Анализ рассказа Толстого «После бала. «После бала» анализ (идея, тема, жанр) Отзыв чему учит рассказ после бала

20 августа 1903 г. Лев Николаевич Толстой написал замечательный рассказ «После бала».Это рассказ о лицемерных и двуличных людях.

«… Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas I, подвитыми усами, белыми же подведёнными к бакенбардами и с зачёсанными вперёд висками, и та же ласковая радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными плечами, стройными ногами…» - этими словами автор хотел показать какой воспитанный и благонравный полковник, какой хороший он семьянин, как ухаживает он за дочерью, он хотел показать себя образцовым джентльменом, что он послушен всем правилам галантного кавалера. Л. Н. Толстой всеми своими словами и эмоциями хочет передать нам всю правильность, порядочность и образованность отца Вареньки, вначале он очень симпатичен автору.

«… Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы…» – этим отрывком автор хочет показать нам, что несмотря на свой не очень молодой возраст он хорошо управляет собой и своим телом.

Когда автор увидел полковника после бала, он удивился его строгости и злобе, доминирующей в его сущности: «… Высокий военный в шинели и фуражке…», «… Шёл твёрдой, подрагивающей походкой, высокий военный…», «Делая вид, что он не заметил меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся…». После того, как автор увидел жестокую расправу над беззощитным татарином, он изменил всё своё представление о полковнике и, в некотором роде, о Вареньке.

Этот рассказ учит нас не судить о человеке по первому взгляду, что в душе он может быть совсем не тем, кем себя выдаёт. Великий русский критик, философ – материалист Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848 г.) когда-то сказал: «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека».

«После бала» анализ рассказа — тема, идея, жанр, композиция и особенности произведения.

«После бала» анализ

Год написания — 1903

Жанр — рассказ (в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя, и текст небольшой по объёму)

Тема рассказа : Любовь, избиение солдата – татарина

Главные герои : Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович

Основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека- общественные условия или случай.

«После бала» композиция:

Особенность композиции – рассказ в рассказе.

Основа композиции – контраст, противопоставление.

Весь рассказ - это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет.

Произведение делится на две смысловые части: на балу и после бала.

Главной является часть «После бала», несмотря на то, что она меньше по объему. Именно поэтому рассказ и назван «После бала». Таким образом автор избегает назидательности, навязывания читателю своей позиции, но обращает его взор в нужном направлении.

У этих частей есть свои кульминации: в 1 ч. – исполнение мазурки полковником и его дочерью Варенькой, во 2 ч. — наказание солдата под руководством того же полковника. По смыслу эти эпизоды резко противопоставлены друг другу, то есть контрастны.

Первая и последняя части композиции являются связующим элементом давно произошедших и более поздних событий – рассказомглавного героя о случае, повлиявшем на всю его жизнь, получается прием композиции «рассказ в рассказе».

«После бала» особенности произведения

Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки». Белый цвет - олицетворение чистоты, света, радости. О празднике в душе молодого человека говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.

В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. Это была жесткая, нехорошая музыка».

Значение рассказа «После бала» неоценимо. Писатель ставил широкие гуманистические проблемы. Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

Автор в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России.. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит.

В основе рассказа «После бала» лежит реальный случай, произошедший с братом Л. Н. Толстого. Произведение поражает контрастностью, яркостью и самобытностью образов героев. С первых же страниц оно захватывает, заставляет с напряженным вниманием ожидать развязки.

Первая часть рассказа посвящена описанию бала у губернского предводителя - яркого и незабываемого. Главный герой, Иван Васильевич, полностью растворяется в этом волшебном празднестве - он молод и влюблен, и благосклонность любимой кружит ему голову. Он готов танцевать без конца, лишь бы иметь возможность и дальше любоваться милыми улыбками и нежным взором Вареньки. Окрыленного и опьяненного любовью Ивана Васильевича переполняет счастье: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью».

Содержание и настроение второй части рассказа абсолютно противоположны первой. Здесь события сосредоточиваются вокруг сцены жестокого наказания палками солдата-татарина, очевидцем которого стал молодой человек. Суровая действительность, соседствующая рядом с миром праздников и возвышенных мечтаний, поразила его до глУбины души. Но куда более ужасное впечатление произвело на юношу то, что командовал этим избиением отец Вареньки.

Видя полковника при исполнении служебных обязанностей, читатель невольно задумывается над тем, каков же этот человек на самом деле. Нежный и любящий отец, готовый экономить на себе, чтобы одевать, вывозить в свет любимую дочь. Или жестокий, злобный, гневливый человек, не знающий милосердия и сострадания и равнодушный к чужой трагедии? Или в нем непостижимым образом уживаются все эти качества?

Мне кажется, что последнее предположение наиболее вероятно и обусловлено оно самой эпохой, когда в кругу домашних и на службе люди вели себя совершенно по-разному. Не стоит забывать и о том, что в годы правления Николая I, прозванного Палкиным, забить до смерти провинившегося солдата не считалось преступлением.

Однако во все времена жили люди, которым были чужды зло и насилие. Я уверена, что именно они являются носителями истинных ценностей. Таков Иван Васильевич, сделавший свой нравственный выбор: он настолько был возмущен и потрясен, что отказался от карьеры военного.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» учит нас не только ценить внутренний мир человека, но и выбирать правильные ориентиры в жизни.

    Рассказ “После бала” -одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии - наказании солдата шпицрутенами. Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования....

    Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий свежий старик, сложен он был прекрасно. Полковник сначала отказывался танцевать с дочерью, но потом всё же согласился… Грандиозная фигурка Вареньки плыла около него, видно было, что её отец когда-то...

    В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит...

    Толстой - это целый мир. А. М. Горький Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли - какой великий дар, какое гигантское чувство слова было заложено...

    1. Противопоставление образов главных героев 2. Цветовая палитра произведения. 3. Музыкальная картина окружающего мира. 4. Контрастный портрет полковника. Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться. А....

Главный герой рассказа «После бала» — мужчина, которого автор называет Иван Васильевич. Будучи вовлеченным в разговор об условиях совершенствования личности, Иван Васильевич рассказал участникам разговора об одной истории, что случилась с ним в студенческие годы. Эта история круто изменила жизнь героя рассказа.

Иван Васильевич в то время был влюблен в девушку по имени Варенька, дочь полковника. Его чувства достигли кульминации на одном из балов, когда Иван Васильевич самозабвенно танцевал весь вечер с предметом своих воздыханий. В тот вечер на балу присутствовал и отец Вареньки, который показался герою рассказа очень милым и душевным человеком. Полковник покинул бал рано, сославшись на служебные дела, которые ждали его утром.

А Иван Васильевич приехал домой, когда уже светало, и не в силах уснуть от переполнявших его чувств, вышел прогуляться. На поле, недалеко от дома Вареньки, он увидел солдатский строй, через который двигалось какие-то люди. Как пояснил ему проходивший мимо кузнец, наказывали сбежавшего солдата. Подойдя ближе, Иван Васильевич увидел, как через строй тащат человека, привязанного к двум винтовкам. На его спину опускались палки, что были в руках у солдат, стоявших в строю. А рядом с наказуемым шел отец Вареньки. Сейчас это был совсем другой человек, нисколько не похожий на милого и добродушного старика, которого Иван Васильевич совсем недавно видел на балу. Когда один из солдат не попал палкой по спине провинившегося, полковник гневно закричал на этого солдата.

С тех пор любовь Ивана Васильевича медленно стала остывать. Он понимал, что в армии строгие порядки и жесткая дисциплина, но он все равно никак не мог осознать, для чего было нужно столь жестокое наказание. Герой рассказа, до того момента собиравшийся поступить на военную службу, передумал это делать после неприятной сцены. Увиденное на площади публичное наказание провинившегося солдата полностью изменило жизнь Ивана Васильевича. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «После бала» состоит в том, что существовавшие в XIX веке сословные различия значимо влияли на поведение человека в разных ситуациях. Отец Вареньки, будучи на балу, среди равных себе людей, был очаровательным человеком и заботливым отцом, который ни за что не откажется станцевать мазурку с любимой дочерью. Но, оказавшись в среде солдат, да еще и собранных для исполнения наказания, полковник превращается совсем в другого человека – жесткого и властного.

Рассказ «После бала» учит внимательно относиться к людям, с которыми приходится общаться, чтобы понять, насколько тот или иной человек прямолинеен и порядочен, или же ему свойственно быть двуличным в разных жизненных ситуациях.

В рассказе «После бала» мне понравился главный герой, Иван Васильевич. Он не остался равнодушным к сцене жесткого наказания солдата, человека из простого сословия. И хотя он не делал каких-либо попыток прекратить избиение, понимая, что не в его власти отменить наказание, протест в душе главного героя был настолько силен, что отвратил его от военной службы и погасил огонь пылкой любви к дочери полковника.

Какие пословицы подходят к рассказу «После бала»?

Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
Лицом к лицу в лицемерии не уличить.
Солдат - человек подневольный.