Афоризмы от Ивана Гончарова. Афоризмы от Ивана Гончарова Высказывание гончарова о штатском в любви

«Сон Обломова»… - эпизод, который, впрочем, имеет в себе столько целого и законченного, что его можно назвать отдельной повестью, - есть образчик того нового произведения, которое, нет сомнения, возобновит, если не усилит, прекрасные впечатления, оставленные в читателях за два года перед этим напечатанною в «Современнике» «Обыкновенной историей». В этом эпизоде снова является во всем своем художественном совершенстве перо-кисть г. Гончарова, столько замечательная в отделе мельчайших подробностей русского быта, картин природы и разнообразных, живых сцен.

Некрасов Н.А. <Сон Обломова>. СПб., 1849. //Современник. 1849. №4. Отд. 3.

Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне осознанных… Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной… Не спустись г.Гончаров так глубоко в недра обломовщины, та же обломовщина… могла бы нам показаться грустною, бедною, жалкою, достойною пустого смеха. Теперь над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слез, о ее жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением.

Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова. СПб., 1859. //Прекрасное и вечное. М., 1988. С. 445.

«Обыкновенная история» - первое произведение Гончарова - громадный росток, только что пробившийся из земли, еще не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками. Потом на могучем отростке один за другим распускаются два великолепных цветка - «Обломов» и «Обрыв». Все три произведения - один эпос, одна жизнь, одно растение. Когда приближаешься к нему, видишь, что по его колоссальным лепесткам рассыпана целая роса едва заметных капель, драгоценных художественных мелочей. И не знаешь, чем больше любоваться - красотой ли всего гигантского растения или же этими мелкими каплями, в которых отражаются солнце, земля и небо.

Мережковский Д.С. Гончаров. СПб., 1890. //Роман «Обломов» в русской критике. С. 179.

Как видим, перед нами обыкновенная история, и она ужасна, как сама жизнь, если постичь ее в ее глубинах. И Гончаров упрямо следует материалу, как все русские, которые в своем аналитическом устремлении растворяют самое малое и самое невзрачное действие в тончайших потоках повествования. Русским, однако, является прежде всего сам тип - во всех его особенностях, которые поэт втайне внимательно наблюдал. Никогда никем не были изображены с такой психологической педантичностью те небольшие удобства, которыми окружил себя герой, вялость его пробуждения. Его искусство самооправдания и самовнушения во имя лености; можно было бы счесть Обломова единственным в своем роде гением в искусстве бездельничанья, если бы не было известно, что русские… даже в самое простое и скудное могут вложить тысячекратные осложнения…»

Стефан Цвейг. Торжество инертности. 1902.

Как Островский описал купеческое темное царство, так Гончаров изобразил в громадной картине барскую обломовщину… Простота и правдивость в построении романа у Гончарова сочетаются с архитектурной стройностью, создающей сильное эстетическое впечатление. Такова, в особенности, композиция «Обломова» - драма трех восхождений героя и трех его срывов. Прост и правдив у Гончарова и пейзаж. Прост и художественный язык…

Пиксанов Н.К. Мастер критического реализма И.А. Гончаров. Л., 1952. С. 22-24.

Иван Александрович Гончаров, 1812-1891 гг., писатель.

Чтоб испытывать глубже новое, не похожее ни на что свое, нужно, чтоб тут же рядом, для сравнения, была параллель другой, развитой жизни.

Умные женщины любят, когда для них делают глупости, особенно дорогие. Только они любят при этом не того, кто делает глупости, а другого.

Ах, если бы испытывать только эту теплоту любви да не испытывать ее тревог!

Хитрость близорука: хорошо видит только под носом, а не вдаль и оттого часто сама попадается в ту же ловушку, которую расставила другим.

Самолюбие – почти единственный двигатель, который управляет волей.

Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы.

Великая любовь неразлучна с глубоким умом; широта ума равняется глубине сердца. Оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же великие умы.

Глупая красота - не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд - красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие.

Если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать другу все, что ты думаешь о нем, о его поступках, или выслушать от него такую же правду о себе, значит вы не верите по-настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга.

Жизнь - борьба, в борьбе - счастье.

Жизнь «для себя и про себя» - не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба.

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.

Мудрость - это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, это гармония идей с жизнью.

Не полюбивши долга, нельзя его исполнить.

Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.

Приемам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.

Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве…

Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь.

Фантазия - это своего рода такой паровик, что дай бог только, чтобы котел не лопнул.

(06/18.06.1812–15/27.09.1891)
Писатель.

Родился в Симбирске в купеческой семье. В 1834 г. окончил Московский университет, вернулся в Симбирск и занял должность секретаря губернатора. Проработав чиновником 11 месяцев, переехал в Санкт-Петербург, где в 1847 г. в журнале «Современник» опубликовал роман «Обыкновенная история». В 1852 г. стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле. Впечатления от путешествия описал в цикле путевых очерков «Фрегат “Паллада”» (1855–57), ставшим литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами.

В 1859 г. опубликовал роман «Обломов», ставший главным произведением автора. Другие известные произведения: очерки: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге», роман «Обрыв». Умер в Санкт-Петербурге от воспаления легких. В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».

Афоризмы Ивана Гончарова

  • Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь – не сад, в котором растут только цветы.
  • Великая любовь неразлучна с глубоким умом; широта ума равняется глубине сердца. Оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же великие умы.
  • Возвышенная любовь – это мундир, в который хотят нарядить страсть, но она беспрестанно лезет вон и рвет его.
  • Глупая красота – не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд – красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие.
  • Гордость, человеческое достоинство, право на уважение, целость самолюбия – оборвите эти цветы с венка, которым украшен человек, и он сделается почти вещью.
  • Да, женщины – всё!… Они иногда явный, иногда скрытый мотив всякого человеческого дела; их присутствие, веяние, так сказать, женской атмосферы, дает цвет и плод жизни.
  • Мы, мужчины, только орудие, рабочая сила, на нас лежит всякая черная работа… словом, мы – материя, женщины – дух.
  • Долг – это демон, бес, которого ничем не изгонишь, кроме денег.
  • Если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать другу всё, что ты думаешь о нем, о его поступках, или выслушать от него такую же правду о себе, значит, вы не верите по-настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга.
  • Жизнь – борьба, в борьбе – счастье.
  • Жизнь «для себя и про себя» – не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба.
  • Идея, старающаяся поглотить все другие и присвоить себе господство над умами, мне так же противна, как власть, которая хочет подклонить под свое иго всех людей с их действиями и правами.
  • Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, всё людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
  • Массы могут быть проводниками свободы, но не могут быть хранителями ее. Да и проводниками они бывают наподобие судоходных каналов, которые несут грузы от места к месту, но не знают, какие это грузы и из чего состоят. Потому-то на массы, или на демократию, могут с равной для себя выгодой опираться самый суровый деспотизм и самый крайний либерализм.
  • Мудрость – это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложенных к жизни, – это гармония идей с жизнью.
  • Не полюбивши долга, нельзя его исполнить.
  • Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.
  • Предвидения и предчувствия будущих шагов жизни даются острым и наблюдательным умам вообще, женским в особенности, часто без опыта, предтечей которому у тонких натур служит инстинкт.
  • Приемам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.
  • Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.
  • Работа истинного гения не рушится от пожара страстей, а только останавливается, и когда минует пожар, она идет вперед, медленно и туго, но всё идет – и в душе человека, независимо от художественного, таится другое творчество, присутствует другая живая жажда, кроме животной, другая сила, кроме силы мышц.
  • Раз вышедши замуж [многие женщины] покорно уступают первому случайному увлечению… судьба, дескать, страсти, женщина – создание слабое.
  • Серьезное искусство, как и всякое серьезное дело, требует всей жизни.
  • Старая правда никогда не смутится перед новой – она возьмет это новое, правдивое и разумное бремя на плечи. Только больное, ненужное боится ступить очередной шаг вперед.
  • Страсть жестока и самовластна. Она не покоряется человеческим соображениям и уставам, а покоряет людей своим неизведанным капризам.
  • Страсть, как тигр, сначала даст сесть на себя, а потом рычит и скалит зубы.
  • Страсть – это постоянный хмель без грубой тяжести опьянения.
  • Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать.
  • Толпа сострадательно глядит на падшего и казнит молчанием.
  • Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей.
  • У своевольных женщин свои понятия о любви, о добродетели, о стыде, и они мужественно несут тернии (груз) своих пороков.
  • У чиновников есть начальство, а нет отечества. Чиновник считает канцелярию или департамент своим отечеством.
  • Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь.
  • «Уменье жить» ставят в великую заслугу друг другу, то есть умение «казаться» с правом в действительности не быть тем, чем надо быть. А уменьем жить называют уменье ладить со всеми, чтоб было хорошо и другим, и самому себе, уметь таить дурное и выставлять, что годится – то есть приводить в данный момент нужные для этого свойства в движение, как трогать клавиши, большею частью не обладая самой музыкой.
  • Умные женщины любят, когда для них делают глупости, особенно дорогие. Только большей частью при этом они любят не того, кто делает глупости, а другого.
  • Фантазия – это своего рода такой паровик, что дай бог только, чтобы котел не лопнул.
  • Чтобы женщина ни сделала с тобой, изменила, охладела, поступила, как говорят в стихах, коварно – вини природу.