Альбрехт Дюрер – интересные факты из жизни великого творца. Биография альбрехта дюрера Альбрехт дюрер интересные факты

21 мая 1471 году в Нюрнберге родился Альбрехт Дюрер . В семье у Дюреров было 18 детей (Альбрехт родился третьим). Отец его был золотых дел мастером, и поэтому с раннего детства Дюрер помогал отцу по ювелирному делу. Талант художника проявился у Альбрехта быстро, и отец смирился с тем, что ребенок не будет ювелиром. Поэтому Дюрера отдали в ученики Михаэлю Вольгемуту (местный художник).

Вольгемут слыл не только хорошим художником, но и отличным мастером гравюры, которую в полной мере освоил его ученик.

Конец обучения Дюрера

В 1490 году обучение Альбрехта Дюрера закончилось , и он написал свою первую картину в этом году – « ». Следующие 4 года молодой художник провел в разъездах по Европе, чтобы посмотреть, как живут люди, набраться новых впечатлений.

В 1492 году Дюрер оказался в Кольмаре, где в то время жил известнейший живописец Мартин Шонгауэр. Но Дюреру так и не пришлось встретиться с Мартином, так как он умер за год до приезда Альбрехта. Зато Дюрер познакомился с одним из братьев Шонгауэра, который пригласил его в Базель. Именно в Базеле Дюрер познакомился со многими известными работами, к тому же брат Шонгауэра имел свою ювелирную мастерскую, поэтому они нашли общий язык.

В 1493 году Дюрер попал в Страсбург . Именно там Альбрехт получил письмо от своего отца, который договорился о женитьбе сына «заочно». Такие браки довольно часто случались в то время.

Женитьба Дюрера с Агнессой

7 июля Дюрер обвенчался с дочерью известного медика Агнессой Фрей. То, что брак был не очень счастливым неудивительно, но они прожили вместе до смерти. В 1495 году Дюрер даже нарисовал портрет своей жены – «моя Агнесса». Жену интересовали совсем другие вещи, но никак не искусства и культура, поэтому они не всегда находили компромиссы. Детей у них не было.

По-настоящему Дюрер стал известным по приезду из Италии в 1494 году, где он пробыл полгода. Первый успех принесли ему деревянные и медные гравюры, которые вышли в огромном числе копий. Вскоре Дюрер стал известен и за пределами Германии.

Уехав в Италию снова, в 1505 году, Дюрера приняли с почестями, в том числе и 75-летний Джованни Беллини. В Венеции Альбрехт Дюрер исполнил для немецкой церкви Сан-Бартоломео алтарный образ под названием «Праздник четок» .

Слава Дюрера росла с каждым годом. Его работы узнавали и очень уважали. В 1507 году он вернулся на родину, а в 1509 купил огромный дом, который сохранился до наших дней. В нем сейчас находится музей Дюрера.

В 1512 году зимой Нюрнберг посетил император Священной Римской империи Максимилиан I. А к этому времени Альбрехт Дюрер нарисовал два портрета предшественников Максимилиана на троне. Императору очень понравились эти портреты, и он тут же заказал у Дюрера и свой портрет, но расплатиться с ним не смог. Поэтому обязал нюрнбергскую казну ежегодно выплачивать художнику солидную премию.

После смерти Максимилиана в 1519 году Дюреру перестали выплачивать премию. Отправившись в путешествие в 1520 году к новому императору Карлу V, Дюрер попытался восстановить справедливость, и это ему удалось.

Уже в самом конце своей поездки Дюрер заболел малярией, от которой и умер в 1528 году в Нюрнберге 6 апреля.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 26.12.2016 17:45 Просмотров: 2669

Альбрехт Дюрер – многогранный мастер, настоящий универсальный человек, которого считают «северным Леонардо да Винчи».

Он проявил себя в живописи, рисунке, гравюре , экслибрисе , витраже. Дюрер получил известность как математик (прежде всего, геометр). Он выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Создал труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой», предназначенный в первую очередь для художников. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия.
В области печатной графики Дюрер также не знал себе равных – он был признан мастером европейского уровня в области ксилографии.
А́льбрехт Дю́рер (1471-1528) – немецкий живописец и график, один из величайших мастеров Северного Возрождения.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет (1500). Старая Пинакотека (Мюнхен)

Ранние годы и юность

А. Дюрер родился в Нюрнберге в 1471 г. в семье ювелира из Венгрии Альбрехта Дюрера. В семье было 18 детей. Альбрехт-младший был третьим ребёнком и вторым сыном в семье.

А. Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, мать художника. Германский национальный музей (Нюрнберг)

А. Дюрер. Альбрехт Дюрер Старший, отец художника. Уффици (Флоренция)

Первоначально Дюреры снимали половину дома у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Его сын, Иоганн Виллибальд, стал одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер дружил с ним всю свою жизнь.
Альбрехт посещал латинскую школу. Ювелирное дело его не привлекало, он выбрал живопись. В возрасте 15 лет Альбрехт поступил в мастерскую известного нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там он освоил также и гравирование по дереву.

Путешествия

В 1490 г. начались путешествия Дюрера, целью которых было приобретение навыков у мастеров Германии и других стран: Швейцарии, Нидерландов. В Эльзасе он осваивал технику гравюры на меди у Людвига Шонгауэра. В Базеле он работал у Георга Шонгауэра над созданием нового стиля книжных иллюстраций. Предполагают, что здесь Дюрер принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.

Иллюстрация А. Дюрера

В Страсбурге А. Дюрер создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.

Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте, т.к. в 1494 г. он вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей.

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером (1494)

С женитьбой повысился социальный статус Дюрера – теперь он имел право завести собственное дело. Но семейная жизнь художника не была счастливой из-за разности характеров и взглядов супругов. Детей у них не было.
В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. А в 1495 г. открыл собственную мастерскую в Нюрнберге и в течение последующих 10 лет занимался гравюрой. Позже он занимался и гравировкой на меди. Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис» . Они принесли ему европейскую известность. Были созданы иллюстрации и к другим произведениям, в том числе античных авторов.
В последнее десятилетие XV в. художник создал несколько живописных портретов и автопортрет.

А. Дюрер. Автопортрет (1498). Музей Прадо (Мадрид)

В 1502 г. умер его отец, и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях (Эндресе и Хансе).
В 1505 г. Дюрер отправился в Венецию и пробыл там 2 года. Он познакомился с творчеством художников Венецианской школы , и это оказало влияние на его живописную манеру. Особое впечатление произвели на него картины Джованни Беллини.
Далее художник посетил Болонью, Падую, Рим.

Дом-музей Дюрера

Возвратившись в Нюрнберг, Дюрер купил дом в Циссельгассе, в настоящее время это Дом-музей Дюрера.
По заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра он написал алтарь «Поклонение Святой Троице».

Алтарь Ландауэра (1511). Музей истории искусства (Вена)

Но основные усилия его были направлены на усовершенствование навыков гравировки, а с 1515 г. – офорта (разновидность гравюры на металле).
С 1512 г. главным покровителем художника становится император Максимилиан I.

А. Дюрер «Портрет Максимилиана I»

Дюрер начинает работать над его заказами: выполняет «Триумфальную арку», занимается монументальной ксилографией (3,5 м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция в честь Максимилиана предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В 1513 г. он вместе с другими художниками принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана».

Страница из Молитвенника

В 1520 г. художник вместе с женой совершил путешествие в Нидерланды. Здесь он работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. Магистрат Антверпена даже хотел удержать его в городе, предлагая годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку, уплату всех его налогов. Но в 1521 г. Дюреры вернулись в Нюрнберг.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Дюрер много работал как живописец. Одна из важнейших картин последних лет – диптих «Четыре апостола», который он преподнёс городскому Совету в 1526 г. Это была последняя его работа. Ещё в Нидерландах Дюрер заболел неизвестной болезнью – возможно, это была малярия. От приступов этой болезни он страдал до конца жизни. До последних дней Дюрер готовил к печати свой теоретический трактат о пропорциях. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 г. в родном Нюрнберге.

Художественное творчество Альбрехта Дюрера

Живопись

Живописью Дюрер мечтал заниматься с детства. Его живописные работы отличаются нестандартностью мысли, постоянным поиском средств выражения.
Находясь в Венеции, художник создал картину «Христос среди учителей» (1506).

Доска, масло. 65х80 см. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)

Дюрер на этой картине изобразил сюжет из Евангелия, повествующий о том, как Иосиф, Мария и 12-летний Иисус прибыли в Иерусалим на празднование Пасхи. Когда пришло время возвращения домой, Иисус остался в Иерусалиме. Три дня обеспокоенные родители искали его и, наконец, нашли в иерусалимском храме за диспутом с учёными мудрецами: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».
Художник отказывается от детализации и, изображая крупным планом лица мудрецов и Христа, заставляет почувствовать «напряжение диспута». В центре композиции – руки Иисуса, ведущего счёт своим аргументам в беседе, и руки одного из учителей, свидетельствующие о «нервозности и смущении». У этого мудреца яркая карикатурная внешность, что дало повод для множественных интерпретаций. Существует предположение, что Дюрер проиллюстрировал теорию о четырёх темпераментах, лежащих в основе человеческих характеров.
Он создал много алтарных образов.

Алтарь Геллера (1507-1511)

«Алтарь Геллера» («Алтарь Вознесения Марии») – алтарный образ в форме триптиха Альбрехт Дюрер создал совместно с Маттиасом Грюневальдом по заказу патриция Якоба Геллера для церкви доминиканского монастыря во Франкфурте-на-Майне. Часть его сохранилась лишь в копии, выполненной в XVI в. художником Иобстом Харрихом.

Альбрехт Дюрер «Четыре апостола» (1526). Масло. 215х76 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Картина (диптих) состоит их двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Композиционно и духовно они едины. Дюрер создаёт художественный пример человеческих характеров и умов, устремлённых в высокие сферы духа – это представление мастера о таком человеке, каким он должен быть.
Картину Дюрер подарил родному Нюрнбергу, она находилась в зале ратуши, где решались самые важные дела городского самоуправления. Максимилиан I потребовал отправки картины в Мюнхен.
В зрелом возрасте Дюрер много работал над портретом и продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель изображалась в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали были проработаны очень тщательно и реалистично.
С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра.

Рисунки Альбрехта Дюрера

Дюрер как художник наиболее раскрылся именно в рисунке, т.к. его живописные работы в основном зависели от произвола заказчиков, а в рисунке он был свободен.
Сохранилось около тысячи рисунков Дюрера, в том числе и его ученические работы. На рисунках художника изображены пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Анималистические и ботанические рисунки отмечены наблюдательностью, верностью передачи природных форм объекта изображения.

А. Дюрер «Заяц». Бумага, акварель, гуашь, белила. 25,1х22,6 см. Галерея Альбертина (Вена)

Графика Альбрехта Дюрера

После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры.
Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Печатная графика стала для него главным средством заработка. Кроме традиционных библейских и новых античных, Дюрер разрабатывал в гравюре и бытовые сюжеты.
Шедевром резцовой гравюры на металле читается гравюра Дюрера «Адам и Ева» (1504).

А. Дюрер «Адам и Ева» (1504)

В 1513-1514 гг. Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия».

А. Дюрер «Меланхолия». Медь, резцовая гравюра. 23,9х18,8 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)

«Меланхолия» считается одной из самых таинственных работ Дюрера, она выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.

Экслибрисы Альбрехта Дюрера

Эксли́брис – книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац книги.
Всего известно 20 экслибрисов авторства Дюрера, из них – 7 в проекте и 13 готовых. Первый экслибрис Дюрер делал для своего друга, литератора и библиофила Виллибальда Пиркгеймера. Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 г. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины – символы южнонемецкой геральдики; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера.

Герб Альбрехта Дюрера (1523)

Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), позже у него появилось множество подражателей.

Монограмма Дюрера

Витражи Альбрехта Дюрера

Неизвестно, принимал ли Дюрер личное участие в работах по стеклу, но по его эскизам их создано множество.

«Моисей, получающий десять заповедей». Витраж по рисунку Альбрехта Дюрера для церкви св. Якоба в Штраубинге (1500)

Альбрехт Дюрер был известным математиком (геометром), составил магический квадрат: расположил чи́сла от 1 до 16 так, что сумма 34 получается не только при их сложении по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении чисел из четырёх угловых клеток. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17.

Магический квадрат Дюрера (фрагмент его гравюры «Меланхолия»)

Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», созданная в 1513 году, произвела в Европе настоящий фурор. Рыцарь, облаченный в доспехи, движется в тесном ущелье. Перед лицом опасностей он одинок. Ландшафт холодный, сумрачный, безжизненный. Лишь высоко вверху виднеются укрепления города, к которому ведет узкий путь. Рыцарь погружен в себя, он тверд и непоколебим. Ничто не может отвлечь его от цели, к которой его влечет чувство долга. Это произведение наполнено аллегориями и символами. Многие из них уже малопонятны современному зрителю, что существенно обедняет восприятие этой гравюры.

1. Это не рисунок

Альбрехт Дюрер.

Несмотря на то, что произведение Дюрера на первый взгляд выглядит как рисунок, на самом деле оно является тщательно сделанной детальной гравировкой. Художник сделал это произведение искусства, процарапывая резцом канавки на листе меди, а затем заливая в них чернила.

2. Одна из трех «мастерских гравюр»


1513
Ritter, Tod und Teufel
24,5 × 19,1 см. Википедия

Кликабельно - 4 448px × 5 840px

Уже никто не узнает, видел ли сам Дюрер взаимосвязь между созданными им гравюрами «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Однако современные искусствоведы называют именно эти работы «мастерскими гравюрами», отмечая, что их объединяет время создания (1513 - 1514), а также виртуозное исполнение.

3. Смысл «мастерских гравюр» - загадка


Святой Иероним в келье. Википедия

Несмотря на то, что Дюрер не создавал эти гравюры серией, в них переплетаются богословские, интеллектуальные и моральные атрибуты средневековой схоластики. Искусствоведы до сих пор предлагают различные толкования этим гравюрам.

4. Дюрер не называл гравюру «Рыцарь, Смерть и Дьявол»


Голова всадника.

Когда 42-летний художник завершил гравюру в 1513 году, он назвал ее «Всадник».

5. Гравюра, возможно, была вдохновлена Святым Писанием

Три главные фигуры на гравюре, как полагают некоторые искусствоведы, иллюстрируют Псалом 22: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла».

6. Эразм и Дюрер

Памятник Эразму Роттердамскому.

Некоторые историки утверждают, что книга голландского гуманиста и богослова Эразма «Руководство христианского солдата»(1501 год), возможно, вдохновила Дюрера на создание «Рыцаря, Смерти и Дьявола».

7. Памятник в Венеции

Конная статуя Бартоломео Коллеони.

Конная статуя Бартоломео Коллеони, которая была создана итальянским скульптором Андреа дель Верроккьо, имеет поразительное сходство с гравюрой Дюрера. Вполне возможно, что статуя произвела на Дюрера неизгладимое впечатление, когда он посетил Венецию примерно в 1505-1507 годах, и нашла отражение в его дальнейших работах.

8. «Рыцарь, Смерть и Дьявол» отражают собственные страхи Дюрера


Снующие ящерицы намекают на скорую опасность.

Художник чудом не умер, будучи ребенком. Из 17 его братьев и сестер только двое дожили до зрелого возраста. Он как-то написал: «Тот, кто сегодня пребывает среди нас, может быть похороненным завтра» и «Всегда ищите благодать, как будто можете умереть в любой момент».

9. Гравюра полна скрытых символов


Собака рыцаря - воплощение правды и преданности.

Змееголовая смерть и козлоголовый дьявол сами говорят сами за себя. Но в работе полно других символов. Сияющие доспехи рыцаря, как полагают, означают его твердую христианскую веру. Песочные часы в руке Смерти представляют смертность человека. Хвост лисы на копье рыцаря символизирует ложь. Собака рыцаря - воплощение правды и преданности. Снующие ящерицы намекают на скорую опасность. Череп под ногами лошади может означать грядущую смерть.

10. Дюрер ставил «копирайт» на свои гравюры


Подпись мастера.

Вместо вырезания подписи на гравюрах, немецкий гравер ставил свои инициалы (AD) и дату в нижней левой стороне произведений.

11. Гравюра довольно маленькая


Песочные часы в руке Смерти символизируют конечность человека.

Ее размеры 24,5 × 19,1 см.

12. Хорхе Луис Борхес написал 2 стихотворения в по мотивам гравюры


Хорхе Луис Борхес.

Стихотворение «Рыцарь, Смерть и Дьявол 1» показывает восхищение аргентинского поэта храбростью рыцаря, смотрящего в лицо смерти, а второе стихотворение «Рыцарь, Смерть и Дьявол 2» - размышления автора, который пытается поставить себя на место рыцаря.

13. Гравюру можно найти в музеях по всей Америке

Историки не знают, сколько копий «Рыцаря, Смерти и Дьявола» создал Дюрер. Но несколько американских музеев имеют один из экземпляров в своей коллекции, в том числе Метрополитен, Бостонский музей изобразительных искусств, Музей искусств Спенсера и Глесснер Хаус Музеум.

14. Иногда гравюры встречаются в ломбарде

Рик Харрисон.

В 2011 эпизоде реалити-шоу «Звезды ломбардов» Рик Харрисон купил «Рыцаря, Смерть и Дьявола» за $ 5 500. Эксперт-оценщик предположил, что в случае продажи гравюры на аукционе можно выручить от $ 20 000 до $ 50 000.

15. Именно эти копии сделали Дюрера знаменитым


Символ Небесного Иерусалима.

В течение нескольких лет после создания «Рыцаря, Смерти и Дьявола» Дюрер был одним из самых востребованных художников на севере Европы. Он смело отвергал даже самые выгодные предложения работы, чтобы стать придворным художником. В это время он отошел от живописи, чтобы сосредоточиться на гравировке. Дюрер наштамповал сотни копий своих гравюр, которые начали продаваться по всей Европе.

Альбрехт Дюрер краткая биография немецкого художника изложены в этой статье.

Альбрехт Дюрер биография кратко

Немецкий художник и гуманист Альбрехт Дюрер появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье мастера ювелирного дела. Сначала отец имел большие надежды на сына, каждый раз беря его к себе на роботу, и обучая своему мастерству. Но у мальчика проявились творческие таланты и Альбрехта отдали к Вольгемуту на обучение. Юноша обучался законам и принципам готики, создавая картины в этом стиле, а также пристрастился к созданию гравюр.

Посетив Италию и Нидерланды, он больше времени стал уделять наукам. Художник с удовольствием изучал натуру, разрабатывая свое учение о пропорциях. Альбрехт Дюрер достижения которого не ограничиваются только рисунками, оставил после себя и теоретическое наследие: «Наставление к укреплению городов», «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях человека».

Дюрер в это время пишет много пейзажей. Его работы точно проработаны и логичны, полны колористических достижений венецианской школы, но в то же время готически жестоки, подробны.

В 1498 году автор создает серию гравюр «Апокалипсис» обратившись в тематике конца мира. Его научный интерес к анатомии человека воплотился в медных гравюрах. Также он создает цикл картин, посвященных народному быту — «Пляшущие крестьяне», «Три крестьянина».

Немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения.

Немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, из которых выжили восемь. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина, Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет, Берлин). Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. Wanderjahre), во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауером, творчество которого сильно повлияло на юного художника, так как тот умер 2 февраля 1491 года. Дюрера с почётом приняли братья покойного, и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской Шонгауэра. Позднее Дюрер переехал в Базель.

Вскоре молодой художник возвращается в Нюрнберг. Теперь он уже имеет репутацию известного художника, поэтому не только получает заказы, но и открывает собственную школу. Дюрер выполняет ряд гравюр на меди – «Продажная любовь» (1495–1496), «Св. семейство с кузнечиком» (около 1494–1496), «Три крестьянина» (около 1497), «Блудный сын» (1498), а также гравюры на дереве – «Геркулес», «Мужская баня».

«Этими гравюрами открывается блестящая плеяда графических работ Дюрера… Художник теперь свободно владеет резцом, применяя острый, угловатый и нервный штрих, с помощью которого создаются извилистые, напряженные контуры, пластически лепится форма, передаются свет и тени, строится пространство.

С особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи. Здесь Дюрер воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. В последующих циклах “Большие страсти” (около 1497-1511), “Жизнь Марии” (около 1502-11) и “Малые страсти” (1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики.

В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Дюрера к ясности линии и объёма, к богатству пластических форм и светотеневых переходов. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых “мастерских” гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) – образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями; в “Меланхолии” (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека; “Св. Иероним” (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта.

В 1498 году художник начал работу над иллюстрациями к Священному писанию. Дюрер выпустил свою лучшую книгу – иллюстрированный Апокалипсис. Серия гравюр из восемнадцати листов до сих пор считается непревзойденным шедевром полиграфического искусства.

Дюрер должен был обратиться к образам, воплощавшим жизнь в духе странного метафорического религиозного видения, которые словно бросали вызов карандашу художника. Средневековый мастер выражал их посредством великих символов во вневременной среде. Дюрер также внес эту космичность и вневременность в свое произведение. Его композиция возносилась, подобно крутой стене, в пространство вселенной. Небеса и земля сливались в одно великое целое. Однако весь опыт изучения реальности, приобретенный им за это время, не мог быть отброшен. Огромным достижением Дюрера было то, что силой своего воображения и реалистического мастерства он воплотил эти гигантские видения с их заклинаниями и экстазом в образы, обладавшие жизненной убедительностью.

Тогда же Дюрер приступил к работе над циклом гравюр «Больших страстей», а в 1502 году – над циклом «Жизнь Марии», завершив их только в 1511 году. Все три цикла принадлежат к величайшим достижениям религиозного искусства в области гравюры на дереве.

В начале века Дюрер выполнил несколько монументальных заказных работ: Паумгартнеровский алтарь, «Оплакивание Христа»,

В 1505 году Дюрер вновь прерывает работу в своей мастерской и отправляется в Венецию. Его поездка была вызвана тем, что в итальянских городах появились поддельные гравюры с монограммой Дюрера. Кроме того, художник надеялся, что в Венеции он получит новые заказы.

Действительно, прибыв в Венецию, Дюрер получает выгодное предложение. Руководители немецкой колонии в этом городе решили поручить мастеру ответственный заказ – изготовление алтарных картин для местной церкви. Вероятно, столь ответственный заказ помог ему получить итальянский художник Д. Беллини. С ним Дюрера связывали дружеские отношения еще со времени предыдущего приезда.

Он успешно работает в Венеции, совершает поездки в другие города, встречается с великим Рафаэлем. Дюрер подарил Рафаэлю свой автопортрет, исполненный гуашью на очень тонком холсте.

В 1507 году Дюрер возвращается в Нюрнберг и вновь приступает к работе. Ему хотелось хотя бы некоторое время поработать не на заказ, а для души. И он вернулся к своему старому замыслу – образам Адама и Евы. Однажды он уже воплотил их в гравюре.

В 1509 году Дюрер был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В этом же году он купил дом в Циссельгассе (ныне Дом-музей Дюрера).

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). Иконографическую программу алтаря, состоявшего из картины и деревянной резной рамы, выполненной неизвестным нюрнбергским мастером, в верхней части которой была вырезана сцена Страшного суда, разработал Дюрер. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем». Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу, художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником.

В 1513–1514 годах мастер создает произведения, знаменующие вершину его творчества. Это в первую очередь три гравюры на меди: «Всадник, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иероним» (1514) и «Меланхолия» (1514).

Дюрер был единственным художником, которому Максимилиан назначил пожизненную годовую ренту в 100 флоринов. Однако в 1519 году Максимилиан умирает, и Дюрер лишается ренты. В 1520 году художник вместе с женой отправился в Нидерланды для того, чтобы получить санкцию на продолжение выплаты ренты у нового императора Карла V, ожидавшего коронации в Ахене. На протяжении всего пути художника ждал восторженный прием. Антверпенские художники пригласили знаменитого коллегу на торжественный обед.

В 1523–1528 Дюрер опубликовал теоретические трактаты «Руководство к измерению циркулем и линейкой» и «Четыре книги о пропорциях человека», вобравшие в себя выводы, к которым он пришел в результате изучения пропорций, и ставшие основой руководства по обучению живописи.

По замыслу автора, они должны были стать своеобразным введением к задуманной им энциклопедии художника. Однако осуществить этот грандиозный замысел Дюрер уже не успел. 6 апреля 1528 года художник умер после тяжелой болезни печени.

Д ом-музей Дюрера

Место, где жил и работал художник с 1509 года до своей смерти в 1528 году. Дюрер жил в доме с женой, матерью и своими учениками и подмастерьями. Сегодня дом – музей и принадлежит вместе с Собранием графики Нюрнберга к объединению музеев города.

Здание имеет два уровня: нижние этажи построены из песчаника, а три верхних имеют деревянный каркас. Крыша - полувальмовая, со слуховыми окнами, обращенными в сторону улицы. Первый музей художника создан в этом старинном доме в 1826 году: изначально экспозиция ограничивалась одной комнатой. И только в 1871 году в честь 400-летия со дня рождения Альбрехта Дюрера весь дом был переведен под управление музея.

Здание пострадало в годы Второй мировой войны, однако стало одной из первых восстановленных музейных площадок, открылось для посетителей в 1949 году. Музей располагается в центральной части города, рядом с Нюрнбергским замком и парковой зоной.

П роизведения

М еланхолия

1514 г.

Резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «Меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера, и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.

Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации, и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды».

А дам и Ева

Картина немецкого художника Альбрехта Дюрера. Картина представляет собой две крупноформатные доски, написанные маслом. Диптих написан в 1507 году. Обе панели 209 см в высоту, а в ширину одна 81 см, другая 80 см.

Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен. Стоит сказать, что данное произведение и его сюжет создано в духе античного времени. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии. Люди, изображенные на полотне, полностью обнаженные, все прописано до мельчайших деталей, даже их рост, они изображены в свою истинную величину. Это очень важно из-за того, что по Библии Адам и Ева являются прародителями человечества, первыми людьми, сошедшими с небес на землю и давшими начало расе людей. В Библии говорится, что Адам и Ева имели множество различий между собой, именно поэтому автор изобразил их по отдельности. Но присмотревшись внимательней, можно увидеть, что картина представляет собой единое целое – Адам удерживает ветку, а Ева плод, который раньше на ней висел.

А втопортрет Дюрера

Последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника.

«Автопортрет» («Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет», «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»; нем. Selbstbildnis im Pelzrock) Альбрехта Дюрера, написанный в начале 1500 года, - последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника.
Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа - симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета.

Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой. В этом произведении Дюрер, кажется, подошёл к тому, что историк искусства Марсель Брион, называет «классицизмом по Энгру. Лицо с непреклонностью и безличным достоинством маски, скрывающей беспокойство потрясений, боли и страсти внутри».

Кажущаяся симметрия картины несколько нарушена: голова расположена чуть правее центра, пряди волос падают набок, взгляд направлен влево.
В конце XV - начале XVI веков вид строго в фас был исключением для светского портрета (один из немногочисленных примеров использования такого ракурса - серия портретов короля Генриха VIII и его жён, выполненная Гансом Гольбейном, которому, возможно, было дано специальное указание использовать именно эту позу). В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти. В Северной Европе поворот в три четверти появляется в портретах приблизительно с 1420 года, его использовал Дюрер в своих более ранних автопортретах. Художники позднего средневековья и раннего Возрождения разрабатывали этот более трудный вид и гордились умением изображать модель в три четверти. Для зрителя начала XVI века вид анфас был связан не со светским портретом, а с религиозным и, прежде всего, - изображением Христа.

Ч етыре ведьмы

Одно из самых загадочных произведений Дюрера. Сюжет его разными учеными толковался по-разному. В основе композиции лежит античная группа «Три грации», но художник добавил четвертую фигуру. Дверь слева, из которой вырываются языки пламени и видна голова дьявола, олицетворяет врата ада, дверь справа, перед которой лежит кость, – врата смерти. Изображены четыре женщины: одна из них, на заднем плане, возможно, Эрида – богиня раздора; в трех фигурах на первом плане видят Венеру, Минерву и Юнону. Последняя была покровительницей замужних женщин, поэтому изображена в чепце. Некоторые исследователи связывают гравюру с темой «Суда Париса» и рассматривают ее как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мучениям.

В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т.д. Он выполняет множество портретов в живописи, гравюре и рисунке, постоянно зарисовывает народные типы. От него осталась целая серия изображений крестьян, большая часть из которых относится именно к этим годам (гравюры на меди - «Мужская баня», «Танцующие крестьяне», «Четыре ведьмы», «Волынщик», «На рынке»). В это же время он занимается декоративным искусством и книжной графикой, изображая в гравюре по заказу императора Максимилиана грандиозную триумфальную арку и украшая рисунками на полях его молитвенник.

П оклонение волхвов

Картина Альбрехта Дюрера, написанная по заказу курфюрста Саксонии Фридриха III в 1504 году для алтаря замковой церкви в Виттенберге. Считается одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годом.

Эта картина напоминает незаконченное полотно Леонардо да Винчи на аналогичный сюжет, также хранящееся в Уффици. Но непосредственное влияние на Дюрера оказали венецианцы – Андреа Мантенья с его пристрастием к обилию камня в картинах и Джованни Беллини с его светлой и ясной живописью. Однако персонажи Дюрера написаны с той степенью психологизма, которая была особенно ему присуща.

Источник-интернет

Альбрехт Дюрер – величайший немецкий художник – мастер западноевропейского Ренессанса обновлено: Декабрь 4, 2017 автором: сайт