(А С. Грибоедова «Горе от ума»). За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)

За что и против чего борется Чацкий

План

I. Смысл названия пьесы.

П. Чацкий - борец за новые, прогрессивные идеалы.

1. Необходимость служить «делу, а не лицам».

2. Протест против крепостного права.

3. Взгляды Чацкого на воспитание.

4. Патриотизм, уважение к родному языку и национальным традициям.

5. Протест против унижения человеческого достоинства. III. Слово - орудие Чацкого.

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой. А. С. Грибоедов

Современники называли пьесу «Горе от ума» «светским Евангелием». Несерьезно, иронично, на первый взгляд, звучащее название имеет высокий смысл, заставляет вспомнить слова Екклезиаста о том, что «в многой мудрости много печали». Много печали встретит в жизни Чацкий, провозглашающий законы, которые никто не готов принять.

Александр Андреевич Чацкий - герой, причина страданий которого заключается в его уме. Чацкий не единственный разумный человек в пьесе, многие герои по-своему умны: Софья, Фамусов, даже Молчалин. Но Чацкий врывается в их мир со своей правдой, готовый разрушить старые каноны и устои. Смысл его жизни - борьба. За что и против чего?

Легче ответить на вопрос, против чего борется Чацкий. Прежде всего, против потребительского взгляда на жизнь, на государственную службу. Его горячее «служить бы рад, прислуживаться тошно» объясняет, почему он не служит, не стремится к чинам. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», - объясняет он Молчалину. Чацкого трудно, невозможно представить ожидающим похвалы, одобрения начальства, он сам знает себе цену.

Чацкий направляет свои обличительные речи против крепостного права. Объектом его критики становятся хозяин крепостного театра, продавший поодиночке своих актеров, «Амуров и Зефиров», а также «тот Нестор негодяев знатных», который выменял «борзые три собаки» на преданных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь.

Чтобы строить новую жизнь, нужны люди с новыми взглядами, думающие, честные, любящие свою Родину. Чацкий считает бедой государства то, что «нынче так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле».

С возмущением вспоминает он родственника Софьи,

В ученый комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился.

Героя пьесы возмущает воинствующее невежество, ведь в итоге к власти приходят люди, неспособные к мудрому правлению.

Александр Андреевич Чацкий - горячий патриот, его оскорбляет пренебрежение русскими обычаями, традициями, идеалами. Его до глубины души возмутила «незначащая встреча» с французиком из Бордо, чувствующим себя в России «маленьким царьком», принимаемым светскими барышнями как посланца высшей культуры.

Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! -

горько восклицает он. В азарте Чацкий нападает даже на «чужевластье мод»: на покрой фраков, прически. «Как платья, волосы, так и умы коротки!» - возмущается герой.

Чацкий выступает за чистоту родного языка. В стране, где «господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским», он призывает к уважению к русскому языку, заботится о том,

Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя б по языку нас не считал за немцев, Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья.


Александр Андреевич Чацкий выступает против унижения человеческого достоинства, считая, что прошли времена, когда чинов и богатства можно было добиться, «отважно жертвуя затылком»:

Свежо предание, а верится с трудом,

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!..

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.

Хочется верить, что давно минул «век покорности и страха», но Чацкий понимает: «Дома новы, но предрассудки стары», их не истребить.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы? -

риторически восклицает Чацкий и не услышит ответа: нет таких людей. Чинопочитание, безоговорочное уважение к мундиру, стремление служить не делу, а лицам - старый закон, пусть даже предрассудок, но с предрассудками бороться труднее, чем с обычными заблуждениями. Чтобы преодолеть их, нужно убедить в превосходстве новых идей. Это и пытается делать Чацкий, в страстных монологах утверждая идеалы патриотизма, уважения к родному языку, национальным традициям, провозглашая новые принципы воспитания молодого поколения.

Александр Андреевич Чацкий не состоит на государственной службе, свои идеалы он не воплощает в жизнь практически. С горячими монологами он обращается к людям, не всегда способным даже понять, а не только сделать своими убеждениями новые, прогрессивные идеи. Но он пылок, искренен, честен, ему чужды ложь, лицемерие, значит, его слова не пропадут даром. У Чацкого должны быть единомышленники. Возможно, они просто не пришли в этот вечер на бал в дом Фамусова.

Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

2.1. Тема ро­ди­ны в рас­ска­зе И. А. Бу­ни­на «Косцы».

2.2. Тема поэта и по­э­зии в ли­ри­ке В. В. Маяковского. (На при­ме­ре не менее двух про­из­ве­де­ний по Ва­ше­му выбору.)

2.3. Про­тив чего и во имя чего бо­рет­ся Чацкий? (По ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума».)

2.4. Как про­яв­ля­ет­ся ха­рак­тер Пе­чо­ри­на во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Мери? (По ро­ма­ну М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени».)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Тема родины в рассказе И. А. Бунина «Косцы».

Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровождаемая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания расска-за послужила услышанная писателем песня грузчиков во время путеше-ствия на пароходе. Потом такую же сильную, могучую, ладную песню услышал Бунин, проезжая в деревне мимо косцов. Применительно к этому рассказу нельзя говорить о композиции произведения - это, скорее, раз-мышления писателя о русском человеке, о России, о нашем духовном единении со своей страной. Да и героев здесь нет как таковых - рассказ о работе косцов сопровождается в основном раздумьями автора. Бунин любу-ется ладной работой приезжих косцов, их одеждой, тем, что каждый из них - часть большой неделимой артели. А главная прелесть их песни для писателя не только в том, что ей вторит природа, но и в том, что все мы, слушая ее, ощущаем себя единым целым - Россией.

2.2. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты - Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы.

Владимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении «Приказ по армии искусства» он обращается к работникам пера с призывом: «Товарищи! Дайте новое искусство - такое, чтобы выволочь республику из грязи». Свою задачу он определил как «светить всегда, светить везде». Маяковский считал, что время требовало от поэта такого напряжения сил и такой самоотдачи, чтобы он стал светилом новой жизни. В этом выражалась гражданская позиция Маяковского. И, несмотря на всю неоднозначность политических со-бытий того времени, можно сказать, что этот поэт служил своей стране.

2.3. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании, о языке и т.д. Конфликт этот - социальный; с одной его стороны - Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой - московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов - лишь наиболее яркие их представители. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта нераз-решим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фаму-совского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего; конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом - нет. Чацкому нечего искать поддержки в ставшем ему чужом городе, где властвуют фамусовы, поэтому он уезжает.

2.4. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Отношение Печорина к Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бес-трепетности. Постоянный разлад с окружающими и невозможность посветить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гар-монии подменяется деспотизмом победителя сердец.

Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость. Но по мере того как в Мери проступает душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, отношение его к княжне становится иным. Страх перед обыденным жребием, а не равнодушие заставляет отвергнуть его чувство Мери. При последнем объяснении с княжной он старается быть спокойным и холодным, однако не притворное страдание княжны трогает его. Печорин жестко судит себя: «Видите ли, я перед Вами низок…». И все-таки отвергает возможность любви.

Несомненно, Александр Андреевич Чацкий принадлежал к лучшим представителям дворянской интеллигенции своего времени. Чацкий буквально сгорает от своей любви к Родине и вместе с тем как никто чувствует ее недостатки. Вернувшись, он видит в московском обществе одни маски и гримасы, даже любовь его оказалась растоптанной глупой девчонкой. Горничная Лиза видит в нем бóльший полет духа, нежели образованная Софья! За что и против чего боролся Чацкий? Это будет рассмотрено в статье ниже.

Образ интеллигента

Интеллигентность, включающая в себя мягкость и доброту, требует от человека готовности к борьбе. Это некоторое человеческое и психологическое свойство, не связанное с местом работы и образованием. Интеллигент остро страдает от своих собственных недостатков и недостатков своей Родины. Рабская же любовь связана с безудержным самовосхвалением. Для таких страдающий кажется просто враждебным их миру. Старый образ гуманного человека со шпагой или мечом на бедре, гуманиста, который может не только нести слова, но и защищать их, - это образ, имеющий основание. Крепость, которую завоевать практически невозможно, - это внутренняя интеллигентность.

Эти люди могут на что-то опереться; одни, например, - на религию, другие - на свой талант, третьи - на чувство долга перед народом, но всегда и обязательно на нравственное чувство. Это в целом очень краткая характеристика интеллигента вообще и Чацкого в частности. Поэтому когда будет разбираться вопрос о том, за что и против чего боролся Чацкий, эти моменты надо будет помнить.

Спор с Фамусовым

Фамусов после своего прямого вопроса о том, не хочет ли Чацкий посвататься к его дочери, разразился нравоучительным монологом. Он сказал, что прежде всего надо хорошо управлять именьем, а далее идти служить. Тут надо пояснить, что по табелю о рангах чтобы что-то собой представлять, надо иметь чин, и достаточно высокий. Чацкий при его уме вполне к этому способен, но есть одно но. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Тут-то Фамусов и не выдерживает. Он говорит, что все нынешние - гордецы. А в былые времена (вспоминает он эпоху Екатерины) люди в орденах были только рады позабавить государыню, хотя бы и унизившись, зато получая после этого множество милостей и даров, приветливых слов.

На это Чацкий возражает. Его кредо остается неизменным: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», и он поясняет это на примерах. Люди хороши не тем, чтобы гнулась спина и шея, не тем, чтоб льстиво говорить, это же только покорность, страх и раболепство, хотя подло вести себя и сейчас найдутся охотники. Но только их мало стало. Даже государи на это смотрят косо, потому что людей в узде держит стыд и страшат насмешки. За человеческое достоинство и против рабской покорности стоит человек новой формации. Вот о чем идет речь с Фамусовым, вот за что и против чего боролся Чацкий, вспоминая прошлый век.

Как воспринимается новое время

Короткие реплики Чацкого вызывают ужас Фамусова. изменилось, не каждый спешит стать шутом, найти покровителя, скучать, сидя в гостиной, вовремя услужить, подставив стул или подняв платок. Уж лучше путешествовать или жить в деревне, а если уж служить, то не лицам, а делу. Так размышляет Чацкий в своих монологах.

Фамусов просто вне себя от таких естественных для заявлений. Именно Фамусов озвучивает, за что и против чего боролся Чацкий. Вольнодумец говорит о свободе и не признает постановления властей. Таким, как он, нельзя не только жить в столице, но даже подъезжать к ней, считает Фамусов.

Как Чацкий в своих монологах обличает невежество

Фамусов не нарадуется на старое столбовое дворянство, которое, собравшись в клубе, поспорит да и разойдется, но нового предложить не собирается. Он продолжает нахваливать стариков за министерские умы. «А дамы? - сунься кто, попробуй, овладей; судьи всему, везде, над ними нет судей, - продолжает Фамусов. - Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; французские романсы вам поют». На это Чацкий горько отвечает, что ново все, кроме старых предрассудков. И суждения свои старичье берет из газет столетней давности. Кого из них можно принять за образец для подражания? Тех, кто, награбив богатств, теперь дает пиры и балы всей Москве? Или того, кто, заведя театр и разорившись, поодиночке продает своих актеров? Этих мы должны уважать? Но есть одна «безусловная ценность» - офицеры. Их красивый расшитый мундир прикрывает слабодушие и нищету рассудка. Так иронизирует Чацкий.

Беседуя с Софьей, уже подло пустившей слух о том, что он безумен, и сделавшей это с удовольствием, Чацкий с горечью отмечает, что жалкие французы здесь приняты любезней, чем родные, потому что там им знают цену, а здесь глаза и ум закрыло слово «иностранец». А у иноземцев, если найдется в голове пять-шесть мыслишек, и то хорошо. И эта смесь французского с нижегородским говором - ее же слушать невозможно и смешно. Вот как Чацкий в своих монологах обличает невежество и пустые головы, забитые мундирами, модами, чурающимися всего русского.

Что дорого Чацкому

Основные убеждения Чацким высказаны коротко в разговоре с Молчалиным, когда тот осмеливается советовать неудачнику (по его мнению, Чацкому), как правильно следует жить: надо найти покровительство влиятельной женщины. На что наш герой брезгливо отвечает, что ездит к женщинам вовсе не за этим. И вообще если он занят делом, то не смешивает его с развлечениями. Зато есть масса людей, которые это перемешивают, но он к таковым не относится. Вот что защищает Чацкий - истинную заботу о деле на благо Отечества, а не на свой карман.

тупость и безнравственность

Итак, как один из первых появившихся в России интеллигентов Чацкий встает на защиту его права выбирать, чем ему заниматься, собственного образа мыслей (только были бы эти мысли, только бы они появлялись). Раболепство и тупое следование мыслям княгини Марьи Алексеевны претят Чацкому, как и превращенье московских мужей их женами в мальчиков на побегушках, неспособных к самостоятельным поступкам.

Чацкий ждет, что найдутся молодые люди, которым будут не нужны ни чины, ни званья: они увлекутся наукой или искусством; что наконец появятся умы, которым требуются знания. Вот против чего восстает и что защищает Чацкий. Пройдет немало времени, когда все, что ему дорого, начнет потихоньку претворяться в жизнь. Но главное будущее - за ним.

Убеждения и идеалы главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкого заслуживают самой высокой оценки не только потому, что они являются высоконравственными во всех отношениях, но и потому, что они были озвучены героем во враждебном ему обществе.
«Горе от ума», пожалуй, одно из самых злободневных произведений русской драматургии, а образ Чацкого занимает достойное место в ряду образов прогрессивных людей в отечественной литературе. Чацкий, так же как и пушкинский Онегин, и лермонтовский Печорин, противопоставлен обществу.
Но на этом сходство характеров (за исключением некоторых деталей) и заканчивается. Чацкий открыто вступает в борьбу с ненавистным ему «светом», при этом ратует не только за личные интересы, но, главным образом, за интересы всего общества.
Чацкий - истинный патриот своей страны, и служить для него означает быть полезным всему обществу, а не чинам. В свое время главный герой был близок к министрам в Петербурге, но оборвал все связи, так как понял, что карьеризм, лицемерие и подлость составляют основы взаимоотношений в этой среде. И продвижение по службе путем собственных заслуг здесь просто невозможно - необходимо где-то «прогнуться». Герой говорит, что рад бы служить, но «прислуживаться тошно». Чацкий не приемлет такого положения дел и открыто выступает против рабской морали.
Раболепство вызывает ненависть у такой свободолюбивой натуры как Чацкий. Он произносит гневную речь против тех, чье низкопоклонство доходит до абсурда. Чацкий говорит о том, что нет ничего отвратительнее «отважно жертвовать» своим затылком ради «высочайшей улыбки».
...Тот и славится, чья чаще гнулась шея.
Он подчеркивает, что так ведут себя те люди, на которых должна равняться подрастающая молодежь. Этих людей ставят в пример, и они являются столпами общества. Чацкий гневно вопрошает:
Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Чацкий обличает право одних людей владеть другими. Он не просто указывает на то, что подневольные люди приравниваются в глазах господ к животным (Хлестова, например, уравняла собачонку и девку-арапку), но и то, что крепостное право развивает у рабовладельцев бездуховность и самые низкие душевные
качества.
Чацкий поднимает злободневную тему воспитания и образования в России.
Иронично, а то того и наиболее метко, он замечает:
Что нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле"? Так как в России воспитание очень часто возлагалось на иностранцев, Чацкий осмеивает тех, кто каждого из таких «учителей» «признать велят историком и географом»:
Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! Преклонение перед всем иностранным Чацкий не приемлет. Он говорит о том, что представители «века минувшего» верхом культуры считают общение на странном языке - смеси «французского с нижегородским». Свой родной язык был не в почете у высшего общества, и знали его плохо. Переняв иностранные обычаи, язык, моду, дворянское общество просто пренебрегло отечественной культурой, а стало быть, утратило собственное лицо. Об этом и говорит Чацкий:
Пускай меня объявят старовером, Но хуже для меня наш Север во сто крат С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад: И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую -По шутовскому образцу... Чацкий глубоко верит в силу разума и отстаивает его права. Именно в разуме он видит главный способ переделки общества. Чацкий рассчитывает на то, что в обществе произойдет обновление, моральные ценности будут переориентированы, нравственные устои в «веке нынешнем» подвергнутся переосмыслению: «Нет, нынче свет уж не таков»; «Вольнее всякой дышит / И не торопится вписаться в полк
шутов».
И. А. Гончаров писал: «Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную». Он знает, за что воюет и что должна принести ему эта жизнь».

Написал после Отечественной войны 1812 года и незадолго до Декабрьского восстания в стране. Таким образом, произведение в полной мере передает настроения, витавшие в воздухе в тот период. Общество фактически раскололось на два оппозиционных лагеря. К первому относились люди «минувшего века» – состоявшиеся дворяне, которые перестали считать крепостных за людей, не желали учиться, развиваться и принимать нововведения.

Ко второму лагерю автор отнес всего лишь одного героя в произведении. Это был Александр Андреевич Чацкий – человек умный, образованный, с новыми идеями и взглядами на жизнь. Он хоть и происходил из дворянского сословия, но не был­ богат, а к крестьянам относился в равной степени уважительно. Провозглашая свои широкие свободные взгляды и истинный патриотизм, он представляет «век нынешний». Чацкому чужды лицемерие и фальш фамусовского общества, оттого он и оказывается втянут с общественно-значимый конфликт.

Сам Грибоедов о своем произведении говорил: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Понять главного героя, конечно же, никто не может, так как в доме Фамусова больше нет прогрессивных и хорошо образованных людей. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он не приемлет заимствованных слов, нарядов в заграничном стиле. Он не может понять, как люди, утверждающие, что они патриоты своей страны, читают французские книги и поют французские романсы. Вот фраза Чацкого из комедии, передающая его отношение к происходящему:

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским?

Еще один аспект в фамусовском обществе возмущает героя Грибоедова. Он не может понять, как человек может так низко пасть, чтобы лебезить и унижаться перед другим ради чинов. Здесь речь идет о Молчалине и ему подобных.­ Его вольнолюбивые идеи и просвещенность, конечно же, не нравятся гостям Фамусова, ведь он всех и каждого обличает в низости и подлом поведении. Так, например, Тугоуховские приезжают на бал только, чтобы найти побогаче женихов для своих шести дочерей. Внучка графини Хрбминой появляется только, чтобы пощеголять своим новым нарядом от «французской модистки». Властная старуха Хлестова приходит не одна, а с прислугой и собачкой. Молчалин всячески старается всем угодить найти лазейку для повышения по службе.

Но худшее открывается чуть позже, когда Софья наблюдает сцену, как уважаемый и любимый ею Молчалин заигрывает с Лизой и говорит той, что ухаживает за Софьей только ради своей карьеры. Именно такие, как Молчалин стоят на пути у Чацкого. Этот мягкий, трусливый и беспринципный человек фактически отнял у него Софью, в которую Чацкий был влюблен чуть ли не с самого детства. В этом прогнившем и подлом обществе его удерживала только любовь к Софье, которая в результате его предала. Она не только изменила былым чувствам, но и сама пустила слух о «сумасшествии» Чацкого, как бы в отместку за неуважительное отношение к Молчалину.

«Горе от ума» – это комедия умного, свободного и гордого человека, который чужд обществу. Автор уверен, даже если такие как Чацкий «лишние», они были, есть и будут. Пока они существуют, будет происходить борьба свежего с отжившим. По этой причине произведение Грибоедова было и будет актуальным.