Антон Павлович Чехов: Афоризмы. Почему нам бывает стыдно за других людей

Почему же все-таки нам бывает стыдно? Мы испытываем стыд во многих ситуациях – мы стыдимся своей наготы, своих ошибок, своей неловкости, и порой своего поведения в целом. Интересно, что английское слово shame (стыд) произошло от древнего слова «закрываться», и действительно, это действие, буквально или фигурально, стало естественным выражением эмоции стыда. Еще Чарльз Дарвин в своей книге «Проявление эмоций у человека и животных» подробно описывал эту эмоцию – покрасневшее лицо, смущение в мыслях, опущенные глаза, изменившаяся осанка. Это состояние может быть вызвано различными ситуациями, особенно когда наша личность подвергается унижениям, оскорблениям, и даже физическим или моральным пыткам.

Так что же такое стыд? Стыд - это эмоция, которая стоит на страже границ нашего внутреннего комфорта и всегда показывает, когда эти границы нарушены. У каждого человека эти границы разные, и только мы сами определяем, какие части своего Я мы хотим выставлять напоказ, а какие скрыть от посторонних глаз. Это касается в равной степени физической и душевной наготы.

Согласно выдающемуся психотерапевту современности Джону Грэю, стыд – это также эмоция, сопровождающая комплекс Вины. Он утверждает, что мы испытываем чувство вины, когда теряем свою врожденную способность прощать свои ошибки. И тогда стыд лишает нас естественного состояния невинности. Провести грань между виной и стыдом довольно трудно, и ученые на протяжении веков пытались дать объяснение этому интересному феномену. Американский антрополог Рус Бенедикт объясняет разницу между стыдом и виной, утверждая, что стыд - это нарушение культурных и социальных ценностей, а вина и смущение - нарушение внутренних личных ценностей человека.

Почему, например, люди стыдятся своей наготы, если они рождены голыми, и это естественное природное состояние? Психоаналитики утверждают, что состояние стыда - это оценка себя и переживание человеком того, что о нем будут думать другие. А так как больше всего на свете мы боимся быть отвергнутыми, то мы начинаем волноваться, что будут думать люди о нашей наготе. То есть наше собственное Я раздваивается, и начинает смотреть на себя глазами других людей. В этом раздвоении и лежит страдание, смущение, стыд. Найдется очень мало людей, которым все равно, что о них подумают другие, и которые не боятся общественного мнения. Поэтому мы все в своем роде шизофреники с раздвоенной личностью: одна - для себя, другая - глазами других. Это происходит на глубоком инстинктивном, физиологическом уровне, и бороться с этим очень трудно – для этого нужен высокий уровень осознанности.

Когда мы находимся в юном возрасте, чувства стыда и вины нам совершенно незнакомы, но они навязываются нам извне социальными нормами и предписанными нам ролями довольно рано. Чем мы моложе, тем тенденция чувствовать себя виноватыми и уязвимыми сильнее. Почему? Потому что в этом возрасте мы имеем сильнейшую зависимость от родителей и семьи, и для того, чтобы получить их любовь, мы пытаемся привлечь их внимание – неважно, позитивное или негативное. Мы заглядываем в глаза своих воспитателей и ждем одобрения или неодобрения, что будет переводиться в то, сколько любви и внимания мы от них получим. И когда воспитатели с большой готовностью сообщают нам свой вердикт: «Молодчина!» или «Бяка!», они формируют наши представления о том, чего нужно остерегаться – дабы нас не поставили в угол, не забыли на несколько минут, или не лишили любимых игрушек и конфет. Эти ранние уроки – самые сильные и незабываемые, и порой оставляют след до конца нашей жизни.

Примерно до девяти лет дети будут чувствовать себя виноватыми, если они испытали на себе или наблюдали в семье жестокость и издевательства. Хотя они не несут ответственности за эти события, они все равно будут чувствовать себя недостойными любви. Когда родители не берут на себя ответственность обеспечить свои потребности, и найти свое счастье и покой, дети начинают нести часть этой ноши на своих плечах. Некоторые родители даже активно усиливают детскую вину, и делают ребенка виноватым за то, что испытывают сами. Такое положение вещей может сбить с толку любого взрослого, не говоря уже о ребенке, который еще не способен оценить ситуацию.

Именно в этом возрасте мы приходим к заключению, что мы не можем делать ошибки – они нам очень дорого могут обойтись. Каждый помнит, что когда он делал нечто «дурное», что могло не понравиться маме или папе, он испытывал невыносимое чувство стыда. В мозгу ребенка это ассоциируется не просто с неодобрением, но даже с потерей любви родителей. Этот стыд может усилиться угрозой родителя о том, что он «отдаст вас другим дяде и тете». А так как детский мозг легко верит в Деда Мороза и Снегурочку, то почему бы не поверить в обещание быть отданным в другой дом и другие руки? Возможно, это может быть шокирующей «новостью» для ребенка, не готового еще сказать: «Обойдусь и без вас!»

Вообще вызывание чувства вины и стыда – это сильнейшее орудие манипуляции! Замечали ли вы, сколько раз в вашей жизни ваши партнеры, друзья, работодатели, или просто в очереди, говорили вам: «Как тебе не стыдно?» То есть вам самим как бы и не стыдно, а порой совершенно не стыдно, но вам навязывается это чувство извне. Зачем? Чтобы заставить вас делать то, что от вас хотят или ожидают, но чего вы сами делать не собираетесь. Правда после того, как вам расскажут, почему именно вам должно быть стыдно, вы наверняка сдадитесь, и сделаете все в угоду осуждающему – дабы не накликать на себя еще более нелицеприятные раскопки вашей «неадекватной» личности.

Для того, чтобы освободиться от чувства вины и стыда, мы обязательно должны вернуться к своей невинности. Невинность означает, что мы заслуживаем любви, можем делать ошибки и затем их исправлять, не испытывая при этом чувства вины и стыда. Самый прямой путь к невинности – это прощение. Прощая себя, мы тем самым признаем свою невинность и невиновность, и начинаем понимать, что всегда заслуживаем любви. Без любви к себе и чувства собственного достоинства, мы не можем жить полноценной жизнью и двигаться вперед. Если же мы продолжаем чувствовать себя недостойными, мы будем подавлять все свои истинные желания и потребности.

Вина и стыд могут создать большой хаос в вашей жизни. Это заученное поведение, и оно предполагает, что вы что-то не так сделали. Сколько раз вы спрашивали себя: «Что со мной такое? Почему я продолжаю это делать? Почему я не могу остановиться?» А когда вы недовольны своими действиями, вам трудно создать что-то позитивное. Вам кажется, что вы не можете ничего изменить и начинаете себя укорять. Но закон жизни гласит: то, на чем вы фокусируетесь, будет неизбежно расти! Если вы фокусируетесь на чувствах вины и стыда, они никуда не уйдут, а станут только больше. Единственный способ избавиться от этой паутины, это признаться в ошибке, простить себя, и выбрать что-то другое.

Если же вы начнете отрицать в себе эти чувства, вам станет еще тяжелее, потому что теперь вы должны найти причины и оправдания для своих неверных действий. Вы становитесь жертвой своих ошибок, а жертвы всегда бессильны и ничего не могут изменить. Вы спросите: «А что если люди не простят меня за эту ошибку? Они больше не будут меня любить!» А это уже не ваша проблема. Вы должны, прежде всего, взять ответственность за себя и свои деяния. А с ответственностью приходят два важных права – ваше право на самопрощение, и право других людей реагировать так, как они хотят!

Так что же все-таки такое стыд? Природный инстинкт или атавизм, который мешает жить? Как и все в природе, тут необходим абсолютный баланс и равновесие. Только благодаря человеческому Эго, люди совершенно потеряли контроль над своими эмоциями. Несомненно, стыд нам совершенно необходим для того, чтобы не потерять совесть, и находиться в социальных рамках своего сообщества. Но когда то, что инстинктивно должно защищать и "покрывать", используется в руках Эго как оружие манипуляции, издевательств и пыток, это нарушает всякий природный жизненный баланс. Когда человек к тому же озабочен своим Эго и стыдится своей истинной сути, это парализует и тормозит его рост и развитие. Поэтому не устаю повторять - человечество должно проснуться к своей осознанности, избавиться от ментальной болезни Эго, и тогда природное чувство стыда займет свое надлежащее место.

Рецензии

Ваш труд, как матрёшка. Читаешь - словно открываешь один уровень за другим, пока не доберёшься до истины.

Признаюсь. Я читаю произведения обычно так: начинаю читать и, если текст увлекает, то начинаю мечтать, а отправной точкой мечтаний является сюжет текста. Эта основная причина по которой я долго читаю какие-то тексты. Так и сейчас. Прочитав несколько абзацев, уже успел вообразить себе ряд историй в которых стыд был у меня главным героем. Я даже на миг представил, что мне вообще нечего стыдиться! Хорошо я быстро вернулся с небес на землю и дочитал до конца. Действительно, во всём нужен баланс и тогда мои воображаемые картины (в которых я представлял различные крайности) приобрели ясность и умиротворение.

Последнее время все чаще звучит мнение о стыде как современной эпидемии. С другой стороны, кажется, что стыд вымер, как птеродактили и ихтиозавры. В XVI веке модной деталью мужских панталон был гульфик, рекомендовавший хозяина панталон как мужчину с внушительным мужским достоинством и воина (изначально металлический гульфик был своего рода бронежилетом для гениталий). Сегодня он сохранился на нижнем белье, и едва ли кто-то отважится поселить его на брюках. Но в XVI веке едва ли кому-то пришло бы в голову сесть нагишом и приколотить гвоздем мошонку к площади в знак протеста, как раньше Жанне д’Арк или позже кавалерист-девице Дуровой не приходило в голову гарцевать топлес подобно Femen. Или, например, эволюция купального костюма, начиная с XVIII в. – marinni.livejournal.com/852287.html. Границы стыдного – и не только в отношении телесности – изменяются в зависимости от времени и культуры.

Брене Браун, изучавшая социальные отношения, говорит: «Когда я спрашивала людей о любви, они рассказывали о горе. Когда спрашивала о привязанности, они рассказывали о самых болезненных расставаниях. На вопрос о близости я получала истории об утратах. …Я поняла, что всему виной является стыд. Мы все боимся, что недостаточно хороши для отношений – недостаточно стройны, богаты, добры». С тем, что стыд сплавлен со страхом, не поспоришь. Недаром же древние греки понимали стыд как «страх дурной молвы». Однако свести его только к страху невозможно хотя бы уже потому, что страх – это природное, восходящее к инстинкту самосохранения чувство, а стыд – дискомфортное переживание представления о несоответствии себя или своего поступка принятым нормам, о конфликте между, с одной стороны, желанием или действием, а с другой – разрешенным и должным.

Я не совсем согласен с Брене Браун, потому что одно дело – бояться, что меня не примут из-за несоответствия моей фигуры эталону красоты, и совсем другое – стыдиться своего тела. В первом случае я могу подправить фигуру, изменить стиль одежды, сказать, мол, любите такого, какой есть. Во втором – выход на люди будет чуть ли не пыткой, рубашка с коротким рукавом – непозволительным обнажением, перспектива найти друга/подругу – безнадежной.

То же и в отношении поступка. Одно дело – страх наказания: не ворую, так как боюсь попасться, но если уверен, что не попадусь, могу и украсть; украл, попался и боюсь наказания, но если уверен, что наказания не будет, душа спокойна. И совсем другое дело – когда что-то захочу или сделаю и сгораю от стыда, который сам наказание посильнее любых житейских наказаний. Когда-то в самом начале работы телефона доверия в институте «Гармония» позвонил молодой человек: «Когда мне было 15–16, мы с приятелями ловили девчонок и насиловали. Тогда это было ужасно весело. А десять лет прошло, я вдруг понял, что делал, и не могу с этим жить». Это стыд – после. Но есть и стыд – до, охраняющий от поступка. В советские годы Булат Окуджава сказал чиновнику в ответ на государственное предложение: «Вас я вижу первый, может быть, и последний раз, а с собой мне предстоит жить всю жизнь».

Важно, что стыд – реакция не просто на внешние требования, но на ту их часть, которая усвоена и присвоена мной, стала частью моих ценностей, моего «Я». Главное послание стыда: «Не разрушай себя». Он разыгрывается в душе, и сказать, что он переживание малоприятное, – значит ничего не сказать. Но вместе с тем он очень ресурсное состояние.

Подхожу к стыду очень осторожно, а не сразу и непременно с психологическим скальпелем, как к тому располагают наивные надежды сделать жизнь сплошь позитивненькой. Хоть и говорят, что наглая морда – второе счастье, бесстыдство не тот идеал, к которому я должен тащить пациента на веревке психотерапии. Мы посидим над мозаикой его жизни, чтобы он смог слушать и слышать свой стыд, когда тот еще говорит шепотом, а не оглушает криком, и научился из того, из чего складывалась боль стыда, складывать поддерживающую себя жизнь и быть ее хозяином, а не изнемогающим под ее тяжестью носильщиком.

Берегите в себе человека.

Человек - это то, во что он верит.

В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам.

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

Обыкновенный человек ждет хорошего или дурного извне, а мыслящий – от самого себя.

Только в беде люди могут понять, как нелегко быть хозяином своих чувств и мыслей.

Что прикажете делать с человеком, который наделал всяких мерзостей, а потом рыдает.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Разум:

Умный любит учиться, а дурак учить!

Человек говорит глупости, когда бывает неправ и неумен.

Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.

Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.

Есть люди, об уме которых можно верно судить по их голосу и смеху.

Незаписанная мысль - потерянная мысль.

Жизнь, деятельность:

Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.

Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

Праздная жизнь не может быть чистою.

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.

Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и вникай.

На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.

Намерения:

Дела определяются их целями; то дело называется великим, у которого велика цель.

Любовь:

Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.

Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.

Когда люди любят друг друга, они не ссорятся, а спокойно выясняют отношения.

Счастье:

Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима.

Если захочешь животного счастья, то жизнь всё равно не даст тебе опьянеть и быть счастливым, а то и дело будет огорошивать тебя ударами.

Одиночество:

Одинокому везде пустыня.

Равнодушие:

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

Злость:

Злость - это малодушие своего рода.

Грубость - это естественная реакция на боль.

Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.

Ложь:

Ложь - тот же алкоголизм. Лгуны лгут и умирая.

Тля ест траву, ржа - железо, а лжа - душу.

Нерешительность:

Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.

Свобода:

Нужно по капле выдавливать из себя раба.

Убеждения:

Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий.

Воспитание:

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Природа:

Матушка природа есть книга, которую надо читать и видеть.

Искусство, талант:

Где искусство, где талант, там нет ни старости, ни одиночества, ни болезней, и сама смерть вполовину…

Критиканы - это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой.

Краткость - сестра таланта.

Литература:

Если можешь не писать - не пиши.

Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.


Фото Ibon, www.flickr.com

Биография Антона Павловича Чехова

Антон Павлович Чехов - великий русский писатель, драматург. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.

Родился 17/29 января 1860 в Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой.

23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии, которую окончил в 1879 году.

В том же 1879 году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончании которого в 1884 году сначала работал уездным врачом в Чикинской больнице города Воскресенска), затем некоторое время заведовал больницей в Звенигороде.

Писать начал еще студентом в 1879 году. Он начинал с юморесок, фельетонов и небольших рассказов и творил под разными псевдонимами.

В 1884 году вышел сборник его рассказов - «Сказки Мельпомены»

1885-86 годы - период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» - автора коротких, в основном юмористических рассказов.

С 1887 года Чехов постепенно перешел от юмористических рассказов к серьезной прозе.

7(19) октября 1888 года он получил половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник - «В сумерках».

В 1890 году Чехов совершил путешествие по Сибири и Сахалину, по возвращении из которого написал книгу путевых заметок «Остров Сахалин».

С 1890 по 1892 год Чехов жил в Москве на Малой Дмитровке, а с 1892 по 1899 годы – в подмосковном имении Мелихово.

Писатель много путешествовал по Европе, а в последние годы жизни из-за обострившегося туберкулеза проживал постоянно в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена – артистка Ольга Леонардовна Книппер, выступала в составе труппы МХТ (Станиславского).

В 1900 году, при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почётных академиков.

Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Баденвайлер (Германия), где и скончался 2 (15) июля 1904 года из-за резкого обострения болезни. Гроб с телом писателя был доставлен в Москву, где 9 (22) июля 1904 года после отпевания в Успенской церкви Новодевичьего монастыря он был погребен на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца.

За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений многие из которых стали классикой мировой литературы.

Трудно найти отрасль, направление, сферу жизни, которая не подвергалась бы изучению. Недавно мы говорили о таком чувстве, как , сегодня очередь разобрать стыд.

Какой-то человек опозорился, а у другого холодок пробегает по спине. Психологи пытаются объяснить, почему же нам бывает стыдно за других людей.

Жена стыдится за своего мужа: «Как он снова подает мяч в игре, я не могу смотреть!»

Женщина, которая ворует незамеченно туалетную бумагу из ресторана. Пьяный коллега на Рождественской вечеринке. Есть ситуации, в которых мы стыдимся за поведение других людей. Почему? «Корень переживания за чужой стыд — это сострадание. Вам просто стыдно за других, если вы можете поставить себя на их место. Тот, кто не сочувствует другим, имеет проблемы с психикой», — уверен доктор Удо Баер, педагог из Северной Рейн-Вестфалии и эксперт по стыду.

Даже чужой боли можно сочувствовать

Зачастую стыд другого человека проецируется на собственный опыт человека. Если человек рядом с вами порежет палец, вы чувствуете боль тоже. «Обе операции, чужой стыд, а также сострадания пробегают по, так называемым, зеркальным нейронам. Неврологи даже могут зафиксировать эти ощущения в мозге,» — сказал Баер.

Стыд может быть вызван разными причинами. Простой пример. Скажем, если вы закажете брошюру любого содержания, в том числе на тему стыда, здесь super-poligraf.com.ua/ , то высокое качество выполненной работы вас удовлетворит. Потому что индивидуальный подход к размещаемому заказу, креативность коллектива полиграфии PSP и инновационные технологии гарантируют, что вам не будет стыдно за свои брошюры или другую полиграфпродукцию. Это только один пример, но можно привести массу.

Чем больше эмпатии, то есть, настолько чувствителен человек, тем больше он может сочувствовать другим людям. Кроме того, собственные переживания стыда также играют роль. «Кому было стыдно за себя, тот часто имеет более чувствительные антенны», — сказал Баер. Если же человек реагирует крайне раздраженно, то он может научиться уменьшать своё чувство стыда. В терапии эксперты включали опыт прошлого.

Злорадство имеет отрицательные корни

В дополнение к чувству стыда другого, есть еще одна реакция на невзгоды других людей — ликование. Официант проливает томатный суп поверх рубашки посетителя. Один человек сочувствует, ему стыдно за пострадавшего, другой человек веселится. «Злорадство вызвано тем, что может быть бедствие, которое произошло или могло произойти со мной,» — говорит эксперт. А также потому, что другие сердятся так сильно. Злорадство имеет отрицательный источник происхождения, сострадание — положительный.

Стыд за других есть у многих людей, особенно заметно в период полового созревания. Подросткам часто стыдно за своих родителей — это пройдет с возрастом. Стыд за других людей защищает нас от глупостей.

Таким образом, стыд — это весьма полезное и нужное чувство, но оно не должно быть гипертрофированным.

Что такое стыд, знает каждый из нас. Это неприятное ощущение, вызывающее внутренний дисбаланс. Оно может быть настолько сильным, что надолго препятствуя нормальной деятельности. Каким образом появляется стыд (это чужеродное обжигающее чувство), стоит ли его искоренять? Как правильно к нему относиться? Ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Существует ли чувство стыда

На самом деле развитая личность понимает, что в этом мире не стыдно полностью ничего. Но нюанс состоит в том, что если выйти в ненадлежащем виде на Красную площадь, то это будет чревато как минимум разговором с участковым. Прежде всего, нужно понять, что плохо не именно совершить какой-либо неприглядный поступок. Проблема состоит в том, что стыд - это ощущение, возникающее, если об этом действии узнают непонимающие ситуацию лица.

Все мы являемся людьми, а организм каждого из нас работает сугубо индивидуально. Одним из нас нужно больше пищи, воды, любви, работы, развлечений, спорта, отдыха и так далее. Стыд - это результат непринятия какого-либо поведения обществом. Ведь всегда находятся люди, которые живут по противоположным законам.

Ощущение стыда воспитывается окружением

Примитивный пример можно привести даже из жизни студентов, которые живут в общежитии. В комнате, в которой проживают отличники, всегда царит атмосфера чистоты, порядка и стремления учиться. Сказать соседям о том, что на прошлых выходных ходил в ночной клуб, такой студент не может. Ведь его поступок сочтут ненадлежащим для образованного, воспитанного человека. То есть он будет испытывать стыд (это неприятное ощущение вины за то, что нерационально израсходовал своё время).

Существует и полностью противоположная комната. В ней постоянно шум, гости и веселье. Все проживающие считают, что учиться необязательно, потому что с преподавателями можно как-то договориться. На крайний случай контрольную можно списать. В этой комнате все постоянно наряжаются и по вечерам уходят на дискотеки или ещё куда-нибудь. В компании таких студентов заявить о том, что прошлые выходные провёл с конспектом по электротехнике, просто недопустимо. В результате скажут, что так жить скучно и неправильно. Такой студент подумает: «Мне стыдно перед друзьями за то, что я уподобился тем заучкам».

Нормы, которых требует общество

С детства должны быть привиты определённые нормы поведения. При желании, становясь взрослым, человек их улучшает и совершенствует. Среди подобных моментов можно назвать такие:

  1. Вытирать руки о скатерть.
  2. Издавать чавкающие звуки при еде.
  3. Громко стучать вилкой по тарелке.
  4. Пользоваться зубочисткой у всех на виду.
  5. Очищать ухо пальцем перед кем-либо и так далее.

С детства нам прививают, что существуют определённые нормы общественного поведения. И нарушать их стыдно. Конечно, всё зависит от контингента, в который попадает человек. То есть если он находится в обыкновенной рабочей среде самых простых людей, то фразу: «Мне стыдно, потому что я сделал глоток чая громко,» - никто не поймёт. Но если собеседником является высокоинтеллигентный человек, то перед ним неудобно даже совершенно случайно ударить ложечкой по посуде.

Стыд при воспитании детей

К сожалению, очень часто понятием стыда просто злоупотребляют. Это делается с целью оградить ребёнка от нежелательных поступков. Например, малыш играет во дворе и вымазывает новые штаны. Родители ругают его, всячески указывают на проступок. В результате обязательно звучит фраза: «Как тебе не стыдно». То есть ребёнок постепенно понимает, что за свои проступки он должен испытывать определённое чувство. Он может не видеть никакой проблемы в том, что вымазал новые вещи. Ведь он всего лишь сделал шаг в сторону, а рядом стояла оказавшаяся грязной скамейка. Но судя по всему, мама и папа этого не понимают, поэтому гораздо проще опустить голову и продемонстрировать, что без стыда здесь не обойтись.

К сожалению, постепенно такой человек становится замкнутым. Он боится что-либо сказать и сделать, потому что любой его поступок будет оцениваться как неправильный. И все узнают, какие ощущения он при этом испытывает.

Взрослый человек, которому стыдно

В мире взрослых людей всё обстоит несколько не так, как среди детей. Повзрослевший ребёнок, которого постоянно упрекали в том, что он поступает неправильно, вызывая в нём чувствует себя некомфортно. Такой человек плохо понимает, что можно обойтись без стыда. А окружающие интуитивно улавливают его испуг.

Вероятность того, попадёт в компанию исключительно добрых, мягких людей, трепетно относящихся к его чувствам, крайне мала. Обычно окружающие «прощупывают» слабые места, начиная нещадно манипулировать. Они могут заведомо моделировать какие-либо ситуации с целью вызвать чувство стыда. То есть взрослый человек должен понять ситуацию и суметь себя вывести из детских страхов подобного рода.

Стыд перед непонимающими людьми

Суть состоит не в том, чтобы отречься от стыда вообще. Это ощущение является индикатором запретов, навязанных извне. Чувство очень неприятное, напоминающее жжение внутри. Возникает желание спрятаться и стереть из памяти собственный проступок. А стоит ли испытывать стыд перед теми, кто мог бы произошедшее понять, но делать этого не хочет?

Следует себя убедить в том, что любое осуждение какого-либо нелицеприятного поступка является чистоплюйством. Как известно, геев больше всего осуждают те лица, которые глубоко внутри сильно к ним расположены. Люди, которых такая проблема действительно не волнует, заинтересованы абсолютно другими вещами. И вина и стыд перед ними из-за каких-то глупостей или ситуаций, подлежащих объяснению, просто не возникают.

Другой пример говорит о том, что если на кого-то явно показывать пальцем, то на самом деле указываешь на себя. Если получилось так, что собеседник совершил какой-либо непроизвольный поступок, то не стоит направлять на него указку и кричать об этом на всю улицу. Таким поведением тот, кто якобы следит за порядком, показывает свою природную причастность к такого рода вещам.

Работа со стыдом

Взрослый человек должен сам определиться с тем, приемлемо для него что-либо или нет. И придерживаться людей соответствующих взглядов. Сохранить психику здоровой в этом случае гораздо проще. Таким образом, он будет испытывать чувство стыда исключительно перед собой.

Лучше всего относиться к этому ощущению как к индикатору. Взрослый человек сам выбирает, с кем ему общаться. То есть если возникло неприятное жжение внутри, то здесь, скорее, присутствует манипуляция. Возможно, настоящая или очень давняя. Следует не подавлять чувство стыда внутри себя, а постараться, наоборот, его извлечь.

Нужно, невзирая на неприятные ощущения, разобрать ситуацию по полочкам. То есть необходимо выяснить:

  1. Что произошло.
  2. Собственное отношение и причины.
  3. Мнение собеседника (одного или нескольких).
  4. Кто узнает ещё и как отнесётся.
  5. Что делать в дальнейшем.

Ответы на вопросы

Нужно честно и без стеснения определить для себя произошедшее событие, вызывающее неприятное ощущение внутри. Затем нужно ответить на вопрос о причине произошедшего, но обманывать себя здесь нельзя. То есть природа произошедшего состоит в том, что была неправильно понята ситуация, отпущена какая-то недопустимая реплика, совершён нелицеприятный поступок по причине плохого самочувствия и так далее.

Затем очень важно понять, как отнёсся к произошедшему собеседник. Если его реакция оказалась высокомерной, осуждающей и жестокой, то должны возникнуть мысли по поводу того, каким образом диалог с этим человеком вообще произошёл. Скорее, что тесно общаться с ним не нужно. Также следует прозондировать тех людей, которые могут узнать о проступке.

В дальнейшем нужно вести себя так, как ни в чём не бывало. При этом следует сделать свои выводы. То есть если собеседниками оказались люди, которые проявили жестокость, то общение нужно свести к минимуму и порадоваться за лиц, у которых всё всегда происходит исключительно идеально. Потому что такого в природе не существует в принципе.

С кем дружить предпочтительнее

Если человек отнёсся нормально, то следует поставить ему плюс. Также очень хорошо характеризует собеседника его способность на ситуацию внимания не обращать. Но здесь существует момент искренности, и его необходимо почувствовать.

То есть общаться нужно с теми, кого интересует собственная жизнь. Такие люди не станут забивать голову какими-то особенностями, произошедшими с их товарищем. А наоборот, если увидят, что человек очень обеспокоен чем-либо, испытывает стыд, чувство вины, то постараются его из этого состояния вывести. Очень часто бывает так, что плохого намерения у того, кто совершил как будто постыдный поступок, не было. А неприятное ощущение имеется. В этом случае настоящий друг поможет увидеть, что поступок яйца выеденного не стоит.

То есть стоит ли нам расстраиваться из-за того, в чём мы не виноваты на самом деле? Логичный ответ состоит в том, что нет. Лучше относиться к стыду не как к чему-то неприятному и требующему задвижки в дальний угол подсознания. Нужно воспринимать это ощущение как индикатор. Таким образом, получится обратить его себе на пользу и улучшить своё самочувствие.