Алексей гаврилович венецианов произведения. Психосоматика мышечных спазмов. Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича

Алексей Гаврилович Венецианов - известный русский художник XIX века. Его новаторское творчество оказало огромное влияние на отечественную живопись указанного столетия. Ему принадлежит заслуга разработки нового, до сих пор совершенно не развитого в российском искусстве жанра бытовых сцен. Именно он первый обратился к изображению простых крестьян, их труда и быта. Кроме того, художник основал собственную школу, многие представители которой развили заложенные им традиции.

Ранние годы

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в 1780 году в купеческой семье. Его отец был записан в церковных книгах греком. Родственники будущего знаменитого художника были выходцами из Греции. Родители мальчика занимались торговлей ягодными и плодовыми кустами. Однако сохранилась запись, что они перепродавали картины, что, несомненно, повлияло на ребенка, который уже во время своей учебы в частном московском пансионате обнаружил тягу к живописи.

Поначалу отец не одобрял его увлечений, однако, видя настойчивость сына к обучению рисованию, в конце концов смирился. Биография Венецианова Алексея Гавриловича отныне была связана с живописью, хотя он в молодости и служил некоторое время чиновником. Сохранились сведения, что уже в юношеском возрасте его обучал живописи некий мастер Пахомыч, так что ко времени своего переезда в Петербург Алексей обладал необходимыми навыками художника.

Начало карьеры

В столице Алексей попытался начать зарабатывать с помощью своего искусства. Однако его первые попытки заявить о себе в обществе как о художнике не увенчались успехом. Тогда он на некоторое время поступил на службу чиновником. Однако Алексей Гаврилович продолжал брать уроки живописи у известного художника В. Боровиковского, самостоятельно копировал картины в Эрмитаже.

Первая картина Венецианова была написана в 1801 году. Это был портрет его матери, в котором были заложены основные принципы его живописной манеры: мягкость и светлость красок, лиричность образа, простота и естественность поз, выражения лиц.

Художник начинал именно как портретист. Он активно рисовал портреты своих близких, знакомых, родственников и на этом поприще получил признание. Картина Венецианова «Портрет К.И. Головачевского с воспитанниками» принесла ему популярность. В 1811 году он получил звание академика, что дало ему возможность всецело посвятить себя любимому делу.

Портреты живописца

Несмотря на успех этого полотна, оно тем не менее несколько уступает другим работам художника, выполненным в более естественной, простой манере, в то время как изображение Головачевского характеризуется некоторой дидактичностью, что, впрочем, объяснялось статусом последнего. Автопортрет художника получился более мягким, душевным и проникновенным. В нем Венецианов позволил себя писать в очень свободной манере, не сковывая себя академическими правилами.

Среди портретов художника следует отдельно упомянуть изображение его жены, проникнутое тем тонким лирическим духом, который впоследствии станет главной отличительной чертой его произведений.

«Жница»

В указанное десятилетие произошли важные перемены в жизни и творчестве Венецианова. В 1819 году он оставил службу, купил имение в Тверской губернии, где и начал разрабатывать новый жанр крестьянской темы.

Первая картина Венецианова, посвященная простым бытовым сценам, называется «Жница». Полотно было создано в середине 1820-х годов. Оно примечательно тем, что открыло новый этап в творчестве автора, отныне взявшегося воспроизводить с максимальной точностью картины деревенских трудовых будней и русскую природу. На холсте нарисована молодая девушка в праздничном крестьянском наряде. У нее в руках серп, который указывает на род ее занятий.

Образ изображен художником с особенной торжественностью: поза и выражение лица девушки дышат спокойствием и умиротворением. Таким образом, новый этап в карьере художника открыла картина «Жница». Венецианов с тех пор стал активно разрабатывать тему жанровых крестьянских сцен в живописи.

«На пашне. Весна»

Это произведение считается, пожалуй, наиболее известным и лучшим в творчестве мастера. По крайней мере, его имя ассоциируется именно с данным полотном, написанным в первой половине 1820-х годов.

Особенность этого произведения состоит в том, что оно реалистично и аллегорично одновременно. Дело в том, что многие критики указывают на явную непропорциональность центральной фигуры женщины по отношению к лошадям, которых она ведет с необычной легкостью, что не совсем правдоподобно.

Вместе с тем картина Венецианова удивительно точно воспроизводит красоту русской природы, которую до него никто не изображал. В рассматриваемое время художники предпочитали рисовать итальянские пейзажи, если требовалось изобразить российские просторы, то ограничивались условными зарисовками на заднем фоне. Автор же правдиво и с большой любовью показал русское поле и тех, кто на нем трудится. Несмотря на указанные диспропорции крестьянской фигуры, с большой теплотой и любовью изобразил свою натурщицу Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна» - полотно, воспевающее простой сельский труд и красоту деревенского пейзажа.

«На жатве. Лето»

Данная картина является своеобразным продолжением вышеописанного полотна. На ней автор показал крестьянку на отдыхе во время сбора сена. Композиция залита ярким светом, что передает спокойный, умиротворенный дух, которым дышит эта картина. Художник снова показал колорит русской природы.

Основную часть полотна занимает безбрежное поле жатвы, залитое ярким солнечным светом. Остальную половину холста занимает вид чистого неба с легкими облачками.

На этом фоне особенно хорошо выделяется фигура крестьянки в живописном костюме: красная юбка, белая кофта великолепно гармонирует с окружающим пейзажем.

«Сенокос»

Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) - фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена. Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает. В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.

Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» - картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.

«Гумно»

Это произведение также считается одной из лучших работ художника. От вышеназванных картин он отличается тем, что теперь в центре внимания автора - коллективный труд группы крестьян.

Венецианов придавал большое значение реалистичному изображению наблюдаемых явлений, поэтому на полотне трудовой процесс передан почти с фотографической точностью. В середине картины - рабочее помещение крестьян, которые на некоторое время прервали обработку зерна.

Картина залита светом, который падает на сцену с обеих сторон. Позы и лица крестьян дышат спокойствием и умиротворением, что так характерно для творчества художника. Таким образом, начало изображению простых будней обычных людей положил Венецианов. «Гумно» - полотно, которое выполнено в лучших традициях русской живописи.

«Захарка»

Это произведение является портретом простого деревенского мальчика. Его лицо изображено крупным планом, автор очень детально прорисовал его одежду, в то время как задний фон в данном случае показан весьма условно, поскольку теперь художника интересовала в первую очередь психологическая характеристика ребенка. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое. Глядя на его сдвинутые брови, упрямый и прямой взгляд, твердо сжатые губы, зритель сразу понимает, что он с малых лет привык к суровой трудовой жизни, о чем говорит древко инструмента, которое он сжимает в своей руке.

Не зря столь подробно показал одежду мальчика Венецианов. Захарка одет в грубый полушубок, на нем шапка и варежки, которые явно велики мальчику. Это показывает зрителю, что он получил эту одежду от взрослого родственника. Картина отличается от вышеперечисленных тем, что художник обратился к анализу личности крестьян. Автор показал душевную твердость, ум и уверенный характер мальчика, весь вид которого говорит о том, что ему предстоит нелегкий жизненный путь.

Общественная деятельность

Венецианов мечтал создать собственную живописную школу. Однако ему так и не удалось получить на это официального одобрения, хотя его картины представлялись императору. Тогда он открыл школу в своем имении, где воспитал несколько десятков учеников. Среди его воспитанников были крепостные крестьяне, многие из которых по его рекомендации получили свободу от крепостной зависимости.

Также следует упомянуть о попытках Венецианова создать свой собственный журнал карикатур. Однако первый же выпуск с довольно смелыми сатирическими зарисовками автора был конфискован, а его экземпляры сожжены. Скончался знаменитый художник в 1847 году в результате несчастного случая и был похоронен в Тверской губернии.

А. Г. Венецианов - великий художник, зачинатель и популяризатор бытового жанра в русской живописи.

Детство. Обучение

Венецианов родился 18. 02. 1780 в московской купеческой семье. Его отец переехал в первопрестольную из Нежина и занялся торговлей саженцами деревьев. У Алексея еще в раннем детстве обнаружились способности к рисованию. В юности он полюбил писать портреты. Сохранилась одна из его ранних работ - портрет А. Л. Венециановой - его матери. Обучался будущий художник сначала в частном пансионе, а по окончании его (1802) уехал в и стал служить в Департаменте почт.

Серьезное увлечение живописью привело его в мастерскую известного художника-портретиста Владимира Лукича . Он стал его учеником, одним из самых преданных и старательных. Без устали проводил сеансы копирования европейских шедевров в Эрмитаже.

Карикатура

Тогда же, еще на заре своей профессиональной карьеры, Алексей Гаврилович увлекся карикатурным жанром. Он даже планировал издавать свой «Журнал карикатур», руководствуясь известным изречением: «Смех исправляет нравы». В нем должны были публиковаться сатирические гравюры с текстами, высмеивающими пороки общества. Но уже на третьем экземпляре журнал закрыли из-за безобидной гравюры спящего чиновника во время приема посетителей. Венецианов и позже не оставлял сатирический жанр, направленный против дворян, приклонявшихся перед всем французским.

Портреты

В 1811 г. А. Г. Венецианов написал «Автопортрет» и портрет К. И. Головаческого, служившего инспектором Академии художеств в Петербурге. Благодаря этой работе, Алексея Гавриловича избрали академиком. Но самой известной картиной этого периода стал портрет В. С. Путятиной, его соседки. Образ девушки на полотне Венецианова шел вразрез с общепринятым изображением «светских львиц». В нем был характер и душа. К этому же периоду относится обращение Венецианова к написанию бытовых картин: «На Конном рынке», «Гулянье», «Уличная иллюминация», «На Сенном рынке» и другие.

Деревенская тема

В 1818 г. Венецианов навсегда оставил государственную службу, женился и уехал в родовое имение жены - Сафонково. Именно тут он обрел источник вдохновения для своей главной темы творчества. Сначала это были частные портреты крестьян, затем - художественные композиции из народной жизни. В 1822 г. одна из таких картин художника - «Очищение свеклы» - была показана императору. Полотно поместили в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, а автору заплатили тысячу рублей. Считается, что именно эта картина Венецианова является точкой отсчета в зарождении и развитии бытового жанра в русском искусстве живописи.

Следующая картина - «Гумно» - стала одной из лучших его работ. За нее заплатили 3000 рублей и разместили в постоянной экспозиции Эрмитажа. На полученные деньги Венецианов открыл школу, где бесплатно обучал живописи молодых и талантливых людей всех сословий, многие из которых даже жили у него. На его счету больше семидесяти учеников, о которых он по-отцовски заботился, а некоторым крепостным даже помог получить вольную.

Параллельно с педагогической деятельностью Венецианов много работал в созданном им направлении - писал картины деревенского быта. Но со временем они все более сдержанно принимались Академией художеств, все больше ему нарекали на отсутствие академичности в изображении, странности сюжетов. Чуждыми и непонятными остались тогда его шедевры: «Жнецы», «Кормилица с ребенком», «Купальщицы». В последней он написал обнаженные тела деревенских купальщиц не по классическим канонам красоты, а по каноном реальности простой, здоровой деревенской жизни.

В 20-ых годах Венецианов написал несколько крестьянских портретов, на которых изображены или девушки то с крынкой молока, то с васильками, то со свеклой, или задремавший под деревом мальчик, или простые и мудрые лица стариков и старух.

Лучшие картины

Одна из самых известных картин Венецианова - «Утро помещицы». Особенно колоритны образы крестьянок: их фигуры и лица спокойны, величавы, деловиты, полны достоинства. Моделью образа одной из них стала жена художника. На известном полотне Венецианова «На пашне. Весна» в образе молодой, стройной женщине в сарафане, ведущей двух лошадей по полю, - тоже изображена жена. К лучшим работам художника, бесспорно, относится и его картина «На жатве. Лето».

В конце жизни

Последние, 40-ые, годы жизни Венецианова сопровождались неудачами и бедами. Его предавали ученики, переходя в , появились долги, за которые было заложено имение. Потом - внезапное горе: смерть жены. Затем был отказ в месте преподавателя в Академии и реальная угроза разорения. Венецианов погиб от несчастного случая 4.12.1847: его лошади понесли, и сани перевернулись. Удар оказался смертельным.

Венецианов Алексей Гаврилович биография и творчество художника. Родился в семье купца грека по происхождению Г. Ю. Венецианова. В детстве молодой художник полюбил рисование и осваивал основы живописи и рисунка, как самоучка. В юнные годы он часто копировал картины знаменитых живописцев. Интерес к миру русского крестьянина, трудовая жизнь вдали от столицы, бескорыстное обучение юношей из нищих слоев крестьянства – все это имело свои начинания в наиболее передовых воззрениях эпохи формирования декабристских обществ.

Более точной информации о его первых наставниках неизвестно, судя по его работам в юношеском возрасте можно с уверенностью сказать так, как начинающий художник он был очень наблюдательный и кто то с ним все таки занимался и показывал ему некоторые нехитрые премудрости в приготовлении необходимым материалов для работы и процесс живописного писания красками. Так сложилось Венецианов не получил официального художественного обучения, как мы видим это недоразумение ни чуть помешало художнику творчески развиваться и обратить на себя внимание.

Известно, что в 1807 году Венецианов приехал в столицу в Петербург, где первое время был принят на работу в почтовую службу. Будучи в столице он часто посещает картинные галереи и выставки, чувствую страсть к живописи он знакомится с различными художниками, среди которых оказался известный на то время художник Боровиковский, чье наставничество положительно сказалось в дальнейшей творческой судьбе Венецианова.

Вместе с Боровиковским художник работает в мастерской изучает процесс работы мастера, копирует знаменитые картины и совершенствует свои навыки в рисовании и написании различных портретов с натуры. Его первые заметные работы до 1809 отражены в портрете Бибикова, где он старался придерживаться стиля того времени, раскрывая в портретном образе черты характера просвещенного человека.

Некоторое время он принимает участие в карикатурном журнале, где пробует себя, как шаржиста. Конечно в карикатурах он не находит своего полного призвания, да и сам журнал впоследствии был под запретом в 1809 году, из за государственной цензуры тех времен. Тем не менее к карикатурному жанру он будет обращаться в последствии, после войны с Наполеоном 1812 году были популярны сатирические карикатуры высмеивающие дворян тяготевших к французскому стилю, моде и языку

В творческих и в последствии педагогических принципах Алексея Венецианова получил свое последовательное развитие и истолкование лозунг приближения к родной российской природе, любовь к натуре, к реальной действительности жизни, это было характерно для эстетических и культурных взглядов начала 19 века.

Именно в искусстве Венецианова бытовые сюжеты из жизни русских крестьян получают массовое общественное признание. Появление его небольших по размеру полотен было воспринято современным обществом того времени как становление исключительно родной национальной сферы в русской живописи.

1811 год для Венецианова Алексея Гавриловича является удачным этапом в его творчестве он создает первоклассные работы портрет инспектора Петербургской Академии художеств Головачевского Кирила Ивановича и также он пишет свой Автопортрет, за проделанную работу его он получает звание кандидата в академики или тем языком в академии это звание звучало, как назначенный художник. В этом же году после с отличием выполненного академического задания художник получает звание академика живописи.

В 1815 Алексей Венецианов женился, его избраннице становится Азарьева Марфа Афанасьевна, а в 1819 году он со своей семьей переезжает в ее небогатое имение в селе Сафонково расположенное в окрестностях Тверской губернии. Жизнь в селе в корни отличалась от столичной суеты, здесь художника вдохновляла совсем другая атмосфера, жизнь простых крестьян их повседневный быт казался художнику очень колоритным да и новым в его творчестве.

Отражать крестьянские образы в картинах в того времени было не популярным занятием среди большинства художников, куда прибыльней было писать дорогие портреты дворян, тем не менее Венецианов пренебрег этим. В его картинах продемонстрированных на выставке в академии в 1824 году, как раз показаны крестьяне в качестве персонажей "Утро помещицы", "Гумно", "Крестьянская девушка с граблями и косой", трогательная работа "Крестьянка с васильками" на что последовало много разных положительных откликов людей с демократически настроенным взглядом.

С еще большим воодушевлением проникся художник к крестьянской теме, из под его кисти выходят новые произведения "На пашне Весна", и приблизительно в середине двадцатых годов картина "На жатве. Лето" и очень трогательные картины "Вот-те и батькин обед", "Захарка", "Спящий пастушок" в которых персонажи это крестьянские дети. Детей как мы видим Алексей Венецианов очень любил, он отлично понимал их обездоленность был добр к ним и обязательно желал раскрыть детские характеры в своих работах.

Конечно нетронутая до селе крестьянская тема была очень не по нраву руководству академии да и застойному дворянству вкупе, они яростно не признавали работы Венецианова, как искусство. Алексей Венецианов не раз предлагал открыть в академии классы для обучения крепостных крестьян, но там его и слушать не желали по этому поводу. Не смотря на это художник впоследствии за свой счет учредил художественное заведение для обучения одаренных крестьянских детей и сирот, всячески помогал им. Из под его руководства некоторые ученики стали настоящими художниками среди них художники Зарянко С., Тыранов А, Сорока Г.. Конечно содержать далеко не прибыльную школу, было тяжелым бременем для художника, помогали некоторые частные заказы по написанию портретов и даже иконописных образов для церквей.

1830-e годы можно считать более скромным творческим периодом художника. В его работах проявляется новое для него направление он создает картины в старом стиле жесткого классического академизма с обнаженными женскими фигурами в 1829 году картина "Купальщицы", примерно 1832 год полотно "Вакханка" Несколько изменив тематику работы r более продвинутому живописному решению в начале тридцатых годов написан интерьерный Портрет Кочубея В. П. 1842. Вернувшись снова к крестьянской теме в этом же году создает картину "Гадание на картах", считается одной из последних работ заслуживающих внимание. в 1843 в более скромных оттенках написана картина Крестьянская девушка за вышиванием"

В 1847 году 16 декабря жизнь талантливого художника была оборвана совершенно нелепым случаем, не управляемая упряжка испуганных и быстро несущихся с крутого холма лошадей в санях которых находился Венецианов перевернулась и на смерть придавила художника.

Значение вклада художника Венецианова Алексея Гавриловича в русском изобразительном искусстве имеет просто огромное значение. Он один из первых открывателей живописного направления связанного с крестьянским бытом и это в эпоху классического академизма, эпоху крепостного права, угодничающего и чванливого дворянства. Крестьянская тема, столь характерная для начала XIX века, наиболее глубоко продвинута в творчестве нашего русского живописца А. Г. Венецианова.

Живописные произведения этого талантливого художника донесшего отпечаток того времени и рассказавший нам о другой стороне жизни русского простого народа 19 века, просто неоценимо.

Родился в семье небогатого купца. Первоначальное образование получил в художественном пансионе, а затем переехал в Петербург, где брал уроки у Боровиковского. В 1811 году он получил звание академика, а в 1819 поселился в родной деревне Сафонково Тверской губернии.

Тема крестьянства становится основной в его творчестве. Художник воспевает трудолюбие крестьян, поэзию и красоту их жизни, в этом заметно влияние романтизма на творчество художника, однако очень своеобразно. В основе классицизма лежал трезвый разум, а романтизм более тяготел к чувству. Венецианов с успехом соединял в лучших своих произведениях трезвость мысли и искреннюю взволнованность чувств. Следует сказать, что под влиянием романтизма художник в своих полотнах часто идеализировал крестьянский труд. Важной частью его картин становится пейзаж с его нежными, мягкими красками. В своих идиллических образах Венецианов ищет умиротворенности, душевной цельности и чистоты.

Около 1824 года Венецианов основал в Сафонково за свой счет школу рисования для талантливых детей крестьян, из которых вышло много прекрасных художников. Всего через школу Венецианова прошло свыше 70 молодых живописцев, из них наиюолее способными оказались Н.С.Крылов, А.В.Тыранов, А.А.Алексеев, Е.Ф.Крепдовский, А.Г.Денисов, Л.К.Плахов, С.К.Зарянко, Г.В.Сорока.

В картине царит покой и умиротворенность. Здесь нет бурных движений. Здесь все главное - люди, кони, хлеб, серп, грабли, хомуты. Это поэтическое изображение будничной сцены. Щедрое солнце льется в распил гумна. Усталая баба перематывает онучи. Мужики в глубине возятся с лошадьми. Переговариваются кучкой стоящие бабы. Особенно хорошо выписан центр картины - здесь, в широкой полосе льющегося через боковые ворота света, так ласково тепло, так сладко пахнет нагретым ржаным зерном, что отсюда не хочется уходить.

Картина с первого взгляда покоряет редкостной гармонией. Маленькая комнатка небогатого помещичьего дома залита теплым солнечным светом, который целиком заливает фигуру хозяйки. Она занята домашним хозяйством: раздает крестьянкам лен, указывая что надо делать. Одна женщина держит безмен (весы), чтобы взвесить, сколько было выдано льна. У другой в руке завязанный платок со льном, она внимательно, спокойно выслушивает указание помещицы. Чувствуется, что крестьянки нисколько не робеют перед своей хозяйкой, их отношения теплые, дружественные. От сцены веет мирным покоем летнего дня, уютом, простотой и человечностью отношений, возможных только в маленьком, как у Венецианова, именьице, где хозяева хорошо знают своих немногочисленных крестьян по именам, входят в их заботы. Художник как бы воссоздает тот непритязательный мир, который Пушкин нашел в семье Лариных:

Простая русская семья,
К гостям усердие большое,
Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор

Высокое серое небо над бесконечной равниной, чахлые кустики у воды, зеленые елочки на фоне пожелтевшей травы. Тишину, покой, бесхитростную прелесть русского пейзажа передал художник в этой трогательной картине. Время здесь, кажется, остановилось. Вместе с уснувшим пастушком тихо дремлет природа, застыла вода, ветер не шевелит травы. В картине использована изумительно нежная гамма розово-голубых, зеленых, золотистых тонов. На ствол березы падает горячая тень от головы мальчика, его темные волосы приобретают золотисто-медную окраску. Розовая даль, нежно-розовая прозрачность щеки, розовые блики на армяке мальчика. Высокое голубое небо, мягкая, нежная зелень травы, листвы…

Перед нами поле и молодая крестьянка, ведущая пару коней, запряженных в борону. Венецианову хотелось рассказать о начале полевых работ, как о радостном, долгожданном событии в крестьянской жизни. Добиваясь настроения праздничности, художник нарядил героиню в розовый сарафан и кокошник. Такая одежда усиливает поэтизированность образа крестьянки. Сарафан напоминает античное платье с высокой талией, а кокошник - диадему. Это впечатление усиливает и легкий «танцующий» шаг женщины. Героиня картины выглядит ожившей статуей богини Флоры, совершающей свое триумфальное шествие по весенней земле. Конечно, образ нарядной крестьянки идеализирован, здесь заметно влияние романтизма.

В этой картине, как и в «Спящем пастушке» все подчинено минуте великого покоя, разлитого в природе. Здесь даже облака, кажется, не плывут, а словно замерли и недвижной грядой замерли над землей. А земля погрузилась в истому последнего знойного дня ранней осени. Неподвижен густой, плотный, напоенный жаром и тончайшей хлебной пылью воздух. Во власти покоя и главная героиня картины - крестьянка, отдыхая, кормит грудью ребенка. Она повернута к нам вполуоборот, спиной, мы не видим ее лица, но зато то, что скрывает лицо, мы видим в фигуре. Чуть согбенная спина, по-крестьянски прямые, чуть угловатые плечи; трогательная, тонкая, открыто-беззащитная шея, бережно обнимающие ребенка руки… В гармонии с природой рядом с кормящей женщиной застыла в неподвижности другая женщина с ребенком, а на поле выпрямилась третья. А дальше поле еще не убранного хлеба, снопы, а еще дальше, до горизонта - золотистые полосы неубранной ржи чередуются с полосами стерни, где хлеб уже сжали. Художник использовал в своей картине естественную цветовую гамму - золотисто-желтые, теплые красные и теплые оливково-золотистые тона, но, конечно, преобладают здесь золотисто-желто-коричневые тона и оттенки.

Крестьянка с сыном, на миг забывшие о жнивье, с упоением любуются нечаянно присевшими на руку жницы пестрокрылыми бабочками, удивленные совершенной красотой этого малого создания природы. Эту картину однажды наблюдал в своем имении сам Венецианов и она так запала в сердце художника, что он немедленно встал за мольберт. Венецианова поразила та душевная красота, непосредственность живого чувства, которая внезапно открылась в этих простых людях от встречи с прекрасным творением природы. Мальчик отличается пытливым умом, сметливостью, эту заинтересованность показал и художник. А вот мать, даже в момент любования бабочками не может спрятать своей усталости от повседневной, изнурительной работы.

Венецианову удалось показать здесь внутренний мир крестьянской девушки. Перед нами - сложившийся характер, более того, личность. В ней подкупает не только обаяние и красота, нравственная чистота, в ней чувствуется душевная готовность к самопожертвованию. Именно из таких характеров в тяжкую для Отечества годину вырастали мужественные женщины-воительницы. В испытующем, напряженном взгляде ее читается незаурядный ум, богатый интеллект. Кто эта девушка, так и не стало известно, где увидел ее художник и знал ли ее? Но образ этот - один из самых прекрасных венециановских образов.

Захарка - сын крепостныых Федула и Анны Степановых. Художник писал мальчика вместе с матерью, когда они летом любовались бабочками. Теперь Захарка уже подросток. У него зоркие, умные глаза, короткий нос, невысокая, ладно подтянутая фигура. Вот он снарядился с деловитой основательностью для серьезного дела - рубки дров в лесу. Захарка, в теплой шапке, больших рукавицах, ладном кожушке, с топором на плече, сосредоточен, внутренне подобран, озабочен. Трогательным контрастом к этой «взрослости» воспринимаются детские пухлые губы, нежность овала лица, хрупкая тонкость шеи. Не себя ли вспоминал Венецианов, глядя на этого мальчишку? Ведь и ему самому выпало на долю трудовое детство, которое в основном было связано с работами на земле. Может быть, поэтому художник как-то по-особенному тепло относился к этому еще не до конца оформившемуся подростку?

Купальщицы - самая первая проба Венецианова в новой для него области живописи - изображении обнаженного тела. Сам сюжет достаточно традиционен - сколько купальщиц к середине 19-го столетия уже знала мировая живопись! Но таких купальщиц в России еще не знали: у прозрачного ручья в тенистой глубине оврага показаны две крестьянки, две простые, русские деревенские женщины! В жаркий день они пришли к ручью, что течет в овраге на окраине родной деревни,чтобы смыть с себя пот, пыль и усталость страдной работы. Сколько в них могучей, величавой стати! Художник не пытается приукрасить их сколько-нибудь, да в этом и нет нужды. Они и так не менее прекрасны, чем героини великих мастеров прошлого, хотя их руки огрубели от тяжелой повседневной работы - рядом с нежной кожей нетронутого загаром тела это особенно заметно. Они прекрасны, несмотря на слишком широкие, развитые непрерывным трудом плечи, несмотря на крупные ступни сильных ног, далеких от академического идеала. Художник предельно откровенен и правдив со зрителем. Смущенная улыбка одной из женщин освещает ее чистым светом целомудрия. Милое лицо со стыдливо отведенными в сторону глазами полно обаяния зрелой женственности. Вторая купальщица сидит к нам спиной. Тонким сочетанием красок Венецианов передает теплоту кожи, холодный воздух оврага, зелень листвы.

А лексей Венецианов считается родоначальником русской жанровой живописи. Он стал одним из первых художников, которые ушли от академических канонов и традиций искусства, и стали писать повседневную жизнь людей с их бытовыми заботами и ежедневным трудом. Живописец долгие годы обучал молодых художников, а школа в его имении и ученики-последователи стали называться «венециановской школой».

Ученик Эрмитажа

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в семье греческого происхождения. Его предки приехали в небольшой город Нежин в Черниговской губернии в 1730-х годах. В России они получили прозвище Венециано, которое позже превратилось в фамилию Венециановы. Сначала они считались дворянами, но позже, когда перебрались в Москву, в праве на дворянство им отказали. Семью записали в купеческое сословие.

Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, имя которого неизвестно. А одной из самых ранних работ - портрет матери.

Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург - на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью.

В 1807 году Алексей Венецианов перевелся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него наконец появилось свободное время: на новой должности не нужно было постоянно ездить в командировки. Венецианов начал ходить в Эрмитаж - делал наброски, копировал картины. Художник говорил: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо». Он познакомился с художником Владимиром Боровиковским и вскоре стал брать у него уроки.

Алексей Венецианов. Портрет Н.П. Строгановой. 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Портрет М.А. Венециановой. 1810-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Портрет М.А. Фонвизина. 1812. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1808 году Венецианов решил издавать «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» - первый российский юмористический листок. Но читатели его так и не увидели: кто-то показал карикатуры императору. Тираж конфисковали и сожгли, а художник еще долго отдавал долги.

В 1809 году Алексей Венецианов перевелся в Лесной департамент, потом - в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Но он мечтал о звании художника. Для этого представил на суд в Академию художеств одну из своих лучших на тот момент работ - «Автопортрет». Совет присвоил живописцу степень «назначенного в академики» и дал задание написать портрет. Художник написал профессора Головачевского с учениками, и ему присвоили звание академика.

В конце 1810-х Алексей Венецианов стал известен в столице и писал полотна на заказ.

Отставка и труды «в сельском домашнем роде»

В 1815 году Венецианов женился на Марфе Азарьевой, у них родились две дочери. Художник жил то в имении Сафонково, то в Санкт-Петербурге, в это время он писал в основном портреты. В 1818 году Венецианов создал целую серию, в которой изобразил известных государственных деятелей. Картины он подарил императрице Елизавете, а в благодарность получил от нее золотую табакерку.

15 марта 1819 года Венецианов подал прошение об отставке. Он мечтал окончательно переселиться в усадьбу, заниматься только живописью. Приезжая в Сафонково, художник писал картины новой тематики: он изображал повседневную жизнь крестьян и сельские пейзажи. Люди для его портретов не наряжались и не позировали - они занимались бытовыми делами, обыденным трудом. Венецианов писал крестьянок за работой, матерей с детьми, девушек за гаданием. Для некоторых картин - «Утро помещицы», «На пашне. Весна» - художнику позировала жена.

Считается, что русская бытовая живопись началась с полотна Венецианова «Очищение свеклы» (или «Чистка свекла»). В 1823 году император Александр I купил картину за 1000 рублей.

Алексей Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Венецианов. Утро помещицы. 1823. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Очищение свеклы. 1820-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Во время жизни в Сафонково Алексей Венецианов написал картину «Гумно». Он создал ее в настоящем деревенском сарае, в котором молотили хлеб. Для хорошего освещения крестьяне по приказу художника спилили переднюю стену строения. В апреле 1824 года живописец представил свою работу императору Александру I, и вскоре она заняла место в постоянной экспозиции Эрмитажа. Другие «крестьянские» работы Венецианова были выставлены в Академии художеств . Зрителей восхищала их реалистичность, тонкости в передаче света, новизна подхода и свежесть сюжетов.

Венециановская школа

Деньги от продажи картин Алексей Венецианов решил потратить на обучение талантливых начинающих художников. Первые ученики появились в Сафонково уже в 1824 году. Художник учил их писать с натуры - это было одним из его принципов. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной» , - писал Венецианов. Почти все время он с учениками проводил на улице, а в плохую погоду они работали над натюрмортами.

Художник говорил: «Имеющий истинное знание в живописи не станет определять себя к одному или другому роду» . Его ученики не специализировались на одном жанре, они писали и натюрморты, и портреты, и пейзажи. Многие из них были крестьянского происхождения: Венецианов часто уговаривал помещиков дать вольную талантливому крепостному или даже выкупал его за свои деньги. Иногда Венецианов обращался за помощью в Общество поощрения художников или организовывал сбор средств в Петербурге. Однако в Академии художеств к его педагогической деятельности относились довольно прохладно. Профессорам, воспитанным на античных традициях и высоких сюжетах, натурализм был чужд. Венецианов же учил молодых художников отражать на картинах жизнь в ее разных проявлениях - и не навязывал им академические каноны живописи.

Алексей Венецианов. Гумно. 1821-1822. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Петр Великий. Основание Петербурга. 1838. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Венецианов. Причащение больной женщины Святых Тайн. 1839. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Однако денег катастрофически не хватало. Художнику помогал князь Петр Волконский - министр императорского двора и уделов. По его ходатайству в 1830 году Венецианов получил звание «живописец Его Императорского Величества», ему назначили 3000 рублей жалованья и представили к ордену Святого Владимира IV степени. От полного разорения это спасло, но все равно пришлось продать часть земли и заложить поместье жены. Венецианов пытался получить звание профессора в Академии художеств, чтобы преподавать там. Он специально создал серию картин, написанных почти по академическим канонам, но звания ему так и не присвоили.

В 1831 году во время эпидемии холеры умерла жена художника. Венецианов вместе с дочерьми надолго уехал в Петербург. Брал много заказов: писал портреты и иконы, участвовал в оформлении храмов. Художник хотел получить Демидовскую премию и создал конкурсную картину «Петр Великий. Основание Петербурга». Но конкурс не состоялся, а полотно художник подарил Санкт-Петербургской фондовой бирже.

В 1839 году Алексей Венецианов написал картину «Причащение больной женщины Святых Тайн». Этот сюжет - у постели больного или умирающего - позже стал классическим для бытовой живописи.

Вскоре Венецианов вернулся обратно в имение. Стареющий художник продолжал заниматься с учениками и работать. В сентябре 1847 года он завершал работу над образами для церкви калязинского Троицкого монастыря. Через несколько месяцев Алексей Венецианов погиб по трагической случайности - выпал из саней. Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровской в Тверской области. Сейчас деревня называется Венецианово. Старшая дочь живописца - Александра Венецианова - стала одной из первых русских художниц.