Антонио Вивальди: биография, интересные факты, творчество. Антонио Вивальди. Неизвестная жизнь известного композитора Простые произведения для квинтета вивальди

Вивальди — имя этого композитора на слуху у каждого из нас. Его виртуозные скрипичные произведения сложно не узнать, они сопровождают нас повсюду. Все потому, что каждое из них невероятно красиво, уникально, но вместе с тем узнаваемо за счет единого стиля композитора. Список произведений Вивальди обширен и разнообразен. Это оперы, концерты, сонаты и небольшие пьесы, некоторые из которых не дошли до наших дней.

В статье представлен список известных произведений Вивальди, дана информация, как и когда он их написал.

Жизнь великого творца

Антонио Лючио Вивальди — итальянский композитор — появился на свет 4 марта 1678 года в прекраснейшем городе Венеция. Его отец был потомственным цирюльником, но по совместительству увлекался игрой на скрипке. И настолько хобби завлекло его, что он стал виртуозным скрипачом, весьма известным в своем городе.

Свой талант вместе с инструментом он передал по наследству сыну и тот уже, приумножая дарования своего родителя, сумел не только играть на скрипке, но и сочинять уникальные мелодии.

Написанием музыкальных текстов Антонио увлекся еще в юные годы — он сочинял простые «песенки», мотивы, иногда записывал их, иногда просто запоминал. Вскоре стал придумывать полноценные произведения, которые пришлись по вкусу венецианской музыкальной элите.

Вивальди был приглашен на работу в качестве композитора в консерваторию «Пиета», где музыке обучались брошенные и осиротевшие девочки. Именно для них Антонио писал по 2 концерта в месяц, а они изучали эти творения в качестве этюдов. Вот так пришли в мир многочисленные произведения Вивальди. Список бесконечен, их невероятно много, они чем-то похожи между собой, но вместе с тем каждое является уникальным.

Кончерто гроссо

Антонио Вивальди по праву считается родоначальником отдельного музыкального жанра — кончерто гроссо, что переводится как «большой концерт». Суть заключается в том, что в ходе исполнения произведения чередуются партитуры, в которых выступает весь оркестр и отдельные партии, где солирует тот или иной инструмент (в случае Вивальди это чаще всего скрипка). Это разновидность ранее существовавшей трио-сонаты, где первая часть — быстрая, вторая — медленная и третья — снова быстрая. Только теперь ее звучание стало более многогранным и интересным за счет такой колористики. В списке произведений Антонио Вивальди насчитывается 517 концертов, которые делятся на следующие категории:

  • 44 концерта для бассо континуо и струнного оркестра;
  • 49 кончерто гроссо;
  • 38 концертов для двух инструментов с аккомпанементом струнного оркестра или бассо континуо;
  • 32 концерта для трех инструментов и сопровождения в виде бассо континуо или струнного оркестра;
  • 352 концерта для одного инструмента и аккомпанемента в качестве бассо континуо или струнного оркестра.

Концертный список произведений Вивальди до сих пор практически в полном объеме является достоянием музыкальных школ и училищ. Дети разучивают и играют концерты, тем самым совершенствуясь в виртуозности и технике звука.

Оперы

Антонио Вивальди был композитором, который мог за три дня написать целую оперу — именно такая слава разнеслась о нем по всей Венеции. И это было правдой. Он действительно очень быстро и при этом талантливо сочинял столь сложные вокально-инструментальные произведения, которые имели большой успех.

На счету у композитора 90 опер, многие из которых незаслуженно забыты. Другие же до сих пор пользуются успехом в ведущих театрах мира.

Рассмотрим оперный список произведений Вивальди, затронув лишь самые известные творения:

  1. «Неистовый Роланд».
  2. «Фарнак, правитель Понта».
  3. «Олимпиада».
  4. «Гризельда».
  5. «Аристид».
  6. «Тамерлан».
  7. «Моисей, бог фараона».
  8. «Поклонение волхвов».
  9. «Торжествующая Юдифь».

Прочие произведения

Поразительно, но учитывая темпы, с которыми Вивальди писал под заказ, у него еще оставалось время и вдохновение, чтобы сочинять произведения ради собственного удовольствия! Так сказать для души, композитор написал более 100 сонат, а также серенады, кантаты, симфонии и мелкие пьесы. Но стоит представить еще один биографический факт об Антонио — он был священником. Он никогда не отступал от церкви, поэтому написал немало католических секвенций Stabat Mater.

Для августейших особ

Благодаря несравненному таланту и гениальности Вивальди быстро стал излюбленным композитором и музыкантом. Его творения просто обожал Людовик XV. Антонио ко дню бракосочетания короля написал серенаду-кантату «Глория и Игоменей». Год спустя ко дню рождения двух августейших принцесс Вивальди написал еще одну серенаду — «Празднующая Сена». Следующее творение было уже создано специально для Карла VI и получило название «Цитра». Говорят, что император настолько проникся творчеством и самой личностью композитора, что мог беседовать с ним целыми днями. Он пожаловал Вивальди золотую медаль и звание рыцаря, а также пригласил в Вену. За это композитор отправил ему копию произведения «Цитра».

Времена года

Переходим к списку музыкальных произведений Вивальди, которые завоевали успех, неподвластный времени. Речь идет о знаменитых «Временах года», кои получили столь простое и незамысловатое название лишь потому, что их в опусе 12 штук.

В начале 1720-х Вивальди принялся за написание нового опуса под номером 8. Он назвал его «Спор гармонии с изобретением», но однозначно эти «сонаты» имели сезонный контекст. Дело в том, что перед исполнением каждой из них зачитывался сонет, в котором четко представлялось конкретное время года. Предположительно, эти сонеты сам Антонио и написал, но скрыл свое авторство. Что же из себя представляет Opus No.8?

Это четыре концерта, каждый из которых состоит из трех частей. Первая именуется «Аллегро», вторая — «Ларго» или «Адажио» и третья снова «Аллегро» или «Престо». То есть структура как у обычной сонаты или кончерто гроссо — две крайние части быстрее, а середина медленная и протяжная.

Нередко «Времена года» звучат в фильмах, передачах, их исполняют на светских раутах или просто наслаждаются этой прекрасной музыкой дома.

Заключение

Полный список произведений Вивальди, указывающий на наименование каждого произведения, был бы невероятно огромным и не уместился бы в рамки единой статьи. Сложно представить себе, насколько талантливым и гениальным был этот человек, как он виртуозно владел инструментом и собственным вдохновением. Он подарил миру богатейшее наследие в виде несчетного количества концертов, сонат, опер и прочих музыкальных творений, которые с огромным удовольствием играют и слушают сегодня.

28 июля 1741 года скончался композитор Антонио Вивальди. В истории музыки он — признанный гений, и, разумеется, вряд ли найдутся те, кто ни разу не слышал его произведений. Однако о самом Вивальди и его жизни известно не так много. Восстанавливаем справедливость — вспоминаем биографию великого композитора.

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венецианской республике, в семье цирюльника Джованни Баттиста и Камиллы Каликкью. Ребенок родился раньше срока на два месяца и был очень слабым, в следствие чего был крещен сразу же после появления на свет. Позже врачи диагностировали у него «тесноту в груди», то есть астму. Это закрыло для Вивальди возможность играть в дальнейшем на духовых инструментах.

Вивальди мог написать полноценную оперу за 5 дней


Отец будущего музыканта в юности увлекался музыкой и научился играть на скрипке, позже ему было предложено место главного скрипача в капелле собора Святого Марка. Первые уроки игры на инструменте маленькому Антонио дал сам отец. Мальчик был настолько способным учеником, что уже с 1689 года замещал отца в капелле. Там юный гений находился в окружении духовных лиц, что и определило выбор будущей профессии: Вивальди решил стать священнослужителем. Впрочем, это на мешало ему продолжать занятия музыкой и совмещать два дела.

Дом Вивальди в Венеции

Впрочем, церковная карьера складывалась не гладко из-за слабого здоровья Вивальди. Он провел всего лишь несколько месс как священник, а после этого перестал исполнять свои обязанности, оставшись, впрочем, при этом священнослужителем. Антонио, зарекомендовавший себя превосходным музыкантом, получает предложение стать преподавателем в венецианской консерватории. Он обучал своих воспитанников как духовной, так и светской музыки. В эти годы Вивальди написал множество произведений для учеников — концертов, кантат, сонат, ораторий. В 1704 году помимо должности учителя скрипки, он получил обязанности преподавателя альта. В 1716 году он становится руководителем консерватории, ответственным за всю музыкальную деятельность.

Вивальди был одним из вдохновителей композитора Баха


В 1710-е Вивальди начинает приобретать известность как композитор. Его имя попало в «Путеводитель по Венеции», где он назывался виртуозным скрипачем. Путешественники, пребывающие в знаменитый итальянский город, разносят славу о Вивальди и за пределы Италии. Так, Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил впоследствии 12 скрипичных сонат. С 1713-го Вивальди пробует себя в качестве оперного композитора. Им были написаны «Оттон на вилле» и «Роланд, притворяющийся безумцем» — эти произведения обеспечили Вивальди славу, а в следующие 5 лет было поставлено еще 8 опер композитора. Несмотря на бешеную нагрузку, Вивальди не уклонялся от своих обязанностей руководителя консерватории, успевая совмещать их с композиторской деятельностью.


Ванесса Мэй исполняет Вивальди

Не все, впрочем, с энтузиазмом воспринимали оперы Вивальди — так, композитор Бендетто Марчелло опубликовал памфлет, где высмеял творчество Вивальди. Это заставило Антонио приостановить работу над операми на несколько лет.

Именем Вивальди назван кратер на планете Меркурий


В 1717 году Вивальди принимает предложение занять место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора Мантуи. Именно под впечателнием окрестностей этого городка и родился знаменитый цикл скрипичных концертов, известный в России как «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Кроме того, в Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу. Сестра Жиро, Паолина, всюду сопровождала композитора, взяв на себя заботу о его здоровье — приступы астмы донимали Вивальди. Обе девушки жили с Вивальди в его доме в Венеции, что вызывало негодование со стороны церковников, так как тот был все же духовным лицом. В 1738 году ему было запрещено служить мессу на основании «грехопадения» композитора. Впрочем, сам Вивальди опровергал всяческие сплетни и домыслы относительно своих отношений с сестрами Жиро, которые были лишь его воспитанницами.

Мантуя

Одним из ценителей музыки Вивальди был философ и писатель Жан-Жак Руссо, некоторые произведения композитора он исполнял на флейте. Среди почитателей его таланта был и император Карл VI, и в 1730-х Вивальди задумал переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Для того, чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене. Слава Вивальди померкла, он уже не был столь популярен в Венеции. Неудачи стали преследовать музыканта: вскоре после прибытия в Вену, умирает Карл VI, начинается война за австрийское наследство. Вивальди отбывает в Дрезден в поисках новой работы, но заболевает. В Вену он вернулся уже глубоко больным, нищим и всеми забытый. Умер Вивальди 28 июля 1741 года, его похоронили на кладбище для бедняков в простой могиле.

Почти на 200 лет творчество Вивальди было забыто

Музыкальное наследие Вивальди было забыто почти на 200 лет: только в 20-х гг. 20 века итальянский музыковед Джентили обнаружил уникальные манускрипты композитора: девятнадцать опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокальных сочинений. Считается, что за всю жизнь Вивальди написал более 90 опер, однако только 40 имеют полостью доказанное авторство.

Биография:

Антонио Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция - 28 июля 1741, Вена) - итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр.

Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка; возможно, композиции - у Джованни Легренци.

В 1703 Вивальди принял сан священника. В 1703-25 - педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также с 1713 - руководитель оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек. В 1735 вновь недолго был капельмейстером.

Вивальди - крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.

Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди (возглавлял Ф. Малипьеро).

Всеми забытый и покинутый, Антонио Вивальди скончался в Вене 28 июля 1741 года от «внутреннего воспарения», как было записано в погребальном протоколе.

Сочинения

Более 40 опер, в том числе «Роланд - мнимый безумный» (Orlando fiato pozzo, 1714, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Нерон, ставший Цезарем» (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), «Коронация Дария» (L’incoronazione di Daria, 1716, там же), «Обман, торжествующий в любви» (L’inganno trionfante in amore, 1725, там же), «Фарначе» (1727, там же, позднее также под названием «Фарначе, правитель Понта»), «Кунегонда» (1727, там же), «Олимпиада» (1734, там же), «Гризельда» (1735, театр «Сан-Самуэле», Венеция), «Аристид» (1735, там же), «Оракул в Мессении» (1738, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Ферасп» (1739, там же); оратории - «Моисей, бог фараона» (Moyses Deus Pharaonis, 1714), «Торжествующая Юдифь» (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), «Поклонение волхвов» (L’Adorazione delli tre Re Magi, 1722) и др.; светские кантаты, серенады, симфонии, Stabat Mater и другие церковные произведения; более 400 инструментальных концертов, в том числе 76 сонат (с бассо континуо), в том числе 30 для скрипки, 19 для 2 скрипок, 10 для виолончели, 1 для скрипки и виолончели, 2 для лютни и скрипки, 2 для гобоя; 465 концертов, в том числе 49 кончерти гросси, 331 для одного инструмента с бассо континуо (228 для скрипки, 27 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины) 38 для 2 инструментов с бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин), 32 для 3 и более инструментов с бассо континуо; «concerti grossi» (49), для одного инструмента с basso continue (331, в том числе 228 для скрипки) и др. Одно из самых известных произведений - цикл из 4 скрипичных концертов «Времена года» - ранний образец программной симфонической музыки. Существенен вклад Вивальди в развитие инструментовки (он первым применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие).

Итальянский композитор Antonio Vivaldi (Антонио Вивальди) известен нам как автор скрипичных концертов «Времена года» и один из главных представителей скрипичного искусства Италии 18-го века. Вивальди экспериментировал с музыкальными тембрами и придал скрипке новое звучание, сделав ее более удобным и по-настоящему концертным инструментом. Его гармоничную музыку слушают и сегодня для того, чтобы поднять настроение, улучшить работоспособность или расслабиться.

Антонио Вивальди родился в Венеции в 1678 году. Он появился на свет 7-месячным, с родовой травмой – сдавленной грудью, из-за этого музыкант всю жизнь страдал астмой. Припадки удушья практически не позволяли ходить по лестницам и совершать пешие прогулки. Из-за слабого здоровья родители решили определить мальчика в священники: они предполагали, что наличие сана, независимо от его здоровья и успехов, всегда обеспечит положение в обществе.

Служить в церкви Вивальди начал в 15 лет, однако музыка интересовала его куда больше, чем богослужения. Он мог прямо в ходе мессы сослаться на приступ астмы и уйти от алтаря в ризницу, чтобы сделать наброски новой фуги. В итоге начинающий композитор добился своего: молодому Вивальди запретили проводить службы.

Главным учителем музыки в жизни Антонио Вивальди стал его отец Джованни Батиста, который был известным скрипачом-виртуозом. Была у композитора также спутница и муза – певица Анна Жиро. Она жила в доме Вивальди, заботилась о его здоровье и сопровождала в путешествиях.

В 1713 году Антонио Вивальди и его отец упоминаются в путеводителе по Венеции как лучшие скрипачи этого города. К тому времени Вивальди стал оперным композитором. Всего он закончил более 400 крупных инструментальных произведений. Одновременно с этим Вивальди был совладельцем театра «Сант-Анджело», вел его бухгалтерию. Не бросил он и работу в венецианской консерватории «Пиета», для которой писал музыку. В свободное время композитор ставил свои оперы в других городах. Удивительно, что все это делал человек, который без посторонней помощи не мог дойти от двери до поданной кареты. Кстати, театр «Сант-Анджело» был выбран Вивальди именно потому, что он находился ближе всего к его дому.

В 1718 году Антонио Вивальди уехал работать в другой итальянский город – Мантую. Здесь он занял должность капельмейстера при дворе князя и губернатора. Через несколько лет Вивальди вернулся в Венецию, и уже оттуда впервые привез свою оперу «Геркулес на Термодонте» в Рим. Римлянам постановки понравились настолько сильно, что композитор удостоился аудиенции у самого папы.

Многие композиторы того времени испытывали финансовые трудности, коснулось это и Вивальди. Переменчивые музыкальные вкусы аудитории сделали его музыку устаревшей, а у публики появились новые кумиры. Одним из них был немецкий композитор Иоганн Адольф Хассе, работавший в то время в Венеции.

В 1740 году Вивальди отправился в Вену с надеждой поправить свое материальное положение при дворе императора Карла VI. Однако вскоре после приезда композитора его могущественный почитатель умер. В Вене началась война за австрийское наследство, и о Вивальди все забыли. Он умер в нищете в 1741 году и был похоронен на кладбище для бедняков. Место его погребения в Вене не сохранилось.

Итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижер, католический священник. Еще при жизни получил признание в Европе как композитор и скрипач-виртуоз, утвердил новую, так называемую «Ломбардскую» манеру исполнения. Является автором 40 опер, ораторий, более 500 концертов. Наибольшую популярность Вивальди получил благодаря своим скрипичным и инструментальным концертам. Одним из самых его известных произведений является «Четыре времени года» , написанное для струнного оркестра.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 в Венеции, бывшей в то время столицей Венецианской республики. Предки Антонио происходили из Брешии, где родился его отец - Джованни Баттиста Вивальди . В Венецию Джованни Баттиста (прозванный за огненный цвет волос «Рыжим») переехал около 1670 года. Там в течение некоторого времени он работал пекарем, а потом освоил профессию цирюльника. В свобод­ное от зарабатывания хлеба насущ­ного время Джованни Баттиста играл на скрипке. И оказался настоль­ко одаренным музыкантом, что в 1685 году прославленный Джованни Легренци, капельмейстер собора св. Марка, принял его на службу в свой оркестр.

Первый и самый знаменитый из шести детей Джованни Баттисты Ви­вальди и Камиллы Каликкьо, Анто­нио Лючио, появился на свет раньше срока из-за внезапного землетрясе­ния. Родители мальчика увидели в рождении новой жизни при таких странных обстоятельствах знак свы­ше и решили, что Антонио должен стать священником.

Когда будущему великому компо­зитору было 15 лет, ему выбрили тон­зуру (символ тернового венца), а 23 марта 1703 года двадцатипятилет­ний Антонио Вивальди принял духовный сан. Однако он не чувствовал в себе искреннего желания быть свя­щенником и вскоре перестал слу­жить мессы. Хотя, как свидетельству­ет Карло Гольдони, всю свою жизнь Вивальди ежедневно читал молит­венник.

От отца Антонио унаследовал не только цвет волос (довольно редкий среди итальянцев), но и серьезную любовь к музыке, в особенности - к игре на скрипке. Джованни Баттис­та сам давал сыну первые уроки и привел его на свое место в оркестр собора св. Марка. Антонио занимал­ся композицией, учился играть на клавесине и на флейте. В сентябре 1703 года Вивальди стал преподавать музыку в приюте для девочек «Оспедале делла пьета».

Приют «Оспедале делла пьета» (буквально - «госпиталь сострада­ния») существовал с 1348 года и всег­да славился всесторонним (в том чис­ле и музыкальным) образованием, которое получали его воспитанницы.

Вивальди был связан с этим учрежде­нием на протяжении почти всей своей жизни. Нужно еще сказать, что пре­подавательская деятельность компо­зитора не ограничивалась работой в качестве «маэстро ди виолино» - т. е. учителя игры на скрипке. Вивальди давал частные уроки певцам, обучал игре на альте. Кроме того, он дирижи­ровал оркестром на репетициях и концертах, когда не было главного ди­рижера. И без устали писал музыку.

В 1705 году венецианский издатель Джузеппе Сала опубликовал первый сборник сонат для трех инструмен­тов (двух скрипок и баса) Антонио Вивальди. Следующую «порцию» скрипичных сонат Вивальди издал четыре года спустя Антонио Бортоли. Вскоре сочинения «рыжего священ­ника» (так окрестили Вивальди-младшего те самые венецианские шутники, что прежде дали прозвище «Рыжий» его отцу) приобрели не­обыкновенную популярность.

Всего лишь за несколько лет Анто­нио Вивальди стал самым знамени­тым скрипичным композитором Ев­ропы. О его славе и невероятном успехе свидетельствует следующий факт: в 1711-1729 гг. в Амстердаме вышло двенадцать сборников инструментальной музыки Вивальди , в том числе L"estro armonico («Гармоничес­кое вдохновение» ), La stravaganza («Причуда» ) и II cimento dell"armonia е dell"invenzione («Опыт гармонии и фантазии» ) - произведение, вклю­чающее в себя знаменитые Le quattro stagioni («Четыре времени года» или просто «Времена года» ). Впоследст­вии творения Вивальди печатались в Лондоне и Париже - тогдашних из­дательских центрах Европы.

В 1713 году в Виченце Вивальди пред­ставил публике свою первую оперу «Отгон на вилле» . В последующие пять лет он издал еще пять опер, ко­торые покорили крупнейшие вене­цианские театры. Вивальди стре­мительно превращался из вполне скромного «рыжего священника» в блестящего светского композитора.

В начале 1718 года он получил при­глашение служить дирижером при дворе в Мантуе. Здесь композитор пробыл до 1720 года, то есть до смер­ти жены своего работодателя князя Филиппа. И здесь же, в Мантуе, Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро . По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы, что вполне объяснимо, так как итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве владели секретами вокальной техники. Сначала она была его ученицей, потом - главной исполнительницей в его операх и, на­конец, к всеобщему возмущению, стала его любовницей. Такое поведение композитора вызывало нарекание со стороны церковников. Позднее для Вивальди это приведет к тяжелым последствиям. Известно, что в 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары Руффо запретил Вивальди въехать в город и отслужить мессу в связи с грехопадением композитора. По тем временам это считалось неслыханным позором и означало для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Не менее значительными были и потери в финансовом плане.

После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди возвращается в Венецию. Вернувшись в Венецию после трехгодичной службы в Мантуе, Вивальди всецело посвятил себя театральной деятельности. Он пробовал свои си­лы и в качестве автора, и в качестве импресарио.

В 1723-1724 годах Вивальди в течение трех карнавальных сезонов пожинал триумфальный успех в Риме, выступление в котором считалось наиболее серьезным испытанием для любого композитора. Вивальди выступил в Риме с операми «Геркулес на Термодонте» (1723 год), «Юстин и Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью» (1724 год).

Наиболее популярными у современников стали программные концерты, особенно знаменитые «Времена года» . Под этим названием приобрели известность первые четыре концерта для скрипки и струнного оркестра. В Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием. Всего известно 28 инструментальных произведений Вивальди, наделенных программными названиями. Однако программными в подлинном смысле слова являются лишь «Времена года». В амстердамском издании 1725 года каждому из концертов предпослан стихотворный сонет, содержание которого определяет характер музыкального развития. Судя по тексту посвящения, концерты цикла были известны без сонетов задолго до издания, а их тексты, возможно, сочинялись уже под готовую музыку. В посвящении автор сонетов не назван, и не исключено, что им был сам Вивальди. Перед публикацией цикла он основательно переработал партитуру, чтобы сделать более понятным программный замысел музыки.

В концерте «Зима» - в партитуре «Ад» - композитор достигает вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи. Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, трещание льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром.

Подлинно новаторский по замыслу цикл «Времена года» значительно опередил свое время, предвосхитив искания в области программной музыки композиторов-романтиков XIX столетия.

Во время карнавала 1734 года зрители театра «Сант-Анджело» увидели новую оперу Вивальди на либретто «Олимпиады» Метастазио - одного из самых знаменитых творений поэта-драматурга. Столь многоплановый по драматическим коллизиям сюжет, несомненно, вдохновил композитора на создание высокохудожественного произведения. Такой авторитетный знаток оперного творчества Вивальди, как А. Казелла, писал, что «Олимпиада» выделяется среди других опер итальянского композитора несравненной красотой музыки.

Несмотря на приближение композитора к преклонному возрасту, его творческая продуктивность оставалась поразительной. В Вероне исполняются его «Тамерлан» и «Аделаида» (1735 год), а во Флоренции «Джиневра, принцесса шотландская» (1736 год).

В 1740 году Вивальди окончательно отказался от работы в «Оспедале дел­ла пьета» и уехал в Вену, ко двору им­ператора Карла VI, своего давнего и, что немаловажно, могущественного почитателя.

Но, увы, радужным планам вели­кого композитора не суждено было сбыться. Приехав в Вену, он уже не застал монарха в живых. Кроме того, к этому времени популярность Ви­вальди пошла на спад. Предпочтения публики изменились, и барочная му­зыка быстро оказалась на периферии моды.

Шестидесятитрехлетний музы­кант, никогда не отличавшийся креп­ким здоровьем, не смог оправиться от этих ударов судьбы и заболел неизве­стной болезнью.

Умер Вивальди 28 июля 1741 года в Вене от «внутреннего воспаления» (так было записано в погребальном протоколе), на руках своей ученицы и подруги Анны Жиро. Похороны были скромные: прозвучало лишь несколько ударов колокола, а про­цессия состояла только из людей, на­нятых нести гроб.

После смерти музыкальное наследие Антонио Вивальди находилась в забвении почти 200 лет, и только в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены сборки рукописей композитора.