Анализ стихотворения Пушкина «Поэту. Анализ стихотворения «Поэту

Стихотворение «Поэту» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году.Основной темой данного произведения является поэт и толпа.

В первом четверостишии автор обращается к поэту с просьбой не дорожить любовью и похвалами народа, которые со временем пройдут. Тогда, как говорит Пушкин, поэт услышит и злой смех, и брань толпы. Но на все это не нужно реагировать, важно оставаться спокойным и самим собой.

Во втором катрене автор призывает поэта творить и продолжать писать исключительно для себя, не в угоду властям и толпе. Не требовать похвал, любви и наград от народа за свое творчество, а продолжать совершенствоваться и расти. Но не для народа и государства, а для самого себя.

Далее Пушкин говорит о том, что награды – это сам писатель, он сам должен ценить и оценивать свои произведения. И не народ судья поэту, а он сам. Ему необходимо самому быть довольным своим творчеством, а толпа пусть делает что хочет.

Все стихотворение «Поэту» построено на контрасте между холодной и глупой толпой и наделенным талантом поэтом. При этом автор явно возносит поэта над миром, характеризуя его как нечто высокое и называя его царем. Пушкин советует поэту творить для самого себя, писать только то, что хочешь, а не то, что требует от тебя народ и власть.

Стихотворение «Поэту» имеет очень интересный жанр – сонет (для которого характерны 14 строк и сложная строфа, состоящая из 2 катренов (четверостиший) и 2 трехстиший).

Стихотворение написано ямбом, в первых двух катренах используется перекрестная рифмовка, а в следующих трехстишиях парная. Пушкин задает торжественное настроение, пропитывая стихотворение искренностью.

Автор использует средства, добавляющие яркости и выразительности произведению. Например, инверсию (любовию народной), риторические вопросы (11 и 12 строки), эпитеты (минутный шум, свободный ум), метафоры (суд глупца, смех толпы холодной), анафору (13 и 14 строки), обращение (Поэт!).

Подводя итог, можно сказать, что стихотворение «Поэту» пропитано смыслом и отражает мысли Александра Сергеевича Пушкина. Ведь автор сам побывал во всех тех ситуациях, что описаны в произведении и, наконец, пришел к выводу, что толпа, ее похвалы и брань только мешает поэту, запутывают его. И поэтому ему не следует обращать на народ внимания. Поэт должен слушать только свое внутренне «я» и писать о том, что считает важным, дабы оставить после себя наследие.

Кратко по плану 9, 10 класс

Картинка к стихотворению Поэту

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пастернака Гамлет

    Великолепное сочинение Гамлет, к которому Б.Л.Пастернак вложил особое философское значение. Это стихотворение изложено от первого лица, а героем романа Юрием Живаго, который умирает, но утверждает бессмертность духа и человеческой

  • Анализ стихотворения Майкова Поле зыблется цветами

    Стихотворение Аполлоном Николаевичем Майковым было написано в 1857 году. Майков являлся русским писателем, жившим в 19 веке. Писатель походил из древнего рода, где было множество знаменитых писателей, живописцев.

  • Анализ стихотворения Есенина Вот оно глупое счастье

    Есенин никогда не думал, что он станет известным писателем, которого изучают в школах до сегодняшнего дня. Ему нравилось описывать все, что он видит. В каждое свое произведение он вкладывал душу и любовь к родному краю.

  • Анализ стихотворения Ахматовой Белой ночью

    Анна Андреевна Ахматова является замечательной поэтессой, стихи которой по сей день пользуются популярностью. Стихотворения Ахматовой наполнены красотой и любовью. После ее замужества в ее стихотворениях произошли изменения.

  • Анализ стихотворения Фета Далекий друг пойми мои рыданья

    Стихотворение «Далёкий друг, пойми мои рыданья» посвящено Александре Львовне Бржеской. Она была главной музой Фета, его Беатриче, которая пережила его. Бржеской посвящено около десяти стихотворений, но вместе как пара этим двум людям

Как и многие поэты, А. С Пушкин обращался в своем творчестве к теме поэта и поэзии. И это стихотворение наиболее ярко выразило авторское видение на предназначение поэта.

В стихотворении можно выделить две части.

В первой из них мы видим поэта в обыденной жизни. Он погружен в заботы светской жизни и среди прочих обывателей не только ничем не выделяется, но и «всех ничтожней», душа его погружена в «хладный сон». Однако уже тут, автор говорит, что поэт носит на себе божественную отметку, ему покровительствует сам Аполлон. Для акцентирования внимания на божественном покровительстве автор использует такую фигуру речи, как инверсию (пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»). Когда поэт лишен необходимости писать, не чувствует вдохновения – его лира молчит, он растворен в суете.

Вторая часть – противопоставлений первой. В ней мы видим, как меняется жизнь поэта, когда его касается «божественный глагол». Поэт словно просыпается ото сна, обостряются все чувства. Поэту становятся чужды прежние занятия и забавы. Он противопоставляется остальным людям, он становится проводником божественного видения. И даже если с его видением, стихами не согласны, то он все равно не «клонит гордой головы» перед лицом общества и власти. Так, в стихотворение входит еще одна тема – поэта-пророка, которая разовьется в более позднем творчестве автора.

Отчужденность от толпы и одиночество поэта подчеркиваются в окончании стихотворения. Меняется сам поэт, он больше не ничтожен, он исполняет свое предназначение, и поэтому меняется его мироощущение и видение его другими. При описании изменившегося поэта автор использует такие эпитеты, как «суровый», «гордый». Это одновременно его возвышает над другими людьми, но и отделяет, противопоставляет его окружающим. Он становится одиноким. Именно поэтому ему лучше творится в одиночестве среди «Широкошумных» дубрав или на берегу. Душа поэта переполнена («и звуков… полн») и требует одиночества и покоя, чтобы мысли смогли облечься в слова.

А.С. Пушкиным использована тоническая система стихосложения, с четырехстопным ямбом.
Среди художественных средств, используемых А.С. Пушкиным в данном произведении, выделяются:

Сравнения («душа… как орел»);
- эпитеты («святая», «божественный», «народного», «гордой», и т.д.);
- метафоры («молчит его… лира», «душа вкушает… сон» и др.).

Анализ стихотворения Поэт Пушкина 9, 10 класс

Александр Пушкин написал произведение, жанр которого – стихотворение, под названием «Поэт» в 1827 году. Именно его мысли побудили его написать такое произведение, которое он назвал по смыслы и сюжету – «Поэт». Ведь именно такие были мысли Пушкина – он думал о своем предназначении, о его смысле жизни своей на этой земле, возле этого общества. Такие мысли долго его не покидали, пока он не решился написать такое стихотворение.

Это стихотворение очень хорошо показывает чувства и внутренние скрытые мысли поэта до этого времени. Эта тема стала весьма популярной, так как тема вообще поэтов – очень интересна, и о ней много можно говорить. Кроме того, Пушкин постоянно в своих произведениях затрагивает такую необычную тему. Именно в этом стихотворении, если смотреть по сюжету – то писатель показывает своего героя – поэта - как недоступно человека, очень творческого, доя которого обычная жизнь среди простых людей – это не показатель его настоящей жизни, это также – оковы, которые сковывает его творчество, мешая его красотам появиться и воплотиться в творческих произведениях. Пушкин описал, что чувствует поэты, когда им сковывают руки. Это было написано качественно и очень трогательно.

Пушкин вообще считает тему взаимоотношений людей - очень важной, а потому она также обсуждается. И он, как поэт, так и как человек, хочет сделать жизнь людей – более яркой и насыщенной. Но вместе с тем, произведение получается весьма грустным и даже – пессимистичным. Хотя без этого произведение не смогло бы показаться таким вдумчивым и очень правильно написанным обо всем. Автор также разделил все произведение на две части, которые очень разные. Одна – печальная, а другая – раскрывает поэта как человека уже с вдохновением и полного радости и творчества.

9, 10 класс

Анализ стихотворения Поэт по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Дон Пушкина

    Произведение входит в кавказский цикл сочинений поэта, созданных им во время его путешествий по казачьим станицам.

    Главной лирической героиней произведения, в основу которого положен сюжет, заимствованный из творчества европейских поэтов, является чистая и непорочная девушка по имени Светлана.

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении.
Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в этом плане не является исключением. В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе.
Проблема взаимоотношений певца чувств и общества очень важна для Пушкина, так как он сам поэт, который хочет донести людям прекрасное, сделать их серую жизнь цветной. Но вместе с тем он понимает, что в суете его талант, его благородная цель может погибнуть как сорванный и брошенный цветок. Именно поэтому первая часть стихотворения написана в таком пессимистическом настроении. Понять все чувства автора читателю помогают эпитеты, яркие и точные, н6есущие огромную эмоционально-смысловую нагрузку. Например, «суетный свет», «хладный сон»,»детей ничтожных». И как противоположны по настроению эпитеты второй части стихотворения: «божественный глагол», «гордая голова», «широкошумные дубровы».
Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем:
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может всех ничтожней он.
А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.
В первой части стихотворения способ рифмовки - перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй части – кольцевая, а во втором - перекрестная. Мне кажется, что способ рифмовки первой части и второго четверостишия второй части совпадают, потому что в них говориться об одном и том же - о взаимоотношениях поэта и общества.
Но все-таки, как бы ни различны были части стихотворения, в каждой из них Пушкин утверждает идею о том, что поэт – это необычный человек, живущей своей, ни на чью не похожей жизнью и обладающий сложной, но вместе с тем прекрасной судьбой. Недаром Пушкин сравнивает душу поэта с пробудившимся орлом – сильной, гордой и бесконечно свободной птицей…

Стихотворение “Поэту” посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества.

Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена). Каждая строфа содержит в себе отдельную мысль.

Посмотрите, как противопоставляются поэт и толпа: “суд глупца” и “царь”. С одной стороны – “смех толпы”, “в детской резвости”, а с другой – “тверд, спокоен и угрюм”. Стоит обратить особое внимание на слово “угрюм”: несмотря на то, что А. С. Пушкин призывает не обращать внимания на мнение толпы, подобное отношение, непонимание ранят его, и он это осознает.

Стихотворение призывает не допускать кого-либо в свое творчество, не поддаваться мнению и пожеланиям окружающих: “Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум”. Повтор “свободною” – “свободной” подчеркивает необходимость творить самостоятельно. А творчество поэта сравнивается со служением поэзии, как божеству: “алтарь, где твой огонь горит”. Как и в оде “Пророк”, в сонете “Поэту” поэт изображен как некое иное, высшее существо: он – “царь”, ему дан высший дар, толпа же в “детской резвости” его не понимает, однако поэт снисходителен к ней.

Я хочу отметить, что это стихотворение ни в коем случае не призывает перестать творить для толпы, оно лишь говорит, что творчество не должно подчиняться ее мнению, моде, то есть поэт должен творить самостоятельно, но для народа.

(No Ratings Yet)

  1. Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма – литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе...
  2. В творчестве Тютчева любовная лирика занимает особенное место. За свою жизнь поэт пережил немало романов, испытал сильнейшие чувства. Личный опыт лег в основу великолепных стихотворений. Большую часть из них литературоведы...
  3. В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской...
  4. Пророк – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в 1826 году. Главным героем произведения является сам поэт, который ищет смысл жизни, и смысл своего творчества. В первых строчках, поэт описывает свое...
  5. В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной...
  6. “Демон” – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, в котором поэт описывает свою жизнь, полную скептицизма и разочарований, написанный в один из самых тяжелых периодов его жизни – в 1823 году. Главным...
  7. В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение “Деревня” , в котором автор анализирует не только собственную...
  8. Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей...
  9. Александр Пушкин вырос на русских народных сказках и преданиях. К тому же, эстетика села ему была знакома не понаслышке, ведь детские годы поэта прошли в родовом поместье Михайловское. Став взрослым,...
  10. Стихотворение “Узник” , написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в...
  11. Не секрет, что Александр Пушкин любил шумные компании и нередко устраивал самые настоящие пиры, на которые приглашались друзья-лицеисты. Именно фракийскому богу Вакху, который покровительствует виноделию, поэт посвятил огромное количество своих...
  12. В произведениях этого автора, способных передать весь спектр чувств, испытываемых поэтом. Еще со времен своей лицеистской юности Пушкин искренне верил в то, что каждый человек изначально рождается свободным. Однако именно...
  13. Стихотворение А. С. Пушкина “Если жизнь тебя обманет…” можно отнести к философской лирике. Здесь мы видим раздумья автора над вечными вопросами, которые волнуют каждого человека: о радости и горе, о...
  14. Одно из самых знаменитых лирических стихотворений Александра Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” Было создано в 1925 году, и имеет под собой романтическую подоплеку. Посвящено оно первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн...
  15. Пребывая в южной ссылке Александр Пушкин впервые увидел Черное море и был пленен его красотой. Вдали от дома поэт чувствовал себя одиноко и постоянно пребывал в угнетенном состоянии. Все попытки...
  16. Пушкин Неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание...
  17. Давайте рассмотрим теперь Стихотворение А. С. Пушкина “Узник” . Я не буду писать сейчас что-либо вроде сочинения, я только напишу основное, что может привести к вас к размышлениям. Мое воображение...
  18. Период, к которому относится написание стихотворения “Зимний вечер”, является одним из самых сложных в жизни Александра Пушкина. В 1824 году поэт добился возвращения из южной ссылки, однако не подозревал, что...
  19. Александр Пушкин слыл ловеласом и постоянно в кого-нибудь влюблялся. Некоторые его романы были предметом светских сплетен и длились годами. Другие оставались тайной даже для тех женщин, которых боготворил поэт, и...
  20. Александр Пушкин, с детства воспитанный на русских сказках и преданиях, был человеком достаточно суеверным и придавал вещам, его окружающим, довольно важное значение. Одним из таких культовых предметов в жизни поэта...
  21. После Южной ссылки Александр Пушкин был вынужден провести почти два года под домашним арестом, став негласным узником родового поместья Михайловское, где роль надзирателя добровольно взял на себя отец поэта. Единственным...
  22. Стихотворение Пушкина “Туча” проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча “наводит унылую тень”. Стихотворение “нетерпеливое”: и поэт, и природа, словно ждут, когда...
  23. Любовная лирика Пушкина Насчитывает несколько десятков стихотворений, написанных в различные периоды и посвященных нескольким женщинам. Чувства, которые испытывал поэт к своим избранницам, поражают своей силой и нежностью, перед каждой женщиной...
  24. А. С. Пушкин не раз обращался к теме назначения поэта на земле. В этом стихотворении он довольно дерзко проводит границу между поэтом и обычными людьми – между пророком, одаренным божьим...
  25. Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые...
  26. Александр Пушкин – один и первых русских поэтов, который сумел органично вплести в свое творчество сюжеты народных сказок и преданий. С самого детства он обожал слушать удивительные истории, которые рассказывала...
  27. Восстание декабристов в 1825 году заставило Александра Пушкина переосмыслить роль поэзии в общественной жизни. Автор пришел к выводу, что стихи способны стать довольно мощным оружием в руках поэта, если в...
  28. Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в...
Анализ стихотворения Пушкина “Поэту

Светская жизнь Москвы, поглотившая Пушкина в начале 1827 года, не давала возможности сосредоточиться на творческом процессе, погрузиться в поэзию. Лишь в начале июня, сменив место жительства на Петербург и, позже, на Михайловское, Александр Сергеевич возвращается к раздумьям о роли поэта в обществе, о влиянии поэтического искусства на мировоззрение современников. Итогом размышлений выступает стихотворение «Поэт», присланное из имения и опубликованное в том же году «Московским вестником».

Главная тема стихотворения

Каково предназначение художника в социуме? Волен ли талантливый человек творить, желая лишь выразить себя и свою позицию, или обязательным условием должно быть стремление изменить образ мыслей обывателей в лучшую сторону? В чем различие способностей к сложению строк и истинного призвания? Налагает ли бремя таланта серьезные обязательства?

Как глубокого и искреннего человека, Александра Сергеевича не оставляли мысли о своей миссии в этом мире, о чем в лаконичной форме и повествуют пять эмоциональных четверостиший.

Повседневность, обыденность, праздность и суета действуют на героя стихотворения Пушкина угнетающе. Пессимизм сквозит в начальных строках. Муза молчит, поэт задыхается без вдохновения и творческого полета. Ничто не выделяет его среди основной массы, никак не может он сделать этот мир добрее и ярче.

Но в неожиданный момент, не зависящий от воли стихотворца, в душе открывается потайная дверь и человек, поддавшись высшей силе, раскрывает всю мощь и уникальность своего таланта. Теперь не существуют стереотипы и общественные рамки, есть полная свобода самовыражения и уверенность в своей правоте, сознание благородного предназначения и высокой цели.

Структурный анализ стихотворения

Читателю легко выделить две составные части небольшой по размеру работы: тусклое существование среди не представляющих истинной ценности забот и счастье творческого полета лирического героя.

Негативной окраски первым четверостишьям добавляют прилагательные, тщательно подобранные автором: «хладный», «суетный», «ничтожный».

Во второй части общий настрой меняется: употребляя такие эпитеты, как «святая», «священная», «божественный», Пушкин не боится пафоса и преувеличений, он уверен в высшем предназначении поэтического искусства.

В популярном четырехстопном ямбе конкурируют два способа чередования рифм: кольцевой и перекрестный. Альтернативная рифмовка делает заметный акцент на перемене настроения повествования.

Возвышенный стиль и эмоционально окрашенные эпитеты, противопоставление суетности и вдохновения, мотив независимости гения от светских правил позволяет отнести это произведение к романтизму.

Пронзительная лирика Пушкина, открывающая все грани его неординарной личности, красочно и убедительно рассказывает о том, что действительно будоражило гения, о чем он считал не вправе молчать. Отношения одаренного человека и света, роль поэзии в решении социальных вопросов - это важнейшие темы, занимающие центральное место в нескольких творениях, в том числе и в «Поэте». Художественный дар, по мнению Александра Сергеевича, обязывает своего обладателя к определенным действиям: силой слова литератор должен стремиться очистить мир от грязи и пороков, добавить красоты и справедливости.