А зори здесь тихие. Тема: Война – самое бесчеловечное явление (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие») Цель А зори здесь тихие план анализ

С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени, мы до сих пор можем изучать произведения и вникать в хронику истории. Произведение Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." было посвящено людям, которые прошли через жестокою войну, которые к сожалению не вернулись домой, а также своим друзьям и товарищам. Эту книгу можно назвать памятью, ведь события описанные в ней близки каждому, кто хранит в себе память о Великой Отечественной Войне.

В произведении были описаны судьбы пяти девушек-зенитчиц, а также их командира, действия происходили во время Великой Отечественной войны. Читая этот рассказ я полностью прониклась сочувствием к главным героям, ведь они даже не успели еще почувствовать вкус жизни. Главные героини-Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, молодые девушки, только начавшие жить, они яркие, веселые и настоящие. Но каждой из них выпала роль умереть в борьбе за защиту своей Родины, за любовь к ней и будущее. Они боролись за свободу, но сами были жестоко наказаны судьбой, ведь война разрушила их планы на жизнь, не дав хотя бы капли на что-то светлое. Это страшное события разделила их жизнь на два периода, и у них просто не было другого выхода, кроме как взять оружие в свои нежные руки.

Федот Васков был еще одним главным героем, автор очень проникновенно описал ту горечь и боль, которую испытывал Федот за каждой из девушек. Он был воплощением настоящего солдата, смелый и отважный, он понимал то, что девушка должна находится дома, рядом с детьми и домашним очагом, а не воевать. Видно, как ему безумно хочется отомстить фашистам, за то, что они сделали с молодыми девушками.

Борис Васильев использовал в своей работе то, что видел сам и чувствовал, поэтому повесть содержит четкие описания событий войны. Благодаря этому читателю удается погрузиться в атмосферу тех самых страшных сороковых годов. Я прочувствовала ужас того времени, и поняла, что война не выбирала кого убивать, это были и дети и взрослые, и старые и молодые, у кого-то убили мужа, у кого-то сына или брата.

Несмотря на всю боль происходящего, в конце автор дает понять, что чтобы там ни было, добро все равно победит зло. Эти пять девушек, которые отдали свою жизнь за Родину, навсегда останутся в наших сердцах и будут героями Великой войны.

Темы затронутые произведением А зори здесь тихие

1) Героизм и самоотдача

Казалось бы, еще вчера эти женщины были школьницами, которые спешат на занятия, а сегодня они молодые и храбрые бойцы которые воюют в одной колоне с мужчинами. Но идут они в бой, не из-за принуждения государства или близких, девушки идут туда из-за любви к родине. Как по сей день показывает нам история, эти девушки принесли огромный вклад в победу страны.

2) Женщина на войне

Но самый главный смысл всего произведения Васильева, это ужасающая мировая война, на которой на ровне с мужчинами воюют женщины. Они не поддерживают солдат сзади, не лечат и не кормят, а держат в руках ружье и идут в атаку. У каждой из женщин есть своя семья, свои мечты и цели на жизнь, но у многих из них будущее оборвется на поле битвы. Как говорит главный герой, самое страшно на войне не то что погибают мужчины, а что умирают женщины, и после умирает и вся страна.

3) Подвиг непрофессионала

Ни одна из этих женщин, которая вступила на тропу войны, не проходила постоянные годовые курсы. Они не служили подолгу в армии и не умеют досконально владеть оружием. Они все непрофессиональные бойцы, а обычные советские женщины, которые могли стать женами и матерями, но, несмотря на это стали настоящими бойцами. Даже не важна их некомпетентность, они сражаются на ровне и приносят огромный вклад в истории.

4) Мужество и честь

Несмотря на то что, каждая женщина во время войны принесла огромный клад в победе, есть и те которые выделились больше всего. Например, можно вспомнить героиню из книги, под именем Женя Комелькова, которая позабыв о своем будущем, мечтах и целях, ценной своей жизни, спасла своих товарищей, переманив на себе фашистов. Казалось бы, даже не каждый мужчина отважился бы на такой поступок, но это юная девушка вопреки всему, рискнула и смогла помочь своим сослуживцам. Даже после того как женщина получила серьезное ранение, она не жалела об этом поступке и хотела лишь своей родине победу.

5) Уважение к Родине

Один из героев Восков, после всех военных действий, очень долго себя винил и оскорблял, за то, что не смог уберечь и спасти слабый пол, который отдавал на поле битвы свои жизни. Мужчина боялся, что из-за смерти солдат, на бунт встанут их отцы, мужья, а главное дети, которые начнут обвинять Воского в том, что он не смог уберечь их женщин. Солдат не верил, что какой-то Беломорканал стоит стольких ушедших душ. Но в один момент, одна из женщин Рита, сказала, чтобы мужчина перестал самобичеваться, унижать и постоянно раскаиваться в этом, так как война это не место для грусти и сожаления. Все эти женщины боролись не за обычные дороги или опустевшие здания, они боролись за свою родину и за свободу целой нации. Именно так автор, передает отважность людей и любовь их к родине.

11 класс, ЕГЭ

Произведение относится к эпистолярному жанру направления сентиментализма и представляет собой роман в виде писем, в которых главные персонажи повествуют о своей жизни с ее эмоциями, переживаниями, чувствами.

  • Анализ рассказа Чехова Черный монах

    Талант, гениальность, мания величия. Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике

  • Департамент образования и науки Приморского края

    краевое государственное автономное профессиональное

    образовательное учреждение

    «Владивостокский судостроительный колледж»

    "А зори здесь тихие…"

    Методическое указание

    Методическое указание «Урок - ролевая игра по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" » составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Русский язык и литература» для студентов 2 курса всех специальностей.

    Планируемые результаты …………………………………………………4

    Ход урока…………………………………………………………………...7

    Приложение А «Сценарий для постановки повести»…………………..33

    Приложение Б «Вопросы для викторины»…………………………..….43

    Список использованных источников…………………………………....45

    Урок - ролевая игра по повести Бориса Васильева

    "А зори здесь тихие…"

    Целевая аудитория: группа 24-125
    Тип урока: комбинированный

    Планируемые результаты :

            В процессе подготовки и в ходе самой ролевой игры углубляются знания обучающихся, расширяется круг источников постижения нового.

            Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как студент побывал в роли участника событий прошлого.

            Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность обучающихся.

            Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения студентов и преподавателя становятся равнозначными, так как сам преподаватель оказывается в роли зрителя.

            Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.

            Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

            Ролевая игра дает возможность отличиться каждому студенту, даже не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний преподавателя и одногруппников.

            Для преподавателя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.

    Образовательная цель

      анализировать художественные произведения;

    Развивающая цель

      показать возможность использования самостоятельной работыстудентов при подготовке к уроку (опережающие задания) и при изучении нового материала (на уроке);

      показать организацию коллективной работы студентов при изучении

    нового материала, сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы студентов;

      показать применение компьютерной поддержки при проведении занятия;

    Воспитательная цель

      воспитывать вкусовые пристрастия в чтении;

    Задачи образовательные:

      расширить знания обучающихся о ВОВ;

      показать многообразие творческой манеры писателя;

      активизировать познавательную деятельность обучающихся (через

    создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала);

      обучать образцовой речи, умению комментировать и делать

    филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы;

      формировать у студентов готовность к информационной учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

    Задачи развивающие:

      развивать творческие, коммуникативные качества (через организацию

    работы в группах);

      развивать познавательные способности обучающихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;

    Задачи воспитательные:

      формировать у молодого поколения чувства патриотизма, любви к

    Родине, культуре и родному языку;

      формировать духовно-нравственные и социальные ценности,

    гражданскую активность;

      учить осознавать проблемы окружающего микромира.

    Оборудование

    Портрет писателя, выставка его книг, иллюстрации учеников к повести, плакат И. Тоидзе «Родина – мать зовет», стенд «Женщина и война», компьютер, телевизор, колонки, проектор, декорации к сценке.

    Подготовительная работа.

      Планирование игры.

      Работа со студентами:

      сообщение темы, даты проведения ролевой игры,

      распределение ролей и заданий,

      разбивка на группы,

      знакомство с планом игры,

      объяснение целей и ожидаемых результатов,

      репетиции,

      изготовление необходимых дидактических материалов

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие.

    Урок начинается с показа кинокадров о войне. Звучат проникновенные слова Левитана:

    Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

    Учитель . С этой верой советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы наш народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть!

    2. Основный этап.

      Определение темы урока.

    Тема нашего урока: «У войны не женское лицо» по повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие».

    Сегодня у нас не простой урок, сегодня мы с вами примерим на себя роли бойцов ВОВ, попытаемся понять, чем близки нам сегодняшним героини повести « А зори здесь тихие». Каждый из нас мог оказаться на месте любой из них. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

    Учитель читает стихотворение С. Щипачева «Павшим»

    Павшим

    Весь под ногами шар земной.

    Живу. Дышу. Пою.

    Но в памяти всегда со мной

    погибшие в бою.

    Пусть всех имен не назову,

    нет кровнее родни.

    Не потому ли я живу,

    что умерли они?

    Была б кощунственной моя

    тоскливая строка

    о том, что вот старею я,

    что, может, смерть близка.

    Я мог давно не жить уже:

    в бою, под свист и вой,

    мог пасть в соленом Сиваше

    иль где-то под Уфой.

    Но там упал ровесник мой.

    Когда б не он, как знать,

    вернулся ли бы я домой

    обнять старуху мать.

    Кулацкий выстрел, ослепив,

    жизнь погасил бы враз,

    но был не я убит в степи,

    где обелиск сейчас.

    На подвиг вновь звала страна.

    Солдатский путь далек.

    Изрыли бомбы дочерна

    обочины дорог.

    Я сам воочью смерть видал.

    Шел от воронок дым;

    горячим запахом металл

    запомнился живым.

    Но все ж у многих на войне

    был тяжелее путь,

    и Черняховскому - не мне -

    пробил осколок грудь.

    Не я - в крови, полуживой,

    растерзан и раздет,-

    молчал на пытках Кошевой

    в свои шестнадцать лет.

    Пусть всех имен не назову,

    нет кровнее родни.

    Не потому ли я живу,

    что умерли они?

    Чем им обязан - знаю я.

    И пусть не только стих,

    достойна будет жизнь моя

    солдатской смерти их.

    Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…». Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

    Женщина на войне… Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых.

    В роли женщины - фронтовички Катерина Строганова

    Женщинам-фронтовичкам посвящается
    Война и женщина – слова несовместимы,
    Но жизнь диктует нам свои права.
    И сколько их, любимых, нежных, милых,
    Та страшная година унесла.

    Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,
    Ты на войне творила чудеса.
    Была поддержкой сильному мужчине,
    С тобою рядом слабым быть нельзя.

    Ты сколько сильных вырвала у смерти,
    Тебя запомнит тот, кого спасла,
    Мы понимаем, что ты испытала,
    За что награды Родина дала.

    Радисткой, санитаркой, партизанкой
    И лётчицей отважною была.
    Везде нужна: на суше и на море –
    Ты шла туда, куда звала страна.

    Война для всех – суровая година,
    В тылу, в плену война для всех – война.
    Мы пропоём тебе отдельно славу:
    Ты фронтовичкой, смелою была!)

      Введение в тему урока

    Учитель . Дома вы должны были прочитать повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Но что нам известно об авторе произведения? Борис Васильев сам в свое время воевал, защищая родину во время ВОВ. Он был свидетелем тех ужасов и смог детально и правдоподобно воссоздать страшные моменты того времени в своих произведениях. Давайте поговорим немного о биографии писателя.

    В роли биографов выступят Ольга Лубань, Ирина Первушкина

    (По биографии Б.Васильева краткий конспект запишите себе в тетрадь).

    Учитель. Откройте тетради, перед вами кроссворд по биографии Б. Васильева, постарайтесь сами отгадать его (самостоятельная работа).

    В Великой Отечественной войне организовались целые отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы сегодняшний наш урок.

    Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

    Учитель . Погибли девушки, почти ваши ровесницы. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним, девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям.

    Как вы считаете, можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

    На одной из читательских конференций Б. Васильев сказал: « Надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь».

    Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.

    «…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

    Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

    Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

    Учитель . Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

    Оля Лубань в роли дочери, плененной немцами

    ПИСЬМО
    Март, 12, Лиозно*, 1943 год.
    Папулечка! С немецкой я неволи
    пишу письмо. Вложу его в конверт.
    Запрячу в печке весточку о доле...
    Тебе прощальный, папенька, привет!
    Пятнадцать мне исполнилось сегодня.
    А сколько натерпелась бед в плену!
    Но даже в этой мрачной преисподней
    былое вспоминаю до минут...
    Как весело встречали дни рожденья,
    Как пели мы с тобою в унисон.
    Читала наизусть стихотворенья,
    а гости танцевали вальс-бостон...
    Ну, а сейчас я на скелет похожа.

    На шее номер, платье в лоскутах.
    Спина в рубцах. Обветренная кожа.
    И кровь спеклась на тоненьких устах.
    Рабынею у Шерлона-барона.
    Работаю из сил последних я.
    А ем с корыта с Розою и Ноной:
    "Русс был и будет грязная свинья!"
    И убегала много раз из плена,
    но дворник возвращал меня опять.
    За наказаньем - голод шел на смену.
    Теперь мне больше нечего терять.
    А маму не ищи - убили звери,
    когда узнать пытались о тебе.
    Хлестали по лицу, словам не веря,
    И застрелили в нашей же избе.
    Сегодня сообщили весть плохую,
    Что увезут в Германию меня

    Не вынести мне долюшку лихую!
    Не встретить мне и завтрашнего дня.
    Не стану прозябать я на чужбине-
    Уж лучше смерть в родимой стороне…
    Прощай, мой добрый папенька! -

    Отныне
    Громи фашистов, помня обо мне!

    Я верю, что отыщется конверт,
    Когда-нибудь прочтешь ты мой привет....

      Формирование новых понятий.

    Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с новым понятием литературная критика. Литературная критика - род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельно­сти, направленной на понимание и оценку по преимуществу совре­менных словесно-художественных произведений.

    Критика (от греч. kritike-разбор, обсуждение какого-либо предмета, явления, поступка) - род социальных отношений, пред­полагающих высказывания порицательного свойства об избранном объекте.

    В роли литературных критиков по произведению «А зори здесь тихие…» выступят Елена Котова, Александра Русинова .

      Физ. минутка

    Учитель. Устали? Предлагаю немного отвлечься и размяться.

    В роли физоргов Щедрина Cаша и Аня Шустова.

      Комментированное чтение и разбор повести по вопросам.

      Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие...?»

    Чтение эпилога, стр. 97 .

    Вывод учителя. Слишком дорогой ценой досталась эта тишина. Они все хотели жить, но погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори-то здесь тихие». Неизмеримо высока цена тишины - пять молодых женских жизней брошено в пучину смерти... Но смертны ли они?

      Где и когда происходит действие повести?

    Май 1942 г. 171 разъезд, где-то между Мурманском и Ленинградом.

      Назовите главных героев повести:

    Старшина Васков Федот Евграфович, Рита Осянина, Женя Комель-кова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

      Как ведётся повествование в первых главах повести?

    Первые главы повести рисуют почти идиллическую картину мирного военного быта. Война где-то вдали; здесь же, на 171-м разъезде, тишина и безделье. Патриархальным образом устроился превратившийся в «писателя» комендант разъезда старшина Васков.

    Прибытие на разъезд в распоряжение старшины девушек-зенитчиц ещё более настраивает читателя на весёлый лад. Складывается комическая, озорная ситуация - и Васильев щедро вводит в повествование юмористические штрихи, подшучивая над незадачливым и простодушным комендантом, тщетно пытающимся в сложившихся обстоятельствах действовать по уставу.

      Дайте характеристику Ф. Е. Васкова.

      коротко расскажите историю жизни Васкова;

      как ведёт себя Васков с девушками.

    Обобщение учителя. Васков, бесспорно, наиболее удавшийся герой повести - его стержень и фундамент. Хотя Васков сначала фигура больше комическая, но это комизм особого рода, ситуативный, так как в самом герое нет ничего смешного и могущего спровоцировать даже улыбку. Он жертва обстоятельств, и жертва невинная.

    Хмурому старшине Федоту Евграфовичу Васкову немногим более 30 лет. Но в глазах окружающих - и не только девушек, бойцов его отряда - он старичок, «пенёк замшелый», «медведь глухоманный». Стариком чувствует себя и сам Васков, оглядываясь на прожитые годы.

    С 14 лет он кормилец в семье. А в армии он уже давно. После семейной драмы и смерти сына он помрачнел, замкнулся, перестал улыбаться, но не озлобился на мир, не стал мизантропом и женоненавистником. В угрюмом старшине неисчерпаемый запас душевного тепла, вот только разглядеть эту «вторую» натуру Васкова нелегко - жизнь его обожгла и серьёзно потрепала, напоила горечью обид и утрат.

    Комментированное чтение (стр. 66 гл. 9, стр. 74 гл.10, стр. 79 -гл.11, стр. 87-гл. 12)

    Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. Всё, что в его силах, сделал он для того, чтобы уберечь от смерти своих насмешливых юных красноармейцев, с которыми он за время труднейшей экспедиции сросся душой, исполняя и командирские, и отцовские обязанности. Вот только тщетными оказались все его усилия, энергия, огромный жизненный опыт.

    «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. Друнина). Как вы понимаете эти слова?
    Своеобразие сюжета. Что важнее для автора событие или переживание?
    Есть ли смысл в подвиге? Во имя чего человек идёт на подвиг?


    Кто знает, были ли экранизации у повести, и если были, то сколько?

    Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» была опубликована впервые в 1969-м. В 1972-м на экраны выпустили экранизацию, поставленную Станиславом Ростоцким , которая, как и книга, получила всенародное признание - надо сказать, вполне заслуженно. Десять лет назад зрителям представили многосерийный телевизионный ремейк российско-китайского производства, а теперь на экраны вышла еще одна полнометражная лента, снятая Ренатом Давлетьяровым

    Внимание на экран, перед вами фрагменты из современной экранизации повести (клип).

    Обобщение учителя. Итак, мы подходим к самому главному. К истокам подвига. И это не простой вопрос. На войне были всякие. Сильные, мужественные, отдавшие свои жизни... Были, к сожалению, и другие - трусы, предатели...

    Девушки обладали силой духа. А это зависит от предшествующей жизни человека.

    Домашним заданием для было вжиться роли персонажей повести.

      Инсценировка сценки

    (Студентки играют сценку из произведения)

    Сценарий театрализации

    «А зори здесь тихие»

    /по одноименной повести Б. Васильева/

    Действующие лица:

    Война – Маша Бондаренко

    Старшина Васков – Олег Гладких

    Рита Осянина – Ольга Лубань

    Женя Комелькова- Ксения Игнатьева

    Лиза Бричкина- Елизавета Кузьминина

    Галя Четвертак – Ирина Первушкина

    Соня Гурвич - Екатерина Строгонова

    Чтецы /2 чел./ - Лена Котова, Александра Русинова

    Пролог.
    Занавес открывается.


    Голос за кулисами:

    Такою все дышало тишиной,




    Выходят Война и Васков.
    Война:

    Я- многоликая война.

    И в то же время непохожи…
    Васков:

    Я - старшина Васков,

    Я - комендант разъезда,

    Я старшим был в семье,

    И старшим здесь пришлось.
    Война:

    В тылу его осталась мать,

    А братья- все под Брестом,

    В далеком сорок первом

    Им нелегко пришлось.
    Васков:

    Я жить стараюсь по уставу,

    Но не выходит иногда.

    Мой взвод- сопливые девчонки,

    Им двадцать лет едва-едва.
    Война :

    Но мой закон ко всем нещаден,

    И погибают прежде те,

    Которых лучшими считают
    Васков:

    На этой проклятой войне!

    Девчонки, милые девчонки,

    Их было пятеро, красивых…
    Война:

    Но всех- один по одному-


    Васков:

    Когда пришел сраженья час,

    Про юность вы свою забыли.

    Земля стонала и рвалась,

    А зори тихие здесь были…


    Звучит музыкальная тема Осяниной / «Счастье мое», муз. Е.Розенфельда/. Выходит Рита Осянина:



    Звучит музыкальная тема Камельковой / «В парке Чаир, сл. П. Арского», муз. Е.Листова/.
    Выходит Женя Комелькова:



    Выходит Лиза Бричкина:

    Лиза уходит вглубь сцены.

    Выходит Галя Четвертак:

    Я- Галя Четвертак, Эту фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

    Галя уходит вглубь сцены. Выходит Соня Гурвич:


    Соня уходит вглубь сцены.


    Васков:

    Наши девочки платьица белые

    Раздарили сестренкам своим.

    Да зеленые крылья погон…

    Мы сведем с ними счеты потом.

    Что идете войной наугад…





    Васков:

    Бричкина:


    Бричкина возвращается назад.

    Васков:

    Гурвич:

    Я подожду, я подожду,

    Теперь мне некуда спешить.

    «О, я хочу безумно жить:

    Все сущее – увековечить,

    Безличное – вочеловечить,

    Несбывшееся – воплотить!»
    Соня возвращается назад.

    Васков:


    Четвертак:


    Галя возвращается назад.


    Васков:


    Комелькова:

    Когда на смерть идут – поют,

    А перед этим можно плакать.

    Час ожидания атаки.

    Был бой короткий, а потом

    Лежала я под синим небом.

    Неужто все? Неужто все?

    Из нас еще никто и не жил…



    Васков:

    Осянина:

    О чем – то мне скажешь,

    Но я не услышу.

    Васков:

    Спрошу – не ответит,

    А нас рядом двое.

    Осянина:

    Один только дышит.
    Васков:

    Я знаю, не встанет,

    Я все понимаю.

    Зачем же я хлеб

    На две части ломаю?

    Финал.

    Звучат позывные звуки трубы.

    Выходят два чтеца.
    1-й чтец:


    2-й чтец:

    Но никогда под русским небом

    Трава забвенья не взойдет!

      Закрепление пройденного материала (викторина)

      Рождённые в годы глухие

    Пути не помнят своего.

    Забыть не в силах ничего.

    Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о войне Лучшие произведения советских писателей заставляют нас постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой завоевано счастье победы и обретен мир.

    Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

      Рефлексия

      Высказывание по прочитанному произведению

    1. Что вы чувствовали, когда читали повесть?

    2. Какая сцена или эпизод взволновали (понравились) вам? (зачитать).

    3. Нравственный выбор человека на войне. Что является мерой ценности человека на войне?

      Объявление домашнего задания.

    Сочинение- рассуждение на тему «Война. 70 лет спустя…»

      Выставление оценок.

      Прощание.

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    Сценарий театрализации
    «А зори здесь тихие»

    /по одноименной повести Б.Васильева/

    Действующие лица:

    Старшина Васков

    Рита Осянина

    Женя Комелькова

    Лиза Бричкина

    Галя Четвертак

    Соня Гурвич

    Чтецы /2 чел./
    Пролог.
    Занавес открывается.
    На заднике сцены- восходящее солнце, силуэты сосен и берез.
    Звучат звуки выстрелов и канонады.
    Голос за кулисами:

    Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

    И пограничник протянул к ним руки.

    А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

    Влезали в танки, закрывали люки.

    Такою все дышало тишиной,

    Что вся земля еще спала, казалось.

    Кто знал, что между миром и войной

    Каких-то пять минут осталось!
    /С.Щипачев, «22 июня 1941 года» /
    Звучит мелодия песни «Священная война»/ муз.А.Александрова/
    Выходят Война и Васков.
    Война:

    Я- многоликая война.

    Пятнадцать тысяч раз я приходила к людям.

    И все они похожи друг на друга,

    И в то же время непохожи…
    Васков:

    Я - старшина Васков,

    Я - комендант разъезда,

    Я старшим был в семье,

    И старшим здесь пришлось.
    Война:

    В тылу его осталась мать,

    А братья- все под Брестом,

    В далеком сорок первом

    Им нелегко пришлось.
    Васков:

    Я жить стараюсь по уставу,

    Но не выходит иногда.

    Мой взвод- сопливые девчонки,

    Им двадцать лет едва-едва.
    Война :

    Но мой закон ко всем нещаден,

    И погибают прежде те,

    Которых лучшими считают
    Васков:

    На этой проклятой войне!

    Девчонки, милые девчонки,

    Их было пятеро, красивых…
    Война:

    Но всех- один по одному-

    Их смерть безжалостно скосила.
    Васков:

    Когда пришел сраженья час,

    Про юность вы свою забыли.

    Земля стонала и рвалась,

    А зори тихие здесь были…

    Эпизод 1. «Ах, война, что ты сделала, подлая?»
    Война и Васков уходят за кулисы. Звучит музыкальная тема Осяниной / «Счастье мое», муз.Е.Розенфельда/. Выходит Рита Осянина:

    Я - Рита Осянина. Из всех довоенных событий самое дорогое для меня- школьный вечер встречи с пограничниками. Именно в этот день я познакомилась со своим будущим мужем - застенчивым лейтенантом Осяниным. Мы вместе танцевали вальс, и он пошел провожать меня домой…

    А потом были письма. По субботам- его короткие, а по воскресеньям- мои длинные.

    Мы поженились. И тогда я не знала, что 22-го – война, а 23-го я стану вдовой.
    Рита уходит вглубь сцены и становится спиной к залу.
    Звучит музыкальная тема Камельковой / «В парке Чаир, сл. П.Арского», муз. Е.Листова/.
    Выходит Женя Комелькова:

    Я – Комелькова Женя. Помню, как однажды я приехала к отцу на учения – он у меня военный. Иду, а навстречу мне полковник. Господи! Высокий, русоволосый, кареглазый!

    Я так и замерла. А он мне: «Разрешите познакомиться?». А я ему: «Разрешаю. Женя Комелькова». А он мне: «Не хотите на лошадях покататься?». А я ему: «Отчего же? Можно». А он мне: «А вы всегда такая веселая?». А я: «Всегда!». Так и влюбилась.

    Но пришла война, и распорядилась по-своему: я теперь одна. Одна на всем белом свете. И мне почему-то совсем не весело…
    Женя уходит вглубь сцены, становится рядом с Осяниной.
    Звучит музыкальная тема Бричкиной / «Грустные ивы», сл. А.Жарова, муз. М.Блантера /.

    Выходит Лиза Бричкина:

    Меня зовут Лиза Бричкина. Все свои 19 лет я прожила в ожидании счастья, которое так ко мне и не пришло… Сначала я ждала возвращения в школу, которую бросила из-за болезни матери, потом- свиданий с подружками, потом- редких свободных вечеров на пятачке, возле клуба. Потом ждала, что придет Он, которого я буду любить всю жизнь, потом…

    Потом ждать стало нечего: война.

    Лиза уходит вглубь сцены. Звучит тема Четвертак / «У Черного моря», сл. С.Кирсанова, муз. И. Табачникова /.

    Выходит Галя Четвертак:

    Я - Галя Четвертак, Эту фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

    Война меня застала на третьем курсе библиотечного техникума. Она разрушила все мои мечты.

    Галя уходит вглубь сцены. Звучит музыкальная тема Гурвич / «Утомленное солнце», муз. Ю.Петербургского, сл. И.Альвека/ Выходит Соня Гурвич:

    Я - Соня Гурвич, бывшая студентка второго курса Минского университета. Вместо танцев я бегала в «читалку» и в театр. Как память о довоенной жизни у меня осталась только эта тоненькая книжечка со стихами Блока. Ее подарил мне очкастый сосед по лекциям, с которым я провела единственный вечер в парке имени Горького.

    А потом я надела форму и сапоги на два размера больше.
    Соня уходит вглубь сцены.
    Звучит мелодия песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».
    Девушки, повернувшись лицом к зрителю, медленно танцуют.
    Васков:

    Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

    Вместо свадеб – разлуки и дым.

    Наши девочки платьица белые

    Раздарили сестренкам своим.

    Сапоги.… Ну куда от них денешься?

    Да зеленые крылья погон…

    Вы наплюйте на сплетников, девочки,

    Мы сведем с ними счеты потом.

    Пусть болтают. Что верить вам не во что,

    Что идете войной наугад…

    До свидания, девочки! Девочки,

    Постарайтесь вернуться назад.
    Эпизод 2. «Они легли на поле боя, жить начинавшие едва».
    Девушки останавливаются, поворачиваются спиной к зрителю.
    Звучит мелодия из оперы К.Молчанова «Зори здесь тихие».
    Васков:

    Но они не вернулись.… На 171-й разъезд пришел я один. Пять девчонок, всего только пять! А ведь справились, не пропустили гадов! И кто? /Бричкина поворачивается и идет на авансцену/.

    Лиза Бричкина, родная душа. Она первая погибла. В болоте утонула. Не дошла до наших за подмогой, не смогла. А ведь мы даже как следует и не простились. Все думал, успеется. Как же так, Лизавета?

    Бричкина:

    Торопилась я очень, все хотела успеть,

    И, как вы обещали, с вами песню допеть.

    Я ведь вас полюбила.… Ах, зачем эта смерть?

    Торопилась я очень, все хотела успеть…
    Бричкина возвращается назад.
    Соня Гурвич начинает движение на авансцену.
    Васков:

    А Соня Гурвич? Зачем я при ней про свой забытый кисет сказал? А она, легкая, как птица, вспорхнула: «Я принесу, я знаю, где он лежит!». Даже остановить не успел. Какое там, только сапоги затопали…

    Никогда не забуду ее предсмертный крик, крик раненой птицы. Два удара ножом. Полежи тут, Сонечка, я сейчас вернусь!

    Гурвич:

    Я подожду, я подожду,

    Теперь мне некуда спешить.

    /Открывает томик стихов А.Блока и читает/

    «О, я хочу безумно жить:

    Все сущее – увековечить,

    Безличное – вочеловечить,

    Несбывшееся – воплотить!»
    Соня возвращается назад.
    Из глубины сцены начинает движение Галя Четвертак.
    Васков:

    Галина Четвертак. Четвертачок. Я так и не узнал, как себя с ней вести. Маленькая, хрупкая, с неудачным первым боевым крещением. Испугалась. Немцев испугалась, и не смогла удержаться – побежала.

    Коротко ударил автомат. С десяти шагов ударил в тонкую, напряженную спину.

    Четвертак:

    Я так мало успела в этой жизни прожить,

    Я так много мечтала верить, ждать и любить.

    Я так сильно боялась, что в войне этой сгину.

    Почему мне досталась эта очередь в спину?
    Галя возвращается назад.

    Из глубины сцены подходит Женя Комелькова.
    Васков:

    Женя Комелькова. Красавица, Погибла, отводя немцев от раненой Осяниной. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась: ведь это так глупо умирать в 19 лет. А немцы ранили ее вслепую, и она могла бы затаиться, переждать и уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, не пытаясь убежать, и … пела.

    Немцы добили ее в упор, а потом смотрели на ее и после смерти прекрасное лицо.
    Комелькова:

    Когда на смерть идут – поют,

    А перед этим можно плакать.
    Ведь самый страшный час в бою –

    Час ожидания атаки.

    Был бой короткий, а потом

    Лежала я под синим небом.

    Неужто все? Неужто все?

    Из нас еще никто и не жил…
    /С. Гудзенко, «Перед атакой», в обработке/
    Женя возвращается назад, в глубину сцены.
    На авансцену начинает движение Рита Осянина.
    Васков:

    Осянина Рита. Смертельно раненая осколком гранаты, застрелилась, боялась стать обузой, глупая.

    Я к ней подойду и шинелью укрою.

    Осянина:

    О чем – то мне скажешь,

    Но я не услышу.

    Васков:

    Спрошу – не ответит,

    А нас рядом двое.

    Осянина:

    Один только дышит.
    Васков:

    Я знаю, не встанет,

    Я все понимаю.

    Зачем же я хлеб

    На две части ломаю?
    /Ю.Воронов, «Трое», в обработке/
    Финал.
    /По мотивам стихотворений С.Куняева, Р. Казаковой «На фотографии в газете». Р. Гамзатова «Клятва сыновей»/
    Звучат позывные звуки трубы.
    Васков уходит за кулисы, девушки шеренгой идут на авансцену.
    Выходят два чтеца.
    1-й чтец:

    Они легли на поле боя, жить начинавшие едва.

    И было небо голубое, была зеленая трава.
    2-й чтец:

    А мать-и-мачеха цветет, и сон-трава

    Мохнатым зевом росу мерцающую пьет.

    Но никогда под русским небом

    Трава забвенья не взойдет!

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б

    Вопросы для викторины

      Для общения между бойцами в лесу в случае обнаружения противника или «чего непонятного» Васков придумал определенные сигналы. Что это за сигналы? (Два кряка -внимание, вижу противника, три кряка -все ко мне)

      Старшина Васков был сверхсрочником. А за что он получил орден? (За разведку)

      Почему у Гали Четвертак была такая необычная фамилия? (Она была подкидышем. Фамилию дали в детском доме: потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше)

      Что придумали девчата для того, чтобы направить немцев в обход, вокруг Легонтова озера? (Нужно создать шум, прикинуться лесорубами)

      «Дорогому защитнику Родины». Где были написаны эти слова? (На кисете старшины Васкова)

      В каком техникуме до войны училась Галя Четвертак? (В библиотечном)

      Что соорудили Гале Четвертак вместо утопленного в болоте сапога? (Чуню)

      Назовите озеро, куда двинулись Васков и пять девушек-бойцов? (Вопь-озеро)

      «...Над дальним лесом с криком перелетали птицы». Какие это были птицы, и почему они кричали? (Сороки, вспугнутые немцами)

      Куда держали путь немцы, которых обнаружила в лесу Рита Осянина? (На Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал)

      Рита Осянина видела немцев «в количестве двух», как сказал Васков. А сколько немцев было на самом деле? (16)

      «От левой косы Синюхина гряда начинается. С другой стороны эту гряду второе озеро поджимает...» Как оно называется? (Легонтово, названное так по имени монаха Легонта)

      О ком идет речь: «...Остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное личико...»? (О Соне Гурвич)

      Сколько лет было старшине Васкову? (32 года)

      Рождённые в годы глухие

    Пути не помнят своего.

    Мы - дети страшных лет России –

    Забыть не в силах ничего.

    Стихи этого поэта читала Соня Гурвич? (Александра Блока)

      Как назвал Васков «дубину какую-то», по определению Комельковой, при помощи которой идут через топь? (Слега)

      Откуда была родом Лиза Бричкина? (С Брянщины)

      Как погибла Соня Гурвич? (Побежала за кисетом Васкова и натолкнулась на немцев)

      Какую должность занимал старшина Васков? (Комендант разъезда)

      «А немцы ранили её вслепую, сквозь листву, и она могла затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо...» О какой из героинь повести идёт речь? (О Жене Комельковой)

      В какую руку был ранен старшина Васков? (В левую)

    Список литературы

      Алексиевич С. А. У войны не женское лицо. Последние свидетели: повести / С. А. Алексиевич. - М. : Сов. писатель, 1988. – 367 c.

      Васильев Б. Л. А зори здесь тихие…: повесть / Б. Л. Васильев. - М. : Сов. писатель, 1977. – 144 с.

      Друнина Ю. Стихотворения. – М.: ЭКСМО, 2004.

      Егорова Н.В., Золотарёва Поурочные разработки по русской литературе. XX век. – М.: ВАКО, 2003.

      Крамской В.Л. Юность, опаленная войной. - Старый Оскол: РОСА, 2010

    Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие” будет полезен при подготовке к урокам литературы учащимся 8 классов. Это удивительно проникновенное трагичное повествование о роли женщин на войне. Автор затрагивает проблемы исторической памяти, мужества и смелости, героизма и трусости, нечеловеческой жестокости. Судьбы пяти молодых девушек, для которых первый бой стал последним, правдиво и трогательно изобразил писатель, прошедший всю войну – Борис Васильев.

    Краткий анализ

    Год написания – 1969 год.

    История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

    Тема – подвиг женщин на войне.

    Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

    Жанр – повесть.

    Направление – реалистическая военная проза.

    История создания

    Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.

    И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.

    Тема

    Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

    Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь. Основная мысль , заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

    Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

    Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

    Композиция

    Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

    Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

    Главные герои

    Жанр

    Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

    В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

    Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева – одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Впервые опубликована в 1969 году.
    Повествование о пяти девушках-зенитчицах и старшине, вступивших в бой с шестнадцатью немецкими диверсантами. Герои говорят с нами со страниц повести о противоестественности войны, о личности на войне, о силе духа человека.

    В главной теме повести – женщина на войне отражена вся «беспощадность войны», сама же тема до появления повести Васильева в литературе о войне не поднималась. Чтобы разобраться в событийном ряде повести, можно читать краткое содержание «А зори здесь тихие» по главам на нашем сайте.

    Главные герои

    Васков Федот Евграфыч – 32-х лет, старшина, комендант разъезда, куда прикомандированы на службу девушки-зенитчицы.

    Бричкина Елизавета -19 лет, дочь лесника, жившая до войны на одном из кордонов в лесах Брянщины в «предчувствии ослепительного счастья».

    Гурвич Соня – девушка из интеллигентной «очень большой и очень дружной семьи» минского врача. Отучившись год в московском университете, ушла на фронт. Любит театр и поэзию.

    Комелькова Евгения – 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: ее семью расстреляли. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив».

    Осянина Маргарита – первая из класса вышла замуж, через год родила сына. Муж, пограничник, погиб на второй день войны. Оставив ребенка маме, Рита ушла на фронт.

    Четвертак Галина – воспитанница детдома, мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война – это романтика.

    Другие персонажи

    Кирьянова – сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

    Глава 1

    В мае 1942 года на 171 железнодорожном разъезде, оказавшемся внутри идущих вокруг военных действий, уцелело несколько дворов. Немцы прекратили бомбежки. На случай налета командованием были оставлены две зенитные установки.

    Жизнь на разъезде была тихой и спокойной, зенитчики не выдерживали искушения женским вниманием и самогоном, и по рапорту коменданта разъезда старшины Васкова один «опухший от веселья» и пьянства полувзвод сменял следующий…Васков просил прислать непьющих.

    Прибыли «непьющие» зенитчики. Бойцы оказались совсем молоденькими, и были они… девушками.

    На разъезде стало спокойно. Девушки над старшиной подтрунивали, Васков чувствовал себя неловко в присутствии «ученых» бойцов: образования у него было всего 4 класса. Главное же беспокойство вызывал внутренний «беспорядок» героинь – они все делали не «по уставу» .

    Глава 2

    Потеряв мужа, Рита Осянина, командир отделения зенитчиц, стала суровой и замкнутой. Однажды убили подносчицу, и вместо нее прислали красавицу Женю Комелькову, на глазах которой немцы расстреляли близких. Несмотря на пережитую трагедию. Женька открыта и озорна. Рита и Женя подружились, и Рита «оттаяла» .

    Их подругой становится «заморыш» Галя Четвертак.

    Услышав о возможности перевода с передовой на разъезд, Рита оживляется – оказывается, у нее рядом с разъездом в городе сын. По ночам Рита бегает навещать сына.

    Глава 3

    Возвращаясь из самовольной отлучки через лес, Осянина обнаруживает двух незнакомцев в маскировочных халатах, с оружием и пакетами в руках. Она спешит рассказать об этом коменданту разъезда. Внимательно выслушав Риту, старшина понимает, что она столкнулась с немецкими диверсантами, двигающимися в сторону железной дороги, и решает идти на перехват противника. В распоряжение Васкова выделены 5 девушек-зенитчиц. Беспокоясь за них, старшина старается подготовить свою «гвардию» к встрече с немцами и подбодрить, шутит, «чтоб засмеялись, чтоб бодрость появилась» .

    Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич со старшим группы Васковым отправляются коротким путем к Вопь-озеру, где рассчитывают встретить и задержать диверсантов.

    Глава 4

    Федот Евграфыч благополучно проводит своих бойцов через болота, минуя топи (только Галя Четвертак теряет в болоте сапог), к озеру. Здесь тихо, «как во сне» . «И до войны края эти не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно и лесорубы, и охотники, и рыбаки ушли на фронт» .

    Глава 5

    Рассчитывая быстро справиться с двумя диверсантами, Васков все-таки «для подстраховки» выбрал и путь отступления. В ожидании немцев девушки пообедали, старшина дал боевой приказ задержать немцев при их появлении, и все заняли позиции.

    Галя Четвертак, промокшая в болоте, заболела.

    Немцы появились только наутро: «из глубины все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку» , и оказалось их не двое, а шестнадцать.

    Глава 6

    Понимая, что «пятеркой смешливых девчат да пятью обоймами на винтовку» с фашистами не справиться, Васков посылает «лесную» жительницу Лизу Бричкину на разъезд, сообщить, что нужно подкрепление.

    Стараясь спугнуть немцев и заставить их идти в обход, Васков с девушками делают вид, что в лесу работают лесорубы. Они громко перекликаются, палят костры, старшина рубит деревья, а отчаянная Женька даже купается в реке на виду у диверсантов.

    Немцы ушли, и все хохотали «до слез, до изнеможения» , думая, что самое страшное миновало…

    Глава 7

    Лиза «летела через лес как на крыльях» , думая о Васкове, и пропустила приметную сосну, возле которой нужно было повернуть. С трудом двигаясь в болотной жиже, оступилась – и потеряла тропу. Чувствуя, как трясина поглощает ее, в последний раз увидела солнечный свет.

    Глава 8

    Васков, понимающий, что враг хоть и скрылся, но может напасть на отряд в любую минуту, идет с Ритой в разведку. Выяснив, что немцы обосновались на привале, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет.

    Васков не успевает остановить девушку. Через некоторое время ему слышится «далекий, слабый, как вздох, голос, почти беззвучный крик» . Догадываясь, что может означать этот звук, Федот Евграфыч зовет с собой Женю Комелькову и идет на прежнюю позицию. Вдвоем они находят убитую врагами Соню.

    Глава 9

    Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает. Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом. Федот Евграфыч «печалью был полон, по самое горло полон» из-за гибели Сони. Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами преступили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже – фашисты» .

    Глава 10

    Отряд похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев – те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю.

    После боя старшина отменил собрание, где девушки хотели судить Галю за трусость, он объяснил ее поведение неопытностью и растерянностью.

    Васков идет в разведку и в целях воспитания берет с собой Галю.

    Глава 11

    Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны.

    Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.

    Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать показавшихся немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак, и была сражена автоматной очередью.

    Старшина решил увести диверсантов как можно дальше от Риты и Жени. До ночи он метался между деревьями, шумел, кратко стрелял по мелькающим фигурам врага, кричал, увлекая немцев за собой все ближе к болотам. Раненый в руку, спрятался на болоте.

    На рассвете, выбравшись из болота на землю, увидел старшина чернеющую на поверхности топи армейскую юбку Бричкиной, привязанную к шесту, и понял, что Лиза погибла в трясине.

    Надежды на помощь теперь не было…

    Глава 12

    С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну» , но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие.

    На берегу речки, где вчера «спектакль фрицам устраивали» , старшина и девушки встречаются – с радостью, как сестры и брат. Старшина говорит о том, что Галя и Лиза погибли смертью храбрых, и о том, что всем им предстоит принять последний, по всей видимости, бой.

    Глава 13

    Немцы вышли на берег, и бой начался. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать» . Казалось Федоту Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник. Отряд не давал немцам перейти на другой берег.

    Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты.

    Отстреливаясь, Комелькова старалась увести за собой немцев. Веселая, улыбчивая и неунывающая Женька не даже не сразу поняла, что ее ранили – ведь глупо и невозможно было погибнуть в девятнадцать лет! Она стреляла, пока были патроны и силы. «Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо…»

    Глава 14

    Понимая, что умирает, Рита рассказывает Васкову о сыне Альберте и просит о нем позаботиться. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что «Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал» .

    Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

    Похоронив Женю и Риту, почти обессилевший, Васков брел вперед, к заброшенному скиту. Ворвавшись к диверсантам, убил одного из них, четверых же взял в плен. В бреду ведет раненый Васков диверсантов к своим, и, только поняв, что дошел, теряет сознание.

    Эпилог

    Из письма туриста (оно написано много лет спустя после окончания войны), отдыхающего на тихих озерах, где «полное безмашинье и безлюдье» , мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц. Он замечает, какие здесь тихие зори…

    Заключение

    Много лет трагическая судьба героинь не оставляет равнодушными читателей любого возраста, заставляя осознавать цену мирной жизни, величие и красоту истинного патриотизма.

    Пересказ «А зори здесь тихие» дает представление о сюжетной линии произведения, знакомит с его героями. Проникнуть же в суть, почувствовать прелесть лирического повествования и психологическую тонкость авторского рассказа возможно будет при чтении полного текста повести.

    Тест по повести

    После прочтения краткого содержания обязательно попробуйте ответить на вопросы этого теста.

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2445.

    Тема. «Война - не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)

    Цель

    системы образов;

    завоевано счастье победы.

    Оборудования

    Эпиграф к уроку

    А. Твардовский, 1965.

    Ход урока

    Разве хотела ты нашей смерти,

    Просто был выбор у каждого:

    Я или Родина.

    Самое лучшее и дорогое -

    Горе твое - это наше горе,

    Правда твоя - это наша правда,

    Слава твоя - это наша слава,

    I . Слово учителя.

    А что такое война? (война - это горе, слезы, смерть, кровопролитие, пожары, разруха, голод)

    О суровой В.О. войне 1941-45 г.г. мы, новое поколение, судим лишь по рассказам наших дедов, прадедов, по кинокартинам да по книгам, а их немало. («Они сражались за Родину» М. Шолохова, реж. Бондарчук; «20 дней без войны» К. Симонова - реж. А.Герман; «Судьба человека», «Горячий снег», «17 мгновений весны» и т.д.)

    Так уже случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

    (чтение эпиграфа урока)

    II

    (инсценировка эпизода)

    2) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц? (Женя Комелькова - яркая красота, которой восхищаются и мужчины, и женщины, друзья и даже врачи. Своеобразие Риты Осяниной - в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной - это близость к природе, открытая сердечность. Особенна галка Четвертак - способность преображать действительность, неуемность фантазии)

    У каждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты Осяниной - гибель на второй день войны мужа. У Жени Комельковой - «маму, сестру, братишку - всех из пулемета уложили». У Сони Гурвич - дружная и большая семья в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной - несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья».

    У Гали Четвертак - неосуществленные фантазии.

    Знакомя с Васковым, Б. Васильев прибегает к прямой характеристике, прямой речи, экскурсом в прошлое героя. Прошлое старшины многое объясняет в нем, сегодняшнем. Прежде всего, считая «большой помехой, что человек он без образования», хоть и не его вина. В конце четвертого (класса) у него медведь отца заломал. И стал он с 14 лет и кормильцем и поильцем и добытчиком в семье. Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. В армии он старшиной был не только по званию, но и по старшинской сути. В старшинстве автор видит символ. Символ опоры на таких людей, как Васков - добросовестных работников, и в военной тоже.

    Взаимоотношение Васкова и зенитчиц на первых порах складывается трудно из-за того, что девушки постоянно нарушают устав. На этой стадии девушки для него - «эх, вояки!», а он - «пенек замшевый».,

    IV. Итог урока.

    Войны - будь они даже маленькие,- для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жизнь.

    А кому адресована повесть Васильева? (Повесть адресована современникам. Парень - турист, узнав о подвиге, пристыжен своим незнанием. Это видно из его письма. Финал повести очень скромен)

    Таким образом, на войне тяжело приходилось мужчинам, что же говорить о женщинах. И гибнут они не потому, что так решил автор их судьбу, а просто: война - не женское дело.

    Просмотр содержимого документа
    ««Война – не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)»

    Тема. «Война – не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»)

    Цель : познакомить с биографией и творчеством Б.Л. Васильева;

    расширить и углубить представления учащихся о сущности подвига, о

    формах его проявления, о путях человека к подвигу;

    закрепить навык анализа образа персонажа (характера);

    уметь вместе с учащимися выбирать, отбирать материалы для анализа

    системы образов;

    воспитание у учащихся чувства патриотизма, постижение какой ценой

    завоевано счастье победы.

    Оборудования : проигрыватель, грамзапись с песней «За того парня»;

    портрет Васильева, выставка книг.

    Эпиграф к уроку

    Подружки, сестры наши, медсестрички,

    Что шли на смерть и повстречались с ней,

    В разных краях иль на чужой сторонке…

    А. Твардовский, 1965.

    Ход урока

    Под музыку «За того парня» звучит стихотворение Р. Рождественского «Реквием»

    Разве погибнуть ты нам завещала,

    Жизнь обещала, любовь обещала,

    Разве для смерти рождаются дети,

    Разве хотела ты нашей смерти,

    Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»-

    Славы никто у тебя не выпрашивал,

    Просто был выбор у каждого:

    Я или Родина.

    Самое лучшее и дорогое –

    Горе твое – это наше горе,

    Правда твоя – это наша правда,

    Слава твоя – это наша слава,

    I . Слово учителя.

    А что такое война? (война – это горе, слезы, смерть, кровопролитие, пожары, разруха, голод)

    О суровой В.О. войне 1941-45 г.г. мы, новое поколение, судим лишь по рассказам наших дедов, прадедов, по кинокартинам да по книгам, а их немало. («Они сражались за Родину» М. Шолохова, реж. Бондарчук; «20 дней без войны» К. Симонова – реж. А.Герман; «Судьба человека», «Горячий снег», «17 мгновений весны» и т.д.)

    Так уже случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

    И накануне 70-летия его дня Победы хочется низко поклониться перед женщинами, державших на своих плечах тыл, сохранивших детишек и защищавших страну вместе с мужчинами.

    Сегодняшний урок мы посвящаем таким женщинам, которые наравне с мужчинами приближали победу.

    (чтение эпиграфа урока)

    Перед нами предстанут судьбы, жизни, искореженные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятно военных лет.

    Вы прочитали замечательную повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Давайте поговорим о своеобразии этого произведения.

    II . Биография Б.Л.Васильева. Выступление учащейся.

    Борис Львович Васильев родился в 1924 г. в Смоленске в семье военного. Летом 1941, через две недели после начала войны, прямо со школьной скамьи добровольцем ушёл на фронт. В 1943 г., выздоровив после тяжелого ранения, Васильев поступил в Академию бронетанковых войск и получил специальность военного инженера.

    Однако тяга к творчеству, желание рассказать об увиденном и пережитом на войне заставила его переменить профессию.

    Печататься он начал с 1954 г., но широкая известность пришла к писателю в 1970 году, иногда в ж. «Юность» была опубликована его повесть «А зори здесь тихие..» вслед за этой повестью Б.Л. Васильев создает ряд произведений, посвященных мирной жизни. Из них наибольшим успехом пользуется у читателей повесть «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), утверждающая непобедимость добра, необходимость сострадания и любви ко всему живому на земле. К теме В.О. войны вернулся в романе «В списках не значился» (1974). Одно из последних произведений роман о довоенной школе.

    Итак, повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Для осмысления произведения, для анализа нам помогут вопросы, записанные на доске.

    Ш. Анализ произведения «А зори здесь тихие».

    1) Как вы понимаете название повести? (На протяжении повести подчеркивается, что в лесу стояла тишина. А зори здесь тихие. В повести нет ожесточенной борьбы, бомбежки, а лишь проходят перестрелки. Васильев хотел дать понять, что, чтобы зори всегда были тихими, красота природы никого не трогает, все силы отданы борьбе.)

    (инсценировка эпизода)

    2) В чём своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц? (Женя Комелькова – яркая красота, которой восхищаются и мужчины, и женщины, друзья и даже врачи. Своеобразие Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищенностью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной – это близость к природе, открытая сердечность. Особенна галка Четвертак – способность преображать действительность, неуемность фантазии)

    У каждой из девушек свой суровый счет к фашистам. У Риты Осяниной – гибель на второй день войны мужа. У Жени Комельковой – «маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили». У Сони Гурвич – дружная и большая семья в оккупированном Минске. У Лизы Бричкиной – несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья».

    У Гали Четвертак – неосуществленные фантазии.

    Из неповторимых характеров пяти девушек-зенитчиц в повести незаметно возрастает емкий собирательный образ советской женщины, женщины-патриотки, защитницы своей Родины. Каждая из пяти героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

    Что общего заключено во всех девушках-зенитчицах. В чём оно? (В повести поэтизируется женственность, обаяние молодых героинь.

    С юмором изображаются будни зенитной батареи, быт девичьего подразделения, как девушки налаживают отношения между собой, порой нарушают субординацию, единодушно пытаются саботировать распоряжения «сухаря Васкова». С горечью Васильев подчеркивает, как суровая действительность войны вступает в непримиримые противоречия с присущими женщине жизнелюбием, нежностью, добротой. (противоречие в том, когда, например, Рита Осянина убивает своего первого немца. Потрясение от убийства «всю ночь его трясло».

    Такие же качества испытывает Женя Комелькова в рукопашном бою, когда впервые должна убить врача прикладом «по живой голове», хотя и у Риты и Жени есть свой счет к фашистам.

    Объединяет всех героинь готовность без колебаний вступить в бой с врагами. Против целой диверсионной группы специально обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали пять девушек с трехлинейками. Они делают все, чтобы остановить врага, не жалеют жизней своих.)

    5) Можно ли назвать «героической» гибель каждой из девушек? (Каждого из нас потрясла смерть всех девчат, защемило сердце о каждой.(анализ сцены гибели Ж. Комельковой, Риты Осяниной, Л. Бричкиной). Васков прощается с девушками, подводя горестные итоги, нерасторженно соединяет всех пятерых своей скорбью, желанием отомстить, увековечить память о них.

    Подвиг каждой из героинь становится значительным от того, что они женщины, исполненные любви к людям, предназначенные природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные, хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают защищая ценой своих жизней свободу и будущее своей Родины.

    6) Какое представление о героизме и подвиге в В.О. войне дается в повести? (Раздумья автора и главного героя о несовместимости с войной женщины, в которой самой природой ненависть к убийству заложена, о той утрате, которую несёт жизнь и гибелью женщины, будущей матери, что могла бы дать начало целой ниточке «в бесконечной пряже человечества».)

    7) Как изменяются на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора?

    Знакомя с Васковым, Б. Васильев прибегает к прямой характеристике, прямой речи, экскурсом в прошлое героя. Прошлое старшины многое объясняет в нем, сегодняшнем. Прежде всего, считая «большой помехой, что человек он без образования», хоть и не его вина. В конце четвертого (класса) у него медведь отца заломал. И стал он с 14 лет и кормильцем и поильцем и добытчиком в семье. Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был. В армии он старшиной был не только по званию, но и по старшинской сути. В старшинстве автор видит символ. Символ опоры на таких людей, как Васков – добросовестных работников, и в военной тоже.

    Васков опекает бойцов, добивается исполнения устава, заботится о порядке.

    Взаимоотношение Васкова и зенитчиц на первых порах складывается трудно из-за того, что девушки постоянно нарушают устав. На этой стадии девушки для него – «эх, вояки!», а он – «пенек замшевый».,

    Впечатление о красоте Ж. Комельковой он говорит: « Неимоверной силы глаз как 152 мм. пушка-гоубица»)

    Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в которой раскрывается характер Васкова.

    Узнавая девушек-бойцов он проникается теплым сочувствием к горю каждой из них. сроднившись с девушками общей бедой, утратами, желанием победить, он говорит: «Какая же я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат.» Так в бою расправляется душа сурового Васкова. Девушки проникаются уважением к нему. Васков-исполнитель, но в ситуации, в которой оказался, потребовал от него умения самостоятельно решать, принимать решения. (зачитать стр.9.)

    Каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

    Ж. Комелькова, Р. Осянина, Л. Бричкина,Г. Четвертак, Соня Гурвич каждая могла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям….. Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, прожить свои собственные жизни.

    IV. Итог урока.

    «Какой бы были мы красивой парой,

    Мой милый, если б не было войны».

    Войны – будь они даже маленькие,- для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жизнь.

    (Ученица читает стихотворение собственного сочинения)

    А кому адресована повесть Васильева? (Повесть адресована современникам. Парень – турист, узнав о подвиге, пристыжен своим незнанием. Это видно из его письма. Финал повести очень скромен)

    Таким образом, на войне тяжело приходилось мужчинам, что же говорить о женщинах. И гибнут они не потому, что так решил автор их судьбу, а просто: война – не женское дело.