А платонов разноцветная бабочка план. Урок литературного чтения «А. Платонов Разноцветная бабочка. Работа с произведением после чтения

Главные герои рассказа-легенды Андрея Платонова «Разноцветная бабочка» — старушка по имени Анисья и ее сын Тимоша. Еще когда Анисья была молодой, её сын Тимоша любил ловить бабочек на лугу неподалеку от дома. Порой в погоне за бабочкой мальчик терялся из виду. Однажды он не вернулся домой, и с тех пор Анисья ждала его возвращения.

Люди вокруг нее взрослели, потом старели, умирали, а она продолжала ждать сына, не обращая внимания на то, сколько прошло лет.

А ее сын Тимоша стал невольным пленником горного ущелья, из которого не было выхода. Однажды он погнался за разноцветной бабочкой и упал в это ущелье. Мальчик слышал, как его зовет мать, но выбраться из ловушки не мог.

Тогда он решил пробить себе дорогу домой прямо через каменную толщу. Он долбил гору крепкими камнями и на это у него ушли долгие годы. Когда Тимоша закончил свою работу и вышел из горы к матери, он стал слепым немощным стариком.

Мать, ждавшая сына много лет, узнала его и обняла. Обнимая сына, она захотела передать ему всю свою любовь. И случилось чудо – древний старик превратился в маленького мальчика Тимошу.

А счастливая Анисья, которая дождалась своего сына, после этого умерла.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа-легенды Платонова «Разноцветная бабочка» заключается в том, что материнская любовь способна творить чудеса. Анисья, дождавшаяся своего сына Тимошу, который стал глубоким стариком, своей любовью сумела вернуть его в детство, и Тимоша снова стал маленьким мальчиком. Сила матери безгранична.

Рассказ учит быть упорным и никогда не опускать руки даже в безвыходных ситуациях. Тимоша, попавший в горную ловушку, решил не сдаваться и стал пробивать выход на свободу прямо в каменной толще. Он знал, что его ждёт мать. Упорство Тимоши помогло ему вырваться из плена и встретиться с матерью.

Рассказ учит: гоняясь за разноцветными бабочками, не теряйте почву под ногами, следите за ситуацией!

В рассказе мне понравились главные герои, Анисья и ее сын Тимоша, которые долгие годы ждали встречи друг с другом, и эта встреча все-таки состоялась.

Какие пословицы подходят к рассказу-легенде Платонова «Разноцветная бабочка»?

Материнская молитва со дна моря достанет.
Кто долго ждёт, тот долго живёт.
Колотись, бейся, а все надейся.
Сердце матери лучше солнца греет.

Л и т е р а т у р н о е ч т е н и е. 3 к л а с с. Г а р м о н и я.
Т е м а: А. Платонов. «Разноцветная бабочка». Легенда
Ц е л

бабочка», с понятием «легенда», раскрыть его смысл. Работать над техникой
ь: познакомиться с произведением А. Платонова «Разноцветная
чтения. Развивать речь, внимание, воображение, умение работать с текстом.
Совершенствовать навык чтения.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Внимательный читатель».
«ПТИЦА­ПРАВДА». Испанская сказка.
Учитель читает начало предложения, ученики находят и зачитывают
продолжение.
2. Выборочное чтение.
Выразительное чтение понравившегося эпизода.
– Какой эпизод из сказки «Птица­Правда» вам хотелось бы прочитать еще
раз? Почему? Что вас тронуло в сказке «Птица­Правда»?
– Прочитайте понравившийся эпизод выразительно.
После прочтения проводится анализ выразительного чтения.
­ Что значит прочитать произведение выразительно?
­ Кто справился лучше с этой задачей?
­ На что нужно обратить внимание?
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и цели урока.
– Кто написал следующее произведение?
Платонов – это псевдоним (вымышленная фамилия) писателя. Эта
фамилия образована от имени его отца – Платон. Это показывает, что
отец много значил в жизни писателя. Андрей Платонович был старшим
сыном в семье, где было десять детей. С тринадцати лет он начал

работать, чтобы помочь отцу прокормить семью. В годы войны Андрей
Платонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Писал
Платонов и для детей, и для взрослых.
б). Выставка книг А. Платонова.
2. Чтение легенды.
Начинает учитель, а продолжают учащиеся по абзацам (с. 117–125
до слов: «И вдруг он услышал голос матери…»).
Какие чувства и мысли вызвала у вас эта легенда?
– Что вам больше всего запомнилось из легенды?
3. Физкультминутка.
4. Анализ содержания.
1) Кто является главным героем легенды? Где жила старуха Анисья?

2) Почему никто не знал, сколько ей лет?
3) По какому поводу произошла ссора между Анисьей и дедом Ульяном?
Почему старуха прогнала из своего дома Ульяна? Какие слова были сказаны
ею?
4) Для чего Тимоша – сын Анисьи – убегал каждый день в горы?
5) Почему бабочки, пойманные Тимошей, больше не летали? Зачитайте.
6) Зачем Тимоша ловил бабочек?
7) Кем, согласно местным поверьям, была проложена тропинка к небу?
Подтвердите словами из текста.
8) Какую бабочку увидел Тимоша однажды, возвращаясь поздно вечером
домой? Почему Тимоша думал, что эта бабочка была недоброй?
5. Словесное рисование.
– Каким вы себе представляете Тимошу? Какие слова текста могут помочь
вам в составлении «портрета» мальчика? «Нарисуйте» словами Тимошу.
– Какими вы представляете себе бабочек, которых ловил Тимоша?
6. Игра «Я – художник!».
– А теперь, используя не только слова, но и карандаши, нарисуйте по своему
представлению мальчика Тимошу и бабочек, которых он ловил в горах.
7. Выставка работ.
По окончании выполнения рисунков проводится выставка работ.
IV. Подведение итогов урока.
– Что такое легенда? Какие легенды вы уже читали? Какой особенностью
обладают легенды?
– Можете ли вы предположить, как будут развиваться события этой легенды
дальше?
V. Домашнее задание:
Выразительно читать легенду «Разноцветная бабочка» (с. 117–125),
постарайтесь придумать свою версию ее продолжения.

Тема: «Разноцветная бабочка». А.П.Платонов

Цели:

Образовательные: познакомить детей с новым произведением; познакомить с жизнью А.Платонова; раскрыть содержание повести; добиться усвоения темы; дать понятия новым словам.

Развивающие: продолжать работу над техникой выразительного чтения, творческого воображения, мышления, памяти и внимания.

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к книге; воспитывать чувство сострадания к людям.

Ход урока.

Организационный момент

2. Литературная разминка «Назови одним словом».

Сказка о коллективном труде («Репка»);
- бесплатное такси в сказках (Волк);
- главный сказочный ветеринар (Айболит);
- Рикки-Тикки-Тави – кто это? (мангуст);
- в какой сказке овощ стал транспортным средством,а потом опять овощем? («Золушка»

Вводная беседа.

Ребята, давайте посмотрим на доску. Здесь мы видим портрет Андрея Платоновича Платонова. Он автор удивительно мудрых детских рассказов и сказок, которые отличаются своеобразным сюжетом и необычным языком. Они заставляют задумываться над очень серьезными вопросами: зачем человек пришел на землю? В чем его предназначение? Нужна ли человеку мечта? Любовь? В его произведениях много раздумий о человеке о его счастье, мечтах, действительности. Реальность и сказочность так переплетаются в его произведениях, что подчас сказочный вымысел принимается за действительность.

Платонов родился в 1899 году недалеко от города Воронижа в Ямской слободе. С детства полюбил простую деревенскую жизнь «с колокольными перезвонами и тихими вечерами».

Трудным нелегким было детство у писателя, приходилось работать во многих местах: он был и разнорабочим, и слесарем, и помошником машиниста, чтобы прокормить семью в десять человек. Но жизнь не ожесточила его потому что добрую душу и четкое сердце воспитала в нем его учительница Апполинария Николаевна, которая научила его самому главному - любить человека.

Главной любовью писателя были книги. С ними он никогда не расставался, читал и сам писал обо всем. Но о чем бы ни писал Платонов его сердце всегда оставалось добрым и чутким к каждому человеку. А каждая книга дарила и дарит радость и счастье новым открытий. Произведения Платонова кажутся подчас слишком своеобразными, оригинальными, сложными, потому, что в них нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас.

Установка на чтение

Таким необычным, полным философских раздумий о жизни является рассказ «Разноцветная бабочка» с которым мы с вами сегодня познакомимся.

Словарная работа

Вот, например, слово «былинка» означает трава, которая растет на краю тропинки.

Первичное чтение учителем.

Ребята, а сейчас откроем свои учебники на странице …. Я буду читать вам рассказ, а вы внимательно меня слушайте и следите по книге. (чтение)

Воспроизводящая беседа

Ребята, я прочитала вам произведение А.П.Платонова «Разноцветная бабочка» А теперь ответьте на вопросы:

1. Понравился ли вам рассказ?

2. О чем говорится в рассказе?

3. Кто является главными героями?

Чтение первой части с сопутствующим анализом

Молодцы! Вы внимательно слушали, а теперь ответьте на мои вопросы:

1. Как звали старушку?

2. Где она жила? Найдите по тексту.

3. Давно ли убежал ее сын?

4. Куда он убегал и зачем?

5. Как Анисья звала своего сына?

6. А что отвечал ей сын?

7. Почему дома он горевал?

8. Что он спрашивал у матери? Найдите эти слова в тексте.

9. А что отвечала ему мать?

10. Кто сможет описать, куда вела эта тропинка

11. Кто проложил эту тропинку?

12. Ходил ли кто-нибудь по этой тропе?

Молодцы! Ребята, давайте немного подумаем и озаглавим эту часть. (примеры детей). А я бы озаглавила ее так: «Любитель бабочек». А теперь представьте, если бы вы были художниками, чтобы вы нарисовали к этой части?.. А у меня получился вот такой рисунок. Как вы думаете, подходит ли он к этой части? (ответы детей)

Чтение второй части с сопутствующим анализом.

1. Опишите былинку.

2. Кто сел на нее?

3. Опишите эту бабочку. Найдите по тексту.

4. Что Тимоша предложил бабочке?

5. Ответила ли она ему?

6. Почему мальчик решил, что бабочка не добрая?

7. Почему он все-таки побежал за ней?

8. Опишите полет бабочки. Найдите в тексте.

10. Что говорила ему мама?

11. А что Тимоша ответил?

12. Куда делась бабочка?

13. Что увидел Тимоша на краю тропинки?

14. О чем он подумал?

15. А что с ним случилось?

16. Почему бабочка смогла увлечь Тимошу в горы?

17. Какое желание Тимоши оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери?

18. Как это характеризует героя?

Молодцы! А как бы вы озаглавили эту часть? Хорошие примеры, а я придумала такое название: «В погоне за бабочкой». А какой рисунок вы бы нарисовали? А я подготовила такой.

Чтение третьей части с сопутствующим анализом.

1. Где оказался Тимоша? Найдите по тексту.

2. Почему он не мог уйти оттуда?

3. Были ли здесь бабочки?

4. Было ли у него желание их поймать?

5. Кого он позвал?

6. Что он начал делать?

7. Чего он хотел добиться этим?

8. Сколько лет прошло?

9. Много ли выдолбил Тимоша в горе?

10. Поймал ли он хоть одну бабочку за это время?

11. Считала ли мама время?

12. Куда по ее мнению ушел Тимоша?

13. Что ей чудилось в ночном небе?

14. Что она говорила сыну?

15. О чем говорят ее тихие слова, обращенные к сыну? Как вы их понимаете?

16. А что в это время делал ее сын?

Молодцы, ребята! А как мы назовем эту часть? Давайте назовем ее «Дорога к матери». А что вы бы нарисовали к этой части?

Чтение четвертой части с сопутствующим анализом.

Ребята, а сейчас прочитаем последнюю четвертую часть…

1. Откуда Тимоша услышал звук?

2. Что это был за звук?

3. Что он узнал?

4. Верно, ли было то, что ведро было его матери?

5. Почему она брала только четверть ведра?

7. Что он сделал?

8. Увидел ли он мать?

9. Кого увидела перед собой мама?

10. Что она сказала ему?

11. А что он ей ответил?

12. Чего в этот момент желала мать?

13. Что она почувствовала, когда обняла сына?

14. Что она увидела?

15. Понял ли Тимоша истинную цену материнской любви?

16. Какое чувство стало главным для мальчика?

Отлично, а как мы назовем эту часть? Я бы назвала ее «Материнская любовь» или «Сила материнской любви». А теперь я представлю вам рисунок, который нарисовала к этой части.

Обобщающая беседа

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новым произведением. Почему он называется «Разноцветная бабочка»? Какую роль бабочка сыграла в этом произведении?

А как вы думаете это сказка или рассказ? Что здесь вымысел? А что реально? Как вы думаете, о чем хотел сказать нам писатель? Какова главная мысль произведения?

Итог.

Ребята, вашим домашним заданием будет чтение и пересказ этого произведения.

Тема: А. Платонов «Разноцветная бабочка»

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с автором Андреем Андреевичем Платоновым и его произведением «Разноцветная бабочка»

ЗАДАЧИ:

Образовательная: познакомить с главной идеей произведения А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»;

Развивающая : развивать умения выражать свои мысли и чувства, внимание;

Воспитательная: воспитывать чувство долга перед родными и близкими.

Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД 1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Сообщение темы урока .

Сегодня у нас необычный урок.. И чтобы урок прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока» –

    Быть активным!

    Высказывать своё мнение!

    Слушать мнение других!

    Быть внимательным и аккуратным!

Актуализация знаний.

Отгадайте загадку;

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)

Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным советским автором и его произведением «Разноцветная бабочка».

Легенда это поэтический рассказ о каком-то событии.
Автор легенды русский писатель, определите его фамилию. На доске запись: Г. Х. Андерсен, А. П. Платонов, Ш. Перро.

А. П. Платонов (1899-1951)

А сегодня мы проанализируем произведение и выявим идею легенды.

Словарная работа. Хижина – небольшой сельский домик, избушка.

    Черепица – кровельный материал, которым кроют крышу в виде глиняных или цементных желобчатых пластинок.

    Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его.

    Ветхая – дряхлая.

Работа в рабочих тетрадях

Антонимы:

гнаться - стоять, дремать - бодрствовать, прильнуть - отпрянуть

синонимы:

гнаться - мчаться, догонять, нестись

дремать, спать, почивать, клевать носом

прильнуть - прижаться, прислониться

Краткий пересказ, заглавие первой части

1. Работа над первой частью


- Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).
- Что на это говорила и советовала мама?

Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,

Ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
- Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность, детство на берегу моря.
(На доску в процессе беседы вывешиваются подчеркнутые слова, которые являются главными.)
2. Чтение. Работа над второй частью.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь домой? (Упала капля росы на былинку).

Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!)

Почему она добрая?
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)


- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Как можно озаглавить вторую часть?
Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.


З. Чтение. Работа над третьей частью.
- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)
- Почему здесь было так много бабочек?
- Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его?
- Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: « Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)
- Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
Дорога к возвращению. Это счастье - путь домой.
4. Чтение. Работа над четвертой частью. .
- Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)

Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему он не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
Материнская любовь.


5 . Характеристика поступков героев – Тимоши, Анисьи.

«Синквейн» (Работа в группах)

1. Существительное.

2. Прилагательных два (допускаются причастия).

3. Глаголов три (допускаются пояснения).

4. Предложение из четырех слов.

5. Существительное (вывод, обобщение).

6. Обобщение.

Что для вас значит мама?

Высказывания, стихи о матери

Мама – это самое красивое слово, произнесённое человеком.(Кайл Гибран)

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери. (Паддок)

Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать. (Сухомлинский).

У вас на листе бумаги обведён шаблон, цвет бабочки выберите сами, а после украсите её с помощью тёплых и холодных тонов. Прежде чем вы начнёте работу, предлагаю вам посмотреть разнообразие цветных бабочек. (видеофильм)

Итог урока.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл.

Главная мысль легенды : любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

Рефлексия.

Ребята на заранее приготовленных листочках в виде цветочков записывают то, без чего, по вашему мнению, невозможна полноценная жизнь. Их работы оформляются на доске. Учитель обобщает написанное ребятами.

- Я желаю вам, чтобы в вашей жизни была заветная мечта и, чтобы она осуществилась, но при этом, чтобы каждый из вас не забывал о своих родных и близких, друзьях, о родном доме.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

Оценки за урок.

Оценить вашу работу хотела бы пословицами

«5» Кто в работе впереди, у них орден на груди. Умение везде найдёт примененье.

«4» Постоянство – залог успеха. Книгу читаешь – на крыльях летаешь.

«3» Без труда хлеб не родится никогда. Без знаний будешь делать дело – не жди плодов.

Домашнее задание с.4-15, пересказ понравившейся части, с.5, № 6(р.т.)