубиную почту…». Письма (1940–1990 гг.) автора Аксенов Василий

Продолжение письма Борис Мессерер – Василию Аксенову Вася, дорогой, в этот раз написать не успеваем, прими лишь наш привет. В своем письме ты совершенно точно оцениваешь нашу ситуацию, и добавить к этому почти нечего. Тем не менее, жизнь длится! Близко общаемся с Жорой,

Борис Мессерер – Василию и Майе Аксеновым

Из книги «Ловите голубиную почту…». Письма (1940–1990 гг.) автора Аксенов Василий

Борис Мессерер – Василию и Майе Аксеновым 6 ноября 1983 г. Дорогие Вася и Майя!Господи, сколько же времени прошло с тех пор, как мы последний раз обменялись письмами. Поди месяца четыре, пять. Целая жизнь. Расстояние во времени усугубляется расстоянием в километрах. Почти

Асаф Али Аруна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АС) автора БСЭ

Мессерер Асаф Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Холл Асаф

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХО) автора БСЭ

Холл Асаф Холл (Hall) Асаф (Эсаф) (15.10.1829, Гошен, штат Коннектикут, - 22.11.1907, Аннаполис, штат Мэриленд), американский астроном, член Национальной академии наук в Вашингтоне (1875). В 1857-62 ассистент обсерватории Гарвардского университета, в 1862-91 астроном-наблюдатель на Морской

Регулярная исправленная статья
Асаф Мессерер
Асаф Михайлович Мессерер
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Профессия:

артист балета, балетмейстер

Гражданство:
Годы активности:

с 1921 по 1992

Амплуа:

артист классического и гротескового амплуа

Театр:
Награды:

Сталинская премия
народный артист СССР

IMDb:

Аса́ф Миха́йлович Мессере́р (6 (19) ноября 1903, Вильно - 7 марта 1992, Москва) - российский советский артист балета, балетмейстер, педагог, лауреат двух Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (1976). Член ВКП(б) с 1944 года. Лауреат Сталинских премий (1941, 1947), народный артист СССР (с 1976). Автор книг «Уроки классического танца» (1967) и «Танец. Мысль. Время» (1979).

Биография

Заниматься начал с пятнадцати лет, сначала в студии М. М. Мордкина, затем - в Московском хореографическом училище (1919–21 гг.) у А. А. Горского, по окончании которого в 1921 году был принят в труппу Большого театра . Работая в нём до 1954 года, станцевал практически все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов.

За исполнение партии Филиппа в балете Б. В. Асафьева «Пламя Парижа» был удостоен Сталинской премии первой степени в 1947 году . С середины 1920-х начал выступать как балетмейстер. На первых порах сфера интересов Мессерера-хореографа лежала в области экспериментальных постановок, он сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, однако после разгрома советского театрального авангарда он обратился к доминирующей в те времена форме драмбалета. Мессерер ставил как целые балетные спектакли, так и танцы в операх, а также отдельные концертные номера, которые зачастую исполнял сам.

Мессерер - выдающийся балетный педагог. Работал сначала в студии «Драмбалет», затем в вечерней студии Большого театра, в 1923-1960 - в Московском хореографическом училище. С 1946 вёл класс в Большом театре, впоследствии также преподавал за границей.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Особенности творчества

Исполнительский стиль Мессерера отличался благородной мужественной манерой, жизнерадостностью, виртуозностью и эмоциональностью. Мессерер значительно обогатил технику мужского танца. Среди лучших партий: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского), Колен («Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля), Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева), Божок и Жонглер («Красный мак» Р. Глиэра), Петрушка («Петрушка» И. Стравинского), Фанатик («Саламбо» А. Арендса) и другие, а также – концертный номер «Футболист» (собственная постановка на музыку А. Цфасмана, 1906–71). В 1925–74 гг. был также балетмейстером; среди его постановок - балеты «Фея кукол» (1925), «Тщетная предосторожность» (1930), «Спящая красавица» (1936), «Коппелия» (1974). Особо выделяются его постановки балетов «Лебединое озеро» (1937, новая постановка 4-го акта - 1951 г.) и «Класс-концерт» (1960, на музыку Д. Шостаковича), в которой Мессерер художественно обобщил принципы русской и советской школ классического танца. Преподавал с 1921 г., в 1923–60 гг. - в Московском хореографическом училище, с 1946 г. работает также в классе усовершенствования артистов балета в Большом театре. Также работал как педагог и балетмейстер в Брюсселе в 1961–62 гг.). Снимался в фильмах «Большой концерт» и «Концерт-вальс».

Семья

Сестра Мессерера, Суламифь (1908–2004), балерина и педагог. Окончив в 1926 г. Московское хореографическое училище, стала солисткой Большого театра (до 1950 г.). Ее танец отличался виртуозностью, яркой экспрессивностью и введением сложных элементов пластической гимнастики. Особым успехом пользовались исполненные ею характерные роли: Китри («Дон Кихот»), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Лиза («Тщетная предосторожность»), Жанна («Пламя Парижа»; Сталинская премия, 1947) и другие. В 1938-60 гг. преподавала в Московском хореографическом училище. Работая как педагог в Японии (наездами с 1960 г.), попросила вместе с сыном Михаилом Мессерером (родился в 1949 г.; солист Большого театра и хореограф) в январе 1980 г. политическое убежище в американском посольстве и поселилась в США, где преподавала балетное искусство. Выезжала работать в Лондон и Стокгольм, в 1988 г. дала в Израиле несколько уроков в студии «Молодой балет Иерусалима».

Сын Мессерера, Борис (родился в 1933 г., Москва), художник. В 1956 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1956–57 гг. принимал участие в создании панно «Москва» для главного павильона всемирной выставки «ЭКСПО-58» в Брюсселе. С 1957 г. постоянно участвует в советских, российских и международных художественных выставках. С 1959 г. начал работать как книжный оформитель. С 1960 г. работа в театре стала одним из основных направлений творчества Мессерера, он оформил более сотни спектаклей в Большом театре, МХАТе, «Современнике», Мариинском (Кировском) театре, оперных и драматических театрах Тбилиси, Баку. Еревана, Новосибирска, Душанбе, Лейпцига, Люблян, Софии, Лос-Анджелеса и других городов. Работает также как художник кино- и телевизионных фильмов. В 1979 г. вместе с В. Аксеновым (1932–2009), Е. Поповым и В. Ерофеевым стал одним из создателей альманаха «Метрополь».

Солист балета Большого театра Асаф Михайлович Мессерер родился в 1903 году в г. Вильно в семье врача. Учился он в реальном училище, занимался спортом и собирался стать археологом. Когда юноше было пятнадцать лет, он впервые увидел Балашеву и Л. Жукова на сцене Большого театра. Балетные образы, созданные этими замечательными артистами, пленили его воображение. Он почувствовал вдруг такое острое желание танцевать, что этот памятный вечер неожиданно определил весь его дальнейший творческий путь.

Обычно балетные артисты начинают учиться с семи-восьмилетнего возраста. Асаф Мессерер пришел в балетную школу, когда ему было уже шестнадцать лет. Ему удалось в один год добиться результатов, которых достигают обычно за шесть-восемь лет. После года занятий с известным балетмейстером А. Горским в школе Шаломытовой он был принят сразу в последний класс балетной школы при Большом театре . Талант, напряженный труд и неукротимая воля сломали привычные «нормы». Еще будучи учеником школы, Асаф Михайлович исполнял сольные номера в «Волшебном зеркале» Корещенко и «Кармен» Визе на сцене Большого театра, в балетную труппу которого он был зачислен в следующем году.

С самого начала своего пребывания в театре молодой артист старается перенести в балетный спектакль основы системы К. С. Станиславского. Это не дается без упорных творческих исканий и напряженной борьбы с хранителями отживших канонов старого балета. Но танцовщик смело сбрасывает груз условностей. Друзья из Художественного театра горячо аплодируют новатору и одобряют его на трудном, но верном творческом пути.

Личное дело

Асаф Михайлович Мессерер (1903 – 1992) родился в городе Вильно. В 1904 году его отец получил диплом зубного врача, дававший право на жительство и практику в Москве, и семья переехала в Москву, в дом в Мыльниковом переулке, недалеко от Чистых прудов. Асаф учился в реальном училище и занимался в нескольких спортивных клубах: бегом, прыжками, фехтованием, теннисом, гимнастикой.

В 16 лет Асаф Мессерер попал на балетный спектакль Большого театра и решил стать артистом балета. Так как в столь большом возрасте нельзя было поступить в балетное училище, он начал заниматься в частной студии Михаила Мордкина, где быстро раскрылось его незаурядное дарование. Чтобы заработать деньги на занятия в студии, Мессерер поступил в танцевальную труппу драматического Театра Художественно-просветительского союза рабочих организаций. В 1919 году по инициативе балетмейстера Александра Горского в Московском хореографическом училище впервые был произведен набор класса для взрослых, куда принимали на конкурсной основе людей, уже имевших некоторую подготовку. Асаф Мессерер успешно прошел испытания и был зачислен в восьмой класс, который вел сам Горский. В 1921 году он окончил обучение и был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, но уже очень скоро ему поручили первую ведущую партию – Океана в «Коньке-Горбунке».

Среди партий Асафа Мессерера в Большом театре: Колен («Тщетная предосторожность»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Принц («Щелкунчик»), сарацинский танец и Бернар («Раймонда»), Петрушка и Арап («Петрушка»), Раб и Пират («Корсар»), индусский танец («Баядерка»), Арлекин («Миллионы Арлекина»), Раб и Океан («Конек-Горбунок»), Франц («Коппелия»), Раб и Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Зефир («Теолинда»), Зефир («Эсмеральда»), Голубая птица («Спящая красавица»), Божок, Китайский фокусник и Японский матрос («Красный мак»), Лидийский военачальник («Саламбо»), Базиль, Филипп («Пламя Парижа»). Был ведущим танцовщиком Большого театра до 1954 года.

Уже с 1925 года Асаф Мессерер выступает как балетмейстер. В студии «Драмбалет» он поставил «Войну игрушек» на музыку Шумана, затем «Игры в танцах» и «Спортивные танцы» на сборную музыку. В Большом театре в 1925 году он ставит спектакль Москоского художественного училища «Фея кукол» (под названием «Волшебница кукол», совместно с Е. И. Долинской). В 1930 году на сцене Экспериментального театра – филиала Большого театра – им был поставлен балет «Тщетная предосторожность» (совместно с И. А. Моисеевым). Затем были постановки балетов «Спящая красавица» (1936, 1944, 1952), «Лебединое озеро» (1937), «Класс-концерт» (1962), «На берегу моря» (1953, Вильнюсский театр), «Урок танца» (1960, МХУ; 1961, Брюссель). Ставил также танцы в операх Большого театра.

В 1941 году Мессерер получил Сталинскую премию II степени, а в 1947 – Сталинскую премию I степени за исполнение партии Филиппа в балете «Пламя Парижа».

Чем знаменит

Танец с лентами из балета "Красный мак" Афиша фильма "Большой концерт"

Выдающийся артист балета, значительно обогативший технику мужского танца. Более сложные вариации мужских партии, включавшие двойные и тройные пируэты и повороты в прыжке, разработанные Мессерером, впоследствии стали широко распространенными приемами у танцовщиков. Ввел в мужские партии некоторые элементы, ранее исполнявшиеся только балеринами (например, со-де-баск). Критики отмечали жизнерадостность и эмоциональность его танца, подчас ироничную трактовку образов. Помимо танцевальных партий в классических и современных балетных постановках Асаф Мессерер создал ряд концертных номеров, которые сам же исполнял: «Вальс» на музыку М. Мошковского, «Мелодия» на музыку К. В. Глюка, «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова. Наибольшим успехом пользовался номер «Футболист» на музыку А. И. Цфасмана.

О чем надо знать

Как педагог Асаф Мессерер стал известен не меньше, а, возможно, даже больше, чем как артист балета. Преподавать он начал еще в 1920 году, сначала в студии «Драмбалет» и на вечерних курсах при Большом театре. С 1923 по 1960 год работал педагогом в Московском художественном училище. С 1946 года вел класс для ведущих танцовщиков и балерин в Большом театре. Как педагог и балетмейстер Асаф Мессерер работал в труппе Мориса Бежара в Брюсселе (1961-62), а также в Венгрии и Польше. Его учебник «Уроки классического танца» (1967) выдержал несколько изданий.

Прямая речь

«Теперь я расскажу об одном из зимних вечеров 1919 года. В Большом театре дают балет "Коппелия", и я случайно оказываюсь на гудящей галерке. В театре холодно, публика сидит в валенках, в шубах, под куполом висит морозный туман от дыхания зрителей. Зима 1919 года была вообще какой-то небывало лютой и голодной. Москва глубоко утонула в снегу, на улицах валялись закоченевшие дохлые лошади, их никто не убирал. У нас в доме вся жизнь перенеслась в ту комнату, где топилась "буржуйка". Длинная, голенастая труба тянулась от нее в форточку. Поэтому в комнате дыма было больше, чем тепла. Мать варила суп: на чугун кипятка горсть пшена. Мы сидим, жмемся ближе к "буржуйке" и друг к другу... И вдруг - Большой театр! Красный бархат партера и лож, золото, сияние огней в хрустальных подвесках. Все это казалось почти ирреальным и все-таки было явью. Радостная роскошь обстановки, звуки настраиваемых в оркестре инструментов, тьма, медленно сходившая в зал вслед меркнувшей люстре, взлетающий вверх занавес и, наконец, яркая сцена, на которой, непричастно стуже, стояла грациозная балерина в короткой пачке и резво веселая. Главные партии в "Коппелии" исполняли тогдашние премьеры Большого театра Александра Балашова и Леонид Жуков. Весь спектакль я простоял в своих полумальчиковых ботинках, которые мать достала мне по случаю. Они ужасно жали, будучи на два номера меньше моих ног. И лишь на "Коппелии" я, кажется, впервые забыл о своих мучениях. Как же так, ошеломленно думал я, артисты не произносят ни слова, а мне все понятно! Яснее, чем даже в опере, которую я к тому времени уже слышал. Не помню, какая это была опера, но ясно помню, что скучал и все время пытался разобрать слова, которые певцы пели, едва проборматывая, с ужасной дикцией. А тут - сказка, веселье, игра. Танцовщики вершат ее в вариациях, прыжках, кабриолях, антраша, пируэтах, турах в воздухе - чудо! Разумеется, я лишь значительно позже узнал названия всех этих движений. Но мог ли я предполагать, что всего через два года сам буду танцевать на прославленной сцене! На "Коппелии" я лишь догадался, что танцы - это мое. Мне нужно идти в балет».

Из книги Асафа Мессерера «Танец. Мысль. Время»

«Я понял, что в ведении класса артистов балета нужно определенная система, что каждый урок должен иметь свою целевую задачу, свою тему, свое лейтдвижение. Следуя педагогическим принципам В.Д. Тихомирова, я развиваю отдельные хореографические темы в течение каждой учебной недели. В процессе работы над хореографической темой класса, я заранее определяю построение каждой танцевальной комбинации и намечаю разработку какого-либо прыжкового «лейтдвижения». Исходя из закономерностей его развития, он стремлюсь, начиная с упражнений у станка, подготавливать мышцы к освоению данной танцевальной формы в определенных ее частях. Когда мышцы получают достаточную подготовку, «лейтдвижение» включается мною в целый ряд прыжковых комбинаций, начиная с более легкой формы маленьких и средних прыжков, варьируя ее с заносками, переходя затем к большим прыжкам в различных, менее и более сложных поворотов».