Анализ трагедии борис годунов пушкина сочинение. Основная тема трагедии Пушкина «Борис Годунов Эссе на тему борис годунов

Трагедия «Борис Годунов» была написана Пушкиным в 1825 году. Пушкина всегда волновали причины крушений революционных и народно-освободительных движений (в Испании, Италии, Греции). Его внимание привлекали к себе такие исторические личности, как Степан Разин и Емельян Пугачев. В 1824 году Пушкина сильно заинтересовали события конца XVI — начала XVII вв., когда русским государством управлял Борис Годунов, а впоследствии — Лжедмитрий. Изучая данный материал, Пушкин задумал написать произведение о власти и народе. Для того, чтобы ярче показать минувший век, со всеми его особенностями, Пушкин считал наиболее подходящей для разрешения этой задачи форму трагедии.

Первое и основное место в трагедии «Борис Годунов» принадлежит русскому народу, он является главным героем произведения. Народ в трагедии показан в движении, в своем развитии. Сцена на Красной площади, где мы впервые встречаемся с главным героем, говорит о его растерянности и недоумении по поводу безвластия в стране:

«О Боже мой, кто будет нами править? О горе нам!».

Народ не может представить себе жизнь без царя. Народные массы привыкли к тому, чтобы ими кто-нибудь управлял и властвовал бы над ними. По ходу развития действия растет и сила народа. В сцене «Девичье поле» народ не такой, как раньше. Он хотя и ждет и желает принятия венца Борисом, но в то же время ему не принципиально важно, кто именно будет царем. Значительная часть народа с одинаковой ревностью билась за старого царя против нового, и за нового царя против старого. «Не мудрствуя лукаво», народ знает, что избрание царя осуществляется по указке бояр: «То ведают бояре, не нам чета». Избрав Бориса царем, народ надеется увидеть в нем достойного правителя, который бы облегчил положение народных масс.

Принимая «власть великую со страхом и смирением» , Борис клянется своему народу, что в царстве не будет нищих и убогих, что последней рубашкой он будет делиться с народом. И действительно, в первые годы царствования Борис идет на некоторые уступки народу, помня свои обещания. Но со временем Борис Годунов забывает о нуждах своего народа, не печется о его положении и даже «Юрьев день задумал уничтожить».

Любовь и уважение простолюдинов к Борису гибнут. Народ отворачивается от него, увидев в нем деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепляющее крепостничество. Окончательно теряет свой авторитет Борис, когда предстает, как убийца царевича Дмитрия. Не имея поддержки бояр, Борис выбирает неверный метод, которым, как он думает, ему удалось бы привлечь на свою сторону народ. Он говорит: «Лишь строгостью мы можем неусыпной удержать народ». А ведь народ — это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Забыв об этом, Борис дает фору своему противнику, который не преминул воспользоваться этим:

Попробуй Самозванец им посулить

Старинный Юрьев день,

Так и пойдет потеха.

И действительно, народ перешел на сторону самозванца, питаясь надеждой и стремясь к свободе. Борис же терпит крушение, т. к. являясь царем-крепостником, не позаботился он о народной поддержке. Народ одержал победу, свергнув с престола Бориса. Но от этого ему не стало легче. Плоды победы полностью достались боярам. Причина этого — темнота, забитость и политическая несознательность народных масс. Положение простого народа при новом царе стало еще хуже.

В конце трагедии народ из слабой, растерянной массы перерождается в грозного судью беззаконий и преступлений царской власти. Когда Мосальский объявляет народу о смерти детей Годунова, народ в ужасе молчит. Отчего же он молчит? В этом безмолвии народном кроется приговор Самозванцу, как правителю и новому угнетателю народных масс. Сегодня народ еще только безмолвствует, вяло и нерешительно выражает свой протест, но завтра он может заговорить, и тогда, горе тому, против кого он поднимет свой голос!

Таким образом, Пушкин создал реалистическую, подлинно народную трагедию, равной которой в то время не было в мировой литературе. Пушкин высветил русский народ в качестве созидателя и движущей силы исторических судеб. Мы ясно видим из трагедии, что настоящим творцом истории является народ, что без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ возвел Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ облегчил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.

Произведение поэта посвящено изучению проблематики взаимоотношений простого народа и царской власти, волновавшей многих пушкинских современников, задумавшихся о назревшей отмене крепостного права и об ограничении самодержавия. Поэма является переломным моментом в пушкинском творчестве и символизирует переход поэта от романтической лирики к описанию реалистических исторических эпизодов.

Сюжетная линия произведения основана на объективном описании моментов Смутного времени, которые связаны с предстоящим воцарением на троне Бориса Годунова, закончившимся коронованием Лжедмитрия. Поэт берет за основу своей поэмы материал, содержащийся в «Истории государства Российского», написанной Карамзиным Н.М., стремясь донести авторский замысел о причинах народных восстаний и роли каждой из сторон конфликта в происходящих кровавых событиях.

Композиционная структура поэмы состоит из двадцати трех сцен, которые охватывают шестилетний период событий, начавшихся и закончившихся в помещении Кремля, время правления Бориса Годунова. Герои произведения условно поделены на несколько групп, состоящих из знаменитых личностей (Годунов, Патриарх, Самозванец), вымышленных персонажей, имеющих жизненные прототипы (Курбский, летописец Пимен), а также людей современного времени, которые не оставляют свой след на историческом пути (юродивый).

Поэма написана в жанре исторической трагедии, раскрывающей основы духовной гибели русского народа, включая верховную власть в качестве царя и последнего крестьянина, с использованием пятистопного нерифмованного ямба и неповторимого стиля, приближенного к простой разговорной речи.

Помимо героев поэт использует и иные важные для изображения исторической канвы трагедии образы в виде израненной в бою лошади, разнузданной перед гибелью Лжедмитрием, раскрывая мысль о еле живом народе, нуждающемся в долгожданном освобождении.

Образ Бориса Годунова изображается поэтом в качестве глубоко трагичного человека, который, являясь страстным честолюбцем, не останавливается перед совершением преступления с целью достигнуть желаемого результата, не чураясь хитрых и сложных интриг. При этом Борис описывается как умный мужчина, искренне желающий совершать добрые поступки во имя России и ее народа, а также любящий и нежный отец.

Образ Григория Отрепьева является противопоставлением главному герою поэмы, поскольку изображается поэтом в качестве смелого, веселого, решительного авантюриста, простодушного баловня жизни, привлекающего к себе всесторонним талантом.

Произведение отличается художественным своеобразием, которое непосредственно связано с предназначением поэмы, написанной для театральной постановки, а не читательских посиделок. Этим объясняется важность действий поэмы, а не использованные в ней диалоги героев и монологи, из которых сложно понять душевные переживания героев, а также скупость пушкинских ремарок.

Сочинение анализ произведения

Для того, чтобы лучше понять идею и замысле великой трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» нужно углубиться в историю создания произведения. За основу были взяты достоверные исторические факты. Дворянина Бориса Годунова слёзно просили взойти на трон после смерти царевича Дмитрия, но появился некий Лжедмитрий, который своими ораторскими способностями повёл за собой народ. Так и началась эпоха Смутного времени. Поэта привлекла тема конфликта между правительством и народом, которая может быть актуальна и в наши дни. Поклонники поэта знают, что Пушкин всегда рассматривал глобальные проблемы и пытался найти способы решения.

В трагедии герои проработаны очень тщательно. Каждый характер отражает какую-либо актуальную проблему. Конфликты в произведении разделяются на внешние и внутренние.

Среди внешних конфликтов присутствуют исторические разногласия между разными сословиями. Например, бояре и дворяне, несмотря на то, что они примыкают к высшему сословию, умудряются доносить друг на друга и пакостить. Кто-то даже идёт против царя и переходит на сторону Лжедмитрия, например Курбский и Хрущов. Не все проблемы, однако, лежат на поверхности. Так как внешний конфликт затронул ещё и Литву, разногласия началась ещё и на религиозной почве.

Под внутренними конфликтами подразумеваются душевные переживания персонажей. Больше всего страдает главный герой Борис Годунов. У историков существует версия, что маленький царевич был убит Годуновым, а не в результате несчастного случая. Пушкин в своей трагедии придерживается именно этой гипотезы, поэтому новоиспечённого царя мучает страшный грех – убийство невинного ребёнка. Переживания присутствуют и у второстепенных персонажей. К примеру, воеводу Басманова мучает совесть, потому что он предал присягу и перешёл на сторону врага, то есть Лжедмитрия.

Таким образом, конфликты помогают лучше раскрыть как персонажей, так и картину в целом.

Возвращаясь к вопросу актуальности, проблематика трагедии отлично отражает проблемы любого времени. А.С.Пушкин как всегда уловил нужную нить и раскрыл её с блеском, ведь трагедия до сих пор является актуальным показателем. Поднимается вопрос об отношении народа и государство, о людях, отягощённых властью; также проблема лжи во благо и, например, вопрос о вранье и любви ради выгоды, ярким примером которого является блистательная Марина Мнишек.

Несколько интересных сочинений

  • Критика о повести Очарованный странник Лескова

    По поводу произведения Лескова Очарованный странник было высказано много суждений и разного рода всевозможных мнений. Например, критик Михайловский в журнале Русское богатство писал

  • Сочинение Чем я больше всего люблю заниматься и почему

    Меня интересуют очень многие вещи, такие как астрономия, палеонтология, программирование. Притом, программирование мне нравится больше всего

  • Военнослужащий – одна из самых уважаемых профессий в нашей стране. Богатая история показала, что только благодаря отважным воинам России удалось сохранить свою национальную самобытность.

  • Анализ сказки Как один мужик двух генералов прокормил Салтыкова-Щедрина

    Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» непростая, иносказательная, предназначенная для мыслящего и думающего читателя. Сюжет её связан

  • Оглянитесь вокруг! Нас окружает прекрасный мир, в котором растет много прекрасных растений: подсолнухи, лилии тюльпаны, подорожник, одуванчик. Каждая пора года прекрасна и привлекательна благодаря растениям и деревьям

Трагедия Александра Сергеевича Пушкина предлагает нам, читателям, рассмотреть образ Бориса Годунова, ведь основная тема, положенная в основу развития сюжета, - царь и .

Борис – человек сложного характера, но все же имеет множество положительных качеств. Пушкин отмечает его силу духа и волю, большой ум, желание возвысить народ, которым он управляет.

Предстает на страницах трагедии в разных ролях. Мы видим нежного отца, который успокаивает дочь, так неожиданно потерявшую жениха. Безутешная молодая вдовица разрывает сердце Бориса своими страданиями. Затем мы отмечаем то, как он радуется успехам в обучении сына, ведь роль образования этот царь ставит во главу угла, понимает всю его значимость.

Как опытный политик, Годунов трезво оценивает сложность внутренней политики в стране, реалистично воспринимает отношение к нему боярства, дает здравые советы сыну в завещании. Он заботится об укреплении связей России с европейскими и западными государствами. С этой целью сватает свою дочь за шведского королевича.

И все же народ не любит Бориса Годунова. Все эти его намерения и деяния он не воспринимает. Ведь в основном царь повторяет ту же самую политику, которая давно сложилась на Руси - самодержавие, борьба с боярством, все более сильное закабаление крестьянства.

Вся государственная власть сосредоточена в одних руках – в руках Бориса Годунова. В борьбе с боярами его поддерживает служивое дворянство. Годунов делает ставку не на значимость рода, а на умственные способности. Что же касается народа, то царь считает главной чертой в отношении к крестьянам строгость. Он отменяет Юрьев день, то есть возможность перехода от одного помещика к другому.

Такая крепостническая политика вызывает враждебное отношение народа к Борису Годунову.

Повторяя тенденции предшественников, царь отличается от них в главном – в том, как он пришел к власти, ведь престол занят им был не в порядке законного наследования, а через преступление. Бориса Годунова считали убийцей царевича Дмитрия. И этот проступок наложил отпечаток на всю жизнь царя, и на все его правление. Борис, по мнению многих историков и автора рассматриваемого нами произведения, наказан за убийство малолетнего царевича.

Но мнение Пушкина все же несколько отлично. От совершенного поступка Борис испытывает душевные муки. Но не в этом видит поэт главную причину его трагической судьбы. Народ, как считает Александр Сергеевич, главная действующая сила истории, и он выступил против Бориса Годунова, тем самым и обрек его на гибель.

Крестьяне считают Годунова деспотом и тираном, который не защищает их, а наоборот, все сильнее угнетает. Народ не воспринимает щедроты царя, в них он видит только средство подкупить и сдержать мятеж.

Таким образом, Александр Сергеевич показывает, что суть трагедии Годунова лежит в том, что он так и не приобрел уважение и поддержку основной силы – народа.

Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
Что, Ксения, что милая моя?
В невестах уж печальная вдовица!
Всё плачешь ты о мёртвом женихе...
Безвинная, зачем же ты страдаешь? "
Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
Учись, мой сын, наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни...
Учись, мой сын, и легче и яснее-
Державный труд ты будешь постигать.
Борис - опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
Несмотря на все эти качества, парод не любит царя. Борис Годунов - типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV - сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать парод. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ".
Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже
рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность
писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением
объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его
неудачу основать царскую династию Годуновых.
Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное - против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как парод ---- основная, решающая сила истории.
Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».
Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

В 1824 году А. С. Пушкина сильно заинтересовали события конца XVI - начала XVII века, когда русским государством управлял Борис Годунов, трон которого потом занял Лжедмитрий. Изучая данный материал, Пушкин задумал написать произведение о власти и народе. Для того чтобы ярче показать минувший век со всеми его особенностями, Пушкин счел наиболее подходящей для разрешения этой задачи форму трагедии. Народ является главным героем произведения и в трагедии показан в движении, в своем развитии. Сцена на Красной площади говорит о его растерянности и недоумении по поводу безвластия в стране: «О Боже мой, кто будет нами править? О горе нам!» Народ не может представить себе жизнь без царя. Народные массы привыкли к тому, что ими кто-нибудь управляет и кто-то властвует над ними.

По ходу развития действия растет и сила народа. В сцене «Девичье поле» народ не такой, как раньше. Он хотя и ждет и желает принятия венца Борисом, но в то же время ему принципиально важно, кто именно будет царем.

«Не мудрствуя лукаво», народ понимает, что избрание царя осуществляется по указке бояр: «То ведают бояре, не нам чета». Однако народу свойственно верить. Народ надеется увидеть в Борисе достойного правителя. Борис, принимая «власть великую со страхом и смиреньем», клянется своему народу, что в царстве не будет нищих и убогих. И действительно, в первые годы царствования Борис идет на некоторые уступки народу, помня свои обещания. Но со временем Борис Годунов забывает о нуждах своего народа, не печется о его положении и даже «Юрьев день задумал уничтожить».

Народ отворачивается от него, увидев в нем деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепляет крепостничество. Окончательно теряет свой авторитет Борис, когда предстает в глазах народа как убийца царевича Дмитрия.

Не имея поддержки бояр, Борис выбирает неверный метод, с помощью которого, как он надеется, ему удастся совладать с народом. («Лишь строгостью мы можем. неусыпной удержать народ».) А ведь народ - это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Забыв об этом, Борис дает фору своему противнику, который тут же пользуется этим:

Попробуй самозванец
Им посулить старинный Юрьев день,
Так и пойдет потеха.

И на самом деле народ перешел на сторону самозванца, питая надежды и стремясь к свободе. Борис же терпит крушение, потому что не позаботился о народной поддержке. Народ одержал победу, свергнув с престола Бориса. Но от этого ему не стало легче. Плоды победы полностью достались боярам. Положение простого народа при новом царе стало еще хуже. Когда Мосальский объявляет народу о смерти жены и сына Годунова, народ в ужасе молчит. Почему же он молчит? В этом безмолвии народном кроется приговор самозванцу как правителю и новому угнетателю народных масс. Сегодня народ еще только безмолвствует - вяло и нерешительно выражает своей протест, но завтра он может заговорить, и тогда - горе тому, против кого он поднимет свой голос!

Пушкин создал реалистическую, подлинно народную трагедию, равной которой в то время не было в русской литературе. Пушкин высветил русский народ в качестве созидателя и движущей силы исторических судеб. Народ возвел Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ облегчил победу и самозванцу Лжедмитрию, Мощь народа безгранична. В конце трагедии народ из слабой, растерянной массы перерождается в грозного судью беззаконий и преступлений царской власти.